Фонд национального благосостояния формируется в целях. Фонд национального благосостояния россии. Смотреть что такое "Фонд национального благосостояния России" в других словарях

По официально опубликованным данным Министерства финансов Фонд национального благосостояния России в августе сократился на 2,24 млрд долларов, или 3,07%. В абсолютных цифрах резерв страны оценивается в 70,69 млрд долларов.

Месяцем ранее резервы потеряли 3,9 млрд долларов, или 5,08%. Таким образом Фонд национального благосостояния России и резервы Минфина сокращаются второй месяц подряд. В июне они, наоборот, выросли на 0,58 млрд долларов, что объясняется меньшей волатильностью на финансовых и сырьевых рынках.

Фонд национального благосостояния России: год падения

Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается уже двенадцать месяцев. Всего за этот период страна потеряла 21,03 млрд долларов, или 22,9% от Фонда национального благосостояния.

Анализируя эти цифры необходимо учитывать принципиально важный момент. Сегодняшний показатель в 70,69 млрд долларов - это не совсем та сумма, которой Министерство финансов может распорядиться в любую минуту. Важен не только объем денег, но и то, где они в действительности размещаются.

В этих цифрах, номинированных в различных валютах, разобраться сложно, но возможно. Прежде всего, отметим, что деньги находятся на счетах в Банке России, и это стопроцентный реальный резерв, доступный в любое время. А также часть из них передана тем или иным структурам, в основном, банкам с государственным участиям для дальнейшего кредитования финансового и реального сектора.

На счетах ЦБ РФ Фонд резервного благосостояния России и резервы Минфина размещены в трех валютах: 20,98 млрд долларов США, 29,9 млрд евро и 40,3 млрд фунтов стерлингов. При пересчете в одну денежную единицу по текущему курсу получается, что их реальная стоимость составляет 60,8 млрд долларов. А, соответственно, 9,88 млрд долларов хотя и числятся на балансе, но фактически уже истрачены на те или иные цели.

Основные получатели денег из Фонда национального благосостояния России и из резервного фонда Минфина - Внешэкономбанк, иностранные эмитенты, среди которых есть такие, к которым не предъявляются требования к рейтингу о долгосрочной кредитоспособности, то есть это явно не вклады в первоклассные государственные займы развитых стран, а также так называемые самоокупаемые национальные проекты. Кроме того, активы вкладываются, согласно официальному отчету Минфина, в привилегированные акции кредитных организаций.

Финансирование дефицита бюджета за счет эмиссии

Новой вехой в финансовой политике кризисного периода стало эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. Причем делается это с использованием резервов. Вовлечен в подобные операции оказывается и Фонд национального благосостояния России.

Схема эмиссионного финансирования выглядит на сегодняшний день так. Резервный фонд продает валюту Банку России. В результате значение суммарной позиции этих двух организаций не меняется. Но при этом ЦБ РФ проводит эмиссию соответствующей суммы денег и выдает их Минфину, зачисляя на единый счет федерального бюджета для финансирования дефицита.

Особо стоит отметить, что конвертация валюты производится при таких операциях вне биржи, и остается скрытой от участников рынка до опубликования отчетности, которая обнародуется с задержкой на один месяц.

Впервые такая схема была использована, согласно сведений из открытых источников, в феврале 2015 года. Тогда Фонд национального благосостояния РФ продал валюту на 500 млрд рублей, которые оказались зачислили в бюджет и потратили на текущие цели.

Второй раз операцию провели в июле - на 200 млрд рублей. Третий раз, по сведениям из открытых источников, в августе, еще на 200 млрд рублей. Итого суммарно с начала года объем эмиссионного финансирования расходов федерального бюджета уже составил 900 млрд рублей.

Дефицит бюджета РФ в 2015 году составляет приблизительно 3 трлн рублей. По некоторым данным, при помощи эмиссии планируется покрыть его весь. При этом официальные источники утверждают, что эмиссия такой суммы не вызовет дополнительного давления на курс национальной валюты и не приведет к всплеску инфляции.

К сожалению, экономическая теория говорит об обратном. Причем объем искусственного увеличения денежной массы, скорее всего, будет иметь не прямое воздействие на цены один к одному, а станет своего рода отправной точкой для показателя инфляции в ближайшем будущем.

Фонд национального благосостояния России: на сколько хватит

Ни один серьезный аналитик на сегодняшний день не наблюдает и не заявляет о признаках выхода страны из кризиса. Если, разумеется, не брать в расчет официальные заявления представителей власти, но надо понимать, что у них такая работа: успокаивать население и представителей бизнеса.

На сегодняшний день официальные данные говорят о том, что Фонд национального благосостояния и резервы Минфина оцениваются в 70,69 млрд формально, но на самом деле, для дальнейшего поддержания экономики доступно 60,9 млрд долларов. В год расходуется около 20 млрд долларов. При этом надо учитывать, что затраты могут происходить неравномерно.

Основные выплаты по внешним долгам за год предстоят в конце 2015 и в начале 2016 года. Летом в этом плане ситуация была менее напряженной. Таким образом, стоит ожидать ускорение темпов расходования резервов.

Кроме того, потребность в деньгах зависит не только от реального состояния экономики, но и от не всегда поддающегося точному расчету фактора: от уровня доверия к власти и финансовым органам. По мере исчерпания резервов давление на финансовые рынки только усилится, а значит, потребуется больше финансовых средств на поддержание относительной стабильности.

В итоге можно сделать предположение, что активов страны в целом на ближайший год должно оказаться достаточно. Но это только при сохранении неизменными двух важных параметров. Во-первых, цена нефти, а значит, и объем пополнения резервов, сохранится на уровне около 50 долларов за баррель. Во-вторых, не будут предприниматься попытки удержать курс национальной валюты на том или ином уровне. То есть рубль продолжит и далее свободное падение.

При этом, в том числе и благодаря эмиссионному финансированию дефицита бюджета, инфляция также должна сохраниться на высоком уровне.

Россия - страна, богатая ресурсами газа и нефти, которые успешно экспортирует, а часть доходов федерального бюджета от продажи углеводородов поступает в Фонд национального благосостояния России. Как расходуются средства фонда со столь красивым и даже патриотичным названием, что получает в итоге народ России и насколько объективны критики, обвиняющие власть в нерачительном или вообще «грабительском» распоряжении средствами ФНБ?

История ФНБ

Впервые специальный федеральный фонд, формируемый (наполняемый) за счет нефтегазовых доходов Российского государства, был основан 1 января 2004 года. Он получил полное название Стабилизационный фонд Российской Федерации, сокращенное - СФ России.

По сути новый фонд стал аккумулировать государственные финансовые активы, которыми распоряжается не парламент, утверждая федеральный бюджет, а правительство в лице Минфина.

Порядок формирования и расходования средств фонда изначально регулируется Бюджетным кодексом РФ:

  • с 2004 по 2008 год - главой 13.1, впоследствии утратившей силу;

  • с 2008 года - главой 13.2 об использовании нефтегазовых поступлений в фед. бюджет и, в частности, ст. 96.10 «Фонд национального благосостояния».

Именно 1 февраля 2008 Стабфонд РФ был реорганизован путем разделения на ФНБ и Резервный фонд РФ.


С 2008 по 2017 год включительно формирование ФНБ России производилось за счет избыточных доходов от продажи нефти и газа (если при их перечислении в Резервный фонд превышалась его нормативная величина), а также за счет доходов, извлеченных в результате управления средствами Резервного фонда. После 2010 года ставка отчисления в фонды была установлена на уровне 3.7% от , хотя в 2008 составляла 6.1%.

В начале 2018 года Резервный фонд полностью израсходован и объединен с ФНБ — теперь единый фонд получает финансирование за счет реализации на внешних рынках углеводородов и управления собственными средствами. Актуальный график объема средств фонда можно найти по ссылке http://rffx.ru/blog/tags/графики . Данные также можно найти в разделе «Статистика» на официальном ФНБ.


Обратите внимание: в то же время часть доходов, извлекаемых из управления деньгами бывшего Стабфонда, зачисляется в федеральный бюджет.

Цели фонда национального благосостояния

Согласно бюджетному кодексу РФ у наполнения и приумножения средств ФНБ тройная цель:

  1. софинансирование пенсионных накоплений россиян;

  2. покрытие дефицита федерального бюджета;

  3. обеспечение сбалансированности бюджета российского Пенсионного фонда.

Управление средствами ФНБ закон возлагает на Минфин РФ. Он также допускает осуществление отдельных полномочий по управлению активами фонда - тем самым, который содействует формированию Фонда консолидации банковского сектора ().

В российском законодательстве также прописан перечень активов, в которые дозволяется вкладывать средства ФНБ. Любое расходование денег, являющееся новшеством, требует принятия поправок в закон, разрешающих такую вольность. В настоящий момент предполагается пополнять фонд доходами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель.

Объем средств ФНБ

По официальным данным российского Минфина, за 2017 год ФНБ сжался в объеме до 3,753 триллиона рублей, или $65,15 млрд, что в национальной валюте составило 14%, в американской - 9,3%. Вообще в фонде соблюдается валютная и присутствуют четыре валюты — примерно по трети активов в долларах и евро, четверть в рублях и остаток (менее 10%) в фунтах стерлингах.

Фонд национального благосостояния на сегодня беднее не только по сравнению с 1 января 2017, но и с 1 декабря, так как в последнем месяце из фонда перечислялись деньги на сбалансирование ПФР. Кроме того, средства из ФНБ направлялись на финансирование ряда зарубежных проектов через Внешэкономбанк. Более 1/3 средств фонда представляет собой неликвидную часть, размещенную в следующих направлениях:


  • на отдельных счетах в Центробанке РФ - $15,65 млрд;

  • на депозитах во Внешэкономбанке - 222,47 млрд руб. и $6,25 млрд;

  • на депозитах в еще двух госбанках, ВТБ и Газпромбанке, предназначенных для финансирования де-юре самоокупаемых инвестпроектов, утвержденных кабмином - 164,43 млрд руб.;

  • в ценных бумагах российских эмитентов, касающихся опять же воплощения «самоокупаемых инфраструктурных проектов», - 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд;

  • в привилегированных акциях банковских организаций - 278,99 млрд российских рублей.

Критика

В конце 2013 года экономисты и некоторые политики подвергли российские власти во главе с В.В. Путиным жесткой критике за решение направить часть средств ФНБ на покупку суверенного долга Украины. По соглашению, подписанному российским лидером и украинским президентом Виктором Януковичем, Россия намеревалась покупать ценные бумаги «самостийной» на общую сумму $15 млрд, в том числе $3 млрд - сразу после подписания документа. Кстати, Украина не значилась в списке государств, чьи облигации позволялось приобретать за деньги фонда, так что российскому парламенту пришлось спешно принимать поправки.

Как известно, впоследствии Януковичу не удалось сохранить свой пост, а новые украинские власти приложили все усилия, чтобы отказаться от обслуживания долга перед РФ. Удастся ли вернуть вложения в облигации государства, недавно объявившего Россию «агрессором» на законодательном уровне - в настоящий момент вопрос открытый. Но не секрет, что при этом мы в последние годы простили гораздо большие долги другим странам с «хорошими» взаимными отношениями.


Большие вопросы вызвало также решение вкладывать деньги фонда в инфраструктурные проекты, выше названные «самоокупаемыми» в кавычках. Эксперты утверждают, что вложения в высокоскоростную дорогу Москва-Казань, новую кольцевую объездную автодорогу на территории Мособласти (ЦКАД), а также реконструкцию железнодорожных магистралей - Транссиба и БАМа - себя не окупят. Между тем не было необходимости изобретать велосипед. Вложения средств фонда после кризиса 2008 года как в рынок США, так и в российский рынок, буксовавший в 2010-14 годах, на сегодня показали бы отличную отдачу. Сравнение ФНБ с аналогичным норвежским фондом я делал . Автодороги по привычке выглядят более средством «освоения» денег и мало у кого есть сомнения, что качество этих дорог (если строительство будет доведено до конца) сильно пострадает от коррупции.

Также вызывает беспокойство реальное состояние дел Пенсионного фонда, который призваны поддержать деньги ФНБ. Кризис банковской сферы последних лет вполне может перекинуться в область пенсий — громкие процессы по хищению денег из ряда фондов уже были. Сейчас, после ликвидации Резервного фонда, многие прогнозы по будущему ФНБ пессимистичны. С сентября по декабрь 2017 года сумма в размере 165 млрд. рублей ежемесячно вливалась из ФНБ в ПФР. Это значит, что при сохранении такого темпа траншей и неизменном размере фонда национального благосостояния средств хватит примерно на два года. Будущее неизвестно, но ясно одно — понижение цены на нефть плохо отразится на фонде национального благосостояния, тогда как повышение будет ему благоприятствовать. Однако управление фондом определенно нужно улучшать, снижая сырьевую зависимость и долю рискованных проектов, тогда как ликвидная часть из депозитов лишь сдерживает, но не обгоняет инфляцию.

Фонд национа́льного благосостоя́ния Росси́и (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Фонд является частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу . ФНБ, изначально предназначенный страховать пенсионную систему, хранился в ликвидных инструментах и использовался для борьбы с кризисом в 2008-2009 гг.

Только часть ФНБ является частью золотовалютных резервов России (ЗВР), так как методика МВФ для учета ЗВР требуют уровень качества АА- практически эквивалентный иностранной валюте. Поэтому в ЗВР входит только его часть, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы требуемой надежности.

Часть средств ФНБ вложена в проекты, что недопустимо по уровню риска и ликвидности для ЗВР и не учитывается в них. Таким образом, ФНБ выполняет функции более рискового, но потенциально более доходного инструмента чем ЗВР для Правительства РФ.

Описание

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета , подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Управление средствами ФНБ

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность ФНБ. К 1 июля резервный фонд составлял менее 1 трлн руб., которые предполагалось полностью потратить согласно бюджетным проектировкам .

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Тем не менее, данные продолжают публиковаться.

17 декабря 2013 СМИ сообщили о намерении России разместить 15 млрд $ из Фонда национального благосостояния в украинские государственные облигации. Данное соглашение было достигнуто в ходе переговоров Президентов России и Украины 17 декабря 2013 г.

Однако согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»: «…К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции…».

23 декабря 2013 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, изменяющее порядок размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в долговые обязательства иностранных государств. Согласно документу, инвестировать средства ФНБ в иностранные гособлигации отныне допускается на основании отдельных решений правительства РФ, что дает возможность вкладываться в бумаги государств «с более высоким уровнем риска». данное постановление разрешило проблему вложения средств ФНБ на Украину.

Структура размещения активов и проблема их ликвидности

По мнению британского еженедельника Economist на ноябрь 2014 г. из 170 млрд долларов находящихся в Резервном фонде и ФНБ большая часть может быть неликвидна или недоступна для использования в случае срочной необходимости. The Economist выражает сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. Издание отмечает, что на ноябрь средства фонда (около 80 млрд $) оказались вложены в различные долгосрочные проекты. По словам Сергея Гуриева средства ФНБ также выданы Внешэкономбанку на строительство олимпийских объектов в Сочи и другие инфраструктурные проекты. В свою очередь бывший министр финансов России Михаил Задорнов в интервью телеканалу Дождь заявил, что возможная к использованию сумма ЗВР может составлять 200 млрд долларов.

При этом мнение обозревателей выражаемое в СМИ сильно отличатся от официальной отчетности ФНБ и аудиторских заключений.

В соответствии с финансовым отчетом фонда предоставленным аудиторами, на июнь 2016 года в ценных бумагах класса AA- и выше размещено:

  • 19,56 млрд долларов США
  • 20,76 млрд евро
  • 3,83 млрд фунтов стерлингов

Эти средства учитываются в ЗВР.

Всего в рисковые активы вложено 1,6 триллиона рублей (около 34 % ФНБ) с долговыми обязательствами перед ФНБ в рублях и валюте примерно поровну. Такие активы делятся на кредиты банкам РФ. Отчетность ФНБ вопреки мнению обозревателей The Economist фиксирует только 0,463 триллиона рублей непосредственно на относительно рисковые инвестпроекты. И даже Счетная Палата палата считает, что рисковые инвестиции ФНБ в проекты отстают от планов освоения и почти половина выделенных на проекты средств остается в виде иностранной валюты.

Рисковые вложения фонда и их доходность

В декабре 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», согласно которому до 10 % средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов . 30 декабря 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд рублей из ФНБ, второй транш в размере 150 млрд рублей ожидается в первом квартале 2015 года .

Следует отметить, что риск вложений ФНБ в проекты в виде кредитов потенциально приносит доход на порядок больше, чем высоконадежные долговые облигации США в долларах и ЕС в евро, так как последние имеют доходность порядка 1 % годовых. Поскольку размещение вероятно производится в краткосрочных облигациях, чтобы иметь возможность сразу же получить наличные доллары и евро, то доход от инвестирования ФНБ в экономику США и ЕС составляет 0,46 % годовых.

При этом кредиты выданные ФНБ приносят ему ежемесячные доходы по ставке порядка 6,5 % годовых в валюте и 23,63 % в рублях.

Прибыль от размещения активов ФНБ перечислят в бюджет.

Динамика изменений

Дата Размер фонда,
млрд $
Размер фонда,
млрд р.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61
01.01.2013 88,59 2 690,63
01.02.2013 89,21 2 678,63
01.03.2013 87,61 2 682,58
01.04.2013 86,76 2 696,73
01.05.2013 87,27 2 727,79
01.06.2013 86,72 2 739,33
01.07.2013 86,47 2 828,23
01.08.2013 86,90 2 858,04
01.09.2013 86,77 2 884,79
01.10.2013 88,03 2 847,35
01.11.2013 88,74 2 845,19
01.12.2013 88,06 2 922,79
01.01.2014 88,63 2 900,64
01.02.2014 87,39 3 079,94
01.03.2014 87,25 3 145,34
01.04.2014 87,50 3 122,51
01.05.2014 87,62 3 127,94
01.06.2014 87,32 3 033,17
01.07.2014 87,94 2 957,38
01.08.2014 86,46 3 088,79
01.09.2014 85,31 3 150,50
01.10.2014 83,20 3 276,79
01.11.2014 81,74 3 547,02
01.12.2014 79,97 3 994,12
01.01.2015 78,00 4 388,09
01.02.2015 74,02 5 101,83
01.03.2015 74,92 4 590,59
01.04.2015 74,35 4 346,94
01.05.2015 76,33 3 946,42
01.06.2015 75,86 4 018,51
01.07.2015 75,65 4 200,53
01.08.2015 74,56 4 398,15
01.09.2015 73,76 4 903,67
01.10.2015 73,66 4 878,80
01.11.2015 73,45 4 728,39
01.12.2015 72,22 4 784,05
01.01.2016 71,72 5 227,18
01.02.2016 71,15 5 348,66
01.03.2016 71,34 5 356,96
01.04.2016 73,18 4 947,33
01.05.2016 73,86 4 751,69
01.06.2016 72,99 4 823,19
01.07.2016 72,76 4 675,36
01.08.2016 72,21 4 842,00
01.09.2016 72,71 4 719,17
01.10.2016 72,71 4 617,54
01.11.2016 72,20 4 541,93
01.12.2016 71,26 4 628,09
01.01.2017 71,87 4 359,16
01.02.2017 72,46 4 359,30
01.03.2017 72,60 4 206,38
01.04.2017 73,33 4 134,27
01.05.2017 73,57 4 192,50
01.06.2017 74,18 4 192,30

См. также

Примечания

  1. «Предназначение ФНБ»
  2. Международные резервы Российской Федерации | Ежемесячные значения на начало отчетной даты | Банк России (неопр.) . www.cbr.ru. Дата обращения 30 июля 2016.
  3. Вадим Вислогузов . Госдума объединила заначки Газета «Коммерсантъ» № 127 от 15.07.2017, стр. 2
  4. Начало рабочей встречи с помощником Президента Аркадием Дворковичем На официальном сайте Президента России 13 октября 2008 г.

Копить средства на черный день начал экс-министр финансов Алексей Кудрин. В 2004 году он создал Стабфонд. Через четыре года - в разгар предыдущего кризиса - его разделили на Резервный фонд и ФНБ. Первый был назначен «подушкой безопасности» для бюджета. ФНБ же стал стабилизатором пенсионной системы, хотя ни разу не использовался по назначению. Тратить Стабфонд внутри страны - «это просто разрушение экономики», писал Кудрин в «Коммерсанте» в 2006 году.

По иронии судьбы, первым «распечатал» ФНБ именно главный борец за его неприкосновенность. Кудрину пришлось открыть ящик Пандоры, чтобы в 2008-2009 годах спасать финансовую систему от кризиса. Для этого экс-министр разрешил вкладывать до 40% ФНБ в рублевые активы (изначально резервы хранились только в иностранных активах и валюте).

Задумка Кудрина была в том, что в тяжелые периоды фонды не уменьшаются, а растут в рублевом выражении, объясняет директор департамента Минфина Константин Вышковский: например, когда цены на нефть падают и курс рубля снижается.

Но у Кудрина были оппоненты. Основным идеологом вложений средств ФНБ в экономику выступает помощник президента Андрей Белоусов [прежде - глава Минэкономразвития], рассказали РБК несколько чиновников и близкие к правительству эксперты. Сам Белоусов не предоставил комментариев для этой статьи.

Аппаратный вес Кудрина, знакомого с президентом еще по работе в мэрии Санкт-Петербурга, позволял сдерживать нападки на ФНБ, вспоминают близкие к экс-министру люди. «Но после его ухода [в сентябре 2011 года] придерживаться принципа, что мы не инвестируем ничего [из ФНБ] внутри России, было уже нельзя», - говорит федеральный чиновник.

В 2012 году в послании парламенту Путин предложил вложить в инфраструктуру до 100 млрд руб. из ФНБ. Уже через полгода президент увеличит лимит до 450 млрд.

Приоритет поменяли, констатировал министр финансов Антон Силуанов (заместитель Кудрина до его отставки). Сам Силуанов был более консервативен. Он предлагал направлять до 50% ФНБ в суверенные и корпоративные облигации и 3-5% - в акции. Средствами управляла бы новая структура - Росфинагентство. Его создание лоббировал и Кудрин, рассказывает близкий к нему человек: так он хотел защитить резервы от трат.

Минфин оказался в меньшинстве. Власти решили, что вкладывать деньги внутри страны безопаснее, вспоминает федеральный чиновник: нет риска, что деньги будут арестованы за рубежом. Росфинагентство так и осталось на бумаге, а ФНБ решили распечатать.

Фонд неслыханной щедрости

«Кто на что только не просил!» - вспоминает чиновник правительства. Заявки поступали даже от граждан, рассказывает он: «Выделите 50 млн руб. на личные цели».

Призывы увеличить 40-процентный лимит на проекты до 50 или 60% стали звучать сразу после решения о выделении средств ФНБ на инфраструктуру. Но тогда президент не поддался на уговоры, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов осенью 2013 года.

В результате конкуренция за средства ФНБ резко возросла. Подать заявки поспешили почти все компании, планирующие сколь-нибудь серьезные инвестиции. В середине 2014 года сумма всех заявок превзошла размер самого фонда, вспоминает чиновник. За прошлый год поступило более ста заявок, рассказывает другой, в 2015 году - только 12 от «Роснефти».

Госкомпания вообще стала рекордсменом среди претендентов. Попавшей под санкции «Роснефти» требовалось восполнить нехватку внешнего финансирования. Сначала «Роснефть» ограничилась просьбой выдать 2,44 трлн руб. на развитие 28 стратегических проектов, рассказывает чиновник Белого дома. Министр экономического развития Алексей Улюкаев был в шоке, вспомнил высокопоставленный собеседник РБК: весь ФНБ на тот момент был около 3 трлн руб., да и заявка занимала не больше десяти страниц. Позже министр объяснял, что заявка «Роснефти» не соответствует формальным требованиям к проектам: компания просила средства не на инфраструктуру, а на покрытие кассового разрыва.

«Не будет дополнительных средств - будем справляться сами», - не смутился президент «Роснефти» Игорь Сечин. Но интереса к средствам ФНБ не потерял, сменив тактику. К январю 2015 года в Минэк поступило 28 отдельных заявок компании всего на 1,3 трлн руб. из ФНБ. Пока предварительное одобрение ведомства получили пять проектов госкомпании на 300 млрд руб. Теперь решение за правительством.

«Все делается по-русски», - вздыхает федеральный чиновник: «Сначала следуем самой консервативной из возможных моделей. А потом ударяемся в другую крайность: не вложив ни копейки, получаем список из проектов, и уже не хватает ничего».

Самыми убедительными лоббистами оказались «Росатом» и РФПИ. В июне 2014 года правительство установило для их проектов отдельные квоты - по 10% ФНБ, но не более 290 млрд руб.


РФПИ оказался и первым получателем средств фонда. В декабре ему «отгрузили» чуть более 5 млрд руб. на два проекта - ликвидацию «цифрового неравенства» совместно с «Ростелекомом» и внедрение «интеллектуальных сетей» с «Россетями». Проектов больше, сообщил РБК представитель РФПИ: они сформированы на всю квоту.

Но с ними, по всей видимости, придется повременить. Санкции и кризис заставили власти пересмотреть свое отношение к «заначке». Не совсем оправданно затевать глобальные стройки в период закрытия рынков капитала, признает федеральный чиновник. Очевидно, что инфраструктурные проекты - это длительные проекты, говорит Вышковский. А при сложной геополитической ситуации, санкциях, закрытии внешних рынков большую часть фондов нужно сохранить в ликвидной форме, призывает он.

Инвестиции или траты

Почти четверть Резервного фонда была потрачена в кризис 2008 года, вспоминает Константин Вышковский. Тогда же на борьбу с кризисом тратился и «существенный объем средств» ФНБ, отмечает он: «Значительная часть этих средств до сих пор находится в неликвидной форме в виде депозитов в ВЭБе [средства ФНБ поступали в банки транзитом через депозит в ВЭБе]».

Зачастую это было «сиюминутное затыкание дыр», признал Алексей Кудрин в интервью РБК: «Тогда [в 2008-2009 годах] был шок мировой экономики, и нам приходилось, недолго думая, тратить деньги».

Неликвидные антикризисные депозиты ВЭБа - лишь вершина айсберга. На самом деле спасение банков обошлось ФНБ почти в два раза дороже.

Неприятности начались с Газпромбанка. В 2012 году госбанк погасил часть долга (50 млрд руб.) перед ВЭБом собственными акциями. Формально средства вернулись в ФНБ. Но Минфин возвратил их ВЭБу, указывает аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын в отчете об использовании средств фондов за первое полугодие 2012 года. На них госкорпорация и купила 10,2% Газпромбанка.

В прошлом году конвертировать антикризисную помощь из ФНБ в свои привилегированные акции попросили остальные госбанки (еще ВТБ и Россельхозбанк - всего на 279 млрд руб.).

Трудности с возвратом средств ФНБ возникли и у частных банков. В частности, ФК «Открытие» (до июня 2014 года - Номос-банк) уже попросила власти о конвертации в привилегированные акции 4,9 млрд руб. из ФНБ. Столько Номос-банк получил в 2008 году.

Конвертация средств ФНБ в акции банков уменьшает размер антикризисного депозита в ВЭБе. Из-за этого госкорпорации потребовалась докапитализация. В итоге осенью 2014 года ВЭБ получил из ФНБ субординированный депозит на $6 млрд.

И даже на этом помощь финансовым госструктурам из ФНБ не закончилась. Еще 100 млрд руб. из фонда в виде субординированных депозитов в конце прошлого года получил ВТБ. Всего на докапитализацию банков из ФНБ в антикризисном плане заложено 250 млрд руб. и еще 300 млрд - ВЭБу. Общий лимит средств, которые можно разместить в субординированные депозиты банков (ВЭБ формально не является банком), составляет 10% ФНБ (459 млрд руб. на 1 марта).

Путин завещал вкладывать средства ФНБ исключительно на возвратной основе. Но для инвестиций из ФНБ в субординированные инструменты действует особый режим. По Бюджетному кодексу на них не распространяются требования к сохранности.

Формально власти заранее согласились с невозвратностью этих средств, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: банк имеет право не возвращать их, если достаточность его капитала упадет ниже определенного уровня. Но риски минимальны, заверяет собеседник РБК: «Допустить дефолт или банкротство, например ВТБ как системообразующего банка, государство не может и не должно».

Впрочем, невозвратными могут оказаться и средства ФНБ, инвестированные в инфраструктуру, предупреждала Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета 2015-2017 годов. В частности, вопросы у аудиторов вызывал порядок возврата средств ФНБ, вложенных в акции РЖД. Так правительство собирается профинансировать строительство БАМ.

Выкуп акций РЖД на средства ФНБ планировался изначально, знает человек, близкий к Минэкономразвития: рост долга привел бы к снижению рейтинга госмонополии, а значит, могла вырасти стоимость рыночного финансирования. Появление у РЖД новых обязательств и их обслуживание было невозможно, подтверждает федеральный чиновник.

Выход из акций затруднен, признает теперь федеральный чиновник: «Например, при каких условиях мы сможем продать акции РЖД? Только когда государство примет решение приватизировать РЖД».

А такое решение будет приниматься исходя из целого ряда условий, а не просто при благоприятной конъюнктуре, констатирует собеседник РБК. Власти планируют продажу госдоли в РЖД с 2011 года, но дальше планов дело так и не двинулось.

Происходит отход от базовых принципов ФНБ, сетует директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Сначала средства, предназначенные для будущих пенсионеров, стали вкладывать в инвестпроекты. Если бы они были окупаемыми, то средства со временем вернулись бы, рассуждает она. Но вложения в акции могут стать безвозвратными, предупреждает Акиндинова.

Средства отдаются бесплатно и без гарантии возврата, соглашается на условиях анонимности высокопоставленный федеральный чиновник: по сути, это докапитализация госкомпаний.


«О невозвратности средств мы вообще говорить не должны!» - возражает Константин Вышковский, средства ФНБ должны инвестироваться лишь на условиях возвратности и доходности: «Это норма закона». «Возвратность средств ФНБ - безусловный приоритет», - солидарен замминистра экономического развития Николай Подгузов. По его словам, средства ФНБ, инвестированные в акции банков, вернутся за счет выплаты дивидендов.

Бюджет или экономика

За 2014 год цена на нефть упала почти вдвое. На столько же рубль подешевел к доллару, а рост цен в 11,4% стал максимальным с кризисного 2008 года (13,3%). Рост ВВП замедлился до минимального с 1999 года уровня (за исключением кризисного 2009 года) и составил 0,6%. В 2015 году экономику и вовсе ждет спад на 3%. Россия находится в крайне тяжелой ситуации, говорил Игорь Шувалов на экономическом форуме в Давосе: «Мы входим в более затяжной и сложный кризис [чем в 2008-2009 годах]».

О том, что с бюджетом проблемы, власти сообщили стране вскоре после новогодних каникул. Выпадающие доходы при цене нефти в $50 за баррель составят 3 трлн руб., объявил Силуанов на Гайдаровском форуме в январе. Именно такую цену на нефть Минэкономразвития заложило в своем обновленном макропрогнозе на 2015 год. Это в два раза ниже прежней, констатирует Вышковский: «Из-за этого возникает дефицит».

«Поскольку доходы сокращаются, мы хотим еще раз пересмотреть решения, которые были приняты по инвестированию средств ФНБ», - сказал Силуанов, выступая в январе уже в Совете Федерации: ФНБ такой же, как Резервный фонд, источник на случай сокращения доходной базы.


В нынешней ситуации Резервный фонд (4,72 трлн руб. на 1 марта) будет исчерпан за два года, прогнозирует Владимир Назаров из Института Гайдара. 500 млрд руб. было изъято из фонда в феврале. По расчетам Минфина, в этому году на латание бюджетных дыр потребуется еще 3,2 трлн руб., в 2016 году - 1,16 трлн. После исчерпания Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета придется тратить ФНБ, признает Вышковский.

Минфин вообще против инвестирования каких-либо средств из ФНБ, рассказывает человек, близкий к Минэкономразвития: средства могут потребоваться на страховку бюджета и антикризисный план. Минфин предлагал заморозить принятие решений о вхождении в проекты на полгода, уточняет чиновник финансово-экономического блока: «Чтобы посмотреть, как будет развиваться дальнейшая ситуация в этом году».

Проблема не в том, чтобы что-то сберечь, возражает сотрудник одной из госкорпораций: «Резервы составляют более 10% ВВП, а с валютой ЦБ на порядок больше». Необходимо избежать масштабного инвестиционного спада, призывает собеседник РБК, «с вытекающими последствиями для людей, благосостояния и потерей конкурентоспособности». Поскольку власти сокращают бюджетные расходы, единственное, что остается - ресурс ФНБ и банков. Но банки самостоятельно не будут кредитовать долгосрочные проекты, считает сотрудник госкорпорации: остается только ФНБ.

Проекты никак не отранжированы по значимости, отмечает чиновник финансово-экономического блока: какой из них внесет наибольший вклад в ВВП, в рост занятости. При этом суммы выделяются «достаточно крупные», признает собеседник РБК: «Риски, конечно, высокие».

Благосостояние не для всех

«На совещании у президента ФНБ законсервировали», - говорит чиновник, знакомый с его результатами. В дополнение к ранее выданным средствам (100 млрд руб. на депозит ВТБ и 5 млрд на проекты РФПИ) пока решили направить еще 525 млрд руб., сообщил после совещания Улюкаев.

Президент поручил профинансировать шесть проектов, следует из перечня поручений: ЦКАД, БАМ, АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии, ликвидацию «цифрового неравенства», «Ямал-СПГ» и покупку локомотивов для РЖД. Таким образом, президент одобрил инвестиции на чуть более 600 млрд руб.

Вместе с субординированными депозитами ВЭБа (в том числе и из антикризисного плана), вложениями в акции банков и 5 млрд руб, ранее инвестированными в проекты РФПИ, общий размер средств ФНБ, инвестированных в неликвидные активы, превысит треть его объема на 1 марта.

По некоторым проектам снижены суммы вложений и меняется их очередность, рассказывают РБК два федеральных чиновника. Из перечня поручений следует, что на совещании утверждено финансирование только первого и пятого участков ЦКАД (победители инвестиционных конкурсов - «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира и Руслана Байсарова и ООО «Кольцевая магистраль» - структура, входящая в АРКС Геннадия Тимченко, соответственно).

Принято решение о финансировании только тех участков, которые не предусматривают вложения со стороны иностранных инвесторов, объясняет чиновник: «Пока речь идет о 75 млрд руб. [из утвержденных 150 млрд]». По его словам, пока это все средства ФНБ, на которые проект может рассчитывать до 2018-го: «После внешнеполитическая ситуация может быть иной».

«В два сравнительно небольших проекта [РФПИ] мы средства ФНБ уже вложили, нужно будет довнести еще кусочек», - говорит Константин Вышковский. На остаток лимита реальных проектов пока нет, утверждает он, невыбранные суммы могут быть направлены на проекты по каким-то другим направлениям. То же самое касается «Росатома», отмечает Вышковский: «У него есть один проект [строительство АЭС в Финляндии на 150 млрд руб.], и другие мы пока не обсуждаем». «Лимит потому и лимит, что это предельная, а не обязательная доля», - рассуждает он.

То, что лимит на РФПИ фактически заморожен, рассказали еще два федеральных чиновника, знакомых с результатами совещания.

Единственный проект, который был ранее утвержден правительством, но никак не упоминается в поручениях, - развитие угольного бассейна в Туве, который инициировала Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова. Он передвинут, рассказывают два чиновника Белого дома. Проект проработан на 100% и утвержден на всех уровнях, сетует один из них, но масштаб не тот: «дорога жизни» для Тувы не потянула на федеральный проект.

Старт проекту давал лично Путин. В 2011 году он забил серебряный костыль в первое звено железнодорожной трассы Элегест - Кызыл - Курагино (часть проекта ТЭПК). Годом позже на большой пресс-конференции Путин называл проект «сложным», но обещал обеспечить участие государства, если оно будет «критическим».

Вопрос о финансировании из ФНБ проекта ТЭПК еще будет прорабатываться, говорил Улюкаев. В макропрогнозе Минэкономразвития проект по-прежнему значится в списке претендентов на средства ФНБ в 2015 году.

Пенсионные риски

В ближайшие 10-15 лет средства ФНБ могут потребоваться на выплаты пенсионерам, прогнозировал в 2013 году Алексей Кудрин. Деньги, вложенные в проекты, могут к этому времени не вернуться, предупреждал он: «Таким образом мы уменьшаем свою страховку на сложный период».

Если вложить средства ФНБ в крупные проекты со сроком окупаемости в 20 лет и более, то на этот период деньги будут заморожены, согласен чиновник финансово-экономического блока. Использовать их на поддержку пенсионной системы или антикризисные цели будет невозможно.

Размер средств, необходимых для решения проблем, «связанных с демографической ямой», Кудрин оценивал в 2-3 трлн руб. «[Если растратить ФНБ] придется искать другие источники решения этой проблемы... Либо пенсионный возраст повышать, либо повышать страховые взносы. Других вариантов нет», - заключал экс-министр.

С одной стороны, размер ФНБ вырос из-за девальвации рубля. В прошлом году она принесла 1,5 трлн руб.

С другой стороны, обвал рубля провоцирует раскрутку инфляции, отмечает Владимир Назаров из Института Гайдара, а из-за этого потребуется дополнительная индексация пенсий. В такой неопределенной ситуации нельзя говорить, что резервов хватит, предупреждает он.

Следует помнить и о рецессии в экономике, добавляет главный экономист ФК БКС Владимир Тихомиров, это приведет к росту безработицы: «Неминуемо сократятся отчисления в Пенсионный фонд, что увеличит его дефицит». Проблемы пенсионной системы будут только накапливаться, согласна Акиндинова: «Это проблема, о которой все знают, но откладывают на потом».

Как бы то ни было, с этого года власти стали активно обсуждать повышение пенсионного возраста. С вложением средств ФНБ в неликвидные активы это не связано, утверждает федеральный чиновник: проблемы пенсионной системы назрели уже давно. Вливания из ФНБ могли бы ненадолго их отсрочить, но не решить, пессимистичен он.

Как наполняются и для чего нужны российские суверенные фонды

По бюджетному правилу сверхплановые нефтегазовые доходы направляются в Резервный фонд - пока его объем не достигнет 7% ВВП. Половина доходов сверх этого предела поступает в ФНБ, а еще половина - на финансирование инфраструктурных проектов. Резервный фонд и ФНБ заменили в 2008 году Стабфонд. Основным преемником Стабфонда и страховкой бюджета является Резервный фонд. Если мировые цены на энергоресурсы падают, правительство может вскрыть эту «кубышку» и направить средства на покрытие дефицита бюджета. ФНБ же создавался для выполнения обязательств государства перед пенсионерами. Предполагается, что средства ФНБ должны направляться на покрытие дефицита Пенсионного фонда и софинансирование добровольных пенсионных накоплений.