Норма потребления электроэнергии на человека. Нормативы потребления электроэнергии без счетчика. Виды и размер льгот пенсионерам на оплату коммунальных услуг

Если дома нет электросчетчика, платить за электричество придется в зависимости от того, какие на человека установлены нормативы потребления. Они отличаются по регионам, как изображено на рисунке ниже.

Нормы расхода электроэнергии по регионам в кВт. ч /чел

Кроме того, в разных областях есть различия по стоимости электроэнергии.

Порядок расчета

P i = n i x N j x T , где:

  • n i – количество жильцов;
  • N j – норма потребления на человека (кВт.ч/мес.);
  • T – тариф на электроэнергию (руб./кВт.ч).

Норма расхода электричества зависит от числа проживающих в доме. На рисунке показаны нормы потребления, из которых видно, что с увеличением числа жильцов, на каждого требуется меньше электричества.

Нормы месячного потребления электричества в зависимости от количества человек, проживающих в доме

Если кто-либо из проживающих отсутствует длительное время, это можно учитывать, когда рассчитывают электроэнергию по нормативам. Для этого нужно подать письменное заявление в управляющую компанию, которая может скорректировать расчет расхода электричества.

Отсутствие кого-либо из потребителей электроэнергии должно быть документально доказано:

  • актом о непроживании по адресу учета электричества с предъявлением паспортных данных и подтверждения трех соседей;
  • документом о временной регистрации по другому адресу;
  • копией командировочного удостоверения;
  • справкой о прохождении лечения в стационарном медицинском учреждении;
  • проездными документами или заверенными копиями;
  • счетами за проживание в другом месте.

Электроснабжение мест общественного пользования, например, освещения подъезда, не входит в коммунальные услуги. Оно относится к расходам по содержанию имущества многоэтажного дома. При этом собственники квартиры обязаны нести за это расходы. Их величина зависит от наличия или отсутствия общего счетчика.

Многоэтажный дом оборудуется общедомовым прибором учета электроэнергии.

Общедомовой прибор учета электроэнергии

В квартирах расход электроэнергии учитывается на основе показаний индивидуальных приборов учета, а если их нет – по утвержденным нормативам. При этом к учетному расходу добавляется дополнительная плата за потребление на общедомовые нужды, где за основу взято примерно 7 кВт.ч/мес. на каждого проживающего.

Таким образом, расчет платы каждым собственником квартиры за использование электроэнергии в помещениях общего пользования, не оборудованных приборами учета, должен учитывать нераспределенное количество электричества внутри дома, с учетом отношения площадей квартиры и всего дома.

Расчет на общедомовые нужды (ОДН)

Электричество в доме тратится больше, чем его потребляют жильцы в квартирах. Это зависит от того, какая часть его используется на общие нужды. Сколько платить за электроэнергию, удобно рассматривать на примерах.

Пример 1. Имеется общедомовой счетчик, а в квартирах частично есть приборы учета.

Сколько платить на ОДН с одной квартиры, например, №1, зависит от доли занимаемой жилой площади: Р кв.№1 = (Р общ. — Р общ. квартир — Р общ. нежилое) х S кв.№1 /S общ. дома.

На рисунке изображена формула расчета платы на ОДН в картинках.

Формула расчета платы на ОДН в картинках

Проще говоря, на одну квартиру приходится часть остатка электроэнергии, которая не оплачена и зависит от отношения площади жилья к общей площади дома.

Пример 2. Плата по нормативному коэффициенту.

Когда общего счетчика в доме нет, расход на ОДН можно рассчитать через нормативы потребления. Если нормативный коэффициент равен 2,75 кВт.ч/мес. на 1 м 2 , расход электроэнергии определяется так:

Р = 2,75*500*55/6000 = 12,6 кВт/ч,

где 500 – площадь помещений общего пользования, м 2 ;

55 – площадь жилья плательщика, м 2 ;

6000 – суммарная площадь жилых помещений в доме, м 2 .

При тарифе 2,87 руб./кВт месячная плата составит 12,6*2,87 = 36 руб.

На рисунке представлены правила расчета затрат на ОДН, которых следует придерживаться проживающим в многоэтажном доме.

Как определить затраты на общедомовые нужды

Экономия электроэнергии

Тарифы на электричество постоянно растут, но остаются вполне умеренными. На одного человека в среднем по стране приходится порядка 70 кВт.ч в месяц. Этого количества вполне достаточно. Электроэнергию можно экономить с помощью следующих способов:

  1. Нет необходимости в использовании более одного холодильника. Его не нужно устанавливать близко к отопительным приборам, а также класть на хранение подогретые продукты.
  2. При расчете потребления энергии берется паспортная мощность электроприборов. На самом деле старая техника требует энергозатрат больше, чем новая.
  3. Эффективно использовать многотарифные счетчики, перенося максимальное энергопотребление на ночное время.
  4. Применение энергосберегающих ламп позволяет существенно экономить на освещении. Но при этом следует учитывать, сколько стоит лампа. Она может обойтись дороже, но ее высокие технические характеристики создают определенные преимущества. Кроме того, снижается нагрузка на проводку, что также важно.

На рисунке представлено потребление электроэнергии основными электроприборами в квартире, где основной расход приходится на холодильник, электроплиту и освещение.

Энергопотребление основными электроприборами в квартире

Приведенные данные имеют приблизительный характер. В некоторых семьях компьютеры потребляют электроэнергии больше остальных приборов (до 45 кВт.ч в месяц).

Расчет платы без счетчика

Расчет без счетчика производится в следующих случаях:

  • счетчик установлен, но показания не переданы своевременно;
  • счетчик вышел из строя;
  • у представителей энергоснабжающей компании нет доступа к прибору учета;
  • установлена умышленная порча прибора;
  • счетчик отсутствует.

Если показания счетчика не передаются своевременно, в этом случае расчет платы производится от среднемесячного потребления электроэнергии, на основе данных за последние полгода. На седьмой месяц отсутствия передачи показаний энергоснабжающая компания переводит пользователя на другой , где за основу принимаются нормативы потребления электричества.

Если неисправный прибор

Счетчик считается неисправным после подачи заявления в компанию энергосбыта о его или с даты составления акта о неисправности инспектором. При невозможности выявления точной даты, отсчет начинается с месяца, когда произошло событие. С этого времени потребитель переводится на оплату по среднемесячному расходу. Это может продолжаться не более 3 месяцев, после чего платить придется через нормативы.

Если нет доступа к счетчику

Контролеры должны предупредить пользователя о проверке счетчика, чтобы получить к нему доступ. Если допуск не получен в течение двух раз подряд при наличии договоренности о визите контролеров, составляется акт о том, что в допуске к счетчику отказано. После этого оплата производится из расчета среднемесячного потребления на каждого человека. Если проблема с допуском не разрешена в течение 3 месяцев, пользователь переводится на нормативные платежи.

Отсутствие счетчика

Случаи с отсутствием счетчика также бывают. Тогда делается нормативный расчет платы. За основу берутся 3 показателя:

  • количество жильцов в квартире;
  • норматив потребления электричества;
  • действующий тариф.

Перемножив эти 3 числа, находится стоимость электроэнергии. Электричество без счетчика со временем обходится все дороже. Поэтому прибор учета лучше установить.

Подключение к счетчику. Видео

Про особенности подключения к электросчетчику VR-006 с помощью 3G/4G можно узнать из видео ниже.

В квартире без счетчика расчет за использование электроэнергии производится по нормативам. По прибору учета за электроэнергию платить выгоднее, поскольку есть возможность ее экономить. Кроме того, на пользователей начисляется плата на общедомовые нужды, независимо от того, пользуются они в квартире электричеством или нет.

В правительстве задумались о введении социальной нормы потребления электроэнергии с резким повышением тарифов в случае превышения установленного лимита. Об этом во вторник сообщает .

По новому проекту социальной нормой, требующей минимальной оплаты, будет считаться месячное потребление электроэнергии на уровне 300 кВт/ч.

Если эта граница будет превышена, то вступает в силу повышенный тариф. В случае, если месячный расход превысит 500 кВт/ч, то будет применяться «экономически обоснованный тариф».

Не на человека, а на точку

При этом объем энергопотребления будет фиксироваться не на человека, а на «точку подключения», то есть на домохозяйство. В эту категорию попадают и одинокие пенсионеры, и семьи с детьми. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт.ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств, полагают эксперты АКРА.

По данным издания, новую схему ограничения потребления электричества одобрил вице-премьер на совещании и Минэкономики, которое прошло 19 сентября. Отмечается, что министерствам и Федеральной антимонопольной службе поручено представить проекты нормативных документов к 15 января 2019 года.

По сути проекты нормативных документов предлагается внести к крещенским морозам, то есть, в самое холодное время года.

Похожую схему энергопотребления российские власти пытались ввести в 2013-2014 годах, однако впоследствии этот проект был заморожен.

В 2013 году в семи пилотных регионах установили норму в 50-190 кВт.ч в месяц на человека, с июля 2014 года она должна была заработать по всей стране.

Эту норму раскритиковал президент , отметив слишком значительный рост тарифов, который потребовался бы.

«А в Мурманске, вы говорите, в отдельных муниципалитетах на 200 с лишним процентов. С ума сошли, что ли», — говорил Путин в феврале 2013 года.

Понижающие коэффициенты уберут

В январе 2014 года реформу отложили на два года, а к 2016 году о ней уже не вспоминали. О соцнорме снова заговорили летом в рамках обсуждения проблем перекрестного субсидирования — повышения цен для одних групп потребителей, чтобы снизить тарифы другим. Тогда Минэнерго оценило объем «перекрестки» в 2017 году в 368 млрд руб., а к 2022 году — в 417 млрд руб. Для ее сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд руб. требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, что также сочли невозможным.

Новый вариант социальной нормы будет, видимо, мягче, чем схема, которую вводили в 2013-2014 годах. Но при этом правительство может сократить список потребителей, приравненных к льготной части населения, и совсем отказаться от льгот для сельских жителей и горожан, проживающих в квартирах с электроплитами.

Для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например, сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п. Отдельно описано «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1.

Речь идет о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.

В Минэкономразвития предложили провести индексацию тарифов с 1 января, синхронизировав ее с ростом НДС.

«4 августа был принят Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс в части увеличения с 1 января 2019 года размера НДС с 18% до 20%. В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ. Вместе с тем, фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года», — говорилось в сообщении , поступившем в «Газету.Ru».

В министерстве отметили, что в результате, помимо роста НДС в 1,7%, в соответствии с текущим законодательством, в тарифы также будут заложены затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года, что дополнительно увеличит их рост для населения.

Также в МЭР отметили, что дополнительно прорабатывают размер индексации тарифов в 2019 году для того, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало целевое значения инфляции в 4%.

Эти новации относятся к действующей системе ЖКХ. А в новостройках власти решили сразу вводить интеллектуальные системы учета расхода энергоресурсов.

Отмечается, что уже направил свои предложения в . При этом ФАС дала понять, что не следует оснащать новые дома приборами учета за счет граждан. Заместитель руководителя сообщил, что ведомство не допустит включения в тарифы расходов на установку «умных» приборов учета электроэнергии.

«Правительство ежегодно утверждает социально-экономический прогноз, где установлена возможность индексации тарифов на электроэнергию на определенный показатель. Это означает, что превышение того или иного параметра недопустимо. Проведенный антимонопольным ведомством анализ показал, что превышение установленных параметров зафиксировано не было», — цитировало Королева RNS.

Заместитель руководителя ФАС подчеркнул, что «умные» счетчики позволят перевести на более качественный уровень работы с платежной дисциплиной, поскольку информация о задолженности будет в онлайн-режиме поступать в энергоснабжающую организацию.

Между тем президент России Владимир Путин 27 августа заявлял, что «продавливание» роста энерготарифов недопустимо.

«Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика «продавливания» необоснованного роста тарифов, в итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а в карман к конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода», — сказал Путин.

Регулярно растут, из года в год к стоимости одной единицы газа, электричества, воды и тепла прибавляется по несколько копеек. Вроде бы на первый взгляд изменения незаметны, но в пересчете на количество членов семьи и потребляемый ими объем ресурсов получается очень даже ощутимая сумма. Повышение стоимости электричества происходит не только по причине инфляции и роста налогов, существует еще один фактор.

Дело в том, что в РФ действует система перекрестного субсидирования в ценах на электроэнергию, рознящаяся в зависимости от категории потребителя. Так, физические лица, семьи, проживающие в частных домах и квартирах, оплачивают данный род услуг по относительно невысокой стоимости, тогда как юридические лица, предприниматели, организации должны платить за электричество по более высоким тарифам. Так, потребители ресурса в промышленных масштабах «доплачивают» за простое население. Если сравнивать с европейскими странами, то у них там все наоборот – льготные условия оплаты услуг ЖКХ предусмотрено для владельцев бизнеса, заводов, производства и пр.

Этот момент ощутимо тормозит предпринимателей и владельцев больших помещений, нуждающихся в постоянном энергообеспечении. Экономическая обоснованность тарифов по России была бы более правдивой, если бы средняя рыночная цена их выросла на 60% (по данным Института системного мониторинга). Если рассчитать предполагаемые показатели с учетом данного фактора, то прочие потребители смогут сэкономить в среднем 12% стоимости электричества. Так ставки для прочих потребителей бы ощутимо упали, если их потребление сохранится преимущественно на низком и среднем уровне.

Чтобы найти приемлемое решение в таком случае, когда перекрестное субсидирование на данном этапе считается огромным, а в один момент его ликвидировать не представляется возможным, правительству пришлось сформировать механизм социального нормирования энергопотребления по всей стране.

Законодательное регулирование вопроса

В конце 2012 года бывший Президент России Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации» . Данный документ регламентирует запуск в 2014 году экспериментальной программы в нескольких пилотных регионах, по итогам которой будет ясно, целесообразно ли дальнейшее применение принятой тарификации в остальных субъектах страны. Из всех коммунальных услуг первым, которое станет исчисляться на основе социальной нормы потребления, станет электричество .

Российское Правительство уверяет своих граждан, что практика выдачи энергетических пайков давно уже устоялась практически по всей Европе. Так распределяется потребление непрерывно дорожающей электроэнергии. Подорожание производства необходимого ресурса приводит к необходимости повышения цен на нее для рядовых потребителей. Учет будет вестись по типу населенного пункта, численности зарегистрированных в квартире жильцов, а также с учетом наличия электрической плиты.

Последний момент очень важен, так как в центральных регионах страны и вообще в большинстве ее субъектов готовят на газу, однако даже там есть отдельные дома, где газоснабжения не предусмотрено. К тому же здесь подразумеваются северо-восточные регионы России: Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Якутия и прочие, где готовят только на электричестве. В эту часть страны газопровод пока не проведен, поэтому отопление здесь исключительно угольное, а кухонные плиты работают от электричества.

После того, как города, поселки и другие населенные пункты опробуют действие социальных норм потребления электроэнергии, им дадут право самостоятельного решения о необходимости постоянного существования такого принципа оплаты коммунальных услуг. Так, граждане должны учитывать свои доходы, местный климат, состояние жилищного фонда и прочие критерии. По словам Дмитрия Медведева, тотального и обязательного введения этих новшеств нельзя допустить, так как программу нужно изучить, опробовать, протестировать, провести соответствующий анализ, в том числе и в долгосрочной перспективе.

Бывший президент добавил, что определенные условия в этом вопросе необходимо обеспечить социально незащищенным категориям населения , в отношении которых будут введены исключения из общих правил. Это касается одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, жителей сел и граждан, проживающих в .

К слову, Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 года №1444 , в котором обозначены основы ценообразования электрической энергии для населения, утрачивает свою силу.

Назначение

Суть экспериментальной программы заключается в установлении базовых тарифов – минимального объема потребляемой электроэнергии, которой будет достаточно для жизнеобеспечения по средним показателям на одного человека.

Те, кто вложатся в данный минимум, будут оплачивать электричество по более сниженным ценам. А превысивших норму потребителей ждет 30%-ная разница , но не за весь объем, а только за разницу после нормы. Таким образом государство собирается мотивировать граждан к экономии энергетических ресурсов.

К тому же подобный путь развития экономики приведет, хоть и не сразу, пусть постепенно, фактически и окончательно к упразднению перекрестного субсидирования цен на электроэнергию. Тогда они будут формироваться по рыночному принципу .

План государства претворится в жизнь, как прогнозируют эксперты, если 70% россиян смогут уложиться в установленную норму. Тогда удастся добиться экономии ресурсов от большинства граждан, после чего можно уже будет говорить о снижении ставок. Требуется тщательное планирование уровней нормативов, так как с возникновением новых предприятий и повсеместным внедрением прогресса в быт и промышленность возрастает и потребность в энергопотреблении.

Размеры в различных регионах

В качестве пилотных регионов для внедрения программы было выбрано несколько городов с прилегающими к ним населенными пунктами. Да, в каждом конкретном случае предусмотрена своя тарифная сетка, но принцип вычисления социальной нормы потребления электроэнергии в целом везде однотипный.

Первый и самый значимый фактор при определении величины оплаты за коммунальный ресурс – это численность проживающих в жилом помещении людей. Тариф зависит именно от количества официально зарегистрированных в квартире или доме граждан.

В зависимости от данного показателя всем зарегистрированным в субъекте домохозяйствам присваиваются определенные группы :

Как правило, на одного человека тариф рознится по регионам, а для последующих групп норма возрастает сначала на 60 кВт/ч, затем по 40 на каждом пункте. Так, в Ростове минимум равен 96 кВт/ч, во Владимире и Нижнем Новгороде – 50 кВт/ч, в Красноярске – 110 кВт/ч в месяц. Базовая норма в Кубани (Краснодарский край) в 2017 года равна 250 кВт/ч на одного проживающего.

На примере Ростовской области можно рассмотреть дополнительные разъяснения и условия по введенной социальной норме потребления электроэнергии. С начала действия программы, то есть до конца 2013 года и по август 2014 одиноко проживающим пенсионерам положена норма в виде базового тарифа – 96 кВт/ч. А вот уже с 1 сентября, то есть через год функционирования программы, их норму увеличат в полтора раза, она составит 144 кВт/ч.

Такая же увеличенная в 1,5 раза социальная норма потребления электроэнергии полагается жильцам аварийных домов и высокой степенью износа (свыше 70%). Сельские жители вправе рассчитывать на надбавку в размере 90 кВт/ч на одно домохозяйство (итого 186 кВт/ч).

Квартиры, где стоят электрические плиты вместо газовых будут прибавлять по 43 кВт/ч к базовому тарифу на каждого прописанного человека. Если в доме предусмотрено исключительно электрическое отопление, то надбавка возрастет до 3000 кВт/ч в месяц, но только на отопительный сезон. Для подогрева воды электрическими устройствами полагается надбавка 300 кВт/ч на каждого человека. Под эти условия подходят дома, где приборы установлены в законном порядке, то есть зарегистрированы, подключены к общим счетчикам и т.п.

Существуют также категории потребителей электроэнергии, приравненные к населению . Сюда входят, во-первых, садоводы, их засчитывают в 1 группу домохозяйств. Гараж и погреб подходят под 6 группу. Воинские части, места заключений осужденных и религиозные организации считаются 6 группой, где норма полагается на одного гражданина.

Пилотные регионы за первый год внедрения социальных норм по электричеству показали положительную динамику. Перекрестное субсидирование сократилось в среднем на 5–15%. Это является вполне неплохим показателем, и позволяет сделать вывод, что россияне обращаются с данным видом энергетического ресурса в целом разумно.

Как рассчитать

Здесь расчеты, в принципе, несложные. Например, в квартире, расположенной в Ростове, проживают 4 человека. Жилье не признано ветхим, и никто из проживающих не относится к категории льготников, поэтому расчеты будут производиться по базовым тарифам. Итак, за месяц составили 182 кВт/ч, а социальная норма для этой семьи равна 236 кВт/ч. Следовательно, жильцы в норму уложились и оплачивать будут по льготному тарифу. Он равен 2,8 руб. за 1 энергетическую единицу. Считаем: 182 * 2,8 = 509,6 руб.

Возьмем случай посложнее. За месяц двумя людьми в ветхом доме потреблено 220 кВт/ч. Социальная норма в данном случае равна 144 кВт/ч на человека, если их двое, то прибавляем 60, получается 204. В норму данный показатель не вкладывается, ищем разницу 220 – 204 = 16. Это число – количество потребления энергии сверх нормы, а здесь тариф другой – 3,2 руб. за кВт/ч. Итак, 204 * 2,8 + 16 * 3,2 = 571,2 + 51,2 = 622,4 руб.

Мировая практика показывает, что данный опыт довольно эффективен и помогает добиться упразднения перекрестного субсидирования. Благодаря введению социальных норм энергопотребления у населения воспитывается экономичность в плане пользования электрическими приборами. А также социально уязвимые слои населения получают ощутимые льготы.

Электроэнергетика на данный момент требует интенсивных вливаний в отрасль по причине физического и морального износа. Приватизация в 90-е годы дала о себе знать: в частные предприятия государственные средства поступают в крайне мизерных размерах. Тарифы на электроэнергию хоть и растут периодически, но сравнительно медленными темпами в связи с административными ограничениями и низким уровнем доходов у населения. Рост тарифов сдерживается повышенными ставками для промышленников и предпринимателей, а это сдерживает поступление инвестиций в отрасль.

Такая ситуация толкает правительство страны на введение подобной программы. Социальная норма по электричеству в целом по стране показывает положительную динамику. Каждый год вводятся все новые и новые регионы, число участвующих в эксперименте субъектов страны растет.

О введении данной программы в Краснодарском крае смотрите в следующем видеосюжете:

Понятие «коммунальные услуги» подразумевает под собой такие , как:

  • горячее и холодное водоснабжение,
  • постоянная подача ,
  • тепловой энергии,
  • газ для бытовых нужд,
  • отведение сточных вод,
  • утилизация отходов и прочие.

Именно они обеспечивают человеку комфортное использование помещения по назначению.

Поставку «коммуналки» обеспечивают специальные компании, которые, соответственно, требуют за свои услуги соответствующей оплаты.

Как же определяется эта плата?

Чтобы обеспечить честную оплату в помещениях устанавливаются приборы учёта - специальное оборудование, позволяющее определить объём ресурсов на конкретную площадь. В дальнейшем размер фактического потребления умножается на установленные компанией-поставщиком и полученная сумма предъявляется к оплате.

Тарифы на коммунальные услуги зависят от множества факторов, среди которых время года, местность (регион), колебания цен на топливо, курс национальной валюты и прочее.

Установка обязательна в помещениях любого вида и назначения. Это прописано на законодательном уровне, в том числе в пункте 12 статьи 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ.

Однако нередки ситуации, когда установить прибор учёта невозможно по техническим причинам (требующие реконструкции инженерные системы, дом в аварийном состоянии и прочее) либо владельцы сознательно уклоняются от установки оборудования.

В этом случае стоимость коммунальных услуг определяется по нормативам потребления - средним показателям потребления ресурсов на 1 человека. Причём при расчёте используется специальные формулы и множество переменных - технические характеристики дома, вид и степень износа инженерных систем и прочие.

В настоящее время для расчётов нормативов потребления используются положения Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, действующих Правил предоставления коммунальных услуг, а также принятых на региональном уровне нормативных актов.

В сентябре 2012 года вступило в силу распоряжение Правительства о введении в действие социальной нормы потребления коммунальных услуг . Однако на тот момент это коснулось только отдельных видов услуг (электроснабжения) и только отдельных областей. В 2019 году узнавать, есть ли социальная норма в том или ином регионе и когда она была введена, следует в региональных источниках. Например, в Ростовской области новая норма потребления электроэнергии действует с 1 сентября 2013 года.

Как и в предыдущие годы, норма потребления электроэнергии напрямую зависит от количества проживающих в квартире людей . Чем больше жильцов живет в конкретном помещении, тем меньше приходиться электричества на каждого из них.

Если взять в качестве примера квартиру из Саратова, где живет один человек, то норма на него будет составлять 203 кВт. В то же время, если в этой же квартире будет проживать двое, то на каждого человека размер нормы будет составлять 126 кВт. Размер нормы будет снижаться с увеличением количества жильцов в квартире.

Аналогичным образом определяется норма потребления горячей и холодной воды, а также водоотвода. В среднем на одного человека приходится 7 кубов воды в месяц .

В зависимости от типа используемых ресурсов для отопления вычисляется норма теплоснабжения жилого помещения. Также нужно учесть, что размер нормы будет зависеть от площади квартиры, типа стен, степени износа жилого дома, а также среднегодовой температуры воздуха и других факторов.

Нормативы на потребление электроэнергии

- один из самых дорогих для владельцев (нанимателей) жилых помещений ресурсов. Однако обойтись без него в современном мире решительно невозможно.

При определении размера использования электроэнергии в многоквартирных домах учитываются следующие параметры:

  • Наличие лифтового оборудование, электрических или газовых плит, водонагревателей.
  • Площадь, число комнат в жилом помещении и число человек, в нём проживающих (зарегистрированных).

Конкретные нормативы за электроснабжение устанавливаются на региональном уровне с учётом благосостояния населения и индивидуальных особенностей местности. Установленные размеры потребления закрепляются в нормативном акте, утверждаемом исполнительным органом (Правительства) субъекта.

Нормативы на потребление электричества таковы, что чем больше людей проживает в помещении, тем меньше на каждого приходится кВт в месяц. Например, в Саратовской области в городской квартире из 2 комнат с электрической плитой и водонагревателем на 1 человека приходится 203 кВт в месяц. Однако если там проживает 2 жильца, то на каждого приходится уже 126 кВт. И далее норматив уменьшается пропорционально увеличению числа квартиросъёмщиков.

Нормативы на водоснабжение и водоотведение

В отношении этих видов коммунальных услуг нормативы рассчитывают показатели в 1 куб. м на человека . Причём он может сильно разниться даже в пределах 1 муниципального района, потому как формула расчёта учитывает много факторов:

  • Этаж дома.
  • Вид и степень износа системы водо- и теплоснабжения.
  • Уровень благоустроенности квартиры.

Нормативы потребления , отведения сточных вод также определяются с учётом этих показателей. В процессе расчёта вычисляется средний объём расхода воды для ванны, душа и посещения туалета. Например, устанавливается, что 1 человек использует в месяц 7 куб.м воды для приёма ванны .

Показатели, которые используют чиновники, часто очень приблизительны и завышены. Все затраты по водоснабжению и водоотведению, оставшиеся после вычета нормативов и учёта считаются общедомовыми . Однако существует практика «раскидывания задолженности», когда остаток воды по многоквартирному дому распределяют по всем жильцам, у которых нет счётчиков.

Нормативы на отопление

Показатели использования ресурсов теплоснабжения (тепловой энергии) распределяются на несколько групп в зависимости от вида снабжения дома - электрическое, дровяное, угольное или газовое.

Нормативы также учитывают площадь, материал стен, крыши, уровень износа здания, среднегодовую температуру и прочие факторы.

Формула, по которой рассчитывается стоимость отопления выглядит следующим образом:

Плата = А х В х Т

Причём в этом случае А - это площадь жилого помещения (без учёта лоджии, террасы или балкона), В - норматив отопления , установленный по региону, Т — тарифная цена за тепловую энергию.

Оплата услуг при отсутствии индивидуальных приборов учёта

Приборы учёта, подсчитывающие, сколько было использовано ресурсов в конкретном жилом помещении, помогают определить стоимость коммунальных услуг для конкретного помещения. В зависимости от места установки они делятся на коллективные (общедомовые) и индивидуальные (квартирные). Последние позволяют определить объём ресурсов, поданных в конкретное жилое помещение, и предъявить их стоимость к оплате.

Однако случается, что по техническим причинам или из-за желания владельцев, квартирные счётчики отсутствуют . В такой ситуации для расчёта цены коммунальных услуг используются установленные на уровне региона нормативы потребления - средние объёмы использования ресурсов. Эти показатели не всегда соответствуют фактическому потреблению, так как учитывают «предполагаемые объёмы потребления».

Региональные нормативы учитывают количество в помещении человек, а также количество комнат. При расчёте используется аналоговый метод - сходный объём потребления в домах подобных же характеристик.

В зависимости от причин отсутствия в квартире приборов учёта оплата коммунальных услуг производится следующим образом:

Если установка счётчиков невозможна по техническим причинам , то владельцы платят только по нормативам потребления ресурсов, без всяких надбавок. Подтверждением того, что в квартире нельзя установить приборы учёта служит акт обследования, копии которого обязательно должны быть направлены поставщикам коммунальных услуг.

Если приборы могут быть установлены, но владелец жилья отказывается это делать , к нормативам добавляются ещё и «повышающие коэффициенты», размеры которых указаны в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (в редакции Постановления № 344 от 16.04.2003 года): с 01.01.2017 — 1,5.

Очевидно, что с каждым годом происходит возрастание коэффициентов, которые в этом случае играют роль санкций к тем владельцам помещений, что отказываются устанавливать приборы учёта и тем самым затрудняют определение фактического потребления ресурсов.

Счетчики на воду — обязательны ли?

Оплата услуг при отсутствии общедомовых приборов учёта

- это средство измерения, с помощью которого определяют объём ресурсов, поданных в конкретный многоквартирный дом.

Стоимость «коммуналки» в домах без общедомовых счётчиков может рассчитываться по следующим вариантам:

  1. Если в квартирах установлены индивидуальные приборы , то оплата за пользование ресурсами идёт по их показателям. Оплата же за содержание общего имущества «раскидывается» по всем квартирам пропорционально их доле . Стоимость их при этом определяется с учётом п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг. А этот пункт, в свою очередь, ссылается на формулы, в которых для определения цены используются утверждённые по региону нормативы потребления.
  2. Если индивидуальные приборы учёта также отсутствуют , то стоимость коммунальных ресурсов за жилые помещения определяется нормативным методом, а за общее имущество пропорционально доле каждой квартиры.

Отсутствие общедомового счётчика - это большая опасность для владельцев многоквартирного дома. Дело в том, что коммунальные услуги не всегда распределяются только среди потребителей. В инженерных сетях нередко случаются обрывы, аварии и прочие ситуации, когда ресурс просто «распыляется». Такие потери ресурсоснабжающие компании пропорционально распределяют среди объектов, где не установлены коллективные приборы учёта.

Расчёт оплаты коммунальных услуг при превышении нормативов потребления

Нормативы использования коммунальных услуг также являются своего рода лимитом оплаты . Если объем ресурсов, потребленных жильцами в расчетный период, превысит установленный в регионе показатель, то компания-поставщик должна оплачивать превышающее норматив количество ресурсов за свой счет . Законодатель пока защищает владельцев помещений, в которых отсутствуют приборы учёта от лишнего экономического давления поставщиков коммунальных ресурсов.