Военно полевой банк мо рф. Полевые учреждения банка россии. Создание и статус Банка России

  • 6. Охарактеризовать процесс образования Древнерусского государства. Первые киевские князья.
  • 7. Киевская Русь X-XI вв.
  • 8. Причины и сущность политической раздробленности Руси.
  • 9. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
  • 10. Причины возвышения Москвы. Первые московские князья.
  • 11. Охарактеризовать процесс складывания единого Российского государства. Правление Ивана III и Василия III.
  • 12. Эпоха Ивана IV Грозного: от Избранной Рады к опричнине. Почему происхождение самодержавия связано с опричниной и крепостным правом.
  • 13. Охарактеризовать общественные конфликты и противоречия в России начала XVII в. Почему это время получило название «Смута».
  • 14. Последствия смуты. Причины избрания на престол Михаила Романова. Царствование а.М. Романова.
  • 15. Сущность и последствия петровских реформ: традиционализм и европеизация.
  • 16. Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия.
  • 17. Сущность просвещенного абсолютизма в Европе. Противоречивая политика Екатерины II. Золотой век или просвещенный абсолютизм?
  • 18. Россия в годы царствования Александра I. Реформаторский проект Сперанского и его судьба
  • 19. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
  • 20. Внутренняя политика Николая I. Изменения политического курса во второй четверти XIX в. Причины и последствия.
  • 21. Отмена крепостного права и буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в. Александра II: причины, сущность, итоги.
  • 22. Контрреформы Александра III: причины, идеология, последствия.
  • 23. Российский либерализм от течения общественной мысли к политическим партиям.
  • 24. Особенности русского крестьянского социализма второй половины XIX в. Основные направления революционного народничества. Судьба народничества.
  • 25. Социал-демократическое движение в России в конце XIX - начале XX вв.
  • 26. Особенности промышленного развития пореформенной России в 60-90-х гг. XIX в. Реформы с.Ю. Витте.
  • 27. Первая российская революция 1905-1907 гг. И ее итоги.
  • 28. История Государственной Думы. Опыт думского парламентаризма в России.
  • 29. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная, политическая сущность, итоги, последствия.
  • 30. Политические партии в России начала XX в.: генезис, классификация, программа, тактика.
  • 31. Причины и начало Первой мировой войны. Участие в ней России.
  • 32. Победа февральской революции. Альтернативы развития Росси после Февраля. Октябрьский переворот 1917 г. Современные оценки октябрьских событий.
  • 33. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия.
  • 34. Внутрипартийная борьба в ркп(б). Установление режима личной власти Сталина (1924-1937).
  • 35. Политика "военного коммунизма": ее политическое, доктринальное и экономическое содержание.
  • 36. Нэп: причины введения, сущность, обстоятельства свертывания.
  • 37. Социально-экономическое развитие советского общества в конце 20-30-х гг. XX в.
  • Индустриализация
  • Коллективизация
  • 28. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939-1941 годов.
  • 39. Ссср во второй мировой войне и вов.
  • 40. Первое послесталинское десятилетие. Н.С. Хрущев и попытки обновления "государственного социализма".
  • 41. Стагнация и предкризисное явление в конце 70-х - начале 80-х годов XX века.
  • 42. Политика перестройки: содержание, этапы, значение.
  • 43. "Новое политическое мышление" и изменение геополитического положения ссср.
  • 44. Постсоветская Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.
  • Сталинская модернизация – комплекс мероприятий, проведенный в СССР в 1930-1940-е гг. с целью преодоления общей отсталости страны от Запада, подготовки к войне и построения социализма. Ее главными мероприятиями стали индустриализация, коллективизация и культурная революция.

    Индустриализация

    Цели индустриализации:

      Достижение экономической независимости.

      Создание мощного ВПК.

      Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.

    Как и в годы НЭПа, самым актуальным вопросом был вопрос об источниках средств для индустриализации. В силу сложного международного положения СССР эти источники должны были быть исключительно внутренними.

    Способы (пути) получения средств для индустриализации:

        Перекачка средств из сельского хозяйства (коллективизация) и легкой промышленности. Все предприятия были разделены на две категории. Категория «А» - стратегически важные предприятия и предприятия производящие средства производства (тяжелая промышленность); категория «Б» - второстепенные предприятия, обслуживающие потребности населения (легкая промышленность). Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу.

        Монополия государства на внешнюю торговлю (экспортируются зерно, золото, сырье). Все вырученные средства шли на закупку промышленного оборудования.

        Конфискация средств у частного сектора. Делалось это как косвенно – через непомерные налоги, так и непосредственно – через прямой административный нажим. В промышленности и торговле частный сектор был окончательно свернут в 1933 г.

        Изъятие средств у населения через увеличение налогов, повышение цен, карточную систему распределения товаров (с 1928 по 1934 гг.) и продажу облигаций. Уровень жизни в годы индустриализации упал в два раза.

        Использование трудового энтузиазма населения. Своего пика он достигает в 1935 г., когда начинается стахановское движение. В это время преобладает моральное стимулирование, которое позволяет решать масштабные производственные задачи с максимальной экономией средств. В 1939 г. начнется «поворот к человеку» т.е. расширение материального стимулирования трудящихся.

        Эксплуатация труда заключенных ГУЛАГА, который в массовом порядке используется на самых трудных и опасных участках работ.

    Массовый энтузиазм населения и подневольный труд позволили отчасти компенсировать недостаток современной техники и квалифицированных специалистов.

    1926-1928 гг. историки определяют как начальный этап индустриализации. За это время более чем втрое увеличились капиталовложения в промышленность, правда, большинство из них шло на реконструкцию и техническое переоснащение уже имевшихся фабрик и заводов.

    1928-1932 гг. – I пятилетка . I пятилетний план был составлен ведущими экономистами СССР (Н. Кондратьев, А. Чаянов) и предполагал увеличение объемов производства почти в 3 раза. Выполнение плана было сорвано из-за штурмовщины и неразберихи, вызванных призывом партии к выполнению плана досрочно и корректировками внесенных в него Сталиным, значительно повысившим плановые показатели. Тем не менее, во время I пятилетки был построен целый ряд предприятий (Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Россельмаш и т.д. – всего около 1500) и заметно увеличены объемы производства.

    В годы первой и второй пятилеток (1933-1937 гг. – единственная пятилетка, полностью выполнившая план) создаются угольно-металлургическая база на востоке (Магнитогорск – Кузнецк), нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог (Турксиб, Новосибирск – Ленинск), появляются новые отрасли промышленности, которых не было в дореволюционной России.

    Значение индустриализации:

        По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Особенно заметным был рост производства в тяжелой промышленности.

        Значительно возросла численность рабочего класса.

        Из промышленности и торговли полностью вытеснен частный капитал.

        Значительно изменился общий характер экономики – страна из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную.

        Были искоренены социальные проблемы, характерные для капитализма, - исчезла безработица (последняя биржа труда закрыта в 1930 г.).

        По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров.

        Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой ВПК, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Именно экономическое превосходство СССР над противником стало одной из причин нашей победы в Великой Отечественной войне.

        Форсированная индустриализация была проведена ценой деградации ряда отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора.

        В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экономической основой тоталитарного режима.

    Уже в конце30-х гг. темпы индустриализации замедляются – не хватает материальных ресурсов и профессионально подготовленных кадров.

    Введение

    Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВ АЯ БАЗА ПРОБЛЕМЫ 9

    1.1. Степень изученности проблемы 9

    1.2. Характеристика и анализ источников 24

    Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В КОНЦЕ 20-Х - 30-Е ГОДЫ XX ВЕКА 46

    2.1. Государственные и партийные органы управления культурой 46

    2.2. Инфраструктура, материальное и кадровое обеспечение культурной политики 65

    2.3. Способы и механизмы воздействия власти на творческую интеллигенцию и контроля над ней 98

    Глава 3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА В МОРДОВИИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1920-1930-Х ГОДОВ 142

    3.1. Становление и развитие профессионального искусства Мордовии: общие моменты и национальные особенности 142

    3.2. Литературный процесс в культурной жизни регионального социума 160

    3.3. Образование и наука 177

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 224

    Введение к работе

    Актуальность исследования. На всем протяжении многовековой истории разных стран и народов культура всегда выступала ключевым фактором человеческой жизни. Именно эта сложнейшая совокупность нравственных и духовных ценностей и традиций, идеалов и обычаев людей обеспечивала в конечном счете устойчивость развития социальных организмов - государств, наций, народов. Отсюда вполне закономерно то внимание, которое международное сообщество уделяет феномену культуры как стабилизационному механизму в развитии человека и человечества.

    На современном этапе культуре все чаще отводится роль важнейшего фактора развития региона, главной составляющей «духовной устойчивости» населения, формирования привлекательного образа территории. Особого внимания заслуживает проблема региональной культурной политики, рассмотренная в контексте определения обратных связей системы «власть -культура». В каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную, так как внутри единой национальной культуры могут существовать субкультуры. Различие природно-климатических, хозяйственных условий, специфики исторических и этнокультурных ситуаций создают множество оттенков одной культуры. Следовательно, рассмотрение государственного влияния не может быть успешным без учета специфики отдельного региона, в нашем случае - Республики Мордовия. Знание и понимание региональных особенностей развития культуры является первоосновой для создания перспективной региональной культурной политики, которая учитывала бы культурные интересы различных субъектов как основы для взаимопонимания. В связи с этим несомненную актуальность приобретают вопросы развития культуры регионов на предшествующих этапах истории, позволяющие определить приоритеты культурной политики, ее специфику, межрегиональные связи, влияние на общегосударственные процессы.

    Объект исследования - процесс взаимодействия власти и культуры в

    4 региональном социуме в конце 1920-х- 1930-е гг.

    Предметом исследования выступает культурная политика как результат взаимодействия управленческой практики органов государственной власти, общественных организаций и культуры, рассмотренная сквозь призму развития основных составных частей системы культуры Мордовии: искусства, литературы, образования и науки, инфраструктуры культуры.

    Хронологические границы работы охватывают конец 1920-х - 1930-е гг. Нижние хронологические границы обусловлены началом национально-государственного строительства в мордовском крае, что привело к активному включению региона в экономическую, социальную и культурную модернизацию народов, относившихся ранее к так называемым «инородцам». Модернизационные процессы 1930-х гг., ставшие закономерным итогом новой ситуации в социокультурной сфере, в том числе региональном культурном пространстве, были прерваны Великой Отечественной войной, которая определила верхние хронологические границы диссертационного исследования.

    Территориальные рамки исследования охватывают регион, традиционно именуемый «мордовский край», соответствующий территории современной Республики Мордовия и представляющий собой своеобразный архетип полиэтничного региона России, в котором в силу административно-географического положения действуют закономерности центра и периферии.

    Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ культурной политики в Мордовии, выявление особенностей ее реализации в обозначенных хронологических рамках.

    Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

    1. рассмотреть систему управления культурой региона, ее структуру и функции в условиях национально-государственного строительства;

      раскрыть роль инфраструктуры и материального обеспечения культурной политики как важнейших элементов системы идеологического доминирования;

      выявить способы и механизмы воздействия власти на творческую интеллигенцию и контролирования ее деятельности;

      определить типологию и национальные особенности в развитии искусства Мордовии в конце 1920-х- 1930-е гг.;

      исследовать пути формирования и специфику художественной литературы Мордовии и определить ее место в системе региональной культурной политики в рассматриваемый период;

      проанализировать развитие образования и науки в Мордовии, выявить их роль в культурной динамике региона.

    Методологическую основу исследования составляют традиционные принципы исторического познания - историзм, научность и объективность. Использованный в работе комплекс научных методов (нормативно-логический, системно-исторический, сравнительно-исторический, конкретно-исторический, статистический, метод источникового анализа: выявление, отбор, критика происхождения и содержания источника) позволил рассмотреть изучаемые явления в их развитии, в органической связи с общероссийскими, а также региональными и местными историческими процессами.

    Научная новизна диссертации обусловлена тем, что ней впервые на основе новых концептуальных и методологических подходов, утверждающихся в российской исторической науке, проанализирована система управления государственными и партийными органами культурой Мордовии, ее структура, функции и механизмы, введен в научный оборот ряд неизвестных ранее архивных материалов. Автором прослеживается взаимосвязь между процессами, протекавшими в культуре, и историческими этапами развития государственности Мордовии.

    Теоретическая значимость исследования обусловлена

    использованием комплекса историко-культурных методов исследования, позволивших осуществить всесторонний анализ общих закономерностей и региональных особенностей взаимодействия власти и культуры Мордовии в конце 1920-х - 1930-е гг.

    Практическая значимость исследования определяется

    возможностью использования его результатов для подготовки новых, обобщающих материалов по советскому периоду истории Среднего Поволжья. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании курса истории России и краеведения, при изучении дисциплин по выбору и в других видах учебной работы. Материалы диссертационного исследования могут найти применение при разработке и реализации региональной культурной политики или государственных культурных программ.

    На защиту выносятся следующие основные положения:

      Важным фактором, определившим характер протекания и темпы социокультурного развития Мордовии в конце 20 - 30-е гг. XX в., явилось оформление национальной государственности, поскольку оно объективно способствовало бурному развитию культурной сферы региона. Преобладающим методом руководства культурой стал партийно-бюрократический метод, игнорировавший необходимость формирования обратной организационной связи с культурной сферой.

      Инфраструктура, кадровое и материальное обеспечение культурной политики обеспечили максимальный охват населения региона мероприятиями власти, что обеспечило систему идеологического доминирования.

      Вовлекая интеллигенцию в процесс культурного строительства, партийно-государственные органы применяли разнообразные, как либеральные, так и весьма жесткие средства: перевоспитание, формирование

    7 новой интеллигенции, унификация художественных подходов, создание для проведения идеологических установок единых творческих союзов.

      Конец 1920-х - 1930-е гг. ознаменовались началом формирования и организационного оформления национального профессионального искусства Мордовии. Отличительные черты изобразительного искусства Мордовии этого периода - недостаточный художественный уровень произведений, увлечение местной национальной тематикой, обращение к героическим событиям в истории народа - были обусловлены во многом дефицитом профессиональных кадров.

      Художественная литература рассматриваемого периода была подчинена задачам массовой агитации, что обусловило форму и содержание произведений, тематика которых в основном сводилась к пропаганде советского строя, социалистических преобразований, воспеванию партии и ее заслуг. Наиболее актуальной была тема классовой борьбы в деревне и коллективизации. Главной характерологической чертой периода явилось бурное развитие в Мордовии национальной литературы.

    6. Развитие системы образования в Мордовии в конце 1920-х - 30-е гг.
    представляло сложный процесс. В целом государственные органы не
    обеспечивали систему образования и науки средствами и кадрами для
    достижения планируемого уровня культурного развития Мордовии. Вместе с
    тем централизованная система управления образованием способствовала
    подготовке квалифицированных кадров и формированию интеллигенции,
    что, с одной стороны, повышало социокультурный уровень республики, с
    другой - выступало как фактор дальнейшей идеологизации национально-
    регионального образовательного и научного комплекса.

    Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на заседании отдела истории НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, а также апробированы в ходе участия в конференциях: международной научно-практической конференции «Проблемы развития регионального социума» (Саранск, 2006);

    8 всероссийской научно-практической конференции «Самоорганизация социокультурного пространства Поволжских регионов: векторы, факторы, механизмы изменения» (Ульяновск, 2006). По результатам диссертационного исследования опубликовано 5 статей общим объемом 2 п.л.

    Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

    Степень изученности проблемы

    Историографическая ситуация последних лет характеризуется заметным оживлением интереса к реалиям российской истории советского периода. Новая познавательная парадигма, сложившаяся и постсоветский период, формирует принципиально новые моменты в развитии отечественной историографии. Существенным образом меняется тематика научных исследований, формируется качественно новое негативных тенденций. Дореволюционная действительность

    рассматривалась в плане предпосылок Октябрьской революции 1917 г., а первые десятилетия советской власти преподносились как период высвобождения народных сил и энергии, трактовались однозначно позитивно. Вне поля зрения исследователей оказались вопросы о конкретно-исторических противоречиях развития страны.

    Отмеченные недостатки историографии детально анализировались в трудах, вышедших в свет во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. Однако односторонний акцент на констатацию недостатков, ошибок и просчетов, разрушал целостность восприятия истории исторической науки в нашей стране. Реакцией на эти тенденции в отечественной историографии стали выступления многих ведущих историков против упрощенно-схематического взгляда на историю, который позволяет быстро переписывать ее в угоду меняющейся политической конъюнктуре".

    Историография по проблеме взаимоотношений власти и культуры в конце 1920-х - 1930-е гг. достаточно обширна. В ней можно выделить ряд хронологических этапов.

    Начальный этап изучения истории первых двух десятилетий советской власти проходил одновременно с процессом культурного строительства и характеризовался появлением публикаций видных деятелей партийного и советского строительства, непосредственных участников работы по созданию новой культуры. Среди публикаций конца 1920 - 1930-х гг. следует выделить фундаментальное монографическое исследование Т. В. Васильева, в котором нашли подробное отражение вопросы создания мордовской государственности. Основу работы составили собранные и переработанные автором материалы в бытность его секретарем отдела национальностей ВЦИК и члена Мордовского ЦИК.

    В статьях Г. К. Ульянова4 активно обсуждалась проблема развития национальной школы, в том числе и мордовской, делался вывод о необходимости более широкой подготовки кадров национального учительства, перевода обучения в школах на родной язык, подтягивании отсталых в культурном развитии национальных меньшинств. В этой работе использован богатый фактический материал и приведены обширные статистические данные по вопросам развития образования в крае. Однако в отношении развития системы образования она носит апологетический характер. Автор избегает анализа просчетов и ошибок методологического характера. Идеологически обусловленные оценочные суждения отразились и на характере источниковедческой базы работы: факты, противоречащие существующим социально-политическим установкам, либо замалчивались, либо искажались.

    Особое место среди работ этого периода занимают коллективные издания, обзоры, юбилейные сборники, показывающие достижения Коммунистической партии и Советского государства в области культурной политики власти путем сравнения, часто некорректного, количественных показателей дореволюционных и советских лет5. Статистические данные размещенные в подобных сборниках в большинстве случаев оказывались завышенными и преждевременными, т.е. не отражали объективного процесса формирования сети культурно-просветительских учреждений края.

    Государственные и партийные органы управления культурой

    Государство было и остается основным проводником культурной политики вне зависимости от социально-экономических формаций. Основные принципы советского государственного руководства культурой были разработаны основателем советского государства В.И. Лениным: «в советской республике вся постановка дела просвещения как в политико-просветительской области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы» . При этом утверждалось, что «только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры»". Эти принципы не менялись в течение всего советского периода отечественной истории. И в рассматриваемый период культура рассматривалась как мощное средство коммунистического воспитания и важнейшее идейное оружие партии.

    Советское руководство придавало огромное значение созданию и совершенствованию аппарата управления культурой. Необходимость в последнем обосновывалась в известном тезисе о партийном и классовом характере культуры, из которого делался вывод, что созидательная роль народа в этой области может быть реализована лишь при условии целенаправленного и планомерного руководства со стороны политического авангарда, т.е. ВКП(б) и государственных органов. Культура понималась как одно из важнейших средств политического и духовного доминирования в обществе, что обусловило ее идеологизацию и потребность управления ею.

    В 1920 - 1930-е гг. в Советском Союзе активно шел процесс складывания и функционирования системы государственных и партийных органов управления культурой, как в центре, так и на местах. Главной специфической чертой советской системы управления культурой являлась ее двойная структура, т.е. осуществление культурной политики велось при тесном взаимодействии партийных и государственных органов власти и управления.

    С конца 1920-х гг. можно отметить активизацию государственного вмешательства в сферу культуры, которая выражалась в централизации управления ею, жестком регламентировании деятельности учреждений и организаций культуры ликвидации множественности течений и направлений в искусстве, активизации репрессивной политики. В соответствии с новой ситуацией изменяется и аппарат руководства культурой. В рамках Наркомпроса все четче выделяются подразделения, занимающиеся собственно культурой, а в середине 1930-х гг. впервые создаются общесоюзные органы управления различными отраслями культуры с определенным кругом полномочий и задач. Так, в 1928 г. в рамках Наркомпроса РСФСР создается Главное управление по делам литературы и искусства (с 1930 г. - сектор искусств), которое после ряда преобразований было сменено образованным в 1936 г. самостоятельным органом - Комитетом по делам искусств при СНК СССР. В 1933 г. из наркомата выделяется Главлит - главное цензурное ведомство. В 1929 г. и в последующем создается целый ряд структур, ответственных за развитие кинематографа. В 1933 г. образуется Всесоюзный комитет по радиовещанию- наиболее массовому средству информации в то время.

    Таким образом, прослеживается четкая тенденция к централизации органов госуправления культурой одновременно с увеличением их количества, специализацией и расширением полномочий.

    Для Мордовии были характерны общероссийские тенденции, но в тоже время имелась и своя специфика. В рассматриваемый период четко выделяются два этапа в формировании органов управления культурой региона: первый - 1928 - 1934 гг. - этап становления; 1934 - конец 1930-х гг. - этап окончательного оформления. Основанием для выделения данных этапов послужили особенности процесса становления национальной государственности Мордовии.

    Начало первого этапа связано с образованием 14 мая 1928 г. Саранского округа Средне-Волжской области.

    Становление и развитие профессионального искусства Мордовии: общие моменты и национальные особенности

    Мероприятия, проводимые партией в 1920 - 1930-е гг. в области культуры, получили название «культурной революции». Она предусматривала развитие культуры «вширь» и «вглубь». Формировавшаяся в 1920-е гг. национальная интеллигенция, утрачивающая многие связи с вековыми духовными ценностями своего народа, характеризовалась в ряде случаев пренебрежением к своему языку и все большим отрывом от традиций. Насаждавшаяся идеология так называемого «пролетарского интернационализма» агрессивно отчуждала от себя национально-исторические духовные ценности, веками складывающиеся культурные традиции, подчас и вовсе отрицая наличие прежних достижений. Тем не менее даже в таких условиях мордовская культура 1920 - 1930-х гг. находила почву для развития. В частности, развивалась активно литература, театр, изобразительное искусство и т. д.

    Представители изобразительного искусства были выбраны властью в качестве проводников идей строительства коммунизма в народные массы. Этот процесс носил закономерный характер, так как они обладали мощным орудием - методом визуального воздействия на умы граждан страны. Произведения художников и скульпторов могли нести идею коммунизма и славу его строителей в века, являясь постоянным напоминанием их величия. Власти требовалось, как и в случаях с театром и литературой, правильно организовать дело, определив задачи, и задав ему направление движения. Для достижения поставленной цели в кратчайшие сроки необходимы были решительные действия по устранению всего старого и проведению в жизнь новых художественных образцов и образов. Жесткие меры при поставленных задачах не исключались.

    Отличительной чертой изобразительного искусства Мордовии этого периода было увлечение местной национальной тематикой, обращение к героическим событиям в истории народа.

    Большую роль в повышении мастерства молодых художников сыграло творчество Ф. В. Сычкова (1870 - 1958 гг.), который приобрел широкую известность еще до революции. Он становится активным участником выставок «Индустрия социализма», «Выставки художников старейшего поколения» и выставки АХРРа «Жизнь и быт народов СССР», всех республиканских выставок и ВДНХ. В 1920 - 1930-х гг. произведения Федота Васильевича экспонируются на выставках в Ницце, Сан-Луи, Париже, Нью-Йорке.

    Сычков развивал темы, определившиеся в его искусстве еще в предреволюционные годы - это изображение жизни деревни, ее традиций и людей. Картины, созданные им в этот период, такие как: «Молодежное гулянье зимой»(1924 г.), «Молодая. Новобрачная в деревне»(1925 г.), «На посиделки»(1925 г.), «Подружки» (1930 г.) и другие изображают сцены народных гуляний, развлечений, уличного деревенского быта.

    Заметный перелом в творчестве художника намечается в начале 1930-хгг.: появляются портреты, рассказывающие о различных гранях характера людей современной эпохи - «Школьница-отличница» (1934 г.), «Трактористки-мордовки» (1938 г.) и «Учительница-мордовка» (1937 г.); прообразом для последнего, кстати, послужила учительница Софья Павловна Рябова, жена председателя союза художников Мордовии В. Д. Хрымова.

    Существенную роль в эволюции творчества живописца сыграла активизация художественной жизни Мордовии, образование Союза художников МАССР. С 1937 г. Сычков становится активным участником многих республиканских художественных выставок, организованных при непосредственном участии образовавшегося Союза художников МАССР. В 1937 г. Федоту Васильевичу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР, в 1950 г. - звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1958 г. - народного художника Мордовии. Своим трудом Ф. В. Сычков внес огромный вклад в живописную культуру республики и способствовал развитию творчества молодых мордовских художников.

    Следует обратить внимание и на вопрос о сопротивлении режиму сталинщины. Его основой являлось недовольство реальным положением дел в стране, несовпадение партийных идеалов и проводимой политики, сама атмосфера подавления свободной мысли.

    В этом сопротивлении можно выделить несколько уровней.

    Первый из них - массовое сопротивление народа. Наиболее зримо это проявилось в ходе коллективизации. В последующие годы основным выражением этого был многочисленный поток писем руководителям страны с описанием реального положения дел.

    Другой уровень - создание нелегальных, чаще всего, молодежных и студенческих организаций, выступавших против политики репрессий, извращения марксизма, за развитие демократии.

    Наконец, сопротивление тоталитарной системе исходило из рядов самой правящей партии.

    По моему мнению, это сопротивление, оказавшись не в силах противостоять сталинизму, вместе с тем имело огромное нравственное значение, готовило последующее отрицание этой системы, заставляло ее идти на некоторые уступки и шаги, призванные замаскировать ее сущность. Это проявилось в годы коллективизации, в ходе первых пятилеток, обсуждении новых идей по руководству экономикой, связанных с ослаблением административно-бюрократических рычагов.

    Самым важным из этих моментов стало принятие Конституции СССР в декабре 1936 г. Ее текст содержал много демократических норм: отмена ограничения прав граждан по классовому признаку; введение всеобщего, прямого, равного, тайного голосования, провозглашение прав и свобод граждан (неприкосновенность личности, тайна переписки и так далее). Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом, резко расходившимся с реальной жизнью.

    45 Вопрос Решающие сражения и крупнейшие операции Великой Отечественной войны

    Начавшаяся война потребовала значительных изменений во всём укладе жизни страны. 24 июня был организован Совет по эвакуации, который возглавил Л.М. Каганович, а затем Н.М. Шверник. За первые полгода войны из западных районов на восток было эвакуировано более 10 млн. человек и 1,5 тыс. промышленных предприятий. Директива СНК и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 партийным и советским органам прифронтовых областей содержала требование уничтожать все материальные ценности в местностях, находящихся под угрозой оккупации, в том случае, если они не могут быть эвакуированы.

    В 1941 - первой половине 1942 под властью оккупантов оказалась территория, на которой в довоенное время проживало около 40% населения страны, добывалось 63% угля, производилось 58% стали и 38% зерна. Ввод в строй новых и эвакуированных заводов на востоке страны, которые могли бы обеспечить Красной Армии перевес в технике и вооружении завершился только к концу 1942.

    В таких условиях от работы тыла зависел исход войны. Уже с 26 июня 1941 для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы, рабочий день для взрослых увеличился до 11 часов при шестидневной рабочей неделе, отпуска отменялись. Исполнительным органам власти давалось право переводить рабочих на другую работу без их согласия. В декабре 1941 все работники военных производств объявлялись мобилизованными и закреплялись за предприятиями, самовольный уход с предприятия карался сроком заключения от 5 до 8 лет.

    Сельское хозяйство в условиях огромных потерь посевных площадей и поголовья скота должно было справиться с задачей обеспечения продовольствием армии и работников военных производств. В колхозах был увеличен по сравнению с предвоенным обязательный минимум трудодней в 1,5 раза; минимум устанавливался и для подростков с 12 лет. В МТС более 40% трактористов и комбайнеров в 1942 составили женщины. Высокой была численность женщин и подростков и в промышленности. Воевать за Родину шли не только, мужчины, подлежавшие призыву в армию; формировались также части народного ополчения, в которые добровольно вступило около 2 млн. человек.

    В 1942 страна получила в три с лишним раза меньше зерна, чем в 1940. Основная масса рабочих и служащих по карточкам получала по 400-500 г хлеба в день, иждивенцы - по 300-400 г. Но карточки не всегда можно было отоварить, деньги обесценивались, что влекло за собой развитие "чёрного рынка" и натурализацию обмена. Личное потребление в стране, и так достаточно скудное, снизилось за годы войны на 40%. Жить большей части эвакуированных приходилось в землянках и бараках.

    В то же время для ряда категорий руководящих работников существовали спецраспределители и спецпайки. По особым нормам снабжались и учёные, работавшие в области совершенствования военной техники и вооружений, как находившиеся на свободе, так и в "шарашках" - закрытых институтах, где отбывали сроки заключения. В годы войны учёным приходилось решать технические задачи в течение не только дней, но и часов, что сыграло немаловажную роль в обеспечении технического превосходства Советской Армии.

    С созданием на заводах поточных линий нарастало производство самолётов, танков и самоходных орудий. Средний танк Т-34 стал лучшим танком второй мировой войны. Большинство из выпускавшихся в стране видов вооружений были просты по конструкции, легко внедрялись в производство, где применялся труд преимущественно женщин и подростков. 1944 - первая половина 1945 стали временем, когда выпуск военной продукции и уровень организации её производства достигли своей высшей точки.

    Достижению победы над врагом способствовали открытие и освоение месторождений бокситов на Южном Урале, вольфрамовых, молибденовых, медных и марганцевых рудников в Казахстане, запасов нефти в Татарской АССР. Было осуществлено производство новых марок высококачественной стали, рост выпуска патронов был обеспечен благодаря внедрению станков-автоматов. Применение новых методов в производстве, в частности, в танковой промышленности позволило за годы войны выпустить 102,8 тыс. танков, тогда как в Германии за этот же период их было произведено 43,4 тыс.

    Наряду с обеспечением всем необходимым армии ещё в военный период начинается восстановление экономического потенциала на освобождённых территориях. Эта задача была сформулирована в постановлении ЦК ВКП(б), вышедшем в августе 1943.

    В годы войны возникла необходимость в изменении государственной идеологии для организации более эффективной борьбы с врагом. Сталин в этих условиях стал апеллировать к славному историческому прошлому Российского государства, на примерах из которого строилось патриотическое воспитание. 15 мая 1943 был распущен Коминтерн, в основе деятельности которого лежал принцип пролетарского интернационализма. Были учреждены новые ордена СССР (Суворова, Александра Невского, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Ушакова, Нахимова), которыми стали награждаться высшие военачальники. Для награждения солдат в ноябре 1943 был учреждён орден Славы 3-х степеней, являвшийся аналогом дореволюционного солдатского Георгиевского креста.

    4 сентября 1943 состоялась встреча Сталина с высшими иерархами православной церкви, результатом которой стало разрешение провести выборы патриарха Московского и всея Руси (они не проводились после смерти патриарха Тихона в 1925). 8 сентября им был избран патриарший местоблюститель русской православной церкви Сергий. Таким образом, произошло примирение советского государства и православной церкви, что способствовало противостоянию врагу как на оккупированных территориях, так и большему сплочению людей в тылу на основе традиционных патриотических ценностей. Московская патриархия осудила тех, кто сотрудничал с захватчиками. По инициативе Сергия верующими были собраны средства на строительство танковой колонны, носившей имя Дмитрия Донского.

    В то же время государство не ослабляло деятельность репрессивной машины. Так ещё с 1941 стали практиковаться депортации (переселения) целых народов на основании подозрения их в коллективной измене. В августе 1941 этой процедуре подверглось более 900 тыс. немцев, живших в СССР; по мере освобождения советской территории в 1943-1944 были проведены массовые депортации карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар и ряда других народов. Постановлением ГКО от 14 апреля 1943 в системе наркомата обороны было образовано Главное управление контрразведки "СМЕРШ" ("Смерть шпионам"), которое занималось не только борьбой с вражеским шпионажем, но и выявлением недовольных сталинским режимом в армии и на освобождённых территориях. Продолжала функционировать и система ГУЛАГа, значение которой даже возросло в связи с тем, что ряд полезных ископаемых, необходимых для военных производств, добывался только на рудниках ГУЛАГа.

    СССР во второй половине 20 - 30-х гг. XX в

    Серьезные трудности, с которыми в конце 20-х годов столкнулась страна, привели Сталина и его окружение к выводу, что неэквивалентный обмен и рынок несовместимы, что НЭП исчерпал себя и нужны новые решения, выходящие за рамки нэповской системы. На вооружение берется программа форсированного развития, в основе которой лежат выбор одного приоритетного направления в развитии экономики (тяжелой индустрии) и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем максимального напряжения всей хозяйственной системы. Усиленная перекачка средств из сельскохозяйственного сектора в индустриальный становится, в представлении сталинского руководства, не только оправданной, но и необходимой. Механизм же перекачки видится в крупных хозяйствах – колхозах и совхозах, которые одновременно решат и проблему снабжения страны хлебом. Эта концепция строится на признании обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму, на признании возможности использования административного насилия как главного средства решения противоречий общественного развития.

    Концентрация всех усилий страны на создании тяжелой индустрии сулила, по мнению правящего руководства, возможность в короткий срок создать мощный индустриальный потенциал (индустриальное общество). Он должен был обеспечить реорганизацию всех отраслей экономики, преобразование социальной структуры общества, быта людей, что и обеспечило бы построение социализма, прорыв к более высокому уровню цивилизации.

    Отказ от НЭПа, смена стратегии развития практически означали возврат к старой военно-коммунистической модели построения социализма, модели, для которой характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества, использование административно-командных рычагов управления, государственное принуждение.

    Выбрав индустриальный сектор в качестве приоритетного направления народного хозяйства и сосредоточив все усилия страны на его развитии, сталинское руководство без должного экономического обоснования начало осуществлять политику «подхлёстывания» страны. В результате начали значительно повышаться важнейшие плановые показатели уже принятого первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928 / 29 –1932 / 33 гг.), годовые планы приобретали ярко выраженный форсированный характер: перед трудящимися выдвигалась задача любой ценой перекрывать и так уже чрезмерно завышенные плановые задания; центральное место в прессе заняли призывы досрочного выполнения заданий пятилетки. Для реализации политики форсированного развития любой ценой складывался и соответствующий хозяйственный механизм, опирающийся не на экономические, а на административно-приказные методы хозяйствования.

    Усилилось централизованное планирование, ожесточился контроль за выполнением заданий, была резко ограничена сфера действия товарно-денежных отношений, жестко осуществлялось распределение ресурсов и продукции, предприятия практически лишались всякой самостоятельности. Ориентация уже на апробированные методы стимулирования трудовых усилий с упором на массовое соревнование, ударничество, внедрение передового опыта, насаждение новых починов оказалась недостаточной. Форсированная индустриализация осуществлялась в основном путем штурмовщины, администрирования, ужесточения трудового законодательства, использования принудительного труда. Однако попытки достичь предельно высоких темпов оборачивались дезорганизацией производства. Убедившись в том, что возможности стратегии форсированного развития далеко не безграничны, а эффективность администрирования далеко не универсальна, руководство страны вынуждено было несколько уменьшить гонку за темпом в годы второй пятилетки (1933 –1937 г.г).

    Форсированная индустриализация сопровождалась усилением темпов коллективизации. В соответствии с провозглашенным летом 1929 г. курсом на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств целых округов, руководством страны принимаются решения: о полном завершении коллективизации в зерновых районах страны не позднее весны 1932 г.; об осуществлении политики ликвидации кулачества как класса в этих районах. Эти решения ориентировали местные власти на безудержное развязывание насилия над крестьянами. В результате – принудительное объединение в колхозы, конфискация средств производства у зажиточных крестьян, трагедия миллионов раскулаченных, оказавшихся в тюрьмах, концентрационных лагерях, спецпосёлках. Характерно, что сталинская система вела в деревне борьбу не только против крестьянства вообще, но и против колхозного крестьянства. Чрезмерное изъятие хлеба у колхозов зерновых районов в целях осуществления промышленного рывка породило страшный голод 1932 – 1933 гг., охвативший Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан.

    Осуществление форсированной индустриализации дало определенный эффект.

    К концу 30-х годов наша страна сумела преодолеть технико-экономическую отсталость, превратилась в независимо экономическую страну, по структуре промышленного производства вышла на уровень развитых стран, а по объему его в абсолютном измерении уступала только США. Однако цена созданного в предвоенный период промышленного потенциала была чрезмерно высокой. Форсированный индустриальный рывок был достигнут ценой величайшего перенапряжения сил, он породил глубинные перекосы и деформации в экономике, в жертву этому рывку были принесены практически все элементы социального организма.

    Сплошная коллективизация крестьянских хозяйств, которую трактовали как путь к социалистическому переустройству деревни, как осуществление ленинского кооперативного плана, оказала катастрофическое воздействие на развитие аграрного сектора. В короткий срок крестьяне были отчуждены и от средств производства, и от результатов своего труда («раскрестьянивание» деревни). Падение производительности труда, сокращение валовой продукции сельского хозяйства, сопровождавшие сплошную коллективизацию, побуждали руководство страны еще больше форсировать процесс создания коллективных хозяйств, обеспечить внедрение разветвленной системы принудительного труда и таким образом прекратить падение сельскохозяйственного производства. Все это еще больше усиливало дезорганизацию в деревне. Однако в сталинской стратегии форсированной индустриализации все отрасли народного хозяйства, все силы, не считаясь с потерями, бросались на нужды промышленного роста, и в этом плане сплошная коллективизация позволила создать систему перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный.

    Противоречивыми итогами обернулась стратегия форсированного развития и в социальной сфере: ликвидация безработицы в СССР, провозглашение широкого спектра социальных прав, перемены в здравоохранении, обеспечивающие всеобщую доступность и бесплатность медицинских учреждений, осуществление общеобразовательной революции – все это свидетельствовало о поступательных шагах в области социального развития. Но параллельно с этим в стране осуществлялся индустриальный рывок путем жестокой экономии, утверждался остаточный принцип подхода к проблемам социальной сферы и уровня жизни людей. Благосостояние работающих зависело не столько от результатов их труда, сколько от распределительной политики государства. Провозглашенные в стране социальные гарантии коснулись рабочих и служащих. Осуществляемая общеобразовательная революция сопровождалась ломкой многих культурных традиций. Достижения и издержки переплетались друг с другом, образуя разные проявления одних и тех же процессов.

    Противоречивым было и отношение к действительности. С одной стороны, для общества 30-х гг. характерен энтузиазм и трудовой героизм советских людей, иллюзорно ощущающих себя хозяевами своей страны и творцами нового общества, с другой стороны, – рост социальной и психологической напряженности в результате падения жизненного уровня, мощного миграционного процесса, сопровождающегося ломкой привычного образа жизни огромных масс людей. В этих условиях для усмирения и устрашения общества, нейтрализации социально-психологической напряженности, направления энергии масс на решение ключевых проблем развития нужен был жесткий политический и идеологический нажим. Таким образом, переход к форсированному варианту с явным преобладанием насильственных методов, усилив потребность в использовании административно-командных форм политической организации, привел к реставрации тоталитаризма военно-коммунистического образца.

    Какова же сущность тоталитарного режима 30-х годов? Монополия большевистской партии в политической сфере привела к полному срастанию партии и государства. Усиливался процесс тотального огосударствления всех сторон общественной жизни. Этот процесс сопровождался сращиванием партийного, хозяйственного и государственного аппаратов, что привело к созданию единого политического руководства страны, управлявшего всеми сторонами жизни общества, сосредоточившего в своих руках огромную власть. Оправдывая все свои действия интересами партии и народа, это руководство менее всего считалось с их реальными интересами. Оно оказалось и над законом, и над моралью. Разбухший, проникающий во все области жизнедеятельности общества, партийно-государственный бюрократический аппарат был построен по иерархическому принципу, представляя собой своеобразную пирамиду. Нижестоящие звенья этой управленческой пирамиды полностью подчинялись вышестоящим, абсолютная же власть концентрировалась на ее верху – в руках узкого круга людей, а затем одного Сталина. Такая система порождала культ личности вождя. Создавался режим неограниченной личности Сталина; проведение политики, основанной на принуждении в отношении значительной части населения страны, могло осуществляться только путем террора. Этим объясняется резкое возрастание роли органов государственного принуждения в 30-е годы. Опорой сталинского режима стали репрессивные органы (ОГПУ – НКВД), составной частью которых являлись исправительно-трудовые лагеря и исправительно-трудовые колонии, объединенные системой ГУЛАГ (Главное управление лагерей НКВД). Лагеря, существование которых тщательно скрывалось как от внутреннего, так и мирового общественного мнения, стали необходимы из-за масштаба репрессий, обрушившихся на страну в 30-е годы, они служили для изоляции и постепенного уничтожения реальных и даже потенциальных противников режима, одновременно обеспечивая возможность эксплуатации принудительного труда в огромных размерах.

    Одним из отличительных признаков сложившегося в стране тоталитарного режима была его идеологизированность. В силу того что за идеологией признавалось право на универсальное истолкование реальности, она становилась основой для определения политики, которая в свою очередь доминировала над экономикой. Политическое руководство страны, установив монополию на идеологию, распространило свой контроль не только на политическую и экономическую, но и на духовную жизнь общества, проявило стремление к унификации людей. Что же представляла собой идеология 30-х годов, именуемая сталинизмом? При несомненной связи сталинизма с наследием Маркса и Ленина полное отождествление их едва ли правомерно. Сталинизм – это прежде всего догматизация марксизма, абсолютизация многих выводов, которые были сделаны еще в середине XIX в. Канонизация марксистских положений сопровождалась их вульгаризацией, схематизацией, часто просто извращением, выхолащиванием их гуманистической и демократической сущности.

    В результате марксизм в сталинской интерпретации из научной теории, методологии познания исторического процесса превратился в разновидность религиозного учения. (Своеобразным катехизисом этой религии стал изданный в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б)»). Стремясь к всеохватывающему контролю над духовной жизнью общества, властные структуры превратили систему образования, науку, литературу, искусство, все средства политической пропаганды в каналы внедрения сталинизма в сознание людей, в инструментарий, с помощью которого создавался миф о сбывающихся идеалах революции. В результате формировалось иллюзорное общественное сознание, создавалось общество людей, в большинстве своем с урезанным и однобоким мировосприятием, запрограммированным на революционный оптимизм. Для поддержания любой авторитарной политической системы нужна своеобразная «подсистема страха», без которой невозможно подавить думающих людей. Если же приходится обеспечивать поддержание системы с такой необъятной и неограниченной властью, какая сосредоточилась в руках Сталина и его окружения, то это подсистема должна действовать с огромным размахом. Именно этим объясняется тотальность террора 30-х годов. Репрессии обрушились на партийный, советский, комсомольский аппараты, командный состав армии, дипломатический корпус, широкий слой хозяйственников, научную и творческую интеллигенцию, став одним из главных средств решения хозяйственных, политических, культурных проблем. После убийства С. М. Кирова (1-й секретарь Ленинградского обкома ВКП (б)) в 1934 году у Сталина появился повод начать массовые репрессии против неугодных ему партийных деятелей. Уже в 1936 году были расстреляны Каменев и Зиновьев. По обвинению в троцкизме были арестованы К. Б. Радек, Н. И. Бухарин, А. И. Ры­ков. В это же время Сталин начал и чистку армии, в результате чего было почти полностью уничтожено высшее (в т. ч. М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. П. Уборевич, И. Э. Якир) и среднее армейское командование. Впоследствии это сыг­рало крайне негативную роль, когда оказалось, что к началу Великой Отечественной Войны в армии практически не осталось квалифицированных кадров, что привело к колоссальным потерям на начальном этапе войны. Репрессии коснулись как бли­жайшее окружение Сталина, так и простых людей, которые оказались втянутыми в запущенную машину массового террора. Не избежали репрессий и гонений и бли­жайшие родственники репрессируемых. Точное количество пострадавших во время репрессий не поддается точному подсчету. Исследователи приводят цифры от сотен тысяч до нескольких миллионов людей. (В историографии дискуссионным вопросом является проблема мотивации «большого террора». Известный историк О. В. Хлевнюк приводит целый ряд вер­сий на этот счет. Во-первых, террор должен был способствовать развитию страха в обществе, который в свою очередь содействовал бы консолидации советских граж­дан. Во-вторых, в условиях ожидания скорой войны террор должен был привести общество в состояние тотальной мобилизации, чувства близости врага. В-третьих, к началу 30-х гг. в полной мере еще не сложилось советское общество: социум оста­вался слишком сложным - его следовало упростить. В-четвертых, каждый член По­литбюро обладал значительным окружением, с помощью которого он мог оказывать влияние на принятие политических решений. Соответственно, репрессии в отноше­нии одного политического деятеля вызывали целую вереницу преследований.)

    Чрезвычайно сложное и противоречивое общество, которое сформировалось к концу 30-х годов, было объявлено Сталиным обществом построенного в основном социализма. Однако то, что в представлении Сталина было социализмом, на самом деле означало грубое извращение его сути. В научном понимании социализм – это прежде всего общественная собственность на средства производства, развитие экономики в интересах всего общества. Социализм – это народовластие, это общество, обеспечивающее развитие личности. Что же было в реальной жизни? Обобществление собственности превратилось в огосударствление экономики, владельцем же так называемой общественной собственности стала партийно-государственная бюрократия, что лишало всех членов общества экономической свободы, в принципе исключало возможность демократизации экономики.

    Строжайшая централизация политической и государственной систем общества, установление государственного террора привели к отчужденную народа от политики и власти. Все формы политического самовыражения, кроме официального, были поставлены вне закона. Для этого периода характерно все большее превращение человека из высшей ценности и цели общественного развития в орудие для решения тех или иных экономических и политических задач, полное попрание прав человеческой личности. В результате облик общества, созданного к концу 30-х годов, не соответствовал критериям «социалистичности», которые были приняты в научном обороте даже в те годы. Сложившаяся система может быть названа государственным, казарменным социализмом.

    Внешняя политика во второй половине 20-х -30-х гг. Уже в начале 30-х годов удалось добиться списания части царских долгов, что в значительной степени об­легчило общение с западноевропейскими странами. Признание Советской России Соединенными Штатами в 1933 г., а также принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций означал окончательный выход из международной изоляции. Приход в Германии к власти Гитлера коренным образом изменил ситуацию на внешнеполитической аре­не. Присоединение к Германии Австрии (аншлюс, 1938 г.), а затем и оккупация Че­хословакии в марте 1939 года показали окончательный расклад сил. Еще до этого Советский Союз оказывал помощь Испании в войне между республиканцами и франкистами (1936-1938), выступая на стороне республиканцев, однако, несмотря на военную поддержку победу одержали сторонники генерала Франко. Одновре­менно с СССР, в войну в Испании вмешивались и Италия с Германией, которые открыто поддерживали силы франкистов.

    Если в предыдущий период страны Западной Европы проводили политику «уми­ ротворения», то уже в 1939 году Англия и Франция обязалась оказывать военную помощь странам Восточной Европы в случае нападения на них Германии. Одновре­менно Англия и Франция начала переговоры с СССР о возможном раскладе сил в случае начала войны. Основной идеей западноевропейский стран было противопос­тавить Советский Союз Германии, и таким образом избежать войны на своей терри­ тории и территории своих ближайших соседей. Однако СССР вел свою политику и уже через несколько дней после прекращение трехсторонних переговоров с Франци­ ей и Англией, 23 августа 1939 г. заключил договор о ненападении (пакт Молотова - Риббентропа), надеясь таким образом обезопасить себя от растущих аппетитов гер­манской военной машины. В соответствии с этим договором, стороны обязались не нападать друг на друга в течение 10 лет и не вступать в коалиции со странами, всту­пившими в военный конфликт с одной из сторон договора. Кроме того, в секретной части договора стороны разделяли сферы влияния в Восточной и Центральной Ев­ ропе. За Германией оставались значительная часть Польши, за СССР - Прибалтий­ские государства, Бессарабия, Финляндия и др.

    Параллельно с обострением политической ситуации на западных границах, Со­ветский Союз вынужден был решать территориально-экономические разногласия с восточными соседями. И на этом направлении Советский Союз не достиг особенных успехов: так и не удалось возвратить под свой контроль Китайско-Восточную же­лезную дорогу (вооруженный конфликт 1929 г. не привел к долгосрочному закреп­ лению на этой территории ив 1935 году контроль над КВЖД полностью отошел к японцам). С самой Японией к концу 30-х годов ситуация также накалилась (что бы­ло связано с помощью, которую СССР оказывал Китаю в японо-китайском военном конфликте). Летом 1938 года в районе озера Хасан разгорелся пограничный кон­фликт между Японией и Россией. После ожесточенных военных столкновений сторонам удалось договориться о мирном решении проблемы, в мае 1939 г. советским войскам удалось выбить японцев из района реки Халхин-Гол, которая являлась территорией дружественной СССР Монголии. Однако уже в апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан договор о ненападении.

    Важнейшие события исторического периода

    1932 – 1933 гг.

    Сентябрь 1932 г.

    Январь 1933 г.

    1933 – 1937 гг.

    Январь – февраль1934 г.

    1936 – 1938 гг.

    1937 – 1938 гг.

    1938 г.

    1938 г.

    Постановление ЦК ВКП(Б) о колхозном движении.

    Голод в стране.

    Закон об охране социалистической собственности (Закон «О трех колосках»).

    Введение системы прописки и внутренних паспортов.

    Введение трудодней.

    II пятилетка.

    XVII съезд ВКП(б).

    Политические процессы по делам оппозиционеров.

    Массовые репрессии.

    Принятие Конституции ссср .

    Начало III пятилетки.

    Военный конфликт у озера Хасан.

    Введение единой трудовой книжки.

    Всесоюзная перепись населения.

    Советско-японский вооруженный конфликт в районе р. Халхин-Гол.

    Пакто ненападении между СССР и Германией.

    Вторая мировая война.

    Война ССС Р c Финляндией.

    Советско-японский п акт о нейтралитете.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что представляла собой новая программа развития страны, выдвинутая в конце 20-х годов?

    2. Раскройте сущность и методы проведения политики индустриализации.

    3. Какие особенности характеризуют проводимую в 30-е годы политику коллективизации?

    4. Каких результатов добилась страна после осуществления планов индустриализации и коллективизации?

    5. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в социальной сфере в 30-е годы.

    6. Раскройте сущность тоталитарного режима, сложившегося к началу 30-х годов, какое конкретное выражение он получил в социально-политической жизни страны в 30-е годы?

    7. Какой характер носило общество, сформировавшееся к концу 30-х годов?

    8. Каковы основные направления внешней политики, проводимой СССР в 30-е годы?