Расшифровка строк справки об уплаченных налогах. Справка о состоянии расчетов. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

Взаимоотношения предприятий и налоговых органов (ИФНС) не прекращаются на протяжении всей истории хозяйственной деятельности. Это отрегулировано налоговым законодательством Российской Федерации.

Все, казалось бы, просто и понятно, но на самом деле очень часто между хозяйственным субъектом и ИФНС возникают технические, экономические и финансовые разногласия.

Почему это происходит и что необходимо делать в этой ситуации, мы разберем в материале этой статьи.

Прежде чем рассматривать тему статьи в деталях, ответим на главный вопрос, что означает знаки «плюс» и «минус» в Справке о состоянии расчетов по налогам (далее просто «Справка»).

Итак, Справка может быть:

  • «Нейтральной» – это указывает, что ваши финансовые параметры полностью совпали с показателями налоговых органов;
  • Справка со знаком « плюс» – ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет переплату;
  • Справка со знаком «минус»- ваша компания при выполнении налоговых отчислений имеет задолженность пред бюджетом.

Каждому предприятию время от времени необходимо уточнять состояние бюджетных отчислений . Знакомая ситуация, когда компания запросила справку об отсутствии у нее задолженности пред бюджетом. Но в выдачи указанного документа из налоговых органов было отказано по причине существующей задолженности.

Для того чтобы предприятие не попадало в подобную ситуацию «цейтнота» необходимо через определенный период сверять свои данные с ИФНС. Кроме того этого требует достоверность отчетности бухгалтерии компании (инвентаризация бюджетных расчетов при составлении годового отчета бухгалтерии).

Несколько моментов о процедуре сверки

ИФНС согласно утвержденному Регламенту может инициировать сверку отчислений компаниями в бюджет:

  • Ежеквартально для предприятий – крупных хозяйственных субъектов для конкретной инспекции;
  • Если ваша компания изменила юридический и физический адрес. И предприятие должно сменить ИФНС;
  • Ликвидации компании или ее банкротство.

Сверка может проводиться по инициативе хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо направить письмо в налоговые органы, о необходимости проведении сверки с указанием календарного периода сверки.

Важно знать! В период сверки законодательно не имеет ограничений, тем ни менее инспекторы налоговых органов, чаще всего проводят сверку за последние три года работы компании.

Если вам необходимо сверить данные отчислений в бюджет за более поздний срок, вы смело можете на этом настаивать. В противном случае вы всегда сможете опротестовать незаконный отказ через вышестоящую инстанцию ИФНС.

Письмо – запрос не имеет установленного формата . Вы можете все излагать в произвольной форме и отправить курьером или через сервис почтовой службы с получением уведомления.

Возможно, конечно, общаться и по телефону , но в случае возникновения серьезных разногласий, решение споров может быть перенесено и судебные инстанции. И соблюдение или нарушения Регламента может иметь в этом случае веские основания.

Получив ваше письмо, у инспектора налоговой есть всего пять дней для формирования раздела I Акта сверки. Раздел отражает сальдо налоговых отчислений (расчётов).

Если данные (компании налогоплательщика) совпадают с актом сверки, вам остается только подписать этот документ. Время сверки при отсутствии разногласий, как правило, занимает не более десяти дней (с момента поступления письма в инспекцию). В жизни, конечно, все не так гладко, как предписано нормативными документами.

Инспекторы тоже не всегда придерживаются принятых правил. Это может нарушить сроки получения Справки о состоянии расчетов по налогам и привести к некоторым неудобствам работы компании.

Вы получили акт, но данные бухгалтерии компании не совпадают с данными налоговой инспекции:

  1. Компания возвращает Акт сверки в ИФНС с указанием несовпадающих сумм. В результате вы отправляете Акт с разногласиями. Далее необходимо искать причины разногласий.
  2. ИФНС после получения от компании Раздел I должны приступить к формированию Раздела II для более детального отражения бюджетных перечислений компании.
  3. После устранения всех разногласий и при полном соответствии сумм между компанией (налогоплательщиком), инспекторы обязаны, повторено подготовить Раздел I указанного акта и вручить его предприятию.

Подведём резюме

Все возможные противоречия и разногласия при выполнении своих налоговых обязательств компания обязана устранять в самые минимальные сроки. И добиваться этого только за счет официального регламента не всегда удается.

Необходимо постоянно держать руку на финансовом пульсе. Налоговая политика компании отражает ее реальный рейтинговый статус. Нужно не забывать это.

В договоре бухгалтерского сопровождения одним из пунктов входящих в стоимость является обязательное получение сальдовой ведомости по налогам и сборам из налоговой инспекции и фондов один раз в год, по итогам года. Мы стараемся заказывать ежеквартально, сразу после сдачи квартальной отчетности.

На данный момент как раз по всем своим клиентам мы запрашиваем такие данные из налоговой инспекции и фондов за 2017 год.

Зачем нужны такие данные и что там сверять?

Полученная информация показывает, как отражены наши сданные отчеты и оплаченные налоги и сборы в карточке расчетов с бюджетом. Благодаря полученным данным из налоговой инспекции, наша компания может отследить правильное разнесение по лицевым счетам налогоплательщика. ВНИМАНИЕ! Очень часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда налоги отражаются не на тех КБК или суммы попадают на невыясненные платежи, хотя изначально платежное поручение составлено верно, с правильными реквизитами.

Возможность своевременной сверки позволяет нам избежать начисления неправомерных пеней по налогам, которые инспекции могут в безакцептном порядке затем списать с расчетного счета налогоплательщика и привнести немало проблем в безналичные расчеты компании, особенно если суммы значительны.

Кроме этого, упустив трехлетний срок и оставив без внимания суммы неправильно отраженных налогов, сборов, пеней или штрафов компания не сможет доказать что данные налоги неправомерно начислены. Налоговая инспекция, кстати, также не сможет их списать, в связи с истечением срока, но вот пени на данную задолженность будут начислены и уже их списание вполне реально. Кроме этого, налогоплательщик не сможет получить справку об отсутствии задолженности для участия в тендерах, например или для получения лицензии, продаже компании.

Какие же все-таки документы для проведения сверки наша компания чаще всего заказывает?

  1. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. Такая справка заказывается, чтобы посмотреть информацию по всем налогам, сборам, взносам, пеням и штрафам, по которой есть начисления и оплаты организации только на определенную дату. Данные по налогам представлены накопительным итогом в виде переплаты или задолженности. Такая справка не дает полной картины, т.к. не видно в какой момент начислен каждый налог и попала ли оплата в карточку расчетов с бюджетом. Но, если рассчитанные Ваши данные накопительным итогом и данные инспекции совпадают, нет отрицательных значений, можно остановиться на этом варианте.
  2. Выписка операций по расчетам с бюджетом – этот документ мы заказываем чаще всего. В нем по конкретному налогу, конкретному ОКТМО и за определенный период времени можно посмотреть суммы начислений налогов по конкретным датам, загруженным на основе наших сданных деклараций, а также указаны все платежные поручения, уплаченные за этот промежуток времени. Сверяться по такому документу очень удобно и любое платежное поручение, которое не попало в выписку по каким-либо причинам, можно отследить.
  3. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Его лучше заказывать, когда основные платежи уже сверены, все данные деклараций и уплаченных налогов согласованы. Данный акт подтверждает, что на определенную дату остатки по налогам и платежам составляют определенную сумму. Подписав такой акт сверки с налоговой инспекцией у нас будет подтверждение реальных остатков по налогам.
  4. Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов – получаем только по запросу нашего клиента, находящегося на бухгалтерском обслуживании. В такой справке указана информация об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов и указывается: ИСПОЛНЕНА или НЕ ИСПОЛНЕНА. Какие именно ошибки допущены налогоплательщиком, в данной справке увидеть не удастся. Такую справку, как правило, запрашивают для работы с контрагентами при заключении новых договоров, для получения лицензии, участия в тендерах и т.д.

Хотя, проведение сверки – это право, а не обязанность налогоплательщика, мы рекомендуем Вам сверяться с бюджетом по налогам и сборам хотя бы один раз в год. Даже если Вы уверены в правильности всех отправленных деклараций и оплат. Запрос и получение сверки уберегут Вас и Вашу компанию от ненужных разбирательств.

Решили запросить сверку, составьте запрос в свободной форме для Вашей налоговой инспекции, в тексте запроса укажите: «ООО «Василек», в лице Генерального директора Иванова И. И., просит Вас предоставить справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (или справку о состоянии расчетов по налогам и сборам или выписку операций по расчетам с бюджетом) на 31.12.2017 г.». Укажите в письме способ получения данных: лично или по почте (если Вы заказываете по телекоммуникационным каналам связи, то ответ придет Вам по ним же).

Составленное письмо можно отнести в Вашу ИФНС лично, отправить по почте, или по электронным каналам связи. Обязательно готовьте документы в двух экземплярах. Один – останется в налоговой инспекции, второй - у Вас. Справку о состоянии расчетов, а также акт сверки (на основании данных налоговой инспекции) налоговая инспекция должна будет выдать Вам через 5 рабочих дней. Справку об исполнении обязанности по уплате налогов, налоговая инспекция выдаст Вам через 10 рабочих дней.

Закажите справку о состоянии расчетов также в Фонде социального страхования (можно сверить остатки платежей по травматизму). Если у Вас отсутствует справка о состоянии расчетов с Пенсионным фондом на 31.12.2016 г., также рекомендуем ее получить.

По данным нашей компании для наших клиентов в 2017 году было запрошено более 100 сверок с налоговой инспекцией. Очень много ошибок в разнесении было связано с переходом администрирования платежей из ПФ и ИФНС, при этом налоговые инспекции могли в безакцептном порядке снимать неподтвержденные суммы (даже при наличии правильной справки из ПФ, предоставленной в ИФНС). Кроме этого, возникали также проблемы с отражением платежей на счетах налогоплательщика уже и в 2017 году, что требовало от нашей компании дополнительных уточняющих писем.

Следите за состоянием лицевого счета в налоговой инспекции и фондах. Не допускайте безакцептного списания денежных средств.

Если у Вас нет времени этим заниматься, мы готовы оказать Вам услугу по получения сверок из налоговой инспекции и фондов, а также, при необходимости уточнению данных.

В выписке по расчетам с бюджетом содержатся сведения по начисленным и оплаченным налогам за определенный период времени. Из этого документа можно узнать о всех начисленных обязательствах по сданным декларациям, проверить поступление платежей в налоговую.

Выписка операций по расчетам с бюджетам — что это?

Выписка операций по расчетам с налоговой — это формализованный документ, который предоставляет налоговая. В нем есть сведения по всем начисленным и оплаченным налогам, пени и штрафам. При наличии расхождений между данными налогоплательщика и ИФНС этот документ поможет свериться.

Для контроля за уплатой налогов рекомендуется заказывать Справку о состоянии расчетов и такую выписку регулярно после каждой оплаты. Это позволит убедиться, что платеж действительно принят в налоговой. Справка показывает есть ли у ИП долг или переплата по налогам сжато одной строкой по каждому налогу. Выписка содержит подробные сведение и поможет понять причину возникновения задолженности или переплаты.

Как заказать Выписку по расчетам с бюджетом

Получить выписку по налогам можно электронно или лично обратиться в инспекцию с заявлением. В заявлении указываются реквизиты налогоплательщика, название налога, по которому нужны сведения и период времени. Образец заявления в этом документе по ссылке .

Электронно получить выписку можно через систему сдачи отчетности, например, Эльбу (раздел Отчетность -> Сверка с налоговой -> Создать запрос -> Выписка по расчетам с бюджетом <указать год>). Здесь и далее нажмите на картинку для увеличения.

Есть вариант заказать документ через личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Для подключения личного кабинета нужно обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом. Вам выдадут логин и пароль для входа в систему. После входа в ЛК физического лица необходимо активировать личный кабинет ИП. Выписка формируется в разделе Мои налоги, страховые взносы -> Все обязательства -> Выписка операций по расчетам с бюджетом .

Нажмите на изображение для увеличения

Более подробно о личном кабинете ИП на сайте налоговой — как подключить и как пользоваться читайте в одноименной статье.

После получения выписки переходим к расшифровке и анализу сведений.

Как читать выписку по расчетам с бюджетом

Выписка содержит дату и период, который охватывает приведенные сведения. Ниже в ней указаны данные о налогоплательщики и инспекции: ИНН, ФИО, адрес и номер ИФНС.

В таблице указаны основные расчетные сведения.

В графах 1 и 2 указываются даты внесения операции в карточку и сроки уплаты. В данном примере первая дата 10 января 2017 — это дата когда ИП сдал декларацию за 2017 год. Даты во 2 графе соответствуют начислениями авансовых платежей по налогу из сданной декларации: 25 апреля, 25 июля и 25 октября.

В графе 3 указывается наименование операции. Мы видим две операции: «уплачено» и «начислено по расчету». Бывают и другие операции, например, «программно доначислена пеня по пересчету»

«Уплачено» - платежи ИП в налоговую.

«Начислено по расчёту» - налог, который необходимо заплатить. Начисленные платежи налоговая проводит по деклараци, из которой узнает когда и сколько должен заплатить ИП.

В графах 4-8 указываются сведения о документе, по которому сделана запись. Так, для декларации указывается дата сдачи в налоговую, а для платежного поручения дата списания с расчетного счета. В столбце «Вид» зашифрованы документы:

РНАлП — начислено по расчету (сведения из декларации или налогового расчета).

ПлПор — платежное поручение.

ПрРас — программный расчет пеней.

ПС — инкассо

Графа 9 «Вид платежа» может принимать значение налог, пени и штраф.

В графах 10-12 указываются суммы. Платежи предпринимателя попадают в столбец «Кредит», а начисленный налог - в столбец «Дебет».

В графах 13 и 14 «Сальдо расчетов» подводятся итоги по долгу или переплате нарастающим итогом. Со знаком «+» указываются переплата налогоплательщика, а с «–» задолженность.
Сальдо расчётов разделено на два столбца: «По виду платежа» и «По карточке расчёты с бюджетом». В первом указаны сведения по конкретному платежу - только по налогу, по пени или штрафу. Во втором общий итог по карточке с учетом налога и пени.

Подробная расшифровка выписки из вышеуказанного примера выглядит так:

Выписка по налогу УСН с объектом «доходы» содержит сведения за период с 1 января 2017 г. по 13 октября 2017 г.
1. Сальдо расчетов на 1 января в пользу налогоплательщика (переплата) составляет 82 126 руб.
2. По итогам сданной декларации по УСН за 2016 г. 10 января 2017 начислены обязательства:
— за 1 кв 2016 г. 1 920 руб. по сроку 25 апреля 2016 г.
— за полугодие 2016 г. 10 295 руб. по сроку 25 июля 2016 г.
— за 9 мес 2016 г. 69 911 руб. по сроку 25 октября 2016 г.
Всего 82 162 руб. Обязательства погашены переплатой числящейся на 1 января 2017 г. и сальдо расчетов с ИФНС равно 0.
3. По платежному поручению № 47 от 10 января 2017 г. поступила сумма 114 760 руб. в оплату налога. Сальдо 114 760 руб. в

4. По платежному поручению № 11 от 7 апреля 2017 г. поступила сумма 1 720 руб. в оплату налога. Сальдо 116 480 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
5. Отражено обязательство по налогу за год по декларации за 2016 г. в размере 114 760 руб. по сроку оплаты 2 мая 2017 г.
Обязательство погашено переплатой. Сальдо расчетов 1 720 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).
6. По платежному поручению № 55 от 6 июля 2017 г. поступила сумма 7 950 руб. в оплату налога. Сальдо 9 670 руб. в пользу
налогоплательщика (переплата).
7. По платежному поручению № 66 от 5 октября 2017 г. поступила сумма 81 580 руб. в оплату налога. Сальдо 91 250 руб. в
пользу налогоплательщика (переплата).
По состоянию на 13 октября сальдо по налогу составляет 91 250 руб. в пользу налогоплательщика (переплата).

Данная переплата вовсе не означает, что её можно попросить у налоговой к возврату на расчетный счет. Если посмотреть внимательно, то видим, что сальдо 91 250 руб. состоит из трех платежей:
– 1 720 от 07.04.2017 г.
– 7 950 руб. от 06.07.2017 г.
– 81 580 руб. от 05.10.2017 г.
Эти суммы не что иное как авансовые платежи по налогу, которые платятся каждый квартал в течении года. До сдачи декларации эти платежи числятся в карточке как переплата, но после проведения налоговых обязательств они будут зачтены в оплату налога. Срок сдачи декларации по УСН для ИП до 30 апреля следующего за отчетным годом, поэтому в данном примере переплата «уйдет» после сдачи декларации уже в 2018 году.

Ответы на популярные вопросы

Что делать если налог оплачен платежным поручением с верными реквизитами, но так и не поступил в налоговую?

Такое бывает. Необходимо написать заявление в налоговую на розыск платежа. Если платежа нет в карточке операций по расчетам с бюджетом, а у вас на руках есть платежка с отметкой банка с правильными реквизитами, то заявление пишем в произвольной форме. Например, так:

Если в платежке допущены ошибки, то указать правильные реквизиты можно через личный кабинет ИП в разделе Моя почта -> Обратиться в налоговый орган -> Расчеты с бюджетом -> Заявление об уточнении платежей -> Прочие платежи . В открывшейся форме указываем реквизиты платежного поручения: номер, дату и сумму.

В найденном платежном поручении можно ввести новые правильные реквизиты и тут же сформировать и отправить заявление на уточнение платежа.

Остались вопросы? Нужна помощь с расшифровкой выписки? Напиши в WhatsApp и получи консультацию.

Какому налогоплательщику не приходилось хотя бы раз проходить сверку расчетов по налогам, пеням и штрафам в налоговом органе? Те, кто справился с указанным процессом, считают это достижением и нередко делятся своим опытом с теми, кому еще только сверка предстоит. Попытка описать полученный опыт подготовки к сверке привела авторов к составлению методики.

Законодательным актом, регулирующим проведение сверки, является Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В нем определены порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика, случаи прохождения сверки расчетов, сроки и некоторые особенности проведения, например, для крупнейших налогоплательщиков или при ликвидации организации. Однако документ регламентирует только действия сотрудников налоговых органов, о действиях же налогоплательщика, которые ему следует предпринять для прохождения сверки, не упоминается. Попытаемся ликвидировать этот пробел.

На первом этапе подготовки к сверке налогоплательщику необходимо получить акт сверки расчетов – документ, формируемый налоговым органом и содержащий начальное и конечное сальдо за выбранный период, суммы произведенных начислений и/или уменьшений сумм налогов и уплаты по ним (см. рисунок). Форма акта сверки утверждена Приказом ФНС РФ №ММ-3-25/494@ . Акт сверки можно получить как в бумажном виде после запроса в налоговой инспекции, так и в электронном виде через систему информационного обслуживания налогоплательщиков (далее – система ИОН), что гораздо проще. Такая услуга доступна налогоплательщикам, сдающим отчетность в электронном виде, о чем говорится во Временном порядке обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет . Акт сверки расчетов является одним из пяти возможных типов документов, которые может запросить налогоплательщик через Интернет. Также популярным документом, запрашиваемым через систему ИОН, является выписка операций по расчету с бюджетом , представляющая собой перечень операций за указанный период, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика в налоговом органе.

На сегодняшний день электронные документы, полученные из системы ИОН, не являются юридически значимыми и выполняют информационную функцию. В то же время Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ введена обязанность налоговых органов оформлять результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам актом совместной сверки и передавать его налогоплательщику в электронном виде [подп. 11 п. 1 ст. 32]. После утверждения формата акта, проект которого был размещен на сайте ФНС России 20 августа 2010г. , утверждения порядка передачи акта сверки, проект которого был размещен на сайте ФНС России 22 сентября 2010г , внесения правок в порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика и доработки программного обеспечения налоговых органов процесс сверки расчетов может осуществляться в электронном виде.

На втором этапе , после получения акта сверки, налогоплательщику следует определить, есть ли расхождения между имеющимися у него сведениями и данными налогового органа. Для этого можно сравнить сальдо соответствующих субсчетов, открытых к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Однако тут вероятны сложности, поскольку в бухгалтерском учете начисление налогов (авансов) осуществляется последним днем налогового (отчетного) периода , а в налоговом органе – на дату срока уплаты налога . Следствием может стать наличие в акте сверки переплаты, которой в бухгалтерском учете, естественно, нет. Поэтому, прежде чем сравнивать остатки, сальдо бухгалтерских счетов нужно скорректировать на суммы начисленных налогов, декларации по которым еще не поданы.

Для удобства контроля за состоянием расчетов с бюджетом служат регистры расчетов по налогам , которые во многом схожи с карточкой расчетов с бюджетом в налоговом органе. Эти регистры, как правило, содержат следующие параметры:

  • наименование операции (начислено, уплачено, возвращено и т. п.);
  • законодательно установленный срок уплаты с учетом выходных, праздничных дней и их переносов;
  • сумму операции;
  • реквизиты документа-основания (декларации/расчета, платежного поручения и др.);
  • период, за который производится операция.

Третий этап прохождения сверки зависит от того, выявлены ли расхождения в акте сверки или нет. В последнем случае (т. е. когда расхождений не имеется или они настолько незначительны, что налогоплательщик готов с ними согласиться и погасить задолженность) акт подписывается с обеих сторон и налогоплательщику выдается справка об отсутствии задолженности. В первом случае, когда выявленные в акте сверки расхождения значительны и необходимо в срочном порядке выяснить, по какой причине они возникли, возможны трудности, которые разрешимы с помощью выписки операций по расчету с бюджетом . В ней содержится операции начисления и уплаты налогов, пеней, штрафов по данным налогового органа. Именно этот документ служит отправной точкой для разбора проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика. По каким причинам они могут возникнуть?

1. Алгоритм расчета пеней, описанный в ст. 75 НК РФ, легко применим для одной-двух операций при условии, что в течение периода просрочки уплаты налога ставка рефинансирования Центрального банка РФ менялась не более двух-трех раз. Такое может произойти, например, при недостаточности денежных средств на расчетном счете организации, в результате чего оплата налога была задержана на несколько дней. Тогда сумма пеней рассчитывается по формуле

Эта операция расчета и начисления суммы пеней на первый взгляд выглядит простой, но ее практическое применение вызывает трудности при наличии в карточке расчетов с бюджетом записей за предыдущие отчетные периоды, появившиеся в результате подачи уточненных расчетов.

2. Программное обеспечение налоговых органов «Система электронной обработки данных» (далее – система ЭОД) рассчитывает сумму пеней на конец месяца, и эта сумма не указывается при каждой новой операции в карточке расчетов с бюджетом. Сам алгоритм расчета пеней, учитывающий состояние карточки расчетов с бюджетом, вынесен в отдельный документ, разобраться в котором налогоплательщику самостоятельно довольно проблематично.

3. Ведение карточек расчетов с бюджетом в налоговых органах с применением системы ЭОД предполагает использование справочника операций, где помимо привычных «начислено», «уплачено», «возвращено», «зачтено» имеются операции, содержание которых, скорее всего, вызовет замешательство у налогоплательщика. Речь идет о таких операциях, как, например, «дата начала начисления пени по АвДекл установлена » или «», или «Сторно сторно для выделенной для требования пени » и др. Стоит отметить, что справочник операций карточки расчетов с бюджетом в системе ЭОД в налоговом органе насчитывает более 150 наименований. Это иногда приводит к тому, что в выписках, полученных налогоплательщиками, не все операции можно однозначно «идентифицировать» (сопоставить с привычными).

В силу указанных выше оснований этот этап подготовки к сверке с налоговым органом является наиболее трудоемким. Он заключается в сопоставлении состава операций, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика по данным налогового органа, и операций, самостоятельно учтенных налогоплательщиком при ведении расчетов с бюджетом. Здесь налогоплательщику предлагается использовать эвристические методы анализа , довольно широко распространенные для анализа ситуаций и выработки управленческих решений. В числе основных эвристических методов можно выделить ситуационный метод анализа , который предназначен для анализа многомерных ситуаций и явлений, таких как операции, содержащиеся в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков, с целью ограничения перебора решений задачи выявления проблемных мест. В данном случае ситуационный метод применяется для поиска парных операций, удовлетворяющих нескольким группам условий.

1. Сопоставление операций, содержащихся в выписке и регистрах учета начислений, по принципиальным параметрам , а именно:

  • наименованию операции;
  • сумме операции.

В этом случае операции признаются полностью совпавшими и исключаются из решения задачи по выявлению проблемных мест в карточке расчетов с бюджетом.

2. Сопоставление операций по основным параметрам :

  • наименованию операции;
  • дате операции (срок уплаты налога или дата списания средств со счета);
  • сумме операции, если отклонение не выходит за рамки установленного предела, например 1-2 руб.

Такие операции признаются частично совпавшими и также исключаются из дальнейшего решения задачи.

3. Отслеживание взаимоисключающих операций типа «начислено по расчету» и «сторно начислено по расчету» при совпадении даты операции и суммы операции. С помощью операций типа «сторно», многочисленность которых в карточках расчетов с бюджетом препятствует наглядности выписки, в налоговом органе осуществляется «исправление ошибок», допущенных инспектором.

4. Сопоставление суммы пеней, рассчитанной налоговым органом на последнее число месяца, с суммой пеней, рассчитанной налогоплательщиком.

Сопоставление операций в выписке и регистре расчетов с бюджетом предлагается осуществлять через так называемые базовые операции , как-то: «сальдо», «начислено», «уплачено», «уменьшено», «возвращено», «зачтено». При этом учитывается тип платежа «налог», «пени» или «штраф». Если в выписке встретилась, например, операция «пеня, уменьшенная за период до СЭОД », ее можно приравнять к базовой операции «уменьшено пеней».

Результаты сравнения удобнее представить в табличном виде с выделением всех четырех возможных групп условий (см. таблицу).

Выписка операций по расчету с бюджетом Регистр расчетов по налогу
Наименование операции Дата операции Документ, основание Период Сумма Наименование операции Дата операции Документ, основание операции Период Сумма
Уплачено 20.01.2010 ПлПор, 25, 20.01.2010 510 494,00 Уплачено налога 20.01.2010 ПлПор, 25, 20.01.2010 510 494,00
Начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00 Начислено налога 20.01.2010 Декларация от 19.01.2010 IV квартал 2009 510 494,00
Начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Уплачено 19.02.2010 ПлПор, 139, 19.02.2010 510 493,00 Уплачено налога 19.02.2010 ПлПор, 139, 19.02.2010 510 493,00
Начислено по расчету 22.02.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.02.2010 IV квартал 2009 510 494,00 Начислено налога 22.02.2010 Декларация от 19.02.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Сторно начислено по расчету 20.01.2010 РНалП, Ст2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00
Уплачено налога 19.03.2010 ПлПор, 275, 19.03.2010 570 397,00
Начислено по расчету 22.03.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.01.2010 IV квартал 2009 510 493,00 Начислено по расчету 22.03.2010 РНалП, 2009КВ04, 19.03.2010 IV квартал 2009 510 493,00
01.04.2010 Программно доначислена пеня по пересчету март 2010 1521,8

Выписка об операциях по расчетам с бюджетом - это важная и необходимая каждому налогоплательщику информация. Она позволяет контролировать правильность отражения расчетов по налогам и сборам в учете плательщика, а также в учетных регистрах налоговых органов. Как сверить данные налоговых органов и свои, какие справки предоставляет ФНС, как их получить - обо всем этом наша статья.

Быстро оценить свои взаиморасчеты с ИФНС позволит получение справки о состоянии расчетов с бюджетом (форма КНД 1160080). А если необходима более подробная информация по конкретному виду фискального сбора, то можно получить выписку операций по расчету с бюджетом (форма КНД 1166107).

Как заказать справки

Справку о состоянии расчетов можно получить и на бумаге, и в электронной форме. Чтобы запросить бумажный документ, необходимо обратиться лично в ИФНС либо направить запрос почтой. Запрос налоговые органы просят оформлять по рекомендуемой форме (Приложение 8 к Приказу ФНС от 02.07.2012 № 99н) (скачать бланк запроса можно в конце статьи).

Чтобы получить электронный документ, запрос направляется по другой форме (Приложение 1 к Приказу ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@).

Выписка операций — достаточно большой документ, который у крупных организаций может достигать нескольких сотен листов. Ее можно получить только в электронном виде, отправив заявку по ТКС. Форма запроса та же, что и для справки. В ней нужно выбрать необходимый документ и период, за который вы хотите получить сведения.

Когда и как ИФНС предоставит сведения

Бумажные документы можно получить в налоговой инспекции лично или ИФНС может направить их почтой. О желаемом способе получения необходимо сделать соответствующую отметку в запросе. Электронный документ будет направлен налогоплательщику по ТКС.

Сведения о взаиморасчетах с контрагентом налоговая инспекция и в бумажном, и в электронном видах обязана предоставить не позднее 5 рабочих дней (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ ). Но, как показывает практика, сведения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи ИФНС предоставляет намного быстрее. Срок ответа, как правило, не превышает одного-двух дней.

Справка о состоянии расчетов с бюджетом

Форма справки утверждена Приказом ФНС от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@ . Формируется она на дату, которую налогоплательщик указал в запросе. В нее включается информация по всем налогам, которые обязана уплачивать компания. Включается в нее информация не только непосредственно о налоговом платеже, но также и о состоянии платежей по пеням и штрафам.

Состоит справка из надтабличной части, содержащей сведения о налогоплательщике, номере документа и дате, на которую предоставляются сведения, и табличной части, содержащей информацию о налоговых платежах.

В табличной части предусмотрено 10 граф. По каждому налоговому платежу указываются:

  • наименование (графа 1);
  • КБК (графа 2);
  • ОКТМО (графа 3);
  • сальдо по налогам, сборам, страховым взносам (графа 4), пеням (6) и штрафам (8);
  • суммы налоговых платежей, пеней и штрафов, по которым предоставлена рассрочка (графы 5, 7, 9);
  • сальдо по процентам, предусмотренным НК РФ.

Если сальдо приведено со знаком «+», то это свидетельствует о наличии переплаты по соответствующему фискальному сбору. Если со знаком «-» — о наличии недоимки.

Анализируя справку, можно сделать вывод, что у ООО «Компания» имеется недоимка по НДС в размере 50 руб. по налогу и 20 руб. по пени. По налогу на прибыль, страховым взносам и НДФЛ имеется переплата.

Образец: выписка операций по расчетам с бюджетом

Если получив справку о состоянии расчетов, вы не согласны с данными ИФНС, считаете, что сведения по какому-либо платежу отражены неверно, то для более подробного анализа следует заказать выписку операций с бюджетом. В нем сведения будут представлены развернуто по каждому начислению налога к уплате и сделанным перечислениям в бюджет.

ООО «Компания», обнаружив сведения о недоимке по НДС, запросила выписку операций по расчетам с бюджетом.

Из выписки видно, что по сроку 25.07 подлежало уплате 20 050 руб., а организация перечислила 20 000 руб. Недоимка по пени — это входящее сальдо на 01.01.2018. При необходимости уточнения возникновения недоимки по пени ООО «Компания» может заказать выписку за предыдущие налоговые периоды (2017 и ранние годы).

Чтобы расшифровать записи в выписке, используйте нашу шпаргалку по символам и обозначениям в ней:

Графа Символы и обозначения Описание
Сальдо расчетов Суммы со знаком «-» Задолженность налогоплательщика
Суммы со знаком «+» Переплата по налогу, сбору
По виду платежа Сальдированный остаток раздельно по налогу, пени или штрафу
По карточке «Расчеты с бюджетом» Сальдированный остаток суммированно, включая налоги, пени и штрафы
Операция Начислено по расчету Начисления согласно отчетности, предоставленной в ИФНС
Уплачено Платежи налогоплательщика
Сальдо на… Сальдированный остаток. Выводится ИФНС на начало и конец года
Документ Вид: ПП Платежное поручение
Вид: РНалП Налоговая декларация, отчет
Номер Номер платежного поручения, для отчетности предусмотрена особая кодировка: 2019КВ01 — декларация за 1 квартал 2019 г.
Дата Дата сдачи декларации, дата платежного документа
Сумма Дебет Начисления к уплате в бюджет
Кредит Уменьшение налога: уплата, зачет