Основные параметры особых экономических зон. Особая экономическая зона. Примеры для России

Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственного (или промышленного) типа, технико-внедренческого (или технологического) типа, туристско-рекреационного (или туристического) типа и портовые.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

  • развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
  • производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

В настоящее время в России созданы 17 ОЭЗ четырех типов, из них:

  • пять ОЭЗ технологического типа (в г. Санкт-Петербурге, в Зеленоградском административном округе г. Москвы, в г. Дубне (Московская область), в г. Томске (Томская область) и в Республике Татарстан);
  • шесть промышленных ОЭЗ (в Липецкой области, в Республике Татарстан ОЭЗ ППТ «Липецк», Псковской области, Самарской области, Калужской области и Свердловской области);
  • четыре туристско-рекреационных ОЭЗ (в Республике Алтай, Республике Бурятия, Алтайском крае и Иркутской области);
  • две портовые ОЭЗ (в Хабаровском крае и Ульяновской области).

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ включает в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах. Значительным преимуществом для резидентов является реальное снижение административных барьеров, количества контрольных мероприятий, а также предоставление услуг в режиме «одного окна».

Законодательством РФ предусмотрены некоторые ограничения в отношении деятельности резидентов ОЭЗ. В частности, на территории большинства особых экономических зон не допускается размещение объектов жилищного фонда, разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, их переработка, а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). При этом Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в ОЭЗ.

Для создания ОЭЗ необходимо соблюдение основного условия - ОЭЗ (за исключением портовых) могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Так, на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны:

  • земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты;
  • на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Характеристика ОЭЗ промышленного типа:

  • размещение объектов промышленного назначения;
  • площадь не более 20 кв. км;
  • срок существования не более 20 лет;
  • капитальные вложения не менее 10 млн евро, в первый год - не менее 1 млн евро.

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности.

Государство предоставляет существенные налоговые льготы для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ. Так, в Республике Татарстан для них предусмотрены следующие льготы:

  • транспортный налог - освобождение на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет;
  • налог на имущество - освобождение на 10 лет с момента постановки имущества на учет;
  • земельный налог - освобождение на 10 лет за земельные участки на территории ОЭЗ.

На территории каждой ОЭЗ действуют свои налоговые льготы. Например, резидентам ОЭЗ в Липецкой области предоставлены следующие льготы:

  • налог на прибыль по ставке 20%;
  • транспортный налог - освобождение на пять лет с момента постановки транспортного средства на учет;
  • налог на имущество - освобождение на пять лет с момента постановки имущества на учет;
  • земельный налог - освобождение на пять лет за земельные участки на территории ОЭЗ.

На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны:

  • земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;
  • на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Характеристика ОЭЗ технологического типа:

  1. ведение технико-внедренческой деятельности;
  2. создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 3 кв. км;
  3. не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  4. не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;
  5. срок существования не более 20 лет.

Налоговые льготы для резидентов технологической особой экономической зоны:

  • при исчислении налога на прибыль - резиденты смогут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены;
  • ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ -13,5%;
  • освобождение от уплаты транспортного налога на пять лет;
  • резиденты освобождаются от налогообложения по налогу на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента в течение пяти лет с момента постановки на учет;
  • организации-резиденты освобождаются от налогообложения в отношении земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.

На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны:

  • земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристе корекреационную ОЭЗ, могут относиться к землям особо охраняемых территорий;
  • на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.

В настоящее время существуют ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Иркутской области.

Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

  1. создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации;
  2. могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
  3. могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно -территориального образования;
  4. в туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда;
  5. оказание туристических и оздоровительных услуг.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:

  • деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
  • туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ:

  • налог на имущество организаций - освобождение в течение пяти лет;
  • земельный налог - освобождение в течение пяти лет;
  • применение в отношении основных средств к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше двух;
  • акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;
  • арендная плата за земельные участки - не более 2% их кадастровой стоимости в год.

Целью создания портовых ОЭЗ на территории РФ является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России

Свободные экономические зоны (особые экономические зоны) — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

- Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

- Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

- Портовые зоны.

- Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

Автомобилей и автокомпонентов;

Строительных материалов;

Химической и нефтехимической продукции;

Бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

Нано- и биотехнологии;

Медицинские технологии;

Электроника и средства связи;

Информационные технологии;

Точное и аналитическое приборостроение;

Ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе. Особая экономическая зона «Куршская коса» в Калининградской области прекратит свое существование. Как говорится в соответствующем постановлении правительства от 22 декабря 2012 года, за пять лет работы там не было зарегистрировано ни одного резидента.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

  • - развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
  • - производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
  • - развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.

На территории ОЭЗ не допускается:

  • - Добыча и переработка полезных ископаемых;
  • - Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • - ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Из 24 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Промышленно-производственные особые экономические зоны

Создаются на участках территории, которые имеют общую границу, и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

Технико-внедренческие особые экономические зоны

Создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Запланированный объем государственных инвестиций 44,9 млрд. рублей. На сегодняшний день государство инвестировало 15 млрд. рублей.

Запланированные государственные инвестиции в технико-внедренческие ОЭЗ составляют 78 млрд. рублей. Из этой суммы реализовано на сегодняшний день 28 млрд. рублей

Туристско-рекреационные особые экономические зоны

Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Располагаются на самых живописных местах России. Данные ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, рекламного и других видов бизнеса.

Портовые особые экономические зоны

Создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности. Запланированный объем государственных инвестиций 4,74 млрд. рублей.

По данным Минэкономразвития России, с 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 45 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов. С 2006 года по 2011 год в особые экономические зоны России пришло 272 инвестора (по состоянию на 01 октября 2011 года) из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций - более 308 миллиардов рублей или порядка $ 9,9 миллиардов.

Согласно ст. 10 Закона №116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Однако, несмотря на достаточно бодрые цифры Минэкономразвития России, фотографий и отчетов с официального сайта, большинство ОЭЗ в нашей стране не функционирует

О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной из них еще даже не достроена инфраструктура. Основные работы по ее созданию в ППЗ и ТВЗ планируется завершить до 2011 года, в туристско-рекреационных - до 2012 года, а в портовых - до 2014-го.

Тем не менее обе промышленно-производственные зоны уже что-то производят. Во-первых, в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга», собирают автомобили два СП, созданные компанией «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Российско-японская «Соллерс-Исузу» до конца 2008 года выпустит 7 тыс. одноименных грузовых автомобилей, а российско-итальянская «Соллерс-Елабуга» - 10 тыс. автомобилей Fiat Ducato. Во-вторых, в Липецке создано несколько российско-итальянских СП по производству стройматериалов и сложной бытовой техники. Предполагается, что к концу года объем выпуска двух этих ОЭЗ составит 11 млрд. рублей.

Впрочем, несмотря на заявленное стремление следовать лучшей мировой практике, мы опять пошли своим путем. Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

Во-первых, инициатор создания зоны - будь то частная компания или государственное агентство - не изобретает льготы, а выступает в роли девелопера, действующего на свой страх и риск. На собственные деньги и на собственном (или подконтрольном) участке территории он создает привлекательную инфраструктуру, а затем приглашает туда инвесторов-пользователей для размещения производственных мощностей. Функция организатора зоны ограничивается предоставлением услуг: он не вправе контролировать производственные планы инвесторов, а взаимодействует с ними на равноправных договорных началах. При этом все преференции и правила поведения для участников зон обычно прописаны в соответствующем законе заранее и напрямую, то есть не подлежат дальнейшим уточнениям с администрацией зоны или федеральными ведомствами. В российских же зонах органы их управления выступают в странной двоякой роли: вступая с резидентами ОЭЗ в договорные коммерческие отношения (через специально созданную компанию развития), они одновременно берут на себя ряд контролирующих функций.

Во-вторых, в современной мировой практике отраслевая специализация резидентов особых зон, как правило, не регламентируется: приоритет отдается заявительному порядку осуществления инвестиций, особенно в частных зонах. Хотя это не означает, что зоны не имеют специализации: на стадии бизнес-плана, просчитывая потенциальный спрос на свои услуги, инициатор-девелопер, конечно же, представляет, на пользователей какого масштаба и профиля он ориентируется. То есть в мировой практике отбор инвесторов осуществляет сам рынок: в каждую зону приходят те, кому она больше всего подходит по особенностям инфраструктуры и условиям ведения бизнеса. А у нас государство в лице РосОЭЗ и местных зональных администраций не только ведет отбор будущих пользователей (то есть реализует разрешительный порядок инвестирования - наименее привлекательный для бизнеса), но и принуждает их брать на себя задачи девелоперов - финансировать исходные инфраструктурные затраты. Не удивительно, что наши предприниматели как-то вяло пока стремятся брать на себя несвойственную ношу и делить с государством слабо просчитанные риски. Вот если бы власти допустили возможность создания частных зон, как это делается сегодня повсюду, тогда в среде бизнеса нашлись бы, возможно, и свои застройщики, и свои пользователи.

Пока же правительство уповает на механизм частно-государственного партнерства, хотя при создании локальных ОЭЗ оно нигде за рубежом не применяется (в отличие, скажем, от крупных энергетических проектов национального масштаба). Популярный же аргумент о том, что государство вправе рассчитывать на «взаимность», так как дает льготы и недобирает налоги, безоснователен: ОЭЗ создаются на территориях, где не было ни производств, ни налоговых сборов.

Надо к тому же заметить, что классические промышленно-производственные зоны, где инвесторы-резиденты пользуются широкими таможенными и налоговыми льготами, - это, прежде всего, инструмент догоняющего развития. Поэтому свое наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на этапе их индустриализации. Что же касается США и развитых стран Европы, то там давно поняли, что для стимулирования технологической модернизации нужны не столько таможенные анклавы, сколько промышленные и научные парки, где преференции (налоговые и административные) предоставляются частным инициаторам-застройщикам, а отнюдь не резидентам-пользователям. Последние не имеют здесь каких-то особых льгот, но стремятся в парки по той причине, что эффекты компактного размещения и эксплуатации единой инфраструктуры обеспечивают приличную экономию затрат.

Например, Южная Корея, пройдя этап индустриализации и экспортного рывка, ликвидировала в своих локальных зонах специальные таможенные льготы, но сохранила модельную основу таких территорий - их парковый принцип организации. То же самое во многих случаях сделали и другие азиатские «тигры». Не исключено, что через какое-то время эти парковые структуры снова станут полноценными особыми зонами, но только уже с другим составом инвестиционных льгот, рассчитанных на задачи инновационного, постиндустриального роста.

Российские же власти все смешали в кучу, поскольку не сделали четкого стратегического выбора в своей политике развития. С одной стороны, в апреле этого года правительство вроде отказалось от идеи энергетической сверхдержавы и взяло курс на инновационный прорыв, о чем свидетельствует известная «Концепция-2020». С другой стороны, оглядываясь на Китай 1980-1990-х годов, мы культивируем в зонах селективную поддержку отраслей-лидеров и технологий-локомотивов, то есть используем методы господдержки из арсенала догоняющей реиндустриализации. Но в эпоху глобальной конкуренции невозможно заранее угадать, какой именно сектор или технология станут бесспорными лидерами лет через двадцать.

Поэтому никакой гарантии того, что затея с особыми зонами окажется на этот раз успешной, у нас, увы, нет. И практика уже начинает подтверждать эти сомнения.

Прежде всего, при создании зон очень быстро проявилась непоследовательность. Даже базовый принцип локальности, положенный в основание закона 2005 года, строго говоря, реализован только для двух типов ОЭЗ, которые создавались первыми, - промышленно-производственных и технико-внедренческих. Но дальше стали появляться туристско-рекреационные зоны, охватывающие крупные и, главное, неопределенные по размерам территории. И именно этот, «негабаритный» тип зон сегодня численно доминирует в российской практике.

Второй момент: закон об ОЭЗ не является актом прямого действия. Слишком многое при их организации отдано на усмотрение исполнительной ветви власти - и федеральной, и региональной. В результате все ключевые вопросы жизнедеятельности ОЭЗ требуют сложных бюрократических согласований в рамках триады РосОЭЗ - администрация региона - администрация конкретной ОЭЗ. Это ухудшает инвестиционный климат, создает широкие возможности для коррупции. Пикантный момент: администрации ОЭЗ по своему юридическому статусу являются некоммерческими организациями, то есть выпадают из регулярной системы как хозяйственного, так и административного права.

После недавней проверки ОЭЗ прокуратура предъявила РосОЭЗ претензии по поводу нецелевого использования свободных средств (их прокрутки через банковские счета), а отдельным зонам - по поводу того, что реальную деятельность здесь ведет абсолютное меньшинство зарегистрированных пользователей. Все это во многом напоминает практику 1990-х годов, когда отдельные территории со специальным статусом и индивидуальными льготами (Калмыкия, Алтай, Эвенкийский автономный округ, Ингушетия и др.) быстро превращались в классические центры прибыли, где инвесторы только регистрировались ради ухода от налогов.

При ответе на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - можно сказать что есть. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Вероятнее всего проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

    Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

    Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

    Предоставляется ряд налоговых преференций

    Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

    Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

    Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

    Портовые зоны

    Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

Промышленные ОЭЗ. Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

    Автомобилей и автокомпонентов

    Строительных материалов

    Химической и нефтехимической продукции

    Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ. Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

    Нано- и биотехнологии

    Медицинские технологии

    Электроника и средства связи

    Информационные технологии

    Точное и аналитическое приборостроение