Что такое дотации предприятиям. Что такое дотация. Дотация для населения

Многим людям приходилось слышать о таких понятиях, как субвенция, дотация и субсидия. Некоторые даже лично с этим сталкивались, когда возникала необходимость в денежной помощи. Однако не все знают точное определение этих терминов, а тем более различия между ними. Подобное знание может оказаться полезным, поэтому стоит разобраться в вопросе. На самом деле отличие субсидии и субвенции, а также дотации, очевидно. И нужно запомнить раз и навсегда, что же означают данные термины.

Определения

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, необходимо прочитать и запомнить определения. Они уже о многом говорят.

Субсидия – это разновидность финансирования, которая приближена к пожертвованию. Однако денежная помощь выдаётся для конкретной цели. Применяется для того, чтобы поднять уровень жизни конкретного человека. Как правило, предназначается для малообеспеченных слоёв населения. В качестве источника может выступить местный или центральный бюджет. Полученные субсидии не потребуется возвращать, но тратить деньги можно только на определённую цель, например, на покупку недвижимости. Если человек, к примеру, решит купить на эти средства автомобиль, то подобное действие будет считаться незаконным.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, которые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются исключительно из бюджета к бюджету. Выданы деньги могут быть, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, поэтому использование средств не контролирует государство. Дотацией может быть как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму. А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть. Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением могут предоставляться внутригородским районам, входящим в состав данного городского округа с внутригородским делением, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа городского округа с внутригородским делением, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими этим требованиям законами субъекта Российской Федерации.

2. Порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением и их распределения устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением утверждаются решением представительного органа городского округа с внутригородским делением о бюджете городского округа с внутригородским делением на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае, если проект бюджета городского округа с внутригородским делением утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение на плановый период не распределенного между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 настоящего Кодекса, предоставляются внутригородским районам, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов данного городского округа с внутригородским делением.

Расчетная бюджетная обеспеченность внутригородских районов определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом внутригородского района исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по внутригородским районам данного городского округа с внутригородским делением с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных внутригородских районов не допускается.

5. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов внутригородских районов, формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением за счет:

1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).

6. В случае предоставления дотаций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, финансовый орган городского округа с внутригородским делением вправе заключать с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов внутригородского района.

Порядок, сроки заключения соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в настоящем пункте, устанавливаются местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) городского округа с внутригородским делением.

Дотация - денежное пособие, предоставляемое государственным бюджетом безвозмездно.

Получить дотацию вправе местные органы власти, низкорентабельные компании, имеющие значение для экономики страны. Дотация предоставляется некоторым категориям работников на предприятии.

Дотации субъектам страны

Дотация - мера поддержки территорий страны государством. Порядок назначения выплаты, ее условия получения определяется бюджетным кодексом страны. Единая методика, разработанная правительством, обуславливает распределение пособия между субъектами страны.

Федеральное финансирование предоставляется для межбюджетных трансферов муниципальных образований. Основные виды дотации регионам:

  1. пособие для выравнивания бюджета;
  2. поддержка сбалансированности бюджета.

Дотация на выравнивание помогает регионам решить социально-экономические проблемы, обеспечить граждан необходимым уровнем жизни и предоставить социальные гарантии. Но регион не может постоянно получать пособия от государства. Правительством предусматриваются меры воздействия на субъекты.

Если в течение трех последних периодов отчета процент дотации из госбюджета составил выше 40% от объема собственного дохода государства, субъект вынудят принимать меры по повышению эффективности средств из выделяемого бюджета.

Целевое назначение у дотации отсутствует, но порядок расходования средств регулируется Счетной палатой страны. Регионы, нарушившие порядок, не вправе пользоваться пособием в будущем периоде.

Пособие для сбалансированности бюджета предоставляется при изменении расходов и доходов региона. Часть средств санкционируется законом о бюджете, а другая половина назначается комиссией, состоящей из депутатов Госдумы, Совета Федераций и участников правительства.

Пособия направляются не только на поддержку региона, но и на осуществление конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в этом субъекте федерации.

Дотации производителям

Пособия государства направляются на отрасли хозяйств или отдельным производствам. Компенсирует издержки и нивелирует убытки организации. Поддержка идет предприятиям с большим значением для региона или страны с продукцией, входящей в потребительский минимум. И если удорожание товаров и слуг приведет к социальному коллапсу.

Дотациями государство защищает низкорентабельные компании от банкротства и поддерживает рост потребительских цен. Пособия предоставляются крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу дотационная политика не предусмотрена.

Правительственная дотация предприятиям не служит панацеей. Пособия повышают нагрузку на госбюджет, может вызвать его дефицит и повысить уровень инфляции. В этом случае аналитиками предлагается оптимизировать производство, применять технологии и повысить инвестиции к бизнесу со стороны.

Организациям необходимо быть самофинансированным и самоокупаемым.

Получить дотации от государства могут и отдельная категория граждан. Для этого соблюдаются и документально подтверждаются условия: матери-одиночки, многодетные и малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории граждан.

Дотация направляется и студентом вузов, обучающимся за счет госбюджета: ученики-сироты, инвалиды.
Право на получение любой дотации подачи заявления и предоставления документов.

Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio - дар, пожертвование)

Определение термина "дотация"

1. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых доход от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

2. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6)

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. (Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003)

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций , в "закрытой" экономике производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации увеличивают расходную часть государственного бюджета. В "открытой" экономике основной причиной дотаций является поддержка национального производителя с целью стимулирования внутреннего спроса. То есть увеличение занятости и уровня жизни населения, поскольку импортируемые товары имеют обычно более низкую цену. Для покрытия этого разрыва используют механизм дотаций. Кроме того, дотации используются для стимулирования производства социально значимых товаров, работ и услуг по низким ценам, доступным всем слоям населения.

Дотационные механизмы могут использоваться не только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Это может касаться и физических лиц. Например, определенная часть населения государства может находиться по уровню своих доходов ниже уровня принятых в обществе социальных стандартов. Для того, чтобы поддержать эту часть своих граждан, государством может использоваться дотация на коммунальные услуги, товары первой необходимости и другие социально значимые товары и услуги. В этом случае дотация выступает инструментом социального обеспечения граждан, но, одновременно, позволяет поддерживать нормальный (рыночный) уровень цен на товары и услуги. Получателем дотации в этом случае выступает конкретное физическое лицо, получающее адресную социальную помощь. Такой механизм адресных дотаций позволяет государству расходовать значительно меньшие объемы финансовых ресурсов, чем, если бы дотировалось производство товара и услуги по стране в целом.

При составлении проекта бюджета, как государственного, так и местного, с целью равного распределения финансов среди федеральных субъектов, а также между отдельными отраслями производства и народного хозяйства применяется регулирование. Суть его заключается в выравнивании систем обеспечения территориальных или отраслевых образований за счет применения таких форм, как субсидии, дотации, субвенции и другие. При этом правительство страны или местные администрации должны соблюдать минимальные государственные стандарты.

В мире широко используется практика распределения денежных средств между бюджетными фондами разных уровней или отраслей. В Российской Федерации более 70 % финансового регулирования составляют ассигнования от регулирующих поступлений. Что такое дотация и какую роль она исполняет во внутренней экономической политике России, исчерпывающе разъяснит Бюджетный кодекс РФ.

Формы регулирования

Среди бюджетов разных уровней средства перераспределяются путем безвозвратного предоставления финансовой поддержки в виде следующих основных форм регулирования:

  • дотаций;
  • нормативных дотаций (трансфертов);
  • субвенций;
  • субсидий;
  • компенсаций.