Гарантии минфин по 44 фз. Банки, выдающие банковскую гарантию. Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий

Для того чтобы принять участие в тендере, компании необходимо обеспечить свои обязательства. Сделать это можно, например, при помощи банковской гарантии. Но как получить такой документ и в любое ли кредитное учреждение можно обратиться для его оформления? Разбираемся в данной статье.

Требования к банкам, имеющим право выдавать банковскую гарантию

Первоначально необходимо определиться с тем, что представляет собой банковская гарантия. Законодательством предусмотрено два способа обеспечения финансовых обязательств участниками тендеров: залог и банковская гарантия. Второй вариант удобнее, поскольку позволяет поставщикам не выводить крупные суммы из оборота во время участия в торгах. Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство одного участника сделки (гаранта), взятое им по просьбе другого участника (принципала), уплатить денежную сумму третьей стороне (бенефициару) при наступлении особых условий по договору при предъявлении требования об уплате бенефициаром. Проще говоря, банковская гарантия - это обязательство финансовой организации погасить материальный ущерб (выплатить денежную сумму) указанной в договоре стороне при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником условий заключенного с данной стороной договора.

Все банковские гарантии можно разделить на пять видов в зависимости от сферы их применения:

  • гарантия на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на обеспечение заявки;
  • таможенная гарантия;
  • гарантия возврата авансового платежа;
  • гарантия в пользу налоговых органов.

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Гарантия на исполнение обязательств по контракту . Предоставляется победителем торгов заказчику и является законодательно необходимым условием при заключении госконтракта. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения условий контракта исполнителем банк выплачивает кредитору гарантийную сумму.

Банковская гарантия на обеспечение заявки . Ее предоставляют участники конкурсов или аукционов при подаче заявки на участие. Документ является гарантией исполнения победителем своих обязательств по подписанию контракта с заказчиком.

Таможенная гарантия. Это обязательство кредитной организации, гарантирующее оплату исполнителем таможенных платежей. Такая гарантия дает отсрочку таможенных платежей, предоставить ее необходимо таможенным органам.

Гарантия возврата авансового платежа . Иногда условиями контракта предусматривается получение аванса исполнителем. Прежде чем получить денежную сумму, поставщик обязан предоставить заказчику гарантию возврата авансового платежа. Документ призван обезопасить заказчика от нецелевого расходования аванса.

Гарантия в пользу налоговых органов. Предоставляется налоговым органам для обеспечения уплаты налоговых платежей. К примеру, гарантия возврата возмещенного НДС дает право получить налоговый вычет по НДС без проведения камеральной налоговой проверки и в сжатые сроки.

Чтобы получить банковскую гарантию, нужно обратиться в банк, который выдает данные документы. Однако не все кредитные организации имеют такие полномочия.

Требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, определяются целями получения документа. К примеру, гарантия по статье 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее - 44-ФЗ) или гарантия в пользу налоговых органов в обязательном порядке должна быть выдана банком, удовлетворяющим условиям статьи 74.1 НК РФ. Так, предоставить такую гарантию имеют право только те финансовые организации, которые включены в специальный перечень банков. С ним можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Для того чтобы кредитная организация попала в данный перечень, на текущий момент она должна соответствовать следующим требованиям, то есть иметь:

  • лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком РФ;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб.;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный Банком России на дату направления информации;
  • отсутствие задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Требования к банкам, выдающим гарантию для участия в тендере по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее - 223-ФЗ), не прописаны. На практике же заказчики выдвигают довольно жесткие условия. Так, кредитное учреждение хоть и не должно в обязательном порядке быть внесено в перечень банков Министерства финансов, но ему необходимо, например, находиться в ТОП-50 лучших банков или даже в ТОП-10 по реестру Минфина России.

Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий

Как уже говорилось ранее, перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и которые соответствуют требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 44-ФЗ, публикуется на сайте Министерства финансов РФ. Данный реестр ведется и обновляется на основе данных, которые предоставляет Центральный банк РФ.

44-ФЗ выдвигает жесткие требования к кредитным организациям, которые имеют право выдавать банковские гарантии. Список банков сокращается: если еще совсем недавно он насчитывал более 300 кредитных организаций, то сегодня в перечень Минфина входит 203 банка. Реестр обновляется довольно часто - на протяжении месяца выкладывается до пяти обновленных списков. За этой информацией потенциальным участникам тендеров необходимо регулярно следить, поскольку одни банки могут появляться в перечне, а другие - исчезать из него.

Большая часть фигурантов реестра Минфина - крупнейшие российские банки. Обязательно присутствуют и региональные кредитные организации.

Выбирать банк для получения банковской гарантии только на основании списка Минфина не стоит. Во-первых, у всех банков разные условия и требования к принципалу; во-вторых, не все банки занимаются выдачей гарантий для обеспечения в сфере госзакупок: то есть, право выдавать такие документы они имеют, но этим правом не пользуются. Таким образом, потенциальный участник тендера должен выбирать банк заранее, поскольку отбор и выяснение условий могут занять значительное количество времени.

Как выбрать банк, предоставляющий банковские гарантии по ФЗ-44

Выбор банка только по реестру Минфина, как уже отмечалось ранее, - не совсем верный подход. Наличие финансового учреждения в данном перечне - далеко не единственный критерий отбора. Необходимо обратить внимание и на некоторые другие факторы, по которым можно выделить наиболее выгодные условия получения банковской гарантии. К таким факторам относятся:

  • условия предоставления банковской гарантии;
  • сумма и срок банковской гарантии;
  • процентная ставка;
  • срок возмещения платежа;
  • обеспечение при выдаче банковской гарантии.

Условия предоставления банковской гарантии . Как правило, сюда включается размер вознаграждения банка за выдачу документа. Гарантия предоставляется не бесплатно, комиссия составляет фиксированный процент, который зависит от гарантийной суммы, сроков предоставления документа и внутренних регламентов финансового учреждения. Средний размер вознаграждения варьируется и также зависит от наличия либо отсутствия залога.

Сумма банковской гарантии. Большинство банков при определении суммы документа ориентируются на финансовую устойчивость потенциального участника торгов. В каждом конкретном случае такая сумма определятся индивидуально. Нельзя забывать и о том, что у любой кредитной организации есть свой «потолок» по общему размеру всех выданных банковских гарантий. По закону он составляет 25% от суммы собственного капитала.

Процентная ставка . Очень важный момент, поскольку ни одна компания не застрахована от неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту. Если исполнитель все же не смог выполнить условия договора, то банк, выступивший гарантом, возвращает бенефициару гарантийную сумму. Ставка в этом случае у каждой финансовой организации разная, она может варьироваться в пределах 10–30%.

Срок возмещения платежа. Когда сумма по гарантии уже выплачена, компания, владеющая гарантией, должна возместить банку деньги с процентами. Обычно срок возмещения составляет не более одного года.

Обеспечение при выдаче банковской гарантии. Это всем известный залог. Сегодня банки весьма придирчиво относятся к разновидностям залога при предоставлении своих гарантийных обязательств. Большинство кредитных учреждений предпочитают в качестве залога недвижимое имущество, но в некоторых случаях можно получить банковскую гарантию под комбинированный залог.

Итак, для оформления банковской гарантии вам важно правильно выбрать кредитное учреждение. Однако самостоятельно искать банк среди более чем 200 финансовых учреждений слишком долго, тем более непрофессионалу бывает сложно разобраться во всех нюансах сделки, включая оформление гарантии. Ускорить процесс поможет обращение в брокерскую компанию.

Источники:

  • 1 https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/

Перечень банковских гарантий и порядок их предоставления в полной мере регламентируются Федеральным Законом РФ №44 и требованиями Министерства Финансов Российской Федерации. Такие гарантии применяются в подавляющем большинстве случаев для обеспечения комплекса обязательств по контрактам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для принятия гарантии со стороны заказчика в качестве непосредственного обеспечения нужно в обязательном порядке создать такие условия, чтобы такая процедура полностью соответствовала законодательным требованиям.

Для понимания того, какие особенности имеет реестр банков, выдающих банковские гарантии по 44-ФЗ, нужно ознакомиться с правовой основой, с требованиями и содержанием, нюансами получения, сроками действиями, возможными основаниями для отказа, а также с исчерпывающим списком гарантий.

Что это такое

Понятие банковских гарантий определяется действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации. Оно представляет собой обязательство финансовой организации, составленное в письменной форме, по оплате в пользу кредитора денежной суммы на основании специального требования.

Другими словами, если участник закупочной процедуры не выполняет собственные обязательства перед заказчиками, то все издержки за него возмещаются банками. В дальнейшем поставщики должны погашать сложившиеся долговые обязательства перед кредитными организациями.

Выделяются следующие ключевые звенья:

  • гарант, которым является банк;
  • принципал – поставщик или любой другой участник закупки;
  • бенефициар – заказчик.

В некоторых случаях добавляется еще один субъект — брокер, который является посредником между участниками сделки.

Принципалы по банковским гарантиям в обязательном порядке предоставляют эти гарантии для обеспечения исполнения перечня собственных обязательств.

Что касается бенефициаров, то они являются выгодоприобретателями. Именно они имеют законные основания для обращения в банки за возмещением убытков, в случае нарушения обязательств второй стороной.

Муниципальные и государственные заказчики для обеспечения закупочных заявок в рамках Федерального Закона №44 принимают банковские гарантии, которые выдаются банками, включенными в специальный реестр.

Актуальный список дополнительно регулируется нормами статьи №74.1 действующего Налогового Кодекса Российской Федерации.

Правовая основа

Корректное исполнение обязательств правового характера обеспечивается благодаря принудительным мерам. Одним из наиболее популярных способов обеспечения является так называемый специальный метод, который применяется только при наличии определенной типологии обязательств.

В соответствии с нормами статьи №329 Гражданского Кодекса РФ, исполнение актуальных обязательств чаще всего обеспечивается:

  • неустойками;
  • удержанием объектов недвижимого имущества, находящихся в личной собственности должника;
  • поручительством;
  • задатками;
  • банковскими гарантиями;
  • прочими способами, перечень которых регулируется законодательством или положениями соглашений.

Стоит отметить, что вышеуказанный перечень не является исчерпывающим и закрытым, что, в свою очередь, предусматривает возможность дополнения в случае необходимости.

Договорами могут использоваться и другие меры, направленные на своевременное исполнение обязательств. При этом в таких документах могут прописываться не указанные в Кодексе способы.

Требования

В тех случаях, когда речь заходит об обеспечении исполнения определенного перечня обязательств по реализации условий государственного контракта с помощью банковских гарантий, в силу могут вступать не только требования Гражданского Кодекса, но и дополнительные условия, указанные в ФЗ №44.

Среди базовых требований следует выделить следующие:

Требование №1 Банковские гарантии в рамках операций по государственным закупкам могут быть выданы только одной из аккредитованных финансовых организаций. Другими словами, банк должен быть включен в единый реестр компаний, предоставляющих рассматриваемый тип гарантий в целях налогового обложения.

Полноценный список включает в себя больше 300 компаний. Перечень подлежит обязательному пересмотру один раз в 60-90 дней. Важно помнить о том, что гарантия, выданная другой организацией, не может использоваться в виде обеспечения по государственным и муниципальным контрактам.

Требование №2 Полученная гарантия в обязательном порядке вносится в специализированный реестр, размещенный в единой государственной информационной системе. Допускается закрепление актуальной информации в закрытых базах данных. Особенно часто это встречается в тех случаях, когда предполагается работа с данными, относящимися к государственной тайне.
Требование №3 Банковские гарантии могут быть предоставлены как в электронном, так и в письменном виде В первом случае происходит подтверждение с учетом использования ЭЦП. Что касается письменного аналога, то его оформление должно в полной мере соответствовать требованиям, содержащимся в Постановлении Правительства Российской Федерации №1005.

В соответствии с нормами статьи №45 Федерального Закона РФ №44 банковские гарантии не могут быть отозваны ни при каких обстоятельствах.

  • сумму гарантии, которая должна быть оплачена в пользу заказчика — также допускаются случаи для сумм, которые оплачиваются по причине некорректного исполнения обязательств принципалом;
  • перечень обязательств принципалов, исполнение которых обеспечивается благодаря банковским гарантиям;
  • полный список обязанностей гарантов по совершению процедуры оплаты неустойки в определенном размере за каждый конкретный день просрочки обязательств;
  • условия для фактического поступления денежных средств на счета заказчиков;
  • установленные сроки действия гарантий с учетом требований федерального законодательства.

Допускается указание права заказчика на бесспорное списание капитала с индивидуального банковского счета текущего гаранта. Это возможно только в том случае, если банк не может удовлетворить требования в течение 5 рабочих дней.

Что касается судебных постановлений, которые подтверждают факт неисполнения принципалами собственных обязательств, то они не могут быть переданы заказчикам. Следовательно, данное условие никогда не включается в содержание.

Особенности получения

В первую очередь заинтересованной стороне нужно определить финансовую организацию, которая будет выступать в качестве непосредственного гаранта в рамках исполнения контрактных условий. Выбор может осуществляться только из того списка банков, который содержится на официальном портале Минфина РФ.

Необходимо обратить наиболее пристальное внимание на факт того, что многие банки требуют открытие счета именно в конкретной организации.

В дальнейшем важно уточнить условия, на основании которых выбранный банк сможет предоставить гарантию участнику контракта. Все выданные банковские гарантии в пользу ООО или АО подлежат обязательной регистрации в едином реестре ЕИС. Эта норма регулируется статьей №45 Федерального Закона №44.

Банки, выдавшие участникам закупочных мероприятий соответствующие гарантии, вносят сведения об организациях в реестр в самостоятельном порядке на следующий день после непосредственной выдачи обеспечения. Что касается случаев, когда выданная гарантия не вносится в реестр, заказчики обязуются отказаться от ее принятия.

Срок действия

В рамках федерального законодательства банковские гарантии могут быть выделены в пользу участников государственных торгов в целях обеспечения заявок. Именно поэтому сроки действия подобных гарантий могут быть самыми разнообразными.

Согласно нормам статьи №44 рассматриваемого нормативного акта, срок действия гарантии не может быть меньше 60 дней с момента окончания заявительных сроков.

Согласно статье №96 все того же ФЗ №44, срок действия БГ должен обязательно быть выше 30 дней, чем тот временной промежуток, в течение которого продолжает действовать контракт по закупке.

Безотзывная

Банковские гарантии безотзывного типа считаются наиболее надежными способами обеспечения имеющихся обязательств. Это обуславливается тем, что такой гарантийный инструмент не может быть отозван финансовыми организациями даже в ситуации возникновения чрезвычайных обстоятельств. Другими словами, гаранты обязуются полностью выполнять взятые обязательства.

Статья №378 Гражданского Кодекса Ф содержит в себе данные о том, что обязательства гарантов перед непосредственными бенефициариями завершают свое действие:

  • после выплаты суммы средств, которая соответствует гарантии;
  • после окончания определенного промежутка времени, на который гарантия была выдана;
  • в результате отказа бенефициара от своих прав;
  • по причине заключения специального соглашения о досрочном прекращении конкретного обязательства.

Основания для отказа

Среди оснований для отказа в принятии банковских гарантий стоит выделить следующие:

  • отсутствие подробного описания о гарантии в едином реестре;
  • несоответствие гарантии тому перечню условий, которые прописываются в статье №44 Федерального Закона Российской Федерации №44;
  • несоответствие перечню требований, который включается в закупочное извещение или в приглашении о принятии участия в определении компании, которая будет являться поставщиком или исполнителем.

Важный момент заключается в том, что в случае отказа от принятия гарантии в установленный срок, который не превышает три рабочих дня, заказчик должен уведомить компанию, выделившую гарантию, о свершившемся факте.

Информирование осуществляется в письменном или электронном формате. Дополнительно прописываются причины, послужившие в качестве объективных оснований для предъявления отказа.

Реестр банковских гарантий

Банковские гарантии, которые со стороны непосредственных участников закупочных процедур для обеспечения заявок, должны включаться в особый реестр, который размещается на портале единой информационной системы Российской Федерации.

В качестве исключений можно выделить только те гарантии, которые передаются для обеспечения тендеров, если соответствующие заявки связаны с засекреченной информацией.

Каждый конкретный банк передает в пользу принципалов выписки из единого реестра гарантий. Финансовая организация, занимающаяся выдачей, включает актуальные сведения о процедуре в рассматриваемый реестр. На реализацию данной процедуры отводятся одни сутки.

Что касается ведения реестра и особенностей размещения информации в едином реестре данных, то эти процедуры проводятся компетентными подразделениями Федерального казначейства.

В реестр банковских гарантий могут быть на законных основаниях включены следующие документы и данные:

  • подробные наименования и фактические места размещение организаций, выдающих кредит, а также идентификационный налоговый номер;
  • если в процессе участвует альянс компаний или международный конгломерат, то указываются ИНН всех организаций или иностранный аналог обозначения;
  • название и место регистрации поставщиков, исполнителей и подрядчиков, которые выступают в качестве принципалов + ;
  • сумма денежных средств, которая указывается в документации по банковской гарантии, подлежащая обязательной выплате, если участники закупки не смогли реализовать собственные обязательства – на основании требований Федерального Закона №44;
  • актуальные сроки действия гарантий;
  • копии гарантий, кроме тех случаев, когда информации о них должна вноситься в закрытые информационные массивы;
  • прочие сведения и документация, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Современная экономическая реальность предлагает множество способов уклонения от выполнения своих договорных обязательств. Поэтому в наиболее важных сферах, таких, как государственные закупки, регламентируемой 44-ФЗ, законодатель предлагает рынку использовать дополнительные способы обеспечения исполнения обязательств. Среди них – банковская гарантия, обеспечивающая выполнение обязательства по заключению тендерного контракта, возврата авансового платежа в случае отказа от выполнения контракта, и аналогичные обязательства.

Банковские гарантии должны быть действующими и реально выданными банками. Это значит, что они должны быть подписанными уполномоченными банковскими менеджерами и должны отражаться на балансе. Кроме того, кредитные учреждения должны резервировать средства, составляющие часть от номинала гарантии, за счет которых будет произведено погашение обязательства.

При этом банки должны отвечать ряду специальных требований, установленных статьей 74.1 Налогового Кодекса. Банки, которые имеют право выдавать такой вид обеспечения обязательств в сфере госзакупок, вносятся в специализированный список, который ведет Министерство финансов. Есть свои нормы, регламентирующие и учет гарантий. Кроме того, что их наличие можно проверить по банковской отчетности, они должны быть внесены в специальный .

Для того, чтобы попасть в список Минфина, банк должен отвечать требованиям, установленным Налоговым кодексом. Эти требования распространяются на банки, которые имеют право давать гарантии по налоговым обязательствам юридических лиц. Они же допущены к выдаче обеспечений, имеющих силу в системе госзакупок. Заказчик откажется принять обеспечение, если выдавший его банк отсутствует в списке. При этом следует учитывать, что даже в случае, если закупка регулируется законом №223-ФЗ, в качестве дополнительного требования заказчик может установить обязательное нахождение эмитента в перечне.

Перечень банков обновляется ежемесячно.

Ознакомиться с ним можно на сайте Минфина. Политика Центрального банка по контролю за кредитными учреждениями приводит к тому, что этот список резко сократился за последние годы и сейчас в него входит менее трехсот организаций. Если ЦБР выявил какие-либо обстоятельства, препятствующие нахождению банка в списке, например, размер его собственных средств опустился ниже установленного предела, то в течение 5 дней с момента выявления этих обстоятельств он направляет информацию о необходимости корректировки перечня в Минфин. То, в свою очередь, исключает банк из реестра.

Клиенты банков в этом случае оказываются в сложной ситуации, при том, что их обеспечение еще действует, формально оно не соответствует требованиям, предъявляемым 44-ФЗ. Заказчик может потребовать его замены или аннулирования контракта. Но поставщикам не следует серьезно опасаться этой ситуации. Даже в случае отзыва лицензии у банка, арбитражный суд встанет на их сторону и подтвердит отсутствие необходимости замены обеспечения. Сформировалась обширная судебная практика, посвященная этому вопросу. В любом случае, поставщик должен проявлять должную меру ответственности и предусмотрительности и при выборе своего контрагента и обращать внимание на финансовые показатели банка и его репутацию еще до заключения договора.

Критерии, предъявляемые к банкам

Требования, которым должно соответствовать кредитное учреждение для того, чтобы попасть в список Минфина, достаточно строги. Требования сформировались на основании мониторинга текущей ситуации в финансо-кредитной сфере и являются объективными, должным образом обеспечивающими интересы заказчика.

Банки, предоставляющие банковскую гарантию в соответствии с 44-ФЗ, должны:

  • иметь собственный капитал в размере не менее миллиарда рублей;
  • иметь действующую лицензию, полученную не позднее, чем за пять лет до включения в список;
  • не попасть под действие мер, применяемых ЦБ РФ для финансового оздоровления кредитного учреждения.

В списке выдающих этот вид обеспечения учреждений можно найти и , и региональный Кошелев-Банк. Не обязательно находится в первой сотне рейтинга, на практике в списке есть небольшие, но финансово устойчивые банки.

Выпасть из списка кредитное учреждение может в случае, если оно находится в состоянии, близком к банкротному. Как считает Минфин, реестр банков по выдачи банковских гарантий позволяет контролировать финансовое положение кредитных учреждений. Информация в реестре обновляется ежемесячно. Следует принять во внимание, что наличие организации в списке не означает автоматически то, что она оказывает услуги по выдаче тендерных гарантий. Есть банки, которые рассматривают это направление бизнеса как профильное для себя, а есть кредитные учреждения, которые выдают обеспечение на разовой основе и только постоянным клиентам. Конечно, постоянным клиентам со стабильными оборотами по расчетным счетам, обеспечение будет предоставлено быстрее и с меньшей комиссией, чем юридическому лицу, которое впервые обратилось в конкретную кредитную организацию.

Работая с реестром и выбирая контрагента нужно обращать внимание и на размер комиссии за предоставление этой услуги. Он зависит от специализации на этой конкретной теме, срока действия обеспечения, суммы, условия о безакцептном списании и наличия дополнительного залога, предоставляемого принципалов гаранту.

Зеркала списка Минфина, в случае его недоступности из-за каких-либо профилактических работ на сервере министерства можно найти на страницах кредитных брокеров, работающих в сфере госзакупок. Плюсом таких дополнительных списков будет то, что брокеры отметят банки, выбывшие из списка, и если клиенты уже начали работу с ними по получению гарантии, они смогут своевременно остановить ее и выбрать другой банк.

Кто и как ведет реестр гарантий?

Интересы заказчика в сфере госзакупок обеспечивает не только список банков, но и реестр выданных ими обеспечений. За ведение списка гарантий отвечает Федеральное казначейство.

Оно же выдает эмитетнам гарантий электронные сертификаты, которые позволяют вносить информацию в реестр. Попадают в него только гарантии, выданные в соответствие с законом №44-ФЗ.

Если же она выдается исходя из требований законов №223-ФЗ (закупки компаниями с госучастием). 214-ФЗ (долевое строительство) и других аналогичных, необходимости учитывать ее в реестре не установлено. А это значит, что достоверность документа можно проверить только направлением запроса в банк или проверкой изменения оборотов в отчетности по соответствующей строке. Случаи так называемых «серых» гарантий бывают и риска отказа в приеме обеспечения по этой причине следует избегать.

Как внести гарантию в реестр?

После того, как банковская гарантия выдана, оформлена в виде бумажного электронного документа, ее эмитент не позднее следующего рабочего дня после выдачи обязан внести информацию о ней в реестр. Информация предоставляется в электроном виде и подписывается усиленной электронной подписью. На основании занесения информации формируется выписка, которая предоставляется бенефициару. Точно также в кратчайшие сроки вносится в реестр и информация о внесении любых изменений в условия гарантии. Все банковские гарантии, банки, их выдавшие и государственные контракты также учитываются в системе учета данных по государственным закупкам. Эта информация доступна только непосредственным участникам процессов в этой сфере.

Закрытая и открытая информация

Так как среди государственных контрактов некоторые находятся в сфере, связанной с государственной тайной, информация о них засекречена. Точно также засекречена и информация, связанная с перечнем предоставленных банковских гарантий по обеспечению обязательств по таким контрактам.

Как получить выписку из реестра?

Выписка может потребоваться не только для предоставления ее бенефициару вместе с гарантийным письмом. Выдавать ее обязаны по требованию любой из сторон гарантийного обязательства, а также по запросу определенных государственных органов. Если информация находится в засекреченной части списка, то на запрос и ответ ставится гриф «секретно» и выдается она в особом порядке с соблюдением всех требований по защите государственной тайны. В ином случае она будет предоставлена по запросу заявителя и подтвердит наличие его обеспечения в списке.

Следует учитывать, что отсутствие банка в перечне и отсутствие гарантии в реестре может привести к отказу заказчика принять обеспечение. В худшем случае, поставщик тут может оказаться в перечне недобросовестных, в лучшем – ему придется оформлять новое гарантийное письмо. Следует избегать этих ситуаций и оформлять документы согласно требованиям закона, сотрудничая только с кредитными учреждениями, чья стабильность подтверждена Минфином.