Взаимоотношения предприятий и налоговых органов (ИФНС) не прекращаются на протяжении всей истории хозяйственной деятельности. Это отрегулировано налоговым законодательством Российской Федерации.
Все, казалось бы, просто и понятно, но на самом деле очень часто между хозяйственным субъектом и ИФНС возникают технические, экономические и финансовые разногласия.
Почему это происходит и что необходимо делать в этой ситуации, мы разберем в материале этой статьи.
Прежде чем рассматривать тему статьи в деталях, ответим на главный вопрос, что означает знаки «плюс» и «минус» в Справке о состоянии расчетов по налогам (далее просто «Справка»).
Итак, Справка может быть:
- «Нейтральной» – это указывает, что ваши финансовые параметры полностью совпали с показателями налоговых органов;
- Справка со знаком « плюс» – ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет переплату;
- Справка со знаком «минус»- ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет задолженность пред бюджетом.
Каждому предприятию время от времени необходимо уточнять состояние бюджетных отчислений . Знакомая ситуация, когда компания запросила справку об отсутствии у нее задолженности пред бюджетом. Но в выдачи указанного документа из налоговых органов было отказано по причине существующей задолженности.
Для того чтобы предприятие не попадало в подобную ситуацию «цейтнота» необходимо через определенный период сверять свои данные с ИФНС. Кроме того этого требует достоверность отчетности бухгалтерии компании (инвентаризация бюджетных расчетов при составлении годового отчета бухгалтерии).
Несколько моментов о процедуре сверки
ИФНС согласно утвержденному Регламенту может инициировать сверку отчислений компаниями в бюджет:
- Ежеквартально для предприятий – крупных хозяйственных субъектов для конкретной инспекции;
- Если ваша компания изменила юридический и физический адрес. И предприятие должно сменить ИФНС;
- Ликвидации компании или ее банкротство.
Сверка может проводиться по инициативе хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо направить письмо в налоговые органы, о необходимости проведении сверки с указанием календарного периода сверки.
Важно знать! В период сверки законодательно не имеет ограничений, тем ни менее инспекторы налоговых органов, чаще всего проводят сверку за последние три года работы компании.
Если вам необходимо сверить данные отчислений в бюджет за более поздний срок, вы смело можете на этом настаивать. В противном случае вы всегда сможете опротестовать незаконный отказ через вышестоящую инстанцию ИФНС.
Письмо – запрос не имеет установленного формата . Вы можете все излагать в произвольной форме и отправить курьером или через сервис почтовой службы с получением уведомления.
Возможно, конечно, общаться и по телефону , но в случае возникновения серьезных разногласий, решение споров может быть перенесено и судебные инстанции. И соблюдение или нарушения Регламента может иметь в этом случае веские основания.
Получив ваше письмо, у инспектора налоговой есть всего пять дней для формирования раздела I Акта сверки. Раздел отражает сальдо налоговых отчислений (расчётов).
Если данные (компании налогоплательщика) совпадают с актом сверки, вам остается только подписать этот документ. Время сверки при отсутствии разногласий, как правило, занимает не более десяти дней (с момента поступления письма в инспекцию). В жизни, конечно, все не так гладко, как предписано нормативными документами.
Инспекторы тоже не всегда придерживаются принятых правил. Это может нарушить сроки получения Справки о состоянии расчетов по налогам и привести к некоторым неудобствам работы компании.
Вы получили акт, но данные бухгалтерии компании не совпадают с данными налоговой инспекции:
- Компания возвращает Акт сверки в ИФНС с указанием несовпадающих сумм. В результате вы отправляете Акт с разногласиями. Далее необходимо искать причины разногласий.
- ИФНС после получения от компании Раздел I должны приступить к формированию Раздела II для более детального отражения бюджетных перечислений компании.
- После устранения всех разногласий и при полном соответствии сумм между компанией (налогоплательщиком), инспекторы обязаны, повторено подготовить Раздел I указанного акта и вручить его предприятию.
Подведём резюме
Все возможные противоречия и разногласия при выполнении своих налоговых обязательств компания обязана устранять в самые минимальные сроки. И добиваться этого только за счет официального регламента не всегда удается.
Необходимо постоянно держать руку на финансовом пульсе. Налоговая политика компании отражает ее реальный рейтинговый статус. Нужно не забывать это.
В договоре бухгалтерского сопровождения одним из пунктов входящих в стоимость является обязательное получение сальдовой ведомости по налогам и сборам из налоговой инспекции и фондов один раз в год, по итогам года. Мы стараемся заказывать ежеквартально, сразу после сдачи квартальной отчетности.
На данный момент как раз по всем своим клиентам мы запрашиваем такие данные из налоговой инспекции и фондов за 2017 год.
Зачем нужны такие данные и что там сверять?
Полученная информация показывает, как отражены наши сданные отчеты и оплаченные налоги и сборы в карточке расчетов с бюджетом. Благодаря полученным данным из налоговой инспекции, наша компания может отследить правильное разнесение по лицевым счетам налогоплательщика. ВНИМАНИЕ! Очень часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда налоги отражаются не на тех КБК или суммы попадают на невыясненные платежи, хотя изначально платежное поручение составлено верно, с правильными реквизитами.
Возможность своевременной сверки позволяет нам избежать начисления неправомерных пеней по налогам, которые инспекции могут в безакцептном порядке затем списать с расчетного счета налогоплательщика и привнести немало проблем в безналичные расчеты компании, особенно если суммы значительны.
Кроме этого, упустив трехлетний срок и оставив без внимания суммы неправильно отраженных налогов, сборов, пеней или штрафов компания не сможет доказать что данные налоги неправомерно начислены. Налоговая инспекция, кстати, также не сможет их списать, в связи с истечением срока, но вот пени на данную задолженность будут начислены и уже их списание вполне реально. Кроме этого, налогоплательщик не сможет получить справку об отсутствии задолженности для участия в тендерах, например или для получения лицензии, продаже компании.
Какие же все-таки документы для проведения сверки наша компания чаще всего заказывает?
- Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. Такая справка заказывается, чтобы посмотреть информацию по всем налогам, сборам, взносам, пеням и штрафам, по которой есть начисления и оплаты организации только на определенную дату. Данные по налогам представлены накопительным итогом в виде переплаты или задолженности. Такая справка не дает полной картины, т.к. не видно в какой момент начислен каждый налог и попала ли оплата в карточку расчетов с бюджетом. Но, если рассчитанные Ваши данные накопительным итогом и данные инспекции совпадают, нет отрицательных значений, можно остановиться на этом варианте.
- Выписка операций по расчетам с бюджетом – этот документ мы заказываем чаще всего. В нем по конкретному налогу, конкретному ОКТМО и за определенный период времени можно посмотреть суммы начислений налогов по конкретным датам, загруженным на основе наших сданных деклараций, а также указаны все платежные поручения, уплаченные за этот промежуток времени. Сверяться по такому документу очень удобно и любое платежное поручение, которое не попало в выписку по каким-либо причинам, можно отследить.
- Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Его лучше заказывать, когда основные платежи уже сверены, все данные деклараций и уплаченных налогов согласованы. Данный акт подтверждает, что на определенную дату остатки по налогам и платежам составляют определенную сумму. Подписав такой акт сверки с налоговой инспекцией у нас будет подтверждение реальных остатков по налогам.
- Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов – получаем только по запросу нашего клиента, находящегося на бухгалтерском обслуживании. В такой справке указана информация об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов и указывается: ИСПОЛНЕНА или НЕ ИСПОЛНЕНА. Какие именно ошибки допущены налогоплательщиком, в данной справке увидеть не удастся. Такую справку, как правило, запрашивают для работы с контрагентами при заключении новых договоров, для получения лицензии, участия в тендерах и т.д.
Хотя, проведение сверки – это право, а не обязанность налогоплательщика, мы рекомендуем Вам сверяться с бюджетом по налогам и сборам хотя бы один раз в год. Даже если Вы уверены в правильности всех отправленных деклараций и оплат. Запрос и получение сверки уберегут Вас и Вашу компанию от ненужных разбирательств.
Решили запросить сверку, составьте запрос в свободной форме для Вашей налоговой инспекции, в тексте запроса укажите: «ООО «Василек», в лице Генерального директора Иванова И. И., просит Вас предоставить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (или справку о состоянии расчетов по налогам и сборам или выписку операций по расчетам с бюджетом) на 31.12.2017 г.». Укажите в письме способ получения данных: лично или по почте (если Вы заказываете по телекоммуникационным каналам связи, то ответ придет Вам по ним же).
Составленное письмо можно отнести в Вашу ИФНС лично, отправить по почте, или по электронным каналам связи. Обязательно готовьте документы в двух экземплярах. Один – останется в налоговой инспекции, второй - у Вас. Справку о состоянии расчетов, а также акт сверки (на основании данных налоговой инспекции) налоговая инспекция должна будет выдать Вам через 5 рабочих дней. Справку об исполнении обязанности по уплате налогов, налоговая инспекция выдаст Вам через 10 рабочих дней.
Закажите справку о состоянии расчетов также в Фонде социального страхования (можно сверить остатки платежей по травматизму). Если у Вас отсутствует справка о состоянии расчетов с Пенсионным фондом на 31.12.2016 г., также рекомендуем ее получить.
По данным нашей компании для наших клиентов в 2017 году было запрошено более 100 сверок с налоговой инспекцией. Очень много ошибок в разнесении было связано с переходом администрирования платежей из ПФ и ИФНС, при этом налоговые инспекции могли в безакцептном порядке снимать неподтвержденные суммы (даже при наличии правильной справки из ПФ, предоставленной в ИФНС). Кроме этого, возникали также проблемы с отражением платежей на счетах налогоплательщика уже и в 2017 году, что требовало от нашей компании дополнительных уточняющих писем.
Следите за состоянием лицевого счета в налоговой инспекции и фондах. Не допускайте безакцептного списания денежных средств.
Если у Вас нет времени этим заниматься, мы готовы оказать Вам услугу по получения сверок из налоговой инспекции и фондов, а также, при необходимости уточнению данных.
В выписке по расчетам с бюджетом содержатся сведения по начисленным и оплаченным налогам за определенный период времени. Из этого документа можно узнать о всех начисленных обязательствах по сданным декларациям, проверить поступление платежей в налоговую.
Выписка операций по расчетам с бюджетам — что это?
Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.
Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой. Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.
Как заказать Выписку по расчетам с бюджетом
Получить выписку по налогам можно электронно или лично обратиться в инспекцию с заявлением. В заявлении указываются реквизиты налогоплательщика, название налога, по которому нужны сведения и период времени. Образец заявления в этом документе по ссылке .
Электронно получить выписку можно через систему сдачи отчетности, например, Эльбу (раздел Отчетность -> Сверка с налоговой -> Создать запрос -> Выписка по расчетам с бюджетом <указать год>). Здесь и далее нажмите на картинку для увеличения.
Есть вариант заказать документ через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Для подключения личного кабинета нужно обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом. Вам выдадут логин и пароль для входа в систему. После входа в ЛК физического лица необходимо активировать личный кабинет ИП. Выписка формируется в разделе Мои налоги, страховые взносы -> Все обязательства -> Выписка операций по расчетам с бюджетом .
Нажмите на изображение для увеличения
Более подробно о личном кабинете ИП на сайте налоговой — как подключить и как пользоваться читайте в одноименной статье.
После получения выписки переходим к расшифровке и анализу сведений.
Как читать выписку по расчетам с бюджетом
Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.
В таблице указаны основные расчетные сведения.
В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2017 — это дата когда ИП сдал декларацию за 2017 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации: 25 апреля, 25 июля и 25 октября.
В графе 3 указывается наименование операции. Мы видим две операции: «уплачено» и «начислено по расчету». Бывают и другие операции, например, «программно доначислена пеня по пересчету»
«Уплачено» - платежи ИП в налоговую.
«Начислено по расчёту» - налог, который необходимо заплатить. Начисленные платежи налоговая проводит по деклараци, из которой узнает когда и сколько должен заплатить ИП.
В графах 4-8 указываются сведения о документе, по которому сделана запись. Так, для декларации указывается дата сдачи в налоговую, а для платежного поручения дата списания с расчетного счета. В столбце «Вид» зашифрованы документы:
РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).
ПлПор — платежное поручение.
ПрРас — программный расчет пеней.
ПС — инкассо
Графа 9 «Вид платежа» может принимать значение налог, пени и штраф.
В графах 10-12 указываются суммы. Платежи предпринимателя попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог - в столбец «Дебет».
В графах 13 и 14 «Сальдо расчетов» подводятся итоги по долгу или переплате нарастающим итогом. Со знаком «+» указываются переплата налогоплательщика, а с «–» задолженность.
Сальдо расчётов разделено на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом указаны сведения по конкретному платежу - только по налогу, по пени или штрафу. Во втором общий итог по карточке с учетом налога и пени.
Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:
Выписка по налогу УСН с объектом «доходы» содержит сведения за период с 1 января 2017 г. по 13 октября 2017 г.
1. Сальдо расчетов на 1 января в пользу налогоплательщика (переплата) составляет 82 126 руб.
2. По итогам сданной декларации по УСН за 2016 г. 10 января 2017 начислены обязательства:
— за 1 кв 2016 г. 1 920 руб. по сроку 25 апреля 2016 г.
— за полугодие 2016 г. 10 295 руб. по сроку 25 июля 2016 г.
— за 9 мес 2016 г. 69 911 руб. по сроку 25 октября 2016 г.
Всего 82 162 руб. Обязательства погашены переплатой числящейся на 1 января 2017 г. и сальдо расчетов с ИФНС равно 0.
3. По платежному поручению № 47 от 10 января 2017 г. поступила сумма 114 760 руб. в оплату налога. Сальдо 114 760 руб. в
4. По платежному поручению № 11 от 7 апреля 2017 г. поступила сумма 1 720 руб. в оплату налога. Сальдо 116 480 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
5. Отражено обязательство по налогу за год по декларации за 2016 г. в размере 114 760 руб. по сроку оплаты 2 мая 2017 г.
Обязательство погашено переплатой. Сальдо расчетов 1 720 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).
6. По платежному поручению № 55 от 6 июля 2017 г. поступила сумма 7 950 руб. в оплату налога. Сальдо 9 670 руб. в пользу
налогоплательщика (переплата).
7. По платежному поручению № 66 от 5 октября 2017 г. поступила сумма 81 580 руб. в оплату налога. Сальдо 91 250 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
По состоянию на 13 октября сальдо по налогу составляет 91 250 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).
Данная переплата вовсе не означает, что её можно попросить у налоговой к возврату на расчетный счет. Если посмотреть внимательно, то видим, что сальдо 91 250 руб. состоит из трех платежей:
– 1 720 от 07.04.2017 г.
– 7 950 руб. от 06.07.2017 г.
– 81 580 руб. от 05.10.2017 г.
Эти суммы не что иное как авансовые платежи по налогу, которые платятся каждый квартал в течении года. До сдачи декларации эти платежи числятся в карточке как переплата, но после проведения налоговых обязательств они будут зачтены в оплату налога. Срок сдачи декларации по УСН для ИП до 30 апреля следующего за отчетным годом, поэтому в данном примере переплата «уйдет» после сдачи декларации уже в 2018 году.
Ответы на популярные вопросы
Что делать если налог оплачен платежным поручением с верными реквизитами, но так и не поступил в налоговую?
Такое бывает. Необходимо написать заявление в налоговую на розыск платежа. Если платежа нет в карточке операций по расчетам с бюджетом, а у вас на руках есть платежка с отметкой банка с правильными реквизитами, то заявление пишем в произвольной форме. Например, так:
Если в платежке допущены ошибки, то указать правильные реквизиты можно через личный кабинет ИП в разделе Моя почта -> Обратиться в налоговый орган -> Расчеты с бюджетом -> Заявление об уточнении платежей -> Прочие платежи . В открывшейся форме указываем реквизиты платежного поручения: номер, дату и сумму.
В найденном платежном поручении можно ввести новые правильные реквизиты и тут же сформировать и отправить заявление на уточнение платежа.
Остались вопросы? Нужна помощь с расшифровкой выписки? Напиши в WhatsApp и получи консультацию.
Какому налогоплательщику не приходилось хотя бы раз проходить сверку расчетов по налогам, пеням и штрафам в налоговом органе? Те, кто справился с указанным процессом, считают это достижением и нередко делятся своим опытом с теми, кому еще только сверка предстоит. Попытка описать полученный опыт подготовки к сверке привела авторов к составлению методики.
Законодательным актом, регулирующим проведение сверки, является Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В нем определены порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика, случаи прохождения сверки расчетов, сроки и некоторые особенности проведения, например, для крупнейших налогоплательщиков или при ликвидации организации. Однако документ регламентирует только действия сотрудников налоговых органов, о действиях же налогоплательщика, которые ему следует предпринять для прохождения сверки, не упоминается. Попытаемся ликвидировать этот пробел.
На первом этапе подготовки к сверке налогоплательщику необходимо получить акт сверки расчетов – документ, формируемый налоговым органом и содержащий начальное и конечное сальдо за выбранный период, суммы произведенных начислений и/или уменьшений сумм налогов и уплаты по ним (см. рисунок). Форма акта сверки утверждена Приказом ФНС РФ №ММ-3-25/494@ . Акт сверки можно получить как в бумажном виде после запроса в налоговой инспекции, так и в электронном виде через систему информационного обслуживания налогоплательщиков (далее – система ИОН), что гораздо проще. Такая услуга доступна налогоплательщикам, сдающим отчетность в электронном виде, о чем говорится во Временном порядке обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет . Акт сверки расчетов является одним из пяти возможных типов документов, которые может запросить налогоплательщик через Интернет. Также популярным документом, запрашиваемым через систему ИОН, является выписка операций по расчету с бюджетом , представляющая собой перечень операций за указанный период, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика в налоговом органе.
На сегодняшний день электронные документы, полученные из системы ИОН, не являются юридически значимыми и выполняют информационную функцию. В то же время Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ введена обязанность налоговых органов оформлять результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам актом совместной сверки и передавать его налогоплательщику в электронном виде [подп. 11 п. 1 ст. 32]. После утверждения формата акта, проект которого был размещен на сайте ФНС России 20 августа 2010г. , утверждения порядка передачи акта сверки, проект которого был размещен на сайте ФНС России 22 сентября 2010г , внесения правок в порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика и доработки программного обеспечения налоговых органов процесс сверки расчетов может осуществляться в электронном виде.
На втором этапе , после получения акта сверки, налогоплательщику следует определить, есть ли расхождения между имеющимися у него сведениями и данными налогового органа. Для этого можно сравнить сальдо соответствующих субсчетов, открытых к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Однако тут вероятны сложности, поскольку в бухгалтерском учете начисление налогов (авансов) осуществляется последним днем налогового (отчетного) периода , а в налоговом органе – на дату срока уплаты налога . Следствием может стать наличие в акте сверки переплаты, которой в бухгалтерском учете, естественно, нет. Поэтому, прежде чем сравнивать остатки, сальдо бухгалтерских счетов нужно скорректировать на суммы начисленных налогов, декларации по которым еще не поданы.
Для удобства контроля за состоянием расчетов с бюджетом служат регистры расчетов по налогам , которые во многом схожи с карточкой расчетов с бюджетом в налоговом органе. Эти регистры, как правило, содержат следующие параметры:
- наименование операции (начислено, уплачено, возвращено и т. п.);
- законодательно установленный срок уплаты с учетом выходных, праздничных дней и их переносов;
- сумму операции;
- реквизиты документа-основания (декларации/расчета, платежного поручения и др.);
- период, за который производится операция.
Третий этап прохождения сверки зависит от того, выявлены ли расхождения в акте сверки или нет. В последнем случае (т. е. когда расхождений не имеется или они настолько незначительны, что налогоплательщик готов с ними согласиться и погасить задолженность) акт подписывается с обеих сторон и налогоплательщику выдается справка об отсутствии задолженности. В первом случае, когда выявленные в акте сверки расхождения значительны и необходимо в срочном порядке выяснить, по какой причине они возникли, возможны трудности, которые разрешимы с помощью выписки операций по расчету с бюджетом . В ней содержится операции начисления и уплаты налогов, пеней, штрафов по данным налогового органа. Именно этот документ служит отправной точкой для разбора проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика. По каким причинам они могут возникнуть?
1. Алгоритм расчета пеней, описанный в ст. 75 НК РФ, легко применим для одной-двух операций при условии, что в течение периода просрочки уплаты налога ставка рефинансирования Центрального банка РФ менялась не более двух-трех раз. Такое может произойти, например, при недостаточности денежных средств на расчетном счете организации, в результате чего оплата налога была задержана на несколько дней. Тогда сумма пеней рассчитывается по формуле
Эта операция расчета и начисления суммы пеней на первый взгляд выглядит простой, но ее практическое применение вызывает трудности при наличии в карточке расчетов с бюджетом записей за предыдущие отчетные периоды, появившиеся в результате подачи уточненных расчетов.
2. Программное обеспечение налоговых органов «Система электронной обработки данных» (далее – система ЭОД) рассчитывает сумму пеней на конец месяца, и эта сумма не указывается при каждой новой операции в карточке расчетов с бюджетом. Сам алгоритм расчета пеней, учитывающий состояние карточки расчетов с бюджетом, вынесен в отдельный документ, разобраться в котором налогоплательщику самостоятельно довольно проблематично.
3. Ведение карточек расчетов с бюджетом в налоговых органах с применением системы ЭОД предполагает использование справочника операций, где помимо привычных «начислено», «уплачено», «возвращено», «зачтено» имеются операции, содержание которых, скорее всего, вызовет замешательство у налогоплательщика. Речь идет о таких операциях, как, например, «дата начала начисления пени по АвДекл установлена » или «», или «Сторно сторно для выделенной для требования пени » и др. Стоит отметить, что справочник операций карточки расчетов с бюджетом в системе ЭОД в налоговом органе насчитывает более 150 наименований. Это иногда приводит к тому, что в выписках, полученных налогоплательщиками, не все операции можно однозначно «идентифицировать» (сопоставить с привычными).
|
В силу указанных выше оснований этот этап подготовки к сверке с налоговым органом является наиболее трудоемким. Он заключается в сопоставлении состава операций, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика по данным налогового органа, и операций, самостоятельно учтенных налогоплательщиком при ведении расчетов с бюджетом. Здесь налогоплательщику предлагается использовать эвристические методы анализа , довольно широко распространенные для анализа ситуаций и выработки управленческих решений. В числе основных эвристических методов можно выделить ситуационный метод анализа , который предназначен для анализа многомерных ситуаций и явлений, таких как операции, содержащиеся в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков, с целью ограничения перебора решений задачи выявления проблемных мест. В данном случае ситуационный метод применяется для поиска парных операций, удовлетворяющих нескольким группам условий.
1. Сопоставление операций, содержащихся в выписке и регистрах учета начислений, по принципиальным параметрам , а именно:
- наименованию операции;
- сумме операции.
В этом случае операции признаются полностью совпавшими и исключаются из решения задачи по выявлению проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом.
2. Сопоставление операций по основным параметрам :
- наименованию операции;
- дате операции (срок уплаты налога или дата списания средств со счета);
- сумме операции, если отклонение не выходит за рамки установленного предела, например 1-2 руб.
Такие операции признаются частично совпавшими и также исключаются из дальнейшего решения задачи.
3. Отслеживание взаимоисключающих операций типа «начислено по расчету» и «сторно начислено по расчету» при совпадении даты операции и суммы операции. С помощью операций типа «сторно», многочисленность которых в карточках расчетов с бюджетом препятствует наглядности выписки, в налоговом органе осуществляется «исправление ошибок», допущенных инспектором.
4. Сопоставление суммы пеней, рассчитанной налоговым органом на последнее число месяца, с суммой пеней, рассчитанной налогоплательщиком.
Сопоставление операций в выписке и регистре расчетов с бюджетом предлагается осуществлять через так называемые базовые операции , как-то: «сальдо», «начислено», «уплачено», «уменьшено», «возвращено», «зачтено». При этом учитывается тип платежа «налог», «пени» или «штраф». Если в выписке встретилась, например, операция «пеня, уменьшенная за период до СЭОД », ее можно приравнять к базовой операции «уменьшено пеней».
Результаты сравнения удобнее представить в табличном виде с выделением всех четырех возможных групп условий (см. таблицу).
Выписка операций по расчету с бюджетом | Регистр расчетов по налогу | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование операции | Дата операции | Документ, основание | Период | Сумма | Наименование операции | Дата операции | Документ, основание операции | Период | Сумма |
Уплачено | 20.01.2010 | ПлПор, 25, 20.01.2010 | 510 494,00 | Уплачено налога | 20.01.2010 | ПлПор, 25, 20.01.2010 | 510 494,00 | ||
Начислено по расчету | 20.01.2010 | РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 | IV квартал 2009 | 510 493,00 | Начислено налога | 20.01.2010 | Декларация от 19.01.2010 | IV квартал 2009 | 510 494,00 |
Начислено по расчету | 20.01.2010 | РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 | IV квартал 2009 | 510 493,00 | |||||
Уплачено | 19.02.2010 | ПлПор, 139, 19.02.2010 | 510 493,00 | Уплачено налога | 19.02.2010 | ПлПор, 139, 19.02.2010 | 510 493,00 | ||
Начислено по расчету | 22.02.2010 | РНалП, 2009КВ04, 19.02.2010 | IV квартал 2009 | 510 494,00 | Начислено налога | 22.02.2010 | Декларация от 19.02.2010 | IV квартал 2009 | 510 493,00 |
Сторно начислено по расчету | 20.01.2010 | РНалП, Ст2009КВ04, 19.01.2010 | IV квартал 2009 | 510 493,00 | |||||
Уплачено налога | 19.03.2010 | ПлПор, 275, 19.03.2010 | 570 397,00 | ||||||
Начислено по расчету | 22.03.2010 | РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 | IV квартал 2009 | 510 493,00 | Начислено по расчету | 22.03.2010 | РНалП, 2009КВ04, 19.03.2010 | IV квартал 2009 | 510 493,00 |
01.04.2010 | Программно доначислена пеня по пересчету | март 2010 | 1521,8 |
Выписка об операциях по расчетам с бюджетом - это важная и необходимая каждому налогоплательщику информация. Она позволяет контролировать правильность отражения расчетов по налогам и сборам в учете плательщика, а также в учетных регистрах налоговых органов. Как сверить данные налоговых органов и свои, какие справки предоставляет ФНС, как их получить - обо всем этом наша статья.
Быстро оценить свои взаиморасчеты с ИФНС позволит получение справки о состоянии расчетов с бюджетом (форма КНД 1160080). А если необходима более подробная информация по конкретному виду фискального сбора, то можно получить выписку операций по расчету с бюджетом (форма КНД 1166107).
Как заказать справки
Справку о состоянии расчетов можно получить и на бумаге, и в электронной форме. Чтобы запросить бумажный документ, необходимо обратиться лично в ИФНС либо направить запрос почтой. Запрос налоговые органы просят оформлять по рекомендуемой форме (Приложение 8 к Приказу ФНС от 02.07.2012 № 99н) (скачать бланк запроса можно в конце статьи).
Чтобы получить электронный документ, запрос направляется по другой форме (Приложение 1 к Приказу ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@).
Выписка операций — достаточно большой документ, который у крупных организаций может достигать нескольких сотен листов. Ее можно получить только в электронном виде, отправив заявку по ТКС. Форма запроса та же, что и для справки. В ней нужно выбрать необходимый документ и период, за который вы хотите получить сведения.
Когда и как ИФНС предоставит сведения
Бумажные документы можно получить в налоговой инспекции лично или ИФНС может направить их почтой. О желаемом способе получения необходимо сделать соответствующую отметку в запросе. Электронный документ будет направлен налогоплательщику по ТКС.
Сведения о взаиморасчетах с контрагентом налоговая инспекция и в бумажном, и в электронном видах обязана предоставить не позднее 5 рабочих дней (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ ). Но, как показывает практика, сведения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ИФНС предоставляет намного быстрее. Срок ответа, как правило, не превышает одного-двух дней.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом
Форма справки утверждена Приказом ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ . Формируется она на дату, которую налогоплательщик указал в запросе. В нее включается информация по всем налогам, которые обязана уплачивать компания. Включается в нее информация не только непосредственно о налоговом платеже, но также и о состоянии платежей по пеням и штрафам.
Состоит справка из надтабличной части, содержащей сведения о налогоплательщике, номере документа и дате, на которую предоставляются сведения, и табличной части, содержащей информацию о налоговых платежах.
В табличной части предусмотрено 10 граф. По каждому налоговому платежу указываются:
- наименование (графа 1);
- КБК (графа 2);
- ОКТМО (графа 3);
- сальдо по налогам, сборам, страховым взносам (графа 4), пеням (6) и штрафам (8);
- суммы налоговых платежей, пеней и штрафов, по которым предоставлена рассрочка (графы 5, 7, 9);
- сальдо по процентам, предусмотренным НК РФ.
Если сальдо приведено со знаком «+», то это свидетельствует о наличии переплаты по соответствующему фискальному сбору. Если со знаком «-» — о наличии недоимки.
Анализируя справку, можно сделать вывод, что у ООО «Компания» имеется недоимка по НДС в размере 50 руб. по налогу и 20 руб. по пени. По налогу на прибыль, страховым взносам и НДФЛ имеется переплата.
Образец: выписка операций по расчетам с бюджетом
Если получив справку о состоянии расчетов, вы не согласны с данными ИФНС, считаете, что сведения по какому-либо платежу отражены неверно, то для более подробного анализа следует заказать выписку операций с бюджетом. В нем сведения будут представлены развернуто по каждому начислению налога к уплате и сделанным перечислениям в бюджет.
ООО «Компания», обнаружив сведения о недоимке по НДС, запросила выписку операций по расчетам с бюджетом.
Из выписки видно, что по сроку 25.07 подлежало уплате 20 050 руб., а организация перечислила 20 000 руб. Недоимка по пени — это входящее сальдо на 01.01.2018. При необходимости уточнения возникновения недоимки по пени ООО «Компания» может заказать выписку за предыдущие налоговые периоды (2017 и ранние годы).
Чтобы расшифровать записи в выписке, используйте нашу шпаргалку по символам и обозначениям в ней:
Графа | Символы и обозначения | Описание |
---|---|---|
Сальдо расчетов | Суммы со знаком «-» | Задолженность налогоплательщика |
Суммы со знаком «+» | Переплата по налогу, сбору | |
По виду платежа | Сальдированный остаток раздельно по налогу, пени или штрафу | |
По карточке «Расчеты с бюджетом» | Сальдированный остаток суммированно, включая налоги, пени и штрафы | |
Операция | Начислено по расчету | Начисления согласно отчетности, предоставленной в ИФНС |
Уплачено | Платежи налогоплательщика | |
Сальдо на… | Сальдированный остаток. Выводится ИФНС на начало и конец года | |
Документ | Вид: ПП | Платежное поручение |
Вид: РНалП | Налоговая декларация, отчет | |
Номер | Номер платежного поручения, для отчетности предусмотрена особая кодировка: 2019КВ01 — декларация за 1 квартал 2019 г. | |
Дата | Дата сдачи декларации, дата платежного документа | |
Сумма | Дебет | Начисления к уплате в бюджет |
Кредит | Уменьшение налога: уплата, зачет |