Беларусь закон тунеядстве суть закона. Закон о тунеядстве в Беларуси: от смешного до грусного. Наказание за неуплату

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных» .

А 27 января 2018 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».

Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.

Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.

Как все начиналось?

Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

В ответ звучали серьезные возражения:

  • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
  • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
  • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий - это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
  • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму . Т.е. покупка коробки спичек - тоже пополнение бюджета.

Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

В чем суть налога на тунеядство?

Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 .

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль .

«Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.

Кто не стал тунеядцем?

В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане ;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение - штамп о выезде в паспорте);

Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
  • работающие по или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, налога при или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) , пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

Что изменилось в налоге для тунеядцев, что осталось?

Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

  • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
  • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
  • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Распорядился приостановить действие декрета №3 — «О предупреждении социального иждивенчества», более известного как «закон о тунеядцах». В течение всего 2017 года штрафы, предписанные этим документом, белорусским гражданам выписывать не будут.

«В течение марта, если нужно, нам надо подкорректировать этот декрет. Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал», — цитирует пресс-служба президента Белоруссии слова Лукашенко.

Политик также подчеркнул, что цель закона — не экономическая, а нравственная: сподвигнуть население пойти на работу.

«Контроль — за губернаторами и мэром Минска. У вас там должны быть эти списки бездельников, которых надо заставить работать. А честных людей не надо было трогать вообще. Мы не должны обижать людей, особенно в это время», — считает Лукашенко.

«И те, кто сегодня по 200−500 человек выходят на улицы и начинают кричать, это ведь не те тунеядцы, которые действительно тунеядцы. Это в основном те люди, которые обижены, которым мы ни с того ни с сего послали эти извещения», — добавил белорусский лидер.

С середины февраля в Белоруссии идут массовые уличные протесты — подобного не было с президентских выборов 2010 года. Протестная волна, впрочем, не инициирована оппозицией: на улицы выходят не столько политические активисты, сколько люди, которые раньше никогда в публичных протестных акциях не участвовали. Белорусы выступают против так называемого налога на тунеядцев.

Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» был проблемой для официального Минска. Документ инициировал и подписал Александр Лукашенко, и для него публично пойти на попятную означало потерять лицо. Но при этом было очевидно, что волна протестов нарастает, причем, что совсем необычно для Белоруссии, она идет по провинциальным городам. Например, в Витебске прошедшая акция протеста против налога на тунеядцев оказалась вообще самой крупной в истории города, чего не ожидали ни власти, ни оппозиция.

Кульминация протестов ожидалась в так называемый «День Воли» — 25 марта. Власти Минска, очевидно, не хотели повторить массовые беспорядки 2010 года, которые сотрясли страну после президентских выборов.

До сих пор выступления «тунеядцев» никто не разгонял — но потом их участники массово получали повестки из милиции и «сутки» по административным протоколам. Государственное телевидение в то же время запугивало перспективой «майдана» и «боевиков с «коктейлями Молотова».

О том, что декрет о тунеядцах будут менять, стало ясно в начале недели. 6 марта вице-спикер белорусского парламента Болеслав Пирштук встретился с представителями оппозиции (что крайне редко для Белоруссии) и пообещал, что к середине марта декрет будет серьезно переработан, а список социальных иждивенцев — существенно сокращен.

Очень неудачный эксперимент

По идее, задачей декрета №3 было «вывести из тени» людей, работающих неофициально, без уплаты налогов и социальных сборов. Однако с руководством страны сыграл злую шутку тот факт, что в Белоруссии запрещена «негосударственная» социология. Дело в том, что официальные социологи назвали Александру Лукашенко цифру в 500 тыс. человек, которые не участвуют в финансировании госрасходов. Их начальник страны в своих выступлениях и стал публично называть тунеядцами, а вскоре и подписал декрет, предусматривавший специальный сбор с таких людей.

Согласно документу, если гражданин не работает 183 дня в год (и не регистрируется как безработный), то он должен оплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185) за 2015 год (до 20 февраля 2017-го). И еще 420 рублей за 2016 год (до 15 ноября 2017-го). В сумме получается $400, что выше среднемесячной зарплаты в стране. Всего налоговым ведомством было разослано около 470 тыс. извещений на уплату сбора.

То есть «письмо счастья» получил каждый десятый гражданин трудоспособного возраста.

Однако результат оказался неожиданным для властей: вместо денег они получили массовое гражданское неповиновение. Подавляющее большинство неплательщиков налогов — вовсе не подпольные «цеховики», а жители провинции, работающие на умирающих заводиках, где они заняты один-два дня в неделю и почти ничего не получают. Устроиться на другую работу эти люди не могут — ее просто нет. В число «тунеядцев» попали и матери, сидящие дома с маленькими детьми.

Регистрироваться в качестве безработных люди тоже не желают. Пособие по безработице в Белоруссии составляет $10 в месяц, выдается лишь ограниченное время, и при этом безработный еще должен участвовать в неоплачиваемых общественных работах.

Как результат, к 20 февраля (крайний срок оплаты сбора), несмотря на угрозы штрафов и тюремного заключения, сбор заплатили лишь 10% получивших извещения. Зато начались акции протеста «тунеядцев»: в феврале они прошли в Минске, Гомеле, Витебске, Бресте, Бобруйске и Барановичах. Акция в Минске стала самой массовой со времен драматических событий 2010 года. Но главное — на улицу пошли люди, никогда прежде не участвовавшие в оппозиционных акциях.

Столь болезненной реакции не вызвало даже недавнее повышение пенсионного возраста. К таким протестам оказались не готовы не только власти, но и лидеры оппозиции, которые запоздало и во многом безрезультатно стали пытаться возглавлять уличные акции.

Экономика «тунеядства»

Пока граждане на улицах возмущаются тем, что государство требует деньги с безработных и матерей с маленькими детьми, экономисты указывают на откровенные просчеты в государственном управлении. Например, на фоне длящегося с декабря 2014-го кризиса каждый год Белоруссия теряет 70 тыс. рабочих мест. Но при этом реально сидящих без работы людей предприятия часто не увольняют — им это запрещают делать местные власти, чтобы не портить статистику.

Между тем количество платных услуг выросло настолько, что Белоруссия уже никак не может называться «социальным государством». Многие льготы для школьников, пенсионеров и «чернобыльцев» отменены.

Цены в стране таковы, что все, кто может, стараются ездить за продуктами и ширпотребом в соседние Литву и Польшу, где все вдвое дешевле. Поездки в выходные «на закупки» за рубеж в Белоруссии приобрели в последние годы массовый характер (в частности, белорусы обеспечивают более 40% товарооборота магазинов Вильнюса).

Однако главный провал налога на тунеядцев в том, что его администрирование оказалось намного дороже, чем полученные в бюджет суммы. Поскольку 90% получивших извещение платить отказываются, чиновникам приходится разбираться с каждым случаем индивидуально. В результате оказалась просто блокирована работа налоговых инспекций, местных исполкомов, а в значительной степени — и поликлиник, так как врачам приходится выяснять, не страдал ли «тунеядец» болезнями, не позволявшими ему работать в 2015 и 2016 годах.

К тому же оказалось, что государственные базы данных по гражданам разных ведомств не стыкуются друг с другом. Часто извещения приходили на имена давно умерших или живущих за границей людей.

«Государство деньги не возвращает»

Белорусский корреспондент «Газеты.Ru» также получил из налоговой «письмо счастья для тунеядцев» — требование «принять участие в финансировании госрасходов за 2015 год». Впрочем, далее все было достаточно просто. Нужно было добраться до , показать удостоверение собкора «Газеты.Ru» в Белоруссии, а после — дослать по электронной почте документы из редакции. Две недели спустя в ответ пришло письмо с официальным извещением, что требование по уплате сбора «аннулировано».

Так происходит со множеством белорусов, которым с ноября 2016-го также приходили требования уплатить налог на тунеядцев. Достаточно написать заявление с указанием практически любой причины, по которой не мог работать в 2015 году, — и требование уплаты сбора аннулируется.

Вероятно, так власти стараются снизить накал массовых протестов — не отменяя сам декрет №3, но сокращая количество потенциальных протестантов.

«Декрет белорусские власти не отменят, но не станут требовать уплату налога за 2016 год. С 2015-м сложнее, так как часть людей уже налог заплатила. Просто взять и отменить его задним числом не получится — придется вернуть деньги тем «тунеядцам», которые уже заплатили налог, — сказала «Газете.Ru» белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач. — А наше государство деньги не возвращает».

Впрочем, пока Лукашенко обещает обратное. По его словам, в 2017-м «тунеядцам» вернут деньги, если те устроятся на работу. Уже собранные средства, между тем, останутся в районе и пойдут на школы и другие детские учреждения.

«У меня есть несколько знакомых, по которым была довольно спорная ситуация, должны они или не должны платить данный налог. У нас так принято, что государство все сомнения трактует в свою пользу. Но тут произошло что-то совсем необычное: все сомнения трактовались в пользу людей, и их освободили от выплат», — рассказывает собеседница «Газеты.Ru».

«Я думаю, что еще до конца 2017 года про налог на тунеядцев тихо забудут. Никто не станет спрашивать у налоговой, нужно ли ему что-то еще заплатить, а она сама напоминать не станет. Это будет такой негласный договор между гражданами и государством, который позволит власти сохранить лицо», — добавила Карач.

МИНСК, 26 янв — Sputnik. Декрет №1 о содействии занятости населения, который подписал 25 января белорусский лидер, заменит собой нашумевший декрет о "тунеядцах": он отменяет сбор с неработающих "на финансирование госрасходов", но тем, кто не работает, платить все-таки придется. Как это будет осуществляться и за что придется заплатить — в обзоре Sputnik.

Кто войдет в комиссии?

Новым декретом предусмотрено, что в регионах будут созданы комиссии по трудоустройству населения. Предполагается, что они будут создаваться при местных органах власти. В их состав должны будут входить депутаты всех уровней, специалисты, представители ЖКХ, МВД, есть возможность участвовать в них и у представителей общественных объединений. Власти надеются, что в таком составе комиссии смогут обеспечить индивидуальный подход к каждому, кто обратился за помощью либо попал в непростую ситуацию.

Основной их целью станет решение проблем занятости населения. Их работа будет организована с учетом специфики рынка труда в каждом регионе. Там, где ситуация с трудоустройством сложнее, людям будут предлагать помощь в открытии своего дела. В общем, предлагать все возможные варианты по трудоустройству или организации самозанятости.

Выйти из тени

Она из задач декрета — привлечь на "светлую сторону", тех, кто работает неофициально, занят в теневом бизнесе, не платит налогов, по словам разработчиков, для них создают ситуацию, когда легальное трудоустройство будет выгодно в любом случае.

"В республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них — это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве", — прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирине Костевич положения нового декрета.

Напомним, декретом предусмотрено, что трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма начнет действовать с 1 января 2019 года.

"Что касается непосредственно самих услуг, то их перечень и порядок расчета будет определен правительством до 1 апреля текущего года. Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и, при желании, поменять его", — отметила Костевич.

Услуги, которые еще не определили

Которых так и не смогли трудоустроить комиссии или те, кто не захотел этого сделать по своим соображениям, будут возмещать затраты на некоторые потребленные услуги по экономически обоснованным тарифам. Точного перечня этих услуг еще не существует. Но педположить, каких именно сфер это коснется, уже можно. Один из участников рабочей группы, которая занималась выработкой изменений в декрет № 3, директор Института экономики НАН Валерий Бельский рассказал TUT.by , что в Беларуси не так и много сфер, которые могут быть задействованы в механизме полной оплаты потребленных услуг.

"Медицинское обслуживание у нас по Конституции бесплатное. Всем по потребности предоставляет медицинскую помощь — как занятым в экономике, так и незанятым. В сфере ЖКХ есть возможность ввести полную оплату услуг для неработающих граждан. Но в ближайшей перспективе останется только два вида услуг, которые будут субсидироваться государством и за потребление которых неработающие граждане могут платить по 100-процентному тарифу — отопление и обеспечение топливом. Стоимость этих услуг в значительной степени субсидируется государством", — отметил Бельский.

Прозванный в народе декретом "о тунеядцах", был принят в апреле 2015 года. Свое действие начал с 1 января 2016-го. В соответствии с ним граждане, которые не участвуют в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, должны были оплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Введение декрета вызвало . После этого власти заморозили декрет и объявили о разработке . В ходе вчерашнего совещания президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что новый документ должен быть более сбалансированным.

Которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Об этом сообщает пресс-служба президента.

В этих целях Декретом на Правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетовна реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

В новый Декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить Правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм Декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации Декрета Правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие Правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

Декрет «О содействии занятости населения», который изложил в новой редакции скандальный декрет «о тунеядцах».

Фото из архива

В Беларуси создадут базу «тунеядцев»

Одно из главных новшеств документа - отмена сбора на финансирование государственных расходов или, проще говоря, налога «на тунеядцев». Тем, кто его уже успел заплатить, вернут деньги.

В ближайшее время будет создана база данных трудоспособных граждан, которые не заняты в экономике.

Как пояснил на пресс-коференции в Минске заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович , база данных будет создана в два этапа. На первом этапе - на основе республиканских информационных ресурсов. На втором этапе база будет откорректирована с учетом информации, полученной от местных исполнительных органов власти.

За декрет будут отвечать на местах

Для реализации декрета при местных органах власти будут созданы специальные комиссии. В их состав войдут депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, представители милиции, ЖКХ, общественных объединений и так далее.

«Основанием для работы комиссии будет база данных тех людей, которые трудоспособны, но не заняты в экономике. Комиссии будут приглашать их, чтобы определить, в какой ситуации оказался человек. Комиссия увидит этого человека с его проблемами. То есть, при реализации декрета будет комплексный подход к решению всех проблем людей. Документ имеет социальную окраску» , - рассказала сайт депутат Палаты представителей, член постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Тамара Красовская , которая участвовала в межведомственной рабочей группе по разработке нового декрета.

По ее словам, комиссии будут применять индивидуальный подход к гражданам, которые попали в базу данных.

«Если мы видим, что на рынке труда нет таких специальностей, которыми обладает этот человек, то ему будут предлагать переобучиться, получить другую квалификацию. А прежде чем он будет ее получать, он может поучаствовать в каких-либо работах. То есть все будет делаться для того, чтобы люди сегодня жили достойно» , - отметила Тамара Красовская.

«Тунеядцы» заплатят по полной

Тем же трудоспособным гражданам, которые все же не будут заняты в экономике, с начала следующего года придется полностью платить за субсидируемые государством услуги. Список таких услуг до 1 апреля этого года .

При разработке декрета предлагалось взимать по полной за коммунальные услуги. «На межведомственной рабочей группе шла речь только об услугах ЖКХ» , - рассказала Тамара Красовская.

В связи с этим возникает вопрос, как будет осуществляться эта норма, если в одной квартире проживают как работающие, так и «тунеядцы».

«Такие люди будут приглашаться в комиссию, где будет уточняться, почему они не работают. И когда будет видно, что человек действительно не хочет работать, ведет такой образ жизни, что живет за счет мамы, тогда было такое предложение, чтобы разделить лицевые счета. Мама будет за себя платить, а сын - за себя. Это предложение. А как будет - определит Совет министров» , - объяснила Тамара Красовская.

При этом у комиссии будет право полностью либо частично освободить «тунеядцев» от стопроцентного возмещения затрат на услуги в связи «с нахождением в трудной жизненной ситуации» .

Эксперты критикуют

Ряд экспертов раскритиковали декрет.

Юрист и председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин в комментарии для БелаПАН отметил декларативность документа.

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. И как он будет реально действовать, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», - сказал эксперт.

Балыкин также подверг сомнению экономический смысл документа на фоне того, что государство и так декларирует намерения о движении к полному возмещению населением стоимости услуг ЖКХ.

А эксперт аналитического центра «Стратегия», политолог Валерий Карбалевич предположил, что «в новом декрете заложены мины, которые начнут взрываться со вступлением его в силу в 2019 году» .

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать декрет «о тунеядцах» неудачным, поэтому, чтобы сохранить лицо, они разработали новый документ.

«Государство увидело неэффективность декрета № 3, она была очевидна, потому как взимание сбора оказалось невозможным в большинстве случаев. Взыскивать его стало себе дороже, да и издержки по администрированию были выше возможной выгоды. С другой стороны, признать декрет неудачным у государства не хватило политической воли и сил - пытались сохранить лицо» , - полагает Сергей Балыкин.