Государственный бюджет, его доходная и расходная части. Формирование доходной части бюджета К статьям доходной части государственного бюджета относятся

Тема 4: Бюджетная политика РФ

Бюджетная политика – это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней в бюджетной сфере, а также в налоговой, кредитной и т.д.

Она представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере формирования и исполнения бюджетов.

Бюджетная политика предполагает:

1. определение целей и задач в области бюджетов

2. Разработку механизмов мобилизации денежных ресурсов в бюджетную систему

3. Выбор направления использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов

4. управление бюджетным процессом

5. организация регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных средств

В современных условиях бюджетная политика должна обеспечивать:

Разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Права органов власти каждого уровня самостоятельно принимать решения о направлениях и объемах использования средств своего бюджета

Бездифицитность бюджетов любого уровня путем изменения доходных источников каждого бюджета

Контроль за целевым экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на каждом уровне системы

Бюджетная политика ежегодно определяется в послании Президента РФ правительству РФ и федеральному собранию.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующем законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – региональные налоги, отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, переданные в региональные и местные бюджеты на постоянной основе в твердо фиксированной доле.

Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги, по которым федеральными законами и региональными законами устанавливаются нормативы отчисления в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год.

В зависимости от источников формирования доходы делятся на три группы:

Налоговые доходы

Неналоговые доходы. К ним относится доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты предусмотренных налогов; доходы от платных услуг, оказываемые бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности (штраф).

Безвозмездные и безвозвратные перечисления.

К ним относится:

1. Финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций



2. Субсидии из вышестоящих бюджетов

3. Безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Субсидия – софинансирование (не полностью финансирует цель)

Субвенция – финансирование (полностью финансирует цель).


Л2
22.02.2012

Доходы федерального бюджета

Налоговые доходы.

В федеральный бюджет зачисляются следующие доходы от налогов и сборов:

– Налог на прибыль организаций (100% идет в федеральный бюджет)

– НДС (100%)

– Акциз на спирт этиловый из пищевого сырья (100%)

– Акциз на табачную продукцию (50%)

– Акциз на горюче-смазочные материалы (40 %)

– Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым из-за рубежа (100%)

– Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (100%)

– Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных ископаемых) (40%)

– Сбор за пользование водных биологических ресурсов (за исключением внутренних водных объектов) (100%).

– Водный налог (100%)

– Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам по внутренним водных объектам) (70%).

– Страховые взносы, уплачиваемые организациями из фонда оплаты труда во внебюджетные фонды (100%).

Неналоговые доходы

– Доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (100%)

– Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов государственной власти РФ.

– Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ-ей, остающейся после уплаты налогов и сборов в размере, устанавливаемом правительством РФ.

– Лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции (100 %).

– Таможенные пошлины и таможенные сборы (100%)

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду (20%)

– Патентные пошлины (100 %)

– Консульские сборы (100%)

– Прибыль ЦБ РФ, остающаяся после уплаты налогов и сборов по нормативу, уставленному отдельным федеральным законом (принимается ежегодно)

Налоговые доходы субъектов РФ.

– Налог на имущество организаций (100%)

– Транспортный налог (100%)

– Налог на прибыль организации по нормативу, установленному федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

– НДФЛ (70%)

– Акциз на спиртосодержащую продукцию (50%)

– Налог на наследование и дарение (100%)

– Акциз на горюче-смазочные материалы (60%)

– Акциз на пиво (100%)

– Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых (100%).

– Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) (60%)

– Единый налог, взимаемый по упрощенной расчетной системе налогообложения (90 %)

– Единый сельскохозяйственный налог (30%)

Неналоговые доходы бюджетов субъектов федераций

– Часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ после уплаты налогов и сборов в размере, установленном законом субъектов федераций.

– Поступления от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, созданных субъектами РФ.

– Плата за негативное воздействие на окружающую среду (40 %, для Москвы и Санкт-Петербурга – 80 %).

Доходы местных бюджетов

– Налоговые доходы бюджетов сельских поселений

1. Земельный налог (100 %)

2. Налог на имущество физических лиц (100%)

3. НДФЛ (10%)

4. Единый сельскохозяйственный налог (30 %)

– Налоговые доходы муниципальных районов

1. Земельный налог (100 %)

2. Налог на имущество физических лиц (100 %)

3. НДФЛ (20%)

5. Единый сельскохозяйственный налог (30 %)

6. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий нотариусами (100%)

7. Государственная пошлина за регистрацию транспортных средств (100%)

– Налоговые доходы городских бюджетов

1. Земельный налог (100%)

2. НДФЛ (30%)

3. Налог на имущество физических лиц (100%)

4. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (90%)

5. Государственные пошлины (за нотариальные действия и за регистрацию транспортных средств)

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

— документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 1):

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом (рис. 2).

Рис. 1. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:
  • Объем производства
  • Инветиции
  • Реальные доходы

Рис. 2. Основные направления доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:

  • Налоги на доходы юридических и физических лиц
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль)
  • Поступление косвенных налогов и акцизов
  • Пошлины и неналоговые сборы
  • Региональные и местные налоги

Расходы государственного бюджета:

  • Промышленность
  • Социальная политика
  • Сельское хозяйство
  • Государственного управление
  • Международная деятельность
  • Оборона
  • Правоохранительная деятельность
  • Наука
  • Здравоохранение

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам , важнейшим из которых является финансирование государством своих функций : экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
  • содержание органов власти;
  • национальная оборона;
  • финансирование науки;
  • финансирование реального сектора;
  • образование госрезервов;
  • обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).
К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:
  • господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы — это:

  • содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • новое строительство;
  • реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

  • социальные расходы;
  • военные расходы;
  • содержание судебной системы;
  • образование и здравоохранение.

Основой финансовой системы государства, ее ведущим звеном является государственный бюджет (бюджет в переводе с англ. означает «мешок с деньгами»).

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования госаппарата, вооруженных сил, непроизводственной сферы, управления страной.

Иными словами, государственный бюджет – это финансовый план государства, который представляет собой баланс доходов и расходов государства и состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, содержащей перечень поступлений и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Доходы бюджета формируются из следующих источников:

1. Налоговые поступления, которые составляют около 85% доходной части бюджета, и прочие платежи в бюджет от экономических агентов;

2. Выпуск государственных ценных бумаг в виде облигационных займов, казначейских векселей, ГКО (государственных краткосрочных обязательств) и др. ценных бумаг, приносящих проценты, т.е. поступления денежных средств в доход бюджета.

3. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация), т.е. выпуск новых бумажных денег. В то же время чрезмерная эмиссия может инициировать рост инфляции, поэтому к ней надо подходить экономически осторожно;

4. Прочие доходы, например, от приватизации объектов собственности, от внешнеэкономической деятельности, благоприятной конъюнктурой на рынке факторов производства, кредиты банков, фондов (МВФ) и др.

Расходы бюджета осуществляются по следующим направлениям:

1. Финансирование бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура, искусство, спорт и т.д.);

2. Финансирование отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь, строительство и др. отрасли);

3. Расходы на национальную оборону;

4. Правоохранительные органы и обеспечение безопасности государства;

5. Судебная власть;

6. Государственное управление, местное самоуправление;

7. Социальная политика государства в индексации денежных доходов, т.е. повышение зарплаты, пособий (многодетным семьям, инвалидам и т.д.);

8. Обслуживание государственного долга, как внешнего, так и внутреннего;

9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;

10. Расходы по внешнеэкономической деятельности;

11. Прочие расходы, в том числе ликвидация чрезвычайных, непредвиденных обстоятельств (теракты, ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.).

Таким образом, бюджет предназначен для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Организация бюджета включает бюджетную систему и бюджетный процесс (бюджетирование). Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы государства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Построение бюджетной системы соответствует государственному устройству и конституции данной страны. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухуровневое строение: государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным устройством бюджетная система имеет трехуровневое строение , т.е. имеется промежуточное звено: в США – бюджеты, штатов, в Германии – бюджеты земель, в России – бюджеты субъектов федерации (т.е. краев, областей, республик, входящих в состав РФ). К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, не включенные в госбюджет.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны .

Бюджетная система выполняет следующие функции :

1. Функция экономического регулирования, которая состоит в использовании государством бюджета для реализации своей экономической функции;

2. Фискальная (налоговая), означающая, что формирование доходной части бюджета реализуется в основном за счёт налоговых поступлений экономических агентов;

3. Распределительная функция, предполагает использование государственного бюджета для перераспределения денежных средств. Это когда денежные средства изымаются от одних юридических и физических лиц в виде налогов и направляются другим;

4. Социальная функция, предусматривает использование государством денежных средств бюджета для реализации национальных, социальных программ (проектов).

Бюджетный процесс или бюджетирование – это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и в РФ, бюджетный процесс охватывает следующие основные стадии:

1. Составление проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета (Государственная Дума, Президент РФ);

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчета об исполнении бюджета.

Построение бюджета должно основываться на соблюдении следующих принципов:

1. Принцип единства, который означает, что в государстве должна действовать единая бюджетная система на всех уровнях власти и классификация финансовой документации для его составления;

2. Реальности, предполагает правдивое, точное отражения доходов и расходов государства;

3. Гласности, означающий обязательное информирование население, экономических агентов об основных источниках дохода и направления расходования бюджета.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос.власти.

Структура доходной части бюджета:

1. Налоговые доходы (налоги и сборы, пени и штрафы по налогам);

2. Неналоговые доходы (доходы от использования, продажи гос. имущества, платные услуги бюджетных учреждений, штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда, причиненного РФ, средства самообложения граждан);

3. Безвозмездные поступления (дотации, субсидии из других бюджетов БС РФ, субвенции из фед.бюджета, межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от ФЛ и ЮЛ, добровольные пожертвования).

Виды фин.помощи:

1) Дотации – финансовая помощь другого уровня БС на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

2) Субсидии – долевое финансирование целевых расходов, предоставляемое бюджету другого уровня БС, ФЛицу или ЮЛицу.

3) Трансферт – перевод денежных средств из фед. бюджета в бюджеты субъектов.

4) Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или ЮЛ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

26.Расходная часть бюджета: структура, соотношение доходной и расходной частей бюджета

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на фин.обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований на:

1. Государственные услуги

2. Социальное обеспечение

3. Инвестиции в хоз. субъекты

4. Субсидии для хоз.субъектов

5. Межбюджетные трансферты

6.Международные платежи

7. Обслуживание гос.долга

8. Исполнение судебных актов

Функциональное деление расходов бюджета:

общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура; здравоохранение, спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета.

27. Государственный кредит: сущность, назначение, виды, инструменты.

Государственный кредит – урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит , т.е. взаймы, денег от ЮЛ , ФЛ , а также других государств на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности и добровольности.

Принципы кредитования:

возвратность; срочность; платность; обеспеченность (гарантированность); добровольность; целевое назначение; дифференцированность.

Денежные средства, взятые взаймы, поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы ; могут быть использованы для:

Покрытия бюджетного дефицита;

Как планируемый бюджетный ресурс;

Ресурс для пополнения внебюджетных фондов;

Инвестиционный ресурс.

Виды государственного долга:

Конверсия долга – перевод более обременительного долга в менее обременительный (например, конверсия внешнего долга во внутренний)

Финансовые инструменты гос.долга:

Государственные облигации – долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени государства.

–краткосрочные до 1 года,

–среднесрочные до 3-5 лет (в международной практике до 10 лет)

–долгосрочные свыше 5 лет (могут быть 10-30 лет).

Чем длиннее срок погашения, тем доходней облигация для инвесторов.

По сфере обращения различают облигации внутреннего займа и облигации внешнего займа.

Инструменты внешнего долга:

Займы у мировых кредитно-фин. организаций (Парижский клуб, Всемирный банк, МВФ).

Выпуск облигаций внешнего займа:

1)ЕВРОБОНД (еврооблигация) – долгосроч. купонная облигация, выпущенная в ин. валюте.

2) Казначейские векселя – гос. краткоср. ценные бумаги 3,6,12 мес. обращения. Размещаются с дисконтом на аукционных торгах.

Инструменты внутреннего долга:

ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом (на 4-5 лет).

ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (от 1 до 30 лет, выплаты 1-2 раза в год, номинал 1000 руб.)

ОФЗ-ФК – облигации внутреннего займа с фиксированным купонным доходом (срок обращения более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год, номинал 10 или 1000 руб.).

ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

ГСО – государственные сберегательные облигации (для пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов).

ГКО – государственные краткосрочные облигации бескупонные, размещаются с дисконтом, выкупаются по номиналу. Фактически рынок ГКО уже не функционирует.

Государственный бюджет - это основной финансовый план государ­ства на текущий год, представляющий собой роспись его доходов и рас­ходов и имеющий силу закона; а также это все денежные средства, име­ющиеся в наличии у государства.

Бюджет разрабатывается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.

Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной .

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, займов, до­ходов от госсобственности и эмиссии денег.

Расходная часть бюджета - затраты, которые осуществляет государ­ство для выполнения своих экономических, социальных и политико-административных функций.

Соотношение доходной и расходной части - сальдо государствен­ного бюджета.

Бюджетный профицит - положительное сальдо. Бюджетный де­фицит - отрицательное сальдо. Сбалансированный бюджет - доходная часть бюджета равна расходной. Дефицит приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприяти­ям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, орга­низациям и правительствам других стран).

Внутренний долг делится на рыночный (проценты по гособлигациям) и нерыночный (задол­женность бюджетным организациям). По срокам погашения долг делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Реструктуризация государственного долга - изменение сроков, суммы и процентов выплаты долга.

Помимо бюджета государство формирует внебюджетные фонды :

    пенсионный фонд,

    фонд медицинского страхования,

    фонд страхования по безработице.

Эти фонды формируются за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями.

Бюджетная политика - разработка стратегии управления доходной и расходной статьями госбюджета.

2.15. Мировая экономика

    совокупность национальных экономик, связанных международны­ми экономическими отношениями.

Структуру мировой экономики составляют развитые страны («пер­вый эшелон»), развивающиеся страны («второй эшелон», в том чис­ле Российская Федерация), страны с переходной экономикой («третий эшелон»). На долю первых стран приходится 14% государств, на долю вторых - 71%, на долю третьих - 15%.

К международным экономическим отношениям относят:

    международное разделение труда;

    международное движение товаров и услуг;

    международное движение рабочей силы и капитала.

Международное разделение труда - специализация стран на про­изводстве определенного типа товаров. Она определяется: природны­ми условиями, степенью научно-технического прогресса, традициями и культурой производства.

Международная торговля определяется экспортом (вывоз товаров и услуг), импортом (ввоз товаров и услуг), сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).

Государства стремятся регулировать международную торговлю по­средством осуществления мер:

1) протекционизма (защиты отечественных производителей):

    тарифные методы - импортные и экспортные тарифы, таможен­ные союзы;

    нетарифные методы - установление квот (норма сбыта какого-либо товара), установление специфических стандартов, эмбарго (пол­ный запрет на торговлю с определенной страной);

2) фритредерства (от англ. free trade - свободная торговля) - отсут­ствие каких-либо ограничений во внешней торговле;

3) умеренной торговой политики - совмещение протекционизма и фритредерства.