Тарифная политика страховой компании. Тарифная политика страховой организации. Похожие работы на - Тарифная политика страховой компании

Страховые компании и страхователи, вступая в отношения купли-продажи страховой услуги, подписывают соответствующий договор, который, наряду с прочим, предполагает установление цены этой услуги. Как и на любом другом сегменте рынка, цена должна удовлетворять интересы каждой из сторон сделки.

Страховой взнос (премия) , уплачиваемый клиентом, определяется на основе страховых тарифов по отдельным видам страхования.

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Таким образом, на основе страхового тарифа определяются страховые платежи, которые формируют страховой фонд. Тарифная политика - это целенаправленная деятельность страховщика по установлению и разработке страховых тарифов для удовлетворения интересов страхователей и безубыточности страховых операций.

Тарифы строятся не произвольно, а на основе определенных исторически сложившихся принципов. Существует пять принципов построения тарифов (тарифной политики):

1. Эквивалентность страховых отношений сторон: тариф должен максимально соответствовать вероятности ущерба. Это обеспечивает возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Принцип эквивалентности соответствует перераспределительной сущности страхования.

2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей: чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, Которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок напрямую зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов - чем больше число страхователей и количество застрахованных объектов, тем ниже страховой тариф.

3. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени: неизменные в течение нескольких лет тарифные ставки укрепляют уверенность страхователей в надежности страховщика.

4. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Этот принцип является приоритетным в деятельности страховщика. Действительно, чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователя. Это расширение возможно при снижении убыточности и неизменных тарифах.

5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций; страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и обеспечивало страховщику нормальную прибыль. Это - общий принцип ценообразования на рынке, и страхование как вид коммерческой деятельности в данном случае не исключение.

При расчете ставки страхового тарифа (или так называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчет двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке.

Нетто-ставка предназначена для формирования страхового фонда в его основной части, которая направляется на страховые выплаты в форме страхового возмещения и страхового обеспечения. Рассчитывается нетто-ставка исходя из вероятности нанесения страхователям ущерба. Если условиями страхования предусматривается несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок.

Методики расчета страховых тарифов по «рисковым» и накопительным (страхование жизни) видам страхования существенно различаются, однако в любом случае первоначально определяют ставку и, добавляя к ней нагрузку, получают брутто-ставку. Полная нетто-ставка по конкретному виду страхования представляет собой сумму нетто-ставок по отдельным страховым рискам. Соотношение составных частей страхового тарифа отражается структуре, которая характеризует долю каждой составляющей (нетто-ставки и нагрузки) в брутто-ставке.

Страховые тарифы рассчитываются по каждому виду и варианту страхования. Они зависят от объема страховой ответственности страховщика:

ü набора рисков, на случай наступления которых проводится страхование;

ü установленного размера страховых выплат по каждому из них.

Изменение (расширение или ограничение) объема страховой ответственности страховщика приводит к изменению страховых тарифов, при этом при увеличении количества рисков, принимаемых на себя страховщиком, повышается страховой тариф. Например, при страховании автомобиля страхователь может застраховать его от таких рисков, как авария, угон, потеря товарного вида, кражи багажа и т.д. Следовательно, страховой тариф при страховании всей совокупности рисков будет больше, чем при страховании группы рисков или только отдельных из них.

Нагрузка к нетто-ставке составляет меньшую часть брутто-ставки. В зависимости от формы и вида страхования она колеблется от 9 до 40%. Нагрузка к нетто-ставке включает следующие накладные расходы страховщика:

1. оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации;

2. аренду помещения;

3. плату за электроэнергию, отопление, водоснабжение, почтово-телеграфные, телефонные расходы;

4. командировочные расходы;

5. другое расходы компании, связанные с выполнением ею своей деятельности;

6. отчисления в фонд превентивных (предупредительных) мероприятий;

7. прибыль компании.

По рисковым видам страхования за основу нетто-ставки принимается убыточность страховой суммы - экономический показатель, который рассчитывается на основании статистических данных и характеризует соотношение между выплачиваемым страховым возмещением и страховой суммой всех застрахованных объектов. Он отражает долю совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля при наступлении страхового события, и позволяет сопоставить расходы на выплату с объемом принятой на себя страховщиком ответственности.

Уровень убыточности страховой суммы определяется под влиянием следующего набора факторов:

а - число застрахованных объектов;

b - страховая сумма застрахованных объектов;

с - число страховых случаев;

d - число пострадавших объектов;

f – сумма страхового возмещения;

q - показатель убыточности страховой суммы.

Показатель убыточности рассчитывается по формуле:

В этой формуле, используются показатели, так называемые элементы убыточности, позволяющие глубже проанализировать финансовые результаты страхования. К ним относятся:

Частота (отношение числа страховых случаев к числу всех застрахованных объектов);

Опустошительность (отношение числа пострадавших объектов к числу страховых случаев);

Отношение рисков (средняя страховая сумма пострадавших объектов, отнесение к средней страховой сумме застрахованных объектов).

Таким образом, убыточность страховой суммы есть произведение частоты, опустошительности и отношения рисков.

По накопительным видам страхования (страхование жизни) для расчета нетто-ставок используются показатели смертности и продолжительности жизни населения, рассчитанные по таблицам смертности, а также нормы доходности от инвестирования поступивших страховых нетто-платежей, рассматриваемых в качестве инвестиционных ресурсов страховщика. Расчеты страховых тарифов по страхованию жизни получили название актуарных, хотя в последнее время это понятие относится также и к расчетам по рисковым видам страхования. Актуарные расчеты - это система математических и статистических методов, с помощью которых определяется финансовые взаимоотношения страховщика и страхователя по долгосрочному страхованию жизни.

Чтобы исчислить объем страхового фонда, нужно иметь сведения о том:

Сколько лиц из числа застрахованных доживет до окончания срока действия их договоров страхования и сколько из них каждый год может умереть;

У скольких из них и в какой степени будет утрачена трудоспособность или наступит стойкое расстройство здоровья.

Тарифные ставки в страхований жизни состоят из нескольких частей. Рассмотрим, например, смешанное страхование жизни. В нем объединяется несколько видов страхования, которые могли бы быть и самостоятельными:

1) страхование на дожитие;

2) страхование на случай смерти;

3) страхование на случай утраты трудоспособности.

По каждому из приведенных видов при помощи тарифа создается страховой фонд, поэтому тарифная ставка в смешанном страховании состоит из трех частей, входящих в нетто-ставку, и четвертой части - нагрузки. Структура тарифной ставки, а следовательно, и страхового фонда представлена на схеме. Около 90% составляет нетто-ставка, более 10% - нагрузка. В составе нетто-ставки 97% приходится на нетто-ставку по дожитию и 3% - на остальные частные нетто-ставки.

Аналогично складывается структура тарифных ставок и по другим видам страхования жизни.

В связи с тем, что роль страховых тарифов в деятельности любой страховой организации исключительно велика, страховщики разрабатывают и проводят определенную тарифную политику.

Тарифная политика страховщика включает в себя комплекс организационных, информационно-аналитических, экономических и других мероприятий, направленных на разработку, применение, уточнение базовых тарифных ставок, повышающих и понижающих их уровень коэффициентов по видам (предметам) страхования, которые обеспечивают приемлемость, привлекательность тарифов для страхователей и прибыльность страховых операций страховщика.

В качестве основных принципов тарифной политики страховой организации выделяют следующие:

  • 1. Эквивалентность экономических отношений между страховщиком и страхователями за тарифный период (минимальный - 1 год, рекомендуемый - 5-10 лет.). Это означает, что страховые тарифы должны рассчитываться исходя из условия равенства полученной за тарифный период нетто-премии и общей вероятной суммы страховых выплат в связи со страховыми случаями по тому или иному виду страхования. Если за тарифный период суммарная нетто- премия превысила совокупную сумму страховых выплат за этот же период, то это свидетельствует о завышении страхового тарифа и ущемлении интересов страхователей; в результате такой политики снижается конкурентоспособность тарифов. Превышение общей суммы страховых выплат за тарифный период против суммарной полученной нетто-премии, наоборот, несет убытки страховщику.
  • 2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Поэтому задача страховщика заключается в определении такого уровня тарифа, который был бы в финансовом отношении доступен максимально возможному количеству страхователей. Доступность тарифных ставок находится в прямой зависимости от числа страхователей и количества застрахованных объектов. Чем больше круг застрахованных лиц и объектов охватывает страхование, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого, тем доступнее становятся страховые тарифы. При доступных страховых тарифах существенно возрастает эффективность страхования как метода страховой защиты общественного производства.
  • 3. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении долгосрочного периода. Соблюдение этого принципа позволяет страховщику формировать и сохранять широкий круг страхователей, обеспечивать стабильность в планировании, организации работы штатного и нештатного персонала, сборе страховой премии, а также поддерживать на требуемом уровне финансовую устойчивость и платежеспособность. Неизменные размеры страховых тарифов не только удобны для страхователей в их плановых, финансовых расчетах, но и выгодны им экономически, так как обеспечивают страховую защиту их имущественных интересов без увеличения затрат на нее в течение определенного периода. Поэтому даже при уменьшении убыточности страховой суммы по виду страхования страховщики предпочитают не снижать уровень страхового тарифа, а при его неизменности увеличивают объем страховой ответственности. Увеличение же страхового тарифа считается оправданным лишь при устойчивом изменении обстоятельств, увеличивающих риск наступления страхового случая, а также при фактическом возрастании убыточности, страховой суммы по объективным причинам. Но даже в этой ситуации страховщики прежде всего определяют доступность и возможность осуществления предупредительных мероприятий за счет средств соответствующего фонда с целью уменьшения рисков наступления страховых случаев и убытков от них, а также изыскивают внутренние резервы снижения расходов на ведение дела и доли нагрузки в страховом тарифе.
  • 4. Обеспечение гибкости в установлении конкретных размеров страховых тарифов. Учет особенностей предметов (объектов) определенного вида страхования и обстоятельств проявления характерных для них рисков осуществляется страховщиками при установлении страховых тарифов двумя способами. Во-первых, страховые тарифы по виду (подвиду) страхования устанавливаются, как правило, дифференцированными в зависимости от ряда основных факторов, влияющих на вероятность наступления страховых случаев, и в границах минимального и максимального их значений для рисковых видов страхования (верхняя граница тарифной ставки определяет предельный приемлемый ее уровень для страхователя, а нижняя граница - для страховщика). Во-вторых, к дифференцированным (базовым) тарифным ставкам устанавливаются повышающие и/или понижающие их коэффициенты.
  • 5. Расширение объема страховой ответственности , если это позволяют действующие тарифные ставки. Соблюдение данного принципа является приоритетным в деятельности страховщика, поскольку, чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователей. Расширение объема страховой ответственности обеспечивается снижением показателей убыточности страховой суммы.
  • 6. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Этот финансовый принцип в полной мере относится к деятельности страховщика, который производит выплаты страхового возмещения и страховых сумм, а также другие расходы за счет поступивших страховых платежей. Поэтому страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей постоянно покрывало расходы страховщика и даже обеспечивало некоторое превышение доходов против расходов (прибыль страховщика). Превышение может в плановом порядке закладываться в нагрузку к тарифной ставке, поскольку в нетто-ставке, обеспечивающей замкнутую раскладку ущерба, нет места для прибыли. Однако если фактическая убыточность страховой суммы в благоприятном году окажется ниже действующей нетто-ставки, то образовавшаяся экономия может быть распределена по двум направлениям: первое направление - в запасной фонд страховщика, а второе - на пополнение его прибыли.

Актуарные расчеты: назначение и виды. Структура тарифной ставки. Основные принципы тарифной политики. Сущность страховой премии и ее основные виды

Ведущее место в деятельности страховщика занимает определение расходов на страхование. В основе таких расходов лежит страховой тариф. Система математических и статистических методов исчисления страховых тарифов носит название актуарных расчетов. Специалисты, владеющие теорией и практикой актуарных расчетов, занимающиеся разработкой и исчислением страховых тарифов, расчетами резерва взносов по долгосрочным видам страхования, то есть формированием и расходованием страховых фондов, называют актуариями. С помощью актуарных расчетов как бы определяется доля участия каждого страхователя в создании страхового фонда. Методология актуарных расчетов основана на использовании теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых отчислений. Теория вероятностей применяется для определения степени вероятности наступления страхового случая, влияющей на размеры тарифной ставки. Демографические данные нужны для дифференциации тарифов в соответствии с возрастом застрахованных. С помощью методологии долгосрочных финансовых отчислений в тарифах учитывается доход, получаемый страховщиком от использования аккумулированных взносов страхователей в качестве кредитных ресурсов.

С помощью актуарных расчетов страховщик вычисляет вероятность наступления страхового случая, определяет степени тяжести последствий ущербов как в отдельных рисковых группах, так и по всей страховой совокупности, группирует риски в рамках страховой совокупности, математически обосновывает необходимые резервные фонды, а также конкретные методы и источники их формирования. Благодаря актуарным расчетам определяется структура тарифной ставки.

Актуарные расчеты классифицируются по отраслям страхования, времени составления и иерархическому уровню. Классификация по отраслям представлена расчетами по личному, имущественному страхованию и по страхованию ответственности. По временному признаку выделяют отчетные, плановые и последующие расчеты. Отчетные – это те расчеты, которые производятся на основании отчетных данных по уже совершившимся страховым операциям. Плановые расчеты проводятся для новых видов страхования, не имеющих еще достаточных статистических данных по достоверным наблюдениям риска. В плановые расчеты по мере накопления статистических данных вносятся соответствующие коррективы. Последующие расчеты как раз и являются скорректированными плановыми расчетами. По иерархическому уровню актуарные расчеты делятся на общие, региональные и расчеты на уровне конкретной страховой компании. Общие расчеты предназначены для всего национального страхового рынка, региональные производятся для отдельных регионов, расчеты на уровне отдельной страховой компании производятся самими страховыми организациями.

Вся совокупность актуарных расчетов представляет собой систему математико-статистических закономерностей, регламентирующих отношения страховщиков и страхователей по поводу купли – продажи страховых продуктов.

Страховой тариф (тарифная ставка) - это процентная ставка от совокупной страховой суммы, или денежная плата с единицы страховой суммы. Посредством тарифа рассчитывается страховая премия. Страховая премия рассчитывается как произведение тарифной ставки на совокупную страховую сумму. Страховая сумма - это сумма денежных средств, на которую произошло страхование. Из страховых взносов формируется страховой фонд, идущий на покрытие ущербов вследствие страховых случаев. Таким образом, основное назначение страховых тарифов связано с определением и покрытием вероятной суммы ущерба, приходящегося на каждого страхователя . Если тарифная ставка достаточно точно отражает вероятный ущерб, необходимая раскладка ущерба между страхователями будет обеспечена. Тарифные ставки находятся во взаимозависимости с объемом страховой ответственности. Любое изменение страховой ответственности находит отражение в тарифных ставках. Задача страховщика состоит в том, чтобы при минимальных тарифных ставках (широкодоступных потребителям) обеспечить максимально возможный объем страховой ответственности. Если размер страховых тарифов рассчитан правильно, страховщику гарантирован оптимальный размер страхового фонда, обеспечивающий рентабельное проведение страховой деятельности.

Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса называется брутто-ставкой , состоящей из нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке. На нетто-ставку приходится от 60% до 90% брутто-ставки. Нетто-ставка предназначена для формирования основной части страхового фонда, расходуемого на выполнение обязательств страховой компанией перед страхователями по результатам договоров страхования. Однако в страховании достаточно высока вероятность того, что реальный ущерб может превысить его ожидаемую величину, вследствие чего страховая организация может нести значительные потери. Поэтому для учета неблагоприятных колебаний показателя убыточности к нетто-ставке добавляют так называемую рисковую надбавку, являющуюся своего рода самострахованием страховщика в целях достижения большей устойчивости финансовых результатов деятельности компании. Таким образом, нетто-ставка фактически состоит из двух частей: собственно нетто-ставки по риску (убыточность страховой суммы или максимально возможное страховое возмещение) и рисковой надбавки. Нетто-ставка по риску (рисковая премия) представляет собой вероятный ожидаемый убыток, то есть выражает участие конкретного страхователя в формировании страхового фонда и рассчитывается на основе показателя убыточности страховой суммы в динамике (либо как произведение частоты наступления неблагоприятного события на средний ожидаемый ущерб от одного события). Рисковая надбавка выражает вероятность отклонения фактической будущей убыточности страховой суммы от среднего его уровня, принятого за основу тарифа. Величина рисковой надбавки определяется с помощью специальных расчетов. Синонимом нетто-ставки является нетто-премия. Нагрузка к нетто-ставке предназначена для покрытия расходов страховщика на проведение страхования, она включает несколько составляющих:

· административно-хозяйственные расходы страховщика по управлению компанией и хозяйственному обеспечению ее работы;

· аквизиционные расходы, то есть первоначальные расходы на заключение новых договоров страхования;

· расходы на финансирование предупредительных мероприятий и ликвидационные расходы, идущие на оплату экспертов и лиц, занимающихся ликвидацией ущерба;

· плановую прибыль от страховой деятельности.

Нагрузка составляет меньшую часть брутто-ставки. В зависимости от формы и вида страхования она колеблется от 9% до 40% от брутто-ставки.

Таким образом, нетто-ставка предназначена для погашения обязательств страховщика перед страхователем, а нагрузка - для финансирования деятельности страховой компании.

Процесс разработки и обоснования страхового тарифа называется тарифной политикой , под которой понимается целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению и упорядочению страховых тарифов в интересах безубыточного развития страхования. Тарифная политика базируется на следующих принципах:

· эквивалентность страховых отношений сторон;

· доступность страховых тарифов;

· стабильность размеров страховых тарифов;

· расширение объема страховой ответственности;

· обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

Принцип эквивалентности страховых отношений означает, что нетто-ставка должна максимально соответствовать вероятности ущерба, то есть должна иметь место возвратность средств страхового фонда той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Если окажется, что за тарифный период суммарная величина страховой нетто премии превысила совокупную сумму страховых выплат за этот же период, это будет свидетельствовать о явном завышении тарифов и об ущемлении интересов страхователей. На конкурентном рынке это приведет к оттоку страхователей, снижению объемов деятельности компании и потере ею конкурентности. Превышение же суммы выплат над общей суммой собранной страховой премии за тарифный период приведет страховщика к убыткам.

Принцип доступности страховых тарифов означает, что страховые тарифы должны быть широкодоступны, то есть приемлемы основной массе страхователей. Доступность страховых тарифов напрямую зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов. Чем больше лиц и объектов охвачено страхованием, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого, тем доступнее страховые тарифы. В значительной степени доступность страховых тарифов будет определяться умением вести дело страховщиком, издержками по ведению дела. К сожалению, расходы на ведение дела у российских страховщиков доходят до 40-50 % в общей структуре тарифа, что особенно недопустимо в условиях кризиса, поскольку для него одновременно характерны сокращение сборов страховых премий и увеличение выплат (особенно по рисковым видам страхования). В силу этого данный принцип в современных условиях приобретает для страховщиков особое значение, требует от страхового бизнеса сосредоточения на снижении издержек. Страховые тарифы должны быть доступны широкому кругу потребителей страховых услуг, поскольку в противном случае страховщик не сможет сформировать необходимую страховую совокупность.

Принцип стабильности означает необходимость сохранять неизменными страховые тарифы в течение длительного времени, так как это способствует укреплению уверенности страхователей в надежности данной страховой компании. Данный принцип также как и выше названный позволяет страховщику сохранять широкий круг страхователей, сохранять затраты в течение определенного периода на неизменном уровне и, следовательно, поддерживать на необходимом уровне собственную финансовую устойчивость и платежеспособность.

Принцип расширения объема страховой ответственности приоритетен для страховщика, поскольку расширение страховой ответственности делает страховые услуги более привлекательными для страхователя, число клиентов страховой компании в этом случае увеличивается, страховщик получает возможность снижать страховые тарифы, тем самым способствуя привлечению еще большего числа клиентов, благодаря чему рентабельность и конкурентоспособность компании растет.

Принцип самоокупаемости и рентабельности страховых операций означает, что страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступления страховых платежей не только покрывало все расходы страховщика, но и обеспечивало превышение доходов над расходами. Это превышение закладывается в нагрузку к нетто-ставке. Если фактическая убыточность страховой суммы окажется ниже действующей нетто-ставки, образовавшаяся экономия может быть распределена по следующим направлениям: частично в запасной фонд страховщика, частично на пополнение прибыли.

Как было отмечено выше, с помощью тарифа рассчитывается страховая премия , которая равна произведению тарифной ставки на совокупную страховую сумму. Экономическая сущность страховой премии (страхового взноса) состоит в том, что она представляет как бы часть национального дохода, которую страхователь предоставляет страховщику в качестве гарантии его интересов в случае наступления страхового события. Фактически же страховая премия - это периодически повторяющийся платеж страхователем страховщику определенной договором страхования суммы. Страховая премия – это взнос страхователя в страховой фонд. Размер страховой премии должен быть достаточным, чтобы страховщик мог покрыть возможную сумму выплат по обязательствам, согласно договору страхования, и получить необходимую прибыль. Величина страховой премии отражается в страховом полисе, она зависит от многих факторов, прежде всего от отраслевых особенностей страхования.

Страховые премии классифицируются по следующим признакам:

· по назначению;

· по характеру рисков;

· по величине;

· по форме уплаты;

· по времени уплаты;

· по способу отражения в балансе страховой компании.

По назначению страховые премии подразделяются на рисковую премию, накопительный взнос, нетто-премию, достаточный взнос и брутто-премию.

Рисковая премия – это чистая нетто-премия, представленная частью страхового взноса в денежной форме, идущего на покрытие риска. Величина рисковой премии зависит от степени вероятности наступления страхового случая.

Накопительный взнос имеет место по страхованию жизни и предназначается для выплат по окончании договора страхования (накопительное или сберегательное страхование).

Нетто-премия - часть страхового взноса, идущая на покрытие страховых платежей по данному виду страхования за определенный промежуток времени. Нетто-премия может совпадать с рисковой премией, а может и отклоняться от нее, в зависимости от отклонений развития риска от его плановой величины (предполагаемой в расчетах).

Достаточный взнос можно рассматривать как брутто-премию или тарифную ставку. Он состоит из нетто-премии и нагрузки.

Брутто-премия - это тарифная ставка страховщика, состоящая из достаточного взноса, расходов на предупредительные мероприятия и на покрытие убыточных видов страхования.

По характеру рисков различают натуральные и постоянные (фиксированные) премии. Натуральная премия в данный отрезок времени равна рисковой премии, она предназначена для покрытия риска за определенный промежуток времени, то есть она соответствует фактическому развитию риска. Со временем натуральная премия меняется в соответствии с постоянным изменением риска (увеличивается или уменьшается). Постоянные премии (взносы) со временем не меняются, как, например, в большинстве договоров страхования имущества, заключаемых на год. Однако понятие постоянности довольно относительно, так как со временем меняются технологии, а следовательно будут изменяться и риски.

По форме уплаты различают единовременные, текущие, годовые и рассроченные страховые премии (взносы). Единовременные выплачиваются страхователем за весь период страхования сразу же по заключении договора. Текущий взнос - это часть единовременной премии, но сумма текущих взносов всегда больше единовременной премии. Это объясняется потерями прибыли страховщиками при рассредоточенных взносах. Годовой взнос - это единовременный взнос по годичным договорам страхования. Рассроченный страховой взнос учитывает возможности страхователя производить платежи, он может быть ежемесячным, квартальным, полугодовым.

По времени уплаты страховые премии подразделяются на авансовые платежи и предварительные премии. Авансовые платежи уплачиваются досрочно, обычно за весь год, поэтому экономически они соотносятся с единовременным взносом. Предварительные премии также вносятся досрочно (частично или полностью), они являются взносами сберегательного характера, по которым начисляются проценты, причем при наступлении страхового случая до истечения страхового договора страхователь получает не только страховую сумму, но и страховые взносы, срок платежа которых не успел наступить.

Страховые премии различаются также по способу отражения в балансе страховой компании. Выделяют переходящие платежи, результативную премию и эффективную премию. Переходящие платежи это те, которые вследствие несовпадения страхового и календарного года (например, сделка заключается в конце календарного года), переносятся на следующий год после календарного. Результативная премия зависит от периодичности уплаты страховых платежей и представляет собой разницу между годовой нетто-премией и переходящими платежами текущего года, отнесенными на следующий год. Эффективная премия – это сумма результативной премии и переходящих платежей, резервированных в текущем году и переходящих на следующий год. Именно за счет эффективной премии происходит значительная доля страховых выплат.

Кроме вышеназванных существуют еще резервные (Цильмеровские), перестраховочные, необходимые, справедливые, конкурентные, средние, степенные и индивидуальные премии.

Вопросы

1. Что собою представляют актуарные расчеты, каковы их виды и основные задачи?

2. Что означает термин “страховой тариф”?

3. Какова структура страхового тарифа?

4. Что такое брутто-ставка?

5. Каково назначение нетто-ставки и нагрузки к нетто- ставке?

6. Какова структура расходов страховщика на ведение дела?

7. В чем суть тарифной политики в страховании и каковы ее основные принципы?

8. В чем состоит экономическая сущность страховой премии?

9. Какие виды страховых премий применяются в практике страхования?

Под тарифной политикой страховщика понимается целенаправленная деятельность страховой компании по установлению, уточнению и упорядочению страховых тарифов в целях успешного и безубыточного развития страхования.

Тарифная политика страховщика базируется на следующих принципах:

1. Эквивалентность страховых отношений сторон.

В основе этого принципа лежит соблюдение следующего требования – собранных со страхователей страховых премий по заключенным договорам соответствующих видов или разновидностей страхования должно быть достаточно для осуществления страховых выплат по договорам, касающихся тех же видов и разновидностей страхования.

2. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. При доступных тарифах существенно возрастает эффективность страхования как метода страховой защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов.

3. Стабильность размеров страховых тарифов, если это не нарушает финансовое состояние страховой компании. Если тарифные ставки остаются неизменными на протяжении определенного, желательно длительного периода времени, у страхователей укрепляется уверенность в надежности страхового бизнеса.

4. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют реализовать действующие тарифные ставки. Соблюдение данного принципа является приоритетным направлением в деятельности страховщика, поскольку, чем шире объем страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователей.

5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

В основе расчета цен на страховые продукты лежат страховые тарифы.

По добровольным видам страхования они рассчитываются страховщиком самостоятельно по каждому виду и разновидности страхования отдельно.

По тем видам и разновидностям страховой деятельности, которые реализуются в обязательной форме, страховые тарифы устанавливаются в соответствии с законами.

Методики расчета страховых тарифов для рисковых и накопительных видов страхования различны. Страховая компания при наличии соответствующего разрешения от федерального органа по надзору за страховой деятельностью (ФСФР) может использовать свои оригинальные методы, либо те, которые рекомендованы тем же органом, в частности,

Страховой тариф представляет собой ставку страховой премии с единицы страховой суммы. Страховой тариф в отечественной практике страховой тариф чаще всего устанавливается в расчете на 100 рублей страховой суммы, либо в процентах от страховой суммы, но могут применяться и иные размерности страховой суммы.

Страховой тариф состоит из нетто-ставки, предназначенной для формирования страхового фонда для предстоящих выплат по страховым случаям, и нагрузки, необходимой для покрытия расходов страховщика на ведение страхового дела, финансирование предупредительных мероприятий и получения прибыли от своей коммерческой деятельности.


Учитывая, что моменты наступления страховых случаев и размеры страховых выплат носят случайный характер, страховые тарифы рассчитываются с помощью математических методов на основе теории вероятностей.

Расчет страхового тарифа всегда начинается с определения нетто-ставки. По рисковым видам страхования за основу нетто-ставки принимается планируемая убыточность страховой суммы, которая рассчитывается на основании статистических данных. Убыточность за отчетный период определяется как отношение суммы всех выплат по заключенным договорам страхования к общей страховой сумме по ним. Этот показатель носит интегральный характер и позволяет учитывать всё многообразие факторов, которые влияют на наступление страховых событий и размеры страховых выплат. Убыточность можно также представить как произведение вероятности наступления страхового случая на отношение средней страховой выплаты к средней страховой сумме по договору страхования соответствующего вида или разновидности. Вероятность наступления страхового случая определяется на основании статистических данных и характеризует закономерности конкретного вида, разновидности страхования. Расчет страховых тарифов по накопительным видам страхования имеет существенные особенности, т.к. значения тарифов зависят от пола, возраста страхователя, срока, на который он заключает договор, нормы доходности, которую рассчитывает получить страховая компания, инвестируя страховые нетто-платежи, а также от того, единовременно рассчитается страхователь со страховой компанией, либо вносит страховую премию периодически (в рассрочку).

Для расчета нетто-ставок страховых тарифов по накопительным видам страхования используются показатели смертности и продолжительности жизни, рассчитанные по таблице смертности.

При страховании жизни полная нетто-ставка определяется как сумма составляющих нетто-ставок для выплат при дожитии до окончания срока действия страхования и на случай смерти, а при смешанном страховании жизни в её состав включается также нетто-ставка для выплат по несчастным случаям, рассчитываемая по методике, используемой для рисковых видов страхования.

Доля нагрузки в страховом тарифе зависит от расходов страховщика на проведение страхования, в первую очередь расходов на ведение страхового дела, включая комиссионные вознаграждения страховым агентам, брокерам, при необходимости на финансирование предупредительных мероприятий,а также формирования определённого размера планируемой прибыли.

При добровольном страховании нагрузка составляет не более 50 процентов брутто-ставки, при этом по накопительным видам она как правило мала и укладывается в интервал 5-20 процентов.

Страховые тарифы по рисковым видам и разновидностям страхования в основном не превышают 10-20 рублей со 100 рублей страховой суммы, наиболее высокие тарифы установлены на накопительные страховые, для них тарифная ставка при единовременной уплате страховой премии составляет более 50 рублей со 100 рублей страховой суммы и может приближаться к 100 рублям.

Тарифная политика в страховании


Целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования базируется на следующих основных принципах:

1. Эквивалентность нетто-платежей и выплат страхового возмещения и страховых сумм. Это означает, что нетто-ставки по каждому виду страхования должны максимально соответствовать вероятности ущерба. При таком условии обеспечивается возвратность средств страхового фонда для той совокупности страхователей и за такой тарифный период, исходя из которых были рассчитаны тарифные нетто-ставки.

2. Доступность размеров страховых тарифов для основной массы страхователей. Завышение тарифных ставок сдерживает широкое развитие страхования. Страховые платежи должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной. При доступных страховых тарифах достигается наибольшая эффективность страхования.

3. Стабильность размеров страховых тарифов. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, растет авторитет страховщика перед страхователями. Даже когда показатели убыточности страховой суммы как основы соответствующих тарифных нетто-ставок устойчиво снижаются, целесообразно в интересах страхователей расширение объема страховой ответственности при неизменных тарифах. Повышение тарифных ставок допустимо только в крайнем случае, когда невозможно другими путями стабилизировать рост показателей убыточности страховой суммы.

4. Стремление к расширению объема страховой ответственности. При стабильности тарифных ставок соблюдение данного принципа является приоритетным направлением страховой политики каждого страховщика в целях максимального удовлетворения страховых интересов.

5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций.

Убытки. Выбирать страховку для своего автомобиля сегодня, вероятно, сложнее, чем когда-либо. Каско дорожает, а страховой рынок еще далек от полного выздоровления. Он продолжает чихать и кашлять. Докашлялся до самого президента.

Объем рынка добровольного автострахования падал весь прошлый год, продолжает падать и сейчас. Даже рост продаж автомобилей, о котором сообщает Ассоциация европейского бизнеса (за 7 месяцев на 9%), не изменил ситуацию – сборы страховщиков по-прежнему сокращаются. За первые шесть месяцев 2009-го по автокаско им досталось 68,3 млрд рублей, а за тот же период 2010 года – 63,3 млрд. При этом выплаты составили почти 52 млрд рублей, а коэффициент приблизился к критическому уровню – 82%.

«Действительно, в среднем убыточность в сегменте каско по рынку является высокой и не соответствует необходимым требованиям прибыльности этого бизнеса. Связано это в первую очередь с демпингом и выставлением актуарно не обоснованных тарифов, в том числе и у ряда крупных компаний», – считает начальник отдела страхования физических лиц департамента страхования автотранспорта компании «Росно» Дмитрий Кузнецов. Как отмечает Росстрахнадзор, количество заключенных договоров по каско на протяжении двух кварталов росло, но средняя премия по ним не менялась – около 36 тыс. рублей.

«Согласно официальной статистике, сборы рынка каско снизились на 7%, при этом рынок ОСАГО в первом полугодии 2010-го вырос на 9%. То есть количество автомобилей увеличивается, а объем рынка добровольного страхования снижается», – рассуждает первый заместитель гендиректора компании «Оранта Страхование» Владимир Черников. Тому есть простое объяснение – в целом по рынку падают тарифы. «При росте выплат по добровольному автострахованию снижение тарифов не может быть обоснованным», – предупреждает Владимир Черников.

Кредитный ступор. Ситуация осложняется еще и тем, что автопарк страны стареет, а рынок автокредитования не восстановился. По словам заместителя руководителя управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Дмитрия Вишнякова, до кризиса «кредитные страховки» составляли до 50% от общего объема продаж каско, а сейчас – не более 15%. Причем основная их доля падает на пролонгации по уже заключенным договорам – новых договоров пока немного. Нужно учесть, что и поток, который дают пролонгации, скоро иссякнет – ведь основная масса договоров заключалась в 2007–2008 годах, а кредиты выдавались по большей части на 2–3 года.

«Банки неактивно ведут себя в этом сегменте. Кто-то не спешит его развивать вообще, кто-то возобновил выдачу кредитов, но ужесточил условия. Доля кредитных автомобилей в продажах дилеров пока невысока. Сложно прогнозировать восстановление в ближайший год», – комментирует вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По мнению экспертов «Оранта Страхования», рынок кредитования может восстановиться к 2014 году.

И сами страховщики в кризис ощутили все минусы банковских продуктов в своих портфелях. Убыточность по ним значительно выше, и процент мошенничества велик. Плюс к этому, по признанию руководителя управления автострахования «Ресо-гарантии» Сергея Масленкова, банки часто вводят свои ограничения для страховых продуктов. «Например, не любят франшизу. Свой отказ с ней работать банки объясняют рисками – из-за мелких повреждений, которые страхователь не станет ремонтировать за свой счет, предмет залога обесценится. Фактически я не сталкивался с ситуациями, когда пара царапин имели бы катастрофические последствия для банка», – замечает Сергей Масленков. По его словам, «Ресо-гарантия» никогда не делала упор на страхование кредитных авто – в ее портфеле банковские продукты составляли не более 20%, поэтому торможение на рынке кредитования не очень сильно повлияло на сборы.

Правда, некоторые эксперты предсказывают, что осенью можно ожидать оживления на нем. Ряд банков готовит новые программы по автокредитованию с очень неплохими условиями. Но, скорее всего, рынок упрется в другую стену. «Если в период кризиса не было платежеспособного спроса, то теперь есть продукты, есть программы – нет только автомобилей. Опять появились очереди на авто», – говорит директор департамента автострахования компании «Эрго Русь» Алексей Якушин. По его словам, заказы на Chevrolet Captiva сейчас принимаются на декабрь. Примерно такие же очереди и на большинство марок массовых автомобилей – Opel, Ford, Mazda, Honda. «Два месяца – это минимальный срок ожидания. Если заводы не пересмотрят квоту на Россию, то не будет достаточного объема транспортных средств под розницу и кредитование», – полагает Алексей Якушин.

А был ли демпинг? Уже который год (началось задолго до кризиса) с рынка доносятся стенания по поводу царящего на нем демпинга. Якобы в кризис cash-андеррайтинг – чуть ли не самое опасное явление. Не очевидно. Во-первых, с точки зрения конечного потребителя, весь демпинг ушел в рекламные сказки, наяву же полисы особой кризисной дешевизной не отличались. Другое дело, насколько возросли комиссионные продавцов страховых продуктов. На стагнацию или сокращение сборов некоторые очень даже крупные компании ответили ростом (подчас резким) затрат по заключению договоров. Свидетельства тому – в отчетах о прибылях и убытках. То есть бенефициарами демпинга стали агенты и брокеры. В это легко поверить, зная специфику российского рынка. Во-вторых (и это тесно связано с «во-первых»), демпинг не мог превратиться в критическую проблему для рынка, если бы в него не были вовлечены компании из топ-10. Однако их руководители отвергали и отвергают малейшие подозрения на этот счет. В общем, несостыковка получается. И для полной путаницы следующие факты: большинство крупнейших федеральных страховщиков еще в прошлом году повысили цены на каско, при падении рынка на 7% сборы топ-20 сократились всего на 2%, а доля в общем объеме премий по автокаско увеличилась на 4%.

«В кризис мы подняли цены и теперь не испытываем трудностей с убыточностью и не чувствуем необходимости чистить портфель. Хотя, естественно, мы делаем необходимые уточняющие корректировки», – рассказывает вице-президент «Ренессанс-страхования» Федор Воронин. По его словам, в портфеле возросла доля договоров с использованием франшизы. Примечательно, что чаще франшизу выбирают при покупке полиса через интернет, поскольку в этом случае клиент быстрее может проанализировать изменение цены в зависимости от своего выбора.

В «АльфаСтраховании» цены на каско в среднем увеличились на 10–15%. Дмитрий Вишняков объясняет это несколькими обстоятельствами. Во-первых, дилеры еще в прошлом году подняли цены на ремонт в среднем на 10–15%, а по некоторым маркам и на 20%. Во-вторых, выросла частота убытков, люди стали чаще обращаться за выплатами, пытаясь как-то отработать премию. Нельзя сбрасывать со счетов и рост мошенничества. Увеличение расценок компания постаралась нивелировать за счет глубокой сегментации продуктов: например, в некоторых стоимость определяется не только классическими параметрами, но и пробегом авто за время действия полиса.

В среднем на 12% с начала прошлого года подорожало каско и в «Ресо-гарантии». Хотя, по словам руководителя управления автострахования компании Сергея Масленкова, тарифы пересматривались далеко не на все марки, а лишь на наиболее убыточные. В этот список попала, например, продукция GM, включая такие популярные модели, как Opel Astra и Chevrolet Aveo. «В 2008 году на рынке была запущена программа ”Джи Эм иншуранс“, страховщиком по которой был ”Ингосстрах“. И мы, к сожалению, под давлением продавцов, под влиянием хорошего результата этой программы установили конкурентный тариф по маркам автомобилей, участвовавшим в ней. Эти ставки дали нам убыток еще в 2008 году 130–140%. В 2009-м, несмотря на кризис и доводы продавцов, мы подняли тарифы на эти марки на 40–70%. Политика объема ради мифических доходов была закрыта. Надо сказать, что таких моделей у нас было штучное количество. Все-таки мы не стесняемся иметь собственные тарифы, они всегда маржинальные и всегда позволяют зарабатывать», – говорит Сергей Масленков. В итоге в первом полугодии 2010 года «Ресо» показала 15-процентный рост по портфелю автокаско.

Пересмотрели тарифную политику и в компании «Эрго Русь». «У нас тарифы изменились в соответствии с профилем портфеля – на марки машин, по которым убыточность невелика, мы снизили тарифы до 30%, а на убыточные – подняли на 20-40%», – рассказывает Алексей Якушин. В разряд безубыточных, по его словам, попали преимущественно автомобили немецкого производства – Audi, BMW, Volkswagen, Mercedes. В группу «проблемных» вошли такие модели, как Nissan Almera Classic, Mazda 3 и 6, Mitsubishi Lancer, Renault Logan. «У нас регулярно проводится профессиональная актуарная оценка развития портфеля автострахования. Так что кризис мы пережили без потерь. В 2009 году портфель автокаско вырос на 40%. Этот тренд мы планируем сохранить и в 2010 году», – оптимистичен Алексей Якушин.

Дошло до президента. На минувшей неделе проблемы страховщиков, а точнее их клиентов, обсуждал с участниками рынка и руководством Высшего арбитражного суда президент Дмитрий Медведев. Глава ВАС Антон Иванов приводил примеры, когда автостраховщики так составляли договор, что были обязаны возмещать только несущественные убытки, а перед главными опасностями страхователь оставался беззащитен. По словам Антона Иванова, компании, отказываясь платить или затягивая выплаты, побуждают клиентов решать проблемы в судах, а эту практику необходимо прекратить. Глава ВАС предложил страховому сообществу разработать стандарты договора автокаско и определить минимальные требования к выплатам.


Расценки на каско некоторых крупных компаний по популярным моделям различных классов (новые авто, руб.)

Компания

Тип страхователя

Toyota Camry при стоимости 1100 тыс. руб.

Nissan Qashqai при стоимости 900 тыс. руб.

Volkswagen Раssat при стоимости 1100 тыс.руб.

Mitsubishi Lancer 1.8 при стоимости

650 тыс. руб.

Оpel Astra при стоимости

650 тыс. руб.

Honda Accord при стоимости 1150 тыс. руб.

Audi A8 при стоимости

4000 тыс. руб.

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

без франшизы

франшиза 5%

АльфаСтрахование*

Оранта Страхование***

Ренессанс- страхование****

Ресо-гарантия

Росгосстрах

Согласие******

Эрго Русь


* Стоимость рассчитана только по программе «Голое каско» при франшизе 30 тыс. рублей. Для водителей со стажем менее 5 лет и возрастом менее 24 лет всегда применяется франшиза – минимально 9 тыс. рублей. ** Расчет произведен для водителя-москвича, холостого мужчины. *** Расчет произведен при франшизе в 30 тыс. рублей. **** Для Mitsubishi Lancer и Opel Astra расчет произведен по второму пакету, с учетом франшизы в 5 тыс. рублей. Для остальных автомобилей – по третьему пакету с франшизой в 10 тыс. рублей. ***** На Nissan Qashqai, Volkswagen Раssat, Mitsubishi Lancer 1.8, Honda Accord расчет сделан с учетом максимальной франшизы – $1200, на Audi A8 максимальная франшиза – $3000. ****** Расчет по Honda Accord произведен для машин,оборудованных спутниковой поисковой системой, расчет тарифов для третьей группы страхователей проводился для автовладельцев со стажем от 6 до 10 лет. Для Volkswagen Раssat и Audi A8 по третьей группе страхователей тарифы рассчитаны с учетом франшизы в 15 тыс. рублей.

1 – страхователь: 21 год, без опыта вождения. 2 – страхователь: 25 лет, опыт до двух лет. 3 – страхователь: 30 лет, опыт свыше пяти лет. Таблица составлена на основании данных, представленных компаниями, ее содержимое не может считаться публичной офертой.


Компании - лидеры рынка автокаско по итогам первого полугодия 2010 г.

Компания

Премии, млн.руб

Выплаты, млн руб

Ингосстрах

Росгосстрах

Ресо-гарантия

Военно-страховая компания

Согласие

АльфаСтрахование

Группа Ренссанс Страхование

Страховая группа МСК

Спасские ворота

Прогресс-гарант

Гута-страхование

Энергогарант

Транснефть

Мегарусс-Д

Сургутнефтегаз

ВТБ страхование

Компаньон

Эрго Русь