«ЕС использует «Южный газовый коридор» как лекарство от энергошоков. Баку требует от запада денег на "южный газовый коридор". Мнения экспертов о проекте

Консорциум компаний, добывающих газ на месторождении "Шах-Дениз-2", отверг проект газопровода Nabucco West, предпочтя ему трубопровод TAP.

Выбор сделан: в среду, 26 июня, стало известно о том, что газ в Европу из Азербайджана будет поступать по Трансадриатическому газопроводу, TAP (Trans-Adriatic Pipeline), а не по трубопроводу Nabucco West. Официальное объявление победителя должно состояться 28 июня, и не исключено, что Еврокомиссия назовет этот день историческим. Дело в том, что данный факт означает открытие так называемого "Южного газового коридора" ЕС - маршрута доставки газа из Каспийского региона в обход России.

Маршрут следования газа из гигантского месторождения "Шах-Дениз-2" в Западную Европу такой: по трубопроводу TANAP (Trans Anadolu Pipeline, завершение строительства запланировано на 2018 год) газ будут прокачивать по территории Турции до ее западной границы. Затем он пройдет собственно по 800-километровой трубе TAP, которая протянется от турецко-греческой границы по северной части Греции, пересечет Албанию и Адриатическое море, а в Италии будет интегрирована в уже существующую газораспределительную систему. TAP, как предполагается, будет поставлять голубое топливо на рынки Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также Черногории, начало эксплуатации газопровода запланировано на 2019 год.

Выбор TAP предсказывали. "Косвенным свидетельством служило недавнее объявление о покупке азербайджанской госкомпанией Socarгреческой газотранспортной сети", - говорит глава онлайн-издания Eurasia Energy Observer Андрей Тибольд. Socar, по словам Тибольда, ранее давала понять, что стремится к выбору такого газопровода, который в той или иной степени будет сама же и контролировать. Азербайджанская госкомпания, напомним, является одним из участников консорциума "Шах-Дениз", держателем основной доли в консорциуме по строительству TANAP и имеет опцию на покупку доли в TAP. Сейчас 15 процентов акций проекта имеет компания E.On из Германии, норвежская Statoil и швейцарская Axpo - по 42,5 процента.

Реализация TAP, согласно плану, обойдется инвесторам в меньшую сумму, чем стоил бы Nabucco West. Но решающее преимущество маршрута через Грецию и Албанию в другом: TAP, как ожидается, будет взимать меньше транзитных пошлин, чем его конкурент. Наконец, геополитический фактор тоже сыграл свою роль, уверен Андрей Тибольд: "Nabucco West проходил бы по похожему маршруту, что и "Южный поток" российского "Газпрома". Решение Азербайджана в пользу Nabucco больше провоцировало бы Москву, чем выбор TAP".

Интерес к конкурентной борьбе между Nabucco West и TAP заметно превосходит экономическое значение этих проектов. "На первом этапе объемы поставок будут небольшими - всего 10 миллиардов кубометров в год, поэтому выбор конкретного проекта имеет большее значение для трубопроводных компаний TAP и Nabucco, но не для Евросоюза в целом", - отметил глава американской консалтинговой фирмы East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Конечная максимальная пропускная способность TAP- до 20 миллиардов кубометров ежегодно, что составляет менее 5 процентов потребности ЕС в газе.

Повышенный интерес к судьбе экономических проектов Nabucco и TAP объясняется прежде всего политическими причинами. Открытие Южного газового коридора - объявленная несколько лет назад цель Европейского Союза, решившего снизить свою зависимость от российского концерна "Газпром". Немаловажную роль тут сыграли газовые конфликты России с Украиной. Nabucco был объявлен Евросоюзом одним из флагманов новой политики диверсификации газовых поставок. Этот проект многими рассматривался как конкурент проекта "Южный поток" (South Stream). Позднее, однако, Nabucco столкнулся с проблемами, был вынужден объявить о значительном сокращении длины проектируемой трубы и потерял политическую поддержку ЕС.

Впрочем, глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на недавней встрече с президентом Азербайджана заявил, что и TAP, и Nabucco "в конечном итоге могут быть построены". Андрей Тибольд и Михаил Корчемкин уверены, что прогноз Баррозу вполне может оказаться верным и что выбор TAP не обязательно должен означать конец проекта Nabucco. "Даже у Азербайджана достаточно газа для заполнения двух газопроводов. Если в ЕС пойдет туркменский газ, то может быть востребован и третий газопровод", - заметил Корчемкин.

Никакого влияния решение о строительстве TAP на "Южный поток" не окажет, уверены эксперты. "Южный поток" - это политический проект, который, по словам руководства "Газпрома", будет реализован вне зависимости от условий газового рынка", - сказал Михаил Корчемкин.

Благодаря тому, что Южный газовый коридор ЕС становится реальностью, "небольшая надежда", по выражению Андрея Тибольда, появляется на успешное завершение переговоров о строительстве Транскаспийского газопровода, которые ведут ЕС, Азербайджан и Туркмения. Речь идет о проекте доставки туркменского газа в Европу.

«Администрация США полностью поддерживает идею реализации проекта «Южный газовый коридор», - эта телеграмма, подписанная Дональдом Трампом, была зачитана в среду, 31 мая, участникам проходившей в Баку Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия-2017».

400 делегатов от 289 компаний из 30 стран мира, прибывшие в столицу Азербайджана для участия в этом форуме, были воодушевлены такой поддержкой 45-го президента США. Эйфорию участников форума, среди которых присутствовали официальные представители Евросоюза, можно понять: поддержка Вашингтона для строительства газопроводной магистрали из Азербайджана в Европу в обход России намного увеличивает шансы на успех проекта.

Примечательно, что телеграмма Трампа была зачитана в Баку на следующий день после того, как заместитель главы МИД РФ Алексей Мешков выразил беспокойство попыткой определенных стран Евросоюза заблокировать реализацию российских проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

«Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь в первую очередь идет о проекте «Северный поток-2», - заявил российский дипломат. - В Еврокомиссии также нет ясности в отношении второй нитки газопровода «Турецкий поток». Мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта, чтобы не повторился печальный опыт «Южного потока».

Однако, судя по всему, Брюссель не торопится дать зеленый свет на реализацию указанных выше двух российских газопроводных проектов. Такая позиция руководства Евросоюза становится понятной, если проанализировать видеообращение официального представителя ЕС к участникам нефтегазового форума в Баку.

«Мы еще раз подтверждаем приверженность ЕС проекту «Южный газовый коридор», в котором Азербайджан играет ключевую роль, - заявил вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. - Этот проект обеспечит геополитический баланс и стабильность в Европе. Азербайджан является важным партнером Европы в этом вопросе, и мы уверены, что азербайджанский газ будет поставлен в Европу в 2020 году в рамках этого проекта».

Напомним, что проект «Южного газового коридора» (ЮГК) предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. На первоначальном этапе в качестве основного ресурса для газопровода будет использован газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз».

В дальнейшем к проекту могут быть подключены и республики Центральной Азии, в частности, Туркмения и Казахстан. В рамках второй стадии природный газ будет транспортироваться на европейские рынки путем расширения Южно-Кавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов.

По данным Natural Gas Europe, стоимость ЮГК составляет около 40 миллиардов долларов, включая девять миллиардов долларов на проект Трансанатолийского трубопровода, шесть миллиардов - на проект Трансадриатического трубопровода (TAP), 23,8 миллиарда долларов - на вторую стадию разработки «Шах-Дениза» и расширение Южно-Кавказского газопровода.

Итак, позиции Вашингтона и Брюсселя в вопросе «Южного газового коридора» полностью совпадают: постараться посредством реализации этого дорогостоящего проекта подорвать позиции «Газпрома» в качестве основного поставщика голубого топлива для старого континента.

«Азербайджан является значимым партнером США», - это строки из поздравления Дональда Трампа в адрес его коллеги Ильхама Алиева по случаю Дня республики Азербайджана, который отмечался 28 мая. По словам политолога Эльхана Шахиноглу, новая администрация США «рассматривает Азербайджан в качестве важнейшего гаранта энергетической безопасности Европы».

Руководство Евросоюза также делает ставку на Азербайджан как на ключевую страну для транзита огромных потоков природного газа из Центральной Азии и Каспия в Европу. Впрочем, здесь у Брюсселя есть повод задуматься.

Дело в том, что на первом этапе - весь азербайджанский газ, а на втором - газ из Туркмении и Казахстана (если вообще дело дойдет до второго этапа) - будут доставляться в Европу через территорию Турции. И именно этот фактор несет в себе определенные риски для европейских стран. Дело в том, что президент Турции Реджеп Эрдоган не раз доказывал, что он способен умело использовать имеющиеся у Анкары козыри для шантажа Европы.

К примеру, Эрдоган до сих пор не допускает депутатов бундестага ФРГ на военную базу ВВС НАТО в Инджирлик, требуя от Берлина заранее ему предъявить предварительный список немецких парламентариев, которых Анкара проверит на лояльность и отсутствие связей с террористами. Иными словами, Эрдоган рассматривает базу «Инджирлик» как политический рычаг давления на Ангелу Меркель.

И в связи с этим эксперты задаются вопросом: а где гарантия, что после начала эксплуатации «Южного газового коридора» Эрдоган также не использует эту транспортную артерию для оказания давления на Евросоюз. В частности, для возобновления переговоров о вступлении Турции в Евросоюз.

Создается впечатление, что Вашингтон и Брюссель несмотря на непредсказуемость внешней политики Эрдогана доверяют ему больше, чем Владимиру Путину. «Лишь бы не Россия, лишь бы подорвать влияние России» - таков девиз сильного антироссийского лобби за океаном и в Брюсселе.

Видимо, и сам Эрдоган поощряет своих партнеров по НАТО к проведению такой протурецко-проазербайджанской и антироссийской политики в реализации нефтегазовых проектов.

Турция хотя и является участником астанинского мирного процесса по межсирийскому урегулированию, она, конечно, не может рассматриваться в качестве союзника России в регионе.

Во-первых, Анкара продолжает транспортную блокаду Крыма, давая понять, что никогда не признает присоединение полуострова к России.

Во-вторых, Турция выступает за свержение режима в Дамаске и в отличие от России полностью поддерживает ракетный удар Трампа «томагавками» по военному объекту правительства Асада.

В-третьих, Анкара не отказалась от планов постепенного вытеснения России из региона Закавказья и Центральной Азии и усиления в этих регионах позиций самой Турции.

Подпишитесь на нас


Амбициозный проект доставки азербайджанского газа в Европу через Турцию и Балканы “Южный газовый коридор”, по идее, должен вступить в решающую фазу реализации. Однако у его главного концессионера – государства Азербайджан – может не хватить на осуществление замысла ни денег, ни газа, отмечает агентство ПРАЙМ . И если помочь материально может Европа, заинтересованная в ограничении роли “Газпрома” на своем рынке, то кто поможет с наполнением будущей газовой магистрали – неясно.

Европа, дай 10 миллиардов!

Нынешние финансовые затруднения Азербайджана неудивительны после двух с лишним лет низких цен на нефть. Экономика страны крепко привязана к экспорту углеводородов. Нефтегазовая отрасль до 2014 года обеспечивала 85% доходов госбюджета, до 78% ВВП и свыше 90% экспорта.

То, что Азербайджану нынче несладко, может наглядно подтвердить хотя бы статистика золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Азербайджанский Центральный банк свидетельствует: в середине 2014 года ЗВР превышали 15 млрд долларов, а в конце 2016-го – уже недотягивали до 4 млрд. Как следствие, Баку был вынужден взять под жесткий контроль финансирование проектов за рубежом, в том числе и газопроводов, составляющих “Южный газовый коридор”.

Между тем инвестиционный вклад Азербайджана в этот проект оценивается специалистами примерно в 10,5 млрд долларов. Эта сумма была вычислена на основе сложения долей Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (SOCAR) в различных составных частях “Южного газового коридора”.

SOCAR владеет 16,7% акций газового месторождения «Шах-Дениз-2» – сырьевой базы будущей трубопроводной магистрали, 58% в Трансанатолийском (TANAP) и 20% в Трансадриатическом (TAP) газопроводах. Суммарный объем вложений в освоение второй очереди Шах-Дениза (вместе с расширением Южно-Кавказского трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум), по данным , составляет 23 млрд долларов. Стоимость TANAP министр оценил в 9,3 млрд долларов, ТAP – в 6 млрд. Весь “Южный газовый коридор” раньше оценивался в 45 млрд долларов, однако Натиг Алиев полгода назад заявил, что на самом деле он стоит всего 39 млрд.

Конечно, из упомянутых 10,5 млрд долларов Азербайджан уже кое-что вложил. Так, по данным SOCAR на конец прошлого года, проект “Шах-Дениз-2” реализован уже на 87%. Хуже обстоит дело с продвижением TANAP и TAP.

Изыскать недостающие средства поможет Европа. Недаром в начале февраля президент страны , где встречался со всей верхушкой Евросовета и Еврокомиссии. От ведущих политиков ЕС Алиев получил заверения во всемерной поддержке “Южного газового коридора”. Теперь он закономерно ждет денег от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Разумеется, не оставят “Южный газовый коридор” без финансовой подпитки и другие акционеры, среди которых выделяется могучая британская BP. Их ряды, правда, в последнее время несколько поредели. Полтора года назад свои доли в Шах-Денизе, Южно-Кавказском газопроводе и TAP продал норвежский нефтегазовый гигант .

Откуда взять 16 млрд кубометров?

По “Южному газовому коридору” должно транспортироваться 16 млрд кубометров газа в год. Из них 6 млрд причитается Турции, остальные 10 млрд пойдут дальше, в Южную Европу. Согласно предварительным раскладам, 8 млрд кубометров в год будут экспортироваться в Италию, по 1 млрд получат Греция и Болгария.

Однако такого количества топлива у Азербайджана может не оказаться. Беда в том, что добыча газа в стране в последнее время падает. Ведь из-за снижения производства нефти (на 20% по сравнению с 2010 годом) растут объемы закачки метана в пласт.

В прошлом году добыча природного газа в стране составила 29,33 млрд кубометров – на 3,9% меньше, чем в позапрошлом. При этом на товарный газ пришлось только 18,71 млрд кубометров. Весь оставшийся объем пришлось закачать в пласт на блоке Азери-Чираг-Гюнешли, где добывается более 3/4 азербайджанской нефти.

По данным информационного ресурса Natural Gas World , совокупный экспорт газа из Азербайджана в 2016 году составил 7,78 млрд кубометров против 8,4 млрд в 2015-м. То есть газовый экспортный потенциал страны сейчас ограничен. Хотя глава Минэнерго Н.Алиев повелел увеличить добычу топлива в текущем году, но даже он скромно оценивает возможности Азербайджана. Согласно плану, прирост производства газа в стране должен составить всего 1%: извлечь из недр в 2017-м надлежит 29,561 млрд кубометров, включая 10 млрд – на Шах-Денизе.

Итак, кто поможет Азербайджану с наполнением “Южного газового коридора”? Изначально в Баку надеялись на соседей по Каспию Иран и Туркмению, но конкретных предложений оттуда пока не поступило. Примерно год назад желание влиться со своим топливом в будущую газовую магистраль выразил , имея в виду свое шельфовое суперместорождение “Левиафан”. Но с тех пор из Тель-Авива на эту тему ни слуху ни духу.

Впрочем, время у Азербайджана еще есть. Старт добычи на “Шах-Денизе-2” запланирован на конец 2018 года. Поставка топлива в Европу по “Южному газовому коридору” ориентировочно начнется в конце 2020-го. :///


Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"

МОСКВА, 21 фев - ПРАЙМ. Азербайджан при политической поддержке ЕС стремится ускорить реализацию проекта "Южный газовый коридор", который должен стать альтернативой поставкам российского газа в Европу. Однако из-за падения цен на нефть и высокой стоимости проекта Баку оказался не способным обеспечить его финансирование самостоятельно и был вынужден использовать иностранные кредиты. Президент Азербайджана Ильхам Алиев требует от европейских финансовых структур выделения средств, которые необходимы для завершения проекта.

НАПЕРЕРЕЗ "ГАЗПРОМУ"

Проект "Южный газовый коридор" пришел на смену другому амбициозному проекту Nabucco, который с треском провалился и принес убытки его участникам. В рамках "Южного газового коридора" должны быть построены трубопроводы TANAP (Трансанатолийский трубопровд), ТАР (Трансадриатический трубопровод) и расширен существующий Южно-кавказский трубопровод Баку - Эрзурум, а также завершена вторая стадия разработки месторождения Шах-Дениз на шельфе Каспийского моря. По оценкам азербайджанской стороны, совокупная стоимость проекта превышает $40 млрд.

"Южный газовый коридор" позволит поставлять каспийский газ из Азербайджана в Турцию и Европу в объеме 6 млрд куб. м/г и 10 млрд куб. м/г соответственно. С самого начала проект имел политический характер и пользовался всесторонней поддержкой Запада, поскольку был направлен против "Газпрома". Российская компания планировала расширить свое присутствие на рынке Южной Европы, поставляя газ напрямую, минуя транзитные страны.

Ключевым звеном проекта является трубопровод ТANAP, для строительства которого Азербайджан и Турция в 2011 г. образовали консорциум. SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) стала владельцем 80% акций. По 10% получили турецкие компании TPAO и BOTAS. Участники консорциума не планировали использовать кредиты и заявляли о финансировании проекта из собственных средств.

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ, ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ

Ситуация изменилась после падения цен на энергоносители в конце 2014 г, что стало серьезным ударом для азербайджанской экономики, ориентированной на экспорт углеводородов. Нефтегазовая отрасль обеспечивала 85% доходов госбюджета, до 78% ВВП и свыше 90% экспорта. О сложной экономической ситуации можно судить по стремительному сокращению золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Согласно статистике Центрального банка Азербайджана, если в средине 2014 г ЗВР превышали $15 млрд, то в конце прошлого года составляли менее $4 млрд. Баку был вынужден ввести ограничения на продажу валюты и взять под жесткий контроль финансирование проектов за рубежом.

В 2015 г. SOCAR пришлось сократить свою долю в консорциуме до 58%, продав 12% акций ВР - оператору разработки Шах-Дениз - и 10% турецкому трубопроводному оператору BOTAS.

Ухудшение состояния экономки вынудило Азербайджан прибегнуть к внешним заимствованиям. Для финансирования строительства ТANAP Баку брал кредиты от Всемирного банка, Азиатского банка развития и Азиатского инфраструктурного банка. Теперь очередь дошла до европейских финансовых структур.

Выступая на круглом столе в рамках Мюнхенской конференции по безопасности, президент Азербайджана Ильхам Алиев, заявил, что Баку ожидает финансовых средств от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Алиев особо подчеркнул, что проект "Южный газовый коридор" поддерживается Европейской комиссией и США.

Вопрос финансирования станет центральной темой заседания консультативного совета проекта "Южный газовый коридор" 23 февраля, в котором примет участие вице-президент Европейской комиссии (ЕК) по энергетическим вопросам Марош Шевчович. Без финансовой подпитки Запада Азербайджан не сможет успешно завершить строительство TANAP, а значит "Южный газовый коридор" ждет участь Nabucco.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев сообщил о планах увеличить добычу газа в стране. В 2017 г. добыча должна вырасти менее, чем на 1% по сравнению с прошлым годом - до 29,561 млрд куб. м, включая 10 млрд куб. м на месторождении Шах-Дениз.

В 2016 г. добыча газа в стране составила 29,33 млрд куб. м - на 3,9% меньше, чем в 2015 г. На товарный газ пришлось только 18,71 млрд куб. м, поскольку остальной объем пришлось закачать в пласт на блоке Азери-Чираг-Гюнешли, где добывается более 75% азербайджанской нефти.

По данным Natural Gas World, совокупный экспорт газа из Азербайджана в прошлом году составил 7,78 млрд куб. м против 8,4 млрд куб. м в 2015 г.

Из-за снижения добычи нефти в Азербайджане в последние году объемы закачки газа в пласт будут только возрастать. В 2010 г. добыча в стране достигла 51 млн т - рекордный объем за всю историю отрасли - после чего началось падение. В прошлом году в стране было добыто 41,03 млн т, а в 2017 г. добыча должна составить 40 млн т, согласно официальному прогнозу.

В связи с этим потенциал экспорта газа считается ограниченным. Начало добычи в рамках второй стадии разработки Шах-Дениз запланировано на конец 2018 г. Поставки в Европу начнутся не ранее конца 2020 г. Из 10 млрд куб. м азербайджанского газа, которые ежегодно должны получать европейские потребители, 8 млрд куб. м/г будут экспортироваться в Италию, по 1 млрд куб. м/г получат Греция и Болгария.

Очевидно, что ресурсов одного Азербайджана недостаточно, чтобы обеспечить потребности потребителей в регионе, поэтому к "Южному газовому коридору" призывают присоединиться других производителей газа. Но до сих пор конкретных предложений не поступало. Кроме того, при поставках в Европу 10 млрд куб. м/г окупиться проект сможет только через долгие годы.

"Газпром" планировал построить трубопровод "Южный поток" мощностью 63 млрд куб. м/г. Изначально весь объем должен был поставляться в Болгарию, а оттуда распределяться по другим направлениям. Болгария могла полностью обеспечить свои потребности - около 3 млрд куб. м/г - и превратиться в крупнейший газовый хаб Южной Европы, получая в качестве платы за транзит и хранение газа около 600 млн евро ежегодно.

«Южный газовый коридор», который будет альтернативой поставкам российского газа в Европу, частично запустят уже в следующем году. Европейские эксперты при этом сомневаются в целесообразности проекта как по объемам поставок газа, так и финансовым затратам, которые наполовину обеспечивают банки ЕС.

Транс-Анатолийский газопровод (TANAP), который является самым протяженным участком «Южного газового коридора», запустят в начале следующего года. Об этом заявил турецкой Daily Sabah генеральный менеджер проекта Салтук Дюзйол . По его словам, в июне 2018 года по магистрали газ из Азербайджана начнет получать Турция. Через год, в середине 2019 года, завершат строительство Транс-Адриатического газопровода (TAP) в Грецию и Италию и поставки газа в ЕС начнутся в марте 2020 года.

«Южный газовый коридор». Фото: tap-ag.com.

По словам Салтука Дюзйола, стоимость TANAP удалось снизить до $ 7,9 млрд и 1350-километровая магистраль по территории Турции уже построена на 93%.

«Сейчас ожидаем одобрения кредита в $ 1,3 млрд от Европейского инвестиционного банка», - сказал генеральный менеджер TANAP. Всего проект привлекает кредитов на $ 3,95 млрд. Основными кредиторами выступают европейские банки. Европейский инвестиционный банк при этом является государственным финансово-кредитным учреждением Европейского Союза. С 2020 года потребители ЕС должны получать ежегодно 10 млрд кубометров из Азербайджана и Брюссель активно поддерживает проект, считая «Южный газовый коридор» альтернативой поставкам российского газа. Сегодня 10 млрд кубометров - 2,5% потребления газа в ЕС, и европейские эксперты не уверены, что проект действительно сможет снизить зависимость Европы от «Газпрома» и стоит вложенных в него средств.

Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Симон Пирани заявил изданию Climate Home News, что мечты о дополнительных объемах газа по газопроводу вряд ли сбудутся.

«У меня есть сомнения по поводу значительных объемов дополнительного газа, которые смогут подать в „Южный газовый коридор“, потому что непонятно из какого месторождения в Каспийском море они пойдут - сказал Симон Пирани. - Есть месторождение, разрабатываемое госкомпанией SOCAR вместе с Total, но на нем не смогут добывать существенных объемов газа и обе компании уже согласились поставлять добытый газ на внутренний рынок. А других месторождений для добычи газа на экспорт нет. Поэтому объем, который может дать Азербайджан Европе в реальности, достаточно маленький».

Европа надеется на диверсифицированные источники поставок по газопроводу, однако, как считает ведущий аналитик Оксфордского института, надежды едва ли оправдаются: «Туркмения больше заинтересована в экспорте в Китай, а на северо-западе Ирана нет достаточных объемов газа, чтобы поставлять в Европу».

Еще одной неприятной новостью для планируемого расширения «Южного газового коридора» могут быть сообщения о том, что один из крупнейших трейдеров СПГ Shell ведет переговоры о закупке ежегодно 5 млрд кубометров газа с израильского месторождения Левиафан для сжижения в Египте. Морские месторождения в Израиле, как известно, так же рассматриваются как дополнительный источник поставок газа в «Южный газовый коридор». Вместо израильского газа может быть газ из Иракского Курдистана. Однако мы писали, что у этого проекта с участием «Роснефти» сейчас слишком много политических рисков.

В Climate Home News заметили, что стоимость «Южного газового коридора» (его оценивали в $ 45 млрд) сравнима со всеми инвестициями ЕС в переход на экологически чистые виды энергии в 2014-2020 годах. Кроме того, в издании вспомнили скандал с отмыванием Азербайджаном средств и подкупом европейских политиков. Так, член правления Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от Болгарии Калин Митрев получил от Баку $ 500 тыс., а ЕБРР является кредитором «Южного газового коридора». Сам Калин Митрев заявил, что получил деньги за консультационные услуги.

Ранее зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что у Азербайджана не хватает газа, так как он вынужден закачивать его обратно в месторождения, чтобы поддержать добычу нефти. В том числе поэтому «Газпром» и госкомпания Socar вели переговоры по увеличению поставок российского газа в Азербайджан. Сейчас российский холдинг имеет контракт на поставку до 2 млрд кубометров газа в год. В Socar заинтересованы увеличить объем еще на 3−5 млрд.

Еще одним свидетельством того, что даже с запланированными с поставками по «Южному газовому коридору» не все так гладко, может быть заявление главы МИДа Турции. В прошлом году Мевлют Чавушоглу сказал, что по первой нитке газопровода «Турецкий поток» будет ежегодно поступать 16 млрд. кубометров, а излишки - то, что не востребовано Турцией, - пойдут в TANAP.

«Полагаю, что даже 10 млрд из Азербайджана Европе не гарантировано в обозримом будущем, - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач . - Глубоководная часть месторождения „Шах-Дениз-2“, которая планируется как ресурсная база для Южного коридора, очень непростой проект с точки зрения технологий, геологии и климатических условий. Поэтому Азербайджан может быть весьма заинтересован в подстраховке из России, чтобы не попасть на штрафы за неполное или несвоевременное выполнение обязательств».