Эссе финансово грамотным быть модно. Конкурс эссе. В России за период действия закона было

14.11.2016

Распространение накопленного в Волгоградской области позитивного опыта - важная часть реализации программ повышения финансовой грамотности. В конце сентября состоялась третья межрегиональная научно-практическая конференция «Повышение финансовой грамотности населения: региональная практика», в рамках которой был представлен сборник эссе педагогов-участников региональной и федеральной апробаций образовательных программ и учебных материалов по финансовой грамотности.

«В настоящий момент в Волгоградской области проходит апробация модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций. Внедрение нового предмета охватило 133 детских сада и 135 школ из всех муниципальных районов и городских округов региона. Педагог как никто другой понимает потребности детей, поскольку у него есть и свои дети. Могу сказать, что первые апробанты - это дети педагогов. И если педагог видит, что это полезно, это нужно, то, естественно, ему интересно работать. Кроме того, «педагог-апробатор» - это хорошее звание для пополнения собственного портфолио, так как оно учитывается при аттестации. Мы планируем продолжить работу по повышению финансовой грамотности обучающихся» - отметил в интервью для сборника председатель комитета образования и науки Волгоградской области Коротков Александр Михайлович.

Напомним, что конкурс «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства» прошел в регионе в мае 2016 года впервые. В нем приняли участие учителя и воспитатели, проводившие занятия для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Основной целью Конкурса стало выявление и продвижение методик, образовательных инструментов в области повышения финансовой грамотности, направленных на получение обучающимися знаний и умений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности и реализации долгосрочной финансовой стратегии в рамках предметных областей финансовой грамотности, а также содействие появлению новых инициатив в этой сфере.

«Конкурс эссе «Финансовая грамотность в зеркале педагогического мастерства» был задуман как площадка сбора педагогических инноваций, тех наработок, которые возникли у педагогов в период региональной апробации модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций. Кроме «обратной связи» в форме эссе мы
получили в результате проведения конкурса несравнимо больше: каждый педагог старался к заявке и самому эссе приложить те самые ценные для нас разработки уроков, креативных форм проведения занятий, которые и явились примером педагогических инноваций в области преподавания финансовой грамотности. На этих занятиях каждый из них учит ребят думать, анализировать, выделять те финансовые условия, которые влияют на материальное благополучие, различать варианты финансовых решений, обсуждать денежные и финансовые вопросы между собой и с родителями, строить планы на будущее» - подчеркнула консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению уровня финансовой грамотности на территории Волгоградской области Ольга Сергеевна Андреева.

Всего было прислано 22 работы из 19 учебных заведений практически со всех уголков области - Волгограда, Урюпинска, Калачевского, Николаевского, Светлоярского, Камышинского, Городищенского, Клетского и Киквидзенского районов. Первые места заняли 4 учителя и воспитателя, еще 18 были отмечены грамотами, сертификатами и подарками.

1 апреля 2019 года стартует Всероссийский конкурс эссе «Финансовая грамотность будущего: как изменится жизнь людей с приходом новых технологий», в котором смогут принять участие ученики школ, колледжей и техникумов, студенты профессиональных образовательных организаций, а также высших учебных заведений.

Задача участников – написать письмо-эссе самому себе из будущего. Авторы расскажут, как развитие цифровых технологий изменило нашу жизнь через 30 лет. Есть ли еще в ходу наличные деньги? Остались ли розничные магазины? Какие профессии канули в лету? Стало ли решение повседневных дел более удобным или на каждом углу в интернете нас теперь подстерегают финансовые мошенники?

Конкурсные работы будут приниматься с 1 апреля 2019 года по 24 апреля 2019 года на портале вашифинансы.рф. Здесь появится специальный раздел, где будет размещена подробная информация о Конкурсе и условиях участия.

Жюри определит лучшие работы в трех возрастных группах (10–13, 14–17 и 18–22 лет). Объявление результатов Конкурса состоится 18 мая 2019 года на «Семейном фестивале», который пройдет в рамках V Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи. Победители и лауреаты Конкурса получат ценные призы и подарки от Генерального партнера Недели – Страхового Дома ВСК.

Конкурс проводится в рамках Проекта Минфина России. Главная цель мероприятия – формирование у молодого поколения навыков управления личными финансами, понимания необходимости бережного потребления, повышение уровня финансовой культуры и грамотности.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Бодайбинский горный техникум

Номинация: Эссе

Эссе по теме:

«Финансовая грамотность- это важно»

Подготовила преподаватель

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

Гнатюк Марина Владимировна

Бодайбо

2018

Тема моего конкурсного эссе: «Финансовая грамотность- это важно», выбрана не случайно. В моей работе, значительно важно доказать, что быть финансово- экономически развитым очень важно для жизни человека, живущего в современном обществе и его жизнедеятельности. Каждый день своей жизни человек, так или иначе, встречается с денежными потоками в форме оплат за ЖКХ, различных платежей, кредитов, и бывает, что не осознает до конца как ими грамотно можно воспользоваться в своих целях ради собственных интересов. В течение своей жизни через человека и его экономические действия проходят достаточно много различных финансовых потоков, которые современному человеку нужно научиться вовремя, отслеживать и обеспечивать их контроль во избежание упадка собственных финансовых ресурсов и жизненного благополучия. Он должен осознавать и грамотно воспринимать осознанные и целенаправленные решения по использованию и управлению своими деньгами. И потому финансовая грамотность является одним из важнейших показателей жизненного экономического благополучия и успеха человека в его жизнедеятельности.
Что же такое финансовая грамотность? Это необходимый уровень приобретенных знаний и практических навыков в области финансов и экономики, который позволяет объективно оценить жизненную ситуацию на финансовом и экономическом рынке и принимать взвешенные и целенаправленные суждения, требующие безотлагательного решения.
Финансовая грамотность помогает объективно подойти к принятию взвешенных решений человека, она уменьшает риски и, тем самым, повышает уровень финансовой безопасности всего живущего в современном мире общества людей. Она помогает нам осмысливать свои финансовые действия более планомерно и рационально, планировать и предугадывать свое экономическое будущее во имя финансового благополучия. Конечно, недооценивать ее нельзя, ведь от нее зависят материальные блага жизни человека, и в целом всего сообщества. Только финансовая грамотность учит нас в современном мире как правильно копить свои сбережения и приумножать их, ради собственного финансового счастья. Хотя говорят, что счастье не в деньгах. Но на этом построен наш современный экономический мир. Мы и только мы должны стать хозяевами своих экономических благ и финансовых потоков. Финансовые накопления- часть экономических потоков населения, которые люди в течение всей свой жизни откладывают для реализации своих будущих затрат, а также удовлетворения экономических потребностей человека в современном мире; и представляют распределение между полученными доходами и фактическими расходами. Молодое поколение, живущее в экономическом темпе современного общества, должно научится управлять своими накоплениями. Если это не удастся сделать, то конечно им будет очень сложно, практически невозможно жить в современном обществе.
Давайте, рассмотрим такой жизненный пример. Молодая девушка, закончив Бодайбинский горный техникум, отправилась получать образование в высшее учебное заведение, которое находится в другом городе Иркутской области. Когда она жила совместно со своими родителями, то конечно родители полностью обеспечивали и контролировали ее, в том числе финансово. Она ни в чем не нуждалась. Она не осознавала, что такое финансы, и как ими распоряжаться. Однако, в новой для нее неизведанной среде, в другом городе, она оказалась неподготовленной к собственной финансовой состоятельности. Деньги, которые она получала от родителей, она с тратила с большим размахом на различные развлечения, в том числе магазины, ночные клубы, не понимая, что деньги, когда- то могут закончиться. И что мы видим, в итоге, она осталась без средств к существованию. Девушка, оказалась финансово неграмотной, она не смогла рационально распределить свои доходы и расходы. Очень часто такое поведение может войти в привычку, что особенно не желательно для молодого поколения. Человек становится взрослым, но его привычки, позиции так и остаются прежними. Такое же поведение финансовой несостоятельности он может передать и своим будущим детям. Ведь именно родители должны прививать ребенку основные правила общения с деньгами. Но, являясь финансово неграмотными, они не смогут научить своего ребенка правильному распределению финансового дохода и благополучия.
Поэтому, на своих уроках в Бодайбинском горном техникуме, я провожу практические занятия, которые направлены на развитие полезных навыков обращения с финансами. Обучаю молодежь на этом примере.
Нужно всегда помнить, что молодое поколение- это будущие участники финансового и экономического рынка, заемщики, вкладчики, кредиторы и налогоплательщики. Поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с раннего возраста, еще в школе, на уроках обществознания, когда ребенок только начинает формироваться как личность. Вот здесь закладываются основы финансовой грамотности. В этот момент нужно показать ребенку правильное финансовое поведение в реальных жизненных ситуациях через различные игры практического характера. Чтобы ребенок был подготовлен к жизни в современном обществе, понимал и осознавал свои действия финансового характера.
Конечно финансовые знания, которые были приобретены на этапе формирования личности, помогут молодым людям быть более самостоятельными и ответственными во взрослой жизни, тем самым они смогут контролировать свои денежные сбережения и поступать финансово грамотно. Незаменимые знания помогут в дальнейшем облегчить им жизнь в экономической сфере жизни общества. Главное, чтобы знания не оставались только теорией, которой они не смогут воспользоваться, а были применимы в реальной жизни, и могли действовать на практике. В этом заключается наша задача, помочь молодому поколению сформировать у них навыки практического развития финансового мышления, которые помогут им развиваться в дальнейшей жизни.

Положение о конкурсе эссе на русском языке в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2018 года.

1.Общие положения, цели и задачи Конкурса

1.1 Настоящее Положение регламентирует порядок проведения Конкурса на лучшее эссе на русском языке в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2018 (далее – Конкурс).

1.2. Конкурс эссе проводится среди учеников школ, колледжей и техникумов, студентов профессиональных образовательных организаций, а также высших учебных заведений.

1.3. Конкурс проводится в целях формирования у молодого поколения навыков управления личными финансами, понимания необходимости бережного потребления, повышения уровня финансовой культуры и грамотности.

2. Участники Конкурса.

К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся общеобразовательных организаций (школ), студентов профессиональных образовательных организаций, а также высших учебных заведений России в возрасте от 10 до 22 лет.

От 10 до 13 лет;

От 14 до 17 лет;

От 18 до 22 лет.

В каждой возрастной группе предполагается один победитель, занимающий призовое место. Количество лауреатских мест - не более 7 для набравших более 2,5 баллов для каждой из групп.

3. Оргкомитет Конкурса и Конкурсное жюри.

3.1 Организация и работа Оргкомитета Конкурса

Оргкомитет конкурса формируется Оргкомитетом проекта Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи 2018.

Функции Оргкомитета:

Сбор заявок и конкурсных работ от участников с помощью платформы сайт;

Формирование Конкурсного жюри с привлечением Партнеров Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2018, представителей Министерства финансов РФ и других организаций;

Определение критериев оценки и организация экспертизы работ, материалов и документов, представленных на конкурс, в том числе проверка работ на наличие плагиата;

Обеспечение контроля за соблюдением порядка и условий проведения Конкурса;

Разработка и реализация программы поощрения победителей Конкурса.

3.2 Работа Конкурсного жюри

После завершения приёма работ эссе отправляются на проверку на соответствие условиям конкурса и на плагиат, голосование членов конкурсного жюри начинается через неделю после завершения подачи заявок и материалов и проводится в один тур. Каждый член конкурсной комиссии отдает по одному голосу за конкурсную работу в каждой возрастной группе.

Жюри определяет победителей конкурса на призовые места и места лауреатов. По итогам Конкурса присуждаются три призовых места (по одному в каждой возрастной категории) и девять мест лауреатов (по 3 в каждой категории).

Конкурсные работы, не соответствующие условиям Конкурса, комиссией не рассматриваются. Конкурсные работы не рецензируются и не возвращаются. Апелляции по участию в конкурсе и его итогам не принимаются.

4. Условия участия в Конкурсе.

Прием работ на Конкурс осуществляется с помощью портала сайт, где участникам необходимо заполнить анкету и загрузить эссе на русском языке объемом от 1000 до 2500 символов с пробелами в форматах.doc или.docx. Текст должен быть представлен шрифтом Times New Roman, 12 размера, обычного начертания с полуторными интервалами. В конкурсной работе участник должен раскрыть следующую тему: «5 советов себе: как построить свое успешное будущее».

Участник обязуется подать на Конкурс уникальную работу, написанную им лично.

Эссе должно соответствовать заявленной теме и предъявляемым требованиям. При подаче заявки на участие в конкурсе участник должен заполнить анкету на сайте, указав свои ФИО, возраст, контактный e-mail, населенный пункт, учебное заведение и класс/курс, а также авторское название эссе.

5. Порядок и условия проведения Конкурса.

5.1 Сроки проведения Конкурса

Конкурс и подача заявок проводится с 1 марта по 22 апреля 2018 года. Подведение результатов Конкурса с размещением информации на сайте сайт состоится 1 июня 2018 года. Конкурсные материалы, поступившие позднее 22 апреля 2018 года, к участию в Конкурсе не допускаются.

Награждение победителей состоится в рамках отдельного мероприятия.

5.2 Номинации и призовые места

Конкурс проводится в номинациях «Лучшее эссе на русском языке» в трех возрастных группах (10-13, 14-17 и 18-22 лет). Жюри голосованием определяет одного победителя в каждой возрастной группе и распределяет лауреатские места в соответствии с набранным количеством баллов.

Победители конкурса получают памятные сувениры от Партнеров Недели и грамоты участника.

5.3 Порядок рассмотрения и оценки конкурсных работ

При рассмотрении работ Конкурсным жюри учитываются следующие параметры: самостоятельность мышления, кругозор, последовательность изложения, корректность советов с финансовой точки зрения, убедительность аргументации, грамотность, богатство языка, точность слов, выразительность, доступность, стилистика, нормативность словоупотребления, правильность фразового построения, логико-композиционное построение, доказательность, образность, эмоциональность, неформальный подход к теме. Каждый параметр оценивается по шкале от 0 до 3 баллов (см Приложенную таблицу 1).

Текст эссе не должен содержать нецензурные выражения, призывы к насилию и свержению власти, оскорбления властей (как России, так и других стран), дискриминацию по расовому и половому признакам, пропаганду идей национал-социализма (фашизма), пропаганду войны, иной информации, распространение которой преследуется по закону.

Текст также не должен содержать клеветнические, угрожающие и прочие сообщения, способные нарушить права третьих лиц и противоречащие законодательству России.

Оргкомитет Конкурса вправе без предупреждения автора не допускать к участию в Конкурсе эссе работу, не соответствующую вышеуказанным требованиям.

Оргкомитет Конкурса эссе имеет право на публикацию любых конкурсных работ полностью или частично без уведомления авторов и без выплаты им какого-либо вознаграждения, а также на использование работ в исследовательских целях. Участие в Конкурсе эссе означает согласие с условиями конкурса.

Таблица 1

Пример заполнения таблицы компетенций для одного участника. (Максимальный итоговый балл - 3).

* Критерии проставления оценки в компетенции «грамотность».

Школьная программа меняется постоянно: пересматриваются и усложняются старые учебники, отменяются старые или добавляются новые предметы, вводятся новые стандарты обучения и правила сдачи экзаменов.

Одним из последних веяний – введение в школах уроков финансовой грамотности, одной из тем которых является тема ведения семейного бюджета.

И так, сегодня у нас несколько вариантов эссе на тему семейный бюджет, призванных хотя бы немножко объяснить школьникам и родителям необходимость ведения семейного бюджета и правильного распределения семейных денег.

На мой взгляд, тема очень серьезная, и необходима не только школьнику, но и многим родителям, которые, зачастую, не в состоянии распределить свой доход так, чтобы его хватало «от зарплаты до зарплаты».

1. Эссе на тему семейный бюджет: благополучие семьи и деньги

Из чего состоит благополучие любой семьи?! Конечно, из любви родителей, доброжелательных отношений, здоровья и общих интересов всех членов семьи, бытового уюта. Да много из чего … В тоже время, немаловажное значение для благополучия семьи имеет и достаток семьи или, другими словами, сколько денег может тратить семья на нужды своего благополучия.

Очень многое зависит от того, есть у семьи деньги или нет.

Хорошо и красиво одеваться можно только за деньги. Даже если мама превосходная швея, умеющая профессионально шить, ткань и фурнитура все равно покупается за деньги. Да, и обувь в домашних условиях сшить невозможно.

Разнообразная и вкусная еда, - тоже только за деньги. Ну, согласитесь, как городской житель может, например, вырастить свои овощи или фрукты? Если есть свой огород, или бабушка в деревне, это, конечно, возможно. А если нет, то приходится только покупать.

Отдых тоже только за деньги. Любой выезд за пределы квартиры требует некоторых вложений. И чем дальше от дома мы едем отдыхать, тем дороже получается отдых.

Даже для того, чтобы жить в квартире, необходимы деньги. И не только на оплату коммунальных платежей, но и на покупку мебели, постельного белья, штор, посуды и многого другого.

Вот и получается, что благополучие любой семьи во многом зависит от денег. И, соответственно, от семейного бюджета, от величины которого зависит возможность семьи покупать хорошие вещи, получать хорошее образование и даже путешествовать.

Конечно, многие дорогостоящие вещи можно купить за счет банковского кредита, но, кредит нужно не только возвращать, но и платить проценты за его использование, что может негативно отразиться на состоянии семейного бюджета .

2. Эссе на тему семейный бюджет: откуда в семье берутся деньги

Недавно, зайдя в магазин, я увидел неприятную, на мой взгляд, картину: маленький мальчик, лежа на грязном полу магазина, громко кричал, что хочет игрушку. А его мама, пытаясь поднять мальчишку с пола, объясняла ему, что у нее нет денег на эту игрушку, и она не может ее купить. Мальчишка же, при этом, кричал еще громче, привлекая внимание и покупателей и продавцов в магазине.

Меня эта ситуация заставила задуматься: а откуда у нас в семье берутся деньги, и почему мама отказала мне в покупке нового телефона, также сказав, что у нее просто нет на это денег!

И я начал разбираться в этом вопросе.

В итоге получилось: в нашей семье работают и мама и папа. Оба они получают заработную плату. Папа, конечно, получает больше, чем мама, но с его зарплаты родители платят за кредит на машину, на которой мы не только ездим к бабушкам в гости, но еще и в отпуск.

Судя по словам родителей, денег «вечно не хватает», стоимость продуктов увеличилась, выросли платежи за коммунальные услуги. Что бы меня одеть на зиму, по словам мамы, необходимо целое состояние. Да еще я со своим телефоном.

Зато, нам иногда помогают бабушка с дедушкой. Они живут в деревне, выращивают свои овощи и держат кур, соответственно, мы не покупаем в магазине овощи и куриные яйца, что дает возможность сэкономить зарабатываемые родителями деньги.

Да, самое главное, бабушка с дедушкой на все наши дни рождения дарят нам деньги, приговаривая, что «деньги – это лучший подарок». День рождения у меня через несколько месяцев, вот тогда, на подаренные бабушкой и дедушкой деньги я куплю себе новый телефон.

Таким образом, бюджет нашей семьи формируется из трех источников: заработная плата папы, заработная плата мамы и деньги, которые дарят нам бабушка с дедушкой.

3. Эссе на тему семейный бюджет: структура семейного бюджета

Вчера на физкультуре у меня порвались кроссовки. Да так, что отремонтировать их уже не получится… Дома мама, конечно, меня за это отругала, приговаривая, что никакой бюджет не выдержит такую дополнительную нагрузку, и ей не понятно, в какой обуви я буду ходить, так как денег на новые кроссовки нет и в ближайшее время они не появятся.

Я пытался с ней спорить, доказывая, что деньги у них есть, ведь они с папой каждый месяц получают заработную плату!

Мама на меня обиделась, и предложила самому разобраться, из чего складывается семейный бюджет, и куда уходят заработанные родителями деньги.

Я начал разбираться.

Структура нашего семейного бюджета сложилась следующим образом – это доходы, то есть заработная плата мамы и папы, и расходы, то есть то, на что у нас тратятся деньги.

Ну, если с доходами мне все понятно, то с расходами мне пришлось долго думать. Но я разобрался!

И так, наши основные расходы это:

  • продукты питания, а кушаем мы каждый день. Еще мы платим за обеды в школе;
  • оплата по счетам за квартиру, то есть коммунальные платежи;
  • мои подготовительные курсы в институт и курсы английского языка;
  • оплата за кредит, так как квартира, в которой мы живем, куплена родителями в кредит, и мы его еще не погасили;
  • оплата за проезд (мама и папа ездят на работу, я – на курсы).

Таким образом, в структуре семейного бюджета - это основные, то есть ежемесячные расходы. Также в структуре семейного бюджета есть и не постоянные расходы. Такие, например, как покупка новой одежды или обуви, покупка красивых вещей для дома, поездка на выходные на туристическую базу, и некоторые другие.

Вывод, который у меня получился: структура семейного бюджета состоит из заработной платы родителей и всего, на что мы тратим деньги.

4. Эссе на тему семейный бюджет: экономия личного бюджета

Меня всегда раздражало слово «экономия». Ну, зачем нужно экономить, если я еще молодая, и мне хочется всего и сразу! Мама постоянно называет меня транжирой, а лично я считаю, что мама просто не умеет тратить деньги. Раньше, когда у меня заканчивались деньги, я просто приходила к маме или папе и просила еще. А сейчас родители мне стали отказывать, заявляя, что настали трудные времена, и нужно учиться экономить. И предложили мне самой начать это делать.

Мне на неделю выделили одну тысячу рублей. Сказав, что это и на проезд до бассейна и обратно, и на булочку с чаем или мороженое, и на другие мелкие расходы, том числе на подарки подружкам на дни рождения, и других денег до следующей недели я не получу!

Я думала, что это просто.

В первый же день я купила себе отличный лак для ногтей, и с подружкой зашла в кафе поесть мороженого. Я истратила почти все деньги: оставшихся денег мне хватило только на проезд до бассейна, и обратно мне пришлось пойти пешком!

Не смотря на слезы и уговоры дать мне еще немного денег на проезд до бассейна и обратно на следующее занятие, и на булочку с чаем после бассейна, родители категорически отказались это делать.

В итоге, мне пришлось идти туда пешком, да еще и тащить с собой термос с чаем и бутербродом из дома, чего я раньше никогда не делала! Зато на моих ногтях красовался новый красивый лак!

Денег, выданных родителями на следующей неделе, мне хватило до среды. По дороге из бассейна я не удержалась, и купила себе новую заколку… И опять ходила пешком, таская с собой тяжеленный термос. К слову, заколка оказалась так себе, и сломалась через несколько дней.

Самое страшное было, когда я вспомнила, что у моей лучшей подруги скоро день рождения, а у меня нет денег на подарок, и родители больше денег не дадут!

Прошло уже два месяца. И за это время я научилась распределять деньги, которые мне дают родители. Сначала я откладываю деньги на проезд и на чай с булочкой в бассейне. И их не трачу. Потом я распределяю деньги на подарки друзьям, и на всякие мелочи, которые могут мне понадобиться в ближайшее время. Остальные деньги я уже могу тратить на всякие «вкусности».

Еще я научилась немного экономить: когда хватает время дойти до бассейна пешком, я иду пешком, и не трачу деньги на проезд. Я начала копить себе на маленький термос – он очень легкий и его можно поставить в рюкзак, и мне не придется покупать в бассейне горячий чай. И булочку я заменила домашним бутербродом.

Сейчас я поняла, что любая экономия начинается с мелочей, и чем экономнее я трачу свои деньги, тем больше я могу накопить.

В качестве эпилога могу добавить:

Сочинение в стиле эссе на тему семейный бюджет может очень даже пригодиться и восьмикласснику, готовящему домашнее задание по урокам финансовой грамотности, и молодым людям, готовящимся создать семью, и, к сожалению, далеко не всегда задумывающимся, за счет каких средств они будут жить, и кто их будет кормить…