Влияние санкций на экономику различных стран. Почему санкции против россии внешне неэффективны. Влияние санкций на промышленность РФ

В количественном выражении ущерб от санкций можно оценить в 1–1,5 процентного пункта ВВП в год, считает Николаев. Эксперты его института делали оценку, основываясь на динамике внешнего корпоративного долга страны. Он, по оценкам ЦБ, снижался с 2014 г., к 1 июня 2017 г. уменьшился почти на 30%.

Помимо анализа корпоративного долга и оттока капитала необходимо обращать внимание на прямые инвестиции, считает ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики Сергей Пухов. По данным ЦБ, прямые инвестиции начали снижаться в 2014 г., обвалились в 2015 г., но в прошлом возобновили рост. За то, что пока санкции обходятся России достаточно дешево, надо сказать спасибо реформаторам 1990-х, заложившим основы рыночной экономики, способной адаптироваться к меняющимся внешним условиям, продолжает Николаев.

Экономика постепенно адаптируется к санкциям и достаточно сложно отделить их воздействие от влияния других факторов, считает Пухов. По его мнению, негативный эффект – а в основном он заключается в секторальном ограничении инвестиций в ВПК и нефтегазовый сектор – сейчас вряд ли превышает половину процентного пункта ВВП. Компании этих секторов стараются исправить дело, но на это требуется намного больше трех лет.

Нефтяная адаптация

Общение с представителями нефтегазовых компаний показывает, что их компании окончательно адаптировались к существующим макроэкономическим условиям и санкционному режиму: сейчас они больше фокусируются на повышении эффективности и развитии своих ключевых активов в России, чем на попытках международного расширения, отмечали аналитики Renaissance Capital в июньском обзоре.

В отдельных направлениях нефтегазовой отрасли технические санкции имели сильный эффект, рассказывает президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков. Например, около 90% ключевых технологий добычи углеводородов на шельфе – иностранные. Так что решение российских нефтегазовых компаний приостановить ряд проектов в этом направлении вызвано в первую очередь технологическими проблемами, а уже потом экономическими причинами, объясняет он. Среди приостановленных эксперты Аналитического центра при правительстве России называют наиболее значительными проекты «Роснефти» и ExxonMobil на арктическом шельфе и Черном море.

На традиционную добычу технологические санкции практически не повлияли, а в сланцевых проектах российские компании сумели частично адаптироваться после выхода иностранных партнеров и подрядчиков и продолжить их реализацию. Например, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» продолжают разработку таких месторождений, напоминает Хайков.

Многие иностранные компании тоже приспосабливаются к режиму санкций, они пытаются продолжить делать бизнес вне политики, всеми правдами и неправдами намерены оставаться на российском рынке, говорит президент «Союзнефтегаз-сервиса» Игорь Мельников. Отечественные нефтяные компании, чтобы не вкладывать огромные суммы в разработку своих технологий, согласны на полулегальное использование западных, отмечает он. «По сути, все работают в тени», – говорит Мельников.

В то же время на отечественные нефтесервисные и машиностроительные предприятия санкции повлияли даже положительно, потому что власти и нефтегазовые компании начали более активно заниматься импортозамещением, обращать внимание на российских игроков и разрабатывать меры поддержки их качественного развития, говорит Хайков. Например, с 1 января этого года правительство ввело при закупках госкомпаниями 15%-ный приоритет для российских товаров и услуг, напоминает он. Уже есть конкретные примеры импортозамещения – и по технологиям, и по продукции, продолжает он. Например, по системам телеметрии для наклонного и горизонтального бурения. Но даже при наличии определенных успехов эффективность политики импортозамещения значительно снижается из-за закрытости процесса и отсутствия информации по ее реализации и участию в ней, а также непривлечения к ней многих передовых российских сервисных и производственных компаний, говорит Хайков. Так как традиционной добычи старые санкции не касались, по долям игроков на рынке изменения пока незаметны, признает он. Технологии для бурения и разведки не мясо или сыр, для их импортозамещения нужно лет 5–7, добавляет Мельников. В России даже нет собственного программного обеспечения для суперкомпьютерных вычислений, необходимых для обработки данных геологоразведки, и проблему нужно решать в первую очередь, уверен он.

Как будут работать новые санкции США

Минфин США:
может включить в санкционные списки принадлежащие государству предприятия железнодорожной, транспортной, металлургической и добывающей отраслей
в течение 60 дней с принятия закона обязан выпустить предписание о сокращении максимального срока финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, до 14 дней, компаний нефтегазового сектора – до 60 дней (сейчас это 30 дней и 90 дней)
в течение полугода со дня принятия закона может распространить запрет на участие, предоставление технологий и услуг на новые проекты подсанкционных нефтегазовых компаний (глубоководные, на арктическом шельфе и трудноизвлекаемые запасы), в которых им принадлежит более 33% (ранее – более 50%). Санкции распространяются на проекты во всем мире, а не только в России, как было ранее
не более чем через полгода должен представить конгрессменам отчеты о самых заметных политиках и олигархах России с указанием, например, их близости режиму, участия в коррупционных скандалах, сведений о состоянии и источниках дохода их семей

Президент США:
получает право ввести санкции в отношении тех, кто инвестирует в строительство, модернизацию или ремонт экспортных российских трубопроводов или поставляет для этих целей продукцию, информацию или услуги единовременно более чем на $1 млн или на $5 млн в год. Отмечено, что США продолжат противодействовать строительству газопровода «Северный поток – 2»
обязан ввести санкции в отношении людей, которые ведут вредоносную кибердеятельность в интересах правительства России. А также в отношении лиц, уличенных в предоставлении хакерам материальной, финансовой, технологической поддержки, товаров или услуг, в том числе финансовых
получает право вводить санкции в отношении иностранных финансовых институтов, уличенных в предоставлении финансовых услуг компаниям и лицам из санкционных списков
получает право вводить санкции в отношении лиц, инвестирующих более $10 млн или способствующих инвестициям в приватизацию активов в России с целью незаконного обогащения чиновников правительства страны, их семей и близких
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, участвовавших в крупных сделках в интересах лиц, имеющих отношение к российской разведке, Вооруженным силам или ФСБ
обязан ввести санкции в отношении иностранцев, «на основе достоверной информации» причастных к нарушениям прав человека на территории, контролируемой Россией

Одна из самых заметных инициатив в области технологического импортозамещения – проект «Газпром нефти» по созданию комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования для разработки запасов баженовской свиты. Он предусматривает реализацию импортозамещающих технологий к 2025 г. Компания оценивала стоимость проекта в 7,5 млрд руб., из которых 90% составят ее собственные средства. Проект был задуман раньше введения санкций и реализуется в плановом режиме, уверяет человек, близкий к «Газпром нефти». В случае успешного внедрения всех созданных технологий целевой уровень добычи «Газпром нефти» из залежей баженовской свиты в 2025 г. может составить около 2,5 млн т в год, сообщала компания.

Оборона от санкций

Для российского ВПК санкции оказались болезненными. Как заявлял в 2014 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин, тогда импортные комплектующие – с Украины, из стран ЕС и НАТО – использовались в 640 образцах российского вооружения. По принятой в июле 2014 г. программе импортозамещения замене подлежало примерно 700 образцов комплектующих с Украины и 860 – западных. Процесс замены украинских комплектующих должен был завершиться к 2018 г., а западных – к 2022 г.

Одной из серьезных проблем, повлиявших на сроки российской программы перевооружения, стало прекращение импорта электронной компонентной базы (ЭКБ) для спутников, говорит бывший чиновник Минобороны. При этом радиационно стойкие микросхемы классов space и military западные производители продавали неохотно и до 2014 г. Поэтому вопрос об их замещении стоял и раньше. Сложности с этими комплектующими стали одной из причин переноса на 2–3 года запуска ряда спутников военного и двойного назначения, рассказывает собеседник «Ведомостей». Это наряду с возросшей конкуренцией и рядом неудачных пусков российских ракет-носителей привело к тому, что Россия в 2015–2016 гг. утратила лидерство по числу космических запусков, продолжает он. Ожидается, что к 2021 г. подавляющая часть необходимой ЭКБ для космической промышленности будет производиться в России, кроме того, западные поставки компенсируются за счет азиатских производителей, заключает бывший чиновник.

Второй важной проблемой оказалось прекращение поставок двигательных установок для кораблей и вертолетов с Украины и из Германии. Судовые дизели немецкой компании MTU для кораблей пограничной охраны и корветов для ВМФ удалось заменить на китайские и российские аналоги. Но непоставка украинских газотурбинных двигательных установок (ГТУ) для фрегатов (самых крупных строящихся для российского ВМФ надводных кораблей) привела к тому, что вторую тройку фрегатов проекта 11356 планируется продать в Индию (двигатели приобретут индийцы), а постройка следующих за головным кораблем «Адмирал Горшков» новейших фрегатов проекта 22350 сдвинулась на 2–4 года, рассказал источник в Минобороны. Но импортозамещение идет и здесь: в октябре 2016 г. на НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную «Ростеху» ОДК) в Рыбинске был введен в действие комплекс по производству корабельных ГТУ.

Производство двигателей типа ТВ3-117/ВК-2500 для всех основных российских военных вертолетов также замещается – построенный под Петербургом завод компании «Климов» (также входит в ОДК) в 2017 г. выпустит около 150 моторов. Это позволит, по словам источника в «Ростехе», впервые оснастить все передаваемые Вооруженным силам военные вертолеты новыми моторами российского производства. В этой сфере запрет Украины на поставку военных комплектующих России на темпах перевооружения не сказался: в России были запасы двигателей, а кроме того, сотрудничество с украинским предприятием «Мотор сич», производящим эти моторы, продолжалось, говорит менеджер одного из авиапромышленных предприятий.

В целом санкции и вызванная ими программа импортозамещения для оборонной промышленности привела к дополнительным расходам в десятки миллиардов рублей и задержкам в поставках ряда важных образцов военной техники на годы, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Однако санкции практически не повлияли на производство вооружений для стратегических ядерных сил – основы военной безопасности страны. Кроме того, они наконец-то заставили перейти от слов к делу – ведь задача переноса производства тех же вертолетных двигателей и ГТУ для кораблей была поставлена правительством еще в 2005 г., после украинской оранжевой революции, однако, кроме горы бумаг, до санкций практически ничего сделано не было, говорит эксперт.

Продуктам ограничения не нужны

Российские чиновники много говорят о пользе продовольственного эмбарго. В августе 2014 г. Россия запретила импорт фруктов, овощей, сыров, молока, мяса и рыбы из всех стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев мечтает о его продлении «лет на 10». Производство в АПК последние годы действительно растет – в среднем на 4%. Но объяснять этот рост одними контрсанкциями неверно: в 2013 г., до эмбарго, прирост составлял даже 5,8%. Более значительную роль сыграла растущая господдержка. В 2014 г., по данным Минсельхоза, сельскому хозяйству было выделено 190 млрд руб., в 2015 г. – 222 млрд, в 2016 г. – 223 млрд.
Самые впечатляющие результаты импортозамещения после эмбарго достигнуты в производстве мяса, считает Минсельхоз. Доля импорта в свинине сократилась в 3 раза (с 26% в 2013 г. до 8% в 2016 г.), в мясе птицы – в 2,5 раза (с 12% в 2013 г. до 5% в 2016 г.).
Рост производства мяса не связан с ограничением импорта, возражает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Компании отрасли ввели в строй мощности, заложенные еще в 2012–2013 гг., когда об эмбарго никто и не думал. Инвестиции в мясное скотоводство и производство говядины в серьезных масштабах начались еще в 2009–2011 гг. после того, как господдержка этого направления появилась в госпрограмме развития АПК, считает Юшин. Ни один инвестор не будет вкладывать в долгосрочные проекты, рассчитывая только лишь на санкции, которые сначала вводились всего на год, уверяет он. Рост обусловлен господдержкой и девальвацией, а не санкциями, согласен гендиректор «Русагро» Максим Басов.
Производство сыров, сливочного масла и спредов выросло и в этом есть определенная заслуга эмбарго, считает исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Но в целом отрасль страдает: спрос на молочную продукцию из-за роста цен, вызванного девальвацией, упал на 6–8% только в 2016 г., говорит человек, близкий к одному из производителей. Покупательная способность людей заметно снизилась, а цены выросли по меньшей мере вдвое, так что основной проблемой остаются сокращающиеся доходы населения, признает Белов.
Овощеводам запрет на импорт продукции из Европы, а позже из Турции помог, но главным образом тем, что с введением эмбарго государство занялось поддержкой отрасли. С 2015 г. бюджет компенсирует 20% затрат на строительство теплиц и овощехранилищ в дополнение к субсидированию процентной ставки, и с тех пор пошли инвестиции – с 2015 г. в производство овощей вложено более 100 млрд руб, напоминает президент Национального плодоовощного союза Сергей Королев. Импорт стал снижаться, а внутреннее производство – расти: уже в этом году страна обеспечит себя огурцами на 80%, а помидорами – наполовину. При таком уровне господдержки, но без эмбарго и запрета импорта из Турции овощеводство развивалось бы медленнее. Теперь то, что могли сделать за 10 лет, получится в ближайшие три года, считает Королев.
Выросла и господдержка садоводов: в 2015 г. субсидии были в 5 раз больше, чем в 2010 г., – 2,5 млрд руб. на гектар, напоминает президент Ассоциации садоводов России Игорь Муханин. В результате темпы закладки садов увеличились в 1,5 раза, сообщает Минсельхоз. Заметный прирост их продукции ожидается в 2019–2020 гг., говорит Муханин. Пока яблоки из Европы заместил импорт из Белоруссии, добавляет он. Но плюсы от контрсанкций все же есть: торговые сети стали работать с российскими производителями, на которых раньше и внимания не обращали, считает он.
Рост сельского хозяйства продолжится и в 2017 г., считает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов – за счет растениеводства и животноводства, которые от санкций зависят слабо.

Новые санкции

Адаптация экономики к новому уровню санкций – их ужесточению, распространению на транспортные отрасли и т. д. – будет болезненной, но не критичной: запас прочности еще есть, считает Николаев. Развитие того же энергетического сектора в гораздо большей степени зависит от цен на сырье, а не от доступа к рынкам, объясняет он. Глубина шока будет зависеть от того, как конкретно будут применяться новые санкции. Если их распространят на трубопроводные проекты в таком виде, как прописано в законе, потрясение будет серьезным, предупреждает он.

Новый закон США отчасти смягчил режим санкций, установив, что под него подпадают только новые глубоководные, арктические и сланцевые проекты по добыче нефти, в которых доля российских подсанкционных компаний превышает 33%, отмечает Хайков. Получается, у иностранцев потенциально появляется шанс вернуться в ряд проектов, объясняет он. Однако теперь санкции будут распространяться на проекты не только в России, но и по всему миру.

В законе описаны только общие принципы действия санкций. Теперь власти США будут включать конкретные проекты в санкционный список.

Наиболее болезненная часть новых санкций – удар по российским экспортным энергетическим трубопроводам. Установленный запрет на инвестиции и предоставление любых услуг, оборудования, технологий и информации, относящихся как к строительству новых, так и к расширению и обслуживанию существующих систем, критичен, например, для морских магистральных трубопроводов, где имеющихся российских технологических возможностей на данный момент недостаточно, говорит Хайков.

Самый крупный из таких проектов – строительство газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Даже «Газпром» еще до принятия закона о новых санкциях признавал, что они могут замедлить реализацию проекта или даже вовсе торпедировать его. Данное нововведение – метод недобросовестной конкуренции: ограничение доступа более экономически выгодного покупателю трубопроводного российского газа на международные рынки, в основном Европы, считает Хайков. Не зря новые санкции были приняты в штыки Европой. Ведь в отличие от США европейцы не вводили санкций в отношении «Газпрома» и его топ-менеджеров.

Пока не известно, будут ли эти санкции использоваться в полной мере, но опасения инвесторов, безусловно, скажутся на притоке капитала, считает Пухов. Очень многое будет зависеть от позиции ЕС и Китая, основных торговых партнеров России. Страны ЕС все больше и больше недовольны односторонними мерами со стороны США, отмечает Пухов. Для интенсивного роста экономики темпами выше мировых нужны инвестиции (в том числе иностранные) в основные средства, использование новых технологий, в конечном счете рост инвестиционного импорта, в ситуации с ужесточением санкций это маловероятно, объясняет он. Поэтому стагнация или рост в пределах 2% наиболее вероятный сценарий, который прогнозируют многие российские и зарубежные экономисты, заключает он.

«Опыт стран, десятилетиями живущих под санкциями, показал, что санкции не приводят к обрушению экономики. В том же Иране практически все 30 лет санкций были положительные темпы роста ВВП», – приводит пример Николаев. Россия это подтвердила: жить при санкциях можно, развиваться – нельзя, резюмирует Николаев. Страна обречена на постоянную потерю 1–2% ВВП в год, считает он.

В обозримой перспективе наивно рассчитывать на отмену санкций – по крайней мере на горизонте пяти лет. Осознание того, как критично вызванное санкциями отставание в развитии, приходит со временем, так что их влияние на российскую экономику впоследствии будет переоценено, считает эксперт.

Последствия носят долгосрочный характер и будут накапливаться, соглашается Пухов. Причем масштабы импортозамещения от нынешних санкций несопоставимо малы с импортозамещением поле кризиса 1998 г., считает он. «Меня пугает не столько временный разрыв с потенциальным выпуском, вызванный санкциями, сколько постепенная изоляция России от внешнего мира, в первую очередь развитых стран, и скатывание по пути бывшего СССР. Как следствие – потеря конкурентоспособности с вытекающими долгосрочными последствиями и снижением самого потенциала роста экономики. Если мы не растем быстрее многих развитых стран, значит, мы движемся назад относительно них. Возникает отложенный прямой и косвенный негативный эффект, который я даже не берусь оценить. На этом фоне все текущие потери, рост оттока капитала и т. п. покажутся каплей в море», – объясняет он.

В подготовке статьи участвовали Виталий Петлевой и Иван Васильев

Санкции «Запада» против России вводились в несколько этапов, начиная с марта 2014. Как вы уже знаете, поводом для санкционных мер было вхождение Крыма в состав Российской Федерации, а также поддержка РФ сторонников независимости ДНР и ЛНР в рамках вооруженного конфликта на Донбассе.

1 Причины наложения санкций на РФ

Итак, после оглашения результатов крымского референдума, в марте 2014 года и включения полуострова в состав РФ, Европейский Союз и Америка в отношении России применили пакет санкций, после которого поэтапно добавлялись дополнительные санкционные ограничения, которые коснулись нефтегазовой отрасли, финансового сектора, ОПК и ограничили развитие телекоммуникаций и инфраструктуры Крыма. Персонализированные ограничения распространились на отдельные компании и ряд лиц из РФ. Последнее обновление санкционного списка произошло 12 сентября 2014 года.

2 Основные секторальные санкции

Финансовый сектор:

  • запрет иностранным инвесторам кредитовать 5-ть крупнейших российских банков и осуществлять новую эмиссию их ценных бумаг
  • Крупнейшие банки (около 60% всей кредитно-финансовой системы России) ограничены в привлечении внешних инвестиций
  • ЕБРР и ЕИБ остановили финансирование проектов

Нефтегазовая отрасль:

  • Запрет западным компаниям инвестировать добычу нефти, газа, минералов в РФ
  • Запрет на продажу российским компаниям оборудования и технологий для нефтедобычи
  • Запрет на оказание российским компаниям нефтесервисных работ

Оборонно-промышленный комплекс:

  • Эмбарго на импорт-экспорт оружия, связанных с ним технологий и материалов
  • Запрет на экспорт товаров двойного назначения

Прочие:

  • Персональные санкции против отдельных российских компаний
  • Запрет на инвестиции и поставку оборудования и технологий для инфраструктуры, телекоммуникации и транспортной системы Крыма

3 Персональные санкции - финансовый сектор

  • Санкционный список Евросоюза: ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Внешэкономбанк, РНКБ и Сбербанк России.
  • Санкционный список Соединенных штатов: Сбербанк России, Внешэкономбанк, Банк Москвы, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк.

Что касается финансовой сферы, то санкционные списки ЕС и США практически идентичны и запрещают западным компаниям совершать операции с ценными бумагами перечисленных банков со сроком обращения свыше 30 дней, а также кредитовать перечисленные компании из России, осуществлять расчетно-кассовые операции, оказывать услуги по размещению ценных бумаг и управлению портфельными инвестициями.

В результате, финансовые санкции, введенные против РФ, затронули около 60% активов кредитно-банковской системы РФ, что серьезно ограничило развитие государства.

4 Персональные санкции - нефтегазовая отрасль

  • Санкционный список Евросоюза: Роснефть, Феодосия, Транснефть, Газпром нефть, Новатэк и Черноморнефтегаз
  • Санкционный список Соединенных Штатов: Черноморнефтегаз, Роснефть, Новатэк Транснефть, Газпромнефть, Лукойл, Газпром, и Сургутнефтегаз.

Касаемо нефтегазовой отрасли. Санкции США выстроены таким образом, что американским компаниям установлен запрет предоставлять нефтесервисные услуги, направленные на разработку месторождений, а также на добычу нефти в Арктике, на глубоководье, а также на сланцевых месторождениях. ЕС заблокировал участие компаний из Европы в российских проектах в нефтегазовой отрасли. Более того, компаниям из ЕС и США было запрещено предоставлять РФ технологии, в том числе поставлять оборудование, которое используется для бурения скважин и освоения шельфа.

Российские корпорации Транснефть, Роснефть, Газпромнефть также попали под финансовые санкции. Относительно них введен запрет на получение финансирования на западных финансовых рынках и осуществление операции с новыми обязательствами, срок которых превышает 30 дней (в ЕС) и 90 дней (на территории США).

«Наибольший урон получили совместные проекты российских и западных компаний в нефтегазовой отрасли. Введенные ограничения заставили контрагентов РФ отказаться от «опасного» сотрудничества и понести финансовые потери. Например, срыв совместного проекта Роснефть и Exxon Mobil, касающийся добычи нефти в Ледовитом океане, принес американской компании многомиллионные убытки. Точно также пострадали и поставщики нефтяного оборудования – компании Schlumberger и Baker Hughes»

5 Персональные санкции – оборонно-промышленный комплекс

  • Санкционный список Евросоюза: концерн Калашников, концерн Уралвагонзавод, Технологии машиностроения, Станкоинструмент, ПВОАлмаз-Антей, НПО ВКО, НПО Базальт, Сириус, ОАК, Химкомпозит, Тульский оружейный завод.
  • Санкционный список Соединенных Штатов: концерн ПВОАлмаз-Антей, НПО Машиностроения, завод имени Калинина, концерн Калашников, Ижмаш, Уралвагонзавод НПО Базальт, КБ приборостроения, КРЭТ, Созвездие, Долгопрудненское научно-производственное предприятие, Мытищинский машиностроительный завод.

Перечисленные компании получили запрет на экспорт и импорт оружия, а также продукции «двойного назначения», в том числе высоких технологий, которые используются в гражданской и оборонной промышленности.

Три предприятия из перечисленных выше, также попали под финансовые санкции, а именно получили запрет на финансирование и операции с ценными бумагами на западных финансовых рынках.

6 Ключевые последствия санкций

Ключевыми последствиями санкций являются запреты и ограничения в доступе российским компаниям на финансовые рынки ЕС и США, что вызвало значительное удорожание кредитования для российских компаний и банков, а также ухудшение общего финансового состояния Российской Федерации. В нашей предыдущей статье мы уже описывали последствия, которые наступили в Российской экономике к настоящему моменту.

«Санкции, которые были применены на перечисленные выше компании, отразились также и на тех компаниях, которые не попали под прямые ограничения. Причиной тому является существенное ухудшение доступа на финансовые рынки, а также боязнь иностранных инвесторов иметь дело с «опасными» компаниями»

Ограничения уже сказываются на отдельных технологических проектах (чаще всего на проектах нефтедобычи). А в долгосрочной перспективе «санкционный эффект» может оказаться куда значительней, так как:

  1. Существенно сократилась возможность привлечения дешёвых инвестиций. Для некоторых инфраструктурных компаний это просто критично, а для некоторых смертельно. Ведь государство фактически не способно одновременно оказать помощь и поддержать все пострадавшие компании
  2. Российские компании отрезаны от технологий (свои уже начали разрабатывать, но на это потребуются долгие годы), которые технически невозможно заменить китайскими либо отечественными разработками.
  3. Запрет на ввоз технологий двойного назначения, а также ограничение невоенного высокотехнологичного импорта усилит технологическое отставание РФ от ведущих стран мира.

7 Как санкции отразились на биржевых котировках российских компаний

Насколько сильно отразились санкции «Запада» на ценных бумагах российских компаний? Ответ скрывается в их котировках. Для примера возьмем самых известных эмитентов и проанализируем котировки их активов:

Котировки ценных бумаг Сбербанка России

Котировки ценных бумаг Газпромнефть

Не сомневайтесь, рынок восстановит справедливую цену указанных активов и придет время, когда ценные бумаги «санкционных» компаний вернутся на предсанкционные уровни. Но для этого потребуется определенное время. Впрочем, именно сейчас, когда они находятся на таких низких уровнях, как раз и время присмотреться к их приобретению. Ведь Сбербанк России, Газпромнефть, а также множество других компаний, которые попали в санкционные списки – это компании, которые имеют для РФ стратегическое значение, а значит, в необозримом будущем будут существовать и успешно работать дальше, а их акции всегда будут пользоваться популярностью и спросом.

Программа Экономика на телеканале Крым-24.
США и Великобритания обсуждают введение новых санкций против России. В американском Конгрессе зарегистрирован законопроект, который – в случае принятия – серьёзно ужесточит санкционный режим.

Как экономика России справляется с санкциями и какие ограничения уже были введены, разберём в этом выпуске программы Экономика Плюс.

Санкции против России можно поделить на 6 групп. Первая – это персональные санкции против отдельных лиц. Им запрещено посещать Европу, США, Канаду и Новую Зеландию. Их активы в этих странах, в случае наличия, были заморожены. Например, в санкционном списке находятся спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и вице-премьер Дмитрий Рогозин.




Для экономики России это не сыграло никакой роли, ни положительной, ни отрицательной. После того как начали вводиться персональные санкции, появилась шутка: жизнь надо прожить так, чтобы попасть под санкции США и Евросоюза . Это значит, что ты поступаешь правильно.
Видео программы:

Архив выпусков
Вторая
группа санкций была направлена против отдельных компаний. Например из-за них прекратила работу авиакомпания Добролёт – лоукостер, предлагавший билеты по низким ценам.


Добролёт летал в Крым, и это стало причиной санкций. Тем не менее, компания после закрытия, быстро воскресла под новым названием Победа. Она работает и выполняет рейсы как по России, так и зарубежные.

Санкции коснулись и некоторых военных компаний. Тем не менее, на общие цифры оружейного экспорта это не повлияло. В 2013 году – до санкций – Россия экспортировала оружия на 15,7 млрд. долларов , в 2016 году – примерно на такую же сумму. По этому показателю мы вторые в мире, уступая только Соединённым Штатам.


Третий вид санкций – запрет на поставки в Россию некоторых товаров. Это касается продукции военного назначения, высокотехнологичной продукции, оборудования для нефтегазовой сферы. Эта мера была болезненной в начале, пока не включились механизмы импортозамещения. Та же компания Газпром в своей работе использовала довольно много иностранной техники, химии, комплектующих.

В итоге были наказаны сами страны, вводившие санкции. В прошлом году Газпром полностью импортозаместил трубы большого диаметра.


Раньше они покупались в Японии и Германии, теперь их делают в России. У Газпрома на сайте висит список иностранной продукции, которую предстоит заменить. В нём 250 наименований. Производители этих товаров – американская General Electric, британская фирма Castrol – она выпускает гидравлическую жидкость, немецкие компании Сименс, Бауэр и многие другие.


Шведские, норвежские, итальянские поставщики – все страдают от последствий антироссийской политики.

Четвёртый вид санкций – это финансовые ограничения. Европейцы и американцы потеряли возможность делать инвестиции в некоторые сектора Российской экономики, например в нефтегаз, транспорт и коммуникации. Эта мера является существенной. Без иностранных партнёров трудно найти финансирование для больших проектов. И действительно иностранные инвестиции в российскую экономику упали. Пришлось искать инвесторов внутри страны, и они были найдены. В итоге капиталовложения в российскую экономику не сократились, а продолжили рост. По итогам прошлого года они составили 14,6 триллионов рублей . Это на триллион больше, чем в 2013 году.

Пятый вид ограничений связан с кредитованием. Крупные российские компании, такие как Сбербанк и Роснефть, потеряли возможность привлекать займы за рубежом за исключением краткосрочных кредитов. Этот удар в начале казался серьёзным. Ведь если Сбербанк не возьмёт в долг, он не сможет давать в долг россиянам – физическим и юридическим лицам. На выручку пришли сами россияне. Вклады населения, то есть депозиты физических лиц в банках за 4 года возросли на 7 триллионов рублей .


Эти деньги позволили пусть не полностью, но отчасти, компенсировать утрату западных источников финансирования.

Кроме того, помогли деньги из Резервного фонда. Все последние годы они активно использовались для поддержания экономики. Тем не менее, кредитование в России всё же забуксовало. Посмотрим на график.

По объёмам оно откатилось на несколько лет назад и сейчас находится на уровне 2012 года. То есть падение есть, кредит взять сложнее, но ситуацию нельзя назвать обвалом.

А вот график, где депозиты и кредиты представлены вместе. Депозиты населения в банках растут, а кредиты, выданные физическим лицам падают.

О чём это говорит? О том, что деньги в банковской системе есть. Сейчас наблюдается так называемый профицит ликвидности . Это банковский термин. Он говорит о наличии у банков денежных излишков. Но банки стали боязливы при предоставлении денег в долг. Повысились требования к заёмщикам. Вот объёмы кредитования и снизились.

Это очень дискуссионный вопрос – большие долги это хорошо или плохо? США и Китай сейчас очень закредитованы. У Китая огромный корпоративный долг.


Если начнётся новый мировой финансовый кризис, этим странам будет очень больно. Там начнутся массовые дефолты. А мы – с низким размером долга – как государственного, так и частного, будем стоять в сторонке и свысока наблюдать за происходящим.

Вот ещё один интересный график. Доходность по российским и итальянским облигациям. Российские отмечены белым цветом, итальянские – синим. Чем ниже график, тем лучше. Это означает низкую вероятность дефолта.


Вот уже много месяцев, как риски инвестирования в российские гособлигации падают. По мнению инвесторов, риск дефолта Италии выше, чем риск дефолта России. Российские облигации во всём мире стали называть тихой гаванью , надёжным убежищем. В них безопасно вкладывать капитал.

Шестой вид ограничений – это санкции против Крыма. Они жёстче, чем против остальной России. Под санкциями находятся наши банки и многие крупные предприятия. Из Симферопольского аэропорта не могут совершаться зарубежные рейсы, только внутрироссийские, в Крыму не работают многие интернет-сервисы и приложения. Я не буду подробно останавливаться на этой теме, потому что каждый житель Крыма и так хорошо знает об этих проблемах. За три года мы научились жить в этих условиях. Рост крымской экономики за последние два года показывает, что санкции как мухи. Мешают, но не останавливают. На прошлой неделе у нас был инвестиционный триумф – Ялтинский международный экономический форум, ещё более активный и насыщенный, чем год назад. Он показал, что если иностранный капитал хочет работать в Крыму, он сможет это сделать.




Ещё один интересный эпизод санкционной войны. В 2014 году платёжные системы Виза и Мастер Кард прекратили обслуживание нескольких российских банков. После этого они перестали работать на территории всего крымского полуострова. Мы, крымчане, хорошо это помним. Но кому они навредили? Только себе. Ответные меры включились уже в следующем году.

В России заработала своя платёжная система НСПК – Национальная система платёжных карт . Теперь все расчёты по пластиковым картам проходят через неё. Виза и Мастер Карт платят Российской системе за то что та обслуживает их платежи. За прошлый год выручка отечественной НСПК составила около 6 миллиардов рублей , а чистая прибыль – 2,6 миллиарда .


Раньше эти деньги получили бы Виза и Мастер Кард. Теперь всё наоборот – они платят эти деньги нам. Это и есть причина, по которой в Крыму прекрасно работают Виза и Мастер Кард, не смотря на санкции – процессинг проходит в России. Единственное ограничение – вы не можете с крымской карты заплатить за рубеж. А вот внутри страны – пожалуйста.

У вас может появиться вопрос. Если санкции имеют столь ограниченное влияние, почему же начался кризис и ухудшилось финансовое положение россиян? Всё довольно просто. Дело не в санкциях, а в нефти. Цены на углеводороды упали, из за этого снизилась выручка от экспорта. В результате подешевел рубль и уменьшились реальные доходы граждан. Интересная особенность этого кризиса состоит в том, что он не является кризисом в чистом виде.

Безработица не выросла, а уменьшилась. Сейчас она составляет 5,3% .


Это ниже, чем было в 2013 году. Экспорт в деньгах упал, денег из-за рубежа мы стали получать меньше, но в физической массе и физических объёмах за рубеж мы стали отправлять больше продукции, чем раньше. Из-за дешёвого рубля наши товары стали привлекательны по цене. Не все знают, что в прошлом году Россия стала чистым экспортёром шоколада . Мы продали за рубеж больше шоколада, чем купили. Главными покупателями стали Казахстан, Китай и Белоруссия.

Рост экспорта в физическом объёме означает, что предприятия загружены заказами, а наша продукция востребована на мировой арене. Вот график, предоставленный агентством Блумберг. Фиолетовые столбики показывают поставки Российской нефти в Китай, а голубые столбики – это поставки Саудовской нефти в Китай.


За время санкционной войны и низких цен на нефть Россия сравнялась с Саудитами на Китайском рынке, хотя раньше мы серьёзно отставали.

В прошлом году Россия начала поставки в Индию подсолнечного масла, хотя долгие годы мы этого не делали.


На индийском рынке доминировали, и пока продолжают доминировать украинцы. Но российская компания Эфко сделала на своё подсолнечное масло хорошую скидку, и начала сбыт продукции в эту страну. Вот вам и санкции, вот вам и кризис. Внешний негатив Россия использовала для того, чтобы захватить иностранные рынки сбыта, а свой рынок очистить от иностранной продукции.

Падение экономики прекратилось год тому назад. Это ещё один график от информационного агентства Блумберг. ВВП России с поправкой на сезонные изменения. От падения мы перешли к росту уже в 1 квартале 2016 года, и с тех пор экономика на подъёме.


В 2016 году доля ненефтегазовых доходов в структуре бюджета составила 64%, а нефтегазовые – всего 36%.

Это говорит о том, что наша страна прощается с нефтяной иглой. Иные источники дохода играют всё большую роль. Это и есть ответ на вопрос, почему рубль и нефть перестали ходить парой. Теперь у рубля своя голова, у нефти – своя. И санкции сыграли в этом процессе существенную роль.

Так или иначе повлияли примерно на пятую часть российской экономики. При этом они слабо воздействовали на финансовое состояние российских компаний и банков. В среднесрочной перспективе санкции не являются сдерживающим фактором для роста экономики, главные ограничители для роста ВВП - это внутренние причины. Такие выводы содержатся в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), имеющегося в распоряжении "Российской газеты".

Под санкции США в общей сложности попали более 400 российских компаний и банков, большинство из которых - "дочки" крупных материнских структур. По итогам 2017 года их совокупная консолидированная выручка составила 30 триллионов рублей, а вклад в ВВП - 20-21 процент, говорится в исследовании.

Ограничения затронули в основном крупные госбанки (54 процента активов всего сектора), нефтегазовые компании (95 процентов выручки отрасли) и почти все предприятия военно-промышленного комплекса, отмечают аналитики АКРА. В отношении России санкции ввели также Евросоюз, Канада и Австралия - по своей сути они аналогичны санкциям США и работают против тех же компаний.

Западные санкции 2014 года не привели к переходу российской финансовой системы к кризису, считают в АКРА. Однако инвестиционный климат в России тогда ухудшился, что вместе со снижением цен на нефть вызвало рецессию, говорится в исследовании. В период после 2014 года резкого роста финансовой нестабильности в России не наблюдалось.

Однако санкции, введенные США в апреле 2018 года (тогда они впервые распространились на крупный частный бизнес и носили блокирующий, а не секторальный характер), стали проверкой на прочность для экономики и финансовой системы, считают в АКРА. После их введения произошел ощутимый отток средств зарубежных инвесторов из финансовых инструментов компаний, в том числе и не затронутых ограничениями. Вместе с мартовским ростом базовой ставки ФРС США это привело к снижению курса рубля даже при дорогой нефти. При этом последствия апрельских санкций довольно быстро абсорбировались - возможно, благодаря адаптации российской финансовой системы к ограничениям, полагают в АКРА.

Санкции 2014 года не привели к кризису в финансовой системе

Санкции 2014 года не отразились на рентабельности российских компаний, отмечается в исследовании. При этом снижение рентабельности банковского сектора в 2015 году затронуло не только подсанкционные банки - проблемы носили общий характер. В целом по сектору рентабельность снизилась в среднем на 0,8 процентных пункта. Изменилась и структура долга подсанкционных компаний и банков - у них выросла доля рублевых заимствований (в среднем с 13 до 41 процента), а также доля облигаций (в среднем с 40 до 66 процентов), говорится в исследовании.

В целом санкции больше повлияли на экономическую политику косвенно, а не напрямую, отмечают в АКРА. В первую очередь это влияние выразилось в более жесткой бюджетной политике, развитии автономной инфраструктуры связи и финансового рынка, а также в торговых барьерах, говорится в исследовании.

Санкции нельзя назвать ключевым сдерживающим фактором экономического роста в России в среднесрочной перспективе, подчеркивают в АКРА. Аналитики агентства оценивают потенциал роста российского ВВП в 2018 году в 1,5 процента, фактические показатели уже близки к этому уровню. В основном рост экономики сдерживается из-за сокращения численности рабочей силы (-0,4 процентных пункта в темпах увеличения ВВП в 2018-2020 годах), поэтому даже в случае отмены внешних ограничений экономика существенно бы не ускорилась, отмечается в исследовании.

Основным барьером санкционного режима для роста российской экономики в долгосрочной перспективе авторы исследования называют отмену совместных технологических проектов, возможное снижение экспорта алюминия и добычи нефти и газа.

122786 | 16

Экономические санкции, направленные против России, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т. е. ограничения накладываются не на государство в целом, как на единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица. Также, отдельно следует отметить, что санкции исходят не только от отдельных суверенных государств, но и от экстерриториальных организаций.

Причины экономических санкций против России [РФ].

Причины санкций против России [РФ] многосложные в своей основе и хронологии. Но их можно поделить на политические и финансово-экономические.

Политические причины санкций против России [РФ] .

Лейтмотивом необходимости применения санкций против России послужило Её участие в событиях, которые развернулись на территории сопредельного государства - Украины. К концу 2013-го года в Украине началась гражданская революция, которая привела к государственному перевороту. Одна [западная и центральная] часть населения Украины поддержала государственный переворот, другая [юго-восточная] часть населения страны воспротивилась. Поскольку конфликт политических и иных интересов сопровождался актами насилия в разных частях страны, в Украине резко усилились сепаратные настроения на юго-востоке страны. Первой о выходе из состава унитарной Украины объявила Автономная Республика Крым [и город Севастополь], проведя 16 марта 2014 года референдум об образовании Республики Крым с последующим намерением присоединения к России на правах субъекта Федерации. Россия поддержала проведение референдума военным присутствием на полуострове. На референдуме проголосовало 82,71 % избирателей, с результатом 96,77 % за присоединение к Российской Федерации. 17 марта руководство Республики Крым обратилось к России с просьбой о присоединении на правах субъекта. В конечном итоге РФ признала референдум в Крыму и удовлетворила просьбу о присоединении полуострова к России, поскольку Крым имеет важное стратегическое значение для РФ в черноморском регионе.

Международное сообщество, в лице государств с развитой рыночной экономикой, прежде всего США, не признало референдум в Крыму и сочло присоединение Крыма к России, несмотря на само волеизъявление населения Крыма, актом военной агрессии по отношению к территориальной целостности Украины.

Сепаратные тенденции охватили и восток Украины - Донбасский регион. На базе Луганской и Донецкой областей Украины 11 мая 2014 года через референдум были провозглашены Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика. В Украине началась война, с одной стороны за сохранение территориальной целостности унитарного украинского государства, с другой стороны за образование на базе юго-восточных областей Украины нового [кон]федеративного государственного образования «Новороссия». Несмотря на то, что Российская Федерация до сегодняшнего дня официально так и не признала ЛНР и ДНР, не ввела свои миротворческие войска на территорию Украины, тем не менее, всю вину за события и эскалацию конфликта и насилия на юго-востоке Украины западные страны, включая Австралию и Японию, стараются возложить исключительно на Россию. Хотя сами западные страны оказывают финансовую, гуманитарную, техническую и иную помощь властям Украины в текущей гражданской войне, что автоматически их делает сопричастными, т. е. равно ответственными. Обоюдное участие сторон в украинском конфликте указывает на характер геополитического противостояния. Поэтому первая причина - геополитика.

Экономические причины санкций против России [РФ] .

Распад СССР для развитых капиталистических стран и их компаний имел номинально три «положительных» следствия:

1. Производители развитых капиталистических стран избавились от главного конкурента на мировом рынке, следовательно, получили возможность увеличить торговый оборот и свою долю в структуре мирового рынка.

2. Получили новый рынок сбыта в лице стран бывшего социалистического блока [Восточной Европы и СНГ].

3. Смогли приобрести материальные активы на постсоветском пространстве.

Полукриминальная приватизация советских производств в 90-х годах привела к фактической стагнации и исчезновению с мировых рынков многих видов продукции российского [советского] производства. С распадом СССР у экономики Российской Федерации оказалось не так много отраслей, способных конкурировать на мировом рынке.

Конкурентоспособные отрасли экономики Российской Федерации [РФ] :

1. Нефтегазовая отрасль.

2. Оборонно-промышленный комплекс [ОПК, ВПК].

3. Атомная энергетика.

4. Авиационная и космическая промышленность.

5. Банковская сфера.

6. Прочие.

Де-факто главной отраслью и локомотивом роста экономики России стала нефтегазовая промышленность, продукция которой в структуре экспорта РФ колеблется от 50% до 80% ежегодно. Основным рынком сбыта для российского экспорта является Европейский Союз, доля в товарообороте которого составляет до 50%. Рост спроса и цен на нефть и газ на мировом рынке обеспечил экономике РФ ликвидность и приток иностранной валюты. Сложилась тенденция взаимной зависимости экономик РФ и ЕС, Евросоюз зависит от поставки российских энергоресурсов, Россия зависит от валютных поступлений из Европейского Союза.

Углубление экономической кооперации Евросоюза и России позволило РФ накопить достаточные финансовые ресурсы для начала процесса выравнивания [диверсификации] экономики и оживления других потенциально конкурентоспособных отраслей.

С 2007-го года в России начался процесс образования государственных корпораций и консолидации акционерного капитала предприятий различных стратегически значимых отраслей экономики РФ под их началом. Так оформились российские госкорпорации [«Ростех», «Роснано», «Росатом», Внешэкономбанк, и т. д.] и крупные отраслевые [государственные и полугосударственные] компании [«Газпром», «Роснефть», «Сбербанк России» и т. д.], которые стали наращивать своё присутствие на мировом и прежде всего - европейском рынке.

Соответственно к 2007-му году в России оформились отраслевые [государственные и полугосударственные] компании, которые стали составлять глобальную конкуренцию ведущим транснациональным компаниям и корпорациям стран развитых капиталистических экономик, прежде всего США.

Из вышесказанного можно сделать два предположения:

1. Украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения [устранения] конкуренции со стороны российских компаний на мировом и прежде всего - европейском рынке. Т. к. транснациональные компании стран развитых экономик не заинтересованы в [перспективном] уменьшении своей доли и росте конкуренции на мировом рынке.

2. Механизмы для устранения конкуренции со стороны российских компаний выбраны не рыночные, а политические, посредством информационного и политического лобби.

Экономические санкции против России [РФ] по отраслям.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России [РФ], то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых [т. е. конкурентоспособных] отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.

Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка. Разберём подробнее.

Санкции против России [РФ] в нефтяной отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Мировой рынок нефти и нефтедобычи в большинстве своём контролируется американскими и британскими транснациональными компаниями: ExxonMobil, Shell, BP, Chevron, ConocoPhillips, прочие. Акционерами многих национальных нефтедобывающих компаний разных стран являются также американские и британские компании или капиталы, по крайней мере, им принадлежит определённая доля, а значит и доходы.

С 2007-го года в США растут объёмы внутренней нефтедобычи. Если в 2006 году США ежедневно производили 8316 тыс. баррелей нефти в сутки, то в 2013 году ежесуточная добыча нефти уже составила 12304 тыс. баррелей. Т. е. рост объёмов добычи нефти в США с 2006-2013 г. составил 48%.

Вместе с увеличением внутренней добычи нефти в США снижалась потребность в её импорте. Если в 2005 году США ежедневно нуждались в импорте 12477 тыс. баррелей нефти, то в 2013 году эта потребность была снижена до 6582 тыс. баррелей в сутки, т. е. фактически наполовину.

Вторым крупнейшим потребителем нефти после Соединённых Штатов является Европейский Союз. Суточная потребность Европы в нефти составляет от 13 до 15 млн. баррелей. Континентальная Европа на 90% зависит от импорта нефти, и данная зависимость только увеличивается ввиду падения объёмов внутренней добычи. Единственной страной-экспортёром нефти в Европе является Норвегия [не входит в ЕС], она производит 1,8 млн. баррелей в сутки, из которых 1,19 млн. экспортирует. Все остальные страны Европы являются в большей или меньше степени импортёрами нефти. Поэтому ЕС - самый перспективный и привлекательный рынок для экспортёров нефти. Треть поставок [более 5 млн. баррелей в сутки] нефти в Европу обеспечивается Россией. Ввиду увеличения объёмов добычи нефти внутри России российские нефтяные компании готовы удовлетворять растущий спрос на европейском рынке.

Но существенный рост добычи нефти внутри США заставляет американские и британские нефтяные компании, которые ранее поставляли ближневосточную [и в иных местах добытую] нефть в США, искать альтернативные рынки сбыта для «высвободившейся» нефти [≈ 6 млн. баррелей/сутки] и Европа в данном случае представляется безальтернативной. Поскольку Европейский Союз стабилен, много потребляет и платежеспособен. Вот и получается, что американские и британские нефтяные компании готовы удовлетворять европейский рынок нефти, но наталкиваются на экспансию российских нефтяных [гос]компаний.

Вывод из предпосылки : Украина представляется удобным поводом активизировать информационное и политическое лобби, которое посредством санкций, опосредовано, выдавит российские нефтяные компании с европейского рынка и позволит американским и британским компаниям занять их место и рыночную долю.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли :

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России [РФ] в газовой отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Россия - крупнейший в мире производитель природного газа. Монополистом в российской газовой сфере является полугосударственная компания «Газпром», которая сумела монополизировать экспорт не только российского газа, но и производимого странами СНГ. ≈ 40% производимого газа в постсоветских странах идёт на экспорт в Европу, которая занимает долю в 80% в общем объёме экспорта газа. Компания «Газпром» ежегодно покрывает треть потребности Европы в газе. Зависимость отдельных европейских стран от российского газа сильно дифференцируется: от 0 до 100 %.

Ситуация с газом отчасти аналогична ситуации с нефтью, с некоторыми отличиями. Треть потребности в газе Европейский Союз покрывает собственным производством, треть - поставками «Газпрома». Четверть потребления обеспечивает газ из Норвегии и Алжира. Оставшуюся часть потребности в газе обеспечивают поставки сжиженного природного газа из ближневосточных стран и иных регионов. Если Россия стремиться диверсифицировать каналы поставок газа в Европу, то Евросоюз стремится диверсифицировать самих поставщиков. И здесь отмечается следующая тенденция.

С начала 2000-х годов американские компании, в частности Devon Energy Corporation, Chesapeake Energy, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BHP Billiton и другие, стали инвестировать огромные средства в разработку нетрадиционных источников газа. Начиная с 2006-го года в США отмечается стремительный рост производства газа. Происходит так называемая «сланцевая революция». Сланцевый бум к 2010-му году привёл к избыточному предложению газа на внутреннем рынке, а к 2012-му к обвалу цен на газ в США .

Логика поддержания ликвидности отрасли, при дальнейшем стремительном росте объёмов производства газа внутри США, требует от американских компаний поисков рынка сбыта. Насыщение газового рынка Северной Америки не может повлиять на тенденцию падения цен. Поэтому американские компании в ближайшей перспективе нуждаются в крупных рынках сбыта, прежде всего - Европы и Азии. Поставка «дешевого» американского газа на рынок Европы, где средняя рыночная цена на газ превышает $400, кажется взаимовыгодной, как для США, так и для Европы.

Проблема экспорта американского газа на рынок Европы в настоящее время ограничивается тремя основными факторами:

Первое ограничение - это отсутствие достаточного количества в Европе регазификационных СПГ - терминалов. В настоящее время их всего 20, пропускная их способность составляет 198 млрд. м3/год. 6 терминалов в процессе строительства. После введения их в эксплуатацию пропускная способность вырастит на 30 млрд. м3/год.

Второе ограничение - отсутствие экспортных СПГ - терминалов в США. Первый такой терминал строится в штате Луизиана.

Третье ограничение - текущие долгосрочные контракты с Газпромом на поставку российского газа в ЕС.

Хотя львиная доля доходов Газпрома зависит от экспорта газа, тем не менее, компания не ограничивается разработкой газовых месторождений в одной России, но работает по всему миру, в частности в Ливии, Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Индии, Вьетнаме, Венесуэле, Иране, Нигерии и т. д. Т. е. де-факто российская госкомпания составляет глобальную конкуренцию на мировом газовом рынке.

Когда США решать вопрос с экспортными терминалами достаточных пропускных мощностей, а Европа с импортными терминалами, то Газпром станет систематически и более активно выдавливаться с европейского рынка.

Вывод из предпосылки : В отношении Газпрома в ближайшие годы санкции применены вряд ли будут, ввиду отсутствия технической возможности альтернативных поставок газа в ЕС в настоящее время. Но поскольку для американских и британских компаний рынок Европы выглядит крайне перспективным, то налагаемые санкции в настоящее время будут направлены на все перспективные проекты Газпрома, как внутри России, так и за её пределами.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли :

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Санкции против России [РФ] в финансовой и банковской отрасли [сфере]. Отраслевые тенденции и предпосылки.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки - ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» [Внешторгбанк], ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России : До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии - SLB; Австрии - Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции - Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк [ВТБ] : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк : С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк : Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами [Европа, Азия]. В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Вывод из предпосылки : рост валютных резервов и капитализации российских банков, а также финансовые затруднения [вызванные мировым финансовым кризисом] ведущих мировых банковских институтов, позволил России осуществить экспансию на внешние финансовые рынки и закрепиться на них с целью поддержки российских компаний за рубежом. Ведущие российские [гос]банки операционно и финансово поддерживают деятельность нефтегазовых, атомных, авиационных, оборонных, информационных и иных компаний России на внешних рынках. Введение санкций против российских банков расширит инструментарий для вытеснения российских компаний с внешних рынков, и прежде всего - европейского.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли :

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям [кредитам].

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Список российских компаний попавших под санкции против России [РФ].

Компания

Volga Resources Group

Академия безопасности бизнеса

АО "Феодосия"

ГАО "Черноморнефтегаз"

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

ГК НПАО «Массандра»

ГП "Агрофирма «Магарач»"

ГП "Азовский ликеро-водочный завод"

ГП "Завод шампанских вин "Новый Свет"

ГП "Керченский морской торговый порт"

ГП "Севастопольский морской торговый порт"

ГП "Универсал-Авиа"

ГСК «Керченская паромная переправа»

ЗАО "Зест"

ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть»

ИА "Россия сегодня"

ИК "Аброс"

Институт радиотехники и электроники РАН

НИВиВ «Магарач»

НПО «Базальт»

НПО «Ижмаш»

ОАО "Банк "Россия"

ОАО "Банк Москвы"

ОАО "Внешторгбанк - ВТБ"

ОАО "Газпромбанк"

ОАО "ИнвестКапиталБанк"

ОАО "Концерн «Калашников»

ОАО "НК "Роснефть"

ОАО "НПК „Уралвагонзавод"

ОАО "Россельхозбанк"

ОАО "Российский национальный коммерческий банк"

ОАО "Сбербанк России"

ОАО "Стройтрансгаз"

ОАО «Военно-промышленная корпорация „НПО машиностроения“»

ОАО «Воентелеком»

ОАО «Констру́кторское бюро́ приборострое́ния»

ОАО «Концерн „Созвездие“»

ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»

ОАО «Новатек»

ОАО «Объединённая судостроительная корпорация»

ОАО «РосЭнергоБанк»

ОАО «Телекомпания НТВ»

ОАО «Экспобанк»

ОАО Концерн «Радиоэлектронные технологии»

ООО "«Нуклин»

ООО "Авиа Групп Норд"

ООО "Авиа Групп"

ООО "АкваНика "

ООО "Насосы Ампика"

ООО "Русское время"

ООО "Сахатранс"

ООО "Стройтрансгаз"

ООО "Стройтрансгаз-М"

ООО "Трансойл"

ООО «Добролёт»

Санаторий "Нижняя Ореанда"

ОАО «СМП банк»

ОАО «Собинбанк»

Санкции против России [РФ]: список стран и отраслей.

Австралия

Болгария

Великобритания

Германия

Ирландия

Исландия

Лихтенштейн

Люксембург

Молдавия

Нидерланды

Новая Зеландия

Норвегия

Португалия

Словакия

Словения

Соединённые Штаты

Финляндия

Хорватия

Черногория

Швейцария

Страны, не поддержавшие санкции против России [РФ]: Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Санкции против России [РФ]: список экстерриториальных организаций.

Список экстерриториальных организаций

Организация экономического сотрудничества и развития

Организация Североатлантического договора

Европейский Союз

Совет Европы

Европейская организация по безопасности аэронавигации

Большая восьмёрка

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Европейский банк реконструкции и развития

Санкции против России [РФ]: список международных компаний официально признавших и/или поддержавших санкции.

Компании

Deutsche Post AG

International Paper Company

Regent Seven Seas Cruises

Renault Trucks Defense

Windstar Cruises

Эффект и последствия санкций против России [РФ].

Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских [гос]компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные [прежде всего американские и британские] компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы. Гражданская война в Украине выступает удобным формальным поводом к действию.

Стремительный рост нефтедобычи и газодобычи внутри США ведёт к глобальному переделу мирового рынка в данном сегменте. В настоящее время разворачивается борьба за рынок Европы.

При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном [и в перспективе на газовом] рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.

Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для экономики РФ, требующей форсированного разрешения.

Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75% акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27% акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или её резидентов.

Мировая экономика может пострадать от экономической конфронтации между РФ и ЕС/США.

Россия в числе мировых лидеров по производству нефти и газа и эскалация конфликта с ней может привести к глобальному росту цен на нефть и газ, что может существенно усугубить и без того тяжелое посткризисное экономическое положение развитых капиталистических экономик.