Направления налоговой политики на год. Пути совершенствования налоговой политики. Тенденции в акцизном налогообложении

Традиционно Основные направления налоговой политики на перспективу формируются в Посланиях Президента РФ. В них, на основе анализа Министерства Финансов РФ за предыдущие периоды, разрабатывается Концепция, которая ложится в основу политики государства в налоговой сфере. Предложенный Минфином РФ проект, доведенный до населения Президентом, подлежит утверждению в Госдуме РФ. В настоящее время сформирован Проект основных направлений развития налогообложения на 2017-2019 годы.

Что ждет россиян в текущем трехлетнем периоде

В очередной раз широко декларируемая политика государства на поддержку предпринимательства и малого бизнеса так и осталась на уровне благих деклараций. Фактически же идет ужесточение налоговой политики. Ни о каком снижении налогового бремени на эти категории в 2017-2019 годах речи не идет. Государство по прежнему усиливает налоговый прессинг на те категории, с которых реально можно взимать налоги, и декларативно ослабляет их для тех категорий и сфер деятельности, в которых оно не имеет реальных рычагов по взысканию налогов. Внешне сохраняется иллюзия сбалансированности налоговой политики, которая именуется «оптимизацией налогообложения».

Единственным шагом, который сделан в направлении «стимулирования» развития предпринимательства – это предполагаемое освобождение от взимания налога от НДФЛ на период до 31.12.2018 г на деятельность ограниченной категории лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации ИП. В эту категорию включены:

  • Уборщицы;
  • Домохозяйки (по найму);
  • Репетиторы;
  • Няни;
  • Сиделки.

То есть, государство позволяет им в добровольном порядке до конца 2018 года декларировать свои доходы и обязуется не применять штрафных санкций, при условии, что после окончания этого срока они перейдут в разряд ИП и станут уплачивать налоги на общих основаниях. Эта мера – подтверждение полного бессилия государства в сфере налогообложения самозанятых граждан, которые традиционно не декларируют свои доходы и не являются индивидуальными предпринимателями. Объявленные налоговые каникулы – не более чем фикция. Государство, в любом случае, не в состоянии обеспечить поступление налогов от этой категории, поэтому оно с легкостью прощает то, чего никогда не имело.

Иначе обстоят дела в отношении категорий налогоплательщиков, по отношению к которым имеются реальные рычаги воздействия по взыманию налогов. И здесь скромно упускается, является ли налогоплательщик субъектом малого предпринимательства или нет. Главное, чтобы его деятельность попадала в категорию, традиционно стабильно приносящую доход государству.

Изменения поступательно усиливают налоговую нагрузку на :

  • Предприятия нефтедобывающей отрасли;
  • Производителей и операторов энергоресурсов газа и воды;
  • Строительные организации;
  • Финансовые компании;
  • Транспортные предприятия;
  • Сферу услуг ЖКХ;
  • Торговые предприятия;
  • Образовательные учреждения;
  • Туристический бизнес.

Безрадостная перспектива постоянного роста акцизов в России ожидает автовладельцев использующих бензин класса 5. Рост до 2019 года должен составит более 9%.

В 2 раза планируется (кроме шампанских и фруктовых вин). Ввести акциз на электронные сигареты а ставки акцизов на иную табачную продукцию повысить на 10%, в 2018-2019 дополнительно проиндексировать их на 10% по отношению к ставкам предыдущего года.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Изменят правила переноса убытков на будущее в целях налога на прибыль. Недострои обложат налогом на имущество. НДС при покупке товаров в зарубежных интернет-магазинах начнут взимать после того, как проанализируют опыт налогообложения иностранных поставщиков контента. Самозанятых освободят от НДФЛ до конца 2018 года.

Коэффициент-дефлятор по ЕНВД будут устанавливать на три года вперед. Это предлагается регулярно делать на законодательной основе. О предложениях на ближайшие три года мы ранее.

Изменят правила переноса убытков на будущее в целях налога на прибыль. Напомним, что ограничение возможностей такого переноса среди поручений Дмитрия Медведева. Согласно проекту направлений планируется ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков десятью годами предлагается отменить.

Отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет увеличат на 1 процентный пункт. Это, по мнению властей, позволит центру помочь наименее обеспеченным регионам.

Введут возврат иностранным физлицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в РФ, путем установления нулевой ставки НДС по этим товарам в случае их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.

С учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в РФ зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство, направленные на взимание в РФ, начиная с 2018 - 2019 годов, НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физлицам с использованием интернет- площадок.

Вдвое увеличат акцизы на вина (за некоторыми исключениями), введут на электронные сигареты, ежегодно на 10% будут индексировать акцизы на табачную продукцию. На 30% увеличат акциз на табачную продукцию, которую розница скупает в запас к концу года (зная о грядущем повышении акцизов).

На автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, и прямогонный бензин на период с 2017 года по 2019 год планируется сохранить ставку акциза в размере, действующем в 2016 году - то есть, отменят отраженное в нынешней редакции статьи 193 НК понижение в 2017 году ставок данных акцизов. Не будет понижения и акцизов на автомобильный бензин класса 5, на дизтопливо и на средние дистилляты, эти акцизы в 2017 году возрастут, в течение следующих лет их также планируется повышать.

В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физлиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты. Напомним, до сих пор власти вводить коэффициенты к земельному налогу для участков под жилищную застройку при отсутствии зарегистрированных жилых объектов.

Пени по налогам увеличат до 1/180 ставки рефинансирования.

В счетах-фактурах появятся новые показатели в связи с подготовкой соглашения о прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС, предусматривающего обеспечение возможности «сквозной» идентификации ввезенного товара от момента его ввоза на территорию ЕАЭС до момента реализации розничным продавцом.

Министерство финансов России разработало проект основных мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2017 - 2019 годах. В документе содержатся планы чиновников по оптимизации налоговой нагрузки на бизнес и граждан, которые позволят увеличить доходы бюджета. В частности, Минфин предлагает повысить акцизы и пени по налоговым недоимкам, ввести НДС на иностранные покупки и ограничить льготы для малого бизнеса. Большинство из предложений Минфина уже поступило на рассмотрение Госдумы в виде правительственного законопроекта.

Минфин России разработал проект Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и направил этот документ в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Документ ставит цели на плановый трехлетний период по оптимизации сбора налогов и увеличения поступлений в бюджет. Такое увеличение должно происходить, несмотря на действующий мораторий на повышение налоговой нагрузки на бизнес и курс Правительства на поддержку малого и среднего бизнеса. По мнению Минфина, в таких условиях повысить доходы можно за счет граждан, нефтедобывающих компаний и иностранного ритейла.

На уровне правительства многие идеи Минфина уже получили поддержку и были оформлены в виде законопроекта о поправках в Налоговый кодекс, который уже поступил на рассмотрение Госдумы.

Оптимальная налоговая нагрузка

Чиновники провели анализ уровня налоговой нагрузки на российских граждан, предпринимателей и юридических лиц и обнаужили, что за последние 4 года этот показатель практически не изменялся и находился на уровне 31% - 32% ВВП. В 2015 году налоговые доходы и платежи бюджета РФ составили всего 30,17% от ВВП.

По данным Минфина, основанным на информации Росстата, анализ нагрузки по отдельным видам налогов показал, что большую часть несут на себе нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины. Фискальная нагрузка на бизнес составила 26,2% ВВП. Самыми активными плательщиками налогов оказались:

  • обрабатывающие производства;
  • производство и распределение энергии, газа и воды;
  • строительные организации;
  • финансовые организации;
  • иранспортные организации;
  • торговые предприятия;
  • организации ЖКХ;
  • образовательные организации и учреждения;
  • туристический бизнес.

В целом, Минфин остался доволен результатами, но видит перспективы для развития и оптимизации налоговой системы, а значит и доходов бюджета. Чиновники раскрыли в документе свои планы в этом направлении.

Малый бизнес

Для реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию и комплекса антикризисных мер Правительства РФ Минфин предлагает провести ряд мер, направленных на стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса. Среди них - освобождение от НДФЛ доходов от деятельности физических лиц, которые сейчас не являются индивидуальными предпринимателями, но захотят свою деятельность, на срок до 31 декабря 2018 года. В число услуг, оказываемых такими физическими лицами, чиновники предлагают включить уборку, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми, а также некторые другие виды деятельности.

ИП, которые применяют ЕНВД и вынуждены будут приобрести контрольно-кассовую технику нового образца, обеспечивающую передачу фискальных документов в налоговые органы должны на соответствующее уменьшение налога на сумму понесенных на это затрат.

Максимальный размер такого вычета чиновники определили в 18 тысяч рублей, указав, что создадут механизм для снижения стоимости приобретаемой налогоплательщиками ККТ путем предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета отечественным изготовителям данной техники.

Коэффициент-дефлятор, который используется в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, должен сразу на 3 года, для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу. В частности, будет предложено при принятии актов законодательства о налогах и сборах в рамках бюджетного процесса на очередной финансовый год и плановый период зафиксировать значения указанного коэффициента на трехлетний период, указав значение на каждый год, исходя из уровня прогнозируемой инфляции.Однако на деле то будет означать рост ЕНВД, который был заморожен в 2015 году.

Налогообложение нефтедобычи

Минфин предлагает стимулировать разработки новых месторождений и рациональное недропользование путем новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения. Это значит, что произойдет снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), а вместо них будет введено налогообложение дополнительного дохода от добычи углеводородов. От этих мер чиновники ожидают повышение гибкости налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.
Налоговая ставка нового налога будет установлена в размере 50%, при этом уплаченный НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций. Налоговая база НДД будет определяться, как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений.

Кроме того, чиновники намерены освободить от налогообложения купонный доход по облигациям. По мнению чиновников, это должно нивелировать риски потери сбережений граждан в случае инвестирования в облигации, которые существенно выше, чем риски при размещении сбережений во вклады в банках, по которым на законодательном уровне предусмотрена система страхования вкладов. За счет этих мер должна вырасти популярность инвестиций физических лиц в нефтедобывающую отрасль экономики.

Налог на прибыль и консолидированные группы налогоплательщиков

Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ Минфин предлагает существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ. Для федерального бюджета будет установлена ставка налога на прибыль в размере 3%, а для субъектов РФ - 17%. Дополнительные доходы федерального бюджета, полученные таким способом, будут направлены на поддержку наименее обеспеченных регионов. Таким образом, чиновники хотят заставить богатые регионы обеспечивать бедные.

Кроме того, будет ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах. Его размер составит не более 30% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом ограничение срока переноса убытков, который сейчас составляет 10 лет, Минфин предлагает отменить.

Для повышения эффективности регулирования консолидированных групп налоголательщиков (КГН), Минфин предлагает продолжить в 2017 году проведение мониторинга результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов. Чиновники хотят изменить подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН и ограничить сумму уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками группы, на сумму убытка, полученного убыточными участниками, размером, не превышающим 30 % от прибыли прибыльных участников КГН.

Налогообложение доходов и имущества физических лиц

В качестве одной из мер социальной поддержки граждан Минфин предложил признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 квартале 2017 года единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, являющейся по своей природе социальной доплатой к пенсии. На этом добрая воля чиновников закончилась, и в качестве доолнительного источника бюджетных средств финансисты обозначили недостроенные объекты капитального строительства, принадлежащие гражданам. Минфин законопроект об обязанности платить налог на имущество физических лиц в отношении объектов капитального строительства, поставленных на кадастровый учет, но права на которые еще не зарегистрированы в установленном порядке. Уплачивать такой налог хотят обязать собственников земельных участков, на которых расположены недостроенные объекты.

НДС, акцизы и пени

Для усовершенствования порядка налогообложения НДС Минфин предлагает реализовать механизм возврата иностранным физическим лицам части сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров в период временного пребывания в РФ. Хотя так называемый "tax free" сам по себе не принесет в бюджет дополнительных доходов, чиновники рассчитывают, что эта мера позволит увеличить объем продаж иностранным туристам, а значит и собираемость налогов с торгующих организаций.

Также чиновники рассчитывают внести в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание НДС в России с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками в сети интернет. Начиная с 2017 - 2019 годов, Минфин хочет обязать такие иностранные интернет-магазины, работающие с российскими покупателями, регистрировать в РФ юридические лица и оплачивать НДС. Покупателям тех магазинов, которые откажутся это сделать, придется оплачивать НДС самостоятельно, при получении посылок. Минфин пока еще не разработал механизм, как это будет выглядеть на практике, но работает над этим вопросом.

В период 2017 - 2019 годов чиновники намерены также значительно повысить ставки акцизов, включая увеличение в 2 раза ставок акциза в отношении вин (за исключением игристых вин (шампанских), фруктовых вин и пр.). В перечень подакцизных товаров должны быть включены "электронные сигареты" (системы доставки никотина одноразового использования), а ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, будут увеличены на 10%. При этом акцизные ставки на период 2018 и 2019 годов будут проиндексированы на 10% ежегодно по отношению к размеру акциза предыдущего года. Что касается акцизов на топливо, то ставки на автомобильный бензин класса 5 в 2017 году будут установлены в размере 10 130 рублей за 1 тонну, в 2018 году - 10 637 рублей за 1 тонну, и в 2019 году - 11 062 рубля за 1 тонну.

Еще один источник доходов бюджета в условиях моратория на повышение налогов чиновники увидели в за налоговую недоимку. Они отметили, что пеня по своей правовой природе носит компенсационный характер и подлежит уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, поэтому повышение ее размера не только позволит повысить уровень поступлений в бюджет, но и окажет значительное влияние на снижение задолженности по уплате указанных платежей. Минфин предложил увеличить размер пени с одной трехсотой до одной стовосьмидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Кроме того, чиновники предложили оптимизировать действующие налоговые льготы и ввести ряд других поправок в налоговое законодательство. Некоторые свои инициативы Минфин уже оформил, а иные еще планирует облечь в рамки законопроектов и лоббировать их в кабмине и парламенте. Ожидается, что большинство из предложенных им мер будут рассмотрены Госдумой уже в ближайшее время. В частности, вопросы повышения акцизов на вино, бензин и табак, а также введения нового порядка налогообложения НДПИ, именно эти предложения вошли в законопроект Правительства.

Петербургский правовой портал обязательно расскажет обо всех принятых решениях в своих материалах.