Теория вменения визера раскрывает проблему определения ценности. Теория альтернативных издержек. Изучении социальных устоев общества

  • 9. Конвенция оон 1980 г. О договорах международной купли-продажи
  • 11. Взаимность. Виды взаимности. Реторсии.
  • 12. Базисные условия международной купли-продажи. Инкотермс 2000 г.
  • 13. Принципы автономии воли сторон
  • 14. Понятие гражданства и домицилия, соотношение между ними
  • 15. Коллизионные вопросы брачно-семейных отношений
  • 16. Понятие и структура коллизионной нормы
  • 17. Понятие и виды иммунитета государства
  • 18. Правовое положение иностранцев в мчп
  • 19. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования международных частных отношений
  • 20. Основные формулы прикрепления и сферы их применения
  • 21. Рассмотрение споров в арбитраже ad hoc
  • 22. Понятие коллизионной нормы. Ее значение
  • 23. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рф
  • 24. Консульские браки. Признание браком, заключенных за пределами территории рф
  • 26. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 27. Усыновление иностранцами детей – российских граждан
  • 28. Понятие, предмет и значение мчп
  • 29. Коллизионные вопросы усыновления.
  • 30. Вексель в международных расчетах
  • 31. Позитивная и негативная концепции публичного порядка
  • 32. Трудовая миграция
  • 33. Коллизионные вопросы наследственного права
  • 34. Понятие иностранного элемента в мчп
  • 35. Определение применимого права при отсутствии соглашения сторон международного договора
  • 36. Выморочное имущество
  • 37. Международные организации, специализирующиеся на унификации права и их роль в развитии мчп
  • 38. Правовое положение лиц, имеющих одновременно гражданство двух и более государств, в Российской федерации
  • 39. Типовые контракты
  • 41 Сфера применения Конвенции оон 1980 г. О договорах международной купли-продажи
  • 42. Иностранный инвестор. Иностранная инвестиция
  • 43. Личный статус юридического лица «национальность» юридического лица и способы ее определения
  • 44. Применимое право в договорах международной купли-продажи
  • 45. Право, подлежащее применению к форме сделки.
  • 46. Личный закон физического лица
  • 47. Организационно-правовые формы участия иностранного капитала в хозяйственной деятельности в рф
  • 48. Международная морская перевозка. Перевозочные документы
  • 49. Понятие унификации права. Виды унифицированных правовых норм
  • 1) По способу правового регули­рования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:
  • 3) По субъектам международных договоров:
  • 50. Международная автомобильная перевозка. Особенности правового регулирования
  • 51. Государственные гарантии иностранным инвесторам
  • 52. Отсылка к закону третьего государства
  • 53. Способы и порядок заключения договора международной купли-продажи
  • 54. Обязательства из причинения вреда с участием иностранного элемента
  • 55. Обратная отсылка и возможности ее применения
  • 56. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража. Виды коммерческого арбитража.
  • 15.2. Виды международного коммерческого арбитража
  • 15.3. Право, применимое арбитражем
  • 57. Беженцы и вынужденные переселенцы
  • 58. Императивные нормы в мчп
  • 59. Договор международной купли-продажи. Понятие, формы, виды
  • 60. Международные расчетные правоотношения по документарному аккредитиву
  • 61. Предмет мчп. Современные тенденции развития мчп
  • 62. Виды арбитражных соглашений
  • 63. Чек в международных расчетах
  • 64. Оговорки о публичном порядке, понятие публичного порядка
  • 65. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая сделка (понятие, особенности, виды)
  • 66. Принципы международных коммерческих договоров унидруа
  • 67. Понятие иностранного юридического лица. Право- и дееспособность юридического лица
  • 68. Коллизионные вопросы международной купли-продажи
  • 69. Заключения брака на территории рф иностранным гражданином
  • 70. Конфликт квалификаций
  • 71. Государство как особый субъект мчп
  • 72. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешения инвестиционных споров
  • 73. Основания и порядок применения иностранного права. Содержание иностранного права
  • 74. Подсудность гражданских дел, осложненных иностранным элементом
  • 75. Теория «функционального» иммунитета
  • 76. Хромающие отношения в мчп
  • 77. Содержание договора международной купли-продажи
  • 78. Международная железнодорожная перевозка
  • 79. Соотношение мчп и мпп
  • 80. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов
  • 81. Участие рф и ее Субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
  • 82. Виды коллизионных норм
  • 83. Коллизионные вопросы деликатных обязательств
  • 84. Оффшорные зоны
  • 85. Основания и порядок применения иностранного права
  • 86. Основные формы международных денежных расчетов
  • 87. Транснациональные корпорации
  • 88. Основные принципы правового положения иностранных граждан в рф
  • 89. Собственность рф, находящаяся за рубежом. Порядок управления и распоряжения этой собственностью
  • 90. Международная воздушная перевозка
  • 71. Государство как особый субъект мчп

    Государство – основной, универсальный субъект МПП. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства являются отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие, естественно, особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не является юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.

    Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой режим. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов. В XIX в. в доктрине права была разработана теория абсолютного иммунитета государства. В соответствии с этой теорией государство как субъект гражданско-правовых отношений обладает следующими иммунитетами:

      судебным – неподсудность одного государства судам другого. Все сделки государства должны рассматриваться только в его собственных судах. Без прямо выраженного согласия государства на судебное разбирательство в иностранном суде его нельзя привлечь к судебной ответственности за границей;

      от предварительного обеспечения иска – без прямо выраженного согласия государства в отношении его имущества, находящегося за границей, не могут быть приняты никакие меры в качестве предварительного обеспечения иска;

      от принудительного исполнения судебного решения – без согласия государства по отношению к нему не могут быть применены никакие принудительные меры по обеспечению иска или исполнению решения;

      собственности государства– собственность иностранного государства неприкосновенна, не может быть национализирована, конфискована, на нее нельзя обратить взыскание. Без согласия государствасобственника его имущество не может быть подвергнуто принудительному отчуждению, насильственно удерживаться на территории иностранного государства;

      доктрины акта государства (связана с иммунитетом собственности государства) – если государство заявляет, что имущество принадлежит ему, то суд иностранного государства не вправе подвергать это заявление сомнению. Никакие иностранные компетентные органы не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли действительно собственность государству, если оно заявляет, что собственность принадлежит ему. Согласно коллизионному иммунитету государства к ЧПО государства должно применяться только его собственное право. Все сделки государства подчиняются его национальному праву.

    На практике доктрина абсолютного иммунитета может применяться только тогда, когда государство фактически не является субъектом гражданских правоотношений и участвует в них в исключительно редких случаях. Во второй половине XX в. степень участия государства в гражданских отношениях резко возросла, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного иммунитета», «торгующего государства» и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета. Все эти теории направлены на ограничение иммунитета иностранного государства. Их суть сводится к тому, что, если государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отноше-нии таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение частного лица.

    Конституционные суды многих европейских государств (Австрии, Бельгии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии) в 60-х гг. XX в. приняли решения об ограничении иммунитета государства, выступающего в качестве участника международных гражданских правоотношений. Эти решения основаны на доктрине функционального иммунитета: иностранное государство, выступающее в качестве коммерсанта, может быть привлечено к суду на общих основаниях, его имущество на тех же основаниях может быть объектом взыскания, а его сделки не изымаются из сферы действия местного права даже без согласия соответствующего иностранного государства.

    Во многих западных странах существует довольно обширное законодательство, регулирующее иммунитеты государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г., Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г., законы об иммунитете иностранного государства в Пакистане и Аргентине 1995 г. Все эти законы основаны на доктрине функционального иммунитета государства. Судебная практика перечисленных государств делит акты государства на публичные и частные, коммерческие и некоммерческие. Иностранное государство пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий (открытие дипломатических и консульских представительств). Если же государство совершает действия коммерческого характера (т. е. ведет торговую деятельность), оно иммунитетом не пользуется. При определении характера деятельности иностранного государства суды должны принимать во внимание именно природу сделки, а не ее цель. Иностранному государству не предоставляется иммунитет от исполнительных действий в отношении собственности, которая используется в торговых целях.

    Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, – это Европейская (Брюссельская) конвенция о государственном иммунитете 1972 г., принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета: преамбула Конвенции прямо указывает, что государства-участники учитывают проявляющуюся в международном праве тенденцию ограничения случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранном суде. Иностранное государство пользуется иммунитетом (ст. 15) в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в ЧПО с иностранными лицами. Конвенция закрепляет широкий, детализированный перечень таких отношений.

    Работа по кодификации правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности давно ведется в Комиссии международного права ООН. Комиссия подготовила Проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (основанный на доктрине функционального иммунитета), который в 1994 г. был одобрен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. На основе Проекта статей Комиссия в 1999 г. подготовила проект Конвенции «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности».

    Основные начала участия государства в международных ЧПО, его выступления в качестве субъекта международного частного права заключаются в том, что отношения имеют исключительно гражданско-правовой характер, а контрагентом государства может выступать только иностранное частное лицо. В современном мире признается общий принцип: государство, участвуя в ЧПО, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение закреплено в ст. 124 и 1204 Гражданского кодекса. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в ЧПО.

    Статья 127 Гражданского кодекса закрепила норму, что особенности ответственности Российской Федерации и ее субъектов в гражданских отношениях с участием иностранных лиц «определяются законом об иммунитете государства и его собственности», но до сих пор такой закон не принят, хотя работа над его проектами идет с начала 1990-х гг. Положения проекта ФЗ «Об иммунитете государства», подготовленного в 2000 г. в Центре торговой политики и права, полностью основаны на доктрине функционального иммунитета, очень многие нормы реце-пированы из Европейской конвенции 1972 г.

    Действующее российское законодательство до настоящего времени основано на теории абсолютного иммунитета (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК), что представляет собой полный анахронизм и является одним из наиболее серьезных тормозов притока иностранных инвестиций в РФ. Пороки законодательства в определенной степени нивелируются положениями заключенных российским государством соглашений с частными иностранными партнерами, в которых закрепляется явно выраженное, прямое согласие государства на ограничение его иммунитета. Международные двусторонние договоры РФ о взаимной защите и поощрении инвестиций (с США, Венгрией, Южной Кореей и др.) устанавливают взаимный отказ субъектов договора от государственных иммунитетов, наличие арбитражной оговорки в пользу иностранного коммерческого арбитража (в основном Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты).

    "

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    РЕФЕРАТ

    ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ЧАСТНОМУ ПРАВУ

    НА ТЕМУ

    «ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЧП»

    План

    Введение

    1.Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства - участника отношений в МЧП. Концепции о видах иммунитета государства

    2.Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации, других государств. Практическое значение юрисдикционных иммунитетов для защиты суверенитета государства - участника частноправовых отношений

    Заключение

    Литература

    Введение

    Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

    Следует учитывать, что один и тот же субъект МЧП может стать участником как международно-правовых, так и национально-правовых отношений. В частности, государство, являясь членом международной валютно-финансовой организации(например, Международного Банка Реконструкции и Развития), обязано вносить взносы в бюджет этой организации в иностранной валюте. В этом случае отношения между МБРР и государством-членом неизбежно принимают межгосударственную форму.В то же время, если это же государство заключит соглашение о предоставлении займа с синдикатом банков, то такие правоотношения будут носить гражданско-правовой характер и будут регулироваться соответствующим применимым национальным правом. В этом случае правовой статус государства не будет отличаться от правового статуса других субъектов регулируемого правоотношения. Ст. 124Гражданского кодекса РФ специально предусматривает, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1). Ст. 1204 Гражданского кодекса РФ "Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом", непосредственно касается правового статуса государства как субъекта МЧП. Согласно данной статье к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

    Нормы МЧП применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель.

    Все вышеизложенное указывает на отход российской доктрины МЧП от традиционно поддерживаемой концепции абсолютного иммунитета государства и признание концепции функционального (относительного) иммунитета государства, если оно выступает субъектом имущественных отношений гражданско-правового характера.

    Актуальность темы настоящей работы тем и объясняется, что государство как субъект МЧП обладает уникальным правовым статусом, который вызывает не только теоретический интерес, но и практический, особенно в судебной практике.

    Объектом настоящей работы является государство как субъект МЧП как правовой институт.

    Предметом настоящей работы являются отдельные элементы объекта настоящей работы.

    Целью настоящей работы является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать государство как субъект МЧП в соответствии с международно-правовым нормами и национальным законодательством России.

    1. Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства - как участника отношений в МЧП. Концепции о видах иммунитета государства

    Суверенитет, как писал в прошлом Г. Еллинек , по своему историческому происхождению есть прежде всего политическая идея, которая позднее становится юридической. Не ученые-затворники открыли его в своих кабинетах -- он обязан своим бытием могучим силам, борьба которых наполняется содержанием веков.

    Сущность суверенитета воплощается в праве -- национальном (внутригосударственном) и международном, определяет их основу, главное содержание.

    Достаточно общепризнанным в отечественной литературе, особенно международно-правовой, является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

    Следовательно, «суверенитет» -- это юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридические свойства, присущие государству. Юридические признаки суверенитета (верховенство и независимость) выражают подлинные качественные особенности любого государства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Государство существует как реальная сила, способная осуществлять верховную власть на своей территории и выступать в качестве суверенной независимой организации в международных отношениях.

    Присущие государству признаки суверенитета -- верховенство и независимость -- неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, являются взаимообусловленными. Без верховенства в пределах государственной территории не существует независимости государства в международных отношениях с другими государствами. Без независимости от других государств неосуществимо и верховенство государства в пределах его территории. Это не препятствует, однако, раздельному рассмотрению сущности указанных юридических признаков (свойств) государства, юридических признаков государственного суверенитета.

    Именно по наличию своего суверенитета (а также вытекающего из него иммунитета),государство принципиально отличается от других субъектов МЧП.

    В соответствии со ст.4 Конституции РФ Российская Федерация обладает суверенитетом, который распространяется на всю ее территорию. Согласно ст.3Конституции РФ носителем суверенитета является многонациональный народ России.

    Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1).Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

    Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.

    Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно - правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

    Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1; статья 67,часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями статей 15 (часть 4) и 79 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором .

    В соответствии со ст.6 Федерального закона от 08.12.2003г. № 164-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится в т.ч. защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц.

    Принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции, т.е. от юрисдикции любого другого государства, является общепризнанным принципом международного права: он настолько укоренился в международном праве, что безоговорочно признается всеми государствами, соблюдается в практике их взаимоотношений и утверждается в международно-правовой доктрине.

    Термин «принцип», как и в других аналогичных случаях, означает юридическую норму общего характера, в концентрированном виде выражающую существо соответствующих правоотношений.

    Поскольку об иммунитете государства речь идет как о международно-правовом принципе, то он должен быть соответствующим образом выражен, в частности потому, что является прежде всего обычно-правовой нормой.

    Однако этот принцип лежит ныне в основе ряда кодификационных универсальных конвенций. В их числе Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера1975 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (подробнее см. гл. XV). Следовательно, принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции может быть сформулирован также исходя из изложенных в этих конвенциях международно-правовых норм.

    Представляется, что принцип иммунитета может быть сформулирован следующим образом: «Каждое государство пользуется иммунитетом от юрисдикции другого государства».

    Принцип иммунитета означает, что каждое государство пользуется иммунитетом от законодательной, административной и судебной юрисдикции другого государства.

    Соответствующее обоснование иммунитета государств давалось и национальными судебными инстанциями. Так, широкую известность получило решение Верховного суда США по делу The Schcouner Exchange v. Macfeddom, вынесенное в1812 г. главным судьей Маршаллом. Оно, в частности, гласило: «Эта полная и абсолютная территориальная юрисдикция, присущая в равной мере каждому суверену и немогущая быть источником экстерриториальных прав, не рассматривает, по-видимому, иностранных суверенов и их суверенные права в качестве своих объектов. Всякий суверен, не будучи ни в каком отношении ответственным перед другим сувереном и будучи связан обязательством высшего характера не унижать достоинства своей нации, подчиняя себя и свои суверенные права юрисдикции другого, может вступать в пределы иностранной " территории лишь с прямо выраженного на то разрешения или же в уверенности, что все связанные с его независимым положением иммунитеты, хотя бы прямо и не оговоренные, подразумеваются сохраняющимися за ним и будут ему предоставлены.

    Это совершенное равенство и абсолютная независимость суверенов и этот общий интерес, побуждающий их к взаимным сношениям и взаимному обмену добрыми услугами, привели к возникновению целой категории ситуаций, в которых считается, что каждый суверен частично отказывается от осуществления этой полной исключительной территориальной юрисдикции, присущей, как говорилось, каждому государству» .

    Далее в решении суда перечислялись следующие примеры ситуаций: свобода персоны суверена от ареста и задержания на иностранной территории, иммунитет иностранных дипломатических представителей и проход иностранных войск при наличии на то разрешения.

    Высказанное более полутора веков тому назад суждение судьи Маршалла весьма близко современному пониманию юридической природы иммунитета государства от иностранной юрисдикции. Оно исходит из того, что в основе юридической природы положений об иммунитете лежит принцип уважения суверенитета государств в международном общении.

    Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem поп nabet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).

    В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

    Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem поп habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.

    Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

    Так, 13 марта 1948 г. американские судебные власти наложили арест на прибывший в нью-йоркский порт советский пароход «Россия», пытаясь объяснить эти незаконные действия судебным иском двух пассажиров, которые якобы получили ушибы во время качки судна в море. Арест был произведен в порядке обеспечения иска. Советское посольство по поручению правительства СССР обратило внимание государственного департамента США на недопустимость наложения ареста на судно, принадлежащее иностранному государству и пользующееся поэтому судебным иммунитетом, заявив протест против указанных действий американских властей. После этого представления госдепартаменту 6 апреля 1948 г. в федеральных судах Восточного и Южного округов Нью-Йорка были вынесены решения о снятии ареста с судна.

    В данном случае советское государство не давало согласия на рассмотрение дела в суде вообще; здесь действовало общее положение об иммунитете, но и в случае, если согласие государства на рассмотрение дела имеется, оно не распространяется на предварительное обеспечение иска.

    Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

    Наряду с этими тремя видами иммунитета говорят еще об иммунитете собственности государства. Это более общее понятие, поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде.

    Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

    2 онятие иммунитета государства в за конодательстве Российской Ф едерации, других государств. Практическое значение юрисдикционных иммунитетов для защиты суверенитета государства - участника частноправовых отношений

    Действующее российское законодательство традиционно исходит из абсолютного признания принципа иммунитета государства во всех случаях, независимо от характера действий государства и его органов.

    В соответствии со ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

    От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Согласно ст.127 ГК РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

    Согласно ст.1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

    В соответствии со ст.401 ГПК РФ предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    Международные организации подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

    Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

    В соответствии со ст.251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

    Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК РФ.

    Согласно ст.23 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или)арбитражного решения.

    Из практики английских судов по вопросам иммунитета можно остановиться на деле ТАСС (1949 г.). Некий Крайна предъявил к ТАСС иск в связи с тем, что ему якобы был нанесен моральный ущерб. Английский суд признал, что ТАСС не может быть ответчиком по данному делу, так как ТАСС - этот отдел, часть советского правительства, занимающийся вопросами информации, и поскольку это часть советского правительства, иск к правительству не может рассматриваться при отсутствии согласия ответчика. В суд, указывалось далее в решении, поступило письмо советского посольства в Лондоне, в котором приводились выдержки из устава ТАСС и сообщалось, что советское правительство и ТАСС, ссылаясь на иммунитет, не дают согласия на рассмотрение иска. Таким образом, в решении английского суда по данному делу был признан иммунитет советского государства и его органов.

    Приведенные решения были вынесены до принятия в США Закона об иммунитетах иностранных государств 1976 года и в Великобритании Закона об иммунитете государства 1978 года. В законе США 1976 года указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах, или действие, совершенное за пределами Соединенных Штатов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Шаттов, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов» (§ 1605 (а) 2). На имущество иностранного государства, находящееся в США и используемое для коммерческой деятельности в этой стране, не распространяется иммунитет от мер по аресту для обеспечения иска и от мер по обращению взыскания на имущество на основании судебного решения.

    В законе США 1976 года указывается также, к какому критерию должны прибегать американские суды, чтобы определить, какие действия являются публично-правовыми, а какие - частноправовыми. По этому вопросу суды в разных странах, в том числе и в США, выносили различные решения, часто противоречивые. В законе США 1976 года в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, природа операции или отдельной сделки (§ 1603 (d). Там говорится, что «коммерческая деятельность» означает либо регулярное осуществление коммерческого поведения, либо конкретное коммерческое действие или акт. Коммерческий характер любой деятельности определяется характером поведения или конкретного действия либо акта, а не ее целью. Английский Закон об иммунитете государства 1978 года определяет коммерческое действие при помощи описания его характера и перечисления типов соответствующих контрактов (ст. 3).

    Законы об иммунитете, исходящие из аналогичных принципов, что и закон США, были приняты в Канаде(1981 г.), Австралии (1981 г.), Пакистане (1981 г.), Сингапуре (1979 г.), ЮАР(1981 г.).

    Когда речь идет об иммунитете государства, то в первую очередь имеются в виду юрисдикционный иммунитет (невозможность привлечения к суду в качестве ответчика) и иммунитет от исполнения (невозможность исполнения вынесенного против государства судебного решения). Одним из важнейших международных документов, регулирующих этот вопрос, выступает Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств, разработанная в рамках Совета Европы .Рассмотрим ее основные положения более подробно.

    Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства. Такое Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства в отношении встречного иска:

    a) в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;

    b) в тех случаях, когда это государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого государства, не смогло в соответствии с положениями Конвенции сослаться на иммунитет.

    Договаривающееся государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска. Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:

    a)международным соглашением;

    b)ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или

    c)ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора (ст. ст. 1 - 2).

    Договаривающееся государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Тем не менее, если оно устанавливает, что факты, на которых оно основывает иммунитет, могли стать ему известны лишь позднее, оно может ссылаться на иммунитет в том случае, если оно приведет эти факты возможно скорее. Договаривающееся государство не рассматривается как отказавшееся от иммунитета в том случае, когда оно выступает в суде другого Договаривающегося государства для того, чтобы сослаться на этот иммунитет.

    Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Данное правило не применяется:

    a) в том случае, когда речь идет о соглашении, которое было заключено между государствами;

    b) в том случае, когда стороны в соглашении договорились об ином;

    c) в том случае, когда государство является стороной в соглашении, заключенном на его территории, и обязательство государства регулируется его административным правом (ст. 4).

    Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства в том случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением, заключенным между государством и физическим лицом, и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство. Данное правило не применяется:

    a) в том случае, когда физическое лицо в момент возбуждения иска имеет гражданство государства-работодателя;

    b) в том случае, когда в момент заключения соглашения оно не имело гражданства государства, где происходит судебное разбирательство, а также не имело обычного места пребывания на территории этого государства; или

    c) в том случае, когда стороны в соглашении в письменной форме договорились об ином, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами государства, где происходит судебное разбирательство, только суды этого государства компетентны рассматривать этот вопрос (ст. 5).

    Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно участвует с одним или несколькими частными лицами в обществе, ассоциации или юридическом лице, имеющем свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если судебное разбирательство связано с отношениями между государством, с одной стороны, и организацией или одним из ее участников - с другой, которые вытекают из этого участия (ст. 6).

    Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно имеет на территории государства, где происходит судебное разбирательство, бюро, агентство либо другое учреждение, через которые оно осуществляет тем же образом, что и частное лицо, промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, и если судебное разбирательство касается этой деятельности бюро, агентства или учреждения (ст.7).

    a)патента на изобретение чертежа или промышленной модели, производственного или товарного знака, фирменного наименования или другого аналогичного права, в отношении которого в государстве, где происходит судебное разбирательство, была представлена или зарегистрирована заявка, или которое охраняется иным образом и в отношении которого государство является заявителем или владельцем;

    b)несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, упомянутого права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

    c)несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, авторского права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

    d)права использования названия фирмы в государстве, где происходит судебное разбирательство (ст. 8).

    Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:

    a)права государства на недвижимость, на владение или на пользование такой недвижимостью государством; или

    b)возлагаемого на него обязательства либо как на владельца права на недвижимость, либо как на владельца или пользователя этой недвижимостью, а также если недвижимость находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

    Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается права на имущество, движимое или недвижимое, зависящее от права наследования или дарения, либо на бесхозное имущество (ст. ст. 9 - 10).

    Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается возмещения за телесное повреждение или материальный ущерб, вызванные фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если лицо, причинившее ущерб, находилось там в тот момент, когда этот факт имел место (ст. 11).

    Если Договаривающееся государство согласилось в письменной форме вынести на арбитраж уже возникшие споры или те, которые могут возникнуть по гражданским или коммерческим вопросам, оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства на территории или в соответствии с законодательством которого должно иметь место или имело место арбитражное разбирательство в отношении любых действий, связанных:

    а) с юридической действительностью или толкованием арбитражного соглашения;

    b) с процедурой арбитража;

    c) с отменой арбитражного решения,

    если арбитражное соглашение не предусматривает иного (ст. 12).

    Договаривающееся государство должно привести в исполнение судебное решение, вынесенное в отношении его судом другого Договаривающегося государства, если:

    a)согласно Конвенции оно не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции; международный правовой суверенитет государство

    b)судебное решение не может или более не может быть опротестовано в случае вынесения его заочно, подачи апелляции или кассационной жалобы или использования любых других обычных путей обжалования.

    Тем не менее Договаривающееся государство не обязано приводить в исполнение такое судебное решение, если:

    a)его исполнение вступило бы в явное противоречие с публичным порядком этого государства;

    b)судебное разбирательство с участием тех же сторон, основанное на тех же фактах и имеющее тот же предмет разбирательства:

    Не завершено в суде этого государства, первым начавшем судебное разбирательство;

    Не завершено в суде другого Договаривающегося государства, первым начавшем судебное разбирательство, и может привести к принятию судебного решения, которое в силу Конвенции будет обязательным для выполнения государством, являющимся стороной в этом судебном разбирательстве;

    c)исполнение судебного решения несовместимо с исполнением другого судебного решения, вынесенного между теми же сторонами;

    Судом Договаривающегося государства, если этот суд первым начал судебное разбирательство;

    Судом другого Договаривающегося государства, первым отвечающим условиям, предусмотренным Конвенцией;

    d)государство не явилось в суд или не прибегло к обжалованию судебного решения, вынесенного заочно.

    Кроме того, Договаривающееся государство не обязано приводить в исполнение такое судебное решение:

    a)когда суды государства, где происходит судебное разбирательство, оказываются некомпетентными в силу применения mutatis mutandis правил компетенции, не являющихся правилами, предусмотренными в Приложении к Конвенции, действующих в государстве, против которого вынесено судебное решение;

    b)когда применение судом закона, не являющегося законом, который был бы применен в соответствии с нормами международного частного права этого государства, привело к результату, отличающемуся от того, который был бы получен при применении закона, определяемого вышеупомянутыми нормами.

    Вместе с тем Договаривающееся государство не может отказать в исполнении решения, если оно связано с государством, где происходит судебное разбирательство, договором о признании и выполнении судебных решений и если судебное решение отвечает условиям, предусмотренным в этом договоре относительно компетенции и применимого права (ст. 20).

    Заключение

    Итак, развитие международного сотрудничества в области экономики, производства, торговли, науки и культуры приводит к тому, что государство все чаще и чаще вступает в самые различные имущественные правоотношения не только с другими государствами, но и с международными организациями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств.

    Главным отличием государства, вступающего в международные имущественные отношения от других субъектов МЧП, является наличие у него государственного суверенитета и иммунитета от юрисдикции других государств.

    Особое положение государства как участника международных хозяйственных отношений выражается и в том, что к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило свое согласие на применение иностранного права. Поэтому правоотношения по договору государства с иностранной компанией или иностранным гражданином регулируются внутренним законодательством государства - стороны в договоре, а не законодательством другого государства или международным правом, если в договоре не предусмотрено иное.

    Как было показано, действующее законодательство России с одной стороны констатирует, что Россия выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, что к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила ГК РФ применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом. С другой стороны действующее законодательство России констатирует, что она обладает всей полнотой иммунитета государства, отказ от которого возможно только по согласию самой России как суверенного государства.

    Подобное положение не соответствует рыночным отношениям, концепция абсолютного иммунитета уже давно не отражает ни практику участия российского государства в экономических, коммерческих отношениях с зарубежными странами, ни современную доктрину иммунитета государства.

    Поэтому практика заключения российским государством крупных кредитных соглашений, долговременных концессионных и инвестиционных соглашений идет по пути включения в них условий, предусматривающих прямое согласие на рассмотрение споров в иностранном суде или в порядке арбитражного разбирательства в третейском суде без использования ссылки на иммунитет государства, что основывается, например, на ст.23 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и других нормах национального законодательства.

    Литература

    1. Конституция Российской Федерации.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

    3. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.

    4. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

    5. Семейный кодекс Российской Федерации.

    6. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

    7. «Европейская Конвенция об иммунитете государств» (ETS N 74) (вместе с резолюцией (72) 2 Комитета министров Совета Европы). (Конвенция заключена в г. Базеле 16.05.1972) (Резолюция принята 18.01.1972).

    8. «Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ». (одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 15.12.1976)

    9. Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. - М., 2000.

    10. Богуславский М.М. Международное частное право: М.,2004.

    11. Вольф М. Международное частное право: М.,1948.

    12. Лунц Л.А., Мартышева Н.И., Садиков О.Н Международное частное право: М.,1984.

    13. Матвеев Г.К. Международное частное право: М., 1985.

    14. Перетерский И.С. Крылов С.Б.Международное частное право: М.,1959.

    15. Чешир Д., Норт П. Международное частное право: М.,1992.

    16. Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Т. 1. Общая часть: Учебник. М., 2000. С. 57 - 62.

    17. Международное частное право:Учебник для вузов / Под ред. доктора юридических наук Н.И. Марышевой. М., 2000.

    18. Ушакова Н.А Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000.

    19. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.

    20. Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975.

    21. Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М., 1984.

    22. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962;

    23. Иванов С.И. Современные тенденции в законодательстве некоторых буржуазных государств по вопросу об иммунитете государства и его собственности (на примере США и Англии) // Сов. ежегодник международного права. 1981. М., 1982.

    24. Баратянц Н.Р., Богуславский М.М.,Колесник А.Н. Современное международное право: иммунитет государства // Сов.ежегодник международного права. М., 1989.

    25. Хлестова И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства в работе Комиссии международного права // М.1998.

    26. Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности. М., 1993;

    27. Сосна С.А. Комментарий к Федеральному закону о соглашениях о разделе продукции. М., 1997.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства - участника отношений в международном частном праве. Концепции о видах иммунитета государства. Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 23.01.2007

      Понятие субъекта международного права. Центральное место государства в системе международного права. Международно-правовой аспект суверенитета. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида.

      курсовая работа , добавлен 09.03.2015

      Происхождение государства и права как проблема их генезиса: анализ основных теорий. Подходы к понятию "государство": социологические, либеральные, нормативные. Понятие суверенитета государства. Государство как обладающий суверенитетом субъект права.

      реферат , добавлен 21.01.2016

      Рассмотрение сущности государства как субъекта и объекта управления. Ознакомление с деятельностью органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Характеристика политической, социальной, экономической функций государства.

      контрольная работа , добавлен 03.10.2011

      Правовое положение государства в международном частном праве. Понятие и виды иммунитета государства. Иммунитет государства в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства.

      курсовая работа , добавлен 15.01.2016

      Характерные признаки государства как субъекта международного права. Международно-правовые акты, касающиеся прав и обязанностей государств. Роль прав и обязанностей в обеспечении эффективной деятельности государства в сфере международных правоотношений.

      дипломная работа , добавлен 22.11.2015

      Сущность и этапы исторического развития понятия "государственный суверенитет", его основные юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом, их законодательное отражение в Конституции РФ.

      реферат , добавлен 22.12.2009

      Суверенитет государства. онятие и признаки суверенитета государства. Россия - субъект государственного суверенитета. Свобода личности. Защита права на свободу, на неприкосновенность личности. Юридическая защита личности.

      курсовая работа , добавлен 24.10.2005

      Понятие правового государства. Возникновение и развитие понятия гражданского общества, его соотношение с правовым государством. Конституция РФ как основа формирования правового государства. Сущность понятий "народный" и "государственный суверенитет".

      контрольная работа , добавлен 30.01.2017

      Конституционно-правовые основы формирования светского государства в России. Религиозное конституционное правосознание как фактор формирования правового светского государства. Правовое регулирование светскости государства и его органов в России.

    3. Государство как субъект МЧП

    Государство может вступать в отношения не только с равными по правовому статусу субъектами - другими государствами и международными межправительственными организациями, но и с обычными физи­ческими и юридическими лицами. В том случае, когда эти лица являют­ся для данного государства иностранными, а отношения-частноправо­выми, эти отношения подпадают под регулирование норм МЧП.

    Можно привести следующие наиболее типичные примеры участия государства в отношениях невластного характера:

    Продажа государственных ценных бумаг иностранцам;

    Учреждение предприятий и иных организаций совместно с иностранными юридическими лицами, приобретение акций зарубежных компаний;

    Приобретение, наследование имущества, находящегося за рубе­жом, или имущества; иностранцев;

    Заключение концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и иных договоров подобного рода с иностранными компа­ниями;

    Выдача гарантии по внешнеэкономическому договору (контракту);

    Заключение договоров аренды в отношении имущества, находящегося за рубежом; передача имущества в аренду иностранным физическим и юридическим лицам и т.д.

    В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект права, поскольку не является юридическим лицом. Не существует такого правопорядка, который наделил бы государство этим статусом. Западными юристами была разработана широко известная теория «расщепления» государства на два лица: если оно действует как носитель суверенной власти, то это одно лицо, а если совершает сделку, то это уже другое лицо, которое должно быть приравнено к прочим юридическим лицам.

    Деятельность государства как участника частноправовых отношений следует отграничивать от деятельности государственных предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов. Последние выступают в гражданско-правовом обороте от своего имени, а не от имени государства.

    Государство является особым участником частноправовых отношений, поскольку обладает иммунитетом.

    В международном частном праве под иммунитетом понимают неподчинение одного государства юрисдикции другого государства. Имму­нитет базируется на равенстве государств, их суверенитете, принципе «равный над равным не имеет власти».

    В теории и практике государств различают несколько видов иммунитета :

    1. Юрисдикционные (судебные) иммунитеты (судебный, иммунитет от предварительного обеспечения иска, иммунитет от принудительного исполнения решения).

    2. Иммунитет собственности государства означает, что собственность государства пользуется неприкосновенностью. Она не может быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту и иным принудительным мерам, ее нельзя насильно удерживать на иностранной территории. К собственности государства не могут применять не только принудительные меры судебного характера, но и административные меры. Она не может быть объектом взыскания по всякого рода внесудебным требованиям. Органы другого государства не могут входить в рассмотрение вопроса о том, принадлежит ли собственность иностранному государству, когда она находится в его владении, если иностранное государство заявляет, что имущество принадлежит ему. Государственная собственность пользуется иммунитетом даже тогда, когда она находится во владении лица, которое не обладает иммунитетом.

    3. Иммунитет от действия иностранного права означает невозможность применения к правоотноше­ниям с участием государства иностранного права, а также недопустимость экстерриториального действия иностранного права без согласия того государства, на тер­ритории которого применяется данное иностранное право.

    4. Иммунитет сделок означает, что сделки государства с иностран­ными физическими или юридическими лицами должны регулировать­ся правом данного государства, если иное не установлено соглашени­ем сторон.

    Введение

    Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства.

    Несомненно, государство является основным субъектом в международном частном праве. Вопрос о том, как будет вести себя государство на международно-правовой арене, связанной с осуществлением рыночной, хозяйственной деятельности, какой правовой статус и положение будет оно занимать, какова ответственность государства перед своими иностранными контрагентами - всё это решается в рамках важной отрасли права - международном частном праве. Государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни.

    В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной и требует к себе ещё много внимания.

    Государство, как субъект международного частного права

    Государства, выступая субъектами международного частного права, достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера. При этом, государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е., его юрисдикции.

    Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

    Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть, объём власти и сферу действия власти.

    Таким образом, термин юрисдикции может использоваться как в широком смысле, так и в узком значении - как судебная юрисдикция. Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех, кто находится, и всё, что находится на его территории. Поэтому говорят о территориальной юрисдикции.

    Для понимания иммунитета государства необходимо отметить, что юрисдикция бывает полной и ограниченной.

    Полная юрисдикция означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средства реализацию своих предписаний. Ограниченная юрисдикция означает, что государство обладает властью предписывать определённое поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний. Неподчинение одного государства юрисдикции другого никогда не означает полного отказа этого другого государства от своей юрисдикции. В отношении к иностранному государству не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам «осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, соблюдать местные традиции и обычаи».

    Важно отметить, что определение иммунитета государства можно дать в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать.

    • 1. Если с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, то иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е., право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства;
    • 2. Если с позиции принимающего государства, то иммунитет - это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, т. е., отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства.

    Также необходимо отметить, что далеко не во всех случаях участия государства в международных частноправовых отношениях оно обладает правом на иммунитет. Об этом праве можно говорить лишь тогда, когда данное частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства: например, спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе, или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т. д.

    Если частноправовое отношение, осложненное иностранным элементом, стороной которого является государство, осуществляется на территории государства-участника, то в случае возникновения спора он рассматривается правоприменительными органами этого государства, и об иммунитете речи нет.

    Таким образом, особенность правового положения государства как субъекта частноправовых отношений международного характера сводится к его праву на иммунитет. Вопрос об иммунитете возникает только в связи с иностранной юрисдикцией.

    Иммунитет государства и его собственности - один из старейших институтов как внутреннего, так и международного права. Этот институт возник благодаря необходимости поддержания официальных отношений между государствами. Они были бы невозможны, если бы представители иностранного государства, его руководители и дипломатические представители были подчинены власти государства пребывания.

    Вначале XIX века отношения между государствами носили только официальный характер, поэтому иммунитет был абсолютным. Никаких исключений из иммунитета представителей государства и его собственности не допускалось. К концу XIX века иммунитет государства рассматривался в качестве общепризнанной нормы или принципа международного права. Но уже в этот период появилась судебная практика, новые доктрины, исходящие из необходимости ограничения иммунитета государства. Это было вызвано тем, что государства стали принимать участие в коммерческой деятельности: или сами непосредственно принимали участие в этой деятельности, или через принадлежащие им компании. В результате вступающие с государствами в коммерческие отношения иностранные физические и юридические лица оказывались лишенными судебной защиты своих прав. Возможные отрицательные последствия иммунитета государства особенно отчетливо проявились в возникновении советского государства, затем с возникновение целого ряда социалистических стран, которые осуществили национализацию имущества, монополизировали внешнеэкономическую деятельность и осуществляли международную коммерческую деятельность через своих торговых представителей. Непростая правовая проблема получила социально-политическую окраску.

    Первая попытка урегулировать этот вопрос была сделана принятием Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г. (дополнена Протоколом от 24 мая 1934 г.). Суда в силу своей мобильности часто оказывались на территории иностранных государств и становились объектом притязаний со стороны частных лиц по обязательствам государств. Брюссельская конвенция сделала равными правовое положение государственных торговых судов и грузов, принадлежащих этим государствам, и правовой статус частных торговых судов и грузов. Однако такое правило не является всеобщим. Оно ограничено только отношениями, связанными с эксплуатацией морских судов и лишь в части, касающейся условий ответственности и возникающих обязательств.

    Первым договором, рассматривающим проблему иммунитета в целом, явилась Европейская конвенция об иммунитете государств и дополнительный протокол к ней. Договор был принят Советом Европы в 1972 году, куда входили ряд европейских стран - Австрия, Бельгия, Великобритания, Кипр, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Швейцария. Заключая данную конвенцию, иммунитет не признавался как в случаях, исходящих из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось от иммунитета или же само предъявляло иск), так и в случаях, когда спор возникал в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходило судебное разбирательство.

    Брюссельская и Европейская конвенции по-разному определяют объём иммунитета, условия его использования, но все подтверждают право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции в качестве общепризнанного начала как международного (публичного), так и международного частного права.

    Некоторые страны приняли специальное законодательство о государственном суверенитете. Первый пример такого законодательства - Закон США об иммунитетах суверенов 1976 года. Позднее был принят Закон Англии об иммунитете государств 1978 года. Закон Сингапура о государственном иммунитете 1979 года. Закон ЮАР об иммунитетах иностранного суверена 1981 года. Ордонанс Пакистана о государственном иммунитете 1981 года. Закон Канады о государственном иммунитете 1982 года. Закон Австралии об иммунитетах иностранного суверена 1985 года. Все эти законы ограничивают иммунитет государства.

    На позициях ограниченного иммунитета основана и Конвенция ООН от 2 декабря 2004 г., о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которую 1 декабря 2006 г., подписала Россия. Согласно документу, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства в отношении какого-либо вопроса или дела, если оно явно выразило согласие на осуществление этим судом юрисдикции в отношении такого вопроса или дела в силу:

    • а) международного соглашения;
    • б) письменного контракта;
    • в) заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства.

    Согласие государства на применение законодательства другого государства не должно пониматься как согласие на осуществление юрисдикции судами другого государства. Заслуживает внимания точное название Конвенции 2004 года, из которого видно, что речь идет именно о юрисдикционных иммунитетах, т. е., об исключении из территориальной юрисдикции государства. Этот момент имеет значение для понимания природы иммунитета, который является юрисдикционным принципом. Важно понимать, что иммунитет не освобождает иностранное государство, включая его дипломатических представителей, от соблюдения законов страны пребывания. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с местными законами за теми исключениями, которые предусмотрены в самих законах или в международных договорах. Иммунитет означает лишь отказ суверена от осуществления своей территориальной юрисдикции в отношении действий и имущества иностранного государства. Речь идет о юрисдикции не только судебных, но и иных государственных органов в отношении всех способов принудительного осуществления права.

    Большинство государств не имеют специальных законов о государственном иммунитете, положения об иммунитете содержатся в более общих по содержанию законах. Примером может служить российское право. В ГК РФ включена статья 127, которая декларирует, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Пока такого закона нет, но в действующих законах несколько норм о государственном иммунитете имеется.

    Статья 401 ГПК РФ устанавливает, что предъявление иска к иностранному государству, привлечение его в качестве ответчика и третьего лица, обеспечение иска и наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся в России, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства. В данной статье закрепляется абсолютный иммунитет иностранного государства. Статья 251 АПК РФ предоставляет судебный иммунитет иностранному государству, только если оно действует в качестве носителя власти. Это уже ограниченный, или функциональный, иммунитет.

    В ГК РФ включена ещё одна статья, названная «Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом» (ст. 1204). Положения данной статья и ст. 124 ГК РФ признают общий принцип - государство, участвуя в частноправовых отношениях, выступает в них на равных началах со своими контрагентами.

    Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в частноправовых отношениях. Данные статьи свидетельствуют, что Россия признаёт право иностранного государства на иммунитет от юрисдикции российских органов. Конкретные же пределы отказа от собственной территориальной юрисдикции, условия такого отказа, последствия и т. д., должны быть определены в специальном законе, принятие которого декларировано ГК РФ. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации был внесен проект федерального закона №127618-4 «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности», однако при рассмотрении его во втором чтении он был отклонен.

    Из вышесказанного следует, что принцип права государства на иммунитет от юрисдикции иностранного государства сложился достаточно давно. Вопреки всем существующим противоречиям право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции является на сегодня общепризнанным.

    Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.

    Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства будут отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не будет юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.

    Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

    Во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);

    во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

    Особенности правоотношений с участием государства:

    Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;

    К договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;

    В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;

    В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

    Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).

    Иммунитет государства – принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета. Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства. Иммунитетом пользуются государство, его органы и принадлежащее государству имущество.

    В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

    а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;

    б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;

    в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

    Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

    Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных Изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.