Экономическое развитие российской империи в период капитализма. Продовольственный экспорт Российской империи в XIX- начале ХХ вв. и социально-экономическое развитие страны: уроки для современной России. Формы землепользования и владения

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

В современной науке выделяют три эшелона модернизации:

  1. Страны с высоким уровнем развития капитализма (Англия, Франция, США)
  2. Страны со средним (Германия, Япония) и слабо-средним (Россия, Австро-Венгрия) уровнем развития капитализма
  3. Страны слабого развития капитализма (страны Латинской Америки, Африки, Азии)

На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

Особый характер капитализма рубежа веков отмечали многие ученые и политики, в частности английский экономист Джон Гобсон. По его версии (а также по В.И. Ленину) характерными признаками империализма являются:

  1. создание в промышленности крупных объединений, предприятий – монополий (провести аналогию с современными ТНК – транснациональными корпорациями), диктующих свои правила игры на рынке;
  2. образование в результате слияния банковского капитала с промышленным нового, более маневренного и активного, увязывающего в единую систему банки, предприятия, связь, сферу услуг, типа капитала - финансового;
  3. вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом, что позволяет получать сверхприбыль за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, дешевого сырья и низких цен на землю;
  4. экономический раздел мира между союзами монополий;
  5. политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны.

Монополии: крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта товаров. Основные формы монополий:

Картель: участники сохраняют производственную самостоятельность, при этом совместно решают вопросы объема производства, сбыта продукции, прибыль распределяется согласно доле участия;

Синдикат: сохраняется производственная и юридическая самостоятельность предприятий, определяются объем производимой продукции, цены, условия продажи; централизован сбыт;

Трест: участники теряют производственную, а часто и юридическую состоятельность; чаще всею возникают в отраслях, производящих однородную продукцию;

Концерн: многоотраслевое объединение с сохранением самостоятельности в управлении, но с полной финансовой зависимостью

Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с проявлением общих закономерностей в России имелись свои особенности монополистического капитализма. Это было обусловлено рядом факторов.

Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

В-четвертых, национальных - различный уровень экономического и социокультурного состояния многочисленных народов империи также предопределял своеобразие российского монополистического капитализма.

В процессе монополизации в России можно выделить четыре этапа:

1880-1890-е гг. - возникновение первых картелей на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынков сбыта, усиление банков;

1900-1908 гг. - создание крупных синдикатов, банковских монополий, концентрация банков; 3. 1909-1913 гг. - создание синдикатов «по вертикали», объединявших предприятия по закупке сырья, по его производству и сбыту; возникновение трестов и концернов; сращивание промышленного «банковского капиталов, создание финансового капитала;

1913-1917 гг. - возникновение государственно-монополистического капитализма; сращивание финансового капитала, монополий с государственным аппаратом.

Россию принято относить ко второму эшелону модернизации. Существуют разные точки зрения исследователей на вопрос об уровне развития капитализма в Росси: средний или слабо-средний. Кроме того, наряду с мнением о «догоняющем» характере российской модернизации (формационный подход) существует мнение и об особом пути развития России, о ненужности и бесперспективности «гонки за лидером» (цивилизационный подход).

Особенности

  1. В России железнодорожное строительство развернулось до промышленного переворота, явившись мощным стимулом, с одной стороны, индустриального развития страны, с другой - капиталистической эволюции всего народного хозяйства.
  2. Система российского фабричного производства во многих отраслях промышленности складывалась без прохождения предшествующих стадий - ремесла и мануфактуры.
  3. В другой последовательности в России происходило и оформление кредитной системы. К началу XX в. эта система была представлена прежде всего крупными и крупнейшими акционерными коммерческими банками, а бурный рост средних и мелких кредитных учреждений приходился лишь на время предвоенного промышленного подъема.
  4. Наблюдался быстрый рост различных форм экономической организации производства - мелкотоварной частнокапиталистической, акционерной, государственно-капиталистической, монополистической, а затем государственно-монополистической.
  5. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.
  6. Создалась высокая степень концентрации производства и рабочей силы.
  7. Важная особенность капиталистической эволюции России состояла в том, что огромную роль в экономической жизни, становлении основных элементов новых отношений играло самодержавное государство. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь выражалось:
  • в создании казенных заводов (военное производство), которые были исключены из сферы свободной конкуренции;
  • в государственном контроле за железнодорожным транспортом и строительством новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству);
  • в том, что государству принадлежала значительная часть земельных угодий;
  • в существовании значительного государственного сектора в экономике;
  • в установлении государством протекционистских тарифов, предоставлении государственных кредитов и заказов;
  • в создании государством условий для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа (Витте), ликвидировавшая биметаллизм и установившая золотое обеспечение рубля, его конвертируемость).

Государство активно покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи. В страну стали поступать значительные иностранные инвестиции. Но на развитие российской экономики отрицательно влияли следующие факторы:

  • многоукладный характер экономики - наряду с частнокапиталистическим, монополистическим и государственно-монополистическим сохранялись мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнический и натурально-патриархальный (община) уклады;
  • неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;
  • зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, в результате чего Россия тяжело пережила кризисы 1898 - 1904 и 1907-1910 гг.;
  • сочетание высоких темпов развития экономики с низкой производительностью труда (в 2-3 раза ниже, чем в Европе), отставанием в производстве продукции на пушу населения и технической вооруженности труда;
  • российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений, она так и не вышла из сословных рамок гильдейского купечества;
  • наличие мощного бюрократического капитала, представлявшего собой громадное государственное хозяйство - колоссальный земельный и лесной фонды, шахты и металлургические заводы на Урале, Алтае, в Сибири, военные заводы, железные дороги, государственный банк, предприятия связи, которые принадлежали казне и управлялись не буржуазными, а феодально-бюрократическими методами.

Промышленность

Для России была характерна цикличность.

Кризис 1900-1903 гг. – падение цен, сокращение производства, массовая безработица.

1901 – паровозостроительный синдикат «Продпаровоз»

1902 – синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа»

1904-1908 гг. – спад темпов промышленного производства (депрессия).

С 1909 промышленный подъем, связанный с ростом военных заказов, широким вложением финансовых (в том числе и иностранных) средств. Удельный вес отечественной продукции на мировом рынке вырос почти вдвое.

2-е место в мире – добыча нефти

4-е – машиностроение

5-е – добыча угля, железной руды, выплавка стали

В то же время по производству электроэнергии Россия стояла на 15-м месте в мире, а некоторых отраслей (автомобиле- и самолетостроения) вообще не было. В производстве промышленных товаров на душу населения Россия отставала от ведущих капиталистических стран в 5-10 раз.

Сельское хозяйство

Несмотря на ускоренное развитие промышленности, ведущим по удельному весу в экономике страны оставался аграрный сектор. 82% ее населения было занято в этой отрасли. Она занимала первое место в мире по объему производимой продукции: на ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 25% мирового экспорта пшеницы. Особенности сельского хозяйства:

  • зерновая специализация сельского хозяйства, приведшая к аграрному
  • перенаселению и истощению земель;
  • зависимость от цен на зерно на внешнем рынке в условиях усилившейся конкуренции со стороны США, Аргентины, Австралии;
  • маломощность основной массы крестьянских хозяйств, прирост продукции отмечался только в помещичьих хозяйствах и хозяйствах зажиточных крестьян (не более 15-20% всех крестьян);
  • месторасположение России - «зона рискованного земледелия», что при низкой технологии сельского хозяйства приводило к хроническим неурожаям и голоду;
  • сохранение полукрепостнических и патриархальных пережитков в деревне Аграрный сектор был включен в процесс модернизации лишь частично. Именно проблемы сельского хозяйства стали главным стержнем экономической, социальной и политической жизни страны начала века.

Таким образом, Россия вступила на путь модернизации с отставанием от Западной Европы. Противоречия в развитии российской экономики были связаны именно с недостаточностью втягивания ее отдельных секторов в модернизацию. Серьезным тормозом на пути экономического развития являлись самодержавие и политическое засилье дворянства.

Финансы

В условиях монополистического капитализма финансовая система России определялась государственной и частной формами банковского капитала. Главное место занимал Государственный банк, выполнявший две центральные функции: эмиссионную и кредитную. Он оказывал поддержку банковским монополиям, занимался государственным кредитованием промышленности и торговли. Дворянский земельный и Крестьянский поземельный государственные банки способствовали укреплению капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Вместе с тем своей кредитной политикой они поддерживали помещичье землевладение.

Заметную роль играла система акционерных коммерческих банков, принимавших активное участие в развитии кредитной системы.

В России шла концентрация и централизация капитала крупными акционерными банками (Русско-Азиатской, Петербургский международный, Российский для внешней торговли, Азовско-Донской). Они объединяли 47% всех активов. На их основе сложилась финансовая олигархия, тесно связанная с бюрократией и крупным дворянством. Она проникла во все сферы экономики, оказывала сильное влияние на социально-политическую жизнь страны.

В конце XIX - начале XX в. государственная финансовая система находилась в тяжелом положении. Не помогло ни установление винной монополии в 1895 г., ни проведение денежной реформы 1897 г. На государственный бюджет непосильным бременем ложились расходы на содержание бюрократического и полицейского аппарата, огромной армии, ведение агрессивной внешней политики, подавление народных выступлений.

Сильный удар по государственным финансам нанес кризис 1900-1903 гг. Правительственная казна была фактически опустошена попытками спасти убыточные промышленные предприятия и поддержать разваливающуюся банковскую систему. После русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. государственный долг России достиг 4 млрд. рублей. Правительство пыталось сократить дефицит бюджета за счет увеличения прямых и косвенных налогов, сокращения расходов на экономические, военные и культурные преобразования. Крупные правительственные иностранные займы временно поддерживали финансовую систему, однако годовые платежи по ним накануне первой мировой войны достигли огромной цифры в 405 млн. рублей.

Транспорт

В отличие от других отраслей народного хозяйства транспортная система в начале XX в. не претерпела значительных изменений. Железнодорожный транспорт занимал ведущее место во внутренних перевозках грузов и пассажиров. Однако широкое государственное строительство железных дорог было свернуто из-за нехватки средств. Попытки организовать частное железнодорожное строительство не дали положительных результатов. По общей обеспеченности рельсовыми путями Россия значительно отставала от стран Западной Европы и США. Огромную территорию нелегко было охватить разветвленной железнодорожной сетью. Строительство в 80-х годах XIX в. железной дороги в Средней Азии (от Красноводска до Самарканда) и Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) в 1891-1905 гг. явилось значительным шагом в решении этой транспортной проблемы.

По-прежнему важную роль играли водные пути сообщения. Речной флот России по своей численности превосходил флотилии других стран и был хорошо оснащен. Собственный морской торговый флот был малочисленным. Основная часть российских грузов перевозилась иностранными кораблями.

Крайне незначительно увеличилась сеть шоссейных дорог. Россия оставалась страной трактов и проселков, на которых преобладали гужевые перевозки. Автомобиль в то время был предметом роскоши для привилегированных сословий.

В целом для экономики России начала XX в. характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. Во многом государство брало на себя инициативу в развитии капиталистических отношений, используя опробованные в других странах методы подъема экономики. В начале XX в. было значительно сокращено отставание России от ведущих капиталистических держав, обеспечена ее экономическая независимость и возможность проведения активной внешней политики. Россия превратилась в среднеразвитую капиталистическую страну. Ее прогресс опирался на мощную динамику экономического развития, что создавало огромный потенциал для дальнейшего поступательного движения. Оно было прервано первой мировой войной.

Реформы С. Ю. Витте

Оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства, активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением монархии. В своей работе Витте широко использовал научные и статистические данные. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия.

При Витте значительно расширилось вмешательство государства в экономику: помимо таможенно-тарифной деятельности в области внешней торговли и юридического обеспечения предпринимательской деятельности, государство поддерживало отдельные группировки предпринимателей (прежде всего связанные с высшими государственными кругами), смягчало конфликты между ними; поддерживало некоторые области промышленности (горно-добывающую и металлургическую промышленность, винокурение, железнодорожное строительство), а также активно развивало казенное хозяйство. Особое внимание Витте уделял кадровой политике: издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием, добивался права комплектовать личный состав по опыту практической работы. Ведение делами промышленности и торговли было поручено В. И. Ковалевскому.

В целом по инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия:

усиление роли государства в экономике:

Введение единых тарифов на железных дорогах;

Государственное регулирование внутренней и внешней торговли через I систему налогов;

Сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

Расширение государственного сектора в промышленности;

Активизация деятельности Госбанка;

Введение государственной монополии на торговлю спиртным; 2) укрепление частного предпринимательства:

Гибкое налоговое законодательство;

Борьба с дефицитом бюджета;

Укрепление национальной валюты (денежная реформа 1897 г. отменила биметаллизм и ввела золотой эквивалент рубля);

Умеренный протекционизм в отношении иностранных инвесторов.

Витте предложил ряд мер, направленных на разрушение общины и превращение крестьянина в собственника земли, а также на улучшение положения рабочих. Программа Витте не нашла должной поддержки в ближайшем окружении паря.

Несмотря на далеко не полное осуществление своих планов, Витте сделал многое для превращения России в индустриальную страну. При нем было начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД, существенно укрепились финансы, уменьшился дефицит бюджета. Власти не хватило прозорливости пойти по пути реформ «сверху» и осуществить политическую модернизацию страны. Следующая попытка изменить облик России была произведена «снизу», в ходе революции 1905-1907 гг.

P.S. Налоги и повинности народов Сибири в начале XX века (Лев Дамешек)

Неравномерность раскладки налогов и податей, высокие их размеры порождали устойчивые и многочисленные недоимки, отмечаемые у всех категорий коренных жителей. У оседлых «инородцев» Енисейской губернии за 5 лет (1895 - 1900) недоимка по государственным земским повинностям составляла в среднем 62%, по частным земским повинностям- 71,4 %. У кочевых «инородцев» эти показатели составляли соответственно 19,5 и 32,8 %. Несоответствие размеров налогов уровню платежеспособности сельского аборигенного населения порождало недоимки и по другим идам податных платежей. Источники отмечают хронические недоимки по уплате подушной и оброчной податей -основного вида податного обложения оседлых аборигенов. В Енисейской губернии недоимки по подушным сборам составляли 15,7, оброчным - 7,5%. Замечаемое по временам некоторое сокращение недоимок по окладным платежам объясняется отнюдь не повышением платежеспособности аборигенов, а беззастенчивым выколачиванием их царскими властями, особенно при взыскании местных податей. При этом широко практиковались конфискация имущества и пpoдажа его с торгов, арест родоначальников и сельских старшин, другие формы административного принуждения, вплоть до посылки воинских команд. Но, несмотря и на эти меры, недоимки постоянно возрастали. В Тобольской губернии, например, после перевода части кочевников в категорию оседлых податная система легла на инородцев еще тяжелее. В 1891 г. недоимки исчислялись в 87566 руб., что составляло 140 % годового оклада, в 1901 г.- уже 98023 руб. В Якутской области в 1892 г. недоимки по земским платежам составляли 187 664 руб. К 1900 г. благодаря «стараниям администрации» размер их сократился до 116 589 руб., однако дальнейшее взыскание недоимок оставалось для местной администрации проблематичным.

В итоге отметим, что в рассматриваемый период подати и повинности коренного населения Сибири по форме и содержанию носили смешанный характер. В совокупном обложении народностей края на долю местных и личных обязанностей приходилось Ее менее 50% денежных платежей. Подати и повинности оседлых аборигенов на практике ничем не отличались от податных обязанностей русского крестьянства. Однако наиболее характерной формой податных обязанностей кочевых и бродячих «инородцев» - абсолютного большинства коренного населения - был ясак.

Вам также может быть интересно.

Территория России в XIX веке охватывала значительную часть Восточной Европы, Северную Евразию, Аляску и Закавказье и составляла 18 миллионов квадратных километров. Численность населения постоянно увеличивалась: 1801 – 37 млн. человек, 1825 – 53 млн. человек, середина XIX века – 74 млн. человек.

Сельское хозяйство было основой экономики. 90% населения составляло сельское население. Размещение населения по территории страны было неравномерным – большая часть проживала в европейской части. Плотность населения была невелика. Население было многонациональным (русские, украинцы, белорусы, татары, якуты, мордва и т.д.) и исповедовало разные религии (православие, старообрядчество, ислам, буддизм, католичество, язычество).

Население делилось на характерные для феодализма группы, составленные по признаку происхождения и рода занятий - сословия. Основных сословий было шесть:

1. –духовенство – 215 тысяч человек – включало всех служителей церкви, считалось привилегированным сословием.

2. – дворянство – господствующее сословие насчитывало 225 тысяч человек (0,5% всего населения), самое богатое и образованное сословие, которое поставляло кадры для высшей бюрократии и командного состава армии. На вершине государственной власти находилось около 1000 гражданских и военных чиновников первых четырех классов Табели о рангах. Главная привилегия – монопольное владение землей и крепостными крестьянами. 70% помещиков были мелкопоместными, т.е. имели в собственности до 21 души мужского пола. Делилось на потомственное и личное.

3. – купечество – 119 тысяч человек, полупривилегированное сословие, освобождалось от ряда податей, рекрутской повинности, занимались торговлей, делилось на три гильдии: первая гильдия - имели право вести крупную внутреннюю и внешнюю торговлю, вторая гильдия – вели крупную внутреннюю торговлю, третья гильдия – вели мелкую городскую и уездную торговлю.

4. – мещанство – непривилегированное население городов – ремесленник, наемные работники, мелкие торговцы. Платили подати государству, поставляли рекрутов, не освобождались от телесных наказаний.

5. – крестьянство – самое многочисленное и бесправное сословие. Оно делилось на три группы:

- помещичьи крепостные крестьяне (около 20 миллионов человек). Наибольшая их часть проживала в центральных губерниях, а меньше всего их было в Сибири, среди населения северных и южных степных губерниях. Основные повинности – барщина (в южных черноземных губерниях) и оброк (в нечерноземных).

- государственные крестьяне (около 6 миллионов человек) – принадлежали казне и официально считались свободными сельскими обывателями. Государство предоставляло им в пользование землю и взимало оброк и налоги.

- удельные крестьяне (около 2 миллионов человек) – занимали промежуточное положение между крепостными и государственными крестьянами, принадлежали императорской фамилии.

В среде крестьянства идет процесс социального расслоения.

6. – казачество – занимало особое место в социальной структуре общества. Это военно – земледельческое сословие. К середине XIX века было создано 9 казачьих войск, которые занимались охраной южных границ империи – Донское, Черноморское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское.

Особую группу составляли малочисленные народы Севера и Сибири. Они платили ясак – особый налог в виде шкурок пушных зверей.

Сословный строй постепенно себя изживает, нельзя уже провести четкую границу между сословиями. Зарождаются классы, они формируются не на юридической, а на чисто экономической имущественной основе.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство – основа экономики. Развивается на экстенсивной основе – идет увеличение посевных площадей, а не внедрение прогрессивных технологий обработки земли. Урожайность остается невысокой (сам – три). Идет постепенное разрушение феодально – барщинной системы, так как подрывается господство натурального хозяйства. И крестьянское и помещичье хозяйства все сильнее втягиваются в товарно – денежные отношения.

А) – в нечерноземных губерниях крестьяне переводятся на оброк, это заставляет их искать дополнительные источники дохода – развиваются промыслы и отходничество.

Б) – в черноземных губерниях помещики с целью увеличения производства товарного хлеба отменяют оброк и переводят крестьян на месячину – крестьяне работают только на барщине, а помещики их кормят и одевают, их положение близко к положению плантационных рабов.

В) – развиваются крестьянские промыслы, ориентированные на рынок – ткачество, обработка кожи, шерсти, изготовление одежды, посуды. Развиваются промысловые села.

Темпы развития сельского хозяйства были медленными. Главная причина – существование крепостного права. Крестьяне не заинтересованы в результатах труда, усиление эксплуатации не дает увеличения производства продуктов. Техническая оснащенность остается на рутинном уровне. Увеличивается задолженность помещиков государству.

Промышленность.

Промышленность по территории государства была размещена неравномерно. Идет формирование экономических районов с выраженной специализацией по отраслям хозяйства.

- Центральный промышленный район – легкая и пищевая промышленность.

- Уральский – черная металлургия.

- Петербургский – металлообработка.

Российская промышленность была представлена тремя типами предприятий: мелкотоварным производством, мануфактурой и фабрикой. Преобладали первые две формы, а фабрика появилась относительно поздно – в 30 – 40 – е годы XIX века. В начале века преобладали крестьянские промыслы, активно развивавшиеся в нечерноземных губерниях России. На мануфактурах использовался труд крепостных крестьян (вотчинные и посессионные) и вольнонаемных рабочих (часто те же крестьяне, отпущенные на оброк). Доля наемного труда увеличивается, его производительность в 2 – 4 раза выше.

В 30-е годы XIX века в России начинается промышленный переворот – переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Социальная сторона - складываются классы буржуазного общества – буржуазия и пролетариат. Он растянулся до 80 – х годов XIX века. Причины: крепостнические отношения, отсутствие свободных рабочих рук и достаточных капиталов у отечественных купцов и ремесленников.

В России промышленный переворот имел свои особенности:

Огромная роль государства.

Влияние на ход промышленного переворота железнодорожного строительства (появляются первые железные дороги – Царскосельская, Варшавская, Николаевская).

Торговля.

Идет дальнейшее формирование внутреннего рынка. Главными товарами были хлеб, продукты животноводства, изделия крестьянских промыслов, продукция текстильной промышленности. Основная торговля велась на ярмарках, количество которых постоянно растет. В 1817 году важнейшая из них – Макарьевская – была перенесена в Нижний Новгород и стала действовать с июля по август. В 1826 году зарегистрировано 76 крупных ярмарок. В городах преобладала мелкая лавочная торговля.

Активно развивается внешняя торговля. Государство проводит протекционистскую политику – экспорт преобладает над импортом. Экспорт хлеба за полвека увеличился в 4 раза. Главные торговые партнеры – Англия, Германия и Франция.

Вывозили : хлеб, лен, лес, меха, пеньку, сало, шерсть, металлы, сукно.

Ввозили : металлические изделия, машины, ткани, чай, вина, сахар

Основные торговые пути проходили по рекам, строились каналы. Внешняя торговля шла через черное и балтийское моря.

Таким образом, на социально – экономическое развитие России в первой половине XIX века огромное влияние оказывало крепостное право. Консервативно – охранительная политика самодержавия оберегала интересы дворянства и стремилась сохранить крепостное право. Идет разложение феодально – крепостнической системы, но она еще достаточно жизнеспособна, натуральное хозяйство по – прежнему преобладает.


Похожая информация.


Отмена крепостного права и другие реформы I960- 1970-х гг., как уже говорилось, положили начало переходу России к индустриальному обществу, основанному на частной собственности и рыночной экономике. Главной особенностью этого перехода было то, это он осуществлялся в условиях незавершенности процесса первоначального накопления капитала и сохранения в стране многочисленных остатков традици­онного общества.

Каковы же тенденции становления индустриаль­ного общества в России?

В отраслях крупной промышленности осуществлял­ся переход от мануфактур, основанных преимуще­ственно на принудительном труде, к фабричному про­изводству. После отмены крепостного права начал расширяться внутренний рынок, в том числе и рынок рабочей силы, создавались условия для конкуренции между товаропроизводителями. В то же время предпри­ятия, находящиеся в сфере интересов государства, не были включены в систему рыночных отношений и оставались своего рода монополистами.

Процесс накопления капитала внутри страны шел достаточно медленно, и новоявленные российские пред­приниматели стремились вкладывать средства в те от­расли промышленности, которые приносили быструю и устойчивую прибыль. Поэтому в 1870 - начале 1880-х гг. преимущественное развитие получили отрасли легкой промышленности, главным образом текстильная, надолю которой приходилось свыше половины стоимости всей промышленной продукции России. Крупные центры текстильной промышленности были созданы в Москов­ской и Владимирской губерниях, Санкт-Петербурге, Лодзинском районе Польши. При активном участии тек­стильных магнатов Морозовых, Прохоровых, Рябушинских в стране были созданы банки, которые составили ядро финансовых групп, бравших под контроль российскую промышленность.

В 1870-х гг. зарождаются отечественное транспорт­ное машиностроение и рельсовое производство, и хотя Россия тогда выплавляла около 3% мирового производ­ства чугуна, рельсы на русских заводах делали из им­портного. Основные виды станков, машин, оборудования для фабрик и заводов также закупались за границей.

Отставание Российской империи от передовых государств Запада становилось угрожающим, поэтому в 1880-х гг. был взят курс на индустриализацию стра­ны. Главной силой организации процесса индустриа­лизации в России выступало государство. Его вмешательство в экономическую жизнь проявлялось в при­оритетном и льготном финансировании отдельных от­раслей промышленности, в проведении протекционист­ской таможенной и налоговой политики, в привлече­нии в российскую промышленность иностранного капитала. Внутренние источники накоплений для ин­дустриализации формировались преимущественно за счет экспорта хлеба и сырья.



Экономика огромной страны не могла развиваться без разветвленной транспортной сети. Дороги были (и остаются!) одной из главных бед России. Во второй половине XIX в. страна переживала настоящий «бум» железнодорожного строительства. К 1880 г. в европей­ской части страны частными компаниями был создан костяк железнодорожной сети (19 тыс. км). Это было время, когда в течение нескольких лет железнодорож­ные подрядчики С.С. Поляков, Д. Е. Бернадаки, и другие сколотили миллионные состояния. Чтобы возместить понесенные убытки государство стало выкупать част­ные железные дороги и организовывать их казенную эксплуатацию. Новые железнодорожные пути в стране начали строиться преимущественно государством по схеме, позволяющей связать центр и окраины и дать выход традиционным товарам российского экспорта к морским и речным портам. Протяженность железных дорог в России к началу XX в. увеличилась более чем вдвое и составила около 50 тыс. км.

В ходе железнодорожного строительства в страну с помощью займов были привлечены крупные запад­ные инвестиции, составившие около 4 млрд. руб. По­чти половина из них была направлена в горно-металлургическую, машиностроительную, химическую и тек-стильную промышленность. Иностранный капитал способствовал и введению в стране золотого денежно­го обращения, созданию банковской сети и рынка ценных бумаг. Внутренние источники индустриализа­ции в 1890-х гг. пополнялись за счет увеличения нало­гов и введения монополии винной торговли, а также роста экспорта хлеба и сырья.

Железнодорожное строительство во многом сти­мулировало индустриализацию и способствовало бурному развитию ряда отраслей отечественной промыш­ленности. В России наметился поворот к производству средств производства, хотя производство предметов потребления еще составляло 2/3 валового продукта промышленности. В 1880-х гг. Россия прекратила вво­зить паровозы и вагоны, но растущие потребности в станках и фабрично-заводском оборудовании по-преж­нему удовлетворялись за счет импорта.

В 1880- 1890-х гг. происходят значительные сдви­ги в территориальном размещении промышленности. Наряду с развитием прежних центров (Урал, Петербург, Москва) возникли новые промышленные районы: Юж­ный - угольно-металлургический, Бакинский - по до­быче и переработке нефти. Главным центром добычи угля и производства металла в стране стал Донецко-Криворожский район, в котором к концу XIX в. вы­плавляли более 40% всего чугуна. В стране складыва­лись и районы, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции: сахарной свеклы, молока, картофеля.

В ходе промышленного подъема 1893-1899гг. промышленное производство в стране увеличилось вдвое, а общий рост его объема за 40 пореформенных лет превысил 700%. Однако даже столь быстрые тем­пы развития позволили Российской империи к началу XX в. лишь незначительно сократить свое отставание от развитых государств Запада.

Не было в России и значительного слоя богатых людей. Вначале XXв. из 150 млн. человек, населявших империю, только немногим более 550 тыс. физических и юридических лиц имели годовой доход свыше 1 тыс. руб., а доход свыше 10 тыс. руб. получали около 30 тыс. человек, что вместе с членами их семей составляло 0,1% населения.

Процесс утверждения капитализма в России отли­чался тяжелыми формами эксплуатации трудящихся, нищенской зарплатой подавляющего большинства ра­ботников, произволом владельцев предприятий, отсут­ствием охраны труда и элементарных бытовых усло­вий. Поданным статистики (исследование Ф.Ф. Эрисмана), на 1000 человек рабочих на московских ткацких фабриках приходилось ежегодно от 277 до 303 увечий. Обычными для российских фабрик и заводов были квартиры коечно-каморочного типа, когда большая казарма разделялась легкими, не доходящими до по­толка перегородками на жилые семейные отсеки.

Символами модернизации аграрной страны обычно являются города. По переписи 1897 г. в России насчиты­валось 865 городов, но лишь в 19 из них численность населения превышала 100 тыс. человек, в 37 - 50 тыс. человек, и в 112проживало от20до50тыс. человек. Чис­ленность населения остальных 697 городов составляла от 400 человек до 20 тыс., и никакие признаки цивилиза­ции абсолютно не нарушали патриархальную жизнь многих уездных городов империи. В начале XX в. только в 17 городах страны была канализация и в 35 - трамваи. Среди всех жилых строений в 50 губерниях России насчитывалось лишь 3,6% каменных зданий.

Об уровне развития страны и ее месте в мире очень красноречиво свидетельствует экспорт товаров. В начале XX в. Российская империя вывозила за гра­ницу всего 6 - 8% производимых товаров, и ее доля в мировом экспорте (4,2%) была ниже доли в мировом промышленном производстве. В структуре российско­го экспорта до 50% составляло зерно, второе место занимала продукция текстильной промышленности. Россию на мировом рынке не встречали аплодисмен­тами, он уже был поделен. Попытка товарищества «Братья Нобель» пробиться на мировой рынок с ба­кинской нефтью в конкуренции с американской «Стан­дарт Ойл» оказалась безуспешной.

В начале XX в. промышленный подъем сменился в России спадом производства. Он совпал по времени с мировым экономическим кризисом 1900- 1903 гг. и был обусловлен в значительной степени сокращением при­тока иностранных капиталов в российскую промыш­ленность. Спад производства сопровождался банкрот­ством и разорением около 3 тыс. мелких и средних предприятий, ростом безработицы, снижением жиз­ненного уровня населения. Крупные промышленники использовали кризис для расширения своего влияния на рынке товаров, создания монополистических объединений, контролировавших производство, ценообра­зование и сбыт.

В первое десятилетие нового века монополии превратились в решающий фактор хозяйственно-экономической жизни России. Возникшее в 1902 г. «Общество для продажи изделий русских металлур­гических заводов» вскоре превратилось в крупнейший синдикат «Продамет», который взял под контроль про­изводство и продажу более 80% продукции металлур­гической промышленности. Синдикат «Трубопродажа» монополизировал предприятия трубопрокатного производства. В нефтяной промышленности две фир­мы - товарищество «Братья Нобель» и общество «Мазут» - с 1905 г. контролировали более 77% тор­говли нефтепродуктами. Синдикат «Продуголь» объ­единил под своим влиянием до 75% добычи донецкого угля и политикой цен или резким снижением произ­водства топлива мог влиять не только на потребителя, но и на правительство. В транспортном машиностро­ении два синдиката, «Продвагон» и «Продпаровоз», почти полностью монополизировали производство вагонов и паровозов в стране.

Вместе с тем в ходе концентрации производства в России возникали в основном монополии низших ти­пов - картели и синдикаты, которые, несмотря на серьезные успехи, не могли полностью монополизиро­вать производство. В период промыш-ленного подъема 1909-1913 гг. монополизация вышла на но-вый уро­вень. В стране стали возникать монополии высшего типа - тресты и концерны, крупнейшие комбиниро­ванные предприятия, монополизирующие все стадии производства - от добычи сырья до сбыта готовой про­дукции. Монополизация этого вида проходила под кон­тролем возникших в стране финансово-промышленных групп и при непосредственном участии правительства. Именно так были созданы военно-промышленные кон­церны на базе Путиловско-Невского объединения и Николаевского судостроительного треста, закрепившие существующую в стране тенденцию к сращиванию государственного аппарата с военно-промышленными монополиями.

В годы предвоенного промышленного подъема от­раслевая и региональная структуры промышленности России остались неизменными, общий объем производ­ства вырос на 2/3. В 1913 г. промышленность страны полностью удовлетворяла внутренние потребности в черных металлах и прокате, паровозах, вагонах и реч­ных судах, нефтепродуктах, хлопчатобумажных тканях и сахаре. Однако сложившаяся в прошлом «транспорт­ная» направленность машиностроения ставила Россий­скую империю в зависимость от импорта станков для обработки металлов, фабрично-заводского оборудова­ния, сложных сельхозмашин. Из промышленных про­дуктов Россия экспортировала лес и пиломатериалы, нефтепродукты, ткани, марганцевую руду, сахар, в незначительном количестве паровозы и рельсы.

Несмотря на бурное развитие промышленности, Россия оставалась аграрной страной. Для 3/4 ее насе­ления труд на земле был главным источником суще­ствования.

Лишь незначительная часть помещиков, преиму­щественно в западных губерниях, сумела перестроить свои хозяйства на капиталистический лад. В остальных же регионах помещичьего землевладения в течение десятилетий сохранялась отработочная система, при которой свободные крестьяне своими орудиями обрабатывали помещичью землю. В конце XIX в. из 24 гу­берний черноземной зоны отработки преобладали в 12, смешанная система - в 3 и элементы капиталисти­ческого хозяйства - в 9 губерниях.

Сильнейшее влияние на эволюцию помещичьих хозяйств оказал кризис сбыта сельскохозяйственной продукции в конце XIX в., когда американская кон­куренция почти вдвое снизила цены на хлеб на евро­пейском рынке. Дворянское землевладение стало быстро сокращаться. Земли помещиков скупали зажиточные крестьяне, купцы, предприниматели. Центр тяжести товарности сельскохозяйственного производства стал смещаться. В конце XIX в. в Евро­пейской России под посевами было занято 64,7 млн. десятин земли, из которых 72,5% приходилось на долю крестьянских хозяйств.

В пореформенный период усилилась социально-эко­номическая дифференциация крестьянских хозяйств, в ходе которой при общей тенденции деревни к осереднячиванию происходило резкое разделение крестьянства на беднейшее и зажиточное. Зажиточное крестьянство за счет покупки и аренды земли увеличивало производ­ство товарной продукции, беднейшее крестьянство попол­няло ряды наемной рабочей силы в деревне и в городе, превращаясь в социальный слой наемных рабочих с наделом земли. По военно-конской переписи в 1888 г. в 41 губернии Европейской России одну лошадь имели 40,1% крестьянских хозяйств, 2 лошади- 31,3%, 3 и бо­лее лошадей - 28,6%. В этих же губерниях 28% кресть­янских дворов были безлошадными.

Крупным регионом товарного зернового хозяйства стали в на-чале XXв.8 областей степной зоны: Бессарабская, Херсонская, Таврическая, Донская, Екатеринодарская, Сратовская, Самарская и Оренбургская. Здесь имелись благоприятные условия для создания не только индивидуальных хозяйств фермерского типа, но и крупных капиталистических сельскохозяйственных предприятий. В Таври-ческой губернии, например, име­лись капиталистические хозяйства зернового направ­ления, площадь угодий в которых составляла от 10 до 200 тыс. десятин. Так, в частновладельческом хозяйстве Фальц-Фейна в период уборки использовалось до 1100 машин (из них около 1000 крестьянских).

Российская деревня, особенно в центральных рай­онах, страдала от аграрного перенаселения. Средний размер надела на мужскую душу за пореформенные годы сократился с 3,4 до 2, 6 десятин. В результате рас­крестьянивания значительной части сельского населе­ния к 1905 г. из 14,5 млн. крестьянских хозяйств 2,2 млн. дворов были безземельными, до 5 десятин имели 2,9 млн. дворов и от 5 до 10 десятин - 5,1 млн., т. е. почти 70% крестьянских хозяйств России не имели земли или располагали наделами, которые не позволя­ли организовать товарное производство.

Попытки выбраться из нужды и нищеты удава­лись далеко не всем. Выкупные платежи, прямые и косвенные налоги поглощали до 2/3 крестьянских доходов. Расширить свое землепользование за счет аренды или покупки земли, приобрести улучшенные орудия труда крестьяне просто не могли. Отказаться от скудного надела и выйти из общины - не имели права. В поисках выхода из замкнутого круга кресть­яне занимались отходничеством, местными промыс­лами и все чаще обращали свои взоры в сторону по­мещичьих полей.

По подсчетам экономистов того времени, для ра­циональной организации сельского хозяйства России вполне достаточно было 20 - 25% работников от числа занятых в аграрном секторе экономики. Правда, для этого требовались изменения в землевладении и зем­лепользовании (нужно было что-то делать с помещичь­ими хозяйствами и крестьянской общиной), требова­лось совершенствование агротехники, применение в сельском хозяйстве машин и механизмов. Чтобы обес­печить только эти условия, нужно было решить целый комплекс взаимосвязанных социальных и производ­ственно-технических проблем.

Между тем культура земледелия в России была крайне низкой. В сельском хозяйстве продолжало гос­подствовать трехполье, и лишь в отдельных местнос­тях складывались многопольные севообороты. В лес­ных районах по-прежнему практиковалось подсечно - огневое

земледелие. Орудия сельхозтруда в большин­стве регионов России оставались на уровне XII в. Из-за дороговизны металла железные плуги входили в обиход очень медленно. Содержавшееся в крестьянс­ких и многих помещичьих хозяйствах количество ско­та не обеспечивало потребности почвы в удобрениях. Следствием этого стало падение плодородия земли и низкая урожайность, составлявшая в среднем по стра­не примерно 6,5 ц/га.

Наиболее сложным было положение в нечернозем­ной зоне, где природно-климатические условия до предела обостряли положение крестьян. Уже на рубе­же веков были созданы первые комиссии по «оскуде­нию центра». Вначале XX в. в правительстве стали разрабатывать различные проекты аграрного переуст­ройства страны, которые вскоре станут основой сто­лыпинских реформ.

Рубеж XIX - XX вв. занимает особое место в исто­рии России. Это был как бы период затишья, пери­од размышлений между двумя попытками европей­ской модернизации страны (реформы 1860 - 1870-х гг. и реформы начала XX в.). Цивилизационные преобразования происходили в стране достаточно противоречиво и непоследова­тельно. Ключевые проблемы общественного раз­вития (аграрный вопрос, совершенствование по­литического режима, догоняющий тип развития общества) по-прежнему не были решены, а соеди­нение элементов индустриального общества с сохранявшимися пережитками традиционного вели к углублению социального кризиса империи.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояли особенности России как страны «второго эшелона» капитализма?

2. Каковы основные тенденции социально- экономического развития России на рубеже XIX - XX вв.?

Литература

1. Коковцов В.И. Из моего прошлого: Воспоминания. 1903 - 1919гг.:В2кн.М, 1992.

2. Кризис самодержавия в России, 1895-1917. Л., 1984.

3. Милюков П.И. Воспоминания. М., 1991.

4. ОльденбургС.С. Царствование императора Николая II. М-, 1992.

5. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. М., 1991.

6. Тарковский К.Н. Социально-экономическая история Рос­сии. Начало XX века. М., 1990.

7. Шацилло К.Ф. Николай II: реформы или революция // Ис­тория Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - началаXX в. М„ 1991. С. 326 - 366.

8. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг.М., 1985.

9. Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация рос­сийской либеральной буржуазии. 1907- 1914ГТ.М., 1991.

10. Наше Отечество: опыт политической истории. М., 1991. Т. 1.С. 163-341 (гл. 5, 6, 7, 8).

Экономика Российской империи представляла единый народнохозяйственный организм, который имел свои особенности. Наряду с фабрично-заводской промышленностью и элементами государственно-монополистического хозяйства в России существовали мелкотоварное производство, домашний труд, крестьянские промыслы, мануфактурное производство. Свыше половины национального дохода страны приносило сельское хозяйство. Оно давало более 1/4 мирового производства хлебов, в том числе 24,8% — пшеницы; 47,5 — ржи; 35,4 — ячменя; свыше 80 — льна; 17% — картофеля. Страна занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции.
Россия быстро превращалась в индустриально-аграрное государство. С середины 1880-х гг. полным ходом шла индустриализация. Она меняла структуру народного хозяйства России в целом и ее отдельных регионов. Создавались новые отрасли — железнодорожное машиностроение, паровозо- и вагоностроение, топливная (угольная и нефтяная), химическая, электротехническая и электромеханическая, строительная индустрия. Интенсифицировались процессы урбанизации, росли города.
Развивались новые регионы: Донецко-Криворожский угольный и горно-металлургический бассейн, Бакинский нефтяной район. Складывались их связи с другими регионами, активизировались биржевые контакты за пределами России. Текстильная продукция русских фабрик находила сбыт в Персии, Китае и даже во Франции (шелковые и хлопчатобумажные ткани).
Став в последней трети XIX в. частью мировой экономики, российское народное хозяйство оказалось подвержено воздействию подъемов и спадов мирового производства. Мировой экономический кризис начала 1890-х гг. и неурожаи, пережитые Россией в 1889, 1891 и 1892 гг., на нескольких лет задержали промышленный подъем, начавшийся с 1893 г. В течение следующих шести лет промышленное производство в России почти удвоилось. В 1899— 1903 гг. российскую промышленность вновь охватил тяжелейший кризис, выход из которого затянулся на пять лет.
Наступившее в конце 1903 г. экономическое оживление в отдельных отраслях и регионах сначала было прервано военными событиями русско-японской войны (1904—1905), а затем Первой русской революцией (1905—1907), начавшейся в условиях незавершенной, проигранной Россией войны с Японией.
В обострившейся классовой борьбе большое значение придавалось вопросу, за чей счет будет осуществляться выход из кризиса. Очередное оживление отечественной промышленности (не распространившееся на табачное производство), начавшееся в 1907 г., было нарушено мировым экономическим кризисом. В 1908 г. вновь снизилась стоимость валовой годовой продукции промышленности. Самое глубокое падение (до 20—18%) произошло в нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отраслях.
В течение долговременного кризиса в структуре отдельных отраслей произошли изменения. Сократилось число грюндерских (наживавшихся на учредительской прибыли) акционерных компаний, не собиравшихся заниматься реальным производством. Силу набирал процесс концентрации промышленности, который укреплял позиции монополий, получивших к этому времени навык деловой активности. Ушли с рынка чисто иностранные (по составу правления и акционеров) компании.
Выйдя из кризиса в 1909 г., отечественные предприниматели стали активнее сотрудничать с представителями иностранного капитала. Наученные кризисом, иностранцы отдавали предпочтение совместным действиям с русскими предпринимателями, созданию смешанных компаний с участием русского капитала.
Усиление роли монополий в промышленности укрепило влиятельные силы, чуждые исторической России. Инвестиционную привлекательность для иностранного капитала и иностранных предпринимателей в России представляли возможности получения сверхприбылей в ряде отраслей российской промышленности, а также богатейшие природные ресурсы страны.
Активно развивалась транспортная система Российской империи. Совершенствовалась ее инфраструктура (производственная, социальная и рыночная), которая обеспечивала функционирование экономики. Выдающиеся ученые и инженеры, такие как Д.И. Менделеев (1834—1907) и создатель телевизионной башни на Шаболовке изобретатель В.Г. Шухов (1853—1939), военный химик В.Н. Ипатьев (1867—1952), представлявшие национальные творческие силы, многое делали для экономического и научно-технического развития страны, ее обороноспособности.

Лекция, реферат. Экономическое развитие российской империи в конце XIX - начале XX века - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Россия в конце XIX - начале XX в. оставалась сельскохозяйственной страной, но ее промышленность переживала бурный подъем.

Толчком к росту производства стало железнодорожное строительство. Оно возобновилось в 1893 году. Сеть железных дорог увеличивалась в 1895-1899 гг. в среднем более чем на 3 тыс. км в год, в следующие пять лет - более чем на 2 тыс. км в год. Огромное значение для развития промышленности и сельского хозяйства имело строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали (Транссиба). Строительство железных дорог способствовало увеличению производства металла, продукции тяжелого машиностроения, угля, леса и других материалов.

Особенно быстрыми темпами развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью, добыча которых увеличилась в 3 раза. В целом выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 2,3 раза. Темпы промышленного роста в России были самыми высокими в мире - до 8,1 % в год.

Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства, Россия значительно отставала от мировых держав по качественным показателям экономики: производству промышленной продукции на душу населения, производительности труда, технической оснащенности предприятий. По уровню социально-экономического развития она являлась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной, имеющей значительный потенциал.

Россия в начале XX в. была страной с многоукладной экономикой. Наряду с новейшим капиталистическим производством значительное место в ее экономике занимало мелкотоварное (ремесленное, кустарное) и даже натуральное хозяйство.

Роль государства в экономике.

Важной особенностью России было наличие крупного государственного сектора экономики. Его ядром были казенные заводы, которые удовлетворяли военные нужды государства. Они принадлежали государству и им же финансировались. Единственным заказчиком и покупателем их продукции являлось государство, а управлялись они государственными чиновниками. В начале XX в. крупнейших казенных заводов было около 30: Тульский, Ижевский, Сестрорецкий, Обуховский, Ижорский и др. Кроме того, государству принадлежали свыше 2/3 железнодорожной
сети, огромные земельные и лесные угодья, почтовая и телеграфная связь.

Роль государства в экономике России этим не исчерпывалась. Правительство влияло на хозяйственную деятельность частных предприятий: регулировало цены; защищая российскую промышленность, вводило высокие таможенные пошлины; раздавало казенные заказы частным компаниям и фирмам; предоставляло им кредиты через Государственный банк.

Иностранный капитал.

Государство создавало благоприятные условия для привлечения иностранного капитала. Важную роль сыграла проведенная в 1897 г. по инициативе министра финансов С.Ю. Витте денежная реформа. Она ввела золотое обеспечение рубля, свободный обмен бумажных денег на золото.

В начале XX в. иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40 % всех капиталовложений. Активное привлечение иностранного капитала не привело к созданию
иностранных зон влияния, к полной или даже частичной зависимости России от иностранных компаний и государств. Иностранные компании и банки не вели самостоятельной экономической политики, не имели возможности влиять на политические решения. Приходя в Россию, иностранный капитал сращивался с капиталом отечественным, расширялись возможности для включения России в мировую экономическую систему.

Участие иностранного капитала в экономике России имело и свои минусы: часть прибыли, которая могла бы приумножить национальное богатство страны, расширить капиталовложения, повысить жизненный уровень населения, уходила за границу.

Российский монополистический капитализм.

В 1900- 1903 гг. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Он ударил и по российской экономике. Сильнее других пострадала тяжелая промышленность, особенно такие ее
отрасли, как металлургия, металлообработка, машиностроение, добыча и переработка нефти. Кризис стал причиной гибели множества предприятий, слабых в финансовом, организационном или техническом отношении. За три года было закрыто свыше 3 тыс. предприятий, на которых было занято 112 тыс. рабочих. Эти предприятия не выдержали конкурентной борьбы. Значительно сократилось железнодорожное строительство.

Ответом капиталистической экономики на кризис стало усиление концентрации производства и создание монополий. Напомним, что, создавая монополии, собственники отдельных предприятий договаривались об объемах производства, ценах, рынках сбыта сырья и других вопросах.
Формы монополий были различными. Создавались картели, синдикаты, тресты, позднее появились концерны.

Основной формой монополий в России стали синдикаты. Они повели борьбу за полное подчинение ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамета» (1901), объединявший в момент своего возникновения 12 металлургических заводов юга России, в 1904 г. контролировал сбыт 60 %, а в 1912 г. - около 80 % металлургической продукции страны. Под контролем синдикатов «Продуголь», «Продвагон», «Гвоздь» находились соответствующие отрасли промышленности. Картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовала в нефтяной промышленности.

Монополии возникли и в банковской системе. Пять крупнейших банков контролировали почти половину финансовых операций в стране. Постепенно они начинали теснить иностранные капиталы, становясь основными инвесторами отечественной промышленности.

Сельское хозяйство.

К началу XX в. Россия занимала первое место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50 % мирового сбора ржи, около 20 % пшеницы и 25 % мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота.

Успехи были, но положение в сельском хозяйстве России в целом определяли не они. Современники говорили об оскудении центра. В губерниях Центральной России преобладали полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Товарной (специально предназначенной для продажи) продукции они не производили. Поля обрабатывались старыми способами - сохой и деревянной бороной. Нехватка скота и денег не позволяла вносить достаточного количества удобрений. Урожайность была низкой, крестьяне если и продавали хлеб на рынке, то в ущерб собственному питанию. Катастрофическим следствием был массовый голод в неурожайные годы. Крестьяне были убеждены, что положение сможет измениться лишь тогда, когда они получат в свое распоряжение часть помещичьей земли, которая использоваласькрайне неэффективно.

На более чем 20 млн крестьянских хозяйств приходилось 130 тыс. помещичьих имений. По подсчетам специалистов, для нормального существования семьи из 6 человек в черноземной полосе требовалось 10,5 десятины. В действительности на одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин. Оскудение центра дополнялось аграрным перенаселением - историки говорят о 20 млн «лишних ртов», не находивших применения в деревне. Ситуацию осложняло сохранение общины. В начале XX в. 4/5 надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании.

Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земли всем досталось поровну. Население Российской империи между тем ежегодно увеличивалось на 2,5 млн человек, в основном за счет крестьянства. При очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось все меньше и меньше.

Недостатки общинного землевладения становились все более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она стремилась к относительному равенству, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Итак, Россия в начале XX в. по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой. Первоочередной являлась задача модернизации сельского хозяйства.