Каковы социально экономические и внутриполитические. Кризис Римской империи: причины и последствия. Внешнеполитические и внутриполитические, экономические причины возникновения вкл

1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

В)улучшение системы планирования

2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

В)легковые автомобили

4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

5)В период руководства страной Л.И Брежневым

А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

Г) началась приватизация

6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

А)отказ от плановой системы

Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

Г)использование материальных стимулов к труду.

7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

А)передача функций министерства совнархозам

Б) рост объема промышленного производства

В) приватизация мелких предстриятий торговли

8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

А)диссидент

Б)компромат

В)ренегат

Г)бюрократ

9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)ликвидация МТС

В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

Д)приятие программы химизации и мелиорации

Е) установление пенсий колхозникам

10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

А) советы народных депутатов всех уровней

Б)Коммунистическая партия

В) союз коммунистов и беспартийных.

1)Какие последствия для экономической и социальной сферы могла вызвать реализация линии на преим тие сельского хозяйства, пищевой и легкой индустрии?

2)Оцените реформу управления экономикой, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. 3)Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием?С какими политическими решениями это было связано? 4)Почему несмотря на огромные достижения СССР в развитии науки и техники, во второй половине 50-х начале 60-х гг. труд рабочих и крестьян оставался по прежнему ручным или маломеханизированным? (Потому что наука и техника в советской России были направлены на развитие военно-технической сферы.) 5)В чем заключались противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

аргументируйте.

1)Стремление к свободе есть основополагающий принцып общества. А Жизнь человека невозможна без борьбы за свободу - свободу высказывать своё мнение,выражать и обсуждать свои взгляды, объединяться в группы и партии, выбирать и сменять правительство,голосовать за своих представителей,организовывать свою общественную и экономическую жизнь так,как ему хочется, до тех пор,пока это не нарушит мира. Наслаждаться свободой- значит работать так,как нравится,получать то занятие,которое человек считает подходящим,свободно покупать и продавать результаты своей деятельности и оставлять себе вознаграждение. Быть свободным- значит не встречать препятствий и затруднений в своих мирных экономических занятиях и устремлениях.

2) Для того чтобы с самого начала внести ясность и опустить семантику,либерала мы определяем здесь как человека,который верит в использование всей полноты власти правительства для содействия социальной,политической и экономической справедливости на муниципальном уровне,уровне штата,национальном и международном уровнях... Либерал верит,что правительство является хорошим инструментом для развития такого общества,которое пытается вопрлощать христианские принципы в реальную жизнь

ВОПРОСЫ

1. Каковы социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?

Рабство, которое стало тормозом для развития техники и хозяйства;

Большое количество гражданских войн;

Разорение хозяйства и свертывание внутренней торговли;

Постоянные междоусобицы, в ходе которых легионы возводили на трон «солдатских императоров»;

Ослабление римской армии, отчуждение армии от интересов гражданского римского населения.

2. В чем состояли причины Великого переселения народов? Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?

Причиной Великого переселения народов стало движение кочевников гуннов, которые, Двигаясь от северных границ Китая, дошли до Урала и Волги. Далее гунны ворвались в Северное Причерноморье, где нанесли поражение жившим здесь племенам.

В результате в конце IV в. десятки варварских племен неудержимой лавиной двинулись в глубь римской империи.

Римляне не удалось удержать варваров на границах своей империи из-за социально-экономического и внутриполитического кризиса, который поразил империю. Кризис привел к ослаблению императорской власти и римской армии. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.

3. В какой сфере жизни средневекового общества наследие Античности сказалось в наибольшей степени? Почему?

В наибольшей степени наследие античности сказалось на развитии культуры средневекового общества, особенно градостроительстве и архитектуре. Основной причиной стало то, что варвары жили в бывших римских городах и продолжали их традиции в области строительства архитектурных объектов.

Кроме того варвары многое переняли от римлян в повседневной жизни, системе управления и праве.

4. Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?

Римляне, греки, кельты, германцы, также оказали влияние славяне, финно-угры, арабы и тюрки.

5. Как вы думаете, почему христианская церковь не допускала богослужения на других языках, кроме латыни? Каким образом это способствовало распространению христианства и росту авторитета церкви?

Латынь была языком понятным и доступным всему населению бывшей Западной Римской империи. Ранее жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей, так как все дела, связанные с управлением и судопроизводством, велись на латыни. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всей эпохи Средних веков составлялись государственные документы, международные договоры. Благодаря этому народы Европы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом.

Использование латинского языка в богослужениях способствовала распространению христианства и росту авторитета церкви, так как латынь была языком книжной мудрости. На латыни велось обучение в монастырских школах и университетах. Это позволяло студентам из разных стран слушать лекции в любом университете. Превращение латыни в язык ученых и учащихся приводило к тому, что в Европе существовал постоянный обмен знаниями и идеями.

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь картой № 2 (стр. II), определите, какие племена участвовали в Великом переселении народов. Проследите пути их переселения.

Гунны, остготы, франки, вестготы, вандалы, англы, саксы, славяне, булгары и др.

2. Французский историк Ж. Ле Гофф писал: «...Церковь преимущественно преследовала свои собственные интересы, не заботясь более об интересе варварских государств, чего не было при Римской империи. Она скапливала земли, доходы, привилегии, добиваясь их в качестве даров от королей, магнатов, даже бедняков, и это в тех условиях, когда накопление еще более обескровливало хозяйственную жизнь, подрывало производство. Епископы, почти все выходцы из богатой аристократии, будучи всемогущими в своих городах и епархиях, стремились к такой же власти и в королевствах... Церковь пыталась руководить государством, а государство - управлять церковью. Епископы выдвигались в разряд королевских советников и наставников во всех сферах деятельности, силясь преобразовать церковные каноны в гражданские законы, а короли, став католиками, назначали епископов и председательствовали на соборах...» Как автор оценивает политическую роль церкви в раннее Средневековье?

Автор оценивает очень высоко роль церкви в Раннем Средневековье. Указывает на то, что церковь представляла собой серьезную конкуренцию светской власти, активно вмешивалась в дела государства, давала советы по управлению страной. Кроме того, церковь была крупнейшим феодалом, что также давало ей основания для вмешательства в дела государства.

Вопрос 01. Каковы политические, социальные и экономические причины разрушения крестьянской общины?

Ответ. Политическая причина: правительство считало, что живущих по хуторам крестьян - частных собственников будет гораздо сложнее поднять на революционную борьбу, чем крестьянскую общину с общинной собственностью.

Социальная причина: общество с большим количеством мелких частных собственников в целом менее поляризовано, чем с большим процентом безземельных, более стабильно, менее подвержено революционным настроениям.

Экономические причины:

1) появление фермерских хозяйств должно было сделать сельскохозяйственное производство в России товарным, ориентированным на рынок;

2) превращение сельскохозяйственного производства в товарное должно было стимулировать применение прогрессивных способов ведения хозяйства (включая новые техники удобрения поляей), закупку новейшей сельскохозяйственной техники.

Вопрос 02. Как отнеслось к аграрной реформе крестьянство? Объясните позицию разных слоёв крестьян.

Ответ. Бедняки среди крестьян восприняли реформу отрицательно. Это понятно. В общине существовала круговая порука при выплате государственных податей, то есть за бедняков платили те, кто побогаче, то есть те, кого Столыпин призывал из общины выйти и таким образом не участвовать больше в круговой поруке. Понятно активное противодействие крестьянской бедноты, иногда вплоть до физического противодействия измерению земли, передававшейся в частную собственность. Удивительнее то, что зажиточные крестьяне также встретили реформу без энтузиазма, лишь некоторые из них воспользовались данным им правом на выход из общины. Община существовала тысячелетия, она стала частью мировоззрения крестьянина, не многие смогли решиться её покинуть в первые годы проведения реформы, а больше судьба ей не отмерила.

Вопрос 03. Какими были цели и результаты переселенческой политики?

Ответ. Основные цели:

1) решить проблему малоземелья крестьян в Центральной России;

2) заселить мало освоенные сибирские земли.

Результаты:

1) в целом переселилось около 3,4 млн человек;

2) около 17% вернулась на прежние места проживания;

3) новосёлы освоили более 30 миллионов десятин;

4) экономика Сибири получила мощный толчок;

5) в районах нового поселения не было крестьянских общин.

Вопрос 04. Каковы были конкретные результаты Столыпинской аграрной реформы?

Ответ. Результаты незавершённых реформ:

1) посевные площади выросли в целом на 10% (но в районах наиболее активной реализации реформ – до 150%);

2) хлебный экспорт увеличился на треть, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы – 40%;

3) удвоилось количество применяемых минеральных удобрений;

4) в 3,5 раза выросли закупки сельскохозяйственных машин;

5) благодаря развитию сельского хозяйства темпы промышленного роста выросли до 8,8%;

6) появились первые формы кооперации крестьян.

В годы перестройки

12 марта 1985 г. после кончины К.У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный М.С. Горбачёв резко выделялся на фоне предыдущих руководителей КПСС и государства, поэтому сразу был встречен в обществе с большим энтузиазмом.

Вскоре М.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления социализма» М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии.

В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. (Апрельский пленум). На Пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы:

Научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей;

Активизация всей системы политических и общественных институтов.

Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества.

Вначале ускорения предполагалось достичь административными мерами.

В 1985 г. началась борьба с нарушениями трудовой дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд высших государственных деятелей. 7 мая 1985 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и начата так называемая антиалкогольная кампания. Меры, которые были предприняты для искоренения пьянства, оказались грубо-прямолинейными и неэффективными. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, как известно, создаваемых в течение десятилетий. Втрое сократилось производство не только дешёвого вина и водки, но и марочных вин. Число винных магазинов сократилось, у их дверей выстроились огромные очереди. Антиалкогольная кампания не искоренила пьянство, а привела к росту наркомании, токсикомании, самогоноварения, потреблению суррогатов спиртного и была очень непопулярна в обществе. Огромный урон понёс бюджет, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета. Уже в 1986 г. бюджет не досчитался 9 млрд. руб., общий ущерб от антиалкогольной кампании составил 37 млрд. рублей.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. М.С. Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на «перестройку», «радикальную реформу» экономики. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой и предоставить больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.Г. Горбачев считал, что никакая экономическая реформа не сможет осуществиться, если в нее не будет вовлечено все общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая «демократизация» страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека.

19 ноября 1986 г. был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн. граждан (5 % активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения.

1 января 1988 г. вошёл в силу «Закон о государственном предприятии», по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями.

Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой.

М.С. Горбачев провозгласил курс на гласность как средство борьбы с недостатками социализма. Это дало простор тем, кто выступал за открытый характер деятельности партийных, государственных, хозяйственных органов. На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, «круглые столы». Было прекращено глушение передач западных радиостанций, вещавших на СССР. М.С. Горбачев вернул из политической ссылки академика А.Д. Сахарова. Начался процесс возвращения советского гражданства лишенным и высланным диссидентам.

28 июня - 1 июля 1988 г. состоялась ХIХ Всесоюзная партийная конференция. На ней впервые за шесть предшествующих десятилетий был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. На конференции было принято решение о политической реформе Советов и совмещении постов председателей Советов с соответствующими постами в партийном руководстве. Была также принята резолюция «О гласности», закрепившая курс на демократизацию печати и свободу слова. На конференции вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Но большинство делегатов поддержало М.С. Горбачева и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы, но её главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.

Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции, учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть - по национально-территориальным, а еще одна часть - от признанных общественных организаций и от Академии Наук. Отныне выборы в Советы должны быть тайными и проходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. состоялись первые в СССР альтернативные парламентские выборы. Большинство на них получили активные сторонники перестройки.

25 мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первый день его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. Впервые в прямом эфире транслировались все заседания съезда, проходившее в течение трех недель. На Съезде был сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С. Горбачёв. На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа». В числе сопредседателями этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др. Наиболее острая дискуссия шла на съезде по вопросу о 6-й статье Конституции СССР 1977 г., закреплявшей руководящую роль КПСС. Межрегиональная депутатская группа стала упорно бороться за отмену 6 статьи Конституции. М.С. Горбачёв всячески стремился сохранить руководящую роль партии в обществе. На II Съезде народных депутатов (12-24 декабря 1989 г.) он добился принятия решения не обсуждать этот вопрос. 5 февраля 1990 г. на Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР одновременно с отменой положения Конституции о руководящей роли КПСС в государстве. На III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) такие решения были приняты. Первым президентом СССР был избран М.С. Горбачёв.

В июле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций. Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своём выходе из КПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники.

На съезде М.С. Горбачёву удалось получить, в целом, поддержку своего курса. Он был переизбран на пост генерального секретаря решением съезда, что уменьшало его зависимость от ЦК КПСС. Но избрание М.С. Горбачева на высший пост в партии уже не играло никакой роли. Его авторитет стремительно падал, по всей стране стали проходить митинги под лозунгами «Долой КПСС!». События августа 1991 г. ускорили падение коммунистического режима и распад СССР.

Литература

1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю (1985-1991 гг.): Курс лекций / А.С. Барсенков. - М.: Аспект-Пресс, 1991. - С. 55-156.

2. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина / В.В. Согрин. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2001. - С. 13-86.

3. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. - М.: РГГУ, 2007. - С. 76-166.


«Новое мышление» во внешней политике СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления». Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений - началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 г. между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 г подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 г. подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.

В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 г. впервые поддержал действия Запада.

В 1991 г. было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.

Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата.

В 1989 г. СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 гг. здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 г. прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Литература

1. Горбачев, М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1988.- С. 56-94.

2. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. - М.: РГГУ, 2007. - С. 167-205.