Газизуллин марс мулланурович биография. Олимпийские принципы строительства. Главный застройщик метро при Собянине

01.05.2016

В «Мосинжпроекте» сменился руководитель

Константин Матвеев покинул пост руководителя АО «Мосинжпроект», который занимал с 2013 года. Временно исполняющим обязанности назначен Марс Газизуллин, заместитель генерального директора по строительству гражданских объектов. Об этом «Московской перспективе» сообщили источники в строительном комплексе города. По официальной информации, Константин Матвеев сейчас находится в отпуске до 3 июня. Пресс-служба стройкомплекса до этой даты информацию не комментирует.

АО «Мосинжпроект» – городская инжиниринговая компания, входящая в сотню крупнейших компаний России (по данным рейтингового агентства «Эксперт»). Она является единым оператором программы развития Московского метрополитена, выполняя функции заказчика, генпроектировщика и генподрядчика. До 2020 года перед ней стоит задача построить 79 станций и 160 км путей столичного метрополитена. Кроме того, «Мосинжпроект» – генеральный проектировщик реконструкции вылетных магистралей и развязок, участник программы развития транспортно-пересадочных узлов Москвы, генеральный подрядчик реконструкции стадиона «Лужники» и управляющая компания по строительству парка «Зарядье». Константин Матвеев начал свою работу в городской инжиниринговой компании в 2011 году. До этого он трудился директором ООО «Нефтегазинжиниринг», заместителем генерального директора по промышленности в ОАО УК «Камглавстрой». Под его непосредственным управлением реализованы два крупных инвестиционных проекта: Нижнекамский шинный завод и Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод стоимостью 200 млрд рублей. В Москве за время работы на посту гендиректора АО «Мосинжпроект» он успел многое: были введены станции метро «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Котельники», «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Спартак», «Технопарк», а также большое количество дорожных объектов, среди которых модернизированные развязки на пересечении МКАД с Волгоградским, Мичуринским, Рязанским, Ленинским проспектами, Можайским, Дмитровским шоссе, реконструированы путепроводы над МКЖД, достроены и введены в эксплуатацию Большая Академическая улица, Алабяно-Балтийский тоннель и другие объекты.

Временно исполняющий обязанности генерального директора АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин в «Мосинжпроекте» был заместителем генерального директора по строительству гражданских объектов, а также руководителем проекта «Лужники». Ранее он работал в крупных строительных компаниях, а также являлся заместителем Марата Хуснуллина (заммэра, глава стройкомплекса Москвы. – «МП»), когда тот работал в должности министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

В столичном «Мосинжпроекте» сменили одного выходца из Татарстана на другого

В одном из крупнейших строительных холдингов Москвы поменялось руководство. Ранее его возглавлял бывший строитель «ТАНЕКО» Константин Матвеев. На смену ему пришел бывший замминистра строительства из РТ и куратор стройки «Казань Арены» Марс Газизуллин. Газизуллину предстоит выполнить серьезные обязательства - закончить в срок реконструкцию стадиона «Лужники», на котором предстоит провести финальный матч чемпионата мира по футболу 2018 года. «Реальное время» вспомнило вехи биографии нового и бывшего руководителя столичного оператора госпрограмм.

Рокировки в «Мосинжпроекте»

Во вторник произошли кардинальные перестановки в руководстве инжиниринговой компании АО «Мосинжпроект» – одного из крупнейших генподрядчиков мэрии Москвы, ведущих работы на самых принципиальных объектах столицы.

«Матвеев Константин Николаевич с 6 июня 2016 года покидает пост генерального директора АО «Мосинжпроект» в связи с переходом на другую работу», - сообщает пресс-служба компании. Ему на смену пришел его заместитель - Марс Газизуллин. Пока он будет работать в статусе и. о. гендиректора холдинга «Мосинжпроект». Почему произошла смена и где будет работать Матвеев, не сообщается.

Интересно, что и Константин Матвеев, и Марс Газизуллин – выходцы из татарстанского строительного бизнеса.

Главный застройщик метро при Собянине

Компания «Мосинжпроект» на 100% принадлежит правительству Москвы. Однако, по данным Forbes , при Юрии Лужкове она представляла собой небольшой проектный институт, который занимался проектированием подземных сооружений и инженерных коммуникаций. Подъем компании, переросшей позже в мощный строительный холдинг, начался после прихода на пост мэра Москвы Сергея Собянина в октябре 2010 года и на должность его зама в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина в декабре 2010-го. Напомним, Марат Хуснуллин с 2001 по 2010 год был министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Подъем компании начался после прихода на пост мэра Москвы Сергея Собянина (справа) и на должность его зама в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина (слева)

В 2010 году выручка «Мосинжпроекта» была 1,2 млрд рублей. В 2011 году институт из ГУПа превратился в акционерное общество. И в этом году его выручка уже достигла 15,8 млрд. Холдинг фактически превратился в управляющего московским метростроем. По данным Forbes, «Мосинжпроект» стал заказчиком и распорядителем бюджетных средств, поступающих на развитие метрополитена. Занималась компания также реконструкцией и строительством нескольких развязок. Суммы, которыми оперирует «Мосинж», - это десятки миллиардов дорожных денег (выручка в 2014 году - 84,4 млрд рублей).

Строитель «ТАНЕКО»

Константин Матвеев пришел в компанию на волне ее подъема в 2011 году на новую должность заместителя директора по строительству. Вскоре он возглавил компанию, сменив на посту генерального директора Геннадия Рязанцева, работавшего в «Мосинжпроекте» с 1969 года.

До этого Константин Матвеев возглавлял татарстанскую строительную компанию ООО «Нефтегазинжиниринг» (теперь уже обанкрочена). Она выступала генподрядчиком строительства комплекса - «стройки века» «Татнефти» НПЗ «ТАНЕКО». Курировал стройку сам Марат Хуснуллин в бытность министром. Хуснуллин очень лестно отзывался о Матвееве: «Матвеев в чистом поле построил нефтехимический завод, какого нет в России. Управленцев такого уровня я и пяти не назову», - приводит Forbes слова экс-министра. Поговаривают, что уход Матвеева с «ТАНЕКО» был связан с конфликтом с одним из топов «Татнефти».

Константин Матвеев возглавлял татарстанскую строительную компанию ООО «Нефтегазинжиниринг», которая выступала генподрядчиком строительства комплекса - «стройки века» «Татнефти» НПЗ «ТАНЕКО».

Видимо, именно с такой высокой оценкой заслуг Матвеева на строительстве «ТАНЕКО» и связано то, что уже в Москве его бросили на один из самых ответственных участков – метро и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ).

«Вечный» зам стал первым

На смену Матвееву пришел также знаменитый строитель из Татарстана. Причем послужной список Марса Газизуллина гораздо богаче. С 1991 по 2001 год он руководил компанией ООО «ПФ «Стройсервис». При Марате Хуснуллине в 2001 году Газизуллин занял должность его первого зама. В 2005 году он ушел из министерства, после чего успел поработать в знаменитом ПСО «Казань» заместителем Равиля Зиганшина и в не менее знаменитом «Камгэсэнергострое» - также на должности первого заместителя генерального директора. Там с конца 2012 года Марс Газизуллин курировал стройку стадиона «Казань Арена».

Сдача стадиона планируется в 2017 году

В 2014 году Газизуллин перебрался в Москву в тот самый «Мосинжпроект». В холдинге он взялся за уже знакомую работу. Ему в статусе опять же зама досталось кураторство нехарактерного для «Мосинжпроекта» подряда – реконструкции стадиона «Лужники ». Сдача стадиона планируется в 2017 году к чемпионату мира по футболу, и заканчивать его Газизуллин будет уже в статусе главы холдинга.

Дмитрий Семягин, фото stroi.mos.ru

«Перед городом стоят большие задачи в части градостроительного развития. Константин Матвеев - профессионал своего дела, и скорее всего, он продолжит работать в «Мосинжпроекте» , но сконцентрируется на более узком направлении», - сказал М. Хуснуллин.

Он отметил, что кадровые перестановки обусловлены некоторыми проблемами со здоровьем руководителя компании.

Ранее сообщалось, что генеральный директор АО «Мосинжпроект» Константин Матвеев с 6 июня этого года освобождается от занимаемой должности. Исполняющим обязанности руководителя назначен заместитель генерального директора по строительству гражданских объектов Марс Газизуллин .

М. Газизуллин работает в «Мосинжпроекте» с 2013 года. Под его непосредственным руководством проведена реконструкция театра «Геликон-Опера», в настоящее время ведется реконструкция Большой спортивной арены «Лужники» и строительство парка «Зарядье» .

Напомним, АО «Мосинжпроект» создано в 1995 году властями Москвы. Ранее компания специализировалась на проектировании подземных сооружений. С приходом мэра Москвы Сергея Собянина «Мосинжпроект» получил функции заказчика и генподрядчика строительства

Выходцы из Татарстана в столице России отвечают за информатизацию госструктур, реформы постлужковской системы и подготовку к ЧМ-2018 по футболу

Недавнее громкое назначение казанского бизнесмена Камиля Газизова ответственным за IТ-проекты госкорпорации «Ростех », по подсчетам «БИЗНЕС Online », — как минимум 30-й поход выходцев из Татарстана в крупные московские и федеральные гос- и бизнес-структуры за последнее время. Многочисленные назначения позволяют говорить о том, что в столице наряду с питерской, красноярской и другими группами влияния складывается и довольно заметная казанская. Эксперты считают, что специалисты из Татарстана востребованы за счет сильного лоббистского потенциала и высокого уровня профессионализма.

КАЗАНЦЫ У ПОДНОЖИЯ СТОЛИЧНОГО ОЛИМПА

После того как Камиль Газизов возглавил две 100-процентных IТ-«дочки» одной из крупнейших российских госкорпораций, возглавляемой близким соратником Владимира Путина Сергеем Чемезовым , «РТ-Электронные услуги » и «РТ-Информ », в специализированных СМИ появилась целая серия публикация о так называемой группе «казанских айтишников» в окологосударственных структурах.

Безусловно, лидером группы является экс-министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров , который в мае 2012 года был назначен министром связи и массовых коммуникаций РФ.

В свете назначения Никифорова в минсвязи федеральные СМИ стали активно интересоваться и рядом казанских предпринимателей и компаний, близких к новому руководству министерства. Среди них и венчурная «Стартобаза », возглавляемая супругой Никифорова Светланой (отдельные проекты компании, такие как «Автодория » или «Спикфон », могут претендовать на тиражирование в федеральном масштабе за счет госбюджета), и Тимур Якубов , возглавляющий разработчика СЭД «Практика » казанскую компанию «Системы документооборота » (эта система, к слову сказать, внедрялась и в правительстве Москвы), и компания «Барс Групп » Тимура Ахмерова , занимающая автоматизацией госорганов в регионах.

Тут же можно упомянуть и компанию «Иновентика », контролируемую депутатом Госсовета РТ Равилем Зиганшиным и специализирующуюся на облачных услугах. К слову сказать, одним из акционеров «Иновентики » является упомянутая выше компания «Стартобаза ».

МАРАТ И ЕГО КОМАНДА

Однако самая масштабная (и намного менее заметная) миграция татарстанских чиновников и специалистов в последние годы произошла в сфере строительства. Ее драйвером стало назначение бывшего шефа татарстанского мистроя Марата Хуснуллина вице-мэром в правительстве Москвы. Приход Хуснуллина был, по сути дела, вызван сменой власти в Первопрестольной. Пришедшему в столицу в 2010 году Сергею Собянину нужно было провести зачистку команды предшественника Юрия Лужкова для того, чтобы в будущем опираться на людей, не интегрированных в московскую элиту. Смену кадров было решено проводить эволюционным, а не революционным путем.

Одним из самых влиятельных и капиталоемких блоков в лужковском правительстве был строительный во главе с Дедом — Владимиром Ресиным . После смены власти перевести стройкомплекс под контроль новой команды предстояло министру строительства РТ Хуснуллину. Его переход в Москву «БИЗНЕС Online » предсказал еще в сентябре 2010 года. Сначала Хуснуллин в мэрии Москвы был назначен начальником департамента городского строительства. И уже оттуда он плавно перешел на должность вице-мэра по строительству Москвы.

С этого момента и стартовало пришествие казанцев в стройкомплекс Москвы, так как Хуснуллин тоже нуждался в своей команде. Движение оказалось настолько масштабным (мы насчитали не менее 20 человек из Татарстана, перешедших на ответственные посты в московском стройкомплексе), что о нем активно заговорили федеральные СМИ. Они посвятили казанскому феномену серию публикаций, среди которых были и довольно скандальные.

Так, благодаря Михаилу Дворковичу , брату вице-премьера Аркадия Дворковича, получил широкую огласку конфликт с участием бывшего заместителя начальника управления госэкспертизы Татарстана Сергея Соколова . Он в январе 2011 года возглавил государственное автономное учреждение «». Почти сразу рядом с «Мосгосэкспертизой » открылся офис казанского Института независимой экспертизы (ИНЭ), принадлежащего матери Соколова Наталье Соколовой . В то время начальник Соколова — председатель комитета по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Олег Шахов — решил подчиненного уволить.

Когда скандал приобрел резонанс и Соколов ушел, его место в «Мосгосэкспертизе » занял Валерий Леонов , тоже выходец из Казани. Леонов с сентября 2003 года по март 2010 года работал на различных должностях в татарстанском минстрое, меньше года был министром строительства Амурской области (в то время регион возглавлял Николай Колесов ), после чего перешел в ГАУ Москвы «Московская государственная экспертиза ». Спустя пару месяцев после скандала Шахов ушел, а сам Соколов без шума был переведен в старейший проектный институт Москвы — ГУП «Моспромпроект ». В настоящее время Соколов трудится первым заместителем директора — творческим руководителем ГУП «Моспромпроект ».

СТРОЙКОМПЛЕКС ТАТАРСТАНА В ГОСТИ В СТОЛИЦУ

Одним из первых в Москву перебрался Рафик Загрутдинов — бывший замминистра строительства Татарстана. В Москву он приехал в декабре 2010 года, заняв пост руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы.

Но вскоре пост был ликвидирован, и сейчас Загрутдинов трудится в качестве первого замруководителя департамента строительства, отвечает за финансовое управление. Владимир Швецов — бывший вице-премьер Татарстана, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан с 2011 года — замруководителя департамента строительства, курирует в Москве строительство метро и транспортной инфраструктуры. Светлана Валдавина — бывший начальник государственной жилищной инспекции Татарстана, переехала в столицу в 2011 году на должность замдиректора управления капитального строительства Москвы, а в феврале 2013 года стала еще одним казанским заместителем руководителя департамента строительства.

В Московскую область уехала также Елена Паткина . С апреля 2009 года она занимала пост руководителя территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ, а с июня 2013 года — врио руководителя территориального управления Росимущества в Московской области.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СИЛЬНОЕ ЛОББИ

— Я очень хорошо знаю мэрию Москвы, знаю, как она устроена. Знаете, я был главой общественных наблюдателей всей Москвы на выборах мэра Москвы, работал с оппозиционной командой, с претензиями к мэру, с мэрской командой. Смотрите, вы назвали Хуснуллина, я назвал Никифорова. Молодые, амбициозные, быстрые, делающие карьеру в Москве, стремящиеся перестроить мир. Это все имеет и плюсы, и минусы. И при это не отрывающиеся, видимо, как мне кажется, не отрывающиеся от своих подпиток в Казани. Во всех смыслах этого слова. Сохраняющие связи, сохраняющие интересы, ожидающие, возможно, приезда других казанцев, о чем мы сегодня с вами говорили, лидера, во всяком случае. Ну это так всегда в Москве было: Владимир Владимирович у нас — лидер питерский, Борис Николаевич был лидером в Свердловске — Екатеринбурге, а Юрий Михайлович был лидером московским, я имею в виду федеральным лидером.

Очень важно, что люди, которые приезжают сейчас от вас, они очень амбициозные. Я в этом вижу больше плюсов, чем минусов. Даже когда их амбиции кажутся мне неподкрепленными и даже, я бы сказал, злонамеренными в отношении Москвы. Москву не понимают, не любят. А мы, москвичи, снобы. Мы не любим, когда нас не любят. Я Хуснуллину Марату это говорил, чтобы имел в виду.

Но мне амбиции нравятся... Особенно если они подтверждены компетентностью в какой-то области. Понимаете? Посмотрим, Никифоров, Хуснуллин и другие, они же становятся на широкий, но узкий участок, для Москвы это... политические участки. И это требует компетентности. Можно спорить по поводу градостроительных проектов: и собственно проектов, и смет, и вообще развития Москвы, можно спорить по поводу того, какую позицию занимает министерство связи. Но что еще важно, не сильно задирают нос. Вот министр Никифоров, скажем, совещание по поводу последнего закона об авторском праве в интернете проводил у меня здесь, в моем кабинете. Он говорит: послушай, давай у тебя соберем — ко мне как в кабинет все сядут, все замолчали, надулись и ждут, пока микрофон включат. И вот мы сели у меня в гостевой, 15 человек: он, его заместитель, из министерства культуры приехали, из минэкономики. И мы ля-ля-ля — тру-ля-ля, выработали общую позицию. Вот не задрал нос: давай приеду к тебе, какая проблема? Вот это важно. Это такое качество, которого у москвичей нет.

С чем связан массовый исход татарстанских чиновников и бизнесменов в Москву? (21.07.14)
Едут туда, где больше денег и возможностей  
Это хитрый план казанского Кремля, чтобы лоббировать свои интересы в Москве  
Путину больше не на кого опираться, чтобы возрождать Россию, так что это только начало исхода наших в Москву  
Прежде всего они востребованы за профессионализм и желание работать с самоотдачей  
Татары всегда ехали служить в Москву  
В Татарстане больше некуда расти, вот и едут в Москву  

Для реконструкции главного стадиона мундиаля собрана высококлассная команда инженеров

Специалистам «Мосинжпроекта» поставлена задача — всего за три года модернизировать главный стадион страны, сделав «Лужники» современной многофункциональной ареной, которая сможет составить достойную конкуренцию другим стадионам международного класса. О специфике и ходе работ по реконструкции, а также об уникальном опыте, полученном на строительстве объектов Универсиады в Казани и применяемом при реконструкции Большой спортивной арены, в интервью «Инженерным сооружениям» рассказал директор проекта «Лужники» Марс Газизуллин.

— Марс Мулланурович, вы имеете серьезный опыт по подготовке Казани к Универсиаде 2013 года. Какие наработки используете в реконструкции «Лужников»?

— В Казани действительно проделали большую работу: чтобы достойно принять событие мирового масштаба, не только построили спортивные объекты, но и модернизировали транспортную инфраструктуру города. Своевременно реконструированные дорожные развязки и тоннели помогли Казани справиться с большим потоком спортсменов и туристов, посетивших летние игры, да и в целом на казанских магистралях стало свободнее.

Что касается именно спортивных сооружений, то мы построили и сдали такой серьезный объект, как Казанская академия тенниса. Это современное спортивное сооружение с оригинальными планировочными и фасадными решениями, включающее в себя 8 кортов в здании и 18 — на открытой площадке. Интересную работу мы провели с архитекторами компании «SPEECH» над проектом Дворца водных видов спорта, получившего высокую оценку международных экспертов. Под нашим управлением построены Центр гребных видов спорта общей площадью 174,3 тыс. кв. м с гребным бассейном на две ванны, Центр гимнастики с залом для соревнований и четырьмя залами для тренировок.

Самый полезный опыт (с точки зрения последовавшей затем работы над «Лужниками») я получил, безусловно, на строительстве футбольного стадиона «Казань-Арена». Объект также построен в полном соответствии с техническим руководством FIFA по футбольным стадионам

Марс Газизуллин

Но самый полезный опыт (с точки зрения последовавшей затем работы над «Лужниками») я получил, безусловно, на строительстве футбольного стадиона «Казань-Арена». Объект также построен в полном соответствии с техническим руководством FIFA по футбольным стадионам. Все важные виды работ на этапе сдачи объекта и ввода его в эксплуатацию — от инженерии до монтажа кровли и установки кресел — прошли при моем активном участии. Объект, конечно, сложный, сдавали его напряженно, тем не менее, результат есть, и сегодня мы применяем положительные наработки, полученные в Казани, на «Лужниках».

Особенно важно для меня и то, что для работы над реконструкцией Большой спортивной арены собрался высокопрофессиональный коллектив специалистов, многие из которых готовили Казань к Универсиаде. Ведь любые материалы и технику можно купить, но опытная команда — это бесценно.

— Эксперты считают, что «Казань-Арена» является «эталонным» стадионом. Что стоило бы перенять у него другим спортивным объектам, которые готовят сейчас к ЧМ-2018?

— Разумеется, все стадионы и условия их строительства уникальны. Конструктивные решения каждого проекта, особенности ведения строительных работ, стоимость объекта во многом зависят от климата, географических и геологических особенностей места, планируемой загрузки стадиона и дальнейшего его использования, наличия инженерных коммуникаций или необходимости их прокладки и много другого. Но если обратиться к примеру «Казань-Арены», то там, на мой взгляд, хорошо спроектирована и организована система эвакуации, система пожаротушения и другие системы безопасности. Апробированные технологии могут быть эффективно использованы сегодня при строительстве других новых стадионов.

— Насколько строгие требования у FIFA? Как это отразилось на проекте реконструкции «Лужников»?

— Требования, предъявляемые FIFA ко всем стадионам Чемпионата, стандартны: стадион должен иметь определенную вместимость, соответствующий угол наклона трибун для хорошего обзора со всех мест, определенное количество VIP-мест, наличие зон питания, соответствие современным спортивным технологиям и т.д. Все эти требования на «Лужниках» вполне реализуемы. В данном случае главная сложность в реконструкции арены состоит в том, что нам необходимо «вписать» новую чашу в существующие габариты стадиона, сохранив при этом исторический фасад.

Чтобы не разрушать фасад и не портить его облицовку дополнительными распорками, мы сохранили один пролет трибун, примыкающий к стене, который добавил жесткости и устойчивости всей конструкции. За счет этого мы также сократили количество расходуемого металла. Однако теперь старые конструкции нам придется демонтировать кранами — уже после того, как будут возведены конструкции новых трибуны.

Но, пожалуй, самым показательным моментом того, насколько тщательно и бережно мы подошли к задаче сохранения фасада, является наша работа по реставрации плитки. Мы аккуратно очистим ее с применением специальных щадящих технологий, обновим швы. Разбитую плитку, конечно, заменим новой, специально отлитой под заказ по историческим образцам. Затем фасад покроют бесцветным лаком, чтобы вся его цветовая гамма сохранилась в нетронутом виде.


— Три года на реконструкцию столь масштабного объекта — это нормальный срок?

— Сроки, конечно, сжатые, учитывая то, что работы приходится вести на территории действующего спортивного комплекса, где постоянно проводятся различные мероприятия. Чтобы укладываться в сроки, мы организовали работу в несколько смен. И, конечно, здесь всю свою эффективность демонстрирует инжиниринговый подход компании, который позволяет выполнять некоторые виды работ параллельно. За счет этого мы идем в графике. На сегодняшний день полностью завершен демонтаж, начались строительно-монтажные работы. В конце июня строители приступили к устройству фундаментной плиты. Объект будет сдан в срок.

— Мы заметили у вас на столе спортивную атрибутику. Вы наверняка заядлый болельщик?

— Да, мне очень нравится футбол, поэтому к работе на «Лужниках» испытываю не только профессиональный, но и спортивный интерес. Мои любимые команды — казанский «Рубин» и московский «Спартак». Обязательно пойду на игры Чемпио-ната поболеть за Россию.

— Будем надеяться, родные стены помогут нашим спортсменам.

— Да, надеюсь, наша сборная сможет показать достойный уровень игры и порадовать болельщиков.