Факторы производства. Проблема выбора. Предмет экономической теории Вопросы для самопроверки

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

2. Изучить предмет и метод экономической теории.

1. Исторический процесс развития экономической науки

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

2. Предмет экономической теории

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

3. Метод экономической теории

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

Субъективистский;

Неопозитивистско-эмпирический;

Рационалистический;

Диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

Он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

Он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

Он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Заключение

Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
  3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
  4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
  5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
  6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
  7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
  9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
  10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
  12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ЗАДАНИЯ

1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?

2. Какие формы умозаключений вы знаете?

3. Дайте определения следующим понятиям:

Анализ –

_____________________________________________________________________________

Синтез –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Индукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дедукция –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сравнение –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Аналогия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Антиномия –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Апория –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.

А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ТЕСТЫ

7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита» дано определение одной из теорий как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». Речь идет о:

а) физиократах;

б) меркантилистах;

в) экономических теориях средневековых схоластов;

г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:

а) монетаризма;

б) марксизма;

в) теории общественного выбора;

г) классического институционализма.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЗАДАЧИ

9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай – порядка 20 млн. центнеров.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПРОБЛЕМЫ

10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

ЗАДАНИЯ

13. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

15. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ТЕСТЫ

(выберите правильный ответ и обоснуйте его)

16. Кривая производственных возможностей экономики показывает:

а) точные количества двух благ, которые собирается производить общество;

б) лучшую из возможных комбинаций двух благ;

в) альтернативные комбинации двух благ, которые можно произвести при наличии данного количества ресурсов;

г) верно все перечисленное выше.

17. Гражданин хранит деньги на банковском счете, годовая ставка банковского процента равна 5%. Гражданин желает подписаться на журнал, при этом он учитывает, что подписка на один год стоит 10 долл., на два года – 18 долл. Определите, в какую сумму обойдется ему подписка на второй год:

18. Если линия производственных возможностей А в стране Банангладеш сдвинется из положения 7 в положение 2, то это будет означать, что:

а) в стране увеличилась эффективность производства продукта А;

б) в обществе увеличилась эффективность производства продукта Б;

в) произошло вовлечение в экономику новых, ранее не занятых ресурсов;

г) общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости.

19. Студент учится в университете, получая стипендию 200 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, получая 1000 руб. Альтернативные издержки обучения в университете:

20. Иван хочет продать партию товара за 10 млн. руб. Покупатель предлагает ему вексель на сумму 10,5 млн. руб. сроком на 1 месяц. При каком проценте годовых по месячным вкладам ему стоит согласиться:

ЗАДАЧИ

21. Пусть Василий затрачивает 1 час на производство табуретки и 2 часа на производство стола, а Иван – 2 часа на производство табуретки и 1 час на производство стола.

A) Как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов?

Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов?

B) Каковы альтернативные издержки производства первого и последнего стола, изготовленных суммарными усилиями по технологии Ивана?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


22. Пусть технология позволяет производить 2 табуретки за 1 человекочас и 3 стола за 2 человекочаса.

A) Как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 человек в рамках 40-часовой рабочей недели?

Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуреток и сокращается на четверть продолжительность рабочей недели?

B) Каковы альтернативные издержки производства 1 табуретки в первом случае и альтернативные издержки производства 1 стола во втором случае?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

23. Билет на аттракцион «Колесо обозрения» приносит чистый доход 1 долл. Среднее число посетителей в день – 500 человек при 300 рабочих днях в году. Если ставка процента по депозитам – 5% годовых, сколько бы вы отдали за аттракцион?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

24. Джон Мейнард Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад». Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику России?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

25. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  • Вопрос №4: Рациональное экономическое поведение.
  • Модели человека в экономической системе. Беккер*
  • Билет №5. Понятие рынка и условия его возникновения. Субъекты рынка.
  • Билет №6. Трансакционные издержки, их виды и границы рынка.
  • Билет №7. Экономические и неэкономические блага. Товар.
  • Билет №8. Деньги: возникновение, эволюция, функции. Деньги и экономия трансакционных издержек.
  • Билет №9. Спрос и его факторы. Функции спроса. Спрос и величина спроса. Цена спроса.
  • Билет №10. Полезность, предельная полезность и субъективная ценность. Спрос и убывающая предельная полезность.
  • Билет №12. Предложение в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах.
  • Билет №13. Равновесие на рынке благ. Равновесная цена и равновесный объем. Дефицит и излишек как ценовые явления.
  • Билет №14. Излишек потребителя и излишек производителя.
  • Билет №15. Эластичность спроса и эластичность предложения. Прямая и перекрестная эластичность спроса по цене.
  • Билет №17. Издержки фирмы: бухгалтерские и экономические, постоянные, переменные и предельные.
  • Билет №18. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • Билет №19. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии. Проблема «мертвого убытка».
  • Билет №20. Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Херфиндаля.
  • Билет №21. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. Открытая, закрытая, естественная монополия.
  • Билет №22. Общая характеристика рынков факторов производства. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Закон убывающей отдачи переменного ресурса.
  • Билет №23. Рынок труда и заработная плата.
  • Билет №24. Рынок услуг капитала.
  • Билет №26. «Несовершенства» рыночного механизма и необходимость государственного вмешательства в экономику.
  • Теорема невозможности Эрроу:
  • Парадокс Кондорсе:
  • Билет №28. Ввп и методы его исчисления по расходам и доходам и по добавленной стоимости. Проблемы двойного счета.
  • 1. Метод добавленной стоимости.
  • Билет №29. Номинальный и реальный ввп. Дефлятор ввп. Фактический и потенциальный ввп
  • Билет №30. Система национальных счетов. Взаимосвязь показателей ввп, внд, чвд, нац. Доход, личного дохода, располагаемого дохода.
  • Билет №31. Основные цели и инструменты макроэкономической политики государства. Фиаско государственного регулирования.
  • Билет №32. Совокупный спрос и его составляющие. Кривая ad и факторы её смещения.
  • Билет №33. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая as и факторы её смещения.
  • Билет №36.Макроэкономическое равновесие в модели «кейнсианский крест» и «сбережения – инвестиции»
  • Билет №37. Безработица: причины, виды, измерения. Естественная норма безработицы
  • Остальные знать по желанию:
  • Мультипликатор расходов можно так же выразить и через предельную склонность к сбережению (мрs):
  • 1) Инфляционному разрыву и 2) дефляционному разрыву.
  • Билет №42.Структура банковской системы в рыночной экономике. Функции Центрального и коммерческих банков.
  • 1) Эмиссионные 2) неэмиссионные (коммерческие).
  • Билет №43.Процесс создания банковских депозитов. Мультипликатор денежного предложения (m).
  • Банки могут создавать депозиты путем:
  • Билет №44.Деньги, денежная база и компоненты денежного предложения: денежные агрегаты м1, м2 и другие ликвидные активы (квази-деньги).
  • Билет №45.Теория спроса на деньги: неоклассическое и кейнсианское объяснение спроса на деньги.
  • Билет №46.Стимулирующая и сдерживающая денежно-кредитная политика. Монетарное правило м.Фридмена (автоматическая денежно-кредитная политика).
  • Основные инструменты денежно-кредитной политики:
  • Билет №47.Принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Кривая Лаффера.
  • Принципы налогообложения:
  • Билет №48.Стимулирующая и сдерживающая налогово-бюджетная политика.
  • Билет №49.Определение инфляцию и ее изменение. Умеренная и галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Открытая и подавленная инфляция.
  • Виды инфляции.
  • Основное уравнение теории денег имеет вид
  • Билет №52. Социально-экономические последствия инфляции (перераспределение национального дохода, инфляционный налог, эффект Танзи-Оливеры и др.)
  • Билет №54. Теории международной торговли (абсолютные и сравнительные преимущества, теорема Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева)
  • Теорема Хекшера-Олина
  • Парадокс Леонтьева
  • Билет №55. Платежный баланс и его структура. Дефицит платежного баланса
  • Билет №56.Обменный курс валюты: номинальный и реальный, фиксированный и плавающий
  • Вопрос №1: Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Предмет экономической теории.

    Экономическая теория – это наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми

    Наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов (труд, земля, финансовые, технические)

    Наука об использовании различных ресурсов (товары) и распределение их между членами общества

    Наука о повседневной деловой жизни людей. Излечение средств существования и использования этих средств

    Наука о богатстве (до Смита)

    Наука о денежном или рыночном хоз-ве (Смит)

    Наука об изучении закономерностей выбора р.р. (Роббинс)

    Изучает:

    Рассматривает вопросы, касающиеся лично каждого человека (например: ? товаров на 1 рубль)

    Рассматривает вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека.

    Изучает вопросы торгово-промышленного предпринимательства.

    Изучает проблемы, стоящие перед обществом и нации в целом.

    Теорию нужно изучать для того, чтобы уметь ориентироваться в социальной и экономической обстановке.

    Американец Самуэльсон сформулировал главные вопросы экономики:

    ЧТО? Проблема выбора.

    КАК? Проблема выбора технологии.

    ДЛЯ КОГО? Вопрос распределения.

    КОГДА? Выбор во времени. Меньше – колбасы, но больше – станков для колбас, чтобы потом больше колбасы. Вкладывание денег во имя будущего.

    Ограниченность и проблема выбора в экономике.

    Редкость = ограниченность = дефицит  Блага используются по-разному => проблема редкости связана с альтернативой. Редкость предопределяет выбор использования ресурсов.

    Проблема выбора – последствие ограниченности ресурсов

    Выбор возможен, если есть из чего выбирать, то есть несколько возможных вариантов

    В процессе выбора анализируются варианты и выбирается наилучший, а остальными мы жертвуем. Соответственно – наилучший из вариантов – альтернативная возможность

    Вероятность выбора данного варианта растет, чем больше выгода.

    Любая экономическая ценность является одновременно альтернативной ценностью.

    В процессе экономического выбора, общество старается удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами, то есть мы экономизируем

    Вопрос №2: Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика.

    Микроэкономика – такой раздел эк.т., который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Механизм рыночного ценообразования находится в центре микроэкономического анализа.

    Макроэкономика – приставка «макро» означает «большой» - занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Несмотря на разницу в масштабах исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» - некоторые проблемы, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов эк.т.

    Экономическая теория – наука о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение.

    Экономическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных результатов. Во многом успешность экономической политики зависит от того, насколько полно и правильно используются государством достижения позитивной и нормативной экономической теории.

    Экономика, при которой ресурсы государства не используются в полном объеме или для производства запланированного количества продукции не хватает ресурсов, называется неэффективной .

    "

    Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в Соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяй­ство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домовод­ство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его Изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего Хозяйства».

    За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» зна­чительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо боль­ше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира.

    В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

    Во-первых, экономика - это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и ду­ховного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовле­творения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как создан­ную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

    Во-вторых, экономика - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего огра­ниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общест­ва; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

    Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяет­ся на два: «экономика» и «экономике». Первое означает хозяйство, то есть экономику все непосредственном, натуральном проявлении, а второе - экономическую науку, а точнее - экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, Определенности понимания экономики.

    Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономике» в его русском написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не назы­вает по-русски физическую науку «физике», а математическую - «математике», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало бы взамен термина «эко­номике» употреблять словосочетание «экономическая теория».

    Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

    Так что в целом экономика - это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству, как уже упоми­налось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направлен­ных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизнен­ных потребностей.

    Предмет экономической науки

    Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами науч­ной экономики были философия и социология.

    Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия - предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представите­ли этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулиро­ванию предмета экономики как науки.

    Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей со­здание и использование материальных благ, получение материальных средств сущест­вования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А.Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося ан­глийского экономиста А.Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу инди­видуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созда­нием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому определению эко­номическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обра­щение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.

    В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограничен­ность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки со­стоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограничен­ных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится со­поставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможно­стей использования этих средств.

    Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего миро­вую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения эко­номической теории как «налаживание и осуществление потребления и производст­ва», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.

    Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П.Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

    1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

    2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, го­вядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами обще­ства в целях потребления.

    3. Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.

    4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области по­требления и производства.

    5. Наука о богатстве.

    Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению эконо­мической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона и В.Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория - это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцеле­вое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Опре­деление несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

    Думается, можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя эконо­мическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ре­сурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяют­ся, обмениваются средства жизнеобеспечения.

    Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Соглас­но этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяю­щих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

    1. Что следует производить и в каком количестве?

    2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

    3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

    Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй - технологию, а на третий - сферу потребления производимого продукта.

    Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный про­дукт, как увязать производство и потребление.

    Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают отдельные ученые-экономисты: что, как, зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, исполь­зовать его.

    Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле дей­ствий, проникая в другие области, в особенности - в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потреб­ление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений - в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с фи­лософией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информати­кой, математикой, с рядом естественных наук.