Налог на прибыль. Расчет авансов по налогу на прибыль

Деятельность любой компании направлена на получение прибыли. Однако практика показывает, что ни одна организация не застрахована от получения прямо противоположного результата. Причин для этого может быть много, но следствие всегда одно – убыток необходимо как-то списать. О том, как сделать это грамотно, и пойдет речь в данной статье.

Прибыль и убыток – это конечные финансовые результаты. Их считают, учитывая все хозяйственные операции за .

Убыток представляет собой превышение произведенных организацией расходов над полученными доходами. Причем признавать убыток для целей налогообложения прибыли компания может даже тогда, когда в текущем отчетном периоде у организации полностью отсутствуют доходы. Об этом сообщил Минфин в письме от 17 июля 2008 года № 03-03-06/1/414.

Если в отчетном или налоговом периоде получен убыток, по налогу на прибыль в этом периоде равна нулю.

Убыток принимается для целей налогообложения на условиях, которые установлены в статье 283 Налогового кодекса. Однако применять положения данной статьи можно далеко не ко всем операциям. Речь идет об операциях, для которых предусмотрен особый порядок признания убытков отчетного периода.

Рассмотрим подробно, каким образом для целей налогообложения признается убыток по основной деятельности, а также некоторые из убытков, учитываемые в особом порядке.

Общий для всех

Исчисляя , организации имеют право уменьшить налоговую базу следующих отчетных или налоговых периодов на всю сумму убытка, полученного ими в предыдущих периодах, или на часть этой суммы (ст. 283 НК). Причем, как следует из указанной нормы, компания может уменьшить прибыль на убытки предыдущих периодов не только по итогам года, но и в конце каждого отчетного периода.

Если организация осуществляла только операции, убыток по которым учитывается в общем порядке, то она имеет право перенести его на будущее без каких-либо ограничений. Учитывать свои убытки компания может в течение 10 лет (п. 2 ст. 283 НК).

Компания может оставаться убыточной на протяжении более чем одного отчетного или налогового периода. В этом случае она будет относить убытки на будущее «по очереди» их получения.

В том случае, когда списать отрицательный финансовый результат в течение десяти лет не удалось, продлевать срок списания фирма не может. Не списанный за десятилетний период убыток остается непогашенным.

Списывая убыток, не следует забывать об обязанности иметь документы, подтверждающие размер убытка, и хранить их в течение всего срока, пока происходит списание. Данное условие установлено в пункте 4 указанной статьи Кодекса.

Убыток по «особенным» операциям

Особый порядок учета в целях налогообложения прибыли предусмотрен для убытков, полученных:

– при реализации прав на земельные участки (ст. 264.1 НК);

– по операциям с амортизируемым имуществом (ст. 268 НК);

– от деятельности обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК);

– в рамках договора доверительного управления имуществом (ст. 276 НК);

– по операциям, связанным с уступкой права требования (ст. 279 НК);

– по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК);

– по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 304 НК);

– от реализации компенсационной продукции в рамках выполнения соглашения о разделе продукции (ст. 346.38 НК).

Для убытков по данным операциям законодатель четко установил «особый» порядок признания. Они участвуют в формировании общей налоговой базы отчетного или налогового периода только при выполнении определенных условий.

Рассмотрим более подробно порядок признания убытков по наиболее часто осуществляемым вышеуказанным операциям.

Убыток от реализации прав на земельные участки

Указанный убыток определяется как разница между ценой реализации и не возмещенными налогоплательщику затратами, связанными с приобретением права на этот участок. Под невозмещенными затратами в данном случае понимается разница между затратами налогоплательщика на приобретение права на земельный участок и суммой расходов, учтенных для целей налогообложения до момента реализации указанного права.

Списание убытка налогоплательщиками, которые самостоятельно определили срок признания расходов на приобретение права на земельный участок, может быть произведено равномерно либо в течение 5 лет, либо в течение срока, самостоятельно установленного налогоплательщиком для признания расходов на приобретение права на земельные участки, если такой срок превышает 5 лет (подп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК).Если налогоплательщики самостоятельно не определяли срок признания расходов на приобретение права на земельные участки и признают такие расходы в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, то такие организации списывают убыток равномерно в течение фактического срока владения этим участком (письмо Минфина от 8 мая 2007 г. № 03-03-05/111).Также необходимо напомнить, что положения статьи 264.1 Налогового кодекса распространяются только на организации, которые заключили договоры на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Причем речь идет о земельных участках, на которых расположены здания, строения и сооружения, либо предназначенных для капитального строительства на них объектов основных средств.В том случае, когда приобретенный участок не отвечает указанным требованиям, его реализация приравнивается к продаже прочего имущества. То есть убытком является отрицательная разница между доходом от продажи земли и стоимостью приобретения участка. Данный убыток признается для целей налогообложения единовременно (п. 2 ст. 268 НК).

Реализация амортизируемого имущества

При осуществлении указанных операций убыток определяется как отрицательная разница между выручкой от реализации амортизируемого имущества и его остаточной стоимостью (с учетом расходов, связанных с реализацией). Он включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК).

Убыток от деятельности ОПХ

Организация, имеющая объекты обслуживающих производств и хозяйств (далее – ОПХ), обязана определять налоговую базу по деятельности указанных объектов отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности (абз. 1 ст. 275.1 НК).

Убыток, полученный от деятельности ОПХ, может быть признан для целей налогообложения при соблюдении определенных условий, перечень которых дает указанная выше статья Налогового кодекса.

Во-первых, стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов.

Во-вторых, расходы на содержание объектов ОПХ не должны превышать обычные расходы на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

В-третьих, условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком не могут существенно отличаться от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Причем указанные условия должны соблюдаться одновременно, то есть если хотя бы одно из них не соблюдено, организация теряет право уменьшить в текущем периоде налогооблагаемую прибыль по основной деятельности на сумму этого убытка. Убыток в таком случае направляется на погашение прибыли, полученной непосредственно от деятельности объектов ОПХ.

Однако ни для кого не новость, что из любого правила есть исключения. Здесь оно касается организаций, которые расположены на территориях муниципальных образований, где нет специализированных предприятий, осуществляющих деятельность, аналогичную деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств, имеющихся у налогоплательщика. Эти компании могут пренебречь соблюдением указанных выше условий (абз. 11 ст. 275.1 НК).

Договор доверительного управления имуществом

Убытки, полученные в течение срока действия такого договора от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются убытками учредителя, учитываемыми в целях налогообложения прибыли. То есть убытки, произошедшие по вине доверительного управляющего, не принимаются к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль учредителя управления (п. 4 ст. 276 НК).

Однако гражданским законодательством прямо предусмотрено право учредителя управления требовать от доверительного управляющего возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды (ст. 1022 ГК).

Полученные же по указанному договору убытки согласно пункту 4 статьи 276 Налогового кодекса признаются в целях налогообложения прибыли убытками выгодоприобретателя.

Убыток от уступки права требования

Здесь возможны три варианта развития событий. В первом варианте организация –продавец товаров, работ или услуг, исчисляющая доходы и расходы методом начисления, уступает право требования долга третьему лицу до наступления срока платежа, установленного в договоре. Убытком в данном случае признается отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара, работ или услуг (п. 1 ст. 279 НК). Причем указанный убыток не может превышать сумму процентов, которую организация уплатила бы по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного в договоре. Указанная сумма процентов рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России, умноженной на 1,1, если задолженность покупателя определяется в рублях. При задолженности в иностранной валюте сумма процентов не превышает сумму, рассчитанную исходя из ставки 15% годовых (абз. 4 ст. 279 НК).

Вариант второй: организация – продавец товаров, работ или услуг, исчисляющая доходы и расходы методом начисления, уступает право требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором срока платежа. Убыток здесь определяется аналогично с первым вариантом. Учет сумм убытка осуществляется в два этапа: первая половина включается в состав внереализационных расходов на дату уступки права требования, а вторая половина включается в состав этих же расходов по истечении 45 дней с даты такой уступки.

В третьем варианте организация, купившая право требования, реализует его. Данная операция рассматривается законодателем как реализация финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК). Убыток по такой операции в целях налогообложения прибыли не учитывается.

Убыток от операций с ценными бумагами

Законодательно предусмотрена возможность организации уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в текущем периоде на сумму убытков, полученных в предыдущем периоде, согласно положениям статьи 283 Налогового кодекса, то есть в общем порядке.

Однако все не так просто. Существует ряд особенностей, присущих порядку признания убытков исключительно по операциям с ценными бумагами. Так, указанные убытки можно погасить только за счет прибыли от операций с теми же видами ценных бумаг. Прибыль от основной деятельности на сумму этих убытков не уменьшается.

Ситуация прямо противоположна, когда от операций с ценными бумагами организация получает прибыль, а по основной деятельности – убыток. Сумма прибыли от сделок с ценными бумагами в этом случае уменьшает убыток от основной деятельности (ст. 280 НК).

Операции с финансовыми инструментами срочных сделок

Признание убытков в целях налогообложения прибыли по указанным операциям зависит от того, обращаются данные финансовые инструменты на организованном рынке или нет.

По операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, суммы полученного убытка уменьшают налогооблагаемую прибыль от основной деятельности (п. 2 ст. 304 НК).

Если же финансовые инструменты срочных сделок на организованном рынке не обращаются, то суммы убытка, полученного по операциям с ними, могут быть погашены только за счет прибыли от операций с такими же инструментами. Убыток по таким операциям переносится на будущее в общеустановленном порядке (п. 4 ст. 304 НК).

Налогоплательщики, которые применяют упро" щенную систему налогообложения и используют в ка" честве объекта налогообложения доходы, уменьшен" ные на величину расходов, вправе учесть суммы убыт" ка при исчислении налоговой базы. Но такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка мо" жет быть перенесена на следующие налоговые перио" ды. Для подтверждения сумм убытка предприятие обязано хранить соответствующие документы в тече" ние всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Однако сумма убыт" ка, «не использованного» в отчетном налоговом пери" оде, переносится на будущие периоды не бесконечно, а лишь на 10 налоговых периодов. Такова действую" щая редакция пункта 7 статьи 346.18 Налогового ко" декса РФ.

С 2009 года порядок признания убытка изменится. Во"первых, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в тече" ние 10 лет, следующих за тем налоговым периодом,

в котором убыток был получен.

Во"вторых, налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в пре" дыдущем налоговом периоде убытка. При этом ограни" чение, согласно которому убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов, отменено.

В"третьих, убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

В"четвертых, если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды произво" дится в той очередности, в которой они получены.

В случае прекращения налогоплательщиком дея" тельности по причине реорганизации налогоплатель" щик"правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены насто" ящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорга" низуемыми организациями до момента реорганизации.

6.9.3. Налоговая декларация

В настоящее время декларация по единому налогу должна представляться в налоговую инспекцию еже" квартально – не позднее 25"го числа месяца, следующе" го за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны представить годовую нало" говую декларацию не позднее 31 марта года, следующе" го за отчетным годом. В тот же срок они должны упла" тить единый налог в бюджет по итогам года.

Изменения, которые внес Федеральный закон № 155"ФЗ касается промежуточной отчетности. С 2009 года компании и предприниматели больше не будут сдавать в налоговую инспекцию декларации по итогам отчетных периодов. То есть отчитываться «упро" щенцам» нужно будет только раз в год, по итогам нало" гового периода.

Налоговая декларация по единому налогу утвержде" на приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 7н (в ред. приказа Минфина России от 19 декабря 2006 г. № 176н).

В эти же сроки единый налог перечисляется в бюд" жет. В платежном поручении на перечисление налога необходимо поставить его код бюджетной классифика"

ции (КБК) – 18210501010011000110 (налог, исчислен" ный с суммы доходов), 18210501020011000110 (налог, исчисленный с разницы между доходами и расходами). Последний день уплаты минимального налога совпада" ет со сроком представления в налоговые органы декла" рации. В платежном поручении необходимо указать другой КБК – 18210501030011000110.

Если срок сдачи налоговой декларации и уплаты единого налога приходится на выходной день, то он пе" реносится на первый рабочий день.

6.9.4. Переход на упрощенную систему

налогообложения и возврат с нее

Пункт 2.1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ оп" ределяет, что при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения

в виде доходов, уменьшенных на величину расходов

в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, из" готовленных) основных средств и приобретенных (со" зданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организаци" ей) и суммы начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ.

Федеральный закон № 155"ФЗ уточняет, что при пе" реходе налогоплательщика с объекта налогообложения

в виде доходов на объект налогообложения в виде дохо" дов, уменьшенных на величину расходов, на дату тако" го перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной сис" темы налогообложения с объектом налогообложения

в виде доходов, не определяется.

www.rosbuh.ru www.rosbuh.ru www.rosbuh.ru

Надо сказать, что то, что с 2009 года будет закрепле" но в Налоговом кодексе РФ, чиновники разъясняют

и сейчас. В качестве примера можно привести письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03"11"02/266. Дело в том, что согласно статье 346.17 Налогового ко" декса РФ при переходе «упрощенцев» с объекта налого" обложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в кото" рых применялся объект налогообложения в виде дохо" дов, при исчислении налоговой базы не учитываются. Именно поэтому, если налогоплательщик упрощенной системы налогообложения перешел с объекта налогооб" ложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощен" ной системы налогообложения с объектом налогообло" жения в виде доходов не определяется. Не определяется остаточная стоимость таких основных средств и на дату перехода налогоплательщика с упрощенной системы на" логообложения с объектом налогообложения в виде до" ходов на общий режим налогообложения.

В случае, если организация переходит с упрощен" ной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения

и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудова" ние, реконструкцию, модернизацию и техническое пе" ревооружение) которых, произведенные в период при" менения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полно" стью перенесены на расходы за период применения уп" рощенной системы налогообложения в порядке, предус" мотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодек"

www.rosbuh.ru www.rosbuh.ru www.rosbuh.ru

Организации, не имеющие права на уплату только квартальных авансов по налогу на прибыль и не перешедшие добровольно на ежемесячную уплату авансовых платежей по фактической прибыли, в 2019 году должны уплачивать ежемесячные авансовые платежи, рассчитанные по данным предыдущего квартала, с доплатой по итогам квартала.

Вновь созданные компании начинают уплачивать ежемесячные авансы по истечении полного квартала с даты регистрации, если их выручка превысила установленный НК РФ лимит (п. 6 ст. 286 НК РФ) и изначально не была выбрана уплата авансов по фактической прибыли.

Расчет начисленного авансового платежа/налога по итогам квартала/года

Данные суммы считаются нарастающим итогом с начала года и отражаются в Декларации по налогу на прибыль (утв. Приказом ФНС от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ ) следующим образом:

Расчет суммы, подлежащей ежемесячной уплате в следующем отчетном периоде (квартале)

В течение I квартала текущего года организация уплачивает ежемесячные авансы в таком же размере, в каком они должны были быть уплачены в течение IV квартала предыдущего года (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Сумма авансов, ежемесячно перечисляемых в бюджет в течение II, III и IV кварталов, рассчитывается так:

Ежемесячно нужно перечислять 1/3 суммы, рассчитанной по приведенным формулам.

Расчет суммы аванса/налога, подлежащего доплате в бюджет по итогам отчетного периода/года:

Обратите внимание, что мы привели общие формулы расчета аванса/налога. У организаций, уплачивающих торговый сбор, а также у организаций, производящих уплату налога за пределами РФ, сумма которого засчитывается в счет уплаты налога на прибыль, аванс/налог считаются несколько иначе.

Пример

Для определения аванса, перечисляемого в бюджет ежемесячно в течение определенного квартала, нужно сумму ежемесячных авансов на этот квартал разделить на 3. Например, организация должна перечислять не позднее 28.10.19, 28.11.19 по 26 667 руб., 30.12.19 - 26 666 руб. (80 000 руб./3). Кроме того, не забудьте распределить сумму аванса между федеральным и региональным бюджетами. К примеру, не позднее 28.11.2019 фирма должна уплатить в федеральный бюджет 4 000 руб. (26 667 руб. х 3%/20%), в региональный - 22 667 руб. (26 667 руб. х 17%/20%).

Что нужно учесть при расчете и уплате авансовых платежей

1. В декларациях отражаются только начисленные суммы (а не фактически уплаченные). Например, если ежемесячно в течение квартала вы должны были перечислять по 10 000 руб., а по факту платили лишь по 7 000 руб., то при расчете аванса, подлежащего доплате по итогам этого квартала, и отражении его в декларации учитывается все равно 30 000 руб. (10 000 руб. х 3).

2. Если сумма ежемесячных авансов и аванса, начисленного за предыдущий период, превысила сумму авансового платежа/налога, рассчитанную по итогам отчетного/налогового периода, то по итогам данного отчетного/налогового периода вам платить в бюджет ничего не надо (п. 1 ст. 287 НК РФ). Например, сумма аванса за I квартал составила 15 000 руб., в течение II квартала вы перечислили ежемесячных авансов на общую сумму 15 000 руб., а по итогам I полугодия сумма аванса получилась равной 20 000 руб., то 10 000 руб. - по сути ваша переплата (20 000 руб. - 15 000 руб. - 15 000 руб.).

Данная статья посвящена расчету налога на прибыль, подлежащего доплате или уменьшению и является продолжением цикла статей, посвященных порядку заполнения декларации по налогу на прибыль.

Заполнение декларации по налогу на прибыль в части налога, подлежащего доплате или уменьшению производится после того, как определены: исчисленный налог на прибыль (строки 180,190,200 листа 02 декларации), определены авансовые платежи, подлежащие уплате (строки 290-340 листа 02 декларации), начисленные авансовые платежи (строки 210-230 листа 02 декларации).

(О расчете авансовых платежей, подлежащих уплате и их отражению в декларации можно прочитать и . Про расчет начисленных авансовых платежей и их отражение в декларации можно прочитать ).

Налог, подлежащий доплате или уменьшению по результатам отчетного (налогового) периода определяется как разница между суммой начисленного налога, начисленных авансовых платежей, и сумм налога, уплаченных за пределами Российской Федерации.

Расчет суммы налога к доплате и заполнение декларации по налогу на прибыль

Для описания строк декларации воспользуемся следующей кодировкой строк декларации:

Заполнение декларации по налогу на прибыль по строке 270 «Сумма налога на прибыль к доплате в федеральный бюджет (стр.190-стр.220-стр250)

Л02С270=Л02 (С190-С220-С250)

При отсутствии обособленных подразделений итог строки 270 листа 02 переносится в строку 040 Раздела 1.1.

При наличии обособленных подразделений итог строки 270 листа 02 переносится в строку 040 раздела 1.1 заполняемого для головной организации без учета обособленных подразделений.

В разделе 1.1 заполняемого для каждого обособленно-го подраз-деления строка 040 «сумма налога к доплате в федеральный бюджет» не заполняется.

Заполнение декларации по налогу на прибыль по строке 271 «Сумма налога на прибыль к доплате в бюджет субъекта Российской Федерации (стр.200-стр.230-стр260)»

Л02С271=Л02С(200-230-260)

При отсутствии обособленных подразделений итог строки 271 листа 02 переносится в строку 070 Раздела 1.1.

При наличии обособленных подразделений сумма налога к доплате, отраженная в строке 271 листа 02 декларации и рассчитанная по вышеуказанной формуле должна совпасть с суммой налога к доплате по данным головной организации и всех ее обособленных подразделений, которые отражены по строке 100 Приложения 5 листа 02.

Л02С271=Л02С(200-230-260)=∑Л02Пр5с100

Раздел 1.1 заполняется по каждому обособленному подразделению и головной организации без учета обособленных подразделений. Поэтому из строки 100 Приложения 5 листа 05 данные переносятся в строку 070 раздела 1.1, составленного для головной организации и каждого обособленного подразделения.

Расчет суммы налога к уменьшению и заполнение декларации по налогу на прибыль

Заполнение декларации по налогу на прибыль по строке 280 «Сумма налога на прибыль к уменьшению в федеральный бюджет (стр.220+стр.250-стр190)

Л02С280=Л02 (С220+С250-С190)

При отсутствии обособленных подразделений итог строки 280 листа 02 переносится в строку 050 Раздела 1.1.

При наличии обособленных подразделений итог строки 280 листа 02 переносится в строку 050 раздела 1.1 заполняемого для головной организации без учета обособленных подразделений.

Заполнение декларации по налогу на прибыль по строке 281 «Сумма налога на прибыль к уменьшению в бюджет субъекта Российской Федерации (стр.230+стр.260-стр200)»

Л02С181=Л02С(230+260-200)

При отсутствии обособленных подразделений итог строки 281 листа 02 переносится в строку 080 Раздела 1.1.

При наличии обосо0бленных подразделений сумма налога к уменьшению, отраженная в строке 281 листа 02 декларации и рассчитанная по вышеуказанной формуле должна совпасть с суммой налога к доплате по данным головной организации и всех ее обособленных подразделений, которые отражены по строке 110 Приложения 5 листа 02.

Л02С280=Л02 (С220+С250-С190=SЛ02Пр5с110

Порядок заполнения строк Приложения 5 к листу 02 смотри здесь.

Раздел 1.1 заполняется по каждому обособленному подразделению и головной организации без учета обособленных подразделений. Поэтому из строки 110 Приложения 5 листа 05 данные переносятся в строку 080 раздела 1.1, составленного для головной организации и каждого обособленного подразделения.

Порядок заполнения строк Приложения 5 к листу 02 смотри здесь.

Про заполнение декларации по авансовым платежам, подлежащим уплате смотри .

Про заполнение декларации по начисленным авансовым платежам смотри .

Алгоритм расчета авансовых платежей

Трудности в заполнении «авансовых» строк возникают у налогоплательщиков с отчетными периодами 1 квартал, полугодие, 9 месяцев.

Вроде бы все просто написано в п. 2 ст. 286 НК РФ:

1) по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода;

2) в течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода;

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года;

третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала;

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия;

3) если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Иными словами, чтобы определить сумму налога к доплате (или к уменьшению) по итогам отчетного (налогового) периода, надо из суммы исчисленного за отчетный период налога вычесть сумму начисленных ранее авансовых платежей:

За предыдущий отчетный период;

- (и) ежемесячные платежи, исчисленные к уплате по месяцам последнего квартала отчетного периода.

В чем проблема

Проблемы начинаются при заполнении подразделов 1.1 и 1.2 раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика».

Возможно, проблема кроется в «витиеватых» формулировках п. 4.2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль, утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Итак, читаем порядок заполнения подраздела 1.1 раздела 1:

Не совсем понятно, зачем так сложно писать, если на самом деле все арифметические действия производятся непосредственно на Листе 02 декларации, и необходимый результат (налог к доплате или к уменьшению в разрезе бюджетов) получается именно на этом листе.

В адаптированном варианте вышеприведенный текст выглядит так:

В строку 040 подраздела 1.1 переносится показатель из строки 270 Листа 02 (сумма налога к доплате в федеральный бюджет);

В строку 070 подраздела 1.1 переносится показатель из строки 271 Листа 02 (сумма налога к доплате в бюджет субъекта РФ);

В строку 050 подраздела 1.1 переносится показатель из строки 280 Листа 02 (сумма налога к уменьшению в федеральный бюджет);

В строку 080 подраздела 1.1 переносится показатель из строки 281 Листа 02 (сумма налога к уменьшению в бюджет субъекта РФ).

Порядок заполнения подраздела 1.2 описан в п. 4.3 вполне внятно и адаптации не требует:

По строкам 120 , , отражаются суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, и определяемые как одна треть суммы, указанной по строкам 300 или 330 Листа 02 ;

По строкам 220 , , отражаются суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, и определяемые как одна треть суммы, указанной по строкам 310 или 340 Листа 02 .

Пример

Для примера взяты цифры из письма нашей читательницы. По ним мы и заполнили подразделы 1.1 и 1.2 раздела 1, а также соответствующие строки листов 02 налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2013 года.

Налог на прибыль организации по отчетным периодам:

За 1 квартал 2013 г. – 466 руб.:

За полугодие 2013 г. – 3 020 руб.;

За 9 месяцев 2013 г. – 894 руб.

Авансовые платежи для уплаты в 1 квартале 2013 г. в декларации за 9 месяцев 2012 г. не начислялись, так как в 3 квартале 2012 года у организации были убытки.

Ниже приведены сводная таблица показателей налоговых деклараций. Эта же таблица и заполненные подразделы 1.1 и 1.2 раздела 1, строки листов 02 налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2013 г. см. во вложенных файлах для скачивания.

Показатель

Код строки

Налоговая декларация за отчетный период 2013 года:

6 месяцев

9 месяцев

Раздел 1, подраздел 1.1

В федеральный бюджет

Сумма налога к доплате (из строки 270 Листа 02)

Сумма налога к уменьшению (из строки 280 Листа 02)

В бюджет субъекта РФ

Сумма налога к доплате (из строки 271 Листа 02)

Сумма налога к уменьшению (из строки 281Листа 02)

Раздел 1, подраздел 1.2

Квартал, на который исчисляются ежемесячные авансовые платежи (код «24» означает 4 квартал текущего года)

В федеральный бюджет (строка 300 Листа 02: 3)

В бюджет субъекта РФ (строка 310 Листа 02: 3)

Сумма ежемесячного авансового платежа по 1 сроку

Сумма ежемесячного авансового платежа по 2 сроку

Сумма ежемесячного авансового платежа по 3 сроку

Раздел 1, подраздел 1.2 (с кодом квартала «21»)

заполняется только в декларации за 9 месяцев

Квартал, на который исчисляются ежемесячные авансовые платежи (код «21» означает 1-й квартал следующего года)

В федеральный бюджет (строка 330 Листа 02: 3)

Сумма ежемесячного авансового платежа по 1 сроку

Сумма ежемесячного авансового платежа по 2 сроку

Сумма ежемесячного авансового платежа по 3 сроку

В бюджет субъекта РФ (строка 340 Листа 02: 3)

Сумма ежемесячного авансового платежа по 1 сроку

Сумма ежемесячного авансового платежа по 2 сроку

Сумма ежемесячного авансового платежа по 3 сроку

Лист 02

Сумма исчисленного налога на прибыль, всего

в т.ч. в федеральный бюджет

в бюджет субъекта РФ

Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего

в т.ч. в федеральный бюджет

в бюджет субъекта РФ

(сумма налога, исчисленная за квартал)

Сумма налога на прибыль к доплате

в федеральный бюджет (строка 190 – строка 220)

в бюджет субъекта РФ (строка 200 – строка 230)

Сумма налога на прибыль к уменьшению

в федеральный бюджет (строка 220 – строка 190)

в бюджет субъекта РФ (строка 230 – строка 200)

подлежащих уплате в квартале, следующем за текущим отчетным периодом

в т.ч. в федеральный бюджет

в бюджет субъекта РФ

Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в 1 квартале следующего налогового периода

в т.ч. в федеральный бюджет

в бюджет субъекта РФ