Статья 394 пункт 1 подпункт 2

Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 356 НК РФ

Статья 356 НК РФ. Общие положения (действующая редакция)

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 356 НК РФ

1. Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) (далее - Закон о дорожных фондах в РФ) предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в Российской Федерации. Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов Российской Федерации (далее - территориальные дорожные фонды).

Следует отметить, что с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Затем Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона о дорожных фондах в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда РФ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г., а Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - с 1 января по 31 декабря 2003 г.

До 1 января 2003 г. основными источниками образования целевых внебюджетных средств территориальных дорожных фондов были налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения была выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Также к источникам образования средств дорожных фондов относились поступления от акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов и другие источники (включая ассигнования из бюджета Российской Федерации).

2. В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в РФ (ст. 5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах") (далее - Закон N 118-ФЗ).

Однако затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Во-первых, была исключена ст. 5 Закона N 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов.

Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) была дополнена новой гл. 28 "Транспортный налог" (п. 30 ст. 1 Закона N 110-ФЗ).

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (далее - Указ Президента РФ N 2270). Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации").

В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ N 2270, объектом транспортного налога, предусмотренного гл. 28 НК РФ, являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями, то есть указанный налог относится к прямым поимущественным налогам.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356 , 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения...

  • Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ15-1, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Транспортный налог в силу статьи 14 Налогового кодекса является региональным налогом. В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации...

  • +Еще...

    Пенсионеры относятся к одной из наиболее незащищенных категорий населения России и поэтому государство старается предоставить им различные льготы. Часть льгот предоставляется при оплате налоговых сборов и одним из них является транспортный налог.

    Законодательство

    Основной закон, определяющий вопросы налогообложения в России – это Налоговый кодекс. В нем установлены общие правила, которые должны соблюдать все региональные законы. Транспортный налог относится к числу региональных и регулируется их нормативной базой.

    Согласно российскому законодательству, транспортный налог это обязательный сбор, оплачиваемый лицами-владельцами транспортных средств. Это закреплено в ст. 357 НК РФ.

    Региональные налоги направляются в местный бюджет и подчиняются местным законам. Но все эти законы не должны противоречить Налоговому кодексу.

    Таким образом большая часть налоговых льгот устанавливается именно региональными законодательными актами. Это правило закреплено в ст. 356 НК РФ.

    Для того чтобы определить имеет ли право на льготы пенсионеры необходимо обратиться к закону, который действует на территории где зарегистрирован данный автомобиль.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    На сегодняшний день в каждом субъекте Федерации есть свои законодательные акты и они могут существенно различаться по вопросу предоставления льгот разным незащищенным категориям граждан.

    Какие у пенсионеров льготы по транспортному налогу

    Налог для физ. лиц исчисляется по простой формуле:

    ТН = ставка налога* мощность автомобиля.

    То есть налоговая ставка перемножается на число лошадиных сил в двигателе машины.

    Это произведение будет начислено к уплате пенсионеру, если он не заявил о наличии у него льготы. Для того чтобы определить какие льготы есть у гражданина, необходимо знать свой закон.

    Также важно отметить, что в городах федерального значения Москве и С-Петербурге, есть свои законы, которые существенно отличаются от законов Московской и Ленинградской областей.

    Так льготы могут выражаться в процентном отношении к сумме налога, а также в полном освобождении от налога на определенный вид транспорта. Для того, чтобы выяснить какие льготы предоставляются в различных регионах обратимся к местным законам.

    В местных законодательных актах помимо перечисления льгот указываются налоговые ставки, которые также существенно различаются по регионам России:

    Регион Есть ли льгота для обычного пенсионера Категория пенсионера дающая право на льготы Какая льгота Нормативная база
    Москва Нет льгот для обычных пенсионеров. Получение льготы возможно только при наличии определенных обстоятельств Герои СССР и РФ

    Ветераны боевых действий

    Инвалиды I- IIгр

    Полностью освобождены за 1 тр. средство Закон

    от 9.07. 2008 года N 33

    О транспортном налоге

    Наличие автомобиля до 70 лс Полностью освобождены
    Санкт-Петербург Есть. За 1 ТС отеч. производства, мощностью до 150 лс.(включая катер, мотор. лодку) Герои СССР, РФ

    Полные кав. Ордена Славы, Ордена Трудовой славы

    Полностью за 1 ТС мощностью до 200 л.с Закон Санкт-Петербурга

    О транспортном налоге

    Ветераны, Инвалиды ВОВ, Инвалиды I-II гр

    Инвалиды с ограничениями к труд деятельности II-III ст

    Чернобыльцы

    Полностью за 1 ТС, мощностью до 150 лс. или старше 15 лет
    Ленинградская область Есть. Владельцы автомобиля мощностью до 100 лс уплачивают 80 % от ставки Герои СССР, РФ

    Инвалиды ВОВ

    Ветераны

    Чернобыльцы

    Полностью за 1 ТС мощностью не более 150 лс. Лен. Область Областной Закон о транспортном налоге
    Гр-не с 1 автомобилем отеч. производства мощностью 80 лс и с годом выпуска до 1990. Полностью
    Московская область Нет Герои СССР, РФ

    Чернобыльцы

    Участники ВОВ

    Инвалиды I-II гр

    Инвалиды с детства

    Полностью освобождены за 1 транспортное средство Закон МО
    от 16.11. 2002 года N 129/2002-ОЗ отсылает кЗакону МО
    от 24.11 2004 года N 151/2004-ОЗ
    О льготном налогообложении в Московской области
    Инвалиды IIIгр

    Ветераны

    50 % за 1 тр. средство
    Ставрополье Есть

    Пенсионеры с автомобилем мощностью до 100 лс. Уплачивают 50 %

    Герои СССР, РФ Чернобыльцы Участники ВОВ Ветераны боевых дейсвтий Освобождены полностью Закон Ставропольского края

    от 27.11. 2002 года N 52-кз

    О Транспортном налоге

    Воронежская область Нет Герои СССР, РФ

    Полные кавалеры Ордена славы

    Полностью за 1 ТС Закон Воронежской области

    от 11.06. 2003 г. N 28-ОЗ

    О предоставлении налоговых льгот по уплате ТН

    Ветераны ВОВ,

    Ветераны боевых действий, узники концлагерей

    Чернобыльцы

    Полностью за 1 ТС мощностью до 120 лс
    Рязанская область Есть

    Пенсионеры по старости и пенсионеры ВС и МВД полностью на автомобиль до 150 лс.

    Герои СССР, РФ Чернобыльцы Участники ВОВ Ветераны боевых действий Полностью Закон Рязанской Обл

    от 22.11. 2002 года N 76-ОЗ

    О ТН на территории Рязанской области

    Отсылает к Закону Рязанской обл.

    от 15.04 1998 года О налоговых льготах

    Вологодская область Есть

    Полностью граждан с 1 ТС мощностью до 150 лс

    Герои СССР и РФ, награжденные 3-мя Орденами Славы Полностью Закон Вологодской обл

    от 15.11. 2002 года N 842-ОЗ

    О транспортном налоге

    Полностью на 1грузовое ТС мощностью до 85 лс и массой до 1100 кг Инвалиды На автомобиль мощностью до 150 лс
    Полностью в отношении моторной лодки
    При наличии нескольких оснований для льгот, пенсионер сам выбирает по каком объекту будет предоставлена льгота

    Анализируя приведенную таблицу можно отметить, что в большинстве регионов России для получения льготы по транспортному налогу недостаточно просто достигнуть пенсионного возраста.

    В некоторых случаях для получения льготы необходимы дополнительные категории (инвалидность, участие в ВОВ и т.д).

    Пенсионер, приобретая автомобиль должен хорошо изучить региональное законодательство, поскольку в некоторых областях при предоставлении льготы имеет значение мощность автомобиля, выражаемая в лошадиных силах (лс).

    Как оформить

    Важно понимать тот факт, что льготы начисляются только после заявления льготника. То есть, если гражданин сам не обратился за положенной ему по закону льготой, то она не будет учитываться в расчете налога.

    Выяснить есть ли право у пенсионера на льготу можно прочитав местный закон о транспортном налоге или же обратившись в налоговую инспекцию. Там же можно уточнить перечень необходимых для оформления льготы документов.

    Для заполнения заявления необходимо явиться в отделение налоговой инспекции и взять специальный бланк:

    Есть важное правило которое необходим соблюдать. В заявлении указывается государственный номер автомобиля и его мощность. После рассмотрения данного заявления льгота будет начислена именно на этот автомобиль.

    Она будет учитываться до тех пор, пока машина находится во владении у данного пенсионера. То есть написать заявление на льготу достаточно один раз.

    Если пенсионер продал автомобиль, который был заявлен в при оформлении льготы, и купил новый, то придется снова обращаться с заявлением о льготе. В противном случае налог по новому автомобилю будет исчисляться без учета льготы.

    Документы

    К визиту в налоговую инспекцию стоит подготовиться заранее и сделать копии всех необходимых документов. Часто в отделении ФНС нет ксерокопировальной техники и придется искать, где можно снять копию. Чтобы избежать этого лучше позаботится об этом заранее.

    Для оформления льготы пенсионеру потребуется:

    • паспорт;
    • пенсионное удостоверение;
    • ПТС автомобиля;
    • свидетельство о регистрации автомобиля.

    Подлинники документов нужно взять с собой, чтобы предъявить сотруднику ФНС. Копии документов прикладываются к заявлению и отдаются вместе с ним. Иногда сотрудники не запрашивают подлинники, но лучше иметь их при себе, во избежание накладок.

    Для информирования налогоплательщиков в интернете существует очень удобная система, запущенная ФМС. Это личный кабинет налогоплательщика. Для подключения к ней необходимо знать свой ИНН и получить пароль у инспектора. Пароль выдается только налогоплательщику при предъявлении паспорта.

    Таким образом кроме конкретного налогоплательщика никто не сможет получить доступ к его личному кабинету и узнать информацию об объектах налогообложения.

    Любой гражданин, имеющий права на льготы, должен ими воспользоваться. Но зачастую, пользуясь юридической неграмотностью граждан, льготы не начисляются. Пенсионерам необходимо быть курсе изменений в законодательстве, если они хотят сберечь свой бюджет.