Киев, Дом с химерами: история, фото, экскурсии. Изучаем Киев. Дом с химерами: история создания, фото Кто сделал памятники дом с химерами

В центре столицы Украины расположено необычное здание - дом с химерами. Построенное в 1901–1903 гг. прошлого века в стиле модерн, оно удивляло и восхищало современников, не меньший интерес дом с химерами вызывает и сейчас.

Интерес к нему подогревают и легенды, которыми окутан дом и которые придают ему элемент таинственности. По одной из них, архитектор Владислав Городецкий построил его после смерти дочери, будто бы кинувшейся в воды Днепра из-за неразделенной любви. По другой, архитектор наложил на дом проклятие после того, как из-за финансовых трудностей вынужден был заложить его одному из кредитных обществ. И с тех пор мифические существа - химеры и горгульи, которыми в изобилии украшен дом, не дают никому в нем обосноваться надолго.

И действительно, кому только ни принадлежал дом с химерами за годы своего существования, после того как из него выбрался сам Городецкий! Владельцем этого чудесного особняка был и французский консульский агент Даниил Балаховский, и торговец Самуил Нимец, а после революции 1917 г. его приспособили под коммунальное жилье.

В дальнейшем на дом с химерами «положили глаз» управленцы: здесь располагались и штаб трудовой дружины, и ветеринарное управление, и партийная поликлиника, и даже Минздрав. Некоторое время довелось в нем пожить и артистам расположенного неподалеку оперного театра.

Неудивительно, что за эти годы дом стал сильно нуждаться в реконструкции. К тому же утратили прочность поддерживающие фундамент сваи. Глубокая трещина расколола здание на две части. Этому «помог» и рельеф местности - дом был построен на краю высокого обрыва над осушенным Козьим болотом.

Архитектор Владислав Городецкий, создавший архитектурный образ Киева конца XIX - начала XX ст., купил эту землю для постройки дома своей мечты. На его верхнем этаже он планировал разместиться сам вместе со своим семейством, а нижние этажи предназначались для сдачи - дом должен был приносить доход.

Любопытно, что поскольку дом расположен на неровной почве, с одной стороны - со стороны Банковой улицы, он имеет три этажа, а с другой - шесть.

Воплотить проект в жизнь Городецкому помог его друг и партнер горный инженер Антон Страус. Именно благодаря его нестандартному техническому решению: сочетанию свайного и ленточного фундамента - удалось построить дом на, казалось бы, не пригодной для строительства земле с большим перепадом высот.

Поскольку Владислав Городецкий владел цементным заводом под Киевом, его проект дома с химерами, как и большинство других проектов, был выполнен из бетона, что в те времена было новшеством.

Общая площадь дома составляет почти 3,5 тыс. кв. м. Квартира самого Городецкого состояла из 13 комнат общей площадью 380 кв. м, и благодаря рельефу местности парадный вход в нее находился на первом этаже.

Интересно, что согласно проекту комнаты дома с химерами располагались веером, благодаря чему в каждую квартиру солнце попадало в течение всего дня. На каждом этаже дома размещалось по одной квартире: здесь были одна 2-комнатная, одна 3-комнатная, одна 6-комнатная, две 8-комнатные, две, в том числе и у Городецкого, 13-комнатные. Причем шести-, восьми и 13-комнатные, кроме хозяйских жилых комнат, имели по две-три комнаты для прислуги, кухни, прачечные и ванные.

В доме были две конюшни, жилье для кучеров и даже коровник! Городецкий сам любил домашнее молоко и хотел, чтобы жильцы его дома также имели возможность начинать утро со свежего молока.

У Городецкого было еще одно увлечение - охота. Очевидно, большие расходы на эту страсть и послужили причиной того, что дом с химерами в конце концов пришлось заложить. Однако именно благодаря этому же увлечению мы и можем любоваться домом с химерами таким, каков он есть.

И фасад, и внутренние помещения здания украшают многочисленные скульптурные группы диковинных рыб и животных, морских нимф с цепями вместо волос и дельфинов, выполненные также из бетона. Архитекторы, изучающие стиль модерн и, в частности, творчество Городецкого, пришли к выводу, что он, мечтающий о поездке в далекую Африку, воплотил свою мечту о ней в этом проекте.

На фасаде мы видим изображения африканских животных - головы носорогов, слонов, жирафов, оленей, газелей, крокодилов, огромных жаб. Ступени парадного входа словно омыты бурным ручьем, вытекающим из горного озера, ведь сам дом напоминает гору и, конечно же, африканскую. Среди бетонных волн - бетонные рыболовецкие сети.

Скульптурные украшения по эскизам самого Владислава Городецкого выполнил миланский скульптор Элио Саля.

После реставрации, которая была проведена на основе сохранившихся чертежей Городецкого, в доме с химерами разместилось представительство Президента Украины с залами для переговоров, подписания документов, вручения верительных грамот, проведения торжественных мероприятий и др.

В субботу сбылась моя давняя мечта - я наконец-то попала внутрь одного из самых красивых и самых загадочных зданий Киева, которое находится на улице Банковой 10, аккурат напротив Администрации Президента. Само здание является одной из многочисленных президентских резиденций и носит имя "Дом с химерами ".

Как известно, этот дом был построен архитектором Городецким за два года в 1901-1903 годах - полгода на строительство и полтора - на внутреннее и внешнее декоративное оформление. Нам рассказали, что Городецкий по дешевке купил довольно проблемный участок земли - пригорок, да еще и подземные воды... После чего он заключил пари с другим архитектором, Кобелевым, что построит здесь многоэтажный дом. И это ему, конечно, удалось!

Пригорок был обыгран оригинально - с одной стороны у дома три этажа, а с другой - шесть.

Говорят, что изначально, когда Городецкий планировал дом и договаривался со скульптурной мастерской итальянцев братьев Саля, в проекте дом выглядел гораздо скромней, но потом все-таки его украсили многочисленные фигуры.
Почему так - неизвестно. Думаю, Городецкому было мало просто построить тут дом, он решил сделать его неповторимым! Кстати, никаких химер на доме нет - сплошь реально существующие животные, рыбы и девушки...)
Есть даже загадка, которую киевляне любят загадывать гостям города: все фигуры на доме якобы парные и повторяются дважды или более раз. И лишь крокодильчик - один. Конечно, надо найти крокодильчика, на удачу...)))

Это - ящерки, не крокодильчики!

Еще одна легенда говорит, что так много подводных обитателей изображено тут в память об утонувшей дочери Городецкого, но это выдумка - его дочь значительно пережила отца, и ее потомки, судя по всему, живут где-то в Америке.

Туристы могут попасть внутрь лишь по субботам, когда проводятся всего 4 экскурсии, и то - это зависит от графика правительственных мероприятий.
У меня просто чудом получилось перехватить последний свободный билетик в одну из групп!
Мы прошли через ворота дома и через двери "Подъезда номер два" вошли внутрь...

За дверью нас ждал охранник - переписал данные паспортов, забрал мобилки и фотоаппараааатыыыы... Ыыыыыы....
Так что дальше будут фото, найденные мной в сети. Нашлось их совсем не много, но и из них я покажу лишь те помещения, которые видела сама.

Если снаружи дом украшен живыми животными и рыбами, то внутри сплошь гипсовые черепа, тушки, ружья... Одним из хобби Городецкого была охота, и это отразилось на оформлении дома напрямую. Еще говорят, что Городецкий все свои охотничьи трофеи превращал в чучел (которые, конечно, не сохранились), был увлечен Африкой (это видно по скульптурам и живописи на стенах и потолке), и даже однажды привез в Киев жирафа!
Такая вот внутри винтовая лестница. С этой же точки нам ее и показали, позволив, правда, заглянуть чуть выше, на потолок.
Дичь, висящая в пролете, - тоже гипсовая, отлично сохранилась. Живопись на стенах восстанавливали - одно время даже в Доме располагалась больница, тогда он пострадал более всего - к стенам прикручивали шкафы и инструменты, стены закрасили, но хоть до потолков не особо добрались...

Лестничные колонны в виде птичьих лап. И среди них вдруг ангелочки - всмотрись, их там видно. Якобы, это дань просьбе супруги архитектора о хоть какой-то доле романтики...)

На следующей лестничной площадке виден светильник из двух переплетающихся рыб. Нашла в сети вот такое фото - правда фигового качества и без ламп...

А здесь от светильника видна только верхушка...

Дом сменил множество хозяев и арендаторов, что, конечно, не улучшало его состояние.
Нам показали этаж, где когда-то жил Городецкий с семьей. На других этажах он сдавал комнаты.
Очень многое в доме было отреставрировано уже в 2003 году, когда и самый нижний этаж от земли очистили, и снаружи фигуры укрепили... А внутри многое восстанавливали по фотографиям самого Городецкого, которых осталось не так уж много.

Возможно, именно из-за этого холла дом когда-то был прозван горожанами "Морским дном". Из этого холла выход аккурат на Банковую, к Администрации.

Стены украшают рисунки затонувших кораблей и рыб. А на потолке - гигантский осьминог, щупальца которого обвивают водоросли с рыбами и раковинами. Всё сделано из бетона и частично покрыто перламутром, оттого кажется, что ракушки использованы настоящие.

А это - зал для приема иностранных делегаций. По креслам можно понять, где место глав делегаций.

Вообще изначально из почти всех комнат было по два и более выходов, имелись и тайные переходы. Но когда Администрация Президента взяла дом под "свою опеку", "лишние" двери и коридоры были убраны - в целях безопасности.
На фото не так видно, но на стенах и потолке лепка в виде ирисов - они в реальности ярко-розовые, поэтому эту комнату в шутку сравнивают с известным "Киевским тортом")))
Справа в стене видны окна - там находится скрытая комната для переводчиков. Совершенно непонятно, где туда дверь, так как в следующей по коридору комнате - малый банкетный зал...

Вот это - Малый банкетный зал - при Городецком это также была столовая. На потолке лепка на гастрономическую тему - сборная солянка из ананасов, кукурузы, и прочих фруктов-овощей. Люстра с рогами восстановлена по фотографиям.

Рядом находится гардеробная - тоже неимоверно красивая комната с рисунком лучника на потолке. Нашла вот такое изображение этой комнаты - без вешалок еще.

Нам показали и другие некоторые комнаты этого этажа. Запомнился еще холл в африканском стиле - с изображениями львов и бегемотов. На стенах коридоров и в комнатах висят картины. Подлинники, позаимствованные из киевских музеев (хм).

А в африканском холле мы застали украшенную елочку! Искуственную, но не конус. Вполне человеческая, с зелеными игрушками и золотыми бусами (не из золота все же, думаю...)))

На остальные этажи и в другие помещения вход запрещен - люди работают. Ну и к тому же, говорят, там менее интересно, и лепки меньше и вообще.
Приходится верить на слово.
Авось когда-то Мариинский дворец отремонтируют, резиденция переместится туда, а тут будет просто музей для всех. Хотя я что-то сомневаюсь...

И еще одна легенда. Говорят, что перед тем, как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие, мол, только прямые его потомки смогут уживаться с химерами, остальным же занимающим дом - грозит неудача. Якобы по этой причине все организации, которые арендовали тут помещения - банкротились, конторы - разваливались... А сейчас тут, напоминаю, президентская резиденция...
Ну что, еще раз впитать глазами красоту - и на выход. Время экскурсии завершилось (чуть менее часа), и на пороге уже нетерпеливо топчется следующая группа.

Снаружи со всех сторон дом разный, но не везде его можно рассмотреть - там охрана, тут кусты... Зато трансформаторная будка красивая...))

И фонари в стиле.

А вообще возле Дома с Химерами красивее всего весной, когда на клумбах сменяют друг друга самые разные цветы. А сейчас из цветовой гаммы только флаги...

Обратила внимание на табличку, которая висит на маленьком домике охраны (как я думала) возле Дома с химерами:
"Главное управление обеспечения доступа к публичной информации"...
Так вот, почему Дом окружен тайной..))

Осталось только погладить того самого крокодильчика - на удачу...)

Огромное спасибо


В центре Киева, на Банковой улице, 10, есть расположено удивительное здание, которое никого не может оставить равнодушным. Фасады, причудливая лестница у парадного входа, украшения в виде фантастических скульптурных изображений химер, вызывают мистические ощущения. А вмонтированные в стены загадочного бетонного дома головы носорогов и слонов, крокодилов и антилоп, прячущиеся в каннелюрах колонн юркие ящерицы создают впечатление не то ребуса, не то экзотического зверинца.
Хоботы слонов и змеи заменяют водопроводные стоки. На крыше притаились гигантские жабы и морские чудовища в компании с нереидами, а вместо волос на женских головках цепи, фантастические листья и бутоны.
Помимо яркого декора фасадов в доме есть другие необычайности. Немного найдется в мире разноэтажных домов. Дом же Городецкого со стороны Банковой трехэтажный, а со стороны площади Франко - шестиэтажный.
Предлагаю поближе посмотреть на этот чудесный дом и на известные факты и легенды с ним связанные.



Это собственно, сам архитектор и владелец дома - Владислав Городецкий.

Дом спроектирован в стиле раннего декоративного модерна, не характерном для начала XX века. На земельном участке, считавшимся не пригодным для строительства, из-за слишком крутого склона над бывшим озером в долине.
В связи с чем, участок был приобретен Городецким практически за бесценок у Киевского домостроительного общества.

С началом строительства связана одна из легенд, относящихся к этому дому. Согласно этой легенде (а может и не совсем легенде - пойти ж разберись как оно все на самом деле было), когда Городецкий объявил о своем намерении строиться на этом месте, то побился об заклад с архитекторами Александром Кобелевым и Владимиром Леонтовичем, что через два года он возведет здесь собственное жилье. Тогда киевский архитектор Александр Кобелев приложил руку ко лбу зодчего и с пафосом произнес: «Вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея».
Другая легенда утверждает, что строительством своего дома Городецкий сослужил неплохую службу производителям бетона, которые организовали архитектурный эксперимент для рекламы цемента - нового для тех времен строительного материала. Кстати, этот вариант наиболее правдоподобен - недаром зодчий был совладельцем завода «Фор», производившего этот цемент...

Использование высокого парапета на крыше, что позволило практически скрыть кровлю. Говорят, здание архитектора Городецкого на Банковой, 10 является первым «бескровельным» в украинской столице.
В доме были ледник с отдельными холодильниками для всех квартир, прачечная, дровяной склад, подвал, винный погреб, экипажный сарай, кучерская комната и… коровник. Оригинал Городецкий хотел поить своих жильцов и гостей только свежим молоком! Кстати, коровник располагался так, что запахи не причиняли людям никакого дискомфорта...

Согласно еще одной легенде, Городецкий построил этот дом в память о своей дочери, которая из-за несчастной любви покончила жизнь самоубийством, бросившись в воды Днепра то ли из-за семейной ссоры, то ли из-за несчастной любви, от этого в оформлении так много морских мотивов.Интересно, приходило ли тогда кому-нибудь в голову: почему безутешный отец изобразил не дочь, а тварей, возможно, поживившихся ею?..
Однако, как было установлено, Елена Городецкая (в замужестве Яценко) во время строительства дома была жива и здорова и умерла гораздо позже своего отца.

Легенда об утонувшей красавице-жене (или дочери) архитектора, который якобы в память о случившемся украсил крышу особняка рыбами, жабами и русалками с неводами,это скорее всего трансформированная история произошедшая во 2-ой половине ХІХ века, когда участок был частью огромной усадьбы, расположенной между улицами Институтской, Банковой и Лютеранской. Усадьба принадлежала врачу, профессору университета св. Владимира Ф. Мерингу. В то время здесь еще не было доходных домов - только особняк семьи владельца, оранжереи, парк, пруды и хозяйственные постройки. Однажды в семье Меринга произошла трагедия: его дочь утонула в море.

Скульптурные украшения фасада по собственных эскизам Городецкого выполнил его помощник, миланский скульптор Элио Саля, оставивший свою подпись «E. Sala. 1902» под скульптурной композицией борьбы львицы и орла.
На стенах дома находятся бетонные головы носорогов, жирафов, львов, крокодилов, антилоп и прочих африканских зверей. Бетонные хоботы слонов, свисающие над тротуарами, использовались в качестве водосточных труб.

Из-за финансовых проблем, связанных с увлечением сафари, в июле 1912 года Городецкий решил заложить свой особняк Киевскому обществу взаимных кредитов.
Неспособность выплатить проценты по кредиту привела к тому, что в 1913 году усадьба с особняком была продана кредитным обществом на аукционе. Владение особняком перешло к Даниилу Балаховскому, французскому консульскому агенту в Киеве. В 1916 году дом купил некий Самуил Нимец, купец первой гильдии.

После Октябрьской революции 1917 года здание было национализировано, а все квартиры в доме стали коммунальными.
С 1921 года в здании размещался штаб военно-трудовой лесозаготовочной дружины. Позже новая власть разместила в нём Ветеринарное управление Киевского военного округа

Во время Великой Отечественной войны зданию был нанесён значительный ущерб, оно оставалось заброшенным. После войны здание использовалось как жильё актёров театра имени Ивана Франко. Затем ЦК КП(б)У распорядился использовать здание в качестве поликлиники № 1 для членов ЦК КП(б)У.
После распада СССР здание принадлежало Министерству здравоохранения Украины. Со временем сваи утратили свою опорную функцию, и в месте стыковки ленточного и свайного фундаментов дом раскололся на две части. Одна часть дома наклонилась в сторону резиденции Президента Украины на 33 см, а в сторону театра имени Ивана Франко на 10 см.
В 1998 году институтом «УкрНИИпроектреставрация» был разработан проект реконструкции «Дома с химерами». Сама реконструкция и реставрация проведена в 2003г. По сохранившимся старым чертежам Городецкого восстановили интерьер и росписи на стенах. Восстановили свайное поле, но выправлять дом, который наклонился более чем на 30 см в сторону Банковой реставраторы не стали, выпрямить дом означало бы, что его перестраивают, а не реставрируют. Чтобы вмонтировать окна в перекосившиеся от времени стены, мастерам пришлось изготовить кривые оконные рамы.

На настоящий момент три этажа здания (третий, четвёртый и пятый) переоборудованы под помещения для проведения мероприятий с участием Президента Украины. На первом и втором этажах резиденции расположены служебные кабинеты работников государственного протокола и церемониала президентского секретариата.

Вспомним еще одну легенду и пожелаем нынешним собственникам дома долголетия и процветания, несмотря на неё.
Легенда же гласит, что перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, банкротились - их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались.

В 1938 году, через четыре года после перенесения столицы Советской Украины из индустриального и архитектурно «продвинутого» Харькова в тихий и почти патриархальный Киев, поэтесса Ольга Анстей (1912 - 1985) написала непривычный для той эпохи пасторальный сонет об одном из лучших образцов «киевского модерна», известном киевлянам как «Дом с химерами» - бывшем доме архитектора Владислава Городецкого на улице Банковой, 10.

Безвкусный фантазер, манерный мим
Тебя придумал в сне самолюбивом.
Над площадью заносчивым массивом
Ты вырос, удивлен собой самим!..
Ты весь кричишь, недвижностью томим,
Но суждено коснеть хвостатым дивам
И необузданных нереев гривам
Застынуть в судороге пантомим!..

за подготовку материалов спасибо Википедии.

Дом с химерами - кирпичное здание в стиле модерн, расположенное в столице Украины, Киеве. Своё название дом получил благодаря скульптурным украшениям (расположенным как на фасаде дома так и внутри его), тематика которых - наземный и подводный животный мир, атрибуты охоты, сказочные существа.


Здание расположено в Печерском районе на улице Банковой, 10, напротив Администрации Президента Украины. Архитектор Владислав Городецкий построил его в 1901-1903 годах как доходный дом с помещениями для своей семьи. Место строительства выбрал над крутым обрывом по Банковой улице, на бывшем берегу осушенного болота. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля

Согласно первой легенде, Городецкий построил этот дом в память о своей дочери, которая из-за несчастной любви покончила жизнь самоубийством, бросившись в воды Днепра то ли из-за семейной ссоры, то ли из-за несчастной любви, от этого в оформлении так много морских мотивов. Однако, как было установлено, Елена Городецкая (в замужестве Яценко) во время строительства дома была жива и здорова и умерла гораздо позже своего отца.

Вторая легенда гласит, что Городецкий построил дом, заключив с известными архитекторами Александром Кобелевым и Владимиром Леонтовичем пари, что он за два года сможет построить здание, используя новые по тем временам материалы: цемент и бетон. На что Александр Кобелев сказал ему:

«Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея.»
Через два года Городецкий представил архитекторам свой дом и выиграл пари.

Согласно третьей легенде, перед тем как покинуть дом, Городецкий наложил на него проклятие. Якобы все жильцы особняка будут несчастливы, и только лишь потомки Городецкого смогут беспрепятственно уживаться с химерами. Сторонники этой версии указывают на то, что конторы, владевшие здесь помещениями либо арендовавшие их, банкротились - их фонды таинственно исчезали, организации расформировывались.

Также существует легенда, согласно которой дом строил не Городецкий, а Николай Добачевский. Эта легенда опровергается тем, что на всех чертежах дома стоит подпись Городецкого

Дом с химерами был построен по проекту архитектора Владислава Городецкого в 1901-1902 годах с применением инновационных решений для тех времен под руководством инженера Антона Страуса. Ко времени строительства здания Городецкий был известен как крупный архитектор, разработал многие здания Киева - в частности, Костёл святого Николая, Киевскую кенассу и Национальный художественный музей Украины. Помимо архитектуры, Городецкий любил охоту, возможно, поэтому в его работах присутствует так много скульптурных изображений животных.

Городецкий финансировал строительство дома на заёмные средства с намерением создать доходный дом. На каждом этаже он сформировал по одной квартире, они были связаны между собой лифтом и лестницами. Сам Городецкий занимал четвёртый этаж здания, площадь которого составляет около 380 м².

Первую часть земли Городецкий купил 1 февраля 1901 года, строительные работы начались 18 марта того же года. Строительство наружных стен было завершено 21 августа, крыша и кирпичная кладка была завершена 13 сентября. В связи с экономическими трудностями в Российской империи завершение строительства было отложено. В мае 1903 года были заняты только одна квартира на нижнем этаже и собственная квартира Городецкого. Для строительства здания было использовано 1550 м² земли стоимостью 15 640 рублей. Общая стоимость земли и строительства составила 133 000 рублей. Предполагаемый годовой доход от аренды составлял 7200 рублей. Слева от центрального фасада располагалась альпийская горка (площадью около 320 м²) с фонтаном.

Из-за финансовых проблем, связанных с увлечением сафари, в июле 1912 года Городецкий решил заложить свой особняк Киевскому обществу взаимных кредитов.

Неспособность выплатить проценты по кредиту привела к тому, что в 1913 году усадьба с особняком была продана кредитным обществом на аукционе. Владение особняком перешло к Даниилу Балаховскому, французскому консульскому агенту в Киеве. В 1916 году дом купил некий Самуил Нимец, купец первой гильдии.

После Октябрьской революции 1917 года здание было национализировано, а все квартиры в доме стали коммунальными.

С 1921 года в здании размещался штаб военно-трудовой лесозаготовочной дружины. Позже новая власть разместила в нём Ветеринарное управление Киевского военного округа.

Во время Великой Отечественной войны зданию был нанесён значительный ущерб, оно оставалось заброшенным. После войны здание использовалось как жильё актёров театра имени Ивана Франко. Затем ЦК КП(б)У распорядился использовать здание в качестве поликлиники № 1 для членов ЦК КП(б)У.

Все архитекторы ошибаются. Ошибки лучших из них становятся достопримечательностями, как Дом с химерами Владислава Городецкого в Киеве. Мимо проходят основные туристические маршруты, но доступ внутрь серьезно ограничен, поскольку здание занимает департамент протокола президента Украины. Иван Сияк и Валентин Бо получили разрешение снять интерьеры дома для Bird In Flight.

В конце XIX века Киев ощутил наконец последствия индустриализации. Российская империя богатела, но богатства теперь доставались новым людям. Помещиков с их поместьями и наследственную аристократию затмили вышедшие из низов промышленники и финансисты. Они по-другому зарабатывали и по-другому тратили деньги. Созданный буржуазией спрос на недвижимость для жилья и инвестиций спровоцировал строительный бум 1890-х - 1900-х годов.

Среди архитекторов того времени не оказалось великих. Спустя 100 лет наиболее известно имя Владислава Городецкого, место которому в истории сохранил помпезный, обруганный критиками, неудачный с инженерной точки зрения «Дом с химерами». Большинство адресованных ему упреков звучат очень современно и до сих пор применяются по отношению к громким строительным проектам.

Спорная репутация архитектора

Сын украинских помещиков польского происхождения приехал в Киев в 1889 году после окончания Императорской академии искусств и вскоре женился на дочери владельца двух дрожжево-винокуренных заводов. Новые связи помогли получить первые заказы на проектирование склепов и дворовых туалетов. «Строительная контора домовой канализации архитектора В. В. Городецкого» - так называлось его первое бюро.

Помогло увлечение стрельбой. Владислав вступил в Киевский отдел Императорского общества правильной охоты, построил тир и вошел в круг самых влиятельных жителей города. Уже в следующем году Городецкого пригласили в состав Домостроительного общества, которое застраивало прилегающий к Крещатику район. Совместно с директором общества Шлейфером Городецкий спроектировал самый дорогой в городе отель «Континенталь». Заработок он вложил в цементный завод «Фор» купца Евгения Зайцева, вместе с которым часто охотился. В 1902 году Зайцев отдал Городецкому подряд на строительство четырехэтажного доходного комплекса в самом центре, на углу Крещатика и Прорезной, с огромным для того времени бюджетом в 800 тысяч рублей.

К своему 40-летию и строительству собственного дома Городецкий подходил с резюме, в котором значились несколько коммерческих зданий, Музей древностей и искусств (ныне - Национальный художественный музей) по проекту Петра Бойцова, Николаевский костел по проекту Валовского, и Караимская кенасса, главным украшением которой стали лепные украшения итальянца Элио Саля. Достройка чужих проектов и отсутствие собственного выраженного стиля были среди причин того, что в советской литературе Городецкого зачастую лишали статуса архитектора и называли инженером.

Непрозрачная сделка по покупке земли

Для постройки собственного дома Городецкий присмотрел на крутом склоне улицы Банковой два участка, объявленных непригодными для строительства. Дождавшись, пока из-за отсутствия покупателей цена упадет до минимума, архитектор купил у Домостроительного общества землю на деньги, одолженные в Обществе взаимного кредита. Директором обеих фирм был партнер Городецкого по строительству «Континенталя» Шлейфер. Залогом стало еще не построенное здание. Теперь его называют «Дом с химерами».

Рискованная схема финансирования

Пузырь на рынке недвижимости в Киеве надувался безоглядным кредитованием. Чтобы пройти весь процесс от покупки земли до оформления интерьеров дома, Городецкий взял 30 ссуд.

Участок в 1 550 квадратных метров обошелся в 15 640 рублей. Под залог земли получены средства на строительство первого этажа. Под залог первого этажа взяты деньги на второй, под залог второго - на третий. Так за 65 тысяч были закончены шесть этажей и крыша. Еще 59 тысяч рублей стоил один только первый год из двух лет отделочных работ.

Элитарность

К началу XX века в Киеве существовала 36-разрядная градация жилья по комфортабельности и годовой плате. Помимо расположения дома и площади квартиры, учитывался этаж (чем ниже, тем лучше) и набор услуг: отопление, электричество, телефон, холодильные камеры в подвале, наличие швейцара и посыльного, стоянка для экипажей и гараж. Аренда квартиры площадью до 100 квадратных метров в центральных кварталах стоила около 300 рублей в год. Семикомнатная люксовая квартира с полным сервисом на Николаевской улице (теперь - Архитектора Городецкого) обходилась в 700.

В «Доме с химерами» семье Городецкого отводилась квартира площадью 380 м² на первом этаже с кабинетом, двумя гостиными, столовыми, будуаром, спальней, детской, комнатой для гостей, прихожей, тремя комнатами для прислуги, кухней, комнатой для мытья посуды, ванной комнатой, двумя хозяйскими туалетами и кладовой.

Другие сдавались: двухкомнатная на первом этаже - за 420 рублей в год, трехкомнатная - за 540, 6-комнатная на втором этаже - за 1 200, 8-комнатная на третьем - за 2 000, 10-комнатная на четвертом и 9-комнатная на пятом - за невероятные 3 500 рублей каждая, 8-комнатная на шестом - за 2 750 рублей в год. В доме был грузовой лифт, общая прачечная, ледник, сараи для дров и экипажей, коровник для поставки свежего молока, винные погреба.

Ненадежное инженерное решение

Крутой склон на купленном Городецким участке земли заставил его применить новые конструкционные решения. Во-первых, у дома две высоты: с фасада он трехэтажный, а в сторону Крещатика смотрят шесть этажей. Во-вторых, у дома два разных фундамента: ленточный на горке и укрепленный полсотней буронабивных бетонных свай внизу.

Свайная технология была для Киева начала XX века новой, и архитектор не сумел правильно ее применить. За несколько десятков лет лежащие на разных фундаментах части здания раскололись. В некоторых местах трещина достигла ширины 40 сантиметров. Для спасения дома в конце 1990-х понадобился капитальный ремонт с забиванием 177 новых опор.

Спорная художественная ценность

Ненужность дома. Несостоятельность владельца

При полном заполнении квартир аренда ежегодно приносила бы Городецкому 13 910 рублей. В 2 300 рублей обходилось техническое обслуживание здания, 4 410 надо было отдать в счет долгов. Однако очередь желающих поселиться в «Доме с химерами» не стояла. Отпугивали цены, шум запущенного по улице Банковой трамвая, давящий дизайн интерьеров, расставленные тут и там охотничьи трофеи хозяина.

В 1909 году Городецкий впервые заложил «Дом с химерами», в 1912 году - опять, и потом уже не смог выкупить. Непоправимый урон бюджету архитектора нанесло осуществление мечты - участие в африканском сафари. Туром для трех киевлян по Кении руководил зоолог, выпускник Парижского университета. Ему помогали два следопыта, два оруженосца, конюх, три личных слуги для туристов, два повара, два препаратора, кинолог, четыре охранника и почти 150 носильщиков.

В 1920 году Владислав Городецкий эмигрировал в Польшу. Умер и похоронен в Иране, где строил вокзал по заказу американской компании.

(все фото, кроме подписанных иначе, - Валентин Бо)