Все о налоге с оборота днр. Днр налоги и сборы. Система налогообложения республики

Налог с оборота

Из "Закона о налоговой системе ДНР"

Глава 16. Налог с оборота

Статья 106. Плательщики налога

106.1. Юридические лица и физические лица-предприниматели, классифицированные в соответствии со статьей 15 настоящего Закона, находящиеся на общей системе налогообложения.

106.2. Не являются плательщиками налога с оборота:

а) финансовые учреждения, осуществляющие в установленном законодательством порядке, валютно-обменные операции;

б) плательщики сельскохозяйственного налога;

в) неприбыльные организации, учреждения, предприятия - в части полученных доходов, указанных в статье 78 настоящего Закона;

г) плательщики упрощенного налога;

д) субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу и переработку угля и угольной продукции;

е) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность исключительно в сфере обращения с отходами черных и цветных металлов;

ж) субъекты хозяйствования, которые в установленном законодательством порядке получили статус платежного агента (субагента), оператора по приему платежей, осуществляющие на территории Донецкой Народной Республики хозяйственную деятельность по приему платежей от физических лиц при помощи платежных терминалов;

з) предприятия, получающие денежные средства за выполненные работы исключительно из республиканского и/или местного бюджетов Донецкой Народной Республики в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета 150120 «Строительство и развитие сети метрополитенов».

106.3. Уплата налога с оборота не освобождает плательщика, находящегося на общей системе налогообложения, от уплаты налогов, установленных настоящим Законом, в том числе налога на прибыль.

Статья 107. Объект налогообложения

107.1. Объектом налогообложения сбором является выручка - товарооборот, предоплаты, авансы, полученные субъектом хозяйствования в отчетном периоде.

Статья 108. База налогообложения

108.1. Базой налогообложения является стоимостное выражение объекта налогообложения, указанного в статье 107 настоящего Закона.

108.2. База налогообложения отчетного периода уменьшается налогоплательщиком на:

108.2.1. сумму денежных средств, возвращаемую покупателю (заказчику), если такой возврат происходит на основании письма (заявления) покупателя (заказчика) о возврате денег (в случае проведения оплаты в безналичной форме), либо при наличии чека/расчетной квитанции об оплате за возвращаемый товар (в случае проведения расчетов в наличной форме), а также возврат ошибочно уплаченных денежных средств;

108.2.2. сумму возвращаемого покупателем товара (продукции, работ, услуг), при условии включения такого товара в состав объекта налогообложения прошлого отчетного периода (прошлых отчетных периодов). Возврат товара, в обязательном порядке, подтверждается соответствующими документами.

Статья 109. Ставки налога

109.1. Плательщики уплачивают налог с оборота в размере 2 1,5 % процентов от объекта налогообложения, указанного в статье 107 настоящего Закона.

(подпункт 109.1 изменён согласно Закону «О Внесении изменений в Закон ДНР о налоговой системе от 25.12.2015 7. № 99- I НС «О налоговой системе»» от 29.01.2016 г.)

Статья 110. Отчетный период. Порядок и сроки уплаты

110.1. Отчетным периодом является календарный месяц.

110.2. Плательщики налога подают декларацию ежемесячно в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

110.3. Форма отчетности разрабатывается и утверждается Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

110.4. Уплата налога с оборота производится ежемесячно в течение 10 календарных дней с момента установленного граничного срока подачи отчетности.

Статья 111. Порядок и особенности исчисления налога с оборота

111.1. Датой возникновения объекта налогообложения в отчетном периоде является:

111.1.1. дата зачисления денежных средств, на банковский счет плательщика налога или поступление денежных средств в его кассу от покупателя (заказчика), как оплата товаров, работ, услуг, подлежащих поставке.

111.1.2. дата отгрузки товаров, а для работ, услуг - дата оформления документа, который свидетельствует о факте поставки работ, услуг плательщиком налога.

111.1.3. дата продажи товаров, которая отмечена в отчете комиссионера (агента), в случае продажи товаров по договору комиссии (агентскому договору).

111.2. Дата возникновения объекта налогообложения рассчитывается по кассовому методу по их выбору:

111.2.1. жилищно-коммунальными предприятиями государственной или муниципальной формы собственности, предприятиями городского авто-, электротранспорта, дорожно-эксплуатационными (содержание дорог), зеленого хозяйства (благоустройства), наружного освещения государственной или муниципальной формы собственности;

20 января вступил в силу закон ДНР «О налоговой системе», однако после многочисленных жалоб со стороны предпринимательского сообщества республики на то, что налоги в новом законе угрожают стабильности работы многих предприятий, глава республики Александр Захарченко приостановил действие закона и создал комиссию, которая должна его улучшить. И это очень хорошо хотя бы потому, что показывает, что власть прислушивается к чаяниям граждан.

Однако, нужно оговориться, что никогда не было и не будет фискального закона, который устроит всех. Со времен первых государств в Месопотамии те, кто брали налоги, хотели побольше забрать, а те, кто их платили, желали поменьше отдавать, и в этом смысле за тысячи лет ничего не изменилось. Вообще, фискальные взаимоотношения между властью и обществом всегда носили особый характер и имели очень важное значение в политике и в правовой системе. Еще Николо Макиавелли писал, что человек скорей простит правителю смерть отца, чем отобранное имущество или высокие налоги. В средневековой Англии короли могли почти все, но вот поднять налоги они могли только с согласия парламента. Не раз в истории высокие налоги становились причинами бунтов. С другой стороны существует средневековая легенда об одном ганзейском городе, где купцы решили сэкономить, на налогах и пошлинах и не платить солдатам, охраняющим городские стены. В результате банды разграбили город и убили жадных купцов. Так, что все очень неоднозначно.

Новый налог

Готовясь к написанию данной статьи я общался с несколькими предпринимателями, и должен заметить, что претензий к закону у них «вагон и маленькая тележка» - осветить и проанализировать все спорные моменты невозможно в рамках одной публикации. Но наибольшие нарекания со стороны коммерсантов вызывает налог с оборота. С одной стороны это может быть вызвано тем, что этот налог совершенно новый для нашей фискальной системы - ни в Украине, ни в ДНР до 20 января его не существовало. С другой - есть к этому налогу и более обоснованные претензии. Но сначала стоит разобраться, что данный вид налога из себя представляет. Если говорить просто - то это 2%-й налог, который взимается с дохода (оборота) всех предпринимателей (как юридических так и физических лиц), кроме тех кто освобожден от уплаты данного вида фискального сбора законом.
Например, налог с оборота не платят лица, которые работают по упрощенному налогообложению. У предпринимателей налог вызывает недовольство по ряду причин. Прежде всего, они полагают, что данный налог приведет к удорожанию товаров и услуг, что при слабой покупательской способности населения ударит по бизнесу. Ведь нужно понимать, что в конце концов, эти 2% лягут «на плечи» конечного потребителя, производители и продавцы включат его в стоимость товара или услуги. На самом деле, очень простая арифметика получается. Такой пример: предприятие производит швабры и ему выгодно продавать их магазину по 100р., но теперь с дохода за каждую швабру предприятие должно заплатить 2 рубля.

Разумеется, производитель эти два рубля включит в цену при реализации товара магазину, то есть продавец уже купит швабру по 102 рубля. Магазин также не будет торговать себе в убыток, и сделает на каждую швабру торговую надбавку, к примеру в три рубля. Но это еще не все, магазин если он не работает по упрощенной системе налогообложения тоже должен заплатить налог с оборота. Со 105р. он будет составлять 2 рубля 10 копеек. Значит, при реализации конечному потребителю швабра уже будет стоить 107.10 рублей, при этом магазин округлит сумму, так как копейки «не ходят» и, в конце концов, швабра будет стоить 108 р., вместо 103, как бы стоила без данного налога. Это простейшая модель призванная просто показать тенденцию. А если речь идет о водке, то там еще, кроме налога на оборот, присутствует акцизный сбор (в целом привычный) и новый налог на хмель, что, разумеется, приведет к еще большему удорожанию водки. А любое подорожание крепких спиртных напитков может привести к увеличению самогоноварения. Кроме того в примере со шваброй я говорил о сумме в 100р., а если речь идет о товаре который уже сегодня стоит 10000р. например хорошая зимняя куртка, то к этой сумме при конечной реализации потребителю добавится как минимум 200 рублей, а то все и 250р.. А с учетом низкой покупательской способности населения даже удорожание на 2% товаров (это если сам произвел или привез и сам продал) может быть проблемой для бизнеса.

Кроме чисто практического вопроса предпринимателей волнует и то, что налог с оборота это по факту является двойным налогообложением, так как существует налог с прибыли. А что такое прибыль? Это доход (оборот) минус расход, то есть доход облагается сначала в чистом виде налогом на оборот, а потом за вычетом расходов налогом на прибыль. А двойное обложение одного и того же налогового объекта это уже вопросы фискальной философии государства. Поэтому, безусловно коммерсантов настораживает такой подход.

Все вышеизложенное это одна сторона медали, а с другой - налог на оборот не нужно демонизировать. Этот вид фискального сбора придумали не в ДНР. Например, в США сбор с оборота существует как налог штата. Налог с оборота был очень важным элементом налогообложения в СССР в 30-е годы, тогда его введение практически заменило собой почти все косвенные налоги в Союзе. В ДНР, наверное, относительно налога с оборота нужно найти компромиссное решение - например уменьшить налог с 2 до 1 процента. Или отменить налог с оборота, одновременно немного увеличив налог на прибыль. Или сделать налог с оборота прогрессивным и брать его лишь с тех субъектов предпринимательской деятельности, у которых большой оборот. При желании к компромиссу выход можно найти.

Налоговая политика

Как уже писалось выше у предпринимателей огромное количество претензий к закону «О налоговой системе», помимо налога с оборота, и думается многие из них обоснованные, и эти моменты нужно решать с властью, для этого и создается комиссия. Но один положительный нюанс не отметить нельзя, в условиях войны и нестабильности, был разработан в целом неплохой налоговый кодекс, который призван, прежде всего, облегчить жизнь плательщикам налогов. И эта фраза не содержит в себе никакого сарказма. Ведь в чем суть кодификации законодательства? Систематизировать имеющиеся правовые нормы в одном документе, чтобы тот человек, который будет работать в рамках регулируемых правоотношений не «лазил» по десяткам законов и сотням подзаконных актов, а открыв один закон, получил в нем исчерпывающую информацию. И с точки зрения юридической техники закон не плохой, возможно есть некоторые «ляпы», но они были в украинских законах, а ведь там аппарат парламента куда посерьезней чем в нашей истекающей кровью республике, которая существует менее двух лет. Между тем принятие кодекса это серьезная заявка на формирование четкой налоговой политики. Согласно классической теории налоговая политика имеет три функции. Во-первых, социальная. Призвана справедливо перераспределять доходы внутри общества. Во-вторых, экономическая. Налоговая политика должна быть такой, чтобы стимулировать рост экономики в государстве. В-третьих, фискальная. Политика в сфере налогов должна способствовать наполнению местных и государственного бюджетов. Вот тут и заключается ловушка, потому как эти функции диссонируют между собой.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Одним из признаков государства является организация института фиска. Провозгласив независимость, руководство ДНР взяло на себя обязательство взимания налогов и формирования законодательства в данной сфере. В 2019 г. эта работа проводится на самом высоком организационном уровне. Сегодня налоги в ДНР взимаются так же, как и в любом другом государстве. Рассмотрим особенности фискальной системы республики.

Основной нормативный акт, регулирующий данную сферу, был принят 25 декабря 2019 г. и вступил в силу 18 января 2019 г. Закон о налоговой системе ДНР под № 99-IHC был разработан специальной комиссией и утвержден парламентом республики. Однако на этом работа над законодательством не прекратилась.

Изменения в налоговой системе ДНР 2019 г. коснулись распределения прибыли государственных предприятий. Прежде всего, были урегулированы такие вопросы, как учет амортизационных потерь и валовых расходов компаний.

Также Министерство налогов и сборов ДНР сделало более прозрачной процедуру декларирования доходов. Особенно сильно это коснулось институтов нотариата и адвокатуры.

Фискальная политика республики осуществляется на основании 99 закона с учетом имеющихся на сегодняшний день 16 поправок. Согласно ст. 11 нормативного акта в ДНР действует 16 фискальных сборов. Налоги в ДНР для физических лиц и юридических компаний включают:

  • подоходное обложение;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • отчисления с оборота;
  • экологический;
  • с/х налог;
  • транспортное обложение.

Дополнительно в систему налогов, принятую в ДНР, входят 8 сборов:

  • транзит;
  • обложение за разведение виноградников;
  • патентный сбор;
  • на использование земли;
  • потребление воды;
  • за валютные операции;
  • потребление биоресурсов;
  • разработку недр.

Данный сбор взимается с владельцев колесной техники, летательных аппаратов, а также моторных катеров. Для автотранспорта расчет идет по объему двигателя (в кубосантиметрах). Рассмотрим, на основании чего формируется транспортный налог в ДНР для физических лиц.

Как рассчитать

Начисление осуществляется по 97 ст. закона. Сумма взимается за год вперед. Если в этот период владелец продаст свой автотранспорт, возврат денег не предусмотрен. Сумма начисляется по мощности двигателя и классу автомобиля.

Кто не платит

  • машины для инвалидов;
  • сельскохозяйственная техника (трактора, комбайны);
  • спецтранспорт медицинских служб;
  • служебный транспорт госорганов.

Также налог не предусмотрен для владельцев весельных лодок. Тем же, у кого есть катер, придется платить по тарифу в зависимости от длины судна.

Земельный налог

Ежегодным сбором облагаются все пользователи угодий. Сумма устанавливается по индексу ДО (денежной оценки). Земельный налог ДНР является следующим:

  • за многолетние лесные массивы и целину – 0.03 в год;
  • обрабатываемые угодья – 0.1;
  • угодья общего значения вне пределов поселений – 5%;
  • водоемы – 0.3%;
  • полосы отчуждения железнодорожных сетей – 0.02%.

Также базовой ставкой земельного налога является 1%, который взимается дополнительно к расчетной стоимости.

Льготами по данной единице обложения наделяются пенсионеры, инвалиды, ветераны и многодетные семьи, а также госорганы и учреждения медицинского либо санаторно-курортного профиля.

Порядок уплаты

Важным фактором является порядок внесения в городской бюджет различных сборов. Уплата налогов осуществляется не позднее окончания предельной даты, установленной в Законе.

Правила подачи отчетности

Декларация составляется и предоставляется ежемесячно. Просроченная уплата налогов ДНР предусматривает штрафные санкции – до 50% от невнесенной суммы. Также за неподанную декларацию придется отдать в казну республики 10% от задекларированного сбора. По сравнению с Украиной это не очень высокая сумма.

Подводя итоги

Налоговое законодательство ДНР во многом копирует украинскую систему. На 2019 г. можно с уверенностью сказать, что действующая фискальная система является упорядоченной, сравнительно прозрачной и стабильно исполняет свою основную функцию – наполняет бюджет республики. Это позволяет властям выполнять свои социальные обязательства перед гражданами.

Размер платежа зависел от величины оборотов компании, не учитывался объем конечных продаж, поэтому плательщики не успевали подстраиваться под динамику спроса на рынке.

"Налоговые каникулы" в СССР предоставлялись предприятиям местного и областного подчинения, которые изготавливали продукцию исключительно из местного сырья. Замена налога с оборота современным НДС произошла в 1992 году, в момент принятия Закона № 2118-1, устанавливающего новые принципы налогообложения в РФ.

Особенности расчета налога с оборота

Технически, налог с оборота представляет собой косвенный универсальный акциз, базой для которого выступает итоговой объем производства на предприятии. Большинство развитых экономик (например, эстонская) применяет налог с оборота, экономический смысл которого приравнен к российскому НДС.

Величина налога с оборота, которую нужно оплатить (или вернуть), рассчитывается как разность начисленного и включенного сбора (налоги на импортные товары и услуги, оказанные нерезидентами). Итоговый объем платежа корректируется на сумму оборота, освобожденного от налога. Например, в Казахстане реализация акцизных марок, лотерейных билетов и услуги в сфере международных перевозок освобождены от налога.

  • Налог с оборота может рассчитываться как разница оптовых и розничных цен товаров (без учета скидок) или по установленной ставке на единицу продукции (например, килограмм строительной смеси, кубический метр древесины). Третий способ — расчет процентов от общего оборота, он применяется в случае неустановленных оптовых цен на товар.
  • Объекты налогообложения включают операции по продаже готовой продукции, поставке сырья, материалов и товаров в другие страны (для задач бизнеса), а также личное потребление, внутренний оборот государства, импортируемые товары (услуги).
  • Субъекты, выплачивающие налог с оборота — зарегистрированные предприятия (юридические лица), контрагенты (получатели входящих счетов с указанием суммы налога), покупатели иностранных товаров и услуг (не для личного использования).
  • Налог с оборота начисляется ежемесячно, при этом учитывается время реализации — момент поступления платежа, отгрузки продукции, факта оказания услуги клиенту компании. Начисление проводят с учетом самого раннего события. Например, оплата за кухонную мебель поступила за три дня до отгрузки — налог с оборота выплачивается в течение месяца от первой даты.

Недостатки налога с оборота

Налог с оборота в РФ был трансформирован в НДС ввиду ряда особенностей.
  • Высокая налоговая нагрузка на малый бизнес — налог с оборота взимался с последнего звена в цепи поставок. В этой роли выступали небольшие предприятия (торговые дома, магазины).
  • Наиболее эффективны заниженные ставки налога с оборота (до 10%), иначе бизнес вынужден внедрять «серые» схемы и скрывать прибыль от государства.
  • «Каскадный» принцип расчета налога — отчисления проводятся с каждой сделки, поэтому при длинной цепи поставок (характерной для российской экономики) посредничество становится невыгодным.