ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ.В начале 20-х годов отношения Советской России с Западом претерпели значительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах.
Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.
В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, - Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.
Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.
Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ- Батора.
Генуэзская конференция.
В 1921 г. Советское правительство предложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Советской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств - Россия, Англия, Франция, Германия и др.
Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.
Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.
Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.
Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со стороны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.
Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.
Международное признание СССР.
В 1924 г. Англия, крайне заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.
Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана - Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.
Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сип (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьда- новского правительства привела к разрыву советско-китайских отношений. Летом - осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.
Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.
Политика СССР на Востоке и деятельность Коминтерна осложняли взаимоотношения с Западом. Великобритания в 1927 г. разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.
В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определивший основные направления внешней политики Советского правительства. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибочными. Фактически они привели к самоизоляции международного коммунистического движения и способствовали приходу в ряде стран пра- воэкстремистских (фашистских) сил.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 30-е ГОДЫ. В конце 20 - начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма.
Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).
Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.
С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики: отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер; признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»); борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.
В первой половине 30-х годов СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Нормализация политических отношений между США и СССР благоприятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета. В 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи на случай любой агрессии против них в Европе.
Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов.
Политика «умиротворения», .проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.
Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.
Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1930 г. оккупировала всю Чехословакию.
На Дальнем Востоке Япония, захватив большую часть Китая, приблизилась к советским границам. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Части Красной Армии под командованием Г.К. Жукова разгромили их в районе реки Халхин-Гол.
В начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом. Однако западные государства не верили в потенциальную возможность СССР противостоять фашистской агрессии. Поэтому переговоры ими всячески затягивались. Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене).
Советскому правительству было известно, что германская армия уже находится в полной готовности для нападения на Польшу. Понимая неизбежность войны и свою неготовность к ней, оно резко изменило внешнеполитическую ориентацию и пошло на сближение с Германией. 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши - Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.
В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.
В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско- финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной «линией Маннергейма». Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.
Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.
В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км. Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз.
Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.
Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, не учитывали интересы разных государств и народов Восточной Европы.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 20-е ГОДЫ.В начале 20-х годов отношения Советской России с Западом претерпели значительные изменения. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах.
Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.
В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, - Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.
Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.
Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ- Батора.
Генуэзская конференция.
В 1921 г. Советское правительство предложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Советской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств - Россия, Англия, Франция, Германия и др.
Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.
Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.
Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.
Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со стороны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.
Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.
Международное признание СССР.
В 1924 г. Англия, крайне заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.
Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана - Келлога 1928 г., содержавшего призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.
Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сип (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьда- новского правительства привела к разрыву советско-китайских отношений. Летом - осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии (в районе КВЖД) произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши. Отношения СССР с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов под влиянием агрессии Японии на Дальнем Востоке.
Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.
Политика СССР на Востоке и деятельность Коминтерна осложняли взаимоотношения с Западом. Великобритания в 1927 г. разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.
В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, во многом определивший основные направления внешней политики Советского правительства.
Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях и объявил социал-демократов Европы своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Эти выводы были ошибочными. Фактически они привели к самоизоляции международного коммунистического движения и способствовали приходу в ряде стран пра- воэкстремистских (фашистских) сил.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 30-е ГОДЫ.
В 1929 г. капиталистический мир был потрясен разразившимся экономическим кризисом. На За-паде началось катастрофическое падение производства, заработной платы и занятости населения, уров-ня жизни. Число официально зарегистрированных безработных во всем мире превысило 30 млн человек. В Советском Союзе многие предполагали, что "великая депрессия" откроет новый тур проле-тарских революций и приведет к подъему национально-освободительного движения. В то же время дея-тельность советской дипломатии в годы экономического кризиса была весьма сдержанной и осторож-ной. На посту наркома иностранных дел все большую известность приобретал М. М. Литвинов, сме-нивший в 1930 г. Г. В. Чичерина.
В начале 30-х гг. тревожные известия пришли с дальневосточных рубежей СССР. Воспользо-вавшись тем, что страны Западной Европы и США, а также Советский Союз были в значительной сте-пени заняты своими экономическими проблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии. Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять "большевистской опасности" в Китае. Перед этой угрозой СССР оказался одинок, и поэтому его поли-тика состояла из ряда дипломатических протестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременно примирительных акций, целью которых было лишить Японию предлога для нападения.
На рубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В Советский Союз приезжают как представительные делегации американских сенаторов, так и отдельные инженеры. С помощью последних в стране ведется крупное строительство. Так, X. Купер, принимавший участие в сооружении Днепрогэса, был награжден орденом Ленина. В США постепенно происходит признание успехов страны Советов. К 1933 г., когда вместо президента Гувера в Белом доме разместился Ф. Руз-вельт, вопрос о дипломатическом признании СССР был предрешен. Осенью Сенат большинством голо-сов высказался за необходимость предпринять в этом направлении соответствующие шаги. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обнародовал свое послание на имя М. И. Калинина с предложением возоб-новить дипломатические контакты. Было решено покончить с "ненормальными отношениями между 125-миллионным населением Соединенных Штатов и 160-миллионным населением России".
Мировая пресса визит Литвинова в Вашингтон расценила как самое важное событие за многие годы. 16 ноября 1933 г. дипломатические отношения между двумя странами были установлены. После этого Литвинов сделал заявление, в котором отметил, что "отсутствие отношений в течение 16 лет со-действовало накоплению в Соединенных Штатах неправильных и ложных представлений о положении в СССР. Многие люди забавлялись распространением самых диких басен о Советском Союзе". Возоб-новление дипломатических контактов, по мнению большинства, означало, что "устранена одна из важ-нейших политических и экономических аномалий".
В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций и сразу стал постоянным членом ее Совета, что означало его формальное возвращение в качестве великой державы в международное сооб-щество. Главным приоритетом во внешней политике Москвы в 1933-1938 гг. стало стремление к созда-нию системы коллективной безопасности в Европе, предусматривающей ненападение и неучастие в военных конфликтах; становление мирных отношений со всеми странами, в том числе с Германией и Японией, но при условии, что они откажутся от агрессивной политики; поддержание усилий Лиги На-ций по предотвращению и локализации конфликтов; улучшение отношений со странами Запада, в том числе США; прекращение особых "дружественных" отношений с Германией.
Следуя по этому пути, СССР 2 мая 1935 г. подписал договор о взаимопомощи с Францией. Ста-тьи договора предусматривали, что если одно из двух государств станет "предметом угрозы или опас-ности нападения", то стороны "окажут друг другу немедленно помощь и поддержку". 15 мая 1935 г. аналогичный договор был заключен с Чехословакией.
Политику советской дипломатии сильно осложнила гражданская война в Испании (1936-1939). В начавшихся летом 1936 г. испанских событиях СССР первоначально занял позицию невмешательства, присоединившись к 26 державам, подписавшим соответствующее соглашение. Однако Германия и Ита-лия не выполнили требований комитета по невмешательству, и советское руководство в октябре 1936 г. открыто заявило о своей поддержке Испанской республики. В Испании сражалось около 3 тыс. добро-вольцев из СССР (летчики, танкисты, моряки, представители других воинских специальностей, в том числе переводчики интернациональных бригад).
К концу 30-х гг. с особой силой развернулась экспансия Германии в Европе. 12 марта 1938 г. не-мецкие войска вторглись в Австрию и осуществили ее присоединение к рейху ("Аншлюс"). Австрий-ский канцлер Курт фон Шушнинг был арестован и до своего освобождения в мае 1945 г. находился в концентрационных лагерях. Захватив Австрию, Гитлер начал готовить почву для ликвидации и расчле-нения Чехословакии. 30 сентября 1938 г. Гитлер, Чемберлен, Муссолини и Даладье поставили свои подписи под Мюнхенским соглашением, позволившим немецкой армии уже 1 октября вступить на тер-риторию Чехословакии и к 10 октября закончить оккупацию ее Судетской области, населенной по пре-имуществу немцами. Чехословацкое правительство капитулировало, подчинившись совместному диктату Берлина, Лондона, Рима и Парижа. Эта позорная сделка была вершиной близорукой политики "умиротворения" агрессора. Слово "Мюнхен" стало с тех пор символом предательства, капитулянтства западных государств перед фашизмом. Советский Союз не оказал помощи Чехословакии, поскольку при подписании договора между странами в 1935 г. в текст был включен пункт, по которому обязатель-ства взаимной поддержки могли действовать лишь в том случае, если "помощь стороне - жертве напа-дения - будет оказана со стороны Франции". Советский посол в Великобритании И. М. Майский отмечал, что Англия и Франция "умыли руки", а руководители Чехословакии не решились опереться в этих условиях на СССР. Они предпочли капитуляцию, теряя свои пограничные укрепления, фабрики и заводы, строения и склады, учреждения и организации, расположенные в Судетской области. Чешское население этих районов панически бежало, оставляя позади все свое имущество.
События в мире показали, что у Советского Союза фактически нет сильных и надежных союзни-ков как на Западе, так и на Востоке. В сложившейся ситуации наибольшей опасностью для Сталина бы-ла возможность сговора западных государств с Гитлером.
Принципы внешней политики. Советская внешнеполитическая концепция строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов таких, как неприятие советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты; претензии к России по царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешней торговли; а также курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах. С конца 20-х - 30-е гг. советская внешняя политика осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке. Ее определял главный внешнеполитический принцип о враждебности империалистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий. Подобная политика баланса сил подтолкнула СССР сначала к созданию союза с Германией против британской угрозы, а затем заставила советскую дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией против гораздо более опасного "третьего рейха".
Основные направления внешней политики. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине). России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, Ираном. Франко-советское соглашение о ненападении (1932 г.) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе.
В 1933-1938 гг. наметился новый курс советской дипломатии, основными принципами которого стали ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; усилия по созданию системы коллективной безопасности. Летом 1935 г. VII конгресс Коминтерна выступил с новой программой действий. Был выдвинут лозунг создания Народного фронта как широкой коалиции политических сил, выступавших против фашизма и войны, подчеркивалась связь между наступлением фашизма и подготовкой новой империалистической войны. Центральное место во внешнеполитической доктрине СССР заняли вопросы разоружения. Позитивным результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). В годы гражданской войной в Испании в 1936-1939 гг. СССР оказал испанскому республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев. Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков. В результате военных конфликтов Красной Армии удалось значительно улучшить свое положение на этих рубежах. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.
Западные страны предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс зашел в тупик. Одновременно с началом переговоров с Англией и Францией, с весны 1939г. СССР приступил к контактам с германской дипломатией о возможном сближении двух стран. Предварительные секретные переговоры с Германией завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел Германии (Риббентропом) и СССР (В.М. Молотовым) пакта о ненападении сроком на 10 лет. Договор содержал также дополнительный секретный протокол о разграничении сфер влияния Германии и СССР в Восточной Европе. Заключение советско-германского пакта прервало дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, вслед за тем последовал отказ от антифашизма, что дезориентировало мировое коммунистическое движение. В соответствии с секретными статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Советско-финская война, к которой Красная Армия оказалась плохо подготовленной и понесла большие потери, завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии и принял резолюцию об его исключении из состава организации. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции) после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии, на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, приняв участие в боевых действиях и выполняя все условия договора.
49Формирование административно-бюррократической системы
В 2016 году Министерство обороны не только активно закупало вооружение и военную технику, но и вело строительство сотен объектов по всей стране. О том, почему назрела реформа военно-строительного комплекса, какие проблемы возникают на стройке и почему военные упраздняют Спецстрой, в интервью «Коммерсанту» рассказал замминистра обороны ТИМУР ИВАНОВ.
- Какой объем строительства ведется сейчас в интересах Минобороны?
Он колоссален и сравним по своим масштабам с послевоенным периодом: одновременно строится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. Это радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны, причалы. Работа ведется от Калининграда до Курил. Только в 2016 году построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн квадратных метров.
Из наиболее крупных объектов я бы выделил несколько. В Вилючинске к приходу первых «Бореев» сдан ряд важнейших объектов причального фронта и береговой инженерной инфраструктуры, в Новороссийске построен причальный фронт для подлодок проекта 636. Завершено обустройство военных городков двух ракетных бригад «Искандер-М» в Южном военном округе. Введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры первых полков РВСН, оснащенных подвижными и стационарными ракетными комплексами «Ярс», закончено обустройство ракетной бригады в Шуе. Продолжаются работы в Арктической зоне.
В 2016 году всего за пять месяцев с нуля отстроено Тульское суворовское военное училище, начато строительство Петрозаводского президентского кадетского училища. Работы ведутся собственными силами в количестве примерно 30 тыс. человек.
- Это без привлечения субподрядчиков?
С субподрядчиками - плюс 5-10 тыс. человек. Министр поставил задачу о сокращении сроков строительства и перехода на типовые решения. Мы проанализировали все проекты, которые получили положительное заключение экспертизы в период с 2010 года. Мы разложили эти проекты на группы: столовые, общежития, казармы, штабные здания, контрольно-пропускные пункты и так далее. Сейчас, когда формируется новое техническое задание на обустройство воинского подразделения, командование определяет все необходимое, исходя из готового списка.
За счет этого мы сокращаем время на проектирование и занимаемся только строительством. Мы проанализировали и то, из чего можно строить. Изначально все строилось из железобетона, потом на смену пришли металлокаркасные конструкции. Сейчас используем блочно-модульную технологию, за счет чего строительство сооружения занимает не более месяца. Применение типовых решений позволяет где-то на 30% сократить сроки проведения проектно-изыскательских работ, в два раза уменьшить срок прохождения государственной экспертизы проектной документации, а также сократить затраты на проведение изыскательских работ не менее чем на 5 млрд руб. ежегодно.
Следует отметить темпы стройки первоочередных объектов. Строительство военных городков для размещения личного состава и техники мотострелковой дивизии на полигоне в Южном военном округе началось в марте, а 1 декабря туда уже заехали военнослужащие. Быстро построили инфраструктуру и для мотострелковой дивизии на территории Западного военного округа.
- В чем кроются основные проблемы военной стройки?
Они характерны для всей строительной отрасли в целом, а не только для военного строительства. Надо понимать, что сейчас строительство в России - одна из наиболее пострадавших от сокращения финансирования сфер. И проблемы здесь обусловлены не только сложной финансово-экономической ситуацией, но и резким сокращением заказов со стороны крупных подрядчиков - в первую очередь государства. И в отсутствие мегастроек, сравнимых по масштабу с сочинской Олимпиадой, положительной динамики в отрасли не отмечается.
Однако в сфере военного строительства ситуация лучше, потому что государство в лице Минобороны формирует стабильный госзаказ, гарантирующий устойчивое финансирование отрасли.
Тем не менее основные проблемы в сфере военного строительства возникают из-за недобросовестности подрядчиков. Характерный пример - компания СУ-155, которая не выполнила свои обязательства по жилищному строительству в Москве. Сумма неотработанного аванса составила 18 млрд руб. Это четыре жилых микрорайона на 16 тыс. квартир, расположенные в различных районах столицы. На деньги, полученные от Минобороны в 2011-2012 годах, компания начала строить коммерческие проекты, не завершив строительство, в том числе инженерных сетей в жилых домах Минобороны.
Из-за проблем с недобросовестным подрядчиком затянулся процесс жилищного обеспечения военнослужащих, которым распределено жилье в Москве. По условиям контракта компания должна была передать все новостройки под заселение еще в 2014 году, однако работы на большинстве домов по-прежнему так и не завершены. Главное управление обустройства войск за счет собственных средств продолжило строительство и ввело в эксплуатацию два столичных микрорайона, а также несколько новостроек на улицах Левобережной и Полины Осипенко. Но вопрос о финансировании этих работ по-прежнему актуален, поскольку взыскать сумму неотработанного аванса с СУ-155 сейчас очень проблематично.
- Почему?
Во-первых, решения суда пока нет. Когда возникла проблема с СУ-155, выяснилось, что по всей стране у компании порядка 40 тыс. клиентов, ожидающих квартиры. В конце 2015 года была принята поправка в закон о банкротстве, согласно которой приоритетное право отдавалось дольщикам. Тем самым Минобороны, как основной кредитор на 18 млрд руб., оказалось аж в четвертой очереди.
Для решения этого острого вопроса мы нашли механизм, подключив Агентство ипотечного жилищного кредитования - сейчас оно выступает государственным агентом по реализации имущества ведомства.
Я напомню, что Сергей Кужугетович (Шойгу.- «Ъ» ) в конце 2012 года ввел мораторий на продажу государственного недвижимого имущества. С тех пор ни одного квадратного метра жилплощади, ни земли не было продано. Сейчас по закону мы имеем право передать высвобождаемые, не используемые в интересах ведомства земельные участки и здания государственному Агентству по ипотечному кредитованию для вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества и решения таким образом вопросов строительства жилья для военнослужащих.
- И когда рассчитываете получить результат?
В первом квартале текущего года мы завершим работы, в том числе за счет сотрудничества с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. Кстати, только в декабре в Москве было введено в эксплуатацию пять новостроек на 1805 квартир. Ну и в целом, если говорить про вопросы жилищного обеспечения, в 2016 году Минобороны уже фактически перешло на плановое обеспечение жильем военнослужащих, когда квартира или жилищная субсидия предоставляется военнослужащему в тот же год, когда он получает право на постоянное жилье.
В 2017 году в Москве будут переданы для заселения оставшиеся жилые дома общей емкостью более 8 тыс. квартир. Это даст решение проблемы для 85% военнослужащих, избравших местом жительства Москву. Оставшиеся военнослужащие, ожидающие квартиры в столице, будут обеспечены посредством получения жилищной субсидии. На нее, кстати, в 2017-2019 годах федеральным бюджетом предусмотрено выделение 37,78 млрд ежегодно.
Предыдущее руководство Минобороны объясняло, что все, кому положено жилье, хотят жить в Москве и именно поэтому проблемы с очередью.
Тут ситуация неоднозначная. По факту, получив квартиру в Москве, многие сразу же выставляют их на продажу. Понятно, у всех разные причины бывают, они вправе распоряжаться имуществом, которое по закону получили от государства. Понятно и то, что квартира за Химками, на Левобережной улице или у метро «Беговая» стоят разных денег. Все говорят: «Вот в Молжаниново мы не поедем, мы хотим жить на Хорошевском шоссе». Здесь квартира на рынке стоит, грубо говоря, 100 тыс. руб. за квадратный метр, а там - 450 тыс.
- Как работает накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих?
За 2016 год участниками этой системы по линии вооруженных сил было приобретено 13 тыс. квартир. Всего же с момента запуска программы число участников неуклонно растет ежегодно на 20 тыс. военнослужащих. В 2008-м их было 40 тыс. человек, сейчас - 176 тыс. Чувствуете разницу? Есть все основания полагать, что через несколько лет накопительно-ипотечная система станет основной формой жилищного обеспечения военнослужащих.
- Подходы к строительству военной инфраструктуры как-то изменились?
Безусловно. Одно из важных решений, которое было принято, связано с синхронизацией поставок вооружения и военной техники с темпами строительства объектов обеспечивающей инфраструктуры. То есть чтобы поступление техники было взаимосвязано с вводом в эксплуатацию зон хранения и обслуживания. Иными словами, удалось уйти от практики, когда в часть поступает новая техника, а для нее нет укрытия. Или укрытия построены, а техника придет только через два года.
Сейчас вся поступающая техника хранится в современных хранилищах: «Искандеры», «Ярсы», «Бастионы» и другое серьезное вооружение. Подобная инфраструктура построена в том числе на островах Курильской гряды.
- Имеются в виду Итуруп и Кунашир?
Да. Мы добились этого, несмотря на то что подрядчик не справился со своими обязательствами. Приходится развязывать мелкие узелочки: строилось все с колес, иногда разработчики не успевали выдавать соответствующую документацию, вносились изменения в проект. Все это очень усложняло строительство.
- Реформа военного строительства будет долго еще продолжаться?
Основная задача - это создание единого военно-строительного комплекса. Чтобы не просто был отдельный департамент строительства и другие разобщенные структуры, а функционировал единый организм.
- Реорганизация Спецстроя начата именно по этой причине?
- В основном да, но не только. В рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних девятнадцати. Это решение было поддержано и утверждено высшим руководством страны. Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру РВСН, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ. Принципиально вопросы решены, осталось только понять, как лучше использовать возможности некоторых подразделений Спецстроя. Например, один из главков часть объектов строит на территории Южного военного округа, а часть объектов возводится в Заполярье и на Дальнем Востоке. Само по себе предприятие крепкое: есть техника и люди, есть свое проектное бюро внутри.
- Какова судьба остальных активов Спецстроя?
Мы сейчас проводим финансово-хозяйственный и технический аудит фактического состояния каждого ФГУПа и главка. У нас созданы две комиссии: одна комиссия отвечает за ликвидацию Спецстроя как органа исполнительной власти, вторая - анализирует состояние самих подведомственных предприятий.
- Какие-то предварительные результаты уже есть?
Они появятся к концу января. В целом задача по реорганизации военно-строительного комплекса должна быть выполнена до 1 июля 2017 года. До этого момента согласуем вопросы трудоустройства в Минобороны сотрудников центрального аппарата Спецстроя. Часть из них заберет департамент строительства, часть людей, отвечавших за корпоративные отношения, контроль и согласование крупных сделок, продолжит трудиться в департаменте имущественных отношений, часть людей, отвечавших за правовые отношения, уйдет в правовой департамент. Аналогично будем поступать и с подведомственными Спецстрою предприятиями.
- Это касается только строителей?
Всех. Это и строительные специалисты, водители, охранники, уборщики. Есть даже несколько санаториев.
- А что будет с предприятиями Спецстроя, в которых Минобороны не испытывает нужды?
Если такие не востребованы, то будем рекомендовать переподчинить их промышленности. Например, есть «Спецстройсервис»: у этой организации большая партия заказов по линии «Роскосмоса», «Ростеха», Минпромторга… В течение месяца мы должны дать предложения по изменению подведомственности тех или иных предприятий. Потом согласуем передачу их в ведение других органов исполнительной власти.
- Почему Минобороны приняло решение реорганизовать агентство?
Сам Спецстрой являлся органом исполнительной власти, а единственные исполнители контрактов - это подведомственные ему предприятия. Заказчиком является Минобороны, и госконтракты заключались между военным ведомством в лице департамента строительства и предприятиями Спецстроя. У агентства было фактически несколько функций: согласование крупных сделок, контроль финансово-хозяйственной деятельности, назначение директоров предприятий. Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем.
Кроме того, система, которая была выстроена в Спецстрое, подразумевала большое количество посреднических и подрядных организаций: «Спецстройинжиниринг» заключал там контракты с Главным управлением специального строительства N3, а то, в свою очередь, заключало контракт с Главным управлением инженерных работ N2 и так далее. И такая цепочка достигала трех-четырех предприятий. Это сегодня недопустимо. Поэтому наша цель - это убрать цепочку посредников и дублирующие функции на этих предприятиях. Численность административного персонала сократится минимум в два раза, повысится эффективность.
Что в строительстве самое главное? Выработка. И очевидно, что для того, чтобы прокормить эти 44 тыс. человек, должны быть либо подряды огромные, либо большая прибыль. На стройке таких прибылей нет.
- Какой будет роль Главного управления обустройства войск (ГУОВ.- »Ъ») в новой конфигурации?
У нас нередко получалось так, что одновременно в одном и том же регионе, иногда на одной и той же площадке, но через забор специальный объект возводит Спецстрой, а ровно в ста метрах работает ГУОВ. Чтобы избежать таких ситуаций, мы будем делать так, чтобы контракты, которые параллельно реализуются на одном объекте, передавались под единое управление.
- Сокращение военного бюджета на стройке как-то сказывается?
Мы синхронизировали графики поставок вооружения с графиком строительства, фактически сдвинув вправо те объекты, которые приоритетными не являются. Чтобы вписаться в бюджет, который запланирован на 2017 год, а это 117 млрд руб., мы порядка 50% потратим на объекты застройки по многолетним контрактам, то есть для того, чтобы завершить объекты с высокой степенью готовности в этом году. А 50% мы предполагаем оставить в качестве резерва для обеспечения оперативных строительных нужд вооруженных сил.
Сейчас идет разработка государственной программы вооружения на период 2018-2025 годов. Это означает, что больше не будет формироваться бюджет на закупку вооружений по одним принципам, а строительный бюджет - по другим. Верховным главнокомандующим поддержаны подходы к формированию базовых расходов Минобороны и уже проведена серьезная работа по утверждению базовых показателей расходов на основе нормативного метода. Главная цель - создание механизма долгосрочного финансового планирования и снятие проблемы дисбаланса между поступлением вооружения и созданием инфраструктуры в вопросах финансирования.
- Какие меры были приняты после обрушения казармы ВДВ в Омске в 2015 году?
По решению министра была проведена проверка всех ведомственных объектов: в первую очередь казарменно-жилищного фонда и социальной инфраструктуры. По результатам проверки все заинтересованные органы военного управления приступили к устранению нарушений. Из эксплуатации выведено под списание 169 объектов. Всего же комиссии на сегодняшний день проверили более 90 тыс. капитальных объектов. И эта колоссальная работа еще продолжается, так как, к сожалению, у нас еще очень много «возрастных» объектов.
Чтобы не допустить повторения подобных трагедий, проведены инструментальные обследования всех зданий и сооружений, на которых ведется реконструкция или капитальный ремонт. Кроме того, перед тем как начать реконструкцию или капитальный ремонт, каждый объект проходит жесткую экспертизу в специализированной организации на наличие признаков аварийности основных строительных конструкций.
- А военная медицина? Что сейчас происходит в этой сфере?
Военно-медицинские учреждения продолжают активно развиваться. Введены в эксплуатацию новые корпуса в госпиталях и санаториях в Сочи и Анапе, завершается комплексная реконструкция исторических фондов Военно-медицинской академии, построены новые медицинские подразделения в войсках. В июне этого года планируется открытие многопрофильной клиники в Санкт-Петербурге.
Удалось добиться существенного снижения заболеваемости военнослужащих, а также увеличить объемы оказания высокотехнологичной помощи в наших госпиталях. По-прежнему главной задачей остается повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, а значит - крепкое здоровье наших военнослужащих, членов их семей и ветеранов.