Создание резерва по сомнительным долгам. Резервы в бухгалтерском и налоговом учете: табличный справочник

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях - за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания - для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений - для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный - величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный - оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический - учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений . Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда . В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами - покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Отражение резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Проводим по бухгалтерии

Отражение резервов по сомнительным долгам должно происходить по дебету 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Проводим безнадёжную задолженность

Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.

Проводим частичную оплату

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводим неиспользованный резерв

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводим как налоговые обязательства

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Примеры

ПРИМЕР 1 . В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:

  • дебет 91-2, кредит 63 - 12 000 руб. - создан резерв по сомнительному долгу.

Спустя время фирма-должник погасила часть данной дебиторской задолженности в размере 7 тыс. руб. Проводка на дату внесения средств будет следующей:

  • дебет 63, кредит 91-1 - 7 000 руб. - восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

ПРИМЕР 2 . В организации была ранее признана сомнительной задолженность в размере 10 000 руб. По ней был создан резерв в размере 7 тыс. руб., который потом был пополнен до 100% суммы долга. После истечения сроков исковой давности данная задолженность была признана безнадежной и списана в убыток. Рассмотрим проводки (каждая на свою дату проведения той или иной операции):

  • дебет 91-2, кредит 63 - 7 000 руб. - создан резерв по сомнительному долгу;
  • дебет 91-2, кредит 63 - 3 000 руб. - доначислен резерв по сомнительному долгу;
  • дебет 63, кредит 76 - 10 000 руб. - безнадежная задолженность списана за счет резерва.

Отражаем в балансе

Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.

Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).

Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.

Право налогового учета резервов по сомнительным долгам

В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.

При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:

  • если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
  • если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
  • до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.

По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.

С 1 января 2017 года действует несколько иной порядок создания резервов по сомнительным долгам. Этот вопрос регулирует статья 266 Налогового кодекса РФ. Изменения внесены Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 405-ФЗ.

Момент создания

В первую очередь, законодатели разделили правовое регулирование двух ситуаций. Когда фирма создает резерв по сомнительным долгам:

  1. по окончании налогового периода (по налогу на прибыль это календарный год – ст. 285 НК РФ);
  2. в течение календарного года.

Для первой ситуации законодатели уточнили, что размер формируемого резерва по сомнительным долгам, который фирма рассчитывает по итогам налогового периода, как и прежде, не может быть выше 10-ти процентов выручки минувшего календарного года.

Появилось более детальное правовое регулирование второй ситуации. Абзац 5 п. 4 ст. 266 НК РФ в новой редакции допускает возможность при расчете резерва ориентироваться на выручку отчетных периодов – квартала, полугодия, 9-ти месяцев. Однако введено жесткое ограничение. Его размер не может быть выше большей из величин:

  1. 10% от выручки за прошлый налоговый период;
  2. 10% от выручки за идущий отчетный период.

Выручку плательщики налога на прибыль продолжают считать по правилам для доходов от реализации. Этот вопрос регулирует статья 249 НК РФ.

Суть поправок

По прежним правилам статьи 266 НК РФ сформированные резервы компания соизмеряла с выручкой, как за текущий отчетный (I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года), так и налоговый период (год). Очевидно, что при таком регулировании происходило сравнение несопоставимых базовых величин.

Теперь есть надежда, что компании смогут более объективно оценивать своё финансовое положение и вести равномерный налоговый учет своих финансовых потерь.

Как использовать

Одно из положений ст. 266 НК РФ гласит, что резерв по сомнительным долгам может быть использован компаний только на закрытие убытков от безнадежных долгов, которые имеют такой статус.

С 1 января 2017 года законодатели уточнили эту норму в том ключе, что резерв всегда используется на эти цели. Возможность вообще не задействовать его на покрытие убытков от безнадежных долгов теперь исключена.

Что делать с резервом потом

Обновленные положения пункта 5 статьи 266 НК РФ обязывают размер резерва по сомнительным долгам, исчисленный на отчетную дату, сопоставить с остатком резерва. Последний рассчитывают по формуле:

Р ост. = S рез. пред. – S безн.долг post

Р ост. – остаток резерва;
S рез. пред. – сумма резерва на предыдущую отчетную дату;
S безн.долг post – сумма безнадежных долгов, которые возникли после предыдущей отчетной даты.

Заметим, что согласно прежним правилам не целиком востребованный в отчетном периоде резерв по сомнительным долгам можно было переносить на следующий отчетный (налоговый) период. А как скорректировать новую сумму резерва на остаток, четко прописано не было.

Новое основание для сомнительного долга

За последнее время больше всего изменений в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. Среди прочего, он ввёл новое основание признания долга сомнительным. Это когда у фирмы есть перед контрагентом именно встречная кредиторская задолженность. Тогда на сомнительный долг можно отнести ту ее часть, которая превышает долг перед этим контрагентом.

В остальных случаях, сомнительный долг – любые долги перед компанией в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Но при условиях, что эта задолженность:

  1. не погашена в сроки, оговоренные условиями договора;
  2. не обеспечена залогом, поручительством, гарантией от банка.

Просроченная, а то и вовсе не погашенная дебиторская задолженность, к сожалению, остается в нашей стране довольно распространенным явлением. С ним сталкиваются многие организации, которые работают в торговой, финансовой, любой другой сфере.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность, сдаваемая такими предприятиями, была максимально точной, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Именно он является одним из оценочных значений в бухгалтерском учете, которые позволяют вносить изменения в отчеты. Объем этого резерва, разумеется, будет вычтен из суммы дебиторской задолженности.

Кроме того, всем предпринимателям, осуществляющим деятельность на российском рынке, следует знать, что зарезервированные средства относятся к расходам, к себестоимости продукции. А следовательно, не учитываются при составлении отчетности по налогам. Так что вы вполне можете воспользоваться данным правом, чтобы сократить отчисления в бюджет.

Чем отличается резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухучете

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2016-2017 году.

Как рассчитывается резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

  1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
  2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
  3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).

Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.

Особенности формирования резерва в налоговом учете

В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.

Основными особенностями резервирования средств являются:

  • согласно статье 265, зарезервированные средства не облагаются налогом по той простой причине, что включается в число финансовых затрат предприятия, никак не связанных с реализацией продукции;
  • резервировать средства из-за просроченных дебиторских задолженностей (соответственно, и выводить его за пределы налогооблагаемой базы) имеют право только те компании, которые платят налог на прибыль. То есть если при регистрации организации была выбрана упрощенная система налогообложения, то резервировать средства в налоговом учете нет никакого смысла. Напомним, что в бухгалтерском создании резерва – это обязанность любой компании, независимо от ее организационно-правовой формы и применяемой к ее деятельности системы налогообложения.

Как мы уже упоминали ранее, в налоговом законодательстве объем резервирования средств определяется в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Расчет производится следующим образом:

  • если просрочка составляет 45-90 дней (календарных, не рабочих), то размер отчислений будет равен 50 процентов от суммы долга;
  • если период просрочки достигает 90 дней, резервируется 100% от задолженности.

Период до 45 дней не рассматривается вообще и не дает права на резервирование средств (как и на освобождение их от уплаты налога).

Еще одной особенностью создания резерва, упомянутой в налоговом законодательстве, является наличие ограничений. Его размер не может быть большим, чем десять процентов от суммы дохода предприятия за конкретный период просрочки. В то же время организация может по собственному желанию уменьшить этот показатель (для увеличения чистых активов).

К отличиям формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете также можно отнести следующее:

  • организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
  • в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.

Кроме того, в отчетах для налоговых органов резерв может формироваться лишь по тем сомнительным дебиторским задолженностям, которые отвечают трем перечисленным ниже условиям:

  • долги не были своевременно погашены;
  • они не обеспечены банковской гарантией, договором поручительства или имущественным залогом;
  • задолженность, так или иначе, связана с продажей товаров или предоставлением услуг.

В бухгалтерском законодательстве определяется, что организация имеет право определять самостоятельно, является ли долг сомнительным или нет.

Необходимость в проведении инвентаризации сомнительных долгов

В методических указаниях, регулирующих проведение инвентаризации финансовых обязательств компании и ее имущества, приводятся и требования к мониторингу сомнительных долгов в бухгалтерском учете. Он в обязательном порядке должен применяться к каждой дебиторской задолженности, что позволит своевременно внести изменения в учетную политику и зарезервировать средства. Кроме того, следует регулярно проводить проверку использования этих денег. Процесс инвентаризации должен осуществляться непосредственно перед началом каждого очередного отчетного периода.

Кроме того, даже если дебиторская задолженности была списана, необходимо в течение пяти лет отслеживать имущественное состояние должника с тем, чтобы своевременно выявить возможности погашения сомнительного долга.

Как с 2017 года изменились правила создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

В конце прошлого года законодатели внесли ряд поправок в те нормы Налогового кодекса, которые посвящены созданию резерва по сомнительным долгам. Так, были скорректированы правила для расчета предельно допустимой величины резерва и введен запрет на включение в резерв дебиторской задолженности, которая «перекрыта» встречной кредиторской задолженностью. Кроме того, изменились правила корректировки резерва текущего периода на остаток резерва предыдущего периода. Эти и другие поправки начали действовать с 2017 года. В настоящей статье на примерах показано, как и когда следует применять данные новшества.

Какую задолженность включать в резерв

Сразу скажем, что определение сомнительной задолженности не поменялось. Как и ранее, к ней относятся любые долги перед налогоплательщиком, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не погашенные в сроки, установленные договором. Сохранилось и дополнительное условие: задолженность признается сомнительной только в случае, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

По-прежнему действует правило, согласно которому сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней включается в резерв в размере 50 %, а со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в полном объеме (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Читайте также: Акт о списании дебиторской задолженности образец

Но есть и нововведение. Оно предусмотрено для ситуации, когда задолженность налогоплательщика и его дебитора носит встречный характер. То есть когда не только дебитор задолжал налогоплательщику, но и сам налогоплательщик задолжал дебитору. «Старая» редакция пункта 1 статьи 266 НК РФ не запрещала включать в резерв полную сумму «дебиторки» несмотря на наличие встречной задолженности. И хотя налоговики настаивали, что это делать нельзя, судьи их не поддерживали (см. постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.13 № 13598/12 ; «Президиум ВАС: компания вправе формировать резерв по сомнительной «дебиторке», даже при наличии встречной кредиторской задолженности »).

С января 2017 года ситуация изменилась. Отныне в пункте 1 статьи 266 НК РФ четко сказано: если у компании есть встречное обязательство перед дебитором, то сомнительной задолженностью признается часть долга, превышающая данное обязательство (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.). Обратите внимание: новшество следует впервые применить при формировании резерва по итогам первого квартала 2017 года (здесь и далее подразумевается, что отчетными периодами для организации являются квартал, полугодие и 9 месяцев). Что касается резерва по итогам 2016 года, то здесь нужно руководствоваться прежней редакцией Кодекса.

По состоянию на 31 декабря 2016 года ООО «Поставщик» провело инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Выявлено, что за ООО «Покупатель» числится дебиторская задолженность 800 000 руб. со сроком возникновения 65 дней. Также выявлена встречная кредиторская задолженность «Поставщика» перед «Покупателем» в размере 500 000 руб.

По итогам 2016 года бухгалтер «Поставщика» сформировал резерв по сомнительным долгам, включив в него 400 000 руб. (800 000 руб. х 50%). При этом предельно допустимая величина резерва (подробно о ней мы расскажем ниже) не превышена.

По состоянию на 31 марта 2017 года дебиторская задолженность «Покупателя» перед «Поставщиком» не погашена и не переведена в разряд безнадежных, а срок ее возникновения превысил 90 дней. Встречная кредиторская задолженность «Продавца» перед «Покупателем» в первом квартале также не погашена.

По итогам первого квартала бухгалтер «Поставщика» сформировал резерв в размере 300 000 руб.(800 000 — 500 000), предельно допустимая величина резерва не превышена.

Если бы до сих пор действовали прежние правила, то «Поставщик» смог бы включить в резерв полную сумму дебиторской задолженности в размере 800 000 руб. (при условии соблюдения лимита).

Как рассчитать предельную величину резерва

Резерв по сомнительным долгам не может быть сколь угодно большим. В пункте 4 статьи 266 НК РФ приведена формула для расчета предельно допустимой величины резерва. С января 2017 года эта формула изменилась (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 405-ФЗ.). Раньше лимит составлял 10% выручки от реализации текущего налогового периода. Теперь сумма лимита определяется следующим образом:

  • при формировании резерва по итогам года лимит равен 10 % выручки данного года;
  • при формировании резерва по итогам отчетного периода лимит — это наибольшая из двух величин: либо 10% выручки данного отчетного периода, либо 10 % выручки предыдущего года.

Данное новшество благоприятно для налогоплательщиков. Особенно наглядно положительный характер поправок проявится в ситуации, когда срок возникновения задолженности на последнее число года составлял от 45 до 90 дней, а в первом квартале превысил 90 дней. При таких обстоятельствах величина долга, включенного в резерв по итогам первого квартала, вдвое больше той, что включена в резерв по итогам года. Но по прежним правилам «квартальный» лимит был меньше «годового», так как выручка за год чаще всего превышает выручку за квартал (см. «Как рассчитать резерв, если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде, а 90 дней — в другом »). По новым правилам, лимит первого квартала будет больше или равен лимиту предыдущего года.

На балансе ООО «Звезда» числится дебиторская задолженность покупателя в сумме 1 500 000 руб.

По состоянию на 31 декабря 2016 года срок возникновения задолженности составлял 50 дней. Выручка от реализации ООО «Звезда» за 2016 год равнялась 17 000 000 руб. Бухгалтер «Звезды» сформировал резерв по сомнительным долгам по итогам 2016 года, включив в него 750 000 руб. (1 500 000 руб. х 50%). Также бухгалтер определил, что лимит резерва равен 1 700 000 руб.(17 000 000 руб. х 10%). Таким образом, величина резерва не превысила лимит.

По состоянию на 31 марта 2017 года задолженность не погашена и не переведена в разряд безнадежных. При этом срок ее возникновения превысил 90 дней. Выручка от реализации в первом квартале составила 6 000 000 руб. Бухгалтер включил в резерв 1 500 000 руб. (1 500 000 руб. х 100%). Также бухгалтер определил сумму резерва, сравнив для этого две величины: 1 700 000 руб. и 600 000 руб. (6 000 000 руб. х 10%). Поскольку большая из величин равна 1 700 000 руб. она была принята за лимит. Таким образом, резерв, созданный по итогам первого квартала, «уложился» в лимит.

Если бы до сих пор действовали прежние правила, то лимит в первом квартале составил бы всего 600 000 руб. и бухгалтер смог бы включить в резерв лишь часть задолженности.

Корректировка на остаток резерва предыдущего периода

Согласно пункту 5 статьи 266 НК РФ резерв, созданный по итогам текущего периода, нужно корректировать на сумму, оставшуюся от резерва предыдущего периода. С января этого года правила корректировки изложены несколько иначе, нежели в 2016 году (поправки внесены Федеральным законом от 30.11.16 № 405-ФЗ).

В частности, в «старой» редакции говорилось, что неиспользованная часть предыдущего резерва может быть перенесена на следующий период. Сейчас словосочетание «может быть» отсутствует.

Кроме того, в новой редакции появился четкий алгоритм для вычисления остатка резерва предшествующего периода. Так, чтобы найти остаток, нужно взять резерв, сформированный на предыдущую отчетную дату, и отнять безнадежные долги, возникшие в текущем периоде.

Однако указанные поправки лишь уточнили формулировки, а вот само правило осталось прежним. В соответствии с данным правилом резерв, созданный на последнюю дату текущего периода, необходимо сравнить с остатком резерва предыдущего периода. Далее нужно действовать следующим образом:

  • если «текущий» резерв меньше остатка, то разницу следует отнести ко внереализационным доходам;
  • если «текущий» резерв больше остатка, то разницу следует отнести ко внереализационным расходам.

Инвентаризация, проведенная по состоянию на 31 марта 2017 года, показала, что указанная задолженность не погашена и не переведена в разряд безнадежных. При этом срок ее возникновения превысил 90 дней. Плюс к этому возникла новая задолженность клиента со сроком возникновения 60 дней на сумму 500 000 руб. Бухгалтер сформировал резерв, включив в него 3 450 000 руб. ((3 200 000 х 100%) + (500 000 х 50%)).

Далее он вычислил, что остаток резерва, созданного по итогам 2016 года, составляет 1 600 000 руб.(1 600 000 — 0). Разница между резервом первого квартала и остатком равна 1 850 000 руб. (3 450 000 — 1 600 000). Эта величина отнесена на внереализационные расходы в первом квартале 2017 года.

По состоянию на 31 декабря 2016 года компания провела инвентаризацию дебиторской задолженности. Выявлено, что по одному из клиентов числится долг 3 200 000 руб. со сроком возникновения 55 дней. Бухгалтер сформировал резерв по сомнительным долгам, включив в него 1 600 000 руб. (3 200 000 руб. х 50%). Данная величина была отнесена на расходы в налоговом учете.

Инвентаризация, проведенная по состоянию на 31 марта 2017 года, показала, что клиент погасил указанную задолженность. Таким образом, по итогам первого квартала резерв составил 0 руб. Далее бухгалтер нашел остаток резерва предыдущего периода. Для этого от величины резерва, созданного по итогам года, он отнял безнадежные долги, возникшие в первом квартале. Учитывая, что безнадежные долги не возникали, остаток составил 1 600 000 руб. Разница между резервом первого квартала и остатком равна 1 600 000 руб. (1 600 000 — 0). Эта величина отнесена на внереализационные доходы в первом квартале 2017 года.

Читайте также: Приставы потеряли исполнительный лист

Заполнить и сдать через интернет актуальную декларацию по налогу на прибыль

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

создаются на основе сведений о задолженности покупателей. Для чего нужны резервы по сомнительным долгам? Надо ли их формировать? Как правильно подсчитать резервы и отразить их в бухучете? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Для чего нужны резервы по сомнительным долгам в бухучете

В бухучете резервирование — это один из способов оценивания текущего состояния имущества и обязательств организации (абз. 6 п. 23 приказа Минфина России «Положение по бухучету и отчетности в РФ» от 29.07.1998 № 34н).

Создание должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Создавать резерв должны все организации по каждой сомнительной задолженности покупателя (абз. 1 п. 70 приказа № 34н). За ИП обязанность по резервированию долгов не закреплена.

ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п. 3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов. В налоговом учете максимальный размер резерва дополнительно ограничен объемом продаж — до 10% от выручки за квартал, полугодие, 9 месяцев или год (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Как определить сумму сомнительных резервов в бухучете

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Оптимальной будет методика, приведенная в п. 4 ст. 266 НК РФ, по следующим причинам:

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

Как вариант, в учетной политике можно зафиксировать следующее.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете складываются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец года (иного отчетного периода) по следующему алгоритму:

Срок неисполнения обязательств, дней

Как отразить действия с сомнительными резервами в бухучете

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете фиксируются на счете 63. В бухгалтерском балансе сальдо по счету 63 отражается в составе строки «Дебиторская задолженность» со знаком минус. Иными словами, дебиторская задолженность уменьшается на сумму тех долгов, по которым сформированы резервы.

При создании резерва всегда используется одна и та же запись: Дт 91 Кт 63.

А вот формирование проводок по списанию резерва зависит от причин списания:

  1. Задолженность, учтенная в резерве, признана безнадежной: Дт 63 Кт 62 (76) — на зарезервированную сумму долга.
  2. Задолженность, учтенная в резерве, оплачена: Дт 63 Кт 91 — на сумму платежа.
  3. На конец года, идущего за годом формирования резерва, осталась его неиспользованная часть: Дт 63 Кт 91 — на сумму неиспользованного резерва.

На основании вышеизложенного рассмотрим порядок формирования проводок по созданию и списанию сумм резервов по неоплаченным долгам покупателей:

Как отражать резервы по долгам в программе «1С»

В «1С» формирование резервов производится регламентной операцией «Расчет резервов по сомнительным долгам». Чтобы при проведении этой операции были рассчитаны резервы в бухучете, нужно в настройках учетной политики поставить галочку для разрешения их автоматизированного учета. Регламентной операцией для бухучета резервов можно воспользоваться как ежемесячно, так и ежеквартально (ежегодно).

Все зависит от того, как рассчитывается резерв в налоговом учете:

  • если резерв исчисляется ежемесячно (ежеквартально), то в бухучете он автоматически будет определяться каждый месяц (квартал);
  • если расчет резерва не предусмотрен, то в бухучете его можно рассчитывать 1 раз в год (квартал, месяц).

В «1С» расчет резервов для бухучета по умолчанию производится в том же порядке, что и для налогового, кроме ограничения 10% по выручке. Это еще 1 аргумент в пользу того, что организация должна рассчитывать резервы в бухучете по правилам НК РФ.

При вводе информации по договорам с покупателями, не обеспеченным гарантиями, обязательно ставьте срок окончания договора, так как при расчете резервов «1С» будет ориентироваться именно на него.

Если же по договору предусмотрено обеспечением гарантиями, ставьте в строке «Срок договора» наиболее длительный период, чтобы программа автоматически не включила его в расчет по резервам. Такой порядок действий связан с тем, что в «1С» нет возможности ввода сведений об обеспеченности договорных соглашений.

Наличие сведений о резервах по сомнительным долгам в бухгалтерском учете необходимо для информирования пользователей отчетности об объеме таких долгов в составе дебиторской задолженности. Организации должны создавать резерв по всем долгам своих покупателей, по которым истекли сроки оплаты и отсутствуют гарантии. ИП вправе создавать или не создавать сомнительный резерв по своему усмотрению.

Порядок подсчета суммы резервов по сомнительным долгам в бухучете устанавливается организацией самостоятельно и в обязательном порядке фиксируется в ее учетной политике.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2017

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2017 году в некоторых случаях фирмы создавать обязаны, а при определенных обстоятельства этого делать нельзя. Разберемся, как создавать и оформлять резервы и проводки приведем.

Зачем нужен резерв по сомнительным долгам и когда его создавать

Есть несколько причин, чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2017 году.

Первая причина – резерв поможет понять реальные обязательства покупателей и заказчиков.

Вторая причина – финансовый результат в бухгалтерской отчетности будет отражать истинную картину.

Третья причина – создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете в 2017 году позволит компании заранее учесть возможные убытки по безнадежным долгам.

Для чего нужен резерв разобрались. Теперь посмотрим, когда его надо создать.

В бухучете резерв всегда нужно создавать при возникновении сомнительной дебиторской задолженности. А вот в налоговом учете компания вправе выбирать – создавать его или нет (письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295).

Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в 2017 году

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, нужно выполнить следующие действия.

Во-первых, убедитесь, что можете создать резерв. Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления.

Во-вторых, отразите в учетной политике. Образец приведен ниже.

См. также: Учетная политика на 2017 год: образец

В-третьих, определите сумму отчислений. Как это сделать, установлено статьей 266 НК РФ.

В-четвертых, спишите безнадежный долг.

В-пятых, если будете создавать резерв в следующем периоде, перенесите остаток резерва на следующий период. Если нет – остаток резерва включите в доходы.

Создание резерва оформите приказом. Образец приказа смотрите ниже.

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухучете

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2017 году, используйте следующую схему действий.

1. Определите платежеспособность должника. Для это нужно:

  • собрать всю доступную информацию о должнике;
  • проанализировать эту информацию и принять решение о его платежеспособности.

2. Определите критерии неплатежеспособности должников. Закрепите их в учетной политике. Образец ниже.

3. Сформируйте резерв. Порядок установлен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктов 2 и 3 ПБУ 21/2008.

С 2017 года действуют новые правила для создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Мы рассмотрели все изменения.

Создавая резервы, фирма может сэкономить – за счет резерва уменьшаются текущие платежи по налогу на прибыль. Получается, что использование резервов – это один из немногих абсолютно законных способов снижения налога для тех организаций, которые применяют метод начисления.

Когда необходимо создавать резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухучете обязателен. А для налогового учета такого требования нет. Если компания решила формировать такой резерв, ей надо пропистаь это в учетной политике.

Создавать резерв нужно только тогда, когда у вас нет уверенности или каких-то дополнительных гарантий, что просроченная дебиторка будет погашена. И наоборот. Если уверены в неплатежеспособности покупателя, знаете: вовремя денег от него не получите, – резерв тоже создавайте (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).

Кому выгоден резерв

Создав резерв по сомнительным долгам, компания может списать в расходы просроченную «дебиторку», не дожидаясь, когда истечет срок исковой давности.

Как формировать резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Например, если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий, что он погасит долг, вам нужно создать резерв. Размер его при этом может быть максимальным (1 000 000 руб.), когда у вас, допустим, есть точная информация о начале процедуры банкротства должника. Или же сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб.

Резерв по сомнительным долгам в бухучете – это оценочное значение. Когда его создают, увеличивают или уменьшают, в бухучете признают соответственно расходы или доходы. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, отражают на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

  • создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

Контрагент может погасить задолженность, по которой ранее создали резерв, полностью или частично. Тогда восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности:

ДЕБЕТ 51 (50) КРЕДИТ 62 (71, 73, 76...)

  • погашена задолженность контрагента;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

  • восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76...) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.

Пример

Согласно договору поставки ООО «Производственная фирма "Мастер"» должно производить оплату ООО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 15 мая «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 15 июня оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создают.

При составлении бухгалтерской отчетности за полугодие задолженность «Мастера» признана сомнительной, поэтому бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

– 1 200 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам согласно приказу;

– 240 000 руб. (1 200 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

25 сентября «Мастер» частично погасил задолженность в сумме 600 000 руб. На эту же дату бухгалтер «Альфы» сделал проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»

– 600 000 руб. – частично погашена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

– 600 000 руб. – восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности;

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – уменьшен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

Ни в текущем, ни в следующем году по состоянию на 31 декабря года «Мастер» задолженность не погасил. Поэтому ранее созданный резерв подлежит восстановлению. 31 декабря следующего года в учете «Альфы» будут отражены проводки:

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

– 600 000 руб. – восстановлен резерв в части непогашенной дебиторской задолженности;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – погашен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

Одновременно на эту же дату «Альфа» оценивает задолженность «Мастера» как сомнительную, так как нет оснований признавать ее нереальной для взыскания. Поэтому организация создала резерв сомнительных долгов в части этой непогашенной задолженности:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

– 600 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Как создавать резерв в налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам можно создать по итогам любого отчетного периода или в конце года. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется только по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода. Об этом сказано в пункте 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ.

Если организация приняла решение о создании резерва, то она должна проводить инвентаризацию дебиторской задолженности либо ежеквартально, либо ежемесячно – в зависимости от того, как начисляется налог.

Просроченная, а то и вовсе не погашенная дебиторская задолженность, к сожалению, остается в нашей стране довольно распространенным явлением. С ним сталкиваются многие организации, которые работают в торговой, финансовой, любой другой сфере.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность, сдаваемая такими предприятиями, была максимально точной, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Именно он является одним из оценочных значений в бухгалтерском учете, которые позволяют вносить изменения в отчеты. Объем этого резерва, разумеется, будет вычтен из суммы дебиторской задолженности.

Кроме того, всем предпринимателям, осуществляющим деятельность на российском рынке, следует знать, что зарезервированные средства относятся к расходам, к себестоимости продукции. А следовательно, не учитываются при составлении отчетности по налогам. Так что вы вполне можете воспользоваться данным правом, чтобы сократить отчисления в бюджет.

Чем отличается резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухучете

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2018-2019 году.

Как рассчитывается резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

  1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
  2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
  3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).

Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.

Особенности формирования резерва в налоговом учете

В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.

Основными особенностями резервирования средств являются:

  • согласно статье 265, зарезервированные средства не облагаются налогом по той простой причине, что включается в число финансовых затрат предприятия, никак не связанных с реализацией продукции;
  • резервировать средства из-за просроченных дебиторских задолженностей (соответственно, и выводить его за пределы налогооблагаемой базы) имеют право только те компании, которые платят налог на прибыль. То есть если при регистрации организации была выбрана упрощенная система налогообложения, то резервировать средства в налоговом учете нет никакого смысла. Напомним, что в бухгалтерском создании резерва – это обязанность любой компании, независимо от ее организационно-правовой формы и применяемой к ее деятельности системы налогообложения.

Как мы уже упоминали ранее, в налоговом законодательстве объем резервирования средств определяется в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Расчет производится следующим образом:

  • если просрочка составляет 45-90 дней (календарных, не рабочих), то размер отчислений будет равен 50 процентов от суммы долга;
  • если период просрочки достигает 90 дней, резервируется 100% от задолженности.

Период до 45 дней не рассматривается вообще и не дает права на резервирование средств (как и на освобождение их от уплаты налога).

Еще одной особенностью создания резерва, упомянутой в налоговом законодательстве, является наличие ограничений. Его размер не может быть большим, чем десять процентов от суммы дохода предприятия за конкретный период просрочки. В то же время организация может по собственному желанию уменьшить этот показатель (для увеличения чистых активов).

К отличиям формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете также можно отнести следующее:

  • организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
  • в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.

Кроме того, в отчетах для налоговых органов резерв может формироваться лишь по тем сомнительным дебиторским задолженностям, которые отвечают трем перечисленным ниже условиям:

  • долги не были своевременно погашены;
  • они не обеспечены банковской гарантией, договором поручительства или имущественным залогом;
  • задолженность, так или иначе, связана с продажей товаров или предоставлением услуг.

В бухгалтерском законодательстве определяется, что организация имеет право определять самостоятельно, является ли долг сомнительным или нет.

Необходимость в проведении инвентаризации сомнительных долгов

В методических указаниях, регулирующих проведение инвентаризации финансовых обязательств компании и ее имущества, приводятся и требования к мониторингу сомнительных долгов в бухгалтерском учете. Он в обязательном порядке должен применяться к каждой дебиторской задолженности, что позволит своевременно внести изменения в учетную политику и зарезервировать средства. Кроме того, следует регулярно проводить проверку использования этих денег. Процесс инвентаризации должен осуществляться непосредственно перед началом каждого очередного отчетного периода.

Кроме того, даже если дебиторская задолженности была списана, необходимо в течение пяти лет отслеживать имущественное состояние должника с тем, чтобы своевременно выявить возможности погашения сомнительного долга.