1с 8.3 продажа валюты. Бухучет инфо. Бухгалтерское оформление операций с валютой

Декларация по налогу на прибыль за 3-й квартал 2017 года делается на том же бланке и по тем же правилам, которые действуют начиная с отчетности за 2016 год. Однако у декларации, формируемой за квартал, есть ряд особенностей, требующих внимания. Рассмотрим их.

Новое для отчета по прибыли за 3-й квартал 2017 года

Форма бланка, на котором оформляется декларация по налогу на прибыль за 3-й квартал 2017 года, введена в действие приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@, так же как и правила заполнения этого бланка.

Форму применяют начиная с отчета за 2016 год. От предшествующей она отличается:

  • введением в лист 02 дополнительных строк для внесения сумм уплаченного за период торгового сбора, на которые возможно уменьшение исчисленной по декларации величины налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет региона;
  • редакционными правками в листе 03, связанными с увеличением ставки по дивидендам с 9% до 13%;
  • добавлением новых листов 08 (для отражения самостоятельно скорректированных для целей налогообложения данных по сделкам со взаимозависимыми лицами, осуществленным по ценам нерыночного уровня) и 09 (для исчисления налога по доходам, полученным контролируемыми иностранными компаниями).

Подробнее о действующей декларации и форме ее бланка читайте в материале .

Соответственно, дополнены правила, которым нужно следовать в заполнении декларации, и некоторые коды. Однако в основные разделы отчета (кроме листа 02, где скорректирована формула расчета уже начисленного налога) и в правила отражения данных в них принципиальных изменений не внесено.

Заполнять декларацию следует с учетом изменения соотношения для распределения прибыли между бюджетами, согласно которому для отчислений в федеральный бюджет действует ставка 3%, а для отчислений в бюджет региона — 17% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Какие листы заполняют в отчете за 3-й квартал

Формируя отчетность по налогу на прибыль за 3-й квартал 2017 года, в выборе разделов, которые войдут в нее, необходимо руководствоваться тем, что для этого существует 2 вида правил:

  • общие, обязывающие к оформлению ряда листов отчета и разрешающие прочие листы заполнять только при наличии данных в них;
  • специальные, влияющие на включение в отчетность листа в зависимости от периода, за который декларация формируется.

Для отчетности, составляемой за 3-й квартал, из этого важно следующее:

  1. Обязательны для оформления:
  • титульный лист;
  • подраздел 1.1 из раздела 1;
  • лист 02 и приложения 1 и 2 к нему.
  1. Если имеет место оплата ежемесячных авансов, становится обязательным оформление подраздела 1.2 из раздела 1, который будет присутствовать в отчете плательщиков таких платежей за каждый отчетный период года, но не за сам год.
  2. Если есть в наличии убытки прошлых лет, то приложение 4 к листу 02 в декларации за полугодие и 9 месяцев не заполняется. Оно подлежит обязательному оформлению только при составлении декларации за 1-й квартал и за год.
  3. Листы 07, 08, 09 заполнять не нужно, даже при наличии данных, поскольку их оформляют только в отчете за год.

Подробнее о налоговых убытках и особенностях их учета в 2017 году читайте в статье .

Юрлицам с обособленными подразделениями придется:

  1. Заполнить в отчетности, подаваемой по месту учета головного подразделения, соответствующее числу обособленных подразделений количество приложений 5 к листу 02.
  2. Подготовить для подачи в ИФНС по месту учета каждого из подразделений, в отношении которых платится налог, декларацию сокращенной формы, состоящую:
  • из титульного листа;
  • подразделов 1.1 и 1.2 (если платятся ежемесячные авансы) из раздела 1;
  • приложения 5 к листу 02.

Авансы в отчетности по прибыли за 3-й квартал

Авансы в декларации по прибыли, составляемой за отчетные периоды, рассчитывают по правилам п. 2 ст. 286 НК РФ и отражают в 3 группах строк листа 02:

  1. 210-230 — авансы, начисленные в предшествующих периодах к оплате на протяжении отчетного периода. За 3-й квартал данные в них внесут только налогоплательщики, обязанные платить ежемесячные авансы (в т. ч. и от фактической прибыли). Суммы этих платежей будут соответствовать либо величине значений, отразившихся в декларации по прибыли за полугодие текущего года по строкам 180 и 290, либо фактически начисленному в оба бюджета налогу за 8 первых месяцев текущего года.
  2. 290-310 — авансы, начисленные по итогам отчетного периода к уплате в квартале, наступающем за отчетным. В общем случае они будут равны той сумме налога, которая приходится на налоговую базу квартала, являющегося последним в отчетном периоде. За 3-й квартал их величина равна разности показателей строк 180-200 за 9 месяцев и за предыдущий отчетный период (полугодие). Налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, и налогоплательщики, уплачивающие только квартальные платежи по итогам отчетного периода, строки 290-310 в отчете не заполняют.
  3. 320-340 — авансы, начисленные для уплаты в 1-м квартале следующего за отчетным года. Эти строки используются только в отчете, составляемом за 9 (11) месяцев, и должны быть заполнены в отчетности за 3-й квартал.

О том, каким образом платить авансы при изменении величины ставок налога, читайте в материале .

Итоги

Декларация по прибыли, формируемая за 3-й квартал 2017 года, создается на обновленном с отчета за 2016 год бланке и заполняется с учетом ряда новшеств законодательства, вступивших в силу с 01.01.2017. Прочие особенности создания отчетности по прибыли за этот период определяются особыми правилами, установленными для заполнения декларации за отчетный период.

Изменение с 1 января 2017 года на величине налоговой нагрузки компаний никак не сказывается. Ведь, грубо говоря, от региональной части налога на прибыль просто "отщипнули" один процент и приплюсовали его к федеральной части налога. Совокупная налоговая нагрузка осталась неизменной. Но как платить авансовые платежи в I квартале 2017 года, которые были заявлены еще в за 9 месяцев 2016 года? Ведь в то время действовали еще старые ставки по налогу на прибыль.

Несмотря на то что в РФ на период 2016 - 2018 гг. был объявлен мораторий на увеличение налоговой нагрузки на бизнес, на количестве вносимых в Налоговый кодекс изменений это никак не сказалось. Количество "налоговых" законов явно не уменьшается. Многие изменения, действительно, с точки зрения увеличения или уменьшения нейтральны. Пример тому - изменение ставок по налогу на прибыль. Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса (в ред. Закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) налог на прибыль на период 2017 - 2020 гг. уплачивается:

  • в федеральный бюджет - по налоговой ставке 3 процента, т.е. в большем на 1 процент размере, чем в 2016 году;
  • в бюджеты субъектов РФ - по налоговой ставке 17 процентов, т.е. теперь уже в меньшем на тот же 1 процент размере, чем в 2016 году.

При этом региональные власти вправе снизить свою долю налога на прибыль до 12,5 процентов (в 2016 г. - до 13,5%). А для организаций - резидентов , участников Особой экономической зоны в Магаданской области и по налогу от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне в Крыму, налоговая ставка в период 2017 - 2020 гг. не может быть выше 12,5 процентов (в 2016 г. - ставка должна быть не выше 13,5%).

Изменение процентного соотношения по зачислению налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ является одной из мер, направленных на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. Ожидается, что полученные дополнительные средства из федерального бюджета будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов.

"Переходящие" авансы

Итак, с 1 января 2017 года ставки по налогу на прибыль изменились. Теперь нужно разобраться, как платить за I квартал 2017 года.

Проблема вот в чем. В общем случае сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале предыдущего налогового периода. При этом сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале, равна 1/3 разницы между суммами авансового платежа, рассчитанными по итогам 9 месяцев и полугодия. Такие правила установлены пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса.

Иными словами, размер ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале, мы отдельно не исчисляем - они равны сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в последнем квартале 2016 г. При этом о каких-либо пересчетах размера авансовых платежей в статье 286 Кодекса нет ни слова. Нужно ли перераспределять суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2017 года, которые были заявлены в декларации по итогам 9 месяцев 2016 года?

На самом деле подобную ситуацию мы уже проходили, когда ставка по налогу на прибыль с 1 января 2009 г. была снижена с 24 до 20 процентов. Тогда контролирующие органы также указали, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрен пересчет исчисленных в указанном порядке сумм ежемесячных авансовых платежей на I квартал в случае изменения размера налоговой ставки с 1 января текущего налогового периода (см. письмо ФНС от 19 января 2009 г. N ШС-22-3/33@).

Представляется, что данное разъяснение актуально и применительно к ситуации, связанной с изменением процентного соотношения федеральной и региональной части налога на прибыль с 1 января 2017 года. Это связано с тем, что никаких принципиальных изменений, регламентирующих порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, по сей день в главу 25 Кодекса внесено не было.

Формальный вариант

Таким образом, несмотря на "централизацию" налога на прибыль, ежемесячные авансовые платежи в I квартале 2017 года платим в том же размере, что и в IV квартале 2016 года. При этом суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение I квартала, засчитываются в уплату налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода (ст. 287 НК).

Пример. ООО "Актив" в течение I квартала 2017 г. уплачивает ежемесячные авансовые платежи в том же размере, что и в IV квартале 2016 года:

  • 100 000 руб. - в федеральный бюджет;
  • 900 000 руб. - в региональный бюджет.

Предположим, что по итогам I квартала 2017 года общество получило прибыль в размере 4 000 000 руб. В этом случае аванс за I квартал 2017 года будет равен 800 000 руб. (4 000 000 руб. x 20%). Из них:

  • 120 000 руб. - в федеральный бюджет (3%);
  • 680 000 руб. - в региональный бюджет (17%).

В рассматриваемом примере начисленная сумма авансового платежа за I квартал 2017 года меньше суммы уплаченных авансов в этом периоде. Разница в сумме - 200 000 руб. (1 000 000 руб. - 800 000 руб.) - будет отражена в декларации по налогу на прибыль за I квартал 2017 года как сумма налога к уменьшению.

К сведению! КБК для уплаты налога на прибыль в 2017 году остались прежними. Поменялось лишь процентное соотношение между региональной и федеральной частями налога:

  • в федеральный бюджет (ставка 3%) - 182 1 01 01011 01 1000 110;
  • в региональный бюджет (ставка от 12,5% до 17%) - 182 1 01 01012 02 1000 110.

Альтернативный вариант

Представляется, что в данном случае с учетом того обстоятельства, что изменение в размере ставок по налогу на прибыль не повлияло на величину налоговых обязательств организаций, производить пересчеты авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2017 года, исходя из нового процентного соотношения (3% - в региональный бюджет, 17% - в федеральный), не имеет никакого резона. Во-первых, на налогах тем самым не сэкономишь. А во-вторых, подобные пересчеты Кодексом не предусмотрены. А несоответствие размера авансовых платежей в I квартале 2017 года заявленному в декларации за 9 месяцев 2016 года непременно вызовет со стороны налоговых органов вполне обоснованные претензии.

Февраль 2017 г.

Заработавшие с января поправки в НК РФ изменили привычный порядок расчета налога на прибыль, начиная с первого отчетного периода текущего года.

Напомним основные из них: новая дифференциация налоговых ставок между федеральным и региональным бюджетом, ограничение переноса убытков прошлых лет, обновленные правила формирования «сомнительного» резерва, уменьшение сомнительного долга контрагента на встречное обязательство перед ним и другие новшества.

Указанные коррективы несут компаниям как «плюсы», так и «минусы», поэтому окажут неоднозначное влияние на расчет «прибыльных» налоговых обязательств. Посмотрим это на примерах.

Платежи по прибыли зачисляются в бюджеты по иным ставкам

В 2017-2020 годах дифференциация ставок внутри 20% общего тарифа будет иной:
  • 3% — в федеральный бюджет;
  • 17% — в бюджеты субъектов РФ.

Примечание редакции:

при этом порядок перечисления ежемесячных авансовых платежей в I квартале 2017 года тот же, что и в IV квартале прошлого года: 2% — в федеральный бюджет и 18% — в бюджет регионов РФ. Ведь их пересчет в соответствии с новым соотношением федеральной и региональной налоговой доли НК РФ не предусмотрен. С данным положением вещей согласны и контролеры. Минфин и ФНС еще в 2009 году высказались по этому поводу в связи со снижением «прибыльной» ставки с 24% до 20% (письма Минфина от 26.03.2009 № 03-03-06/2/63, ФНС от 19.01.2009 N ШС-22-3/33@).

Авансовые платежи по итогам первого квартала надо рассчитывать уже по новым ставкам, при их уплате зачтутся перечисленные в бюджет ежемесячные авансы.

Пример 1.

Общество за три месяца первого квартала текущего года перечислила в бюджет ежемесячные авансовые платежи в общем размере 100 000 рублей, в том числе:

  • 10 000 рублей — в федеральный бюджет (2%);
  • 90 000 рублей — в региональный бюджет (18%).
По итогам первого квартала получена прибыль 510 000 рублей.

Авансовые платежи, рассчитанные по результатам первого отчетного периода равны 102 000 рублей (510 000 рублей x 20%), в том числе:

  • 15 300 рублей — в федеральный бюджет (3%);
  • 86 700 рублей — в региональный бюджет (17%).
Результаты I квартала таковы: «прибыльный» платеж в федеральный бюджет подлежит доплате в сумме 5 300 рублей (15 300 рублей - 10 000 рублей), а региональный налог переплачен на 3 300 рублей (90 000 рублей — 86 700 рублей).

Сумму образовавшейся переплаты можно зачесть в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, после того, как будет подано соответствующее заявление и получено положительное решение от ИФНС (ст. 78 НК РФ).

Напомним, компании, уплачивающие авансы исходя из фактической прибыли, рассчитают налог за январь-март 2017 года уже с применением новых ставок.

На расчет налога за 2016 год новшества не повлияют, так как он считается по ранее действующим ставкам.

Поменялись правила учета прошлогодних убытков

С 01.01.2017 по 31.12.2020 к уменьшению налоговой базы на убытки прошлых лет станет применяться новый порядок:
  • введено ограничение такой корректировки: база может быть снижена не более чем на 50% (правило не распространяется на налоговые базы, к которым применяются отдельные пониженные налоговые ставки);
  • при этом снят лимит на срок переноса (ранее убыток можно было переносить только в течение 10 лет).
Новшества нужно учитывать при заполнении декларации начиная с I квартала 2017 года.

Налоговики рассказали, как введенное ограничение по переносу отразить в отдельных строках «прибыльной» декларации (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@):

1) 110 Листа 02 и 010, 040 - 130, 150 Приложения № 4 к нему: в частности, сумма по строке 150 (сумма убытка, уменьшающая базу) не может быть больше 50% суммы, исчисленной по строке 140 (налоговая база);

2) 080 Листа 05 (сумма убытка, уменьшающая базу за отчетный или налоговый период);

3) 460, 470, 500, 510 Листа 06: сумма строк 470 и 510 (сумма признаваемого убытка) должна быть меньше или равна 50% суммы по строкам 450 и 490 (налоговой базы от инвестиций);

4) в остатках неперенесенных убытков на начало налогового периода (строки 01, 040 - 130 Приложения № 4 к Листу 02 и строки 460, 500 Листа 06) могут быть учтены убытки, полученные начиная с убытков за 2007 год.

В налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 05.01.2004 № БГ-3-23/1) убытки, уменьшающие «прибыльную» базу за текущий период, показываются по строке F (код 300) раздела 5 также с учетом применения новых положений.

Примечание редакции:

напомним, что согласно порядку заполнения налоговой декларации расчет суммы убытка, уменьшающий «прибыльную» базу (Приложение № 4 к Листу 02), включается в состав декларации за 1 квартал и налоговый период.

Пример 2.

Посмотрим на примере, как формируются налоговые обязательства компании, уплачивающей только квартальные авансовые платежи, до и после указанных изменений.

В случае применения в 2017 году старых правил переноса убытков компания могла бы уменьшить налоговую базу за 1 квартал целиком, сэкономив при этом 50 000 рублей.

В следующих трех обзорах мы расскажем о новшествах формирования резерва по сомнительным долгам.

«Сомнительный» резерв можно создать на большую сумму, чем раньше

Создавая резерв по сомнительным долгам по итогам I квартала 2017 года, организации начнут применять новые правила:
  • по итогам отчетного периода сумма резерва не может превышать большую из величин: 10% от выручки (без НДС) за предыдущий налоговый период или 10% от выручки (без НДС) за текущий отчетный период:
  • по итогам налогового периода сумма резерва ограничена (как и прежде) 10% выручки (без НДС) этого периода.

Вступил в силу 30.11.2016, за исключением отдельных положений

Примечание редакции:

прежний порядок был не выгоден, так как выручка за первый квартал, как правило, гораздо меньше годовой. Однако правила позволяли формировать резерв по итогам первого квартала только в пределах 10% квартальной выручки. При этом разница между исчисленным годовым резервом и сформированным квартальным резервом учитывалась в доходах отчетного периода.

Пример 3.

Рассмотрим на примере преимущества обновленного порядка создания «сомнительного» резерва.

Сомнительная задолженность, формирующая резерв, принимается в полной сумме с учетом НДС (Письмо Минфина от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315).

Сформированная сумма резерва (900 тыс. рублей) больше ограничительных сумм (100 тыс. рублей и 800 тыс. рублей). Поэтому по итогам I квартала 2017 года резерв по сомнительным долгам может быть создан в максимально возможном размере - 800 тыс. рублей, ограниченном 10% выручки за 2016 год.

Сомнительный долг уменьшается на встречное обязательство

С этого года не всю дебиторскую задолженность можно признать «сомнительной». Если перед не заплатившим долг покупателем у компании имеется встречное обязательство, то сомнительным долгом считается долг, превышающий ее размер. То есть суммы «дебеторки» и «кредиторки», которые возможно погасить взаимозачетом, не могут включаться в резерв.

Ранее таких ограничений при формировании «сомнительного» долга НК РФ не предусматривал.

Вступил в силу 01.01.2007

Примечание редакции:

Пример 4.

Для наглядности воспользуемся данными Примера 3. Предположим, что по состоянию на 31.03.2017 по контрагенту, за которым числится долг в 900 тыс. рублей, имеется встречное обязательство в размере 500 тыс. рублей. Соответственно сформированный «сомнительный» резерв уменьшается на указанную сумму и составит 400 тыс. рублей (900 тыс. рублей - 500 тыс. рублей). Таким образом, сумма резерва, рассчитанная по итогам 1 квартала 2017 года, с учетом встречного обязательства, не превысит 400 тыс. рублей.

Уточнены правила корректировки «сомнительного» резерва

Прежний порядок излагался путанно, теперь же двусмысленного толкования новых положений быть не должно. Они гласят: сумма резерва, исчисленная на отчетную дату, сравнивается с остатком резерва — разницей между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. Если первая величина меньше второй, то разница включается во внереализационные доходы, если больше, то разница формирует внереализационные расходы.

Примечание редакции:

посмотрим расчет на примере.

Пример 5.

Для удобства возьмем данные Примеров 3 и 4. Остаток резерва сомнительного долга на 31.12.2016 - 550 тыс. рублей. В первом квартале сумма возникших безнадежных долгов составила 350 тыс. рублей. Разница между остатком резерва на 31.12. 2016 и возникшими безнадежными долгами первого квартала составит 200 тыс. рублей (550 тыс. рублей — 350 тыс. рублей).

При этом сумма резерва на 31.03.2017 (400 тыс. рублей) больше, чем полученная разница (200 тыс. рублей).

Соответственно, эту разницу (200 тыс. рублей) включим в расходы первого отчетного периода 2017 года.

Схема корректировки «сомнительного» резерва