Бухгалтерский учет в малых предприятиях. Упрощенный бухгалтерский учет для малых предприятий — система учета и способы отчетности

Замечание 1

Развитие малого предпринимательства в России предопределяет уровень демократии и открытости экономики государства. Посредством поддержки этого сегмента предпринимательства правительство имеет возможность решать проблемы повышения благосостояния населения и увеличения процента граждан со средним уровнем доходов. Развитие малого бизнеса в РФ способствует пополнению бюджета за счет поступлений налоговых платежей.

На сегодняшний день рыночные отношения находятся в стадии развития и требуют своевременных управленческих решений. Для этого нужна достоверная и полная информация, получаемая за счет отлаженного бухгалтерского учета. Для успешного функционирования малых предприятий важно сформировать эффективную систему учета. Ограниченность в финансовых и трудовых ресурсах определяет методику построения и работы бухгалтерской службы малых компаний, а также форму ведения учета, зависящей от применяемой системы налогообложения.

Субъекты малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, имеющие:

Федеральный закон № 209ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, соответственно, чтобы им являться необходимо соблюдение законодательно определенных критериев. Соответствие данным критериям будет проверяться каждый раз, когда организация или предприниматель обратится за поддержкой государства в данном качестве.

Льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства - приоритетное направление государственной поддержки. Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку на компании.

В законодательстве Российской Федерации определено два основных вида режимов налогообложения:

  • общий,
  • специальные.

К специальным режимам относятся:

  • ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН - упрощенная система;
  • Патент;
  • ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

Классификация всех субъектов по режимам налогообложения позволяет определить состав отчетности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия для постановки бухгалтерского учета обязаны самостоятельно создавать учетную политику, основываясь на своей структуре, отраслевой принадлежности и иных особенностей деятельности. Специфика деятельности малых организаций требуют особого подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальные предприниматели на ОСНО платят все установленные налоги со своих доходов, а также налог с выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров ГПХ, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, государственные таможенные пошлины, лицензионные, регистрационные сборы и другие требуемые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса является наиболее привлекательной. Стоимость патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода. Владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением определенных законом случаев. Сохраняется уплата НДС: при ввозе товаров из-за границы, при осуществлении деятельности по договорам простого, инвестиционного товариществ, по договорам доверительного управления. Порядок уплаты стоимости патента отличается от схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства на иных режимах. Если патент приобретается на срок менее шести месяцев, то полную стоимость необходимо перечислить не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента. Если патент получен на срок от шести месяцев до одного календарного года, то треть суммы уплачивается не позднее двадцати пяти календарных дней после момента начала действия патента, а две трети, соответственно, не позднее тридцати календарных дней до момента окончания действия патента.

Замечание 2

Следует отметить, что все 100 % оплаты патентов направляются в бюджет муниципальных образований.

Система налогообложения

Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности предполагает определение размера базовой доходности для тех видов хозяйственной деятельности, в которых затруднен контроль. Применение ЕНВД не является обязательным. Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов:

  • налог на прибыль организации или налог на доходы физических лиц;
  • НДС, за исключением НДС при ввозе товаров;
  • налог на имущество организации или физических лиц.

Отмена перечисленных налогов распространяется только на операции, прибыль, имущество, которые связаны с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД.

При применении упрощенной системы налогообложения предприятия малого бизнеса ограничиваются уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей данный налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности.

Предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и другое страхование, а также иные федеральные, региональные и местные налоги. Налогоплательщики УСН должны обеспечивать полноту, непрерывность, достоверность учета данных хозяйственной деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы самого единого налога. Для этого они обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов, где в хронологическом порядке на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции отчетного периода.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Вновь зарегистрированные компании могут применять УСН с даты государственной регистрации, при условии подачи соответствующего заявления в установленный срок. Если уведомление не будет представлено в обозначенные сроки, то налогоплательщик лишается права применения УСН.

Выбор системы налогообложения не всегда зависит от желаний налогоплательщика и в первую очередь определяется законодательством. Грамотный подход к выбору системы налогообложения является залогом успешного развития компании и оптимизации налогообложения. Соответственно предприятие впоследствии сможет сократить размер отчислений в бюджет, сохранить средства и направить их на развитие предприятия.

Законодательством РФ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность малыми предприятиями представляется в утвержденном порядке, предусматривающем упрощение форм и процедуры отчетности. Для организации учета в упрощенной форме малым компаниям рекомендуется основываться на типовом плане счетов. «Упрощенцами» по большей части являются представители малых, а также микропредприятий и именно для них предусмотрено послабление в виде, того, что бухгалтерский учет они имеют право вести в более упрощенном режиме. Под упрощенной системой бухучета субъектов малого предпринимательства понимается информационное единство систем финансового, налогового учета, основанных на упрощении содержания составляющих элементов в зависимости от вида малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в упрощенной форме обязательно следует закрепить в учетной политике организации. Необходимо также отразить особые правила, отличающие упрощенный бухгалтерский учёт от стандартного. Рабочий план счетов можно упростить за счет объединения некоторых счетов. Доходы и расходы допускается признавать кассовым методом, т.е. по мере поступления и расходования денежных средств. В налоговом учете организации, применяющие УСН, также признают доходы и расходы кассовым методом, что помогает приблизить налоговый учет к бухгалтерскому учету.

Замечание 3

Допускается применение упрощенной системы регистров учета для компаний, не занимающихся производством. При количестве операций до 30 в месяц возможно ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике следует отразить, используемые формы бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ утверждены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса. В них отражаются показатели только по группам статей без детализации. Данные не могут отсутствовать в отчетности, просто они включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

При переходе на сокращенный план счетов малым компаниям следует внести изменения в общепринятый алгоритм учета производственных затрат и финансовых результатов.

Правильный подход к организации бухучета на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства, обеспечивает снижение трудоемкости процесса учета, повышение точности, оперативности обработки информации и, как следствие, повышение качества управленческих решений.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет

Институт управления

Кафедра: Коммерции и ОЭД

По дисциплине: Малый бизнес в рыночной среде

На тему: «Бухгалтерский учет в малых предприятиях»

Выполнила:

студентка 51 группы

Исакова С.О.

Проверил:

Преподаватель

Завьялов М. Н.

Оренбург – 2013

Бухгалтерский учет в малых предприятиях

1) по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;

2) по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При использовании упрощенной формы возможны следующие варианты:

В регистрах бухгалтерского учета имущества - ведомостях форм № В-1-В-9;

В книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);

В книге учета доходов и расходов.

Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи.

Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу.

При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие ведомости:

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-!;

Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

Ведомость учета затрат на производство - форма № В-З;

Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.

В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, книга учета хозяйственных операций и книга учета доходов и расходов.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

Взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

Накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи (п. 7 Типовых рекомендаций). Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим не значительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет и отчетность на малом предприятии.

Пунктом 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определяется, что руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2. Ввести в штат должность бухгалтера;

3. Передать на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4. Вести бухгалтерский учет лично.

Подпункты «b», «c», «d», целесообразно применять в организациях – субъектах малого предпринимательства.

В соответствии с пунктом 85 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства. Также субъекты малого предпринимательства вправе не предоставлять приложение к бухгалтерскому балансу, а также иные приложения и пояснительную записку.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о предоставлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.

Субъекты же малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, вправе не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменения капитала (форма №3), Отчет о движениях денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных.

При организации бухгалтерского учета малые предприятия используют Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н).

Данные рекомендации разработаны в соответствии с ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, независимо от предметов и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций). Граждане, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленным налоговым законодательством РФ.

Субъекты малого предпринимательства осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовыми рекомендациями с учетом того обстоятельства, что в настоящее время действует новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, учрежденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н.

Малое вправе самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета из утвержденных советующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

При этом малое предприятие имеет право приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфики своей работы при соблюдении:

Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записки;

Взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

Накапливание и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Если же говорить об отчетности, то малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).

В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

1. Бухгалтерский баланс – форма № 1;

2. Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

3. Баланс по поступлениям или выбытиям средств бюджета; справка об остальных денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета;

4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

1. Отчет о движении капитала – форма № 3;

2. Отчет о движении денежных средств – форма № 4;

3. Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

4. Пояснительная записка.

Как уже отмечалось, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малыми предприятиями в сокращенном варианте.

День представления малым предприятиям бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если одним обязательным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики. Это должно быть проведено не позднее 90 дней с момента государственной регистрации предприятия. В дальнейшем учетная политика должна утверждаться на следующий год до окончания предыдущего. Обычно это делается в последних числах декабря.

Если говорить о документировании хозяйственных операций, осуществляемых малым предприятием, то каждая такая операция должна быть оформлена первичным документом. Для документирования хозяйственных операций малое предприятие может:

1. Принять формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

2. Применять ведомственные формы;

3. Принять самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Следует, вместе с тем учитывать, что все самостоятельно разработанные формы должны содержать набор обязательных реквизитов и закрепляться в учетной политике организации на очередной год.

Как видим, никаких принципиальных отличий бухгалтерского учета на малых предприятиях от других нет.

Малые предприятия могут применять одну из систем регистров бухгалтерского учета:

1. Единой журнально-ордерной формы счетоводства;

2. Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций;

3. Упрощенной формы бухгалтерского учета.

Упрощенная система бухгалтерского учета может осуществляться одним из двух способов:

1. Простой форма бухгалтерского учета;

2. С использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается небольшое количество хозяйственных операций, ровно как и не осуществляется производство продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов.

Эта форма учета предполагает ведения учета всех операций через их регистрацию только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Правила заполнение Книге учета доходов и расходов утверждены приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н. В частности, книга ведется на основании первичных документов позиционным способом и отражает имущественное положение, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период. Предприниматели, использующие специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД), могут не вести Книгу учета доходов и расходов, утвержденную для предпринимателей, использующих общую систему налогообложения. Это указано в Порядке учета доходов и расходов, а также в письме Минфина РФ от 11 марта 2004 г. № 04-04-06/40 «О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями». В частности: «Что касается вопроса о применении Порядка учетов доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей», то следует иметь в веду, что указанный Порядок применяется для исчисления налоговой базы по налогу по доходы физических лиц, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Данный порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощённая система налогообложения, учета и отчетности предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также доходы, по которым уплачивается единый налог на временных доход».

Порядок предоставления статистической информации регулируется постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 15 июля 2002 г. № 154: «Положения о порядке предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений». Данное положение определяет, что: «9. Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны предоставлять в Госкомстат России, его территориальные органы и находящиеся в его ведение организации, а также другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные федеральные программы статистических работ, их территориальные органы и подведомственные организации статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.

10. Основными требованиями при предоставлении статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, является полнота, достоверность, своевременность».

Состав и методология исчисления показателей, круг субъектов, представляющих статистическую информацию, адреса, сроки и способы ее предоставления, которые указываются на бланках форм государственного статистического наблюдения и в инструкциях по их заполнению, является обязательными для всех отчитывающихся субъектов.

Ответственность за предоставление статистической информации, возлагается на руководителя организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающейся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Формы государственного статистического наблюдения подписываться руководителем организации, ее филиала и представительства (в случае его отсутствия, его замещающим), лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения может представляться отчитывающимися субъектами как непосредственно, так и через их представителей. Кроме того, она может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения, либо передана по телекоммуникационным каналам связи.

Важно помнить, что предоставления недостоверной статистической информации считается неправильное отражения отчетных статистических данных в формах государственного статистического наблюдения вследствие нарушения действующих инструкций по заполнению форма государственного статистического наблюдения, арифметических или логических ошибок.

При предоставлении недостоверной статистической информации ответственные за это лица не позднее трехдневного срока после обнаружения фактов недостоверности предоставляют исправленную статистическую информацию.

В случае выявления федеральными органами исполнительной власти предоставления недостоверной статистической информации при необходимости могут вносить в Госкомстат России и его территориальные органы предложения о привлечении нарушителей к административной ответственности.

При реорганизации, либо ликвидации юридического лица, его филиалов и представительств, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в территориальные органы и находящиеся в ведении Госкомстата России организации предоставляется статистическая информация по формам государственного статистического наблюдения: годовым – за период деятельности в отчетном году до момента ликвидации (прекращения деятельности); текущим (месячным, квартальным, полугодовым и пр.) – за период деятельности в отчетном периоде до момента ликвидации (прекращения деятельности).

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80%, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.

Министерство финансов РФ приказом от 21 декабря 1998 года №64 утвердило Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. МП ведет бухучет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.); Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета; Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на МП несет руководитель предприятия. Руководитель МП может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

При организации бухгалтерского учета на малом предприятии следует принять во внимание организационные и правовые особенности данного предприятия (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Организационные и правовые особенности малого предпринимательства, учитываемые при организации бухучета

Наименование фактора

Характеристика фактора

1.Организационно-правовая форма.

Деятельность ОАО подлежит обязательному ежегодному аудиту. ООО, ЗАО и ОАО должны рассчитывать стоимость чистых активов по данным баланса для установления соответствия им уставного капитала, а также для определения размера дивидендов.

2.Сфера деятельности.

Сфера материального производства предполагает большое количество хозяйственных операций, калькулирование себестоимости продукции, ежедневный учет движения материальных ресурсов.

В сфере услуг или в непроизводственной сфере возможно ведение учета в упрощенной форме.

3.Количество видов деятельности.

Осуществление деятельности в нескольких сферах требует более сложной организации бухучета, так как каждая из сфер может иметь свои особенности.

4.Применяемые режимы налогообложения.

При общей системе налогообложения и применении ЕНВД бухучет необходим. При УСН – ведение бухучета необязательно, за исключением учета ОС и НМА.

5.Наличие экспортно-импортных операций.

При проведении экспортно-импортных операций необходимо соблюдать требования законодательства, что порождает особенности бухучета этих операций.

6. Объем производства или валюты баланса.

При объемах выручки от реализации свыше 400 млн. руб. или размере валюты баланса свыше 60 млн. руб. предприятие подлежит обязательному ежегодному аудиту.

Принятая МП учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.

Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Предыдущая

Минфин России Приказом от 16.05.2016 № 64н дополнил ряд ПБУ новыми правилами. Они адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные правила бухгалтерского учета. В Приказе № 64 они условно именуются малыми предприятиями. Дело в том, что круг таких субъектов определен пунктами 4 и 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и малыми предприятиями он не исчерпывается.

В этой статье разберем: в чем состоят новации, как их внедрить на практике * , какая от них польза и какие проблемы может повлечь их применение. А в следующем номере мы подробно расскажем, кому и почему новые правила бухгалтерского учета облегчат ведение налогового учета.

* Во всех примерах расчеты по НДС опускаем.

Учет материально-производственных запасов

Начнем с изменений, которые коснулись ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Малые предприятия получили возможность принимать к учету материально-производственные запасы (МПЗ) по цене поставщика. Все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, теперь разрешено включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.


ПРИМЕР 1. ОЦЕНИВАЕМ МПЗ

Торговая фирма «Парус» закупила товары на сумму 100 000 руб. и затратила на их доставку 7000 руб. По общеустановленным правилам товары надлежит приходовать по фактической себестоимости, составляющей 107 000 руб. (100 000 + 7 000). Но на основании новых упрощенных правил бухгалтер «Паруса» сделал такие записи:

ДЕБЕТ 41   КРЕДИТ 60
- 100 000 руб. – оприходованы товары;

ДЕБЕТ 44   КРЕДИТ 76
- 7000 руб. – отнесены на расходы затраты на доставку товаров.

Принятый упрощенный порядок оценки МПЗ распространяется на все их виды. Применять для одних видов (например, материалов) упрощенный порядок, а для других (например, товаров) – общеустановленный, неправомерно. Следующая новелла, воистину революционная, состоит в том, что микропредприятиям разрешено списывать на финансовые результаты принятые к учету МПЗ, не дожидаясь их фактического использования в деятельности.


ПРИМЕР 2. СПИСАНИЕ МПЗ НА МИКРОПРЕДПРИЯТИИ

Производственная фирма «Вымпел» является микропредприятием. При закупке партии сырья у поставщика на сумму 50 000 руб. затрачено на консультационные услуги 2000 руб. По упрощенным правилам учетные записи этих операций выглядят так:

а) на дату затрат –

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 60
- 50 000 руб. – оприходовано сырье;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 76
- 2000 руб. – списаны на расходы затраты на услуги консультанта;

б) в конце календарного месяца (вне связи с расходованием материалов в производстве) –

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»   КРЕДИТ 20
- 52 000 руб. (50 000 + 2000) – списаны на себестоимость продаж затраты на сырье.

Такой способ приведет к тому, что в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности не будут формироваться остатки МПЗ – сырья, материалов, покупных товаров и незавершенного производства. А такой вид МПЗ, как готовая продукция, вообще не возникнет. Его просто «не из чего» формировать.

Подобный метод учета затрат известен как «котловый», он не предполагает ведения аналитического учета.

А как вести учет продаж?


ПРИМЕР 3. ОТРАЖАЕМ ПРОДАЖИ

Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, сырье приобретено в марте 2017 года. В этом месяце продаж у «Вымпела» не было. В апреле реализована готовая продукция на сумму 20 000 руб. Бухгалтер сделает записи:

в марте –

ДЕБЕТ 99   ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
- 52 000 руб. – отнесены на финансовый результат расходы месяца;

в апреле –

ДЕБЕТ 62   КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
- 20 000 руб. – признана выручка.

В результате такой учетной политики оперативный контроль за МПЗ будет утрачен. Управленческий учет придется вести обособленно. Между тем упрощенный бухучет обладает важным преимуществом.

Вспомним, что микропредприятия вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), а расходы – после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Теперь представьте, что по фирме «Вымпел» в марте – апреле 2017 г. не было: сырье не оплачено, деньги от покупателя не поступали. Примеры 2 и 3 относятся к учетной политике по методу начисления (абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если же «Вымпел» примет решение вести бухучет кассовым методом, то в условиях примеров 2 и 3 не возникнет вообще никаких фактов хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

На первый взгляд, это экзотика. Однако в условиях применения у «Вымпела» не будет записей и в налоговом учете (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Ведь в основе УСН лежит именно кассовый метод (абз. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В итоге расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом у «Вымпела» не возникнет.

Таким образом, упрощенный порядок списания сырья и материалов привлекателен для производственных микропредприятий на УСН. Для торговых операций внедрять упрощенный порядок смысла нет, поскольку в налоговом учете стоимость товаров относится на расходы по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Помните: вы вправе установить применение упрощенного порядка списания для МПЗ лишь одного вида – скажем, для сырья или материалов. При этом товары вы будете списывать по общеустановленным правилам – по мере реализации.Внесено еще одно упрощение, весьма удобное для бухгалтерий. Минфин России разрешил списывать на расходы затраты на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в полной сумме по мере их приобретения. На практике это означает, что бухгалтерам больше не придется вести обременительный контроль за расходованием канцтоваров.


ПРИМЕР 4. УЧИТЫВАЕМ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ» МПЗ

Малое предприятие «Паритет» приобрело бумагу для офисных целей в объеме годовой потребности на сумму 30 000 руб. Вместо того, чтобы приходовать бумагу, а затем ее постепенно списывать, бухгалтер «Паритета» вправе сделать единственную запись:

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 60
- 30 000 руб. – списана бумага для принтеров.

И последнее облегчение работы по учету МПЗ на малых предприятиях – упразднена обязанность ежегодной переоценки запасов по текущей рыночной стоимости в случае ее снижения. Иными словами, создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01) теперь необязательно. Впрочем, до последнего времени такие резервы формировали редкие энтузиасты.

Учет основных средств

Упрощения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коснулись порядка формирования первоначальной стоимости и их амортизации.

Если малое предприятие приобрело объект ОС за плату, то его первоначальную стоимость формируют только исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж.

Иными словами, первоначальная стоимость покупного основного средства имеет лишь две составляющие.

Если же объект ОС сооружен или изготовлен, то его первоначальная определяется в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

Все иные затраты можно включать в состав расходов по обычным видам деятельности. Капитализировать их (с последующим списанием через амортизацию ОС) не обязательно.


ПРИМЕР 5. АМОРТИЗИРУЕМ ОС

Производственная фирма «Вымпел» заключила договор строительного подряда на возведение нового цеха в сумме 1 500 000 руб., а также приобрела автоматизированную линию для штамповки пластмассовых изделий стоимостью 500 000 руб.

Кроме того, понесены затраты:

На приобретение давальческих стройматериалов, преданных подрядчику, – 100 000 руб.;

На оплату труда и социальное страхование работников «Вымпела», направленных на стройплощадку, – 90 000 руб.;

На доставку линии – 10 000 руб.;

На монтаж линии – 50 000 руб.

Руководствуясь новыми правилами, бухгалтер «Вымпела» произвел учетные записи:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Цех»   КРЕДИТ 60
- 1 600 000 руб. (1 500 000 + 100 000) – отражены затраты по договорам строительного подряда и поставки стройматериалов;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 70, 69
- 100 000 руб. – списаны затраты на оплату труда и социальное страхование персонала, участвующего в строительстве;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Автоматизированная линия»   КРЕДИТ 60
- 550 000 руб. (500 000 + 50 000) – отражены затраты на приобретение и монтаж оборудования;

ДЕБЕТ 20   КРЕДИТ 76
- 10 000 руб. – списаны затраты на доставку оборудования.

В правила амортизации тоже внесены два упрощения.

Во-первых, амортизацию не обязательно начислять помесячно. Периодичность ее начисления малое предприятие может установить самостоятельно – например, выполнять эту операцию ежеквартально. Кроме того, малое предприятие вправе начислить годовую амортизацию единовременно в полной сумме 31 декабря. Однако если в течение года ОС выбывает, медлить с начислением его амортизации неправомерно.

Во-вторых, амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря разрешено начислять единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету. Вопрос в том, что считать производственным и хозяйственным инвентарем. Конкретные примеры таких объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В частности, к производственному и хозяйственному инвентарю относятся:

  • сооружения для занятий спортом и отдыха – код ОКОФ 220.42.99.12;
  • ковры, ковровые изделия, театральные костюмы – код ОКОФ 330.13.92.29.190;
  • мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части – код ОКОФ 330.32.50.30.

ПРИМЕР 6. АМОРТИЗИРУЕМ ИНВЕНТАРЬ

Малое предприятие «Паритет» приобрело бронированный сейф для хранения денег и документов за 30 000 руб. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, такой сейф классифицируется как «Инвентарь производственный и хозяйственный» (код ОКОФ 330.25.99.21.110). Следуя упрощенным правилам, бухгалтер начислил амортизацию сейфа при принятии его к учету:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 60
- 30 000 руб. – приобретен сейф;

ДЕБЕТ 01   КРЕДИТ 08
- 30 000 руб. – сейф включен в состав основных средств;

ДЕБЕТ 26   КРЕДИТ 02
- 30 000 руб. – начислена амортизация сейфа.

Невзирая на полную амортизацию, объект ОС не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Как видно, упрощенный подход приведет к снижению их первоначальной стоимости и увеличению амортизации, а значит – к уменьшению остаточной стоимости ОС.

Если малое предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то снижение совокупной остаточной стоимости ОС благоприятно в том отношении, что отодвигает момент утраты права на этот льготный режим. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Однако пересмотреть первоначальную стоимость «старых» основных средств за счет применения новой учетной политики не удастся. Переоценка ОС допустима лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами. Это правило закреплено в пункте 14 ПБУ 6/01.

В этом материале подробнее остановимся на упрощенной системе бухгалтерского учета.

Упрощенный бухучет: кто вправе вести

Законодательство устанавливает, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять следующие экономические субъекты (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

Упрощенное ведение бухгалтерского учета для малых предприятий и иных указанных выше субъектов предполагает и составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Определен перечень лиц, которым упрощенное ведение бухгалтерского учета не разрешено (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

Особенности организации бухгалтерского учета в малом бизнесе

Рекомендации по ведению упрощенной системы бухгалтерского учета, а также составлению упрощенной отчетности содержатся в Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 , а также Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина от 21.12.1998 № 64н), которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

При организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса необходимо учитывать и иные рекомендации, содержащиеся в .

Так, к примеру, в ПБУ 5/01 приведены, в частности, следующие особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях в части учета МПЗ. Упрощенный бухгалтерский учет МПЗ допускает оценивать приобретенные запасы по цене поставщика. А иные, непосредственно связанные с приобретением МПЗ затраты, можно относить в полной сумме на расходы периода, в котором они понесены (п. 13.1 ПБУ 5/01).

Также, например, применение упрощенного бухгалтерского учета для малых предприятий дает им право не применять ПБУ 8/2010 (п. 3 ПБУ 8/2010) и ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02). Или, к примеру, все расходы по займам учитывать как прочие расходы (без капитализации в стоимости инвестиционного актива) (абз. 4 п. 7 ПБУ 15/2008).

Ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях дает право ведущим упрощенный учет лицам составлять упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств и не представлять иные формы бухотчетности, если эти лица сочтут информацию в них несущественной для оценки своего финансового положения или финансовых результатов (