Как коррупция влияет на экономику. Влияние коррупции на эффективность экономического развития. Причины возникновения коррупции

Влияние коррупции на развитие общества

Современная актуальность темы коррупции связана с разнообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на экономические процессы, коррупция имеет выход в социально-политическое пространство. По поводу того, в чем именно состоит это влияние, есть разные точки зрения.

Негативное влияние коррупции. Шведский экономист Г. Мюрдаль, основоположник экономических исследований коррупции, обобщая опыт модернизации стран «третьего мира», заклеймил в 1960-е гг. коррупцию как одно из главных препятствий экономическому развитию.

Эту позицию разделяют многие современные исследователи, ставящие в вину коррупции следующие

негативные экономические последствия:

  • средства, аккумулируемые с помощью взяток, часто уходят из активного экономического оборота и оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (причем в иностранных банках);
  • предприниматели вынуждены расходовать время на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;
  • поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;
  • коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;
  • из государственной службы уходят квалифицированные кадры, морально не приемлющие систему взяток;
  • возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления искажают передаваемую правительству информацию и подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;
  • коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки;
  • увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями);
  • взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение.

В результате коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные). Так, разработанная в 1990-е гг. американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому

Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.

Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы прослеживается в следующем:

  • усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан. Ведь дать более крупную взятку может неэффективная фирма или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;
  • коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;
  • коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;
  • коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества;
  • коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше самозапретов;
  • коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах;
  • лозунг борьбы с коррупцией способен легитимировать поворот к диктатуре и отказу от рыночных реформ;
  • коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «грабительскую» деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций;
  • коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Репутация советской номенклатуры как коррумпированного сообщества в значительной степени легитимировала падение советского строя. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это стало одним из факторов низкого авторитета правительства Б.Н. Ельцина в глазах большинства россиян.

Позитивная функция коррупции. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия. Одним из первых на это указал в начале XX в. знаменитый немецкий социолог Макс Вебер. Отказавшись от ранее распространенной традиции морализаторства, он показал место коррупции в процессе формирования рациональной бюрократии как исторически преходящей формы управления. Тем самым была заложена основа функционального подхода, рассматривающего коррупцию как механизм снятия напряжения между нарождающимися и устаревшими нормами.

Современные экономисты, сторонники институционального подхода, часто склоняются к

частичному оправданию коррупции с функциональной точки зрения - как возможности перераспределить ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая прямого столкновения между ними. Коррупция рассматривается ими как

рациональная альтернатива вооруженной борьбе за власть . Коррупция тем масштабнее, чем кардинальнее смена общественного курса, чем отчетливее расхождение норм и намерений уходящего и нарождающегося порядков. На примере сначала развивающихся, а потом и развитых стран был показан позитивный вклад коррупции в пластичность и бесконфликтную трансформацию институтов.

Благодаря такому подходу коррупция предстала не как вариант отклоняющегося поведения, а как

расхождение ранее сформированных норм и вызванных новыми условиями моделей поведения .

У коррупции находят и другие «добродетели»:

  • опосредование диалога живых людей и безликого государства;
  • придание диалогу должностных позиций формы персонифицированных отношений;
  • стимулирование предпринимательства за счет снятия ряда бюрократических запретов;
  • ускорение работы административной машины;
  • снижение неопределенности цены ресурсов, распределяемых государством, ввиду предсказуемости взятки;
  • выявление реального соотношения спроса и предложения на государственные товары и услуги для последующей корректировки цен.

Впрочем, воздействие коррупции на экономический рост зависит от ее масштабности. Малый размер коррупции, видимо, допустим и даже благотворен, но ее распространенность выше определенного предела блокирует экономическое развитие.

Начиная с 1990-х годов в средствах массовой информации экономико-юридический термин «коррупция» все чаще упоминается не только как международная проблема, но и как частная внутренняя проблема каждого государства в отдельности, влияющая на экономическую систему внутри страны и в целом на конкурентоспособность государства на международной арене. Коррупция представляет собой неоднозначное сложное социально-экономическое проявления негативного фактора общественности.

Явление коррупции необходимо рассматривать как социальную, политическую и экономическую систему общественных отношений, влияющих на общий уровень и развитие страны в целом. Как социальное явление коррупция порождает неравенство среди населения, недовольство существующей властью, понижение общественной морали. Как политическое – потеря легитимности власти, недоверие к судебной и правоохранительной системе государства, занижение авторитета роли государства и правительства, политический нигилизм.

Основоположником изучения коррупции как экономически негативного явления был Г. Мюрдаль. Еще в 1960-х годах Мюрдаль, изучая опыт стран Третьего мира, он вывел негативные экономические последствия коррупции, актуальные и для современного мира.

Для проведения исследований коррупции и определения ее уровня международная организация «Transparency International» использует индекс восприятия коррупции, который показывает оценку предпринимателями и аналитиками уровня коррупции в стране. Для оценки используется 10-бальная шкала. Соответственно, чем выше показатели к 10 баллам, тем ниже уровень воспринимаемой коррупции.

Согласно исследованиям и данным статистики, выделяют зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции. Страны, с высоким уровнем коррупции имеют низкий уровень конкурентоспособности и, наоборот, при низком уровне конкурентоспособности, уровень коррумпированности выше. Исследования Всемирного экономического форума показывают, что индекс конкурентоспособности страны отражает уровень общественного благосостояния страны, производительность труда, положение на рынке честной конкуренции, динамику развития предприятий и уровень свободы входа/выхода на экономический рынок.

Согласно статистике, по странам показатели коррупции зависят и от процента инфляции. Так, индекс восприятия коррупции имеет наибольшие показатели в странах, где наблюдается высокий уровень инфляции. Следовательно, можно сделать вывод, о существовании и обратной связи. Как уровень инфляции влияет на индекс восприятия коррупции, так и снижение темпов инфляции, может повлиять на снижение уровня коррумпированности страны в целом.

Следует отметить, что при оценке уровня и масштаба коррупции не существует единой и верной формулы. Большинство фактов взяточничества, присвоения и растраты бюджетных средств остаются нераскрытыми. Следовательно, оценивать коррупцию приходится путем субъективного восприятия, опросов респондентов и на основе только выявленных фактов, а формально – обвинительных решений судов, в которых имеется установленный размер взятки.

Существуют и проблемы исчисления уровня международного коэффициента, которые связаны с тем, что, во-первых, законодательные базы разных стран могут по-разному давать определение коррупции, а, во-вторых, представляемые данные статистических исследований связаны с антикоррупционной политикой государства. Так, чем жестче политика, тем больше выявленных фактов, но чем политика мягче, тем большую неизвестность представляет латентный уровень коррумпированности.

В долгосрочном периоде при становлении механизмов по борьбе, введении антикоррупционного законодательства в действие, изменении схем функционирования правоохранительных органов содержание многочисленных антикоррупционных комитетов способно окупить свои затраты. На краткосрочном этапе такие издержки политики могут показаться нецелесообразными.

В качестве решения проблемы окупаемости антикоррупционных мер в краткосрочном периоде можно предложить увеличение штрафов за взяточничество, целевое направление штрафов на развитие отрасли экономики, которой был причинен ущерб, восполнение государственных бюджетных средств, затраченных на антикоррупционную политику.

Обращаясь к данным проведенных исследований «Transparency International» по показателям Российской Федерации, начиная с 1996 г. по 2014 г., можно сделать вывод о том, что Россия по уровню коррумпированности стоит на одной ступени со слаборазвитыми странами третьего мира. Показатели России варьировались с 1997 г. от коэффициента 2,1 до 2,8, средний показатель для России составляет 2,45, если посчитать среднее количество стран, участвующих за 18 лет в исследованиях и среднее место, которая занимала Россия в данном списке, то можно сделать вывод, что Российская Федерация входит в число наиболее коррумпированных государств мира. В среднем, из 139 стран, в которых был проведен анализ показателей коррупции, Россия занимает 109 место.

Известно, что в России проблема коррупция является на данный момент одной из основных. Причины возникновения коррупции могут быть совершенно разные. К ним относятся и особенности национального менталитета, низкий уровень развития правосознания граждан, отсутствие сформировавшегося гражданского общества. В настоящее время исследователями отмечается улучшение показателей экономики по сравнению с 1990 гг., но Россия по-прежнему входит в группу стран с высоким индексом восприятия коррупции, с высокими темпами инфляциями и низкими показателями ВВП и конкурентоспособности.

Развитие антикоррупционной политики для любой страны приносит определённые результаты при учете соразмерности затрат на ее осуществление и результатов деятельности по ее реализации. Однако искоренение коррупции полностью невозможно, возможно лишь минимизировать ее уровень и потери, приносимые взяточничеством.

Библиографический список

1.Федеральный Закон Российской Федерации «»О противодействии коррупции» » от 25.12.2008 № N 273-ФЗ // Российская газета. 2008 г. № 4823. с изм. и допол. в ред. от 22.12.2014.

2.Федеральное собрание – Аналитическое управление Коррупция: сущность, основные тенденции развития и направления борьбы Часть I Сущность коррупции. Условия возникновения и последствия // Аналитический вестник. – № 44. – Москва 2001.

3.Богданов, И. Я. Коррупция в России: Соц.-экон. и правовые аспекты / И. Я. Богданов, А. П. Калинин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. – М., 2001.

4. Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления: Темат. сб. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; [Отв. ред. Иванов Г. И.]. – М.: РАГС, 1998.

5.Тимофеев, Л. М. Институциональная коррупция: Очерки теории / Лев Тимофеев; [Рос. гос. гуманитар. ун- т]. – М.: Изд. центр РГГУ, 2000.

6. Козонов Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. – М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.

7. Ю.В. Латов: Экономика вне закона. – М.: Московский общественный научный фонд, 2001.

8.Официальный сайт Трансперенси Интернешнл – Россия. Центр антикоррупционных исследований и инициатив URL: http: // www.transparency.org.ru.

9.Солодуха П.В., Васютина Е.С. Неформальные институты формирования человеческого капитала фирмы. // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2014. № 4 (5). С. 38-44.

10. Шамшеев, С.В. Методология определения эффективности инновационной деятельности предприятия при проведении аудиторской проверки / С.В. Шамшеев. М.: РГСУ, 2009. – 88 с.

11. Шамшеев, С.В. Диагностика проблем развития организации и причин их возникновения при проведении аудита систем управления / С.В. Шамшеев // Социальная политика и социология. 2013. – № 5-1 (98). – С. 159–174.

Наверно своим ответом я навлеку негодование и меня забросают камнями, однако скажу, что существование коррупции в той или иной мере практически никак не влияет на экономическое развитие. Да-да, вы не ослышались. Нет такой корреляции и никогда не будет в связке «уровень коррупции и развитие экономики». Наличие коррупции больше связано с другими понятиями как справедливость и законность, но мало с экономикой.
Коррупционные деяния больше связаны с незаконным перераспределением денежных средств, но никои образом с выводом их из страны или финансового оборота. Коррупция как негативное явления для экономики опасна исключительно только как с выводом капитала за границу, в оффшоры например. Второй негатив – тратта госсредств на закупку по завышенным ценам в связке с поставщиком. Но такие операции легко могут быть проверены и в принципе они достаточно прозрачны, поскольку ревизоры могут легко исследовать рыночные цены и обнаружить завышение цен. Скандалов на эти темы – тьма тьмущая.
Классика жанра - откаты. Но что здесь происходит, собственно говоря? Тендеры выигрывают нужны компании за некоторое денежное вознаграждение организаторам. С точки зрения экономики – фирма получившая подряд, которая получает финансирование и выполняет работы в рамках заказа. С точки зрения финансов – деньги остаются в стране, платится зарплата, генподрядчик платит своим подрядчикам деньги за работу, поставку материалов. С точки зрения налогов – налоги платятся фирмой победителем. С точки зрения других участников – возможно победитель не совсем выбран справедливо, но это вопрос моральных отношений, но не экономических. С точки зрения государства – оно получает свой заказ от данной фирмы. В принципе результат государством получен за те деньги, которые на это выделены. С точки зрения незаконности полученных доходов при откате организаторами тендера – нарушение закона, это уголовное деяние, но здесь же снова, к экономике это не имеет почти никакого отношения. Те деньги, которые получены незаконно и остаются в стране, в принципе и дальше работают на экономику: владельцы покупают активы в стране, тем самым стимулируя, другие фирмы, которые к этому незаконному происхождения денег не имеют никакого отношения. А кто поиздержался? А как раз та фирма, которая была готова отдать откат за победу на тендере. То есть по сути она готова расстаться в частью прибыли ради того чтобы получить подряд. В итоге мы четко видим что откаты – это всего лишь перераспределение будущей прибыли между участниками сделки.
Да, это незаконно ибо такие деяния запрещены законодательством, в результате которых должностные лица получают доход и конечно же не платят с него налогов, поскольку такие доходы не засвечиваются. Но с этих доходов фирмой победителем уже были заплачены налоги, а значит, государство не теряет своих доходов. И здесь вопрос как мы видим больше законности, нежели экономики. А особо зажравшихся чиновником можно легко вычислить по наличию у него активов сравнив их с его доходом, из-за чего и погорел в свое время Аль-Капоне, который не смог налоговым службам объяснить происхождение у него огромных капиталов.
В нашем примере это всего лишь незаконное перераспределение денежных потоков, но данное перераспределение не влияет на экономическое развитие как таковое. Никого в данном процессе не кошмарят, предприятия не отжимают, маски шоу на фирмах не страивают. Нет денег на откат или тебе не выгодно – просто не участвуй в тендере, вот и всё.
К чему я? Дело в том, что сама постановка вопроса о коррупции как губительное явление в экономике является не более чем дешевым популизмом. В сто раз острей стоит проблема серых зарплат, с которых не платятся налоги.
В Европе официально признано, что коррупция в странах ЕС составляет около 120-130 млрд. евро. И это при самом бюджете Евросоюза в примерно такую же сумму. А думается что неофициальная коррупция в раза два так точно выше, то есть около 250 млрд. евро. Признаемся что это солидная сумма, которая могла бы с лихвой перекрыть все негативные последствия от российского эмбарго. Как видим – на экономику ЕС это почти не влияет. Ну нет такой зависимости что коррупция сдерживает развитие экономики на какие-то проценты или их доли.
В России коррупция оценивается примерно на уровне 250 млрд. долл. И тем не менее страна за последние 10 лет в принципе активно развивалась и проблемы появились только с санкциями и падением цен на нефть.
Вся демагогия и страхи тем, что у нас высокая коррупция, и она влияет на уровень жизни полный бред. Просто одни становятся богаче, но другие не становятся беднее.
Ни в коем случае я не пытаюсь оправдать данное явление. Но связывать ее с бедами в экономике никак нельзя.
Коррупция в чем-то является маслом к ведению бизнеса, но не к его разрушению, а значит и к хозяйственной деятельности.
Коррупция страшна в юриспруденции, но ни в экономике.
В коррупции есть только один негативный момент для финансовой стабильности – вывод капиталов за границу, но отследить их не составляет особого труда для финансовой разведки, если заняться этим конечно серьезно. Кстати как раз на этом и акцентируется сейчас главное внимание власти: деньги должны оставаться в стране, а у кого эти капиталы незаконны – это дело уже компетентных органов.
Поэтому если вам будут в качестве аргумента бед России говорить про коррупцию и низкие международные рейтинги в этом вопросе – не введитесь. Здесь просто хотят вызвать эмоции, которые у особо впечатлительных затмевает логику.
Я не отношусь ни к чиновникам, ни к коррупционерам. Все было рассмотрено с экономической точки зрения.
Огород готов, жду камней.

Дедов Антон

Российский государственный аграрный университет –

МСХА имени К.А. Тимирязева,экономический факультет, II курс

Научный руководитель:

Гайсин Р.С., д.э.н., профессор

Коррупция тормозит экономический рост России. Эта проблема носит специфический характер: ее невозможно решить, затратив денежные средства или усовершенствовав законодательную базу, т.к. решение зависит в основном от эстетических понятий человека, причем не одного, а всего, да, именно ВСЕГО общества в целом. Именно из-за коррупции в России не добиваются успешного решения многих задач, поставленных перед страной.

Коррупция проникла во все сферы российского общества. Неверие в то, что ее можно искоренить, настолько укоренилось среди россиян, что речь идет даже об «оптимальном уровне» коррупции.

Корни коррупции уходят к обычаю делать подарки: чем подарок дороже, тем больше вероятность того, что тебя выделят из числа других просителей, так, например, в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Коррупция в России стала системой общественных отношений, которая определяет недостатки политического, социального и экономического развития страны.

Прежде чем говорить о радикальных мерах, которые можно и нужно применять для искоренения взяточничества в России, необходимо осознать губительный вред, который приносят взяточничество и коррупция.

Писатель Владимир Войнович пишет : «Мой приятель Борис уезжал от меня после ужина в сильном подпитии. Я предложил ему забрать машину завтра, а пока вызвать такси. Он спросил: а зачем? Я сказал: "Ты же выпил. Не боишься, что милиция остановит?" "Не боюсь, - сказал он. - У меня есть бумажка с портретом Бенджамина Франклина, она мне всегда поможет". - Он показал мне свои водительские права и вложенную в них стодолларовую купюру. Я, конечно, знал, что милиционеры на дороге берут взятки, но высказал предположение, что может все-таки попасться какой-нибудь неподкупный. "Не может, - возразил Борис. - За место, на котором он стоит, милиционер должен платить стоящему над ним, а из чего он будет платить, если сам брать не будет? Да ты не знаешь разве, что половина новых владельцев машин ездят по Москве с купленными правами? И техосмотр проходят заочно. Чудаков, которые пытаются пройти техосмотр честно, замучают придирками, а сто баксов сунешь и можешь кататься хоть без тормозов"».

Сел бы приятель Владимира Войновича пьяным за руль, если бы московская милиция была неподкупна? Нет, конечно. Но милиционеры, которые за $100 закрывают глаза на пьяных водителей, фактически дают «зеленый свет» этому злу, создавая угрозу безопасности детям, старикам и всем остальным пешеходам и законопослушным водителям, которые могут встретиться на пути пьяного водителя. Возникает вопрос «Что страшнее: пьяные водители на дорогах или сотрудники ГИБДД, за взятку создающие атмосферу безнаказанности пьянству и фактически его поощряющие?» Думается, последнее намного опаснее. Конечно, это не относится ко всем работникам ГИБДД. Речь идет об изъянах системы правовой, организационной, порождающие такие явления и в других органах.

Коррупция искажает развитие бизнеса, уменьшает эффективность государственного управления, стимулы к инвестициям, сдерживает экономическое и политическое развитие, порождает социальное неравенство, а также вносит определенную нестабильность в политический процесс.

Нам нужно понять, что коррупция приносит нашей стране ущерб в сотни, тысячи и миллионы раз больший, чем весь суммарный доход, вся та подчас иллюзорная прибыль, которую получают все российские взяточники. Коррупция без преувеличения является раковой опухолью на теле экономики России.

Уровень коррупции измеряется с помощью «Индекса восприятия коррупции». В соответствии с этим индексом минимальная коррупция оценивается 10 баллами, максимальная – 0 баллами. Россия, например, по уровню коррупции занимает 147-е место из 180. Индекс восприятия коррупции в России равен 2,1. Для сравнения, лучшими странами в этом отношении являются Дания, Швеция, Новая Зеландия, с индексами 9,3. Худшей страной является Сомали с индексом 1,0 .

По оценке экспертов, размер взяток практически сравнялся с ВВП России. Ежегодно 40% своих доходов мы отдаем коррупционерам в качестве дополнительного «налога».

Рисунок 1 - Зависимость конкурентоспособности от индекса восприятия коррупции (чем больше индекс, тем меньше уровень коррупции), 132 страны мира.

Источник: http://www.corrupzia.ru

Каждая точка на рисунке соответствует одной стране. Линия на рисунке - тренд, показывает тенденцию изменения индекса конкурентоспособности в зависимости от индекса восприятия коррупции, рассчитанную по статистическим данным.

Из рисунка видно: в мире не существует страны с очень высоким уровнем коррупции и одновременно с высоким уровнем конкурентоспособности . Это общее правило, из которого нет исключений. В мире также нет стран с низким уровнем коррупции и с низким уровнем конкурентоспособности. Это тоже общее правило, из которого нет исключений. А ведь именно конкурентоспособность предприятий является определяющим фактором экономического успеха на мировой арене! Итак, уничтожив коррупцию в нашей стране, мы подстегнем развитие ее конкурентоспособности и дадим возможность развиваться малому, среднему и большому бизнесу, обеспечивая этим стремительный рост конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом.

Рисунок 2 - Зависимость уровня инфляции стран мира в % от индекса восприятия коррупции.

Источник: http://rating.rbc.ru .

Статистические исследования показывают, что коррупция во всем мире выше там, где доходы на душу населения меньше, но при этом коррупция очень сильно зависит от такого показателя, как уровень инфляции в стране. Чем выше уровень инфляции, тем, как правило, коррупция выше. Вывод напрашивается сам собой: если мы хотим, чтобы в России уровень инфляции был низким, коррупцию необходимо ликвидировать!

Особую опасность коррупция представляет в сферах, от которых зависит повседневная жизнедеятельность россиян - здравоохранение, обеспечение безопасности, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и т. п.

Желание ускорить процесс решения проблемы - самая распространенная причина дачи взятки. Не дашь взятку - придется смириться с тем, что твои документы будут оформляться месяцами, а вопрос - решаться годами.

Для эффективной борьбы с коррупцией мы должны осознать: коррупция приводит к росту преступности, наркомании, оказывает губительное влияние на экономику нашей страны. В каком-то смысле коррупция является корнем, источником очень многих проблем и пороков общества . И без уничтожения коррупции невозможно снизить уровень преступности, эффективно бороться с наркоманией и терроризмом, построить эффективную экономику, снизить уровень инфляции. Борьба со многими пороками общества без уничтожения коррупции подобна борьбе с ветряными мельницами.

Также нам нужно осознать: коррупция может и должна быть уничтожена . Приведу несколько примеров зарубежного осознания уничтожения коррупции из статьи Александра Плясовских (он - Президент общественной организации «Россия без коррупции», доктор технических наук):

«Несколько лет тому назад я был в гостях у знакомого в Ташкенте, который является далеко не бедным человеком. Он привез меня домой на своей новой машине Ford. Я был удивлен тем, что машина без сигнализации и спросил: «Почему ты не поставишь сигнализацию?» Его ответ меня просто поразил. Он сказал: «А зачем? У нас ввели закон, по которому за кражу машины дают 15 лет тюрьмы, и теперь машины не крадут».

Недавно я ездил из России в Финляндию на машине, где за нарушения правил дорожного движения установлены довольно большие штрафы. Как ни удивительно, но те люди, которые в России не соблюдают правила дорожного движения, пересекая границу с Финляндией, моментально становятся законопослушными!»

Эти примеры говорят о том, что если бы в нашей стране была введена эффективная система законодательных мер, при которой жить честно станет выгодно, а брать и давать взятки - очень невыгодно, тогда коррупция в обществе значительно снизится!

Теперь о радикальных мерах, которые необходимо использовать в России.

Как избавиться от взяточничества и коррупции в особо крупных размерах? Во-первых, необходимо ввести мощный экономический противовес корыстной заинтересованности во взятке. Взятка должна быть экономически очень невыгодна !

Уважаемые защитники прав взяточников: вспомните террористический акт в театре на Дубровке и взорванные самолеты Ту-134 и Ту-154. Этих событий никогда бы не произошло, если бы не коррупция правоохранительных органов. Введя жесткое наказание за взяточничество в особо крупном размере, мы введем не жестокое наказание, мы обеспечим уничтожение коррупции и вместе с ней - уничтожение многих пороков общества, источником которых является коррупция. Мы подрубим один из мощных корней преступности, наркомании, сексуального рабства, работорговли и других пороков общества.

А если кого-то из чиновников не остановит введение такой жесткой меры, то жалеть их тем более не нужно, потому что за деньги такой человек продаст родную мать и всех вместе взятых россиян. От таких чиновников нам нужно без сожаления избавляться, как от раковой опухоли, чумы и проказы.

Для обеспечения эффективной борьбы со взяточничеством сотрудников правоохранительных органов необходимо поощрять в размере 50% суммы штрафа за взятку. Если, скажем, правоохранительные органы поймают за руку взяточника, берущего $100 тысяч, они в качестве вознаграждения должны получить $200 тысяч, но не из государственного кармана, а из штрафа, который должен заплатить взяточник. Это даст возможность победить коррупцию не за счет налогоплательщиков, которым коррупция и так обходится очень дорого, а за счет самих взяточников .

Теперь о казни взяточников. В России за взятку в размере от $50 тысяч должна быть предусмотрена не физическая, а публичная политическая казнь с широким освещением ее средствами массовой информации. Взяточник должен быть публично и пожизненно лишен права занимать какие-либо государственные посты и любые «взяткоемкие» должности, то есть должности, на которых имеется возможность брать взятки. Он должен быть пожизненно лишен всех привилегий и званий. Он должен быть лишен всех надбавок к пенсии и получать только минимальную пенсию. Неплохо бы организовать «сайт позора», где были бы изложены подробности дел и политической казни коррупционеров. Думается, этот сайт стал бы одним из самых посещаемых российских сайтов. Политическая казнь коррупционеров должна совершаться без права реабилитации. Срок тюремного заключения за взяточничество не должен подлежать уменьшению ни при каких обстоятельствах.

Как только брать взятки в России станет невыгодно, их сразу же перестанут брать!

Мы предлагаем не ужесточение наказания за взяточничество. Мы предлагаем полную ликвидацию коррупции в нашей стране путем создания мощных экономических рычагов противодействия коррупции, путем создания мощных противовесов корыстной заинтересованности коррупционеров, а также путем политической казни взяточников. При этом люди естественным образом перестанут брать и давать взятки, подобно тому как наши водители соблюдают правила дорожного движения в Финляндии. Коррупция в нашей стране будет уничтожена за деньги самих же коррупционеров. Раковая опухоль коррупции на теле экономики нашей страны будет вырезана. Без введения подобного рода радикальных мер ликвидация коррупции в России представляется невозможной.

При этом уволятся все сотрудники правоохранительных органов, ГИБДД, все государственные чиновники, все преподаватели и врачи, которые работали на своих должностях из-за возможности получить взятки. Но это и хорошо! Это сделает наше общество более безопасным, уровень наркомании и преступности в России начнет сокращаться, безопасность на дорогах станет выше. Уничтожение коррупции даст положительный импульс к развитию экономики, к совершенствованию законодательства, и в конечном итоге к процветанию нашей страны.

Далее вкратце рассмотрим основные меры, предложенные Национальным Антикоррупционным Советом Российской Федерации. В этом нам поможет «Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции» от 6 апреля 2010 года.

С момента создания Совета (это было в мае 2008 года) и утверждения Национального плана противодействия коррупции, а это был июль 2008 года, прошло практически два года. Что мы с вами сделали? Как минимум одну вещь мы смогли сделать: мы создали нормативную базу, практически завершено формирование той нормативной базы, которая должна являться основой для противодействия коррупции в ближайшее время.

Налажена также антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. На сегодняшний день такую экспертизу прошли около 800 тысяч различных законов и их проектов.

Ещё одним направлением реализации Национального плана стало совершенствование организационных основ противодействия коррупции. Во всех государственных органах созданы подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Президиумом Совета осуществляется мониторинг их работы.

Благодаря концентрации усилий правоохранительных органов на борьбе с коррупцией в 2009 году по сравнению с 2008-м число зарегистрированных преступлений против интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления выросло на 6,5 процента, а количество выявленных фактов взяточничества – на 5 процентов. Всего было выявлено в прошлом году 13 тысяч фактов взяточничества.

Увеличилось и количество привлечённых к ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления. Так, пресечены факты преступной деятельности исполняющего обязанности вице-премьера Республики Карелия, вице-губернатора Курганской области, заместителей губернаторов Брянской, Волгоградской, Орловской областей, должностных лиц правительств Амурской и Новосибирской областей, председателя Государственной Думы Ставропольского края.

Всё это результат более целеустремленной и эффективной работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности.

Ключевой задачей Национального плана названо повышение прозрачности работы судов. Каждый суд должен иметь официальный сайт, на котором будут размещаться принятые решения. Такие сайты уже созданы во всех арбитражных судах и федеральных судах общей юрисдикции. С 2008 года работает специализированная база решений, которые содержат решения всех 112 арбитражных судов. Все судебные акты публикуются на портале в течение пяти суток. С июля этого года публиковать информацию о решениях в открытом доступе должны все суды включая мировые.

С самого начала работы президиумом Совета был организован мониторинг выполнения положений Национального плана в федеральных округах. Назовём его основные результаты. В 76 субъектах Федерации приняты законы, регламентирующие вопросы противодействия коррупции.

Завершается процесс принятия региональных целевых программ противодействия коррупции. Правда, в ряде регионов: в Амурской, Брянской, Саратовской, Ярославской областях, – их финансирование явно недостаточно.

Анализ хода выполнения Национального плана помогает выработать векторы дальнейшего развития государственной антикоррупционной политики. С этой целью подготовлен проект Национальной стратегии противодействия коррупции. Её принятие соответствует международным обязательствам нашей страны и позволит определиться с базовыми направлениями работы на перспективу.

Безусловным приоритетом стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а ключевыми принципами – предупреждение и профилактика коррупции, уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизация их последствий. Подготовлена и новая редакция Национального плана противодействия коррупции, рассчитанного на 2010–2011 годы. В нём систематизирован перечень задач органам государственной власти всех уровней.

Уничтожение коррупции будет способствовать тому, что наша страна станет мощной, экономически сильной державой, будет занимать лидирующие позиции на мировой арене. Мы не будем зависеть от американского доллара и евро, нам не будут страшны различного рода мировые кризисы.

Стенографический отчёт о заседании Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] http://www.korupcii.net/

Мы уже говорили о том, что коррупция-это система. И противодействие ей тоже должно быть системным, направленным на осуществление такой стратегии, которая обеспечивала бы условия стабилизации общественных отношений. Общественные отношения ярче всего проявляются в экономической и социальной сферах. Существуют разные точки зрения на роль государства в экономике. Одни эксперты считают, что необходимо максимальное сокращение степени влияния на экономику и социальную сферу. Недаром на заре перестройки в начале 90-х годов прошлого столетия руководство страны выдвинуло лозунг: «Рынок отрегулирует экономику сам». Что из этого вышло - мы можем оценить сегодня. Да, с точки зрения противодействия коррупции, мысль была здравая, поскольку в государстве всегда были, есть и будут инстанции, в которых возникает возможность получить взятки, откаты. Но в государстве, где самым большим приоритетом для общества является подчинение законам, число «присутственных» мест минимально, а риск для взяточников очень велик. Часто велик настолько, что делает невыгодным получение незаработанного бонуса. Так что же? Может быть надо, не мудрствуя лукаво вернуться к административно-командной системе? Но все мы понимаем абсолютную невозможность такого возврата. Тогда остается третий путь, которому, пожалуй, нет альтернативы. Этот путь заключается в четком законодательном регулировании экономики и очень жестком контроле со стороны государства за соблюдением законов с введением принципов неотвратимости наказания за коррупцию. Чтобы понять важность этого тезиса, поговорим о материальных последствиях коррупции.

  • 1. Расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, в результате государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения им бюджетных обязательств. По разным оценкам в «тени» сегодня находится более 40 % экономики. Масштабы и распространенность коррупции в определенной мере объясняются просчетами в экономической и правовой политике в конце 80-х годов прошлого века, которая, по существу, позволила легализоваться так называемому «теневому» капиталу и проникнуть в частный бизнес криминальным элементам. Это было неизбежно, так как выбранный государством путь перехода к рыночным отношениям в экономике был беспрецедентным по скорости преобразований и абсолютно стихийным из-за отсутствия необходимой законодательной базы. Законодательная база в полном смысле слова «лепилась» на ходу и такие вопросы как декларирование доходов, должное налогообложение, приобретение и накопление капитала и т.д. не были регламентированы и привели к криминализации экономических отношений уже на первом этапе
  • 2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.
  • 3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь - из-за нарушений в ходе приватизации (искусственные банкротства, рейдерство, государственный и криминальный рэкет и т.д.), очень часто по сговору с чиновниками.
  • 4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, при реализации государственных и муниципальных целевых и ведомственных программ, что сказывается на бюджетных проблемах страны. Особенно критичным это становится в периоды финансовых и экономических кризисов, так как приводит к резкому ухудшению благосостояния населения.
  • 5. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов», от чего также страдает потребитель - народ.
  • 6. Ухудшается положение не только потребителей, но и отечественных производителей, так как не работают механизмы защиты собственности, бездействует антимонопольное законодательство, гигантскими темпами растут поставки импортных товаров и услуг.
  • 7. У участников рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. В связи с этим ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства и обновления основных фондов.
  • 8. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях, что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит и к снижению эффективности экономики в целом.

Рассматривая влияние коррупции на состояние экономики государства, необходимо остановиться подробнее на основополагающих базовых конструкциях государственного устройства, без которых невозможно существование самого государства. Одной из таких конструкций является государственный бюджет. Наполнение бюджета осуществляется за счет налогов, которые платит бизнес и рядовые граждане. Все мы являемся налогоплательщиками и, следовательно, вправе требовать от государства эффективного расходования бюджетных средств и справедливого распределения ресурсов. Точно также государство несет ответственность перед гражданами за наполнение государственного бюджета. Таким образом, граждане должны получать достоверную и открытую информацию о бюджете страны не только в виде общих цифр доходов и расходов, но и об эффективности управления бюджетом и государственными фондами. Основной антикоррупционный фактор здесь - прозрачность бюджета. Причем, речь идет не только о бюджете страны, но и о бюджетах регионов и муниципальных образований. В РФ в бюджете есть статьи, абсолютно закрытые даже для депутатов Государственной Думы, которая принимает бюджет. Кстати, в США закрытых статей нет, более того - все расходы свыше 1,0 миллиона долларов доступны для широкого обсуждения. Поэтому, наверное, антикризисный план Полсона, вынесенный на обсуждение конгресса США, содержал более пятисот страниц доказательного текста, а Российский план - несколько страничек. Надо понимать, что именно закрытость и не информированность - прямой путь к коррупционным правонарушениям. Главный механизм предотвращения нарушений в бюджетной сфере - парламентский и общественный контроль. Но, к сожалению, система исполнительной власти в России пока еще является весьма закрытой для граждан и бизнеса. Например, при таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 % вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов Правительства РФ, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1% и сокращением инфляции на 0,46 %.

Широко распространенная коррупция сдерживает процесс развития, замедляет экономический рост стран ввиду порождаемой ею инерции и неэффективности, тем самым, возлагая невидимое бремя налогов на жителей страны. Завышенная (благодаря взяткам и другим злоупотреблениям) стоимость сделок передается в виде высоких цен потребителям, повышая стоимость жизни населения, той его части, которая имеет низкий уровень доходов. Административные решения в этом случае принимаются уже на основе объективных критериев, поскольку контракты на выполнение государственных заказов получают не компании, которые предлагают наиболее низкие цены, а компании, которые дали наиболее крупные взятки. Позднее эти компании возвращают себе предоставленные ими в виде взяток деньги за счет снижения качества выполняемых ими государственных заказов. Не удивительно, что вслед за этим мосты и здания рушатся, дороги смываются после первых дождей, дамбы прорывает, и многие деревни оказываются под водой (из доклада Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом»).

Строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, жилищно-коммунальное хозяйство так тяжело поддаются реформированию как раз по причине огромных по величине откатов за получение подрядов. На протяжении последних десяти лет население России наблюдало беспрецедентный рост цен на жилье. Всем понятно, что таких цен быть не может, что они в десятки раз превышают себестоимость строительства, но кто-нибудь взял себе за труд посчитать настоящую стоимость 1 квадратного метра жилья в домах разной категории за вычетом взяток и откатов. А потом мы удивляемся, почему национальный проект «Доступное жилье» оказался самым проблемным. Поэтому Президент страны и Премьер-министр лично занимаются национальными проектами, хотя есть достаточное количество должностных лиц, ответственных за эффективность реализации Национальных проектов и Государственных целевых программ.

Государственные и региональные целевые программы также являются базовой конструкцией и одновременно механизмом, позволяющим государству правильно и четко распределять государственные и региональные финансы, решая самые актуальные проблемы страны и регионов, и одновременно удовлетворять нужды и потребности населения страны. Это в идеале. Реально ситуация осложняется тем, что формирование и утверждение программ является в большинстве случаев результатом лоббирования со стороны заинтересованных лиц в зависимости от уровня программы (губернаторы, мэры, министры, депутаты, олигархи, руководители крупнейших компаний и т.д.) Лоббирование - процесс далеко не бескорыстный, если он не регламентирован законодательно. А Федерального закона «О лоббировании» в России до сих пор нет. Большой опасностью для реализации программ является недофинансирование или прекращение финансирования, что ведет к ликвидации недовыполненной программы или затягиванию сроков выполнения на неопределенное время. А ведь на программу уже были затрачены средства, часто очень большие. На вопрос, где эти средства и где результат ответа не будет, но определенная часть чиновников свою мзду уже сняла. И вот что самое интересное - в данном случае мы не можем сказать, что закон молчит. В Бюджетном кодексе Российской Федерации (главный финансовый документ страны) четко сказано, что бюджет должен быть ориентирован на результат, дано определение программ, метод их формирования, регламентация по срокам исполнения, определен орган контроля за реализацией - Счетная палата РФ и соответственно Контрольно-счетные палаты регионов. К сожалению, сложилась ситуация, когда законодательство не гарантирует результат. Отсутствие правоприменительной практики резко снижает эффективность самых важных для страны решений. Если мы спустимся на уровень любого муниципалитета - мы увидим такую же картину.

Земельно-имущественные отношения:российская программа приватизации 1992 года как основной источник коррупции при смене общественного строя. Земельный вопрос в России всегда был самым сложным. Его решение было равносильно хождению по минному полю. Одним из главных лозунгов Октябрьской революции был лозунг «Земля крестьянам». Прошел почти век, а земельный вопрос так и не отрегулирован. Не так давно принят Земельный кодекс Российской Федерации, но он в основном касается земель поселений, т.е. около 7% всей территории и вводит ограниченную частную собственность на землю, оставляя на откуп чиновников местного уровня решение вопросов на многие миллионы рублей. Надо сказать, что выдача разрешений на оформление земли под дачными участками, так называемая «дачная амнистия» уже превратилась в настоящее мучение для миллионов россиян и в гигантскую кормушку для местных чиновников. Вот, казалось бы, прекрасное решение, принятое лично В.В. Путиным в интересах всех граждан страны, было извращено чиновниками до неузнаваемости. Но зато, сколько людей кормится вокруг дачной амнистии. И это не только чиновники. Это бабушки, которые занимают очередь с ночи, а потом продают ее. Это посредники, которые помогают оформлять необходимые документы, пользуясь связями с местными органами власти. Ведь не наездишься, например, из Москвы в Тверскую область. Это судейские и прокурорские работники, рассматривающие многочисленные жалобы. В общем, все при деле и при деньгах, в проигрыше только конкретные граждане, оформляющие свои участки.

Не оставляет сомнения тот факт, что в начале 90-х годов XX века произошла смена общественно-экономической формации в России. При таких глубочайших социально-экономических преобразованиях не могло не произойти и кардинальных изменений в сфере общественных отношений. Они стали определяться тем, какой статус получил человек в результате этих изменений, на какой уровень иерархической лестницы он поднялся или наоборот опустился. Этот статус стал зависеть от того, какую долю общественного пирога он получил. Понятно, что владение землей, имуществом, недрами, основными производственными фондами давало неоспоримые преимущества в новом общественном устройстве. То есть надо было придумать схему, при которой бы безболезненно и бескровно образовалась новая политическая и экономическая элита общества, а все население оказалось бы в сфере рыночных отношений и научилось обходиться без государственного патернализма, но при этом было уверено, что получило свою долю общественного пирога. И такая схема была придумана А.Б. Чубайсом - «отцом» российской приватизации. В 1992 году была принята Программа приватизации, в результате реализации которой каждый гражданин страны получил свою долю собственности в виде ваучеров, что положило начало гигантскому переделу собственности в интересах определенных лиц и групп влияния. Осуществление таких масштабных акций по переделу собственности без использования коррупционных схем попросту невозможно. Надо сказать, что в начале 90-х годов был принят еще один документ «Закон о собственности в РФ», который фактически передал российские предприятия, т.е. основные фонды в пользование, владение и распоряжение действующим на то время директорам предприятий. Они получили огромные права, например, право сдачи помещений предприятий и научно-исследовательских институтов в аренду. Контроля за их деятельностью практически не было. Этим было обеспечено молчание и повиновение директорского корпуса при проведении приватизации в России.