346.20 налогового кодекса российской федерации

1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

3. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

В отношении периодов 2015 — 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.

В отношении периодов 2017 — 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

абзацы четвертый — пятый утратили силу.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

4. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

ограничения средней численности работников;

ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 346.20 НК РФ

Налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.20 НК РФ и зависят от выбора налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения выбраны доходы, то налоговая ставка составит 6%. Если же объект — доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Однако законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Отметим, что с 1 января 2015 г. ст. 346.20 НК РФ дополнена новым пунктом — п. 3 ст. 346.20 НК РФ. Им предусматривается, что законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

В отношении периодов 2015 — 2016 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 0%.

В отношении периодов 2017 — 2021 гг. налоговая ставка может быть уменьшена:

до 4% — в случае, если объектом налогообложения являются доходы;

до 10% — в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки не могут быть ниже 3% и могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в данном пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

Вышеуказанные изменения связаны с принятием Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Кроме того, в ст. 346.20 НК РФ было внесено еще одно изменение. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации» (далее — Закон N 477-ФЗ) ст. 346.20 НК РФ была дополнена новым пунктом — п. 4.

Пункт 4 ст. 346.20 НК РФ предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Эти налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение 2 налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ, в данном случае не уплачивается.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании ОКУН и (или) ОКВЭД.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70%.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абз. 1 настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде:

ограничения средней численности работников; ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0%. При этом предусмотренный п. 4 ст. 346.13 НК РФ предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0%, установленных гл.

26.2 НК РФ и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1, 2 или 3 ст. 346.20 НК РФ, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Положения п. 4 ст. 346.20 НК РФ (в ред. Закона N 477-ФЗ) применяются с 1 января 2015 г. и не будут применяться с 1 января 2021 г.

Официальный текст :

Статья 346.20. Налоговые ставки

1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

3. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

В отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.

В отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена:

до 4 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы;

до 10 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки не могут быть ниже 3 процентов и могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

4. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса, в данном случае не уплачивается.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

ограничения средней численности работников;

ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Комментарий юриста :

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (). Статья 346.20 предусматривает два вида налоговых ставок, применяемых в зависимости от объекта налогообложения: доходов либо доходов, уменьшенных на величину расходов.

Выбирая объект налогообложения, который будет применяться налогоплательщиком в дальнейшем, ему следует рассчитать предполагаемое соотношение доходов и расходов и на основании такого расчета принять решение. При этом необходимо помнить, что в соответствии со статьей 346.18 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить минимальный налог в сумме 1% от доходов.

Региональные представительные (законодательные) органы утратили с 1 января 2003 года право на установление, а также на увеличение либо уменьшение налоговых ставок. Ранее подход к налоговым ставкам различался в зависимости от субъекта РФ. Более того, налоговая ставка зачастую ставилась в зависимость не только от вида применяемого объекта налогообложения, но и от величины совокупного дохода в валовой выручке.

Например, статья 4 Закона Астраханской области от 14 августа 1996 года № 11 устанавливала следующие ставки единого налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения: в федеральный бюджет - в размере 3,33% от суммы валовой выручки, в областной бюджет - в размере 3,34% и в местный бюджет - в размере 3,33% от суммы валовой выручки, т.е. исчисление единого налога исходя из совокупного дохода вообще не было предусмотрено.

Закон Ханты-Мансийского округа от 19 марта 1996 года № 7-03 ставки налога, подлежащего зачислению в окружной бюджет, для организаций устанавливали в зависимости от осуществляемого вида деятельности в процентах от валовой выручки: 3,67 % - производство продовольственных и сельскохозяйственных товаров, общественное питание; 4,67 % - производство товаров народного потребления и строительных материалов, строительство, включая ремонтно-строительные работы, бытовое обслуживание; 6,67 % - прочие виды деятельности.

Закон Красноярского края от 30 мая 1996 года № 9-282 предусматривал сразу два условия для применения дифференцированных ставок единого налога - вид деятельности и объем валовой выручки от данного вида деятельности: для организации при условии, что валовая выручка от производства и реализации произведенной и (или) переработанной в данной организации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% общей суммы их выручки от реализации продукции (работ, услуг) 1 - 2,0 % от суммы валовой выручки; для организаций бытового обслуживания населения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа и имеющих в объеме валовой выручки не менее 70 % бытовых услуг, - 2,0 % от суммы валовой выручки; для организаций, производящих оборудование для экологических целей, изделия микроэлектроники, особо чистые материалы и соединения, компьютеры, при условии, если выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг), - 4,0 % от суммы валовой выручки; для остальных - 6,67 % от суммы валовой выручки.

Такое различие между регионами по вопросам установления ставок налога было изначально заложено в Законе об упрощенной системе налогообложения: "Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ".

Для предпринимателей единый налог заменялся уплатой стоимости патента, хотя следует признать, что субъекты РФ и в данном случае устанавливали различные ставки в зависимости от вида деятельности, осуществляемого индивидуальным предпринимателем.

СТ 346.20 НК РФ .

1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

3. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

В отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.

В отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

абзацы четвертый - пятый утратили силу.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

4. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

ограничения средней численности работников;

ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 346.20 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с . Обращаем внимание, что ставки дифференцируются в зависимости от того, какой объект налогообложения выбран налогоплательщиком - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

На основании пункта 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Пункт 1 статьи 346.20 НК РФ устанавливает налоговую ставку в размере 6 процентов для объекта налогообложения в виде доходов.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает размер ставки для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В этом случае налоговая ставка признается равной 15 процентам.

Также пункт 2 статьи 346.20 НК РФ устанавливает, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки только в отношении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

В связи с присоединением к Российской Федерации новых территорий, внесением соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации встает необходимость установить дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на новых территориях - на территории города федерального значения Севастополя и Республики Крым.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8231@ "О применении упрощенной системы налогообложения" указывается, что в целях установления пониженных ставок для налогоплательщиков, применяющих УСН на территории города федерального значения Севастополя, ФНС России поручает УФНС России по г. Севастополю в кратчайшие сроки довести до сведения Законодательного Собрания города Севастополя информацию о возможности принятия закона об установлении дифференцированных налоговых ставок для определенных категорий налогоплательщиков.

В письме ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8232@ "О применении упрощенной системы налогообложения" указывается: в целях установления пониженных ставок для налогоплательщиков, применяющих УСН на территории Республики Крым, ФНС России поручает УФНС России по Республике Крым в кратчайшие сроки довести до сведения Государственного Совета Республики Крым информацию о возможности принятия закона об установлении дифференцированных налоговых ставок для определенных категорий налогоплательщиков.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации на территориях Автономной республики Крым и города федерального значения Севастополь будет применяться с 1 января 2015 года. Соответственно, положения главы 26.2 НК РФ также будут применяться на территории данных субъектов РФ с указанной даты.

На основании части 1 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Согласно части 2 статьи 15 названного ФКЗ до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Налоговая ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, подлежит определению по месту жительства индивидуального предпринимателя или месту нахождению организации, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13608@ "О применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" разъясняется, что при исчислении налога за налоговый (отчетный) период применяется налоговая ставка, установленная пунктом 2 статьи 346.20 НК РФ, либо ставка, установленная в соответствии с комментируемой статьей НК РФ законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения организации (месту жительства ИП).

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства ИП).

Установление дифференцированных ставок законами субъектов РФ на основании статьи 346.20 НК РФ не может рассматриваться как льгота.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 21.10.2013 N 03-11-11/43791 были рассмотрены вопросы о том, признаются ли налоговой льготой дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН, вправе ли налоговый орган истребовать у ИП, применяющего УСН, документы, подтверждающие применение дифференцированных налоговых ставок.

На данный счет Минфин России дал следующие разъяснения.

Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения. Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения. Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения, и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.

Установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных Кодексом, пониженной налоговой ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не отождествляется с установлением налоговой льготы.

Истребование налоговыми органами у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих применение дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, статьей 88 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, исходя из анализа норм НК РФ и позиции Минфина России, следует, что налоговые органы не имеет право истребовать у налогоплательщика, применяющего УСН, документы, подтверждающие применение дифференцированных налоговых ставок на основании пункта 2 комментируемой статьи.

Также необходимо обратить внимание, что нормами главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, в частности статьей 346.20 НК РФ, не предусмотрено применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок в отношении одного налогового периода, что соответствует сложившейся судебной практике арбитражных судов и позиции официальных органов.

Официальная позиция.

Так в письме Минфина России от 09.07.2012 N 03-11-06/2/86 разъясняется, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации.

При этом глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ не предусматривает применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок в отношении одного налогового периода. Кроме того, нормами НК РФ не установлен механизм учета доходов и расходов, а также их распределения для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Исходя из этого при изменении в течение календарного года налогоплательщиком-организацией места нахождения на территориях субъектов Российской Федерации, которыми установлены разные налоговые ставки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумму этого налога следует исчислять исходя из налоговой ставки, которая действовала в субъекте Российской Федерации на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация по налогу. При исчислении налога за налоговый период учитываются ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу.

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в вышеуказанном случае должна подаваться в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика.

Положениями главы 26.2 НК РФ, в частности комментируемой статьи, не предусмотрено уменьшение размера минимального налога в случае применения налогоплательщиком дифференцированной налоговой ставки, установленной законом субъекта Российской Федерации.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.

В отношении периодов 2015 - 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.

В отношении периодов 2017 - 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

абзацы четвертый - пятый утратили силу с 1 января 2016 года. - Федеральный закон от 13.07.2015 N 232-ФЗ.

Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на её применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.

В рамках налоговых «каникул» вновь зарегистрированные предприниматели могут уплачивать «упрощенный» налог для ИП с применением нулевой ставки. Однако реализация подобной преференции возможна при условии утверждения налоговых «каникул» субъектом РФ. Также региональные власти вправе дополнительно установить ряд ограничений по применению льготной налоговой ставки. Обо всем этом поговорим в рамках данного материала.

Порядок установления налоговых «каникул» для предпринимателя.

Статьей 346.20 НК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать на период до 2020 года на соответствующей территории налоговую ставку 0 % для впервые зарегистрированных предпринимателей-«упрощенцев», осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной и бытовой сферах.

Льготная ставка может применяться непрерывно в течение двух налоговых периодов со дня регистрации предпринимателей (см. письма Минфина России от 11.01.2018 № 03‑01‑11/413, от 22.08.2017 № 03‑11‑11/53581). Иначе говоря, если физическое лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя в 2018 году, то применять льготную ставку 0 % по «упрощенному» налогу он вправе в течение двух налоговых периодов – в 2018 и 2019 годах.

Упрощенный налог для ИП. Обратите внимание:

Налоговым кодексом не предусмотрена подача предпринимателем специального заявления о применении налоговой ставки в размере 0 % (см. Письмо Минфина России от 09.11.2017 № 03‑11‑11/73672).

Применение ставки 0  % предпринимателем по единому налогу, уплачиваемому в рамках УСНО, не означает освобождение от уплаты страховых взносов. На этот момент Минфин обратил внимание в Письме от 18.10.2017 № 03‑11‑11/68194.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых вводится налоговая ставка 0 %, устанавливаются субъектами РФ на основании ОКВЭД 2.

В связи с этим по вопросам отнесения осуществляемой ИП коммерческой деятельности к видам предпринимательской деятельности, по которым установлена ставка налога для ИП 0 %, Минфин рекомендует обращаться в региональные официальные органы (см., например, письма от 30.08.2017 № 03‑11‑11/55704, от 28.07.2017 № 03‑11‑11/48077).

Важная деталь: в период действия ставки 0 % предприниматели-«упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», не платят минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ. Об этом прямо сказано в абз. 2 п. 4 ст. 346.20 НК РФ.

О признаке первичности регистрации предпринимателя.

Что подразумевается в словосочетании из п. 4 ст. 346.20 НК РФ «впервые зарегистрированных», поясним на примере дела № А34-12768/2016, рассмотренного судьями АС УО в Постановлении от 29.09.2017 № Ф09-5631/17.

Изложим суть спорной ситуации. Физическое лицо, проживающее в Курганской области, трижды регистрировалось в качестве ИП:

  • с 18 января 1993 года по 31 декабря 1993 года;
  • с 29 января 1996 года по 31 декабря 2000 года;
  • с 9 сентября 2015 года.

С момента последней регистрации предприниматель применял УСНО: объект налогообложения – «доходы», вид деятельности – «деятельность спортивных объектов» (код по ОКВЭД 1– 92.61,по ОКВЭД 2 – 93.11).

Право предпринимателей на УСНО применять ставку 0 % в Курганской области утверждено Законом Курганской области от 26.05.2015 № 41 (далее – Закон № 41). Реализовать данное право предприниматели могли после вступления в силу регионального нормативного акта в отношении видов предпринимательской деятельности, поименованных в приложении к этому закону. Предприниматель счел, что установленный п. 4 ст. 346.20 НК РФ признак первичности регистрации относится только к периоду после вступления в силу Закона № 41. В связи с этим он решил, что вправе применять ставку 0 % по «упрощенному» налогу в 2015 году.

Но с такой позицией не согласились ни налоговики, ни арбитры. Последние, отказывая предпринимателю в удовлетворении его требований, исходили из следующего.

Буквальное толкование нормы п. 4 ст. 346.20 подразумевает возможность применения ставки в размере 0 % в отношении лишь тех лиц, для которых одновременно соблюдаются два условия:

  1. Первичная регистрация в качестве предпринимателя после вступления в силу закона субъекта.
  2. Первичная регистрация на протяжении всей жизни.

Приведенная в законе формулировка «впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов» прямо указывает на отсутствие фактов более ранней регистрации лиц в качестве предпринимателей и не затрагивает содержания признака первичности регистрации как противопоставленного повторной и последующей регистрации. Иначе говоря, норма п. 4 ст. 346.20 НК РФ подразумевает возможность применения ставки 0 % в отношении лиц, которые впервые зарегистрированы в качестве предпринимателей не только после вступления в силу закона РФ, но и на протяжении всей жизни данного лица.

При этом суды отклонили как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела следующие доводы предпринимателя:

  • между осуществляемыми им ранее видами деятельности отсутствовали экономическая взаимозависимость и взаимосвязанность;
  • в периоды предпринимательства он осуществлял различные виды деятельности;
  • с момента предыдущей регистрации прошло более 14 лет.

Важная деталь: Определением ВС РФ от 24.01.2018 № 309‑КГ17-20967 отказано в передаче дела № А34-12768/2016 в судебную коллегию для пересмотра.

Обратите внимание:

Ставка 0 % по «упрощенному» налогу устанавливается законами субъектов РФ только для предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих региональных законов. Ее не могут применять предприниматели, снявшиеся с учета в связи с прекращением деятельности и вновь зарегистрированные (повторно или в очередной раз) после вступления в силу указанных законов субъектов РФ (см. Письмо Минфина России от 08.04.2015 № 03‑11‑11/19806).

Условия применения ставки 0  %.

Общее условие применения льготной ставки 0  % определено абз. 4 п. 4 ст. 346.20 НК РФ. Оно таково: по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась ставка 0 %, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 % (см. также Письмо Минфина России от 28.07.2017 № 03‑11‑11/48077). Очевидно, предпринимателю в рамках камеральной проверки нужно будет подтвердить документами факт соблюдения данного условия, поскольку налоговики в силу п. 6 ст. 88 НК РФ вправе их истребовать.

Последствия нарушения этого условия (как, впрочем, и иных, о которых мы расскажем далее) прописаны в абз. 7 названного пункта – предприниматель должен уплатить налог по обычным ставкам за весь налоговый период, в котором допущено нарушение ограничений.

Субъектам РФ дано право устанавливать дополнительные ограничения по применению ставки 0  % по «упрощенному» налогу. В частности, регионы могут ввести ограничения:

  • по средней численности работников (к примеру, Законом г. Москвы от 18.03.2015 № 10 установлено такое ограничение – не более 15 человек);
  • по предельному доходу от реализации, рассчитываемому в соответствии со ст. 249 НК РФ, при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ставка 0 % (к примеру, Законом г. Севастополя от 25.10.2017 № 370‑ЗС предельная величина дохода установлена в размере 60 млн руб.).

Обратите внимание:

Законом субъекта РФ предельный размер дохода в целях применения
УСНО (150 000 000 руб.) может быть уменьшен не более чем в 10 раз (абз. 6 п. 4 ст. 346.20 НК РФ).

Иных ограничений по применению предпринимателем на УСНО ставки 0 % налоговым законодательством не установлено. Данный факт отмечен в Письме Минфина России от 23.03.2015 № 03‑11‑10/15651.

И последнее. Применение ставки 0 % по «упрощенному» налогу не освобождает предпринимателя от сдачи декларации по УСНО в установленный срок – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2018 год