Случаи изменения стоимости основных средств. ОС: корректируем учет. Исправляем допущенную ошибку

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Принят

Государственной Думой


(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

радиационная безопасность населения (далее - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

санитарно-защитная зона - территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

работник - физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

определение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;

контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;

введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;

организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

контроль за перемещением источников ионизирующего излучения;

информирование населения о радиационной обстановке;

установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;

регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:

разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;

организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;

участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;

участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности проводятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с положениями об указанных органах.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, определяется законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности

1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;

для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 10 в системной связи со статьей 22 данного Федерального закона, статьями 2 и 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьями 2, 3, 4, подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.02. 2004 N 107 не предполагает ограничение для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по рентгенологии, возможности получить лицензию на деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения - аппаратами рентгеновскими медицинскими (в том числе стоматологическими) (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 633-О-П).

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:

соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.

2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:

выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;

проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;

проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;

эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.

4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.

2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии

В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;

принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;

принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.

Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии

1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.

2. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

3. Социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации

Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения

Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Социальная поддержка граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку. Порядок предоставления социальной поддержки устанавливается законом.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков

1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:

соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;

проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности

1. Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.

Статья 30. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

N 3-ФЗ

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Изменение первоначальной стоимости основных средств - это стоимость основных средств , в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и ПБУ 6/01.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях:

  • достройки,
  • дооборудования,
  • реконструкции,
  • частичной ликвидации,
  • переоценки объектов основных средств.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если этот объект переоценивался ранее, и суммы амортизации , начисленной за время использования объекта.

Результаты проведения по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды.

Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма, отнесенная на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации. При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации (ПБУ 6/01).

Страница была полезной?

Еще найдено про изменение первоначальной стоимости основных средств

  1. Анализ взаимосвязи чистой прибыли и чистого денежного потока
    Влияние инвестиционной деятельности на изменение суммы денежных средств Изменение первоначальной стоимости основных средств доходных вложений -89 750 61 030 в материальные ценности нематериальных
  2. Первоначальная стоимость основных средств
    Федерации и ПБУ Изменение первоначальной стоимости основных средств Изменение первоначальной стоимости основных средств в которой они приняты к
  3. Внутренний аудит основных средств организации - часть 1
    Принятие к бухгалтерскому учету основных средств а также изменение первоначальной стоимости их при достройке дооборудовании и реконструкции отражается по
  4. Методические подходы к проведению анализа денежных средств по данным бухгалтерской отчетности страховой компании
    Изменение сумм депо премий у перестрахователей 33 279 Изменение первоначальной стоимости основных средств доходных вложений в материальные ценности нематериальных активов -519 167 Изменение
  5. Проблемы анализа основных средств предприятия
    АПЗ Отчетная дата 31.12.2013 31.03.2014 Изменение % Наименование группы объектов основных средств Первоначальная восстановительная стоимость тыс руб % Первоначальная восстановительная
  6. Амортизационные отчисления и их роль в формировании инвестиционного потенциала предприятия
    НК РФ При изменении первоначальной стоимости основных средств в соответствии с п 2 ст 257 НК РФ в
  7. Влияние МСФО на результаты анализа финансового положения ПАО «Ростелеком»
    Такие расходы увеличивают первоначально признанную стоимость активов Во-вторых организация может провести переоценку основных средств в связи с изменением
  8. Особенности анализа основных средств организации
    Сейчас лимит стоимости основного средства изменен На основании Федерального закона от 08.06.2015 г № 150-ФЗ 5 с 1
  9. Новые правила оценки нематериальных активов в российском учете и их соотношение с требованиями МСФО
    Полагаем что аналогично высказанным предложениям по учету нематериальных активов при учете основных средств целесообразно будет отказаться от счета 08 и отражать формирование первоначальной стоимости незавершенных объектов основных средств с использованием счета 01. Бухгалтерские проводки и субсчета к счету 01 при этом... В результате указанных изменений счет 08 окажется ненужным для формирования первоначальной стоимости внеоборотных активов и его можно будет
  10. Особенности анализа основных средств и финансовых вложений на основе новых форм отчетности (пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках)
    Представленная модель рентабельности основных средств отражает тот факт что увеличение показателя может быть достигнуто как за счет повышения... С пр- среднегодовая первоначальная стоимость основных средств в отчетном и предыдущем годах соответственно Влияние интенсивных факторов ΔВи которые... Для оценки потерь и выигрыша компании от изменения эффективности использования основных средств рассчитывается показатель относительного вовлечения высвобождения основных средств Вс по формуле
  11. Особенности учёта долгосрочных материальных активов в сельском хозяйстве в соответствии с МСФО
    МСФО предполагает что срок полезного использования и метод начисления амортизации анализируются на предмет пересмотра и при необходимости могут быть изменены Изменение сроков и метода амортизации не потребует пересмотра ранее отнесенных на расходы сумм амортизации В... БУ способ начисления амортизации применяется в течение всего срока эксплуатации основных средств Последующая переоценка и обесценение По переоцененной стоимости либо по первоначальной При принятии решения
  12. Капитальные инвестиции
    Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств по объектам недвижимости по которым закончены капитальные вложения оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче документы переданы на государственную регистрацию произведенных изменений и фактически эксплуатируемым амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца следующего за... При увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате модернизации и реконструкции годовая сумма амортизационных отчислений пересчитывается
  13. Эффективная амортизационная политика как фактор повышения инновационно-инвестиционной активности промышленных предприятий
    Между тем амортизационную премию фактически можно приравнять к беспроцентной ссуде - ее применение в размере 10-30% при действующей ставке налога на прибыль 20% означает высвобождение из-под налогообложения 2-6% от первоначальной стоимости основных средств Эти средства могут быть использованы для финансирования технического развития и обновления
  14. Внутренний аудит основных средств организации - часть 2
    Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после окончания этих работ увеличивают первоначальную стоимость такого объекта если в результате модернизации... Рассмотрим что нужно знать и как проверить указанные изменения с основным средством 1. При восстановлении объектов основных средств следует проверять увеличение оставшегося срока
  15. Ошибки в формировании и отражении информации об основных средствах и их амортизации в бухгалтерской отчетности организаций АПК
    Информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств Графа 6 второго раздела Пояснений Информация о сумме выбывших объектов... АПК Информация об изменении стоимости основных средств в результате достройки дооборудования реконструкции Раздел 2.3 Пояснений Информация о переданных
  16. Методика анализа отдельных видов внеоборотных активов по данным формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» бухгалтерской (финансовой) отчетности
    По долгосрочным долговым ценным бумагам разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимо стью отнесена на финансовый результат отчетного периода - - - ... По итогам расчетов делаются выводы о влиянии на отклонение общей суммы долгосрочных финансовых вложений изменения величины каждого их вида а также дается оценка изменениям - состава и структуры долгосрочных... По окончании анализа нематериальных активов основных средств доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений делается обобщающий вывод по
  17. Нефинансовые активы
    Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений которые производятся в случаях достройки дооборудования реконструкции модернизации частичной
  18. Анализ и оценка эффективности финансовой политики организации
    ОАО Механика составляют основные средства их структура в 2010-2012 гг по первоначальной стоимости представлена на рис 5 Основные фонды
  19. Учёт материально-производственных запасов в соответствии с МСФО
    МПЗ в сельском хозяйстве в законодательство постоянно вносятся изменения среди которых и поправки к МСФО IAS 16 Основные средства и МСФО IAS 41 ... IAS 41 и использовать эту справедливую стоимость в качестве условной первоначальной стоимости данного объекта на указанную дату При этом разница между предыдущей балансовой стоимостью и
  20. Проблемы учета переоценки внеоборотных активов и ее результатов в коммерческих организациях
    По нашему мнению периодичность проведения проверок должна зависеть прежде всего от важности изменения стоимости объектов внеоборотных активов В связи с чем определение в учетной политике конкретной периодичности... Переоценка основных средств проводится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей восстановительной стоимости если объект переоценивался ранее

Организация, имея в собственности основные средства, рано или поздно столкнется с необходимостью их ремонта или реконструкции. Куда относить подобные затраты - волнует уже не один год. Попробуем разобраться.

Пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса определено, что первоначальная стоимость основных средств может изменяться только в строго определенных указанной нормой случаях. А именно в случаях:

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции;
  • модернизации;
  • технического перевооружения;
  • частичной ликвидации;
  • и по иным основаниям.

Определим, что означает каждое из употребляемых определений. В пункте 2 статьи 257 Налогового кодекса отмечается, что к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.

Под реконструкцией основных средств в целях главы 25 Налогового кодекса понимается переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей. При этом реконструкция основных средств должна осуществляться по проекту и в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Из определений сделаем вывод, что основной целью проведения этих работ (модернизации или реконструкции) является улучшение или повышение первоначально принятых нормативных показателей функционирования основных средств либо изменение назначения использования объекта.

Однако на практике нередки ситуации, когда, к примеру, реконструкцию представляется достаточно трудно отличить от капремонта. Как быть бухгалтеру в такой ситуации? И какими документами нужно пользоваться, чтобы определить, что проведена именно реконструкция или ремонт. Остановимся на этом более подробно.

Важный момент

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям

В чем весь «сыр-бор»

Казалось бы, а для чего подобное разграничение? Да и какая разница проведена реконструкция или капремонт? Ответ прост, как и все гениальное, - в учете. В налоговом учете расходы на ремонт учитываются единовременно в размере фактических затрат. При условии, что в организации нет резерва на ремонт основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ, п. 1 ст. 260 НК РФ, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Что касается реконструкции, то тут учет несколько иной. Подобные расходы увеличивают первоначальную стоимость основных средств, которые в дальнейшем можно списать только через амортизационные начисления (ст. 256-259 НК РФ). Естественно, что такое списание крайне не выгодно хозяйствующим субъектам, поскольку учет затрат в расходах по налогу на прибыль растягивается на долгие годы.

Необходимо также помнить, что начисление амортизации объектов основных средств после реконструкции в бухгалтерском и налоговом учете разнится и применение ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль» (утв. Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 № 114н) неизбежно.

Из сказанного понятно, что бухгалтеру необходимо четко разграничивать, когда проводился ремонт, а когда - реконструкция. Отметим, что в первом случае - в объекте устраняются только недостатки и образовавшиеся за время работы погрешности, а при проведении реконструкции совершенствуются свойства объекта. Само собой, компании выгодно списывать затраты единовременно и проводить их как ремонтные. Однако то, что с этим не согласятся налоговые органы - стопроцентно. И в каждом удобном случае будут полагать, что была проведена реконструкция и начислять налог на прибыль со всеми вытекающими последствиями.

Иные определения реконструкции

Мало того что достаточно сложным представляется разграничить виды проводимых строительно-монтажных работ, так необходимо использовать законодательство, действующее еще со времен советского союза и отраслей права отличных от налогового.

Отметим, что в Налоговом кодексе приведено слишком общее определение и на практике представляется достаточно сложным классифицировать какие именно виды строительно-монтажных работ произведены.

Обычно бухгалтеры используют Приложение 1 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г., далее - Приложение 1 к ВСН).

В Приложении 1 к ВСН отмечается, что реконструкция здания - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей. К примеру, количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости и пропускной способности или его назначения в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

Определения реконструкции можно найти также в письме Минфина СССР от 29 мая 1984 г. № 80, Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (утв. Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. 15/1), письме Госплана СССР № НБ-36-Д, письме Госстроя СССР № 23-Д, Стройбанка СССР № 144, ЦУ СССР № 6-14 от 8 мая 1984 г. «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действ

Немало ясности внес Закон от 18 июля 2011 года № 215-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением отдельных положений)(далее - Закон № 215-ФЗ). Этими поправками внесены и дополнены законодательные акты РФ. В первую очередь новшества коснулись конечно Градостроительного кодекса. Законодатель существенно дополнил существующее определение реконструкции.

Так, с 22 июля 2011 года можно использовать новое более расширенное толкование определения «реконструкции», а также видов работ, которые можно отнести к ней. В «новой» редакции имеются определения реконструкции для объектов капитального строительства, линейных объектов (линий связи или электропередачи, трубопроводов, дорог и др). Ко всему прочему к реконструкции кроме изменения параметров объекта, таких как: высоты, этажности, площади объема относятся еще и такие виды работ, как: надстройка, перестройка или расширение объекта, замена или восстановление его несущих строительных конструкций за исключением отдельным элементов этих конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели.

Определения «ремонта» нет ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве. Поэтому обратимся вновь к строительным нормативным документам. В письме Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480 имеется следующее определение: под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных средств (их отдельных частей и конструкций) в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования.

В пункте 3.1 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279) имеется другое определение «ремонта» определяющее его как комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания или сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. Ремонт, как правило, подразделяют на текущий и капитальный. Закон № 215 - ФЗ внес свою «лепту» и в определение «ремонта». Так капитальный ремонт - это замена или восстановление:

  • строительных конструкций объектов капитального строительства или замена их элементов (кроме несущих);
  • систем инженерно-технического обеспечения и их сетей;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели.

Принципиальные отличия

Главное отличие ремонта от реконструкции в том, что целью первого являются профилактические мероприятия, устранение мелких повреждений и неисправностей в целях предохранения и преждевременного износа основных средств. В результате любого ремонта не изменяются назначение объекта основных средств, его технико-экономические показатели, технологическое или служебное назначение, не улучшается качество продукции, не увеличиваются производственные площади.

Целью же реконструкции является улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, увеличение мощности, срока полезного использования.

Таким образом, при разграничении реконструкции и ремонта основных средств определяющее значение играет изменение технико-экономических показателей, технологического или служебного назначения, приобретение им новых качеств. Данный вывод подтверждают письма Минфина России от 22 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/289, от 24 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29.

Важный момент

Не может являться определяющим фактором для разграничения ремонта и реконструкции стоимость проводимых работ. Письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-06/4/29.

Судебная практика

Судьи,учитывая указанные определения, в вынесенных решениях приходят к выводу, что к ремонтным относят работы, которые не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико- экономические показатели. К примеру, этой позиции придерживаются в постановлении ФАС Московского округа от 8 июня 2011 г. № КА-А40/5373-11. В своем решении арбитры указывают, что при квалификации произведенных работ с целью отнесения расходов к ремонтным или на модернизацию необходимо исходить из цели и направленности проведения таких работ, учитывая при этом, что к ремонтным (затратам, не увеличивающим инвентарную стоимость объекта) относятся такие виды работ, после проведения которых не улучшаются (не повышаются) показатели объекта. Целью ремонта является устранение имеющихся неисправностей, наличие которых делает опасной (невозможной) эксплуатацию основного средства. Аналогичная позиция выражена в решениях постановлений ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2010 № А56-35754/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 24 июня 2011 г. № А53-18544/2010, ФАС Московского округа от 11 мая 2011 г. № КА-А41/3691-11.

Замена отдельных вышедших из строя элементов основного средства, не связанная с изменением технологического или служебного назначения оборудования, либо изменением его технико-экономических показателей, не является модернизацией и рассматривается как ремонт основного средства (письмо Минфина РФ от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/518). Подобная точка зрения выражена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17 мая 2011 Г. № А65-20282/2010).

Мнение высшего суда

Интересной позиции придерживаются судьи в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 11495/10. В указанном постановлении арбитры отмечают, что одни и те же работы можно квалифицировать как капитальный ремонт, так и как реконструкцию. Налоговый орган квалифицировал работы по вырезанию части эксплуатационной колонны, предназначенной для подъема нефти от забоя к устью скважины и забуриванию с этого места бокового ствола как реконструкцию, поскольку в результате проведенных мероприятий увеличилась добыча нефти. Однако компания учла их в облагаемой базе как капитальный ремонт. Судьи в вынесенном решении указали, что увеличение добычи нефти само по себе не является достаточным критерием для квалификации упомянутых работ в качестве капитального ремонта или реконструкции. И относить вид произведенных работ к ремонту или реконструкции необходимо исходя из состояния скважины. Так, бурение боковых стволов в бездействующих скважинах относится к реконструкции. А вот работы, проведенные в технически неисправных скважинах или в связи с предельной обводненностью пластов, образовавшейся в результате прорыва пластовых вод, нужно признавать капитальным ремонтом.

Бухгалтерский учет

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (п. 14 ПБУ «Учет основных средств 6/01», утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, далее - ПБУ 6/01).

По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат (п. 42 «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, далее - Методические указания).

Затраты на такие работы учитываются на счете «08» «Вложения во внеоборотные активы». По окончании проведенных работ их необходимо списать с кредита счета «08» «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета «01» «Основные средства» (п. 42 Методических указаний, Инструкция по применению плана счетов). В связи с проведенной модернизацией, реконструкцией, достройкой или дооборудованием может быть изменен срок полезного использования объекта (п. 20 ПБУ 6/01).

Амортизация по реконструированному объекту будет начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем окончания всех работ по реконструкции (п. 21 ПБУ 6/01, п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обратите внимание

При проведении ремонта нужно составить дефектную ведомость.

Документальное оформление

Расходы на ремонт, реконструкцию и иные расходы должны быть документально подтверждены. Такое требование содержит пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса. При Налоговый кодекс не содержит перечня документов, которыми можно подтвердить расходы на ремонт, достройку, модернизацию и другие аналогичные расходы. Так же не стоит забывать о том, что подтверждающие документы должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона № 129- ФЗ. Следовательно, документами, подтверждающими эти расходы могут служить любые первичные документы о совершении этих работ. Рассмотрим этот момент более детально.

Если организация провела работы по достройке, дооборудованию, модернизации и реконструкции, то затраты по таким работам необходимо оформить соответствующими документами. А именно:

  • изменение первоначальной стоимости нужно зафиксировать в инвентарной карточке по форме № ОС-6 или форме № ОС-6а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
  • акт приемки работ (если работа проведена сторонней организацией);
  • акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) (утв. Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100);
  • смета расходов;
  • приказ руководителя о проведении работ.

При проведении ремонта документами, которые необходимо обязательно оформить, являются:

  • дефектная ведомость. Пунктом 69 Методических указаний отмечается, что ее нужно обязательно составлять, если создается резерв на ремонт основных средств. Однако во избежания разногласий с налоговыми инспекторами рекомендуем составлять при проведении ремонта указанный документ, поскольку он указывает на то, что у основного средства имеются неисправности, которые нужно удалить. Унифицированной формы дефектной ведомости нет, поэтому компании нужно ее разработать самостоятельно с обязательным отражением в приложении к учетной политике. Как правило, для того, чтобы составить «свою» дефектную ведомость в основу принимается акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
  • приказ руководителя о проведении ремонта. В нем обычно указывается чьими силами будет производиться ремонт (собственными или подрядными), состав комиссии по организации ремонта, сроки его проведения и прочая необходимая информация;
  • акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);

При проведении ремонта хозяйственным способом нужно оформить накладную на временное перемещение объектов основных средств по форме № ОС-2.

  • инвентарную карточку по форме № ОС-6 или форме № ОС-6а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7);
  • смета расходов.

Как видно, список документов как при реконструкции, модернизации, достройке, дооборудовании, так при про проведении ремонта одинаков. Бухгалтеру, заполняя эти документы, в первую очередь, нужно следить, чтобы, к примеру, понятие «реконструкция» не заменялось словом «ремонт». Поскольку налоговики очень часто пытаются подменить ремонтные работы реконструкцией.

Случаи, в которых возможно изменение первоначальной стоимости основных средств, приведены в п. 14 Инструкции № 26. К ним относятся:

1) реконструкция (модернизация, реставрация) основных средств, проведение иных аналогичных работ;

2) переоценка основных средств в соответствии с законодательством;

3) иные случаи, установленные законодательством.

По существу перечень таких случаев не изменился. Необходимо только четко знать их обоснование, потому что не во всех случаях оно содержится в Инструкции № 26.

Приведем сравнительную таблицу к вышеизложенному.

До 2013 г. (Инструкция № 118*) С 1 января 2013 г. (Инструкция № 26)
Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:

1) модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера;

1) реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;
2) проведения переоценки основных средств в соответствии с законодательством; 2) переоценки основных средств в соответствии с законодательством;

3) включения в конце отчетного года в стоимость объектов основных средств затрат, произведенных (начисленных) после ввода объектов основных средств в эксплуатацию и обособленно учитываемых в течение отчетного года в качестве вложений во внеоборотные активы:

а) курсовых разниц от переоценки кредиторской задолженности по обязательствам, связанным с приобретением основных средств, и суммовых разниц, возникающих при расчетах по обязательствам, связанным с приобретением основных средств (за исключением организаций, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на основе бюджетной сметы, имеющих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета);

б) расходов, связанных с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов при осуществлении капитальных вложений в основные средства.

3) иных случаев, установленных законодательством:

а) возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте разницы относятся коммерческими организациями по кредиторской задолженности (в т.ч. по полученным кредитам, займам и процентам по ним), дебиторской задолженности по выданным авансам на выполнение работ и приобретение оборудования и материалов, возникшим при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства после ввода (передачи) основных средств и в эксплуатацию, - в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств (за исключением процентов по полученным займам и кредитам).

Обоснование: подп. 1.2.3 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее - Декрет № 15);

б) расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки списываются коммерческими организациями для проведения расчетов при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства (в т.ч. по использованным на эти цели займам, кредитам и процентам по ним) после ввода (передачи) основных средств в эксплуатацию - в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств (за исключением процентов по полученным займам и кредитам).

4) Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные после ввода основных средств в эксплуатацию, в соответствии с учетной политикой организации могут учитываться в составе:

Операционных расходов;

Вложений во внеоборотные активы в течение года и в конце отчетного года включаться в стоимость объектов основных средств (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам).

4) Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение (создание) основных средств, начисленные после принятия к бухгалтерскому учету основных средств, организации вправе учитывать в течение отчетного года в составе вложений в долгосрочные активы и в конце отчетного года включать в первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств.

Обоснование: постановление Минфина РБ от 11.03.2013 № 16,
которое распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г., и действует до 1 января 2015 г.

_____________________________

* Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118.

Обесценение основного средства

Организации вправе на основании решения руководителя отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода сумму обесценения основного средства, которая равна сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью.

Признаки обесценения основного средства, которые необходимо определять за период с начала года до отчетной даты:

1) значительное (более чем на 20 %) уменьшение текущей рыночной стоимости основного средства;

2) существенные изменения в технологической, рыночной, экономической среде, в которой функционирует организация;

3) увеличение рыночных процентных ставок;

4) существенное изменение способа использования основного средства;

5) физическое повреждение основного средства;

6) иные признаки обесценения основного средства.

Для отражения суммы обесценения необходимо наличие:

а) документального подтверждения признаков обесценения основного средства;

б) возможности достоверного определения суммы обесценения.

При наличии признаков обесценения основного средства организация должна определить его возмещаемую стоимость на конец отчетного периода. Ею является наибольшая из текущей рыночной стоимости основного средства за вычетом предполагаемых расходов, непосредственно связанных с его реализацией, и ценности использования основного средства.
Условие, при котором актив считается обесцененным:

Понятие возмещаемой стоимости и ее оценка, отраженные в Инструкции № 26, определены и в международном стандарте финансовой отчетности (IAS 36) "Обесценение активов".

Ценностью использования основного средства является приведенная (дисконтированная) стоимость будущих денежных потоков от использования основного средства и его выбытия по окончании срока полезного использования (п. 16 Инструкции № 26).

Приведенная (дисконтированная) стоимость будущих денежных потоков от использования основного средства и его выбытия по окончании срока полезного использования определяется путем умножения ставки дисконтирования на сумму будущих денежных потоков от использования основного средства и его выбытия по окончании срока полезного использования. При этом будущие денежные потоки определяются на период не более 5 лет (п. 16 Инструкции № 26).

В качестве ставки дисконтирования может применяться ставка рефинансирования, устанавливаемая Нацбанком.

Если признаки обесценения основного средства в отчетном периоде перестают иметь место, то на основании решения руководителя организации в бухгалтерском учете на конец отчетного периода отражается сумма восстановления обесценения основного средства в пределах накопленной суммы обесценения по данному основному средству.

Сумма обесценения основного средства, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается записью:

Д-т 91 "Прочие доходы и расходы" - К-т 02 "Амортизация основных средств" (отдельный субсчет).

Сумма восстановления обесценения основного средства, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается записью:

Д-т 02 (отдельный субсчет) - К-т 91.

Пример 1
На балансе организации в составе основных средств числится компьютер, приобретенный в 2009 г. Комиссия по амортизационной политике отразила в протоколе признаки обесценения данного основного средства. Решение об отражении в бухгалтерском учете суммы обесценения этого основного средства на конец отчетного периода оформлено приказом руководителя. Остаточная стоимость компьютера составляет 2 000 000 руб. Рыночная стоимость компьютера документально подтверждена и равна 1 000 000 руб., предполагаемые расходы на реализацию, по расчету экономиста организации, составят 20 000 руб. В качестве ставки дисконтирования (С) согласно учетной политике организации применяется ставка рефинансирования Нацбанка
(30 % годовых). Сумма ожидаемых будущих денежных потоков (Д) от использования и выбытия компьютера составляет 200 000 руб. в течение следующих 2 лет.

Необходимо определить возмещаемую стоимость (ВС) компьютера.

ВС = РС - РР - Ц,

где: РС - рыночная стоимость,

РР - расходы на реализацию,

Ц - ценность использования компьютера.

Ц = дисконтированная стоимость (ДС) = = Д / (1 + С / 100)t, где t - период, для которого рассчитана сумма ожидаемых денежных потоков. Для данного примера t = 2.

ДС = 200 000 / (1 + 0,3)2 = 118 343.

ВС = 1 000 000 - 20 000 - 118 343 = 861 657.

Сумма обесценения компьютера составит 1 138 343 руб. (2 000 000 - 861 657).

В бухгалтерском учете отражают эту сумму так:

Д-т 91-4 - К-т 02 (субсчет "Обесценение ОС").

Отражение дооценки основных средств в ходе проведения их переоценки

Появление понятия обесценения основных средств в 2013 г. привело к изменению отражения переоценки основных средств.

Если ранее проведено обесценение…

Если в результате дооценки организация восстанавливает сумму уценки основного средства, отраженной ранее на счете 91, то при отражении результатов переоценки необходимо сделать следующие проводки:

Д-т 01 "Основные средства" - К-т 91
- на сумму восстановления уценки первоначальной стоимости основного средства;

Д-т 91 - К-т 02
- на сумму восстановления уценки накопленной амортизации;

Д-т 01 - К-т 83 "Добавочный капитал"
- на оставшуюся сумму дооценки первоначальной стоимости основного средства;

Д-т 83 - К-т 02
- на оставшуюся сумму накопленной амортизации основного средства.

Если обесценения не было…

Если обесценение основного средства не проводилось, то всю сумму дооценки данного основного средства, определенную в ходе проведения переоценки, нужно отразить традиционными проводками:

Д-т 01 - К-т 83
- на сумму дооценки первоначальной стоимости основного средства;

Д-т 83 - К-т 02
- на сумму дооценки накопленной амортизации основного средства.

Эти правила организации должны применять, начиная с переоценки, которую будут проводить по состоянию на 1 января 2014 г., при наличии на то необходимых условий.

По результатам переоценки установлена уценка основного средства

Сумма уценки основного средства, установленная в ходе его переоценки относится в уменьшение добавочного фонда в пределах имеющегося его остатка по данному основному средству (подп. 18.2 п. 18 Инструкции № 26). Эта норма выдвигает требование к организациям с 2013 г. вести аналитический учет к счету 83 по наименованиям основных средств. Кроме того, суммы переоценок первоначальной стоимости и накопленной амортизации, отраженные по счету 83 за все прошлые периоды, необходимо отразить в разрезе каждого основного средства, числящегося на балансе организации по состоянию на 1 января 2013 г. На данный момент в Инструкции № 26 и прочих нормативно-правовых актах отсутствует информация о том, как поступить с суммами переоценок, отраженными на счете 83 по основным средствам, выбывшим до 2013 г.

При уценке основного средства следует отразить:

Д-т 83 - К-т 01
- на сумму уценки первоначальной стоимости в пределах имеющегося остатка добавочного фонда по данному основному средству;

Д-т 02 - К-т 83
- на сумму уценки накопленной амортизации в пределах имеющегося остатка добавочного фонда по данному основному средству;

Д-т 91 - К-т 01
- на оставшуюся сумму уценки первоначальной стоимости по основному средству;

Д-т 02 - К-т 91
- на оставшуюся сумму уценки накопленной амортизации по основному средству.

Если по основному средству нет остатка добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок такого средства, то всю сумму уценки основного средства следует отразить на счете 91.

Пример 2
При проведении переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2014 г. предприятие применило прямой метод оценки. Первоначальная стоимость основного средства - станка профилирующего - до проведения переоценки составляла 100 млн. руб., остаточная - 60 млн. руб. Переоцененная стоимость согласно заключению оценщика составила 90 млн. руб., остаточная стоимость после переоценки - 54 млн. руб. Сальдо по счету 83 по станку профилирующиему - 5 млн. руб. В бухгалтерском учете 31 декабря 2013 г. надо составить записи по счетам.

Сальдо по счету 83 образовано в результате разницы между суммами переоценок первоначальной стоимости и износа. Остаточная стоимость станка в данном примере составляет 60 %.
По результатам переоценки необходимо уценить первоначальную стоимость на 10 млн. руб. (100 млн. - 90 млн.), сумму амортизации - на 4 млн. руб. ((100 млн. - 60 млн.) - (90 млн. - 54 млн.)).

В учете надо отразить:
Д-т 83 - К-т 01 - 8 333 333 руб. (5 000 000 × 100 / 60)
- сумма уценки первоначальной стоимости в пределах остатка добавочного фонда по станку;

Д-т 02 - К-т 83 - 3 333 333 руб. (8 333 333 - 5 000 000 или 8 333 333 × 40 / 100)
- уценка накопленной амортизации в пределах остатка добавочного фонда по станку;

Д-т 91 - К-т 01 - 1 666 667 руб. (10 000 000 - 8 333 333)
- оставшаяся сумма уценки первоначальной стоимости станка;

Д-т 02 - К-т 91 - 666 667 руб. (4 000 000 - 3 333 333)
- оставшаяся сумма уценки накопленной амортизации станка.

Пример 3
Используем данные примера 2.

При проведении переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2015 г. переоцененная стоимость станка профилирующего составила 110 млн. руб. Сумма амортизации после переоценки - 55 млн. руб.

Д-т 01 - К-т 91 - 1 666 667 руб.
- восстановление уценки первоначальной стоимости основного средства;

Д-т 91 - К-т 02 - 666 667 руб.
- восстановление уценки накопленной амортизации;

Д-т 01 - К-т 83 - 18 333 333 руб. (110 000 000 - 90 000 000- 1 666 667)
- оставшаяся сумма дооценки первоначальной стоимости основного средства;

Д-т 83 - К-т 02 - 18 333 333 руб. (55 000000 - 36 000 000 - 666 667)
- оставшаяся сумма накопленной амортизации основного средства.