Польша: большие амбиции и жизнь взаймы. Ввп польши на душу населения. Темпы роста ВВП Польши

Любому мигранту, собирающемуся в данную страну, важно знать, какова социально-экономическая ситуация здесь.

Это поможет разобраться в местной системе налогообложения, включая важный для предпринимателей возврат НДС, а также заранее оценить реальный уровень жизни тут по объективным экономическим факторам. В данной статье мы разберемся с основными параметрами, которые имеет экономика Польши, и которые важны, в том числе, для мигранта.

Экономика Польши: Темпы роста ВВП

С 1991 года экономика Польши получила мощный рывок, и всего за несколько лет по своим показателям сравнялась с системами таких мощных стран как Германия или же Франция.

Этому поспособствовало сразу несколько факторов, в частности, продуманная политика развития различных экономических отраслей, посильные и для бизнеса, и для частных лиц налоги, а также поэтапное выполнение стратегических планов в каждой отрасли. Все это в совокупности дало удивительные результаты.

ВВП Польши сохраняет положительную динамику уже на протяжении 23 лет, что делает страну абсолютным рекордсменом среди европейских стран. В среднем рост ВВП в этой стране ежегодно составляет примерно 4%. Характер его, разумеется, неравномерен, так как за указанный период были и времена относительного экономического затишья, и достаточно бурного развития.

Наиболее значительными периодами роста ВВВ именно в Польше стали 1995-1998 годы, когда рост составлял до 7% и выше. После 1998 темп развития ВВП несколько замедлился в связи с российским кризисом, и уже в 2003-2008 опять ВВП Польши вышел на уровень 5% и выше ежегодно.

Даже в более тяжелые для всей экономической системы ЕС 2009-2014, ВВП Польши был положительным и в среднем не спускался на отметку ниже 2%, когда же в иных странах спад был достаточно серьезным, за счет чего экономика многих субъектов пострадала.

Ныне ВВП Польши имеет средний рост в 3,4%, что было отмечено даже в не самые успешный для Европы 2015 и начало 2016 года. В целом же по ВВП прогнозы именно для этой страны остаются на очень высоком уровне. Считается, что до 2015 года именно это государство станет лидером по росту ВВП среди всех остальных стран.

Прогнозируют, что уже в ближайшие годы уровень роста ВВП остановится примерно на отметке 2%, хотя у той же Германии таковой составит всего 1,6% ВВП. Естественно, такие прогнозы делают данную страну одним из наиболее инвестиционно привлекательных объектов, а также лучших мест для миграции уже в годы ближайшие.


Экономика выбранной страны имеет целый ряд интересных особенностей, которые как раз и провоцируют в ней повышенный рост ВВП. К таковым необходимо отнести:

  • Сниженную долю в общей массе сектора услуг.
  • Большой процент сектора реального, что обеспечивает стабильный рост и уровень ВВП именно для данного региона.
  • Упор на промышленность и ремонт механизмов. Данные отрасли составляют в среднем 24,7%, 18,8% соответственно.
  • Низкий уровень долга частных хозяйств перед государством.

Банковская система страны достаточно консервативна, имеет достаточно малый процент в общем ВВП. Сердцевиной же экономической системы по праву можно посчитать средний, а также малый бизнес, который даже в кризисные периоды в достаточно консервативном польском обществе остаётся на плаву.

Все это как раз и привело к тому, что при стагнации общей европейской банковской системы именно Польше удалось ВВП удержать и даже иметь стабильный рост. В настоящее время здесь экономика по отраслям полностью практически сформирована. Сейчас же и государство, и различные частные предприниматели заинтересованы в стабильном развитии системы. Они повышают конкурентный уровень товаров и услуг, и прогнозировано уже в ближайшие годы выйдут на лучшие места торговли мировой.


В отличие от иных государств Евросоюза, экспорт и импорт в экономике страны не имеет значительного веса, потому и ситуация на международном рынке на нее влияет достаточно слабо, по крайней мере, по сравнению с другими экономическими системами ЕС.

Сейчас же внешнеторговый баланс именно этой страны сальдо имеет отрицательное, хотя динамика его положительна, и с 2013 года тут также отмечается вполне серьезный рост, за счет того, что экспорт и импорт возросли.

Если говорить о тех основных партнерах, под которые заточена экономика страны в текущее время, то к таковым отнести стоит страны ЕС (здесь заключены долгосрочные договора во многих отраслях), а также США, Норвегию и Россию.

Кроме того, в последние годы немалую долю во внешнеэкономических отношениях именно данного государства азиатские страны. Налажены сегодня торговые отношения с Китаем, а также Кореей.


В настоящее время импорт Польши делает данное государство 22-й страной в мире по данному экономическому показателю. В последние годы данный показатель имел достаточно серьезный рост, который составил 8,2%. Наиболее значительную часть импорт имеет в поставках нефти, а также автомобильных запчастей. Оба направления имеют импорт на уровне до 5%.

Также импорт Польши включает в свою структуру продукцию пищевой промышленности, машиностроения, товары легкой промышленности. Кроме того, в последние годы очень весомым стал импорт не только сырья, но и технологий, а также рабочей силы именно в данное государство. Это позволяет привлекать сюда важнейшие ресурсы для различных отраслей, что также обеспечивает государству весьма стабильный рост.

Кроме того, через эту страну проводится импорт из стран Восточной Европы в ЕС. В частности, именно через данную территорию проводится импорт газа и различных продуктов горной промышленности.

Также именно через эту территорию в Европу заходит практически вся сырьевая база. Для экономики данного государства такой импорт является значительным источником национального дохода. И, вполне вероятно, что уже в ближайшее время, используя именно такой импорт, экономика страны сможет увеличить темпы собственного роста.


Экспорт Польши составляет не более 40% общего валового продукта страны. Однако же, несмотря на это экспорт в самой Польше выстроен достаточно хорошо. В настоящее время по данному параметру государство занимает 27 место в мире, а также 25- е в части наиболее крупных государств-импортеров.

Наиболее значительные позиции в мире имеет экспорт Польши в частях продукции горной промышленности (в основном угля, но также имеется экспорт и меди, стали), химической промышленности, занимающей в таком секторе как экспорт вторую позицию, машиностроения, а также картона. Также страна обеспечивает на достаточно хорошем уровне экспорт сельхоз продукции. В основном это фрукты и овощи, а также практически вся продукция животноводства, в том числе, крупный рогатый скот.

Также Польша обеспечивает экспорт таких товаров как бытовая техника, одежда и обувь. Однако же данные виды продукции идут именно на экспорт в основном в страны Восточной Европы, так как по уровню качества несколько уступают той продукции, которая котируется в Евросоюзе.

Если же говорить о тех отраслях, в которых экономика получила отрицательное сальдо по параметру экспорт, то к ним нужно отнести торговлю керамическими изделиями. Иные отрасли внешней торговли развиты в этой стране слабо. Однако возможно, что с развитием отдельных отраслей польского хозяйства, данная ситуация сможет в сжатые сроки измениться, и здесь экспорт также получит достаточно высокий удельный вес в общей структуре торговли уровня международного.


Как и показатели валового продукта и торговли, социальные индикаторы данной страны также достаточно сильно выросли. В настоящее время можно отметить следующие параметры, важные для понимания ситуации в данной стране:

  • Валового продукта на душу населения проходится в среднем 11500 $.
  • Продолжительность жизни, средняя для данного региона составляет 64,3 года.
  • Высокий уровень грамотности населения. Более 90% людей, работающих в данной стране и выплачивающих налоги, имеют среднее образование.
  • Хороший уровень социальной активности людей активное участие их в жизни страны, социальных программах и выборах. Более 50% населения регулярно ходит на выборы и заинтересованы в наиболее активном развитии этой страны.
  • Низкий уровень относительной бедности среди населения.
  • Минимальный уровень преступлений с применением насилия — всего 3,3% по последним данным даже с учетом высокого процента мигрантов в данной стране в нынешнее время. Именно по этой причине государство считают одним из наиболее в Европе безопасных.
  • Малое количество заключенных, отбывающих в настоящее время срок в государстве.

Столь высокие показатели социальные, имеющиеся в данном государстве ныне, во многом — заслуга местных властей. Так здесь в настоящее время эффективны все нормы защиты прав человека, в том числе, для иностранцев. Государство контролирует импорт, экспорт, возврат НДС и все имеющиеся налоги.

Все это, естественно, создаёт благоприятные условия для развития экономики в различных секторах и увеличения благосостояния населения. Необходимо, однако, отметить, что номинально некоторые экономические показатели защищенности населения, к примеру, валовый продукт на душу, здесь ниже, чем в иных странах Европы.

Однако же учитывая сравнительно невысокий уровень цен (который во многом удерживает малый импорт), можно сказать, что обитатели этой страны живут безбедно. Также вполне прогнозирован дальнейший рост данных показателей с общим улучшением экономической ситуации.

Налогообложение в этой стране предусматривает выплату двух типов налогов: косвенные (среди которых НДС, налог с азартных игр и, разумеется, акциз), а также прямые (подоходный, на недвижимость или транспорт и другие). Существуют следующие особенности выплаты таких налогов:

  • Подоходный для всех трудоустроенных в Польше резидентов, нерезидентов. Ставка его зависит от уровня дохода. Если человек получает за год до 85528 злотых, заплатить нужно всего 18%. Если выше, нужно заплатить 32% и 14839,02 злотых. Для частных же предпринимателей налоги составят 19% всего.
  • CIT – подоходный для предприятий. Составляет, как и для частников, 19%. Альтернативой его может быть тоннажный налог на продукцию, который также выплачивается ежемесячно.
  • На дарение или же наследство. Сумма определяется в порядке частном с учетом и стоимости передаваемого объекта, также и степени родства.
  • Налоги на выигрыш.
  • НДС. Именно такой налог в Польше может иметь различные ставки, применимые для тех или иных видов продукции. Это 23% — стандартная ставка НДС, 8%, 5%, 3% — НДС для некоторых изданий и продуктов питания, 0% — экспортные товары: принтеры, сканеры и другие виды товаров. Освобождены от уплаты НДС заведения медицинские, социальные и некоторые финансовые службы.

Также в Польше действуют сельскохозяйственный, лесной, от гражданско-правовых действий (в основном сделки продажи) налоги. Их ставки, а также периодичность оплаты определяется с учетом конкретного вида деятельности предпринимателя.

Согласно польским правилам, налоги, в том числе, и подоходный, и НДС, выплачиваются по месту регистрации согласно установленным срокам подачи декларации. Часть платежей является ежемесячной (как НДС), часть выплачивается разово, а некоторые налоги нужно выплачивать раз в квартал. Сельскохозяйственные налоги выплачиваются в четырех частях: до 15.03, до 15.05, до 15.09, до 15.11. И так ежегодно.


Иностранцы в Польше также не освобождаются от налогообложения и обязаны вносить регулярные платежи, если официально работают или ведут бизнес в этой стране. Для того, однако, чтобы такие платежи совершать, мигрантам предварительно необходимо получать налоговый номер индивидуальный PESEL, по которому в дальнейшем вас и поставят на учет.

Принципы налогообложения для нерезидентов, к слову, совершенно не отличаются от правил оплаты налогов гражданами данной страны.

Всю необходимую информацию и о налоговых ставках, и о правилах подачи отчетности, и о возможности возврата НДС, можно в польских государственных учреждениях. Они предоставляют консультации независимо от того, являетесь вы резидентом Польши либо же нет, и помогут вам избежать ошибок при подаче декларации и, конечно, штрафов.

Польша это одно из первых государств, которое покинуло блок социалистических стран и встала на ноги капитализма и истинной демократии по-американски. Так чего же наши соседи славяне добились за эти 30 лет? На этот и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этом материале.

Давайте познакомимся с основными показателями Польши для того, что бы понимать, что же все-таки это за страна и какие у нее экономические показатели. Все показатели я постараюсь давать на 2017 год, кроме тех случаев, когда их нет, тогда будут даваться примечание, на какой год указаны эти данные.

Статистические данные Польши на 2017 год

На 2017 год население Польши составляет — 38,634 млн. чел , территория – 312 679 км2 , плотность населения – 123 чел/км2 .

Номинальное ВВП – 509,955 млрд $ , на человека — $13 429 . ВВП по ППС — 1110 млрд $ , на человека — $29 250 . Рост ВВП – 3,1% (2016) и 3,3% (2017), прогноз роста ВВП — 3,2% (2018), 3,2% (2019). Распределение ВВП по секторам экономике выглядит так: agriculture – 2,6% ; industry — 38.5% ; services — 58.9% (2016). Инфляция – 1,8% (CPI, 2017).

Коэффициент Джини — 29.8 (2014) – это статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределён показатель.

Рабочей силы – 17,64 млн. человек (2016), распределение рабочей силы по секторам: agriculture – 11,5% ; industry – 30,4% ; services – 58,1% (2015). Безработица составляет – 4,6% (Eurostat, September 2017). Средняя зарплата — €975,96/$1 320 в месяц (2014). Главные отросли промышленности — machine building, iron and steel, mining coal, chemicals, ship building, food processing и glass.

Экспорт и Импорт (2016)

Экспорт — $195.70 млрд. (2016). Экспортные товары — machinery and transport equipment — 37.8%, intermediate manufactured goods — 23.7%, miscellaneous manufactured articles — 17.1%, food and live animals — 7.6% (2012 est.).

Лучшие экспортные страны: Germany — 27.3% , United Kingdom — 6.6% , Czech Republic — 6.6% , France — 5.4% , Italy — 4.8% , Netherlands — 4.5%

Импорт — $193,60 млрд. (2016). Импортные товары — machinery and transport equipment 38%, intermediate manufactured goods 21.0%, chemicals 15.0%, minerals, fuels, lubricants and related materials 9.0% (2011 est.)

Лучшие импортные страны: Germany — 28.3% , China — 7.9% , Netherlands — 6% , Russia — 5.8% , Italy — 5.3% , France — 4.2% , Czech Republic — 4.1% ,

Всего зарубежных инвестиций — $224,5 млрд . (31 December 2016 est.), государственный внешний долг — $347,8 млрд. или 48,4% от ВВП (31 December 2016).

Государственный бюджет (2016):
— доходы в бюджет — $79,75 млрд.
— расходы — $91,45 млрд.

Экономическая помощь Европейского Союза:
Выделено $137 млрд. на структурные реформы на протяжении 2007–2013 годов. Планируется выделить еще $142 млрд. на структурные реформы в 2014–2000 годах.
Золотовалютные резервы страны – $114.4 млрд . (31 December 2016 est.)

Как видите очень хорошие показатели у экономики Польши, так на протяжении 2007-2017 годов в ее экономику было влито экономической помощью и инвестициями более $410 млрд. Не плохой показатель, как для страны загнивающего Запада. Например, весь ВВП Украины в 2017 году планируется на уровне $104 млрд , а ВВП России на 2017 год – $1 469 млрд, Белоруссии — $53 млрд , Казахстана — $156,2 млрд.

Теперь давайте посмотрим на динамку развития ВВП Польши с 1986 года по 2017 год. Будут рассмотрены разные показатели и сведены в таблицу. Также построено несколько графиков, для более наглядного понимания некоторых процессов.

Таблица: Динамика ВВП Польши 1986-2017 годы (по данным ЦРУ)

Таблица:

год Население, млн ВВП, номинал, $ ВВП, ППС, $ рост ВВП, % Инфляция, % Безработица, % пром произ, % экспорт, млрд. $ импорт, млрд. $ гос долг, % к ВВП
1986 37,6 73,7 191,1 3,5 17,8
1987 37,8 63,7 201,2 2,3 25,2
1988 37,8 68,6 214,9 3,3 60,2
1989 37,8 66,9 231,5 3,8 251,1
1990 38,2 62,1 223,2 -7,2 585,8 6,3
1991 38,3 80,5 215 -7 70,3 11,8
1992 38,4 88,7 224,5 2 43 13,6
1993 38,5 90,4 239,3 4,3 35,3 16,4
1994 38,6 103,7 257,2 5,2 32,2 11,4
1995 38,6 139,1 280,2 6,7 27,9 13,4 49
1996 38,6 156,7 303,3 6,2 19,9 12,4 43,4
1997 38,7 157,1 330,6 7,1 14,9 11,3 42,9
1998 38,7 172 351 5 11,8 10,6 38,9
1999 38,7 167,8 372,2 4,5 7,3 13,8 4,3 27,8 40,8 39,6
2000 38,6 171,3 396,5 4,3 10,1 16,1 0 28,4 42,7 36,8
2001 38,6 190,4 410,3 1,2 5,5 18,3 0,3 35,4 49,4 37,6
2002 38,6 198,2 423 1,4 1,9 19,9 0 32,4 43,4 42,2
2003 38,6 216,8 448,6 3,9 0,8 19,6 8,6 32,4 43,4 47,1
2004 38,6 253 484,9 5,3 3,5 19 10 57,6 63,7 45,7
2005 38,6 304 518 3,6 2,1 17,7 3,7 76 81,6 47,1
2006 38,5 341,7 568 6,2 1 13,8 10,2 92,7 95,7 47,7
2007 38,5 425,3 624,1 6,8 2,5 9,6 8,9 110,7 113,2 45
2008 38,5 529,4 670,7 5,1 4,2 7,1 4,8 175,3 199 47,1
2009 38,5 430,5 688,6 1,6 3,5 8,2 1,2 142,1 146,4 50,9
2010 38,5 469,4 723 3,9 3 12,1 6,5 162,3 173,7 54,9
2011 38,4 531,8 765,6 4,5 4,2 12,4 7 193,9 208,1 53,4
2012 38,4 470,4 799,2 2 3,7 12,8 0,8 191 197,7 48,3
2013 38,4 513,9 814 1,7 1,1 13,5 5,2 197,8 196,9 49,7
2014 38,3 552,2 941,4 3,3 0,1 12,3 5,5 210,7 215 43,7
2015 38,6 481,2 1003 3,7 -1 10,6 4,3 190,8 188,4 45
2016 38,5 467,4 1052 3,1 -0,8 9,6 4,2 188,3 189,5 44,7
2017 38,6 510 1111 3,3 1,8

На фоне растущей активности Польши в Восточной Европе и её претензиях на роль регионального лидера "Междуморья" уместно посмотреть, каковы экономические основы данной активности и насколько прочна её база. Что позволяет говорить о перспективах такой политики, направленной против России.

Польша в регионе Восточной Европы является наиболее крупным государством по экономике, территории и населению. Однако есть основания полагать, что экономика Польши не даёт ей возможности претендовать на самостоятельные лидерские позиции в регионе Восточной Европы.

ВВП - 470 млрд долл. США. Численность населения - 37,95 млн чел., площадь - 312,7 тыс. кв. м.

Польша исторически стремится к утверждению своих лидерских позиций в Восточной Европе и реализации национальных амбиций при поддержке «сильных мира сего» (США). Последние возлагают на Варшаву задачи по курированию и координации действий союзников по отношению к их восточным соседям, в первую очередь Украине и Республике Беларусь.

При этом Польша зачастую используется в качестве демонстрационной площадки результатов преобразования постсоветской страны в действительно «европейское» государство.
Как известно, лидерские устремления невозможно реализовать без стабильного экономического базиса. Для понимания реальных позиций Республики Польша обратимся к краткому освещению динамики её основных финансово-экономических и социальных трендов.

Согласно данным Всемирного банка, в период с 2000 по 2008 год наблюдался постоянный экспонентный рост ВВП Польши, валовой внутренний продукт вырос с 171,886 до 533,816 млрд долл. США (310% роста, 25-я страна по величине ВВП в мире). После мирового кризиса 2008 года экономика ВВП показывала разнонаправленную динамику и на момент начала 2017 года снизилась до 469,509 млрд долл. США (или на 12%).

Однако высокие темпы роста польской экономики во многом связаны с поддержкой со стороны Евросоюза, США и международных финансовых структур (Всемирного банка, МВФ, ЕБРР) и не связаны с «дикорастущим экономическим чудом».

В структуре ВВП основная доля принадлежит сфере услуг, промышленности, сельскому хозяйству (в 2016 году 64%, 33%, 2-3% соответственно). В период с 2000 года наблюдался постоянный рост доли сферы услуг и снижение промышленной составляющей.

Сфера услуг в первую очередь представлена транспортными, банковскими, страховыми услугами, торговлей и иными видами деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что промышленность играет важную роль в обеспечении занятости населения, в развитии национальной науки и техники и в формировании совокупной добавленной стоимости.

В настоящее время промышленность Польши представлена такими направлениями, как машиностроение (автомобилестроение, с/х механизация, ж/д транспорт и подвижной состав), авиастроение, двигателестроение, судостроение, военно-промышленные компании, а также хорошей нефте-химической отраслью (переработка нефти и производство азотных соединений).

Следует понимать, что польская промышленность - это активы, созданные в период после Второй мировой войны во время вхождения Республики Польши в Организацию Варшавского договора, т. е. за счёт и благодаря усилиям СССР и Союзных республик .
В настоящее время большинство промпредприятий выкуплено американскими и европейскими корпорациями (Sikorsky Aircraft Corporation, AgustaWestland, Airbus Defence and Space, FIAT, General Motors) или обанкрочено .

В части внешнеторговых операций видно, что с 1990-х годов наблюдался постоянный рост. Экспорт товаров возрос за счёт открытия границ и ликвидации таможенных пошлин с ЕС и США. Одновременно происходило увеличение импорта товаров и услуг (График № 4).

Вместе с тем в течение длительного периода времени (с 2000 года) сальдо внешней торговли было отрицательным (до минус 38, 2 млрд долл. США), положительное сальдо стало только с 2015 года - 2,6 млрд долл. США, 4,375 млрд долл. США в 2016 году (График № 5).

При этом в Польше имеет место высокий уровень дефицита госбюджета. По состоянию на сентябрь 2017 года он составлял минус 54,4% (доходная статья бюджета - 4 884,40 млн евро к 8 4649,90 млн евро).

Для компенсации дефицитов торгового баланса и госбюджета необходимы постоянные заимствования либо на внешнем, либо на внутреннем (у населения или юридических лиц) финансовых рынках.

Как результат - внешний долг Польши по состоянию на октябрь 2017 года составляет 363 658,00 млн евро, или по текущему курсу – 428 752,8 млн долл. США (т. е. около 100% от ВВП ). В расчёте на одного трудоспособного жителя Польши внешний долг достигает 12,8 тыс. долл. США. Для покрытия такого долга каждый поляк должен работать три года за зарплату в 1 тысячу злотых (280-300 долларов) или же 8 месяцев бесплатно.

Проценты по внешним займам уплачиваются с налогов поляков , что во многом обуславливает высокий уровень дефицита бюджета (т. е. налогов и сборов не хватает).

При этом уровень налогообложения в Польше достаточно высокий (см. таблицу ниже).

Ставка корпоративного налога 19,00 %

Ставка подоходного налога 32,00 %

Налог с продаж 23,00 %

Ставка социального страхования 36,12 %

Ставка соцстрахования для компаний 22,41 %

Ставка соцстрахования для работников 13,71 %

Кроме того, следует учитывать значительный уровень т. н. инфляционного налога или высокий уровень инфляции за последние 10 лет, которая составила около 90%. Это означает, что цены за этот период выросли почти в 1,9 раза. В это же время рост средней зарплаты составил около 75%, и это при постоянном увеличении производительности труда (выработки). Другими словами, труд простого поляка сильно недооценён, и это в его собственной стране.

При этом поляки для компенсации высокого уровня внешнего долга и экономически необоснованных оборонных программ должны работать дольше. Возраст выхода мужчин на пенсию - 65,5 лет, женщин - 60,5 лет.

Если рассматривать Польшу как единое домохозяйство, то оно не зарабатывает достаточно собственных денежных средств (которые покрывали бы её текущие расходы), а «живёт» в долг . И при этом фискальные поступления (от населения и юр. лиц) не компенсируют покрытие текущих расходов на государственные программы, амбициозные планы, выплату текущего долга, что заставляет правительство «чрезмерно напрягать» своё население и втягивать страну в ещё большую кредитную кабалу от стран Запада.
Здесь к месту будет наша статья по оборонным бюджетам и реальным устремлениям корпораций. Как видим, значительные военные ассигнования Польши сильным бременем переносятся на простых граждан и национальные субъекты хозяйствования. При этом западные корпорации рассматривают Польшу и её население исключительно в качестве донора своего высокого уровня жизни .

Уровень безработицы снижался за последние несколько лет и по состоянию на сентябрь колеблется на уровне 7%. Вместе с тем по уровню безработицы среди молодёжи данный показатель превышает 13,7-14,4% (что вынуждает молодое поколение Польши искать «лучшую долю» за пределами своей страны).

Согласно данным главного управления статистики Польши, на начало 2017 года за пределами РП находилось 2515 тыс. поляков, что на 118 тыс. больше (4,7%) по сравнению с концом 2015 года.

Большая часть пребывает в Европе - 2214 тыс. человек, из них 2096 тыс. - в странах ЕС. Основная доля эмигрантов приходится на Великобританию (788 тыс. человек), ФРГ (687 тыс.), Нидерланды (116 тыс.), Ирландию (112 тыс.).

Одновременно наблюдается низкий уровень рождаемости - 212-е место в мире (1,33 рождения на каждую женщину) и постоянное старение польского населения. По прогнозам главного управления статистики Польши, до 2050 года население Польши при текущих демографических процессах снизится с 37,95 до 33,9 млн человек .

Как видим, экономика Польши не настолько самостоятельна и имеет существенные социально-экономические проблемы. Её текущее развитие обеспечено за счёт финансовой поддержки ЕС и США.
В настоящее время Польша пытается демонстрировать активную позицию помощника Украины, т. н. «старшего брата», который оказывает поддержку в сложной ситуации, претендуя, в свою очередь, на роль лидера.

Но в большинстве случаев это связано со стремлением польских правящих элит «сесть» на «распил» финансовой помощи, которая выделяется США и другими странами Запада на поддержку режима на Украине .

Из вышеприведённой оценки видно, что Польша ввиду отсутствия экономико-финансовых свобод вряд ли способна выступать самостоятельным политическим игроком и лидером в Восточной Европе . Польша выступает в роли лишь одной из фигур в большой игре Запада. Печально лишь то, что данные политические заигрывания руководства страны и полное отсутствие их суверенности в действиях тяжёлым социально-экономическим бременем ложится на простого поляка и его следующие поколения.

Какую экономическую политику проводит правительство «Права и справедливости»? В чем залог экономического роста Польши ? Какую роль играют в ее развитии европейские фонды? Об этом рассказал польский экономист и публицист Виктором Войцеховским.

Основные аспекты экономической политики нового правительства Польши. Правительство, сформированное партией "Права и справедливости" (ПиС), официально подвергает сомнению много экономических реформ, которые были воплощены в жизнь в течение последних 25 лет. Основным и одновременно самым дорогим проектом новой команды является внедрение универсальных социальных выплат семьям объемом 500 злотых в месяц на ребенка. А ее заметный недостаток - огромные расходы бюджета (около 1% ВВП в год), потому что право на такие трансферты не привязано к доходам семьи. Кроме того, эти выплаты могут существенно уменьшать желание работать в многодетных семьях и таким образом формировать устойчивую зависимость от социальной помощи у людей с низкой профессиональной квалификацией.

Более того, согласно популистского предвыборного обещания правительство ПиС хочет вернуть прежний низкий пенсионный возраст (то есть 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Только в первые годы такая смена обойдется государству в среднем примерно в 0,5% ВВП в год. Учитывая высокие темпы старения населения в дальнейшем эти суммы могут постепенно расти даже до 1% ВВП. По моему мнению, начало поэтапного повышения пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов, что вылилось в продолжение профессиональной активности поляков, было одной из важнейших экономических реформ, введенных предыдущим правительством.

В 2016-м программу помощь на детей будет полностью финансироваться из единовременных поступлений (прибыли Национального банка Польши и средств, вырученных от тендера на частоту LTЕ), но уже в следующем году их не будет. Несмотря на введение новых секторальных налогов (в частности, для банков и магазинов с большой площадью), а также сохранение повышенной ставки НДС, новое правительство не уйдет в 2017-м в рост дефицита бюджета. Сразу после выборов 2015-го правящий кабинет ПиС ослабил так называемое регулирование расходов, которое должно держать в рамках бюджетные расходы, особенно в период хорошей конъюнктуры. Следовательно, несмотря на относительно высокий темп роста ВВП (3,0–3,5%), который пока держится и прогнозируется на ближайшие годы, в 2017-м дефицит государственных финансов вырастет примерно до 3% ВВП. Стоит вспомнить, что только в прошлом году Польше удалось достичь показателей, необходимых для завершения процедуры преодоления чрезмерного дефицита, обязательной для члена ЕС. Достаточно незначительного замедления темпа роста - и к ней снова придется вернуться. В нынешней ситуации, когда основным двигателем роста экономики является внутренний спрос, для достижения желаемого мы должны минимум сформировать сбалансированный бюджет, а может, даже с незначительным профицитом. Тот факт, что новая власть радикально игнорирует необходимость восстановления государственных финансов, может нам дорого стоить.

Правительство очень оптимистично считает, что новые социальные расходы будут профинансированы благодаря повышению эффективности фискальной системы и дополнительно за счет новых сборов в различных секторах экономики. Конечно, в Польше есть большая проблема с эффективностью взыскания НДС и налога на прибыль предприятий. Но ожидаемых дополнительных поступлений пока нет, и не факт, что их можно будет получить так быстро, как надеются министры.

Кроме слишком экспансивной фискальной политики, которая, по мнению представителей правительства, должна ускорить темп роста ВВП, новая команда тяготеет к усилению роли государства в экономике. На практике это выражается в полной остановке приватизации, обжаловании ранее подписанных приватизационных сделок, а также в переборке из частных рук конкретных компаний, в частности в банковском секторе. Сейчас страховой гигант PZU, контролируемый государственным казначейством, ведет переговоры с итальянской группой UniCredit о выкупе контрольного пакета ее дочери - банка Pekao SA, который по объему активов является вторым в Польше.

Экономические вызовы для Польши на кратко - и среднесрочную перспективу. Текущая ситуация в реальной экономике неплохая. Однако я считаю, что Польша должна серьезно подготовиться к стойкому замедлению темпа экономического роста в среднесрочной перспективе. Базовые резервы, которые стимулировали рост производительности и давали возможность динамично развивать экономику после 1989-го, сегодня стремительно иссякают. Не стоит рассчитывать на то, что мы будем развиваться на уровне 4,5% в год. Если бы динамику роста удалось удержать на 3%, это уже было бы большим успехом. Но для этого нам требуется существенное увеличение производительных инвестиций в частном секторе, которые являются основным носителем технологического прогресса.

К сожалению, тенденция к усилению роли государства в экономике, которая наблюдается сейчас, постепенная политизация финансового сектора, наложение новых налогов на банки и крупные магазины, которые в основном принадлежат зарубежным инвесторам, - все это не способствует инвестициям. Как и все постсоциалистические страны, мы имеем ограниченные ресурсы государственных сбережений, поэтому должны создавать хорошие условия для инвесторов из-за рубежа. Кроме действий только экономического характера инвестиционный климат в Польше портит конфликт вокруг Конституционного суда . Паралич этого учреждения усиливает инвестиционную неуверенность, а потому тормозит рост как внутренних, так и иностранных вложений и заставляет инвесторов ожидать высшей премии за риск. Кроме того, Польша не сможет удерживать должный темп подъема экономики, если ограничивать предложение труда. Количество людей трудоспособного возраста в стране уже несколько лет уменьшается по демографическим причинам. Вместо того чтобы снижать пенсионный возраст, как это предлагает ПиС, мы должны быстро его повышать. Я считаю, что темп этого процесса мог бы быть даже выше, чем предусматривает реформа, введенная предыдущим правительством (то есть 67 лет для женщин только в 2040-м).

В короткой перспективе существенный риск для темпа экономического роста в Польше составляет конъюнктура за рубежом. Несмотря на низкие процентные ставки в Западной Европе, экономический рост там разочаровывает. Мы не знаем, насколько масштабным будет замедление в китайской экономике, куда много инвестировали многочисленные компании, после чего они испытывают проблемы с обслуживанием долгов. При таких условиях рассчитывать, что темпы роста польской экономики в течение ближайших лет составят около 3,5%, как предполагает правительство, рискованно.

И конфликт Варшавы с Евросоюзом не повлияли на польскую экономику. Во всяком случае пока не повлияли. Данные Центрального банка Польши и Европейского статистического ведомства (Eurostat) показывают, что на сегодня польская экономика является одной из самых динамично развивающихся в Евросоюзе. Так, в начале июля ЦБ повысил прогноз по росту ВВП страны на текущий год с и без того немалых 4,0% до 4,7%. Инфляция должна снизиться до комфортабельных для Центробанка 2,3% годовых.

В свою очередь Eurostat добавляет, что по итогам 2016 года Польша удерживала первое место в ЕС по производству меди и серебра, добыче угля, а также была среди лидеров по выращиванию ряда сельхозпродуктов - яблок, черешни и клубники. Как объяснить столь кричащее противоречие в политическом и экономическом развитии страны? И действительно ли противоречие существует?

Общеевропейский тренд

Ответ на этот вопрос можно частично найти в свежем летнем обзоре, подготовленном аналитиками финансово-кредитного института Raiffeisenbank International (RBI), традиционно активного в странах Восточной и Центральной Европы. Банк наблюдает синхронный взлет экономик всех стран региона в 2017 году и прогнозирует его продолжение на год следующий - в Чехии, Польше, Словакии, Словении и Венгрии. В исследовании подчеркивается, что это явление - часть глобального европейского экономического цикла, а не результат успехов какой-то отдельно взятой страны.

Причем Польши это касается в первую очередь. Достаточно вспомнить, что еще год назад европейские экономические издания рисовали полякам печальное будущее. С первым появлением во власти представителей национально-консервативной партии "Закон и справедливость", которая в 2015-2016 годах победила на выборах, польская валюта - злотый - сразу начала падать по отношению к другим денежным единицам.

Рейтинговые агентства стали снижать суверенный рейтинг польских ценных бумаг, мотивируя это политическими неурядицами в стране, ожидавшимся ростом расходов госказны и предстоящим конфликтом Варшавы с Евросоюзом.

Без украинцев - катастрофа

Сегодня конфликт с ЕС налицо - но вот польская экономика смогла приспособиться к шокам и пока справляется с ними. Основная причина - низкая стоимость рабочей силы. Если сравнивать официальную статистику, то средняя зарплата в Польше в 2 раза ниже, чем в Германии. Однако немецкие предприниматели, работающие в Польше, говорят о том, что в реальности зарплаты их сотрудников в Польше в 4 раза ниже сравнимых специалистов в ФРГ. Так что пока немецкий бизнес доволен. "Польский рынок динамичен и подвижен", - объясняет Ивонe Хайдлер (Yvonne Heidler) из Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA).

Но в самой Польше дешевизна рабочей силы является проблемой. Низкая оплата привела к тому, что с момента вступления в ЕС в 2004 году из страны уехали более 2 млн поляков - прежде всего, в Великобританию и Германию, где условия труда лучше. Предприятия и коммунальные службы Польши начали испытывать острую нехватку рабочей силы. Существенно смягчить проблему помог кризис в соседней Украине. Конфликты в Крыму и в Донбассе привели к массовой эмиграции украинцев, из которых около 1 млн перебрались в Польшу.

"Без украинцев нашу экономику ждала катастрофа", - открыто признает Цезарь Казмирчак, председатель польского Союза предпринимателей и работодателей. Сегодня, по данным польского ведомства по делам иностранцев, почти 90% запросов о получении вида на жительство приходит от граждан Украины. Большинство из них потом устраивается на работу помощниками по хозяйству, на стройки или фермы. "Они самостоятельно учат язык и потом добросовестно работают", - положительно отзывается Казмирчак о трудовых мигрантах из Украины.

Пик достигнут?

Но и в этой сфере намечаются изменения. С отменой Брюсселем краткосрочных виз для граждан Украины реальным становится уменьшение числа украинских иммигрантов в Польше. Их начинают привлекать ставшие более доступными другие страны Европы. Повышение уровня зарплат в Польше тут тоже не решит проблемы - ведь это снизит привлекательность страны для иностранных инвесторов.