Бухгалтерский учет манометров на нефтебазе. Количественный учет нефтепродуктов. Применение систем налогообложения в учете

по отводам магистральных нефтепродуктопроводов

2.3.1. Учет нефтепродуктов при приеме и сдаче по отводам магистральных нефтепродуктопроводов должен производиться в соответствии с РД 153-39.4-001-96 "Правила сдачи нефтепродуктов на нефтебазы, АЗС и склады ГСМ по отводам магистральных нефтепродуктопроводов" (приложение 3)

В каждом конкретном случае разрабатывается рабочая инструкция и утверждается совместно организациями АО и предприятиями по обеспечению нефтепродуктами (ПОН).

2.3.2. Операция приема - сдачи нефтепродуктов проводится путем закачки их из магистрального нефтепродуктопровода по отводу в резервуары с последующим измерением и сдачей этих нефтепродуктов.

2.3.3. Отвод или узел подключения должен быть опломбирован, обеспечивать возможность проверки герметичности, оборудован шиберной задвижкой или шаровым краном.

Конечный узел задвижек отвода на территории ПОН (АЗС, склад ГСМ и др.), вне зависимости от принадлежности отвода заказчику или исполнителю, должен быть огражден и запираться на замок.

Исполнитель совместно с получателем пломбируют концевые задвижки и сдают охране ПОН с записью в журнале регистрации по формам Приложений 4, 5.

2.3.4. Заказчик обеспечивает исполнителя технической документацией по ПОН, АЗС, складу ГСМ (технологической схемой, технологической картой эксплуатации резервуаров, градуировочными таблицами резервуаров и трубопроводов).

2.3.5. Контроль за наполнением резервуара и изменением уровня нефтепродукта в нем не реже чем через каждые 2 часа (в четные часы) осуществляет оператор заказчика (получателя) в присутствии оператора исполнителя (либо лица, уполномоченные для проведения этих операций) по показаниям объемного (массового) счетчика или путем измерения уровня с помощью стационарного уровнемера.

Данные о поступлении нефтепродукта за каждые два часа оператор получателя сообщает оператору перекачивающей станции, а последний - диспетчеру структурного подразделения АО, который затем сообщает их диспетчеру АО.

2.3.6. Объем и массу нефтепродукта, принятого по отводу магистрального нефтепродуктопровода, представители исполнителя и получателя определяют совместными измерениями уровня, плотности, температуры нефтепродукта, а также подтоварной воды в резервуаре до и после заполнения; по градуировочной таблице определяют объем нефтепродукта в технологической части от концевой задвижки на отводе трубопровода до резервуара на нефтебазе. Приемо - сдаточный акт оформляется по форме Приложения 8.

Нефтепродукты, находящиеся в отводах и числящиеся на балансе нефтебазы, являются ее собственностью и учитываются в остатках этой нефтебазы.

2.3.7. При отпуске нефтепродуктов в автомобильных цистернах учет нефтепродуктов ведут в соответствии с Приложением 38.

3. Определение массы нефтепродуктов по узлу учета

3.1. При приеме - сдаче нефтепродуктов по коммерческому узлу учета или коммерческому расходомеру их массу определяют в соответствии с инструкцией, согласованной с Госстандартом РФ.

4. Определение массы нефтепродуктов в резервуарах

и транспортных средствах

4.1. Общие положения

4.1.1. Массу нефтепродуктов в резервуарах определяют объемно - массовым статическим или гидростатическим методами в соответствии с ГОСТ 26976-86.

Значение массы нефтепродуктов, полученное при измерении, принимают за действительное.

4.1.2. При определении массы нефтепродуктов в автомобильных и железнодорожных цистернах наряду с косвенным объемно - массовым статическим методом используют и прямые методы (взвешивание) и динамические с помощью счетчиков.

При применении прямых методов измеряют массу продуктов с помощью весов, весовых дозаторов и устройств, массовых счетчиков или массовых расходомеров с интеграторами.

4.1.3. Масса нефтепродукта в морских и речных судах определяется в соответствии с Инструкцией N 06/21-8-446 "О порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР", утвержденной 15 августа 1985 г., или в соответствии с Общими правилами перевозок грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения на судах Министерства морского флота 4-М.

Бухгалтерия нефтебазы и АЗС, ред.3 (для системы 1С:Предприятие 8.3)

1С-совместимо!
Программа "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС" ред.3 служит для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета в компаниях, которые занимаются оптово-розничной торговлей нефтепродуктами через нефтебазы и АЗС. Программа является дополнением стандартной конфигурации "1С:Бухгалтерия 8, ред.3" в части операций для отражения в учете движения нефтепродуктов. Программа обеспечивает поддержку большинства бизнес-процессов торговли нефтепродуктами и ГСМ и основных задач учета торговли нефтепродуктами и позволяет оперативно получать и использовать данные о различных сторонах деятельности компании.
Программа не управляет торговым или технологическим оборудованием (кассами, фискальными регистраторами, весами, ТРК, уровнемерами и т.п.). Однако в программе есть средства для обмена информацией с АСУ ТП АЗС различных типов на уровне загрузки данных через внешние файлы обмена. Основные отрасли, в которых может применяться программа:
- учет на нефтебазе;
- учет на АЗС;
- торговля ГСМ;
- торговля нефтепродуктами;
- торговля нефтью;
- перевалка нефти и нефтепродуктов;
- ответственное хранение нефти и нефтепродуктов;

При помощи программы можно решать следующие учетные задачи:
Документарное отражение всех этапов движения нефтепродуктов;
Оперативный складской учет нефтепродуктов по массе и объему;
Учет нефтепродуктов, принятых на хранение;
Учет производственных операций;

В программе реализован двойной количественный учет нефтепродуктов по массе и объему: во всех документах, связанных с оборотом нефтепродуктов всегда указываются как масса, так и объем. Также документы, связанные с оборотом нефтепродуктов имеют следующие особенности:
Возможность указания цен как по массе (за 1 т.), так и по объему (за 1 л.);
Возможность выбора основного режима списания для расходных документов (по массе или по объему);
Возможность автоматической загрузки сменных отчетов АЗС;
Возможность расчета суммы оказанных услуг по хранению нефтепродуктов;

Цена программы (НДС не обл.) (платформа "1С:Предприятие 8" в цену не входит) :
Дистрибутив + лицензия на 1 рабочее место: 80 000 руб.;
Дополнительная лицензия на 1 рабочее место: 35 000 руб.;

Продукт "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС, ред. 3" предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета на нефтебазах и АЗС (в сетях АЗС). Пользователями программы могут быть операторы нефтебазы, менеджеры по продажам и закупкам, бухгалтеры, экономисты и руководители компании.

Программа является дополнением к типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0 системы "1С:Предприятие 8 " и расширяет ее возможности в части учета оборота нефтепродуктов. Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 не имеет средств управления торговым или технологическим оборудованием (в т. ч. кассами, ФР, ТРК, уровнемерами и т.п.).

Особенности и возможности программы:

  • Возможность автоматического формирования бухгалтерских документов, соответствующих оперативным документам движения нефтепродуктов;
  • ИНВ-32, ИНВ-33, ИНВ-34;
  • Набор оперативных отчетов по движению нефтепродуктов.

Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0 на платформе "1С:Предприятие 8.3 ".

Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 полностью открыта для изменения.

Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5

Программа "Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5" предназначена для автоматизации оперативного учета на нефтебазах и АЗС (сетях АЗС). Пользователями программы могут быть операторы нефтебазы, менеджеры по продажам и закупкам, бухгалтеры, экономисты и руководители компании.

Особенности и возможности программы:

  • Полный набор электронных документов для отражения операций движения нефтепродуктов в оперативном учете на нефтебазах и АЗС;
  • Возможность автоматического формирования оперативных документов розничной реализации нефтепродуктов;
  • Набор печатных форм, используемых в обороте нефтепродуктов:
  • Акт слива цистерн, акт приемки нефтепродуктов по трубопроводу;
  • ТТН и транспортные накладные для нефтепродуктов;
  • Акты МХ1, МХ3 для нефтепродуктов;
  • Дополнительные соглашения к договорам закупки и продажи;
  • ИНВ-32, ИНВ-33, ИНВ-34;
  • Складкой учет нефтепродуктов по массе и объему;
  • Складской учет нефтепродуктов на хранении;
  • Учет нефтепродуктов в резервуарах нефтебазы;
  • Операции для оформления процессинга и смешения (компаундирования) нефти и нефтепродуктов;
  • Набор оперативных отчетов по движению нефтепродуктов;
  • Обмен информацией с типовой конфигурацией "Бухгалтерия предприятия".

Конфигурация не имеет в своем составе средств управления торговым или технологическим оборудованием (кассами, ФР, ТРК, уровнемерами и т. п.). В конфигурации предусмотрены средства для обмена информацией с программой "1С:Бухгалтерия 8" через внешний файл обмена.

Конфигурация "Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5" не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной платформы "1С:Предприятие 8.3".

При автоматизации процессов управления на объектах хранения нефти и нефтепродуктов основные информационные задачи сводятся к количественному учету нефти и нефтепродуктов, хранящихся в резервуарах.

При этом необходимо рассматривать две основные категории возникающих информационных задач: товарно-учетные, требующие измерения с высокой точностью (погрешность в пределах десятых долей процента) при относительно небольшом быстродействии, оперативно-контрольные, требующие сравнительно быстродействующих измерительных систем, обеспечивающих относительно невысокую точность (погрешность в пределах нескольких процентов).

Первая задача связана с учетом, распределением и планированием, вторая – с оперативным управлением процессами налива и слива нефти и нефтепродуктов.

Контрольно-оперативная информация используется непосредственно после ее получения для выработки немедленно реализуемых управляющих воздействия. Оперативная информация (ОУ) позволяет получить все сведения о случайных возмущениях, влияющих на функционирование управляемого объекта. Эта информация, в свою очередь, делится на производственно-технологическую, используемую для управления производственными процессами и замыкающуюся в системах управления технологическими агрегатами, и оперативно-производственную, используемую для оперативного управления участками. Она включает в себя сведения о продукции и производственных процессах, данных планов-графиков и учетно-отчетной документации.

Информация ОУ требует высокого быстродействия съема и обработки при невысоких требованиях к ее точности и достоверности. Информация КУ, наоборот, должна быть точной и достоверной, скорость измерения, сбора и передачи данных не имеет существенного значения.

Для удовлетворения всех требований на объектах хранения по количественному учету целесообразно создание информационно-измерительных систем двух модификаций – для коммерческого (ИИСКУ) и оперативного (ИИСОУ) учетов.

Решение указанных задач требует не только применения информационно-измерительных систем (ИИС), но также средств вычислительной техники (универсальные или специализированные ЭВМ), обеспечивающих необходимую обработку поступающей информации.

Требования к структуре и техническим характеристикам ИИС количественного учета определяются также следующими особенностями объектов хранения: рассоредоточенность контролируемых объектов; многообразие технологической структуры объектов; различные требования ко времени измерения и длительности переработки и хранения информации при решении различных задач управления; высокие требования пожаро- и взрывозащищенности к первичной измерительно-информационной аппаратуре.

При создании ИИС необходимо также учитывать вопросы унификации аппаратуры.

Основной задачей использования резервуаров является поддержания качества и объемов продукта. Это требует обеспечения высокой степени герметичности любых процессов проходящих на нефтебазе. Данную функцию выполняют дыхательные клапана СМДК, КДМ, КДС, КПГ, НДКМ и другое резервуарное оборудование.

Основная доля потерь от испарения на протяжении всего пути движения нефти от промысла до нефтеперерабатывающих заводов, на самих заводах и нефтепродуктов от заводов до потребителей приходится на резервуары.

В различных стадиях производства нефтепродуктов их потери распределяются следующим образом: потери при нефтедобыче – 4,0%, на НПЗ – 3,5%, при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов – 2,0%. Итого 9,5%.

Потери нефти и нефтепродуктов разделяются на виды: количественные потери; качественно-количественные потери, здесь происходит количественная потеря с ухудшением качества - потери от испарения; качественные потери, когда снижении качества нефтепродукта при том же количестве - потери при смешивании.

В резервуарных парках потери от испарения составляют до 75% всех потерь; общие потери легких фракций от испарения из резервуаров НПЗ распределяются следующим образом: от «больших дыханий» – 80,2%, от вентиляции газового пространства – 19,05%, от «малых дыханий» – 0,8%.

Для учета количества нефти и нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке применяются следующие методы: объёмный, когда количество учитывается в объемных единицах (применяется в основном при отпуске с АЗС и при розничной реализации), весовой, когда количество определяется непосредственным взвешиванием на весах, (то применяется при измерениях относительно малых количеств продукта и в основном при отпуске в авто и железнодорожные цистерны), объемно-весовой, когда определение количества ведется в единицах массы по объему и плотности при фактической температуре (этот метод широко применяется при измерениях сравнительно больших количеств нефти и нефтепродуктов).

Предприятие имеет АЗС для заправки собственного транспорта. Закупаем оптом дизельное топливо и через топливо-раздаточные колонки заправляем автомобили. При закупке топлива нефтебаза выставляет счет-фактуру и накладную, в которых количество диз. топлива указывается в тоннах и литрах. Так как отпуск производится в литрах, то и поступление мы проводим в литрах в количестве, указанном в документах. Топливо отпускается температурой +20 градусов. При сливе в нашу емкость топливо смешивается и температура топлива получается +10 градусов. В результате этого смешивания при замере получается что в нашей емкости топлива в литрах меньше чем указано в документах от нефтебазы. Соответственно если мы оприходуем топливо по документам нефтебазы фактически выйдет недостача. Как в данном случае учитывать топливо на АЗС?

Учет количества нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по учету нефтепродуктов на АЗС. Основным является Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях , утвержденная Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.85 № 06/21-8-446.

Согласно п. 1.1 Инструкции бухгалтерский учет нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах ведется в единицах массы (тонны), а на автозаправочных станциях количественный учет нефтепродуктов ведется в единицах объема (литрах), количественно изменяющихся вследствие специфики физических свойств нефтепродуктов одновременно с изменением температуры окружающей среды.

Как отмечается в п. 6.3 Инструкции выявленные при приемке нефтепродуктов расхождения между данными, указанными в товарно-транспортной накладной поставщика и полученными при измерении, не должны превышать коэффициента, учитывающего объемное расширение (сжатие) продукта от изменения температуры. При этом полученные результаты измерения температуры нефтепродуктов должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной.

Достоверность измерений при приемке нефтепродуктов может быть достигнута только при одинаковых условиях: температуре окружающей среды и зависящей от температуры плотности продукта (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.11.2014 № Ф08-8254/14 по делу № А53-25239/2012).

На практике топливо приобретается в тоннах (масса), а списывается в расходы в литрах (объем). В этом случае в контрольных целях количественный учет топлива на АЗС целесообразно вести также и в единицах массы (тонны), поскольку показатели массы в отличие от показателей плотности и объема нефтепродуктов являются постоянными по своему количественному значению, не зависящими от изменений каких-либо условий и параметров. В такой ситуации следует учитывать положения пункта 50 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Так, в случае, когда материал поступает в одной единице измерения, а отпускается в другой, то его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения . При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках - количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада.
Можно поступить и по-другому. Достаточно оформить акт перевода в другую единицу измерения. Тогда приходовать и отпускать материалы вы будете по той единице измерения, которую обычно используете. Специальной формы акта не утверждено, поэтому вы вправе разработать и утвердить ее самостоятельно. Например, по такому шаблону ().

Обоснование

1. Инструкция Госкомнефтепродукта СССР ОТ 15.08.1985 № 06/21-8-446 «Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР»

1. Общие положения

1.1. Бухгалтерский учет нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах ведется в единицах массы. На автозаправочных станциях определение количества при приеме, отпуске, хранении и инвентаризации нефтепродуктов осуществляется в единицах объема. Для обеспечения достоверности и единства измерений массы нефтепродуктов, а также контроля их качества нефтебазы и АЗС должны иметь необходимое оборудование и средства измерений, допущенные к применению Госстандартом и имеющие клеймо Государственной метрологической службы или соответствующую отметку в паспорте.

Количество нефтепродуктов определяется одним из методов, установленных ГОСТ 26976-86. Значение массы нефти и нефтепродуктов, полученные при измерении, принимается за действительное.

6. Приемка и отпуск нефтепродуктов на автозаправочных станциях (АЗС)

Приемка и отпуск нефтепродуктов на АЗС

6.1. Приемка всех нефтепродуктов, поступающих на АЗС в автоцистернах, а также нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, производится по товарно-транспортной накладной.

6.2. Перед сливом нефтепродуктов оператор автозаправочной станции обязан:

убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности функционирования запорной арматуры при ее переключении;

измерить уровень нефтепродукта в резервуаре, отобрать пробу и измерить ее температуру;

убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, правильности заземления автоцистерны и исправности ее сливного устройства;

принять меры по предотвращению разлива нефтепродукта;

убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;

проконтролировать уровень наполнения автоцистерны, при этом автоцистерна должна быть заполнена по планку;

отобрать пробу и измерить температуру нефтепродукта в цистерне;

проконтролировать с помощью водочувствительной ленты (или пасты) наличие в автоцистерне подтоварной воды.

Примечание. В случае пломбирования автоцистерны проверка подтоварной воды не производится, а проверяется сохранность пломб.

6.3. Полученные результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете (графа 9 на обороте отчета). Выявленные при этом расхождения между данными, указанными в товарно-транспортной накладной и полученными при измерении, не должны превышать коэффициента, учитывающего объемное расширение (сжатие) продукта от изменения температуры.

6.4. Объем и масса нефтепродуктов, принятых на АЗС из железнодорожных цистерн, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов в цистернах, а также установления наличия подтоварной воды. Отсчет уровня должен проводиться с точностью 1 мм, плотности - 0,5 кг/куб.м (0,0005 г/куб.см), температуры - 0,5° С.

6.5. Нефтепродукты сливаются из цистерн через сливной фильтр самотеком или под напором. Слив нефтепродукта должен контролироваться оператором от начала и до конца слива.

6.6. Запрещается принимать нефтепродукты на АЗС в случае: неисправности сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны; отсутствия или нарушения пломбировки железнодорожной цистерны; неправильного оформления товарно-транспортной документации.

6.7. Нефтепродукты, доставленные на АЗС в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукты, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.

6.8. В процессе приема нефтепродуктов оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродуктов.

6.9. При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта с количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в приеме в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, поставившему нефтепродукты.

6.10. При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составляется в трех экземплярах акт на недостачу по форме № 12-НП (приложение 4), из которых один экземпляр прилагается к сменному отчету, второй - вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий - остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

6.11. Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы* и оператор АЗС в присутствии представителя администрации нефтебазы определяют (до и после перекачки) уровень, температуру нефтепродукта и плотность нефтепродукта и уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.

* В дальнейшем следует иметь в виду и других работников нефтебазы, на которых возложены обязанности по получению, хранению и отпуску нефтепродуктов и с которыми в установленном порядке заключены договоры о полной материальной ответственности.

По окончании перекачки нефтепродукта задвижка на трубопроводе от нефтебазы до АЗС пломбируется представителем администрации нефтебазы, пломбир хранится у руководителя нефтебазы.

6.12. На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт по форме № 15-НП (приложение 14) в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации нефтебазы. Первый экземпляр акта представляется в бухгалтерию нефтебазы и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально ответственных лиц нефтебазы, а второй - остается у оператора и прилагается к сменному отчету.

6.13. При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор АЗС пересчитывает количество поступивших мест и проверяет соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

6.15. При отпуске нефтепродуктов с АЗС операторы АЗС должны руководствоваться инструкциями о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, о порядке отпуска и оплаты нефтепродуктов по кредитным картам, о порядке отпуска нефтепродуктов за наличные деньги индивидуальным владельцам транспортных средств, утвержденными Госкомнефтепродуктом СССР.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов

Наименование и единицы измерения

Приходовать материалы под тем же наименованием, которое указывает поставщик, не обязательно. Достаточно указать в учетной политике, что планируете вести учет по специально разработанной номенклатуре. Отметьте, что наименования товаров в приходных документах и учетных регистрах могут не совпадать. Опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков материалов. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 28 октября 2010 г. № 03-03-06/1/670 .

Приходовать материалы надо в определенном количестве в соответствующих единицах измерения. Обычно используют данные, предоставленные поставщиком. На это же указывают и специалисты Минфина России в письме от 24 января 2006 г. № 07-05-06/09 .

Однако есть два особых случая, когда применяется другой порядок. Первый: когда материалы поступают по одной единице измерения, а отпускаете вы их в производство по другой. Например, поступили материалы в тоннах, а отпускаете в штуках. В этом случае приходуйте материалы и указывайте их в карточках складского учета сразу в двух единицах измерения. Отпускную единицу записывайте в скобках. Правда, можно поступить и по-другому. Достаточно оформить акт перевода в другую единицу измерения. Тогда приходовать и отпускать материалы вы будете по той единице измерения, которую обычно используете. Специальной формы акта не утверждено, поэтому вы вправе разработать и утвердить ее самостоятельно. Например, по такому шаблону (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

И второй случай, когда полученные материалы можно отразить совсем не в тех единицах измерения, в которых их учитывал поставщик. Это если в сопроводительных документах продавца фигурируют более крупные или, наоборот, более мелкие единицы измерения материалов, чем приняты у вас. В этой ситуации приходовать материалы можно по принятой в вашем учете единице измерения. Например, поступайте так, когда поставщик отгружает вам килограммы, а вы учитываете материалы тоннами.

Самые частые ошибки в учете материальных ценностей

Бухгалтер использует разные единицы измерения

Рекомендую внимательно относиться к единице измерения горюче-смазочных материалов, указанной в документах поставщиков. На практике бывает, что в товарных накладных проставлены одни единицы измерения ГСМ, а в приходных ордерах (форма М-4) – другие. Соответственно, не совпадает и стоимость единицы ценностей. А это уже может привести к неправильному списанию расходов при налогообложении.

Рассмотрим данное нарушение на примере.

ПРИМЕР 1

Хозяйство приобрело масло М-10 и масло гидравлическое. При этом количество топлива в товарной накладной не совпадает с тем количеством, которое зафиксировано в приходном ордере склада (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид ТМЦ Приходный ордер (М-4) Товарная накладная (ТОРГ-12) Первичный документ
кол-во цена сумма кол-во цена сумма
Масло М-10-Г2(К) 216,5 л 51,55 руб. 11 161,5 руб. 1,18 шт. 9458,9 руб. 11 161,5 руб. Товарная накладная № НН-1851 от 10.07.14
Масло гидравлическое AGRIXYD (Бельгия) 20 л 176,91 руб. 3538,17 руб. 1,18 шт. 2998,45 руб. 3538,17 руб. Товарная накладная № Е-0478-Р01 от 12.07.14

Такая же ситуация складывается, когда компания покупает дизельное топливо в тоннах, а принимает к учету в литрах.

Данную ошибку легко исправить. Нужно к товарной накладной приложить документы от поставщика, подтверждающие другое количественное измерение товара. Есть иной вариант. Надо пересчитать единицы измерения. То есть те, которые указаны в документах поставщика, нужно перевести в единицы, принятые на вашем предприятии. Такой пересчет необходимо оформить актом.