Легенды московских «высоток»…. Легенды и мифы сталинских высоток Главное здание МГУ

Не только в древности и Средневековье формировалась эзотерическая и сакральная карта столицы. Это продолжалось и при Советской власти. Сталин, как известно, не был чужд оккультных знаний. Говорят, что он планировал перестроить Москву в виде планетной системы.

Для этого были спроектированы кольцевая линия метрополитена с 12 станциями и 9 высотками в качестве планет. ВДНХ и Останкинская башня должны были представлять собой пояс астероидов. Кстати, высотки и кольцевая линия метро были построены одновременно.

Постановление № 53 Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» было подписано И.В. Сталиным 13 января 1947 г., в год празднования 800-летия столицы.

Осенью 7 сентября 1947 г. в 13.00 в разных местах Москвы приступили к закладке «первого камня» в основания восьми советских небоскребов. Дата была выбрана не случайно. По астрологическим прогнозам именно эти дата и время сулило сооружения особую энергетику.

Сталинских высоток изначально должно было быть не семь, а девять. Восьмую высотку планировали построить в Зарядье. Там должен был размещаться Наркомат тяжелой промышленности. Но впоследствии вместо Наркомтяжпрома возвели гостиницу «Россия».

Центральное место среди высотных зданий предстояло занять Дворцу Советов, который строился на месте... взорванного храма Христа Спасителя, в свою очередь, построенного на месте бывшего Алексеевского монастыря. С этим связана любопытная легенда. Вот что пишет И.М. Любимов в книге «Малознакомая Москва»:

«...Инокини Алексеевского монастыря закончили последнее богослужение. Монастырская утварь погружена на подводы, а настоятельница монастыря, игуменья, все не появлялась. И вдруг, неожиданно выйдя из кельи, приказала приковать себя цепями к дубу. Заранее подготовленные, верные ей инокини желание игуменьи немедленно исполнили.

Отказ игуменьи покинуть монастырь власти расценили как бунт, как неповиновение указу Николая I. Поэтому настоятельницу освободили от пут и насильно выдворили за ворота. Обернувшись, она произнесла: “Стоять здесь ничего не будет”...»

Дворец Советов так и не достроили... Позднее здесь более 30 лет размещался бассейн «Москва», а ныне вновь стоит храм.

Фундаменты всех девяти высоток заложили в один день. Почти все они строились вдоль Садового кольца, как бы обрамляя исторический центр столицы. В 1950 г. Сталин отдал приказ — каждую из башен должен венчать шпиль со звездой. Тогда и появились в народе названия «семь пирамид» и «московская корона».

Квартиры в жилых высотках получали только самые «заслуженные» — в основном крупные военные и партийные работники. Причем чем выше был ранг жильца, тем выше был этаж, на котором располагалась его квартира.

О «московских пирамидах» ходило немало слухов и легенд. Они начали появляться еще на этапе проектирования, начиная с самой идеи их строительства и заканчивая изображением древних символов на фасадах: масонских, языческих и христианских.

Архитектурные формы сооружений скрывают под собой пирамиды, пропорции которых аналогичны египетским пирамидам. Пирамида, как известно, символизирует превосходство, власть, знание, энергию и силу.

Сталинские высотки в Москве отличаются особо прочным металлическим каркасом. И большинство эзотериков сходятся во мнении, что наличие металлических арматуры и шпилей предполагает использование зданий как грандиозных передатчиков энергии.

В рассекреченных архивах КГБ практически нет фотографий хода строительства высоток, так как строили их заключенные, и публично данный факт афишировать не стоило. Жильцы этих домов, хорошо знали о том, кто и каким трудом возводил эти стены, но предпочитали эту тему не обсуждать.

Проект Дворца Советов

Существует множество легенд и слухов о технологиях заморозки грунта, которые к тому времени действительно активно применялись, но только для строительства метро.

Большинство таких легенд похожи на главы из романов будущего: про использование для заморозки грунта жидкого азота, который кстати, превращает металл и бетон в пыль, про 3-й подвал МГУ, где находятся громадные холодильные установки, которые поддерживают грунт под зданием в твердом состоянии, и если их отключить, то МГУ сползет в Москву-реку за одну неделю. А еще истории о том, что все сооружения имеют прямой выход к туннелям метро.

О здании МИДа говорили, что его верхний ярус — не каменный, а фанерный. И что каждый год 31 декабря туда поднимаются рабочие и подкрашивают стену. А все дело в том, что неправильно подсчитали затраты на строительство и на последний ярус денег не хватило. Вот и построили его из фанеры... По другой версии, Сталин увидел здание без верха и велел срочно его «достроить», чтобы не походило на немилые его сердцу небоскребы Нью-Йорка.

Подвалы и бункеры под Сталинскими высотками до сих пор будоражат фантазию как профессиональных историков, так и любителей экстремальных путешествий. Никто доподлинно не знает куда ведут туннели за ржавыми металлическими дверями в подвалах, замки которых открыть даже специальной техникой не всегда возможно.

Все Сталинские высотки в Москве были возведены по единой концепции: широкое основание, ступенчатая пирамида, остроконечные шпили и мотивы кремлевских башен. Участки под строительство советских небоскребов выделялись огромные, что ощутимо отличало их от американских, где плата за аренду участка под строительство не просто большая, а очень большая и пирамидальное постройка, в условиях рыночных отношений, считалось непозволительной роскошью.

Мы можем только догадываться какой могла быть Москва, если бы Сталин сумел реализовать свой грандиозный план по возведению всех высоток и других сооружений. Но мы можем с уверенностью говорить, что облик Москвы был бы навсегда изменен.

Сталин приказал архитекторам построить пирамиды и скрыть их под архитектурной «шелухой». Все генеральные планы и координаты Сталинских высоток были строго засекречены. По сути, это были такие же пирамиды как и в древнем Египте, которые должны были стать своего рода энергетическими накопителями.

Говорят, эти пирамиды (Сталинки) могли бы концентрировать огромное количество энергии, что в итоге могло открыть путь к бессмертию. Возможно это слухи, а может и нет. Восемь пирамид (высоток) должны были замыкаться на девятой, центральной (самой высокой среди них) пирамиде, что позволило бы вырабатывать огромную жизненную энергию.

Месторасположение каждого сооружения Сталин определял лично, но странное дело — все Сталинские высотки в Москве стоят на геологических разломах.

Высотки

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
Жилой дом на Котельнической набережной
Гостиница «Украина»
Здание Министерства иностранных дел
Жилой дом на Кудринской площади
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
Гостиница «Ленинградская»

Непостроенные высотки

Дворец Советов
Проект высотки в Зарядье

По материалам интернета, а также книги "Тайные коды и послания шедевров мирового искусства" (автор Ирина Шлионская)

По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий.
Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году), однако после его смерти строительство восьмой высотки прекратили

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах.

Архитекоры Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насоно. Главный корпус МГУ - строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ - самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо «Солнцево» и позже стало одним из районов Москвы.

Перед залом заседаний Учёного совета (кабинетом ректора) на 9 этаже размещены четыре колонны из цельной яшмы, якобы уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя, что является романтическим мифом, так как в разрушенном Храме яшмовых колонн не было. Иногда упоминается слух, что при отделке интерьеров здания использовались материалы разрушенного Рейхстага, в частности редкий розовый мрамор. В действительности встречается либо белый, либо красный мрамор. Однако известен факт, что корпус Химического факультета оснащен трофейными немецкими вытяжными шкафами, что косвенно подтверждает использование в строительстве материалов германского происхождения. На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Ровно 50 лет - до завершения осенью 2003 года основных работ на строительстве «Триумф-Паласа», здание МГУ являлось самым высоким зданием в России. Внешне кажется, что шпиль, а также венчающая его звезда и колосья покрыты золотом, но это не так. Шпиль, звезда, и колосья не покрыты золотом - под действием ветра и осадков позолота быстро пришла бы в негодность. Шпиль, звезда, и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла, внутренняя сторона стеклянных пластин покрыта алюминием. В настоящее время часть стеклянных деталей разрушилась и осыпалась, если посмотреть в бинокль, видно, что в различных местах зияют дыры.
Стены главного здания МГУ неоднократно являлись экраном для лазерных шоу. В 1997 году на праздновании 850-летия Москвы французский шоумэн Жан Мишель Жар показал лазерное шоу с большим и необычным салютом.
Скульптор Вера Мухина обращалась к Л. П. Берии с предложением установить её скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием МГУ, однако получила отказ. Считается, что если бы автором проекта остался Б. М. Иофан, уже сотрудничавший с Мухиной в процессе создания советского павильона для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, то предложение скульптора было бы принято.
Как и любая упругая конструкция, шпиль Главного здания совершает малые колебания под действием ветровой нагрузки. Частота основного тона колебаний составляет 0,76 Гц.
4 сентября 2011 года в рамках «Альфа-Шоу-4D» совершил восхождение на главное здание МГУ на глазах у огромного количества зрителей Ален Робер.

Здание Министерства иностранных дел.

Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.
МИД России находится на Смоленской-Сенной площади в сталинской высотке, строящейся на протяжении 1948-1953 годов. В сталинском здании на 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли РФ. Высота здания 172 метра, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. В плане строительства отсутствовал шпиль здания, так как по расчетам специалистов здание могло не выдержать нагрузки. Было принято решение установить декоративный шпиль, сделанный из стальных листов.


Стоит отметить, что и процесс строительства высотки был не обычным. Здание начали строить сверху низ, первоначально построив каркас на всю длину. Башенным стилем высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на башенном стиле, в последствии ставшим легендарным. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, который находится там и в наше время. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа.


Первоначально проект здания МИДа предполагал завершение основной башни плоской крышей. Говорят, изменение в ходе строительства внес сам Сталин. В проект было решено добавить завершение в виде шпиля. Вот только кирпичная конструкция могла проломить крышу здания, поэтому пошли на хитрость. Завершение башни было сделано из легкой металлоконструкции и покрашено охрой, поэтому цвет шпиля и отличается от цвета основного здания.Однако после смерти Сталина архитектор Гельфрейх вынес предложение демонтировать надстроенную часть высотки, но Хрущев заявил, что шпиль должен остаться на месте и быть «памятником великой глупости товарища Сталина». Кстати, шпили в итоге стали характерной чертой всех семи московских высоток. Шпиль МИДа выполнен не из камня, а из жести, иначе бы конструкция здания не выдержала его веса. Также на шпиле отсутствует пятиконечная звезда.

Жилой дом на Кудринской площади.

Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.



Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. При проектировании инженерной части здания было допущено несколько серьезных просчетов. Один из них в том, что люки мусоропроводов размещаются непосредственно в кухнях квартир. Сегодня многие жильцы предпочитают их замуровать и чистка мусоропроводов при образовании пробок порой превращается в настоящую проблему для обслуживающих здание сотрудников. В прежние годы на первом этаже размещался ресторан, великолепный гастроном, сберкасса.Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками. Сегодня их нет, как нет на стенах и многих стильных бронзированных табличек с указанием этажей.Дом, спроектированный в стиле «свадебного пирога», сужается кверху ступенями. Поэтому планировка этажей (и соответственно количество и метраж квартир) тоже меняется в зависимости от зоны этажности.Дом состоит из центрального и двух боковых корпусов. В каждом корпусе - свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах. Торцевые подъезды размещаются по сторонам крыльев и имеют по восемь этажей). Условно можно выделить четыре зоны этажности, каждая из которых простирается на несколько этажей 1: 2-8 этажи, 2: 9 - 14 этажи, 3: 15-17 этажи, и 4: 18 - 22 этажи.


Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки 156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. Высотное здание было прозвано «Дом авиаторов», из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности. Квартиры так же получили известные актеры и многие известные личности. В наше время, помимо квартир, в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище. За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.
Планировки этажей внутри одной зоны чаще всего совпадают, хотя и не всегда. Это исключение, главным образом, касается верхней, четвертой этажной зоны.Каждая крыша - ступень, образующая на боковых корпусах уступы, оформленные в виде балконов, поедает около полуметра высоты. Поэтому при том, что в центральном высотном корпусе высота потолков на всех этажах одинакова, в боковых корпусах холлы например 14 этажа имеют меньшую высоту потолков. Поэтому там громоздкие люстры заменены на обычные лампочки, привернутые к потолку. Три скоростных лифта довозят до 22 этажа. По боковым лестницам можно подняться и выше. Двадцать третий этаж закрыт - когда-то на него можно было зайти, о чем говорит наличие двустворных дверей со стеклами. Но дальше стоят обитые железом двери. К тому же двадцать третий этаж не имеет окон. Последний этаж - двадцать четвертый. Это технический этаж. Здесь последняя остановка центрального скоростного лифта - на нем отсюда только вниз. Еще один совсем маленький грузовой лифт, дубовая дверь которого запирается на ключик, уходит вверх, к самому основанию шпиля.На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж - это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот».

Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.
На площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения. Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.


В вестибюле здания установлен обелиск строителям транспорта, участникам Великой Отечественной Войны.Так же в высотке на Красных Воротах размещаются различные магазины, и один из выходов метро. К сожалению, декор здания сохранился не полностью. Так, были утрачены скульптуры над главным входом. Особенности ландшафта требовали необычного инженерного решения, и конструкция здания возводилась под углом, чтобы после просадки почвы она выровнялась, и строение в 138 метров устойчиво расположилось на фундаменте. Несмотря на сложности в воссоздании плана строительства, потребовалось всего 7 лет, чтобы здание приняло первых посетителей. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства транспортного машиностроения СССР. Боковые, жилые корпуса высотой от 11 до 15 этажей, отделены от центрального брандмауэрами, проход между корпусами возможен только через подвал. Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу расположен северный вестибюль станции метро «Красные ворота».В доме жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский, хирург С. С. Юдин, композитор Михаил Чулаки (в 1952-1989), актёр Борис Чирков, искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов, кинооператор Анатолий Головня.

Гостиница «Ленинградская».

Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.
Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Комсомольская и называется Гостиница «Ленинградская». Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно небольшие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства в виде магазинов, салонов красоты, ресторанов и бассейнов.


Стоит отметить, что не смотря на капитальный ремонт во всем здании, сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. В оформлении внутреннего убранства также использованы стилизованные элементы московского барокко, два барельефа с изображением Дмитрия Донского и Александра Невского в вестибюле отеля, декоративная решётка и люстры. После реконструкции, завершенной в 2008 году, открылась под брендом Hilton.

Гостиница «Украина».

Архитектор А.Г. Мордвинов.
Гостиница «Украина»(Рэдиссон Ройал) расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. Благодаря такой высоте, гостиница состоит из 34-х этажей. Строилась она в 1953-1957 годах и получила своё название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться Гостиничное здание в Дорогомилове. Стоит отметить, что на данный момент гостиница «Украина» является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятисот номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. В 2005 году гостиница «Украина» закрылась на реставрацию и была продана, на условиях сохранения первозданного вида фасада здания, 1-го и 2-го этажа, общественных помещений, а также 29-го, 30-го и 31-го этажей. Реконструкция и постоянные задержки с открытием гостиницы продлились до 2010 года. 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница «Radisson Royal Hotel» начала свою работу.


Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П. А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В. Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата - доктора архитектуры В. К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскрёбов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более двух тысяч человек. Одним из руководителей строительства здания стал прогрессивный инженер В. А. Сапрыкин. В начале фильма Верные друзья показаны кадры строительства гостиницы «Украина». В гостинице «Украина» разворачиваются основные события фильма Святой. В кинофильмe «Ру́сский дом» (англ. The Russia House) (США, 1990г) - по одноименному роману Джона Лё Карре (The Russia House by John le Carré", 1989), главный герой, Барли Блэр (Шон Коннери), по долгу службы часто наведывающемуся в Москву останавливается в гостинице «Украина».Часть сюжета фильма «Северное сияние» (2001) разворачивается в гостинице «Украина».

Жилой дом на Котельнической набережной.

Архитекторы: Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский.
Одна из сталинских высоток, которая начала строиться в 1938-1940 годах и была завершена после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. Здание насчитывает 32 этажа и имеет высоту 176 метров. Высотное здание является жилым, на данный момент в нем расположено более пятисот квартир, магазины, музей, почта и кинотеатр. По замыслу правительства, высотка должна была стать не только жилым комплексом, но и стратегическим объектом. Был разработан план по строительству тоннеля от московской высотки к Кремлю, но он так и не был реализован. Тем не менее, процесс строительства высотки на Котельнической набережной был отчасти засекречен. В этой связи, для строительства были привлечены заключенные, которые отстраивали здание под присмотром бригадиров и оставляли плохо заметные надписи на стеклах и стенах - «строили зеки». Над арками высотки на Котельнической набережной красуется цифра 1952. Год окончания постройки. Но это формально. Массово жильцы заселялись сюда в начале 1953-го. Очень долго утверждали фамилии новоселов статусного дома. Главным архитектором высотки значился сам Сталин. Курировал стройку Берия. Еще на этапе строительства составляли список. «В нашем доме будут жить наши люди», - сказал как отрезал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. К тому же «наши» уже жили в крыле, выходящем на набережную.


Ту часть дома, построенную в конце 30-х годов, присоединили к высотке. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое - людям искусства. Квартиры сдавались «под ключ» - с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками, импортной сантехникой. Квартплата, пусть и максимально заниженная, все равно была немаленькой. Поэтому в дом заехали исключительно богатые и знаменитые.Состав дома был блистательным. Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский. Последний был известным шутником. Он придумал такую фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения о звездной «групповухе». «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой - актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» - на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше. Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке.


После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» - приветливо попрощалась Раневская. Актриса, кстати, оказалась в этом доме случайно. Ее хотели завербовать к себе сотрудники КГБ, чтобы стучала на коллег. «Не могу! - тут же выкрутилась актриса. - Говорю во сне громко, а живу в коммуналке, боюсь, проболтаюсь соседям». Актрисе тотчас же дали квартиру в высотке. На втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», - как оценила сама Раневская. Чтобы выкрутиться из этой щекотливой ситуации с КГБ, Раневской пришлось использовать свои актерские способности - неделю она по ночам «разговаривала во сне». Громко и при открытых окнах. Соседи даже жаловались управдому: мол, спать невозможно. Пришлось людям из органов оставить актрису в покое. До самой смерти в высотке жил и ее непосредственный архитектор Дмитрий Чечулин (он также спроектировал и «Белый дом» - Дом правительства России на Краснопресненской набережной). Архитектор не сомневался, что ему дадут ордер в этом доме. Даже присмотрел несколько вариантов. Однако власть поступила с ним жестоко - Чечулин рассчитывал на просторную квартиру на последних этажах с панорамным видом на столицу. Но ему предложили квартиру на первом этаже. Архитектор счел это оскорблением.


Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили «вахтеры» из органов. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.- Это из «Госцирка», - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой! Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах. Следствие установило, что это ограбление было совершено по заказу Галины Брежневой, давно засматривавшейся на уникальные камушки дрессировщицы.


Высотка часто служила декорацией к советским фильмам. Например, сюда приходил знакомиться с родителями любимой Костик из «Покровских ворот». Некоторые считают, что здесь же снимали фильм «Москва слезам не верит». Версия правдива отчасти: сцену, когда главные героини переезжают в высотку, снимали на Баррикадной. Но в сюжете, когда Катя Тихомирова поливает цветы, наблюдательные краеведы углядели панораму Москвы, которая открывается из окон высотки на Котельнической.- Высотка должна была стать стратегическим объектом, - рассказывает Ирина СЕРГИЕВСКАЯ, автор экскурсии «Тайны и легенды московских пирамид». - Под землей от нее предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы. Лишние свидетели этой стройки режиму были не нужны. А посему строили этот объект заключенные. Сперва их поселили в бараке. По мере строительства заключенные переселялись в отстроенные квартиры - как нынешние гастарбайтеры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались - боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно. На верхних же этажах часто встречаются «автографы» строителей: на стеклах коряво выцарапывалось «строили зеки». Такая надпись есть в квартире писателя Аксенова.- Заключенные не только строили, - продолжает экскурсовод, - они часто позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Был случай: заключенный позировал для скульптуры, изображающей флагоносца. Стоять с вытянутыми руками и тяжелым знаменем пришлось долго. От усталости он упал в обморок. Был отдан приказ: «Диверсия! Расстрелять!» За заключенного вступились, объяснив, что он упал в голодный обморок. «Диверсанта» помиловали. Расстрел отменили, но наказание все же было жестоким: человека на три дня лишили пайка.


В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.
В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина. Одно время здесь квартировала Рената Литвинова. Но прежних жильцов теснят люди с амбициями и тугими кошельками. Квартиры в высотке активно продаются и сдаются: двушка в аренду обойдется в 7 тысяч рублей за день. Если желаете стать собственником - готовьте миллион долларов, а то и больше. Средняя цена квадратного метра в этом доме - 15 тысяч долларов.До сих пор неизвестно точное число квартир в этом доме. Раньше часть квартир была отдана под гостиницу КГБ и Министерства обороны. Теперь же квартиры без конца объединяют - почти каждый месяц вместо двух-трех квартир появляется одна. И процесс этот, похоже, бесконечный.В 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в ее квартире.

Их решили построить восемь, - восемь громадных жилых, гостиничных и административных многоэтажных зданий высотой от 130 до 240 метров. В правительственном постановлении было сказано, что они должны стать «вертикальными архитектурными доминантами города». Официальный старт строительства был дан во время празднования 800-летия Москвы в сентябре 1947 года. Сама строительная эпопея растянулась на долгий период. «Высотка №7» - гостиница «Украина» в Дорогомилово была готова лишь в 1957-м, а «номер восьмой» - 250-метровая громадина Совета Министров СССР, ради которой снесли несколько кварталов старой застройки в Зарядье, и вовсе не была возведена.

Немецкие гастарбайтеры

В качестве рабочей силы на строительстве высотных зданий использовали в том числе и бригады, состоявшие из немецких военнопленных (в том числе из солдат сдавшейся под Сталинградом армии Паулюса). Когда подошел срок их освобождения и отправки в Германию некоторым из этих «строителям поневоле» устроили экскурсии по советской столице и среди прочих достопримечательностей показали уже достроенные высотки.

Министерская рокировка

Многоэтажная махина на Смоленской площади первоначально планировалась в качестве жилого дома для сотрудников Министерства трудовых резервов СССР, однако затем это здание решили оборудовать для размещения в нем Министерства иностранных дел.

Полк «последней надежды»

В проекте начатого постройкой, но затем разобранного высотного здания Совмина в Зарядье предусматривалось сооружение многоэтажного подземного бункера. Верхний его ярус располагался в стилобатной части высотки, которую успели соорудить. По некоторым сведениям, это огромное подземное помещение первоначально предназначалось для размещения танкового полка «последней надежды». Данное спецподразделение должно было в случае возникновения какого-либо форс-мажора - восстания, государственного переворота, военной провокации,.. - обеспечить прикрытие эвакуации кремлевских «вождей» из столицы в безопасное место. Впоследствии в стилобате так и не построенной сталинской высотки был оборудован кинотеатр «Зарядье».

Шпиль в эндшпиле

«Фирменный знак» сталинских высоток - венчающие их шпили. Однако в первоначальных вариантах такое архитектурное украшение было не у всех из семи высотных зданий. Зодчие, проектировавшие многоэтажки на Смоленской площади и у Красных ворот, сперва вовсе не собирались украшать свои творения остроносыми шатрами. Однако «правильной архитектуре» их научил сам товарищ Сталин.

Вот что довелось услышать в свое время корреспонденту «МК» от участника проектирования высотки у Красных ворот архитектора Александра Федоровича Стрелкова:

«Здание МИДа построили больше похожим на американские небоскребы с плоским верхом. В его кабинеты уже переехали сотрудники этого внешнеполитического ведомства. Но однажды «вождь народов», проезжая в своем лимузине по Арбату мимо громадной многоэтажки, вдруг спросил находившегося в салоне секретаря Поскребышева: «Когда это здание достроят?» «Оно уже достроено, товарищ Сталин!» «Как? А где же шпиль?» Той же ночью Иосиф Виссарионович, в телефонном разговоре с архитекторами, проектировавшими здание МИДа, велел увенчать его надстройкой со шпилем. Задача оказалась не простой: ведь конструкция верхней части этой высотки не была рассчитана на дополнительную нагрузку от такой архитектурной добавки, а кроме того все работы по сооружению надстройки нужно было выполнить, не выселяя из здания работавшее там министерство! Выход был найден: на многоэтажку «надели» сверху декоративную башенку (естественно, со шпилем!), выполненную из металла - стальной каркас, обшитый снаружи металлическими листами, покрашенными «под камень». Чтобы поставить эту «шапку» на здании, пришлось останавливать МИДовские лифты, работавшие в верхних ярусах. Сотрудники поднимались и спускались пешком по лестницам, а в лифтовых шахтах рабочие монтировали конструкции для новой шпилевой части высотки и потом поднимали их домкратами.

Сталинское категорическое требование, чтобы все высотки были со шпилями, коснулось и нашей архитектурной бригады. Здание у Красных ворот тогда еще только достраивалось, узнав о «разгоне», устроенном вождем строителям МИДа, главный архитектор нашего проекта, известный зодчий Алексей Николаевич Душкин срочно вызвал к себе на совещание всех своих помощников. Его ночной телефонный звонок разбудил и меня: «Срочно берите такси и приезжайте в мастерскую!» На фотомонтаже, изображающем будущую высотку, - это была специально подготовленная «картинка» для показа в различных руководящих инстанциях, - мы соскоблили прежде спроектированную кубическую верхушку и вместо нее подрисовали завершение со шпилем. Именно в таком виде вариант внешнего оформления здания на следующее утро был отправлен товарищу Берии, который затребовал сведения о всех строящихся высотных зданиях для доклада Сталину. Потом под этот эскиз пришлось в экстренном порядке перерабатывать проект верхней части здания. К нашему счастью, работы по ее возведению еще не начались, так что ничего ломать и перестраивать не пришлось.»

Кому быть над университетом?

Поначалу не собирались строить шпиль и над новым зданием МГУ на Ленинских горах. В планах архитекторов было увенчать эту многоэтажку огромной скульптурой. Узнав о таком замысле, скульптор Вера Мухина предложила украсить университетскую высотку своим знаменитым творением - скульптурой «Рабочий и колхозница». Однако от такого варианта отказались. Вместо мухинской скульптуры на демонстрационных эскизах здания сперва изобразили фигуру человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками (видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям). Однако во время показа этого варианта товарищу Сталину, ему вполне явственно намекнули, что исполинская скульптура может получить портретное сходство с любимым вождем. Иосиф Виссарионович подобные перспективы обсуждать не стал и распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы здание университета было таким же «востроносым», как и другие высотки, строящиеся в столице.

Самая высотная зона

В газетных репортажах с ударной стройки здания на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако, в действительности здесь работало гораздо больше народа. Причем основная часть строителей «очага мировой культуры» была - в традициях того времени - зеками. Специально «под университет» в конце 1948 года был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло «мотать» остаток срока на сооружении высотки МГУ, - жили в бараках, питались баландой, но зато ходили без конвоя.

Но были на Ленгорах и «стопроцентные» зеки. В системе ГУЛАГа здесь существовало «Строительство №560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого был занят на сооружении университетской высотки. Курировал стройку лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14000 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям: везти в Москву «политических» побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от места самого строительства - рядом с деревней Раменки (это район нынешнего Мичуринского проспекта). Когда возведение высотного здания подходило к концу, лагерное начальство решило «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на верхотуре - на 24 и 25 этажах строящейся башни. Такое изобретение руководителей «Стройлага» позволяло сэкономить и на охране: не надо ни сторожевых вышек, ни колючки, - все равно зекам деваться некуда!

Роскошь лауреату помеха

Интерьеры сталинских высоток оформлялись с поистине дворцовой роскошью. Самым богатым было убранство парадных помещений гостиницы «Ленинградская» у площади трех вокзалов. В смете расходов на ее отделку были заложены очень внушительные суммы, поэтому главный архитектор проекта Л. М. Поляков не стеснялся в художественных изысках. Для отделки интерьеров использовали ценные породы камня и дерева, бронзу, позолоту, по стенам развесили картины известных русских и советских художников... За представленный ими на предварительной стадии эскизный проект чудо-высотки создателей «Ленинградской» наградили Сталинской премией, однако всего несколько лет спустя, после смерти «вождя народов» и прихода к власти Н. С. Хрущева взгляд на то, какой должна быть советская архитектура радикально поменялся. С подачи нового «хозяина страны» началась борьба против «архитектурных излишеств и украшательства». В результате Полякова и его коллег по работе над «Ленинградской» звания лауреатов лишили.

Всем известно, что одной из самых главных достопримечательностей Москвы являются знаменитые сталинские высотки . Семь, на первый взгляд, совершенно одинаковых многоэтажных зданий остаются и на сегодняшний день весьма таинственными сооружениями в столице, ведь с ними связано бесконечное количество легенд и тайн.

Сталинские высотки заложили в один и тот же момент. Время по приказу Сталина было выведено по звездам. Так, 7 сентября 1947 года ровно в 13:00 был заложен фундамент знаменитых башен-пирамид в честь 800-летия столицы. Многие современные астрологи полагают, что эта точная дата была выбрана не случайно: якобы немец-астролог просчитал Сталину не только время строительства, но и точные места под застройку. За каждую башню отвечала своя планета, под покровительством которой зданию должен был сопутствовать успех в определенном ключе. Например, Венера связана со строением на Котельнической набережной, что, по мнению астрологов, обеспечивает ему «элитных» жильцов и престижный статус.

До сих пор не выяснена первостепенная причина, которая побудила «отца народов» застраивать разные концы столицы грандиозными высотными зданиями. Но известно, что изначально по проекту должны были появиться 8 строений, и Дворец Советов обещал стать величайшим из них. Высотой в 315 метров и стометровой статуей Ленина на возвышении, высотка должна была находиться на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Дворец строился с бешеной скоростью, но закончить строительство помешала сначала война, а затем финансовые затруднения. По поверью, при Николае I место, на котором стоит воссозданный Храм Христа Спасителя, было проклято и, следовательно, непригодно для застройки.

Сегодня многие исследователи придерживаются мнения, что Дворец Советов подразумевался Сталиным как усыпальница, именно поэтому вождь строго следил за процессом строительства и активно работал с архитекторами. Само здание должно было стать замыкающим и самым мощным звеном в цепи башен-высоток. С его помощью Сталин, если верить астрологам, должен был укрепить не только свою власть, но и могущество всей страны.

Историк и эзотерик М.И.Калюжный: «Разумеется, это не было личным изобретением Сталина. Пирамидальные сооружения строили довольно часто, но всегда они служили сакральными местами общения людей с миром богов и духов, были своеобразными магическими машинами исполнения желаний. Впрочем, сталинские пирамиды, если не считать их размеров, были для Москвы делом вполне привычным ».

МГУ

С главным зданием (ГЗ) всем известного МГУ на Воробьевых Горах связано наибольшее количество тайн и легенд. Даже точно неизвестно, сколько этажей имеет подвал здания. Некоторые полагают, что под фундаментом 36-этажного здания высотой в 236 метров скрывается целый город такого же размера. Ходят слухи, что под землей существовал (или еще существует?) тайный тоннель, который связывал здание университета и дачу Сталина. Также есть легенда, что под ГЗ проходила ветка секретного правительственного «Метро-2» от Кремля до Аэропорта «Внуково». Говорят, что показатели счетчика Гейгера здесь зашкаливают из-за того, что раньше здесь находился ядерный реактор, а само здание стоит на специальной подземной конструкции, без которой оно давно сползло бы в реку.

О главном здании МГУ существуют и мрачные поверья. Студенты, живущие здесь в общежитии, говорят, что слышат странные голоса, шорохи и посторонние шаги. По легенде считается, что они принадлежат погибшим при строительстве здания заключенным.

Различные паранормальные случаи в ГЗ неслучайны. Здание, по мнению астрологов, имеет самую сильную энергетику из всех башен-высоток.

Высотка на Котельнической набережной

Дом работников искусств на Котельнической набережной считается самой элитной сталинской высоткой как за то, что главным архитектором ее стал Сталин, а куратором стройки – Берия, так и благодаря своим известным жильцам.

Несмотря на таких благородных жителей, с этим зданием связаны не самые приятные легенды. Говорят, в стенах находится скелет: рабочие замуровали своего нелюбимого прораба, а стеклах в некоторых квартирах находятся послания от строителей, нацарапанные гвоздем.

Астрологи полагают, что высотка на Котельнической набережной (как и другие башни-пирамиды) имеет определенную энергетику. Из-за не построенного восьмого здания – Дворца Советов, эта энергетика не может проявиться в полной силе, и именно поэтому жильцы дома иногда слышат непонятные голоса, а в их квартирах часто происходят несчастные случаи.

МИД

Своя интересная мистическая история существует и у здания МИД. По проекту архитекторов, высотка должна была быть без шпиля. Сталин, увидев почти уже достроенный дом, был недоволен и приказал надстроить шпиль. Из камня соорудить его было невозможно: конструкция продавила бы само здание. Так, шпиль решили сделать из обычной жести.

Точно неизвестно, для чего вождь отдал такой приказ. Но на этот счет существует мистическая точка зрения: без шпиля здание уже не смогло бы считаться пирамидой и не обладало бы предполагаемой силой. Таким образом, план Сталина по усилению своей власти мог бы провалиться. Но, скептики не рассматривают эту версию. Возможно, Сталин просто не захотел придавать зданию сходство с американскими небоскребами.

Также существует мнение, что люди, которым предоставлялось жилье в высотках, были выбраны вождем не случайно, ведь изначально «Семь Сестер Сталина» не предназначались для проживания. Но башни все-таки заселили: учеными, знаменитыми актерами, военными и государственными деятелями, то есть людьми с очень сильной энергетикой. Кто знает, может, таким образом Сталин мог стать еще могущественнее.

Сложно однозначно ответить на вопрос, для чего строились эти мистические пирамидальные сооружения, но невозможно не признать, что они являлись символом светлого будущего. На сегодняшний день сталинские высотки представляются лицом российской столицы.

Москва, 13 марта. Сегодня в доме на Котельнической набережной или на Кудринской площади может поселиться любой человек - были бы деньги. Квартиры в сталинских высотках продаются и сдаются в аренду. А полвека назад получить жилплощадь в таком доме можно было только за выдающиеся заслуги перед отечеством без права продажи и обмена.

Всего в Москве семь сталинских высоток: здание МИД, здание у Красных ворот, гостиницы «Ленинградская» и «Украина», дом на Котельнической, дом на Кудринской площади и главный корпус МГУ.

Послевоенное время требовало перемен во всем. Нужно было показать Западу, что у страны, победившей фашизм, есть сила и ресурсы. В честь победы и в ознаменование 800-летия Москвы было решено построить в Москве 8 высотных зданий.

Интересно, что все сталинские высотки были заложены в один день - 7 сентября 1947 года. В этот день праздновали 800-летие Москвы. Над созданием облика этих высотных зданий трудились лучшие архитекторы того СССР. Перед ними ставилась задача создать высотки, отличающиеся от западных небоскребов. И архитекторам все же удалось создать оригинальный архитектурный стиль, получивший в дальнейшем название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.

Есть такая легенда или мнение, что все высотки должны были установлены особым образом, по типу египетских пирамид, чтобы энергия, которые они аккумулируют, подпитывала мавзолей с Владимиром Ильичом Лениным.

Вот что писал журнал «Огонек»: «В 13 часов дня происходит закладка многоэтажных зданий в разных пунктах Москвы. Только один час проходит между закладкой памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому и закладкой многоэтажных зданий. Но вся душа советской страны проходит перед нами в течение этого часа: далекое прошлое Руси, воин на коне, в шлеме и кольчуге, указывающий рукою вниз: «Здесь быть Москве», - и гигантские, многоэтажные дома, построенные по последнему слову техники для людей социалистического общества, для строителей коммунизма, для новых людей».

Вроде бы семь высоток похожи друг на друга, но на самом деле каждая из них индивидуальна и у каждой есть своя история. Более того, изначально их должно было быть не семь, а девять.

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ (НЕПОСТРОЕННЫЙ)

В основу сталинских высоток был положен проект монументального Дворца Советов, который так и не был построен. Ради грандиозного сооружения был взорван Храм Христа Спасителя. А на его месте в 30-е годы стали возводить гигантское здание, которое должно было стать самым высоким в мире - 420 метров. Идея сооружения в Москве Дворца Советов возникла в 1922 году на 1 съезде Советов. Эта идея не покидала Сталина до конца его жизни.

Венчать Дворец Советов должна была огромная статуя Ленина, прототипом которой послужила Статуя Свободы в Нью-Йорке. Однако во время войны стройку пришлось приостановить. Проект был заморожен. В итоге при Хрущеве на сохранившемся фундаменте Дворца Советов появился огромный открытый бассейн «Москва», который работал круглый год. Бассейн действовал с 1960 по 1994 годы. А в начале 90-х было решено воссоздать взорванный храм, который был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Храм Христа Спасителя стоит на этом месте и по сей день.

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ МГУ

МГУ находится недалеко от станции метро «Университет». Добраться от него можно пешком или проехав две остановки на автобусе до остановки «Дом культуры МГУ». Главное здание МГУ - самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем составляет 240 метров. В главном здании находятся геологический, географический и механико-математически факультеты, ректорат, секретариат Ученого совета, Музей землеведния, множество научных и общественных организаций МГУ, Дом быта, ОВД МГУ, магазины, бассейн, общежития студентов и аспирантов, квартиры профессоров и ректора.

Издалека кажется, будто шпиль, венчающая его звезда и колосья позолочены. На самом деле, это не так. От ветра и дождей позолота быстро пришла бы в негодность. Они облицованы пластинами из желтого стекла, внутренняя их сторона покрыта алюминием.

До постройки в 1990 году небоскреба «Мессетурм» во Франкфурте-на-Майне (256 метров) Главное здание МГУ было самым высоким зданием в Европе.

Часы на одной из боковых башен Главного здания - самые большие в Москве. У циферблата диаметр 9 метров. Минутная стрелка длиной 4,1 метра - вдвое длиннее, чем у кремлевских курантов.

Говорят, что бункер под главным зданием МГУ размером и этажностью сопоставим с самим зданием и там разместился целый подземный город.

Среди выпускников, а также обучавшихся в вузе много известных фамилий: нобелевские лауреаты Горбачев и Сахаров, поэты Бальмонт и Лермонтов, дизайнер Артемий Лебедев и певица Земфира. Всего выпускники МГУ получили 11 нобелевских и 6 Филдсовских премий.

Корпус МГУ на Воробьевых горах окутан множеством тайн и легенд. Вот, к примеру, никто достоверно не знает, сколько этажей имеет подвал. Согласно официальным сведениям - три. Говорят, что бункер под главным зданием размером и этажностью сопоставим с самим зданием и там разместился целый подземный город. Под КПП зоны «Б» проходила одна из тайных веток метрополитена - от Кремля до аэропорта Внуково.

Главное здание МГУ - самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает 240 метров. И, пожалуй, самое легендарное. Одна из наиболее распространенных историй - о криогенных установках. Мол, чтоб слабый грунт не поплыл, его решили заморозить.

Легенда гласит, что строители вырыли огромный котлован под фундамент, залили его жидким азотом, а затем поставили холодильные установки, на то место, которое сейчас называется 3−им подвалом или этаж-3. Рассказывают, что если отключить морозильные установки, то здание якобы через неделю сползет в Москву-реку. При этом добавляют, что зона была сверхсекретной и соединялась веткой Метро-2 с подземным городом в Раменках.

Здание также окутано несколькими фантастическими легендами, о том, что якобы неподалеку находится бункер, где может прятаться на случай ядерной войны партийная элита, о том, что территория возле здания «фонит» из-за находившегося здесь прежде ядерного реактора. Конечно, все это красивая легенда.

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако тот распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице.

ЖИЛОЙ ДОМ НА КОТЕЛЬНИЧЕСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

Дом построен вблизи слияния двух рек - Москвы и Яузы. Строился он в два этапа. Вернее, сначала было построено девятиэтажное здание на Котельнической набережной, как самостоятельное, а позднее его использовали как правое крыло высотки. Правое крыло было построено еще до войны, в период с 1938 по 1940 годы, а второй этап, строительство непосредственно самой высотки - с 1948 по 1952 годы. Высота центрального корпуса составляет 176 метров, это 32 этажа.

Возводили высотку рабочие, многие из которых были заключенными. Говорят, что в некоторых квартирах, в том числе, в квартире Василия Аксенова, на стенах гвоздем было нацарапано «строили зэки». В дальнейшем к зэкам присоединились военнопленные немцы. Ходит легенда, что в стенах высотки рабочие замуровали нелюбимого прораба, а бригадиры якобы не поднимались выше пятого этажа, боялись быть сброшенными.

Квартиры в высотке на Котельнической набережной сдавались под ключ. Кухня была укомплектована белоснежной мебелью, везде - дорогой паркет, потолочная лепнина, хрустальные люстры, бронзовые светильники. В санузле - «сталинский» кафель и импортная сантехника. В доме находились кинотеатр «Иллюзион», магазины, почта, кафе, салоны красоты, прачечная, изостудия и шахматная школа, филиал гостиницы «Варшава». Кстати, кинотеатр «иллюзион» работает и по сей день. Там показывают редкие кадры из хранилища Госфильмофонда и зарубежную киноклассику.

В этом же здании находилось и легендарное ателье по пошиву и ремонту форменной и гражданской одежды. Здесь шили форму Жукову, Коневу, Буденному, Малиновскому. А в 2004 году в доме открылся Музей балерины Галины Улановой. Экспозицию развернули в квартире балерины. В этой высотке также жил народный артист РСФСР и СССР Никита Владимирович Богословский, автор песен «Темная ночь», «Шаланды полные кефали…», «Любимый город» и др.

Кроме того, здесь жили кинозвезды Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, Роман Кармен, дрессовщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский, писатели Василий Аксенов и Константин Паустовский, режиссер Наталья Сац, балерина Раиса Стручкова, художник Аркадий Пластов и актер Александр Ширвиндт. Жил в этом доме и сам архитектор высотки Дмитрий Чечулин.

Здание высотой 176 метров насчитывает 32 этажа. В нем около пятисот квартир. В советское время их предоставляли известным ученым и артистам, а также номенклатурным работникам.

По некоторым данным, место для этого здания выбрал лично Лаврентий Берия, который курировал строительство всех высоток по линии органов госбезопасности. В доме на Котельнической набережной есть также магазины, почта и кинотеатр «Иллюзион».

Дом выполнен в стиле сталинского ампира, до войны превалировал классицизм, а после войны этот стиль получил название сталинский ампир. Дом отдали творческой интеллигенции. Дом считался элитным, квартплата была высокая, далеко не все могли себе позволить жить в таком доме.

Список первых жильцов составлял сам Иосиф Сталин. И когда кто-то из великих умирал, родственники шли в ЦК КПСС: там долго решался вопрос о том, имеет ли умерший право на мемориальную доску, которая висела бы на стене здания… В этом доме отмечали свою свадьбу Владимир Высоцкий и Марина Влади, здесь жили Галина Уланова, Фаина Раневская, Клара Лучко. Сейчас живут Александр Ширвиндт, Вилли Токарев и Дмитрий Нагиев.

ГОСТИНИЦА «ЛЕНИНГРАДСКАЯ»

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро «Красные ворота». Гостиница «Ленинградская» находится на Каланчевской улице, вблизи трех вокзалов - Ярославского, Казанского и Ленинградского. Про гостиницу «Ленинградская» говорят, что это самая маленькая высотка с самым роскошным интерьером. Строительство гостиницы велось в период с 1949 по 1953 годы.

Авторами проекта были Леонид Михайлович Поляков и Александр Борисович Борецкий. Высотка была возведена в 1952 году. В вестибюле находится люстра, освещающая семь этажей. Здание стоит прямо на русле подземной реки. Поэтому в грунт были вбиты 1200 огромных свай, а для устройства фундамента уложено 14 тысяч кубометров армированного бетона. С 2008 года гостиница имеет название «Хилтон Москва Ленинградская». Стоит отметить, что несмотря на проведенный капитальный ремонт во всем здании, здесь сохранился первоначальный образ и интерьер гостиницы, а фасады приобрели дополнительную роскошь.

В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая низкая - 136 метров. Здание было названо по расположенному поблизости Ленинградскому вокзалу. Несколько лет назад гостиницу приобрела сеть Hilton (Hilton Moscow Leningradskaya).

Стоит отметить, что при строительстве высоток было применено немало новых технологий. Так, в облицовке стен были использованы керамические плиты. На тот момент это был наилучший материал. Он не только полностью удовлетворял архитектурно-художественным требованиям, но и значительно облегчал эксплуатацию здания. Керамика допускает промывку фасада водой и паром, не требуя длительного ремонта.

Под зданием, кстати, протекают две речки, поэтому при строительстве использовалась технология вибронабивки свай — на тот момент новаторский вид строительства. Среди сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты.

Высотка расположена рядом с красивейшей Комсомольской площадью трех вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского. Кстати, площадь, равно как и одноименная станция метро, ранее называлась Каланчевской, а затем ее переименовали в Комсомольскую в честь тех строителей-комсомольцев, которые погибли во время строительства здесь станции метро.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Министерство иностранных дел России находится недалеко от станции метро «Смоленская» на Смоленско-Сенной площади. МИД был построен в 1953 году, еще при жизни Сталина. Это самая первая из семи высоток. Она имеет 27 этажей, а ее высота составляет 172 метра. Изображение железобетонного герба СССР на главном фасаде здания смотрится строго и монументально.

Первоначально проект здания МИДа предполагал завершение основной башни плоской крышей. Говорят, изменение в ходе строительства внес сам Сталин. В проект было решено добавить завершение в виде шпиля. Вот только кирпичная конструкция могла проломить крышу здания, поэтому пошли на хитрость. Завершение башни было сделано из легкой металлоконструкции и покрашено охрой, поэтому цвет шпиля и отличается от цвета основного здания.

Однако после смерти Сталина архитектор Гельфрейх вынес предложение демонтировать надстроенную часть высотки, но Хрущев заявил, что шпиль должен остаться на месте и быть «памятником великой глупости товарища Сталина». Кстати, шпили в итоге стали характерной чертой всех семи московских высоток. Шпиль МИДа выполнен не из камня, а из жести, иначе бы конструкция здания не выдержала его веса. Также на шпиле отсутствует пятиконечная звезда.

Высота 172 метра, 27 этажей. По первоначальному проекту, здание МИДа не имело шпиля. Но когда проект принесли на утверждение Сталину, он лично дорисовал его. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой.

Первоначально было заметно, что он отличался по цвету от остальной высотки. Говорят, что во времена «оттепели» Хрущеву предложили убрать шпиль, но будто бы генсек со словами «Пусть это будет памятником глупости Сталина» велел отставить его. Шпили стали характерной чертой всех семи московских высоток.

Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

ГОСТИНИЦА «УКРАИНА»

Гостиница «Украина» расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Строилась она в 1953-1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться - «Гостиничное здание в Драгомилове». Она была возведена советским архитектором Аркадием Мордвиновым в 1957 году, уже при Хрущеве. Первоначально там и задумывалось открыть гостиницу. Вот только название для нее Хрущев выбрал другое: Украина - его историческая родина. Сейчас в боковых корпусах высотки находятся частные квартиры. А центральное здание занимает гостиница.

Высота гостиницы составляет 206 метров. В высотке 34 этажа. Интересно, что в отеле на первом этаже размещен макет Москвы 1977 года. Он был выполнен для Национальной выставки в Америке по заказу Министерства иностранных дел. Диорама представляет исторический центр столицы практически досконально. С 2005 по 2010 годы в гостинице проходил серьезный ремонт, после чего новые владельцы здания переименовали гостиницу «Украину» в «Radisson Royal Hotel». Стоит отметить, что на данный момент гостиница является одной из крупнейших в Европе и насчитывает около пятисот номеров, множество ресторанов, баров и 50-метровый бассейн.

После Главного здания МГУ это вторая по высоте сталинская высотка - 206 метров. Гостиница строилась в 1953−1957 годах и получила свое название в честь родины генсека Никиты Хрущева. При Сталине проект назывался «Гостиничное здание в Дорогомилове». Старая гостиница «Украина» открывала начало Кутузовского проспекта.

В свое время это был самый крупный гостиничный комплекс в Европе. В апреле 2010 года гостиница открылась после масштабной реставрации под новым названием «Рэдиссон Ройял».

ВЫСОТКА НА КУДРИНСКОЙ ПЛОЩАДИ

Сталинские высотки увековечены в нескольких любимых россиянами фильмах. В том числе, в фильме «Москва слезам не верит». Интересно, что героини Ирины Муравьевой и Веры Алентовой из фильма Владимира Меньшова, заселяясь в квартиру уехавшего на отдых родственника, открывают дверь подъезда высотки на Кудринской площади, а заходят в холл высотки на Котельнической набережной. Здание строилось с 1948 по 1954 года.

В доме 24 этажа, 18 из которых жилые. Высотное здание было прозвано «Дом авиаторов» из-за того, что в этом доме квартиры предоставляли работникам авиационной промышленности. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов. На верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. Сегодня помимо квартир в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище.

Высота 156 метров. В здании 24 этажа, в том числе и жилые этажи. Высотку прозвали «Дом авиаторов» из-за того, что квартиры в нем (а всего их 450) предоставляли работникам авиационной отрасли. Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов.

Ходят непроверенные легенды, что на верхних этажах размещалась спецаппаратура КГБ для наблюдения за американским посольством, которое находится неподалеку, на Новинском бульваре. В прессе встречается байка, будто бы в здании есть секретные коридоры, с помощью которых чекисты могли прослушивать разговоры жильцов.

Старожилы высотного здания на Кудринской площади рассказывают такую легенду. Однажды Сталин, проезжая мимо одной из строящихся высоток (какой именно - история умалчивает), пробормотал себе под нос нечто вроде «шпил». Что именно имел в виду отец народов, сказать трудно, но слово было подхвачено «окружением», и именно поэтому шпили венчают все семь московских высоток.

Еще в доме на Кудринской поговаривают, будто бы некоторые блоки, из которых он построен, - радиоактивны, ну и, разумеется, вспоминают о том, что дом стоит, как и многие грандиозные постройки того времени, на крови и костях строивших его заключенных.

Это был также элитный дом, где жили летчики, космонавты и т.д. Он знаменит своим гастрономом № 15, в котором раньше можно было неплохо отовариться. Здесь жили Элина Быстрицкая, Лев Прыгунов, Евгений Вестник.

ЗДАНИЕ НА ПЛОЩАДИ КРАСНЫХ ВОРОТ

Сталинская высотка на площади Красных ворот совмещает в себе жилые и административные помещения. Дом строился в 1949-1953 годах. 24-этажное здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская. Поэтому, несмотря на маленькие размеры в сравнении с другими зданиями, эта высотка выглядит довольно внушительно и не уступает остальным. Архитекторами проекта стали Алексей Душкин и Борис Мезенцев.

Строительство здания было достаточно сложным. Проект здания включал в себя не только строительство самого дома, но и встроенные выход из станции метро в левом крыле здания. В отличие от других жилых высоток, в этом доме квартиры не такие большие. Все было довольно скромно. Жили в этом доме сотрудники Министерства путей сообщения и других ведомств, а также заслуженные учителя и врачи. Напротив дома, в сквере стоит тот самый памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, про который герой Савелия Крамарова Косой говорил: «Там еще памятник был… Мужик какой-то… В пиджаке… Во деревня! Ну ты даешь! Кто же его посадит? Он же памятник!». В жилом доме, который находился на месте сталинской высотки, и родился Михаил Лермонтов.

Кстати, площадь Красных ворот названа в честь Триумфальной арки, построенной в 1709 году по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве. Ее неоднократно обновляли, она горела, потом ее снова ставили. А в 1753 году была построена каменная арка - точная копия той, что стояла при Екатерине I. Эта арка и была красного цвета. Отсюда и название - Красные ворота. В 1927 году при расширении Садового кольца Красные ворота снесли, а на его месте позже был построен вход на станцию метро «Красные ворота». У этой высотки, также, как у и МИДа, в проекте не было шпиля. Говорят, что он был добавлен по указу Сталина.

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро «Красные ворота.

Проектировщики столкнулись с непростой проблемой: какое-то время многоэтажное здание будет находиться на самом краю котлована, следовательно, грунт осядет неравномерно и высотка накренится. Поэтому решено было специально строить с наклоном. Перед этим грунт по периметру ямы искусственно заморозили по технологии строительства метро. Когда затем он растаял, здание просело и приняло строго вертикальное положение. Такой способ больше никогда и нигде не применялся из-за сложности расчетов.

В доме 284 квартиры, все они были предусмотрены для руководства. Ранее на месте этого дома родился и жил М.Ю. Лермонтов, о чем теперь свидетельствует мемориальная табличка на доме. Высота этого здания 130 м, в нем 24 этажа. Это самая высокая точка Садового кольца, которую, собственно и решили отметить сталинской высоткой. Здесь жили актеры Н. Гундарева, Б. Чирков.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ В ЗАРЯДЬЕ (НЕПОСТРОЕННОЕ)

Административное задние в Зарядье было последней из сталинских высоток, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Однако после смерти Сталина его так и не достроили. По некоторым источникам каркас здания успели построить чуть ли не в половину его высоты. Однако впоследствии его разобрали и использовали в качестве металлоконструкций для стадиона в Лужниках. На этом месте хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения СССР. В 1964-1967 годах на уже имевшемся стилобате построили гостиницу «Россия», которая считалась одной из крупнейших в мире. Она даже была внесена в «Книгу рекордов Гиннесса». Однако в 2004 году власти столицы решили снести гостиницу.

http://mir24.tv/news/smiruponitke/12215615