Предельная величина базы для начисления страховых взносов. Предельная величина базы для начисления страховых взносов Распределение взносов в Пенсионный фонд

В соответствии со ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками "новых" страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (которые рассматриваются как плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Собственно, это те же категории лиц, которые признавались налогоплательщиками ЕСН в соответствии со ст. 235 НК РФ.

В этой статье мы поговорим прежде всего о страховых взносах работодателей (организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников). Однако в конце статьи не обойдем вниманием и индивидуальных предпринимателей, которые должны дополнительно уплачивать взносы и за себя.

С каких выплат нужно начислять страховые взносы?

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, должны уплачивать страховые взносы, если:

Такие выплаты предусмотрены по трудовым договорам;

Выплаты производятся по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг;

Выплаты осуществляются по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В последнем случае база определяется путем уменьшения суммы доходов, полученных по такому договору, либо на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов, либо на сумму вычета в размерах, прописанных в п. 7 ст. 8 Закона N 212-ФЗ (например, при создании литературных произведений, научных трудов и разработок доходы можно будет уменьшить на 20%, при создании аудиовизуальных произведений - на 30%, музыкальных произведений - на 25 или 40% в зависимости от вида произведения и так далее).

Если выплаты произведены в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг, при расчете базы для начисления страховых взносов их нужно учесть исходя из их стоимости на день выплаты, исчисленной исходя из цен, указанных сторонами договора (а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары, работы и услуги - исходя из государственных регулируемых розничных цен), включая НДС и акцизы.

Организации и индивидуальные предприниматели за дату осуществления выплат и иных вознаграждений принимают день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).

С каких выплат не нужно начислять страховые взносы?

Прежде всего подчеркнем, что страховые взносы перестают начисляться с того момента, когда сумма выплат и вознаграждений в пользу физического лица, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, достигнет 415 000 руб. Иными словами, с доходов работников и иных физических лиц, превышающих 415 000 руб. в текущем календарном году, страховые взносы взиматься не будут. Причем начиная с 2011 г. данный "лимит" будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в размере, определяемом Правительством РФ.

Как и при ЕСН, страховые взносы, подлежащие уплате в ФСС РФ, нужно начислять только с выплат и вознаграждений по трудовым договорам.

Кроме того, как и раньше, страховые взносы во все фонды не начисляются на выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках:

Гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

Договоров, связанных с передачей в пользование имущества или имущественных прав (за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства).

Также страховые взносы в 2010 г. однозначно не нужно начислять на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства:

По трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ;

Физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ, не включаются суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями.

Безусловно, не нужно начислять страховые взносы с выплат и вознаграждений по договорам с физическими лицами, которые сами являются индивидуальными предпринимателями, ведь они платят страховые взносы "за себя" самостоятельно. То же самое правило будет действовать в случае, если один индивидуальный предприниматель заключил договор гражданско-правового характера на выполнение работ или услуг с другим индивидуальным предпринимателем.

К сожалению, в Законе N 212-ФЗ нет положения, аналогичного тому, что было в п. 3 ст. 236 НК РФ, когда начисление ЕСН "увязывалось" с порядком признания соответствующих выплат и вознаграждений в целях налогообложения прибыли. Иными словами, если в прошлые годы можно было не начислять ЕСН на выплаты, которые не признавались в целях налогообложения прибыли, например, если выплачивалась премия за счет чистой прибыли, не предусмотренная системой оплаты труда (и не принимаемая в состав расходов на оплату труда по ст. 255 НК РФ), или если работнику выплачивалась материальная помощь (которая не признается в расходах в соответствии с требованиями ст. 270 НК РФ), с таких выплат однозначно не надо было начислять ЕСН. Теперь же такого правила больше нет. Поэтому страховые взносы в 2010 г. придется начислять с любых выплат в пользу работников, даже с тех, которые в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ не включены в состав расходов в целях налогообложения прибыли.

Правда, в ст. 9 Закона N 212-ФЗ перечислены выплаты и вознаграждения, осуществляемые в пользу физических лиц, которые не нужно облагать страховыми взносами в 2010 г.:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (больничные, декретные, пособия по уходу за детьми и т.д.);

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:

С возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

Бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

Оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

Оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

Увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

Возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

Расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

Трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

Выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

Выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

Выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

Физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

Работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

Работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством РФ, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

7) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами (при этом в случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов);

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;

13) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством РФ;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

Командировочные расходы (включая суточные) не будут облагаться страховыми взносами в фактическом размере, поскольку теперь в п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ отсылка на нормы, установленные в соответствии с законодательством РФ, приводится только в отношении не подтвержденных документально расходов по найму жилого помещения. Значит, в 2010 г. однозначно не нужно начислять страховые взносы с суммы суточных (независимо от ее размера), а также с сумм фактически произведенных и документально подтвержденных целевых расходов:

На проезд до места назначения и обратно;

На проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок;

На провоз багажа;

На оплату услуг связи;

На обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту;

По найму жилого помещения;

А также со сборов за услуги аэропортов, комиссионных сборов, сборов за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборов за выдачу (получение) виз.

Аналогичный порядок освобождения командировочных расходов от страховых взносов распространен и на выплаты членам совета директоров и другим физлицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или иного руководящего органа компании.

Как видим, в новом порядке исчисления страховых взносов есть и положительные изменения. Например, теперь можно не облагать страховыми взносами не только суммы, израсходованные работодателем на оплату обучения и повышения квалификации работников в случае, если работодатель сам производил такую оплату, но и суммы, которые работодатель возместил работнику за обучение и повышение квалификации (выплатил ему компенсацию расходов на учебу, ранее оплаченных работником самостоятельно). Также теперь все работодатели не будут облагать страховыми взносами суммы материальной помощи в размере до 4000 руб. в год (как и в целях исчисления НДФЛ).

Но есть и некоторые ухудшения. Например, теперь придется начислять страховые взносы на такие выплаты, как:

Компенсация за неиспользованный отпуск (в том числе при увольнении работника);

Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов);

Выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

Единовременная материальная помощь, выплачиваемая членам семьи умершего работника.

А единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не будет включаться в базу для начисления страховых взносов только в том случае, если такая помощь будет выплачена в течение года после рождения (усыновления или удочерения).

Кроме того, в Законе N 212-ФЗ не предусмотрены льготы по страховым взносам (в отличие от норм ст. 239 НК РФ). Правда, в соответствии со ст. 58 Закона N 212-ФЗ в переходный период 2011 - 2014 гг. для некоторых категорий плательщиков взносов, в частности для сельхозтоваропроизводителей, для плательщиков ЕСХН, для тех, кто производит выплаты физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы (в отношении таких выплат), для общественных организаций инвалидов и ряда других, предусмотрены пониженные тарифы.

А вот уже с 2015 г. все организации и индивидуальные предприниматели с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц должны будут уплачивать страховые взносы в едином общем порядке.

Ставки в 2010 году

Говоря о ставках страховых взносов, прежде всего подчеркнем, что ни о какой регрессивной шкале в Законе N 212-ФЗ нет и речи. Поэтому до тех пор, пока сумма выплат и вознаграждений в пользу конкретного физического лица не достигла 415 000 руб., страховые взносы исчисляются по одним и тем же ставкам, а как только доход "перевалит" за 415 000 руб., исчисление страховых взносов в отношении данного физического лица прекращается до самого конца текущего года.

Конечно, это несколько ухудшает ситуацию, которая была в прошлом году, ведь при ЕСН после того, как доход физлица достигал 280 000 руб., налог исчислялся по пониженным ставкам, поэтому в части выплат в пользу физических лиц в пределах от 280 000 руб. до 415 000 руб. при новой системе будет возникать существенная "переплата".

Кроме того, запланировано существенное повышение ставок (теперь они называются "страховые тарифы"). Но, видимо, для того чтобы сразу не шокировать плательщиков, Законом N 212-ФЗ предусмотрен постепенный переход к новым страховым тарифам.

"Переходные" ставки взносов на 2010 г. прописаны в ст. 57 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которой общий размер страховых взносов для большинства плательщиков в 2010 г. составит 26% (как и ранее при ЕСН для доходов до 280 000 руб.). Правда, взносы теперь производятся только во внебюджетные фонды, поэтому та часть, которая раньше уплачивалась в федеральный бюджет, теперь будет уплачиваться в Пенсионный фонд РФ.

В результате с 1 января 2010 г. страховые взносы нужно будет начислять для разных категорий плательщиков по следующим тарифам:

Общий размер страховых взносов для большинства
плательщиков в 2010 г. составит 26%

20%
<*>

Организации и предприниматели, являющиеся
плательщиками ЕСХН, платят только в ПФР

Сельхозтоваропроизводители, а также организации
народных художественных промыслов и семейные
(родовые) общины коренных малочисленных народов
Севера, занимающиеся традиционными отраслями
хозяйствования, в 2010 г. платят взносы в общем
размере 20% (также без регрессии)

Организации и предприниматели, применяющие
"упрощенку" или уплачивающие ЕНВД (в части
выплат, производимых физическим лицам в связи
с ведением предпринимательской деятельности,
подпадающей под ЕНВД), равно как и общественные
организации инвалидов, организации и
предприниматели, производящие выплаты инвалидам
I, II или III группы (в части данных выплат), и
некоторые другие плательщики страховых взносов,
перечисленные в пп. 2 п. 2 ст. 57
Закона N 212-ФЗ, платят только в ПФР

<*> 20% (причем с выплат в пользу лиц до 1966 года рождения включительно вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а с выплат лицам с 1967 года рождения и младше сумма взносов делится: 14% на страховую и 6% на накопительную часть трудовой пенсии).

Порядок уплаты страховых взносов в 2010 году

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства. Иными словами, исчислять и уплачивать взносы нужно будет отдельно в каждый из четырех внебюджетных фондов (по разным платежкам).

Как и раньше, сумму, подлежащую уплате в ФСС РФ, можно будет уменьшать на суммы расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством РФ на суммы выплаченных больничных, пособий по беременности и родам и т.д.

Производить ежемесячные обязательные платежи нужно до 15-го числа следующего месяца. Вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов, относящихся к ним, нужно раздельно в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Для осуществления взносов в ПФР, ФСС и ФОМС надо будет использовать новые КБК, которые содержатся в Приложениях к следующим Федеральным законам:

Для страховых взносов в ПФР - в Приложении N 1 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";

Для страховых взносов в ФСС РФ - в Приложении N 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";

Для страховых взносов в ФОМС - в Приложении N 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

В соответствии с указанными выше Законами, а также согласно Письму Пенсионного фонда РФ от 08.12.2009 N 30/187, содержащему Памятку по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в ПФР и ФОМСы с 1 января 2010 г., "текущие" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, должны перечисляться по КБК 392 1 02 02010 06 1000 160, а на выплату накопительной части трудовой пенсии - по КБК 392 1 02 02020 06 1000 160. Страховые взносы в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат перечислению по КБК 393 1 02 02090 07 1000 160. А страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты ФОМС, должны уплачиваться: в федеральный ФОМС - по КБК 392 1 02 02100 08 1000 160, а в бюджеты территориальных ФОМС - по КБК 392 1 02 02110 09 1000 160.

Страховые взносы на ОПС

Юридические лица

зачисляемые
в ПФР на выплату
страховой части
трудовой пенсии

392 1 02 02010 06 1000 160

392 1 02 02010 06 2000 160

392 1 02 02010 06 3000 160

зачисляемые
в ПФР на выплату
накопительной
части трудовой
пенсии

392 1 02 02020 06 1000 160

392 1 02 02020 06 2000 160

392 1 02 02020 06 3000 160

организаций,
использующих
труд членов
летных экипажей
воздушных судов
гражданской
авиации,
зачисляемые
в ПФР на выплату
доплат к пенсии

392 1 02 02080 06 1000 160

392 1 02 02080 06 2000 160

392 1 02 02080 06 3000 160

Физические лица

при перечислении задолженности в бюджет ПФР страховых взносов в виде фиксированного платежа
по состоянию на 31.12.2009

зачисляемые
в ПФР в виде
фиксированного
платежа,
зачисляемые
в ПФР на выплату
страховой части
трудовой пенсии

392 1 02 02030 06 1000 160

392 1 02 02030 06 2000 160

392 1 02 02030 06 3000 160

зачисляемые
в ПФР в виде
фиксированного
платежа,
зачисляемые
в ПФР на выплату
накопительной
части трудовой
пенсии

392 1 02 02040 06 1000 160

392 1 02 02040 06 2000 160

392 1 02 02040 06 3000 160

при уплате страховых взносов в ПФР за 2010 г.

в размере,
определяемом
исходя
из стоимости
страхового года,
зачисляемые
на выплату
страховой части
трудовой пенсии

392 1 02 02100 06 1000 160

392 1 02 02100 06 2000 160

392 1 02 02100 06 3000 160

в размере,
определяемом
исходя
из стоимости
страхового года,
зачисляемые
на выплату
накопительной
части трудовой
пенсии

392 1 02 02110 06 1000 160

392 1 02 02110 06 2000 160

392 1 02 02110 06 3000 160

Юридические и физические лица

дополнительные
страховые взносы
на накопительную
часть пенсии
и взносы
в пользу
застрахованных
лиц,
уплачивающих
дополнительные
страховые взносы
на накопительную
часть трудовой
пенсии,
зачисляемые
в ПФР

392 1 02 02041 06 1000 160

на обязательное
медицинское
страхование,
зачисляемые
в федеральный
бюджет ФОМС

392 1 02 02100 08 1000 160

392 1 02 02100 08 2000 160

392 1 02 02100 08 3000 160

на обязательное
медицинское
страхование,
зачисляемые
в бюджеты
территориальных
ФОМС

392 1 02 02110 09 1000 160

392 1 02 02110 09 2000 160

392 1 02 02110 09 3000 160

Денежные взыскания (штрафы)

за нарушения
законодательства
РФ о
государственных
внебюджетных
фондах и о
конкретных видах
обязательного
социального
страхования,
бюджетного
законодательства
(в части бюджета
ПФР)

392 1 16 20010 06 3000 140

налагаемые ПФР
и его
территориальными
органами, в
соответствии со
ст. ст. 48 - 51
Федерального
закона
от 24.07.2009
N 212-ФЗ

392 1 16 20050 01 3000 140

Отчетность по страховым взносам в 2010 году

Поскольку с 1 января 2010 г. речь идет именно о страховых взносах, а не о едином социальном налоге, налоговые органы больше не будут контролировать начисление и уплату данных взносов.

Контроль переходит к двум внебюджетным фондам:

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы будут отвечать за взносы на обязательное пенсионное страхование (уплачиваемые в ПФР) и на обязательное медицинское страхование (уплачиваемые в ФФОМС и ТФОМС);

А Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы будут следить за страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемыми в ФСС РФ, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Именно в эти органы контроля нужно будет ежеквартально представлять отчетность:

В территориальный орган ПФР - до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (то есть по взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС);

В территориальный орган ФСС РФ - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по этому виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ.

Значит, расчеты за первый квартал 2010 г. нужно будет подать в ФСС РФ до 15 апреля 2010 г., а в ПФР - до 1 мая 2010 г. Далее расчеты за полугодие 2010 г. - в ФСС до 15 июля, а в ПФР - до 1 августа 2010 г. и так далее.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н утверждены форма расчета (РСВ-1 ПФР) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды ОМС, а также Порядок ее заполнения. Форма применяется плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, начиная с представления расчета за I квартал 2010 г.

Аналогичная по задачам форма расчета РСВ-2 ПФР для лиц, не выплачивающих вознаграждения физлицам (для предпринимателей), утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н.

Тем организациям и предпринимателям, у которых среднесписочная численность работников за 2009 г. составит более 100 человек, придется подавать расчеты только в электронном виде с электронной цифровой подписью. А с 2011 г. этот предел численности снижается до 50 человек (так что в 2011 г. подавать расчеты в электронной форме придется и тем, у кого численность работников за 2010 г. будет более 50 человек).

Особенности исчисления и уплаты взносов за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами

Индивидуальные предприниматели, а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, должны уплачивать страховые взносы не только с выплат в пользу своих работников, но и за себя.

Иными словами, если у предпринимателя нет наемных работников - он не заключал ни трудовые договоры, ни договоры гражданско-правового характера с обычными физическими лицами, которые сами не являются предпринимателями, - он должен платить страховые взносы только за себя, по особым ставкам и правилам, установленным для предпринимателей.

А если у предпринимателя есть наемные работники, ему придется платить взносы и за себя, и за работников, причем взносы за работников будут уплачиваться предпринимателем точно так же, как это делают организации-работодатели.

Страховые взносы ИП за себя в ПФР и ФОМСы

В соответствии с новыми правилами теперь индивидуальные предприниматели, а также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, должны уплачивать страховые взносы за себя, исходя из стоимости страхового года, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало соответствующего финансового года, и "стандартного" тарифа в соответствующий фонд, увеличенного в 12 раз (по числу месяцев в году). При этом взносы нужно платить только в три фонда, поскольку предприниматели освобождены от обязательных вносов в ФСС РФ.

В 2010 г. предпринимателям, адвокатам и нотариусам придется заплатить за себя страховые взносы в размере 23,1% от стоимости страхового года, при этом конкретные суммы страховых взносов в различные фонды будут определяться так:

МРОТ x 12 x 20% - в Пенсионный фонд РФ;

МРОТ x 12 x 1,1% - в Федеральный ФОМС;

МРОТ x 12 x 2% - в территориальный ФОМС.

Конечно, это ухудшает положение индивидуальных предпринимателей, применяющих спецрежимы - "упрощенку" или ЕНВД. Ведь в 2009 г. они должны были уплачивать только взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 7274,40 руб. за год. А теперь - если исходить из МРОТ, действовавшего в 2009 г. (4330 руб.), и предположить, что он не будет повышаться, - получается, что за 2010 г. нужно заплатить взносы в общей сумме 12 002,76 руб., а начиная с 2011 г. аж по 16 159,56 руб. в год.

Для предпринимателей, применявших общий режим и уплачивавших ЕСН, не все так однозначно. Ведь помимо взносов в Пенсионный фонд РФ они должны были платить ЕСН с разницы между доходами и расходами по ставке 10% (при уровне дохода до 280 000 руб.). Так что для них отмена ЕСН и переход на уплату страховых взносов за себя, исходя из МРОТ, может оказаться весьма выгодным вариантом.

Еще одним положительным изменением для предпринимателей-общережимников является то, что уплачивать страховые взносы во все фонды (не только в ПФР, но и в федеральный и территориальный ФОМС) можно будет в любое время не позднее 31 декабря текущего календарного года - хоть единовременно, хоть по частям, как удобно. Никаких обязательных авансовых платежей по страховым взносам за себя для данной категории плательщиков не установлено.

Расчет по начисленным и уплаченным взносам нужно будет подавать в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Добровольные отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Как и в прошлые годы, индивидуальные предприниматели не обязаны уплачивать страховые взносы в ФСС РФ за себя. Однако они могут добровольно вступать в отношения с ФСС РФ, чтобы получать больничные и декретные.

Более конкретно порядок уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями и иными лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством РФ. В частности, с 1 января 2010 г. действуют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790. А разъяснения по их применению должно давать Минздравсоцразвития России по согласованию с ФСС РФ.

Предприниматель, желающий воспользоваться такой возможностью, должен подать в территориальный орган ФСС РФ по месту своего жительства заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для регистрации в качестве страхователя, и ему должно быть выдано уведомление о регистрации его в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Далее предприниматель должен ежегодно уплачивать страховые взносы в ФСС РФ в порядке, аналогичном уплате страховых взносов в другие фонды. Иными словами, годовая сумма страхового взноса в ФСС РФ исчисляется исходя из стоимости страхового года, определяемой как произведение МРОТ на начало года, умноженного на ставку взносов в ФСС РФ, установленную Законом N 212-ФЗ (составляющую 2,9%), и увеличенного в 12 раз. Значит, при МРОТ, равном 4330 руб., годовая сумма взносов составляет 1506,84 руб.

Уплачивать эти страховые взносы нужно ежегодно до 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Производить уплату взносов можно либо в безналичном порядке на счета территориальных органов ФСС РФ, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию (то есть через кассу банка), либо почтовым переводом.

При условии уплаты взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай, предприниматель, вступивший в "добровольно-обязательные" отношения с ФСС РФ, получает право на получение страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

А вот если страховые взносы за соответствующий календарный год не были уплачены до 31 декабря текущего года, имевшиеся между предпринимателем и ФСС РФ правоотношения по социальному страхованию считаются прекратившимися с 1 января следующего года. Поэтому в срок не позднее 20 января территориальный орган ФСС РФ направит предпринимателю соответствующее решение о прекращении правоотношений.

Кроме того, в течение месяца со дня, следующего за днем направления данного решения, территориальный орган ФСС РФ должен будет вернуть предпринимателю сумму страховых взносов, полученных в календарном году, предшествующем году прекращения правоотношений (на практике это может иметь место в случае, если предприниматель в течение года вносил некоторые суммы взносов, но не уплатил всю необходимую годовую сумму до 31 декабря). Те же правила установлены для случаев снятия предпринимателя с регистрационного учета в территориальном органе ФСС РФ.

Предприниматель, вступивший в добровольные отношения с ФСС РФ, будет получать социальные пособия из средств ФСС РФ. Поэтому посмотрим, а на что, собственно, сможет рассчитывать "добровольно-обязательно-застраховавшийся" предприниматель.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ с первого дня временной нетрудоспособности. При этом в п. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ установлено, что назначение и выплата пособий таким предпринимателям будет осуществляться территориальным органом ФСС РФ.

В соответствии с нормами пп. 6 п. 1 ст. 1.2 и п. 2.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ под средним заработком для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, понимается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом на день наступления страхового случая. Конечно же, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет не может быть ниже минимального размера пособия, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Те же правила зафиксированы и в новой редакции Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375). Кроме того, в Положении разъясняется, что средний дневной заработок для начисления больничных и декретных предпринимателям, добровольно вступившим в отношения с ФСС РФ, рассчитывается путем деления МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай. А сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет исчисляется исходя из суммы МРОТ, без исчисления среднего заработка и без применения коэффициента 30,4.

Таблица 1. Уплата ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ЕСН)

(Налоговый кодекс РФ)

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

(Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ)

Ставка ЕСН в ФБ РФ

20,0 % налоговой базы, не превышающей 280 000 руб.;

56 000 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 280 000 руб. (при налоговой базе от 280 001 руб. до 600 000 руб.);

81 280 руб. (при налоговой базе свыше 600 000 руб.).

Тариф страховых взносов в ПФ РФ

15,8% (СХТП),

14,0% (УСН, ЕНВД, инвалиды),

10,3% (ЕСХН)

Ставка ЕСН в ФСС РФ

2,9% налоговой базы, не превышающей 280 000 руб.;

8 120 руб. + 1,0 % с суммы, превышающей 280 000 руб. (при налоговой базе от 280 001 руб. до 600 000 руб.);

11 320 руб. (при налоговой базе свыше 600 000 руб.).

Тариф страховых взносов в ФСС РФ

1,9% (СХТП),

0,0% (УСН, ЕНВД, инвалиды),

от базы для начисления страховых взносов (до 415 000 руб.).

Ставка ЕСН в ФФОМС РФ

1,1% налоговой базы, не превышающей 280 000 руб.;

3 080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб. (при налоговой базе от 280 001 руб. до 600 000 руб.);

5 000 руб. (при налоговой базе свыше 600 000 руб.).

Тариф страховых взносов в ФФОМС РФ

1,1% (СХТП),

0,0% (УСН, ЕНВД, инвалиды),

от базы для начисления страховых взносов (до 415 000 руб.).

Ставка ЕСН в ТФОМС РФ

2,0% налоговой базы, не превышающей 280 000 руб.;

5 600 руб. + 0,5 % с суммы, превышающей 280 000 руб. (при налоговой базе от 280 001 руб. до 600 000 руб.);

7 200 руб. (при налоговой базе свыше 600 000 руб.).

Тариф страховых взносов в ТФОМС РФ

1,2% (СХТП),

0,0% (УСН, ЕНВД, инвалиды),

от базы для начисления страховых взносов (до 415 000 руб.).

Налоговая база

сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период (календарный год) в пользу физических лиц, без ограничения предельной величиной.

База для начисления страховых взносов

сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Изменения в программе, 212-ФЗ

Начисление заработной платы в 2010 году

На рисунке 5 показано начисление заработной платы за январь 2010 года сотрудникам предприятия, применяющего основную систему налогообложения (Обычный И.И., Инвалид П.П., ЕНВД С.С., Иностранец_платит Ф.Ф., Иностранец_не_платит О.О.), причем:

  • первый сотрудник не имеет особенностей, платит взносы во все фонды;
  • второй является инвалидом, платит взносы только в ПФ (страховой и накопительный), имеет пониженный процент выплат по травматизму;
  • третий работает в подразделении на ЕНВД, платит взносы только в ПФ;
  • четвертый является временно проживающим иностранцем (поле «Резидент» в карточке сотрудника), платит взносы во все фонды;
  • пятый является временно пребывающим иностранцем (поле «Резидент» в карточке сотрудника), не платит страховые взносы. Заработная плата начисляется ему по отличной от остальных сотрудников статье.


Рисунок 5. Начисление заработной платы в 2010 году.

На рисунке 6 показано начисление заработной платы тем же сотрудникам за декабрь 2009 года. Суммы уплачиваемые за сотрудников остались те же, исключение составляют временно пребывающие иностранцы, на их доход до 2010 года начислялся ЕСН.

На диаграмме 1 показаны максимальные размеры выплат ЕСН в 2009 году и страховых взносов в 2010 году (ОСН) на каждое физическое лицо.


Рисунок 6. Начисление заработной платы в 2009 году.


Диаграмма 1.

Новое в обеспечении пособиями, 213- ФЗ

Таблица 2. Максимальные размеры пособий в 2009 и 2010 годах.

Вид пособия

Размер

2009 г.

2010 г.

% роста

Пособие по временной нетрудоспособности

100% свыше 8 лет

18720 руб.

34583 руб.

(415 тыс. руб.:12 мес.)

80% заработка - при страховом стаже от 5 до 8 лет

27666 руб.

(34583 руб. х 80%)

60% заработка - при страховом стаже до 5 лет

20750 руб.

(34583 руб. х 60%)

Пособие по беременности и родам

100% заработка

25390 руб.

34583 руб.

(415 тыс. руб.:12 мес.)

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

40% заработка

7492 руб.

13833 руб.

(34583 руб. х 40%)

Таблица 3. Выплаты пособий по обязательному социальному страхованию.

По действующим нормам

По нормам федерального закона

от 29.12.2006 № 255-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Размеры пособия по временной нетрудоспособности:

1. По общим правилам: 60% среднего заработка при общем страховом стаже до 5 лет;

80 % среднего заработка при общем страховом стаже от 5 до 8 лет;

100% среднего заработка при общем страховом стаже 8 лет и более.

При страховом стаже до 6 месяцев - пособие выплачивается в размере не превышающем минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.

1. Норма сохранена.

2. Пособие в размере 100% заработка не зависима от страхового стажа для:

1) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

3) граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

4) граждан из подразделений особого риска.

2. Норма сохранена.

3. Пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 15 лет при амбулаторном лечении:

за первые 10 календарных дней - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа;

с 11-го календарного дня - в размере 50 % заработка.

3. Норма сохранена.

Максимальный размер пособия:

1. Пособия по временной нетрудоспособности:

Ежегодно устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (в 2009 году 18 720 руб. за полный календарный месяц).

1. Максимальный размер пособия отменяется, но пособие ограничивается страховой суммой, на которую начисляются страховые взносы (415 000 руб. за календарный год). В связи с этим размер пособия за полный календарный месяц составит:

при страховом стаже до 5 лет (60% среднего заработка) - 20 750 руб.;

при страховом стаже от 5 до 8 лет (80% среднего заработка) - 27 666 руб.;

при страховом стаже свыше 8 лет (100% среднего заработка) - 34 583 руб.

2. Пособия по беременности и родам:

Ежегодно устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (в 2009 году - 25 390руб. за полный календарный месяц).

2. Максимальный размер пособия отменяется, но пособие ограничивается страховой суммой, на которую начисляются страховые взносы (415 000 руб. за календарный год). В связи с этим размер пособия за полный календар- ный месяц составит 34 583 рублей.

3. Ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка, но не может быть менее 1873,10 руб. на первого ребенка и 3746,20руб. на второго и последующих детей, но не более 7492,40 рублей на 01.01.2009 года.

3. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка, но не более 13 833 руб.

Порядок выплаты пособий:

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются:

1.1. По основной работе и по всем местам работы на условиях внешнего совместительства;

1.1. Норма сохранена.

1.2. За первые 2 дня нетрудоспособности сохраняется средний заработок за счет средств работодателя, с 3-го дня нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации(при заболевании и травмах);

1.2. Норма сохранена.

1.3. В случаях ухода за больным членом семьи, при карантине, при протезировании, при долечивании в санаторно-курортном учреждении непосредственно после стационарного лечения пособие выплачивается с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда.

1.3. Норма сохранена.

2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается только по основному месту работы.

2. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивается по одному месту работы по выбору застрахованного лица.

Порядок исчисления пособия:

Пособие исчисляется из среднего заработка работника за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. При исчислении пособий учитывается только виды выплат, которые относятся к заработной плате.

Пособие исчисляется из всех видов дохода, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, на которые начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Выплата пособий работникам, работающим у работодателей, применяющих специальные налоговые режимы:

Пособие по временной нетрудоспособности назначается и исчисляется по общим правилам. При этом пособие выплачивается из двух источников:

за счет средств Фонда - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

за счет средств работодателя - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ утрачивает силу.

В связи с этим пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается по общим правилам полностью за счет средств ФСС.

Изменения в программе, 213-ФЗ

На рисунках 7-8 показан расчет пособии по временной нетрудоспособности в 2009, 2010 годах соответственно. Изменился максимальный размер дневного пособия:

  • в 2009 году он считался как
    • на первого ребенка 1 873,1 рублей;
    • на второго - 3 746,2 рублей.

    Для 2010 года эти суммы будут изменены (после принятия бюджета на 2010 г.).

С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Изменения затрагивают первую часть Кодекса, а также главы об НДС, акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном и земельном налогах, налоге на имущество организаций. Большое количество внесенных изменений касается порядка расчета налога на прибыль. Однако самым значимым событием текущего года стала замена ЕСН страховыми взносами.

Размеры страховых взносов для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Размеры страховых взносов для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных обшин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Размеры страховых взносов для работодателей

(за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

Таблица 2.2

На финансирование страховой части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 14,0 % 8,0 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 39 200 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 22 400 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 1!ублей 56 800 рублей 32 320 рублей 24 480 рублей


Вышеуказанным Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ введены переходные положения, которые говорят о том, что в течение 2005-2007 гг. для страхователей, лиц, производящих выплаты физическим лицам, в том числе:

Организаций;

Индивидуальных предпринимателей;

Физических лиц и выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года ро­ждения и моложе применяются другие ставки страховых взносов: (табл.2.3).

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопи­тельной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопле­ния, учтённые в специальной части индивидуального лицевого сче­та, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 г.

Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществля­ется Счётной палатой РФ. В Законе также предусмотрен контроль со стороны наблюдательного совета страховщика, которые должен создаваться в порядке, определяемом Правительством РФ.

Пенсионная реформа и введение в силу новых пенсионных законов было осуществлено на фоне устойчивого финансового положения ПФР в 2001-2002 гг., при наличии существенного резерва пен­сионных средств. Однако сложная система финансирования, не­сформированная до конца правовая база, а также ряд текущих и прогнозируемых макроэкономических показателей вызывают мно­го сомнений в гарантиях финансовой устойчивости системы. Одним из приоритетов доработки правовой базы является принятие закона о Пенсионном фонде России.

Таблица 2.3

Размеры страховых взносов для работодателей (за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования и крестьянских (фермерских) хозяйств).

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 г. рождения и старше Для лиц 1967 г. рождения и моложе
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280 000 рублей 10,3 % 4,3 % 6,0 %
От 280 001 рубля до 600 000 рублей 28 840 рублей + 5,5 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 12 040 рублей + 3,1 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей 16 800 рублей + 2,4 % с суммы пре­вышающей 280 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 46 440 рублей 2960 рублей 24 480 рублей

Таблица 2.4

Предельная величина доходов каждого физлица для начисления страховых взносов будет составлять 415 тыс. руб. (она будет определяться нарастающим итогом с начала календарного года). При превышении лимита страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено;

Претерпел изменения перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами: некоторые выплаты из него исключены (например, компенсация за неиспользованный отпуск), но при этом имеется и ряд дополнений;

Что касается тарифов, то в 2010 г. плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, всего должны перечислить в страховые фонды взносов 26 процентов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 тыс. руб. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, ЕСХН или уплачивающих ЕНВД, а также для лиц, использующих труд инвалидов, на 2010 г. установлен пониженный тариф;

отчитываться по страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, должны будут четыре раза в год. Расчеты по начисленным и уплаченным взносам нужно будет подавать в территориальные органы ПФР и ФСС РФ (по месту учета плательщика).

24 июля 2009 года был принят федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший:

1. В 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов:

Пенсионный фонд Российской Федерации 20,0 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации 2,9 процента

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1,1 процента

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,0 процента.

2. В 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:

Пенсионный фонд Российской Федерации 15,8 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации 1,9 процента

Федеральный фонд особой экономической зоны, для организаций и индивидуальных предпринимателей, обязательного медицинского страхования 1,1 процента

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,2 процента.

2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой применяющих упрощенную систему налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности), для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональных и местных отделений (далее - общественные организации инвалидов), для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов:

Пенсионный фонд Российской Федерации 14,0 процента

3) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог:

Пенсионный фонд Российской Федерации 10,3 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации 0,0 процента

Федеральный фонд особой экономической зоны, для организаций и индивидуальных предпринимателей, обязательного медицинского страхования 0,0 процента

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 0,0 процента.

3. В 2010 году выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации плательщикам страховых взносов, указанным в части 2 настоящей статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в 2010 году в соответствии с тарифами, установленными частью 1 настоящей статьи, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в 2010 году в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период.

4. В 2010 году при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные частью 1 настоящей статьи.

С 1 января 2010 года вступают в силу федеральные законы, которые, в числе прочих изменений, меняют порядок взаимодействия страхователя с Пенсионным фондом.

Основным изменением является отмена единого социального налога и восстановление (как самостоятельных обязательных платежей) страховых взносов в Пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования. При этом функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, т.е. учет, контроль и взыскание, возлагаются на Пенсионный фонд.

Для страхователей-работодателей всех форм собственности эти нововведения, по сравнению с ныне действующим законодательством, означают:

Платежи по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию, начиная с начислений за январь 2010 года, должны перечисляться на счета Отделения ПФР, открытые в органах Федерального казначейства. Сумма для перечисления определяется в полных рублях. Новые коды бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование можно будет узнать в территориальных органах ПФР в декабре 2009г. - январе 2010г.

Срок уплаты страховых взносов в ПФР и ФОМС: ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Начисленные, но неуплаченные до 15 числа страховые взносы признаются недоимкой, подлежат взысканию с начислением пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, начиная уже с 16-го числа каждого месяца.

Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФОМС представляется в территориальные органы ПФР по месту регистрации страхователя ежеквартально, начиная с 1 квартала 2010 года,. Срок отчетности - до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Вводится новая форма квартальных отчетов.

Страхователи с численностью более 100 человек (с 2011 года с численностью более 50 человек) представляют отчетность по электронным каналам связи, с электронно-цифровой подписью. Это же положение распространяется и на отчетность по индивидуальным сведениям персонифицированного учета.

Индивидуальные сведения персонифицированного учета по взносам в ПФР представляются: в 2010 году - за каждое полугодие, а с 2011 года - за каждый квартал. Срок представления - в течение месяца со дня окончания отчетного периода.

С заявлениями на зачет, возврат излишне (неправильно) перечисленных страховых взносов в ПФР и ФОМС, а также в целях сверки взносов и получения различных справок по расчетам с ПФР и ФОМС, за периоды с 2010 года, следует обращаться в территориальные органы ПФР по месту регистрации.

Территориальные органы ПФР получают право производить камеральные проверки ежеквартальных расчетов по страховым взносам, а также документальные проверки правильности расчетов по средствам ПФР и ФОМС с периодичностью 1 раз в 3 года.

Изменяется порядок взыскания недоимки по взносам, пеням, штрафам по средствам в ПФР и ФОМС - территориальные органы ПФР получают возможность списывать недоимку непосредственно с расчетного счета должника без привлечения к данной операции других структур. В случае отсутствия средств на расчетном счете, либо при отсутствии расчетного счета, недоимка будет взыскиваться за счет иного имущества судебными приставами на основании решения ПФР, а в отдельных случаях - по исполнительному листу на основании судебного решения.

Ужесточается ответственность страхователей за различные нарушения вышеуказанного законодательства. Штрафы начисляются за:

Нарушение сроков регистрации в заявительном порядке;

Нарушение сроков представления индивидуальных сведений персонифицированного учета;

Нарушение сроков представления квартальных расчетов;

Неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижение базы для расчета или неправильного исчисления страховых взносов;

Отказ/непредставление в установленный срок документов для осуществления контроля.

Изменяется налогооблагаемая база для начисления страховых взносов. Подробный перечень выплат, на которые начисляются и не начисляются взносы, изложен в ст. 8,9 Федерального закона № 212-ФЗ. Предельная величина налогооблагаемой базы по каждому работнику не превышает 415 тыс. руб. в год. На сумму доходов работающего, превышающую 415 тыс. руб. в течение года, взносы не начисляются. Указанную сумму предполагается ежегодно индексировать в зависимости от роста средней заработной платы.

Основные тарифы на 2010 год: в ПФР - 20% (из них 6% на накопительную часть трудовой пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе), в Федеральный ФОМС - 1,1%, в территориальные ФОМС - 2,0%.

Основные тарифы с 2011 года: в ПФР - 26% (из них 6% на накопительную часть трудовой пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе), в Федеральный ФОМС - 2,1%, в территориальные ФОМС - 3,0%.

Выделены отдельные категории страхователей, уплачивающих страховые взносы в 2010-2014 гг. по пониженным ставкам (ст. 57, 58 Федерального закона № 212-ФЗ).

Плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации:

Об открытии (закрытии) счетов в банке в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) счетов;

О создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания (закрытии) обособленного подразделения;

О реорганизации или ликвидации организации прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Плательщики страховых взносов должны обеспечивать в течение шести лет сохранность документов, подтверждающих исчисление сумм страховых взносов.

Для страхователей, в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, глав крестьянско-фермерских хозяйств), уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (до 2010г. страховые взносы в виде фиксированного платежа)

Данные категории налогоплательщиков будут уплачивать страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Уплата за текущий год может производиться либо частями, либо полностью в течение всего года. Окончательный срок уплаты - 31 декабря. Неуплаченная сумма платежа признается недоимкой, взыскивается с начислением пени.

Размер суммы страхового взноса на текущий год рассчитывается исходя из установленной на начало года минимальной заработной платы, умноженной на основной тариф страхового взноса (отдельно для каждого Фонда), увеличенный в 12 раз.

До 1 марта года, следующего за расчетным, в территориальный орган ПФР предоставляется расчет по страховым взноса в ПФР и ФОМС.

Декларация за 2009 год представляется в налоговые органы по законодательству, действующему до 01.01.2010года.

Более подробную информацию можно получить в Управлении ПФР по месту регистрации.

Отделение ПФР по Саратовской области

Уплата страховых взносов в 2010 году. Итак, с 2010 года взносы на обязательное социальное и пенсионное страхование перестают считаться налогами. При их исчислении и уплате нужно руководствоваться Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).

Теперь никаких указаний на то, каким образом определять размер суточных при служебных командировках, нет.

Тарифы страховых взносов

Уплата страховых взносов в 2010 году. Основное новшество в уплате страховых взносов заключается в том, что с 1 января 2010 года не применяются регрессивные ставки. Взносы начисляют в каждый внебюджетный фонд по соответствующей ставке, пока облагаемые выплаты работнику не превысят максимальную сумму 415 тыс. руб.

Однако тарифы страховых взносов вырастут. Если в 2010 году будут действовать пониженные тарифы, которые в общей сумме составят 26 процентов, то уже в 2011 году общая ставка взносов достигнет 34 процентов. Распределяться взносы будут так:

Отметим, что организации имеют право уменьшить сумму взносов на обязательное социальное страхование, подлежащую уплате в ФСС России, на сумму фактически произведенных расходов на выплату разрешенных пособий. В этом случае применяют перечень пособий, который установлен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ).

Порядок уплаты страховых взносов

Начислять и уплачивать страховые взносы нужно по итогам каждого календарного месяца исходя из сумм выплат в пользу каждого работника. Датой осуществления выплат признается день их начисления.

К рассчитанной нарастающим итогом сумме выплат применяют соответствующую ставку взносов. После этого сумму взносов уменьшают на сумму ранее начисленных ежемесячных платежей. В таком порядке определяют поступления в каждый из внебюджетных фондов (ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Ежемесячный взнос подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Здесь принципиальных изменений не произошло. Такой же порядок применяется в отношении единого соцналога и НДФЛ.

Сроки представления отчетности

В связи с введением новых правил декларация по единому социальному налогу упраздняется. Вместо нее все организации будут ежеквартально представлять отчетность в территориальные органы ПФР и ФСС России по формам, которые утвердит Минздравсоцразвития России.

Срок сдачи отчетов в Пенсионный фонд РФ – до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Это означает, что отчитаться, например, за I квартал 2010 года нужно до 1 мая 2010 года (подп. 1 п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Как видим, срок для подготовки отчета в этот фонд увеличен.

В ФСС России расчеты по-прежнему должны поступить до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Организации, которые не имеют льгот, в 2010 году будут распределять взносы следующим образом:

Льготные категории плательщиков, включая имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, а также перешедших на упрощенную систему налогообложения, в 2010 году уплачивают взносы в Пенсионный фонд РФ так:

А вот те плательщики, которые будут переходить на общий тариф в течение 2011-2014 годов, взносы распределяют в таком порядке.