Основные программные элементы АИС «Налог. Обучение аис налог Пользовательское задание в аис налог

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «НАЛОГ»

Для осуществления всех указанных функций в системе управления органами Госналогслужбы РФ и была создана автоматизированная информационная система «Налог». Программное обеспечение является собственностью ФНС РФ и предоставляется инспекциям через фонд алгоритмов и программ ФНС (ФАП) бесплатно.

Автоматизированная информационная система «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АН С «Налог» позволяет снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Можно сказать, что АН С «Налог» представляет собой информационную модель налоговых органов.

Рис. 4.1.

Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

  • - повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;
  • - совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;
  • - обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
  • - повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • - улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;
  • - получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;
  • - анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
  • - информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
  • - сокращение объема бумажного документооборота.

Рис. 4.2.

Архитектура АИС «Налог» имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований:

  • - структура АИС должна соответствовать структуре налоговой системы;
  • - содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы);
  • - система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах;
  • - при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.

Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов, включающих:

  • - комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;
  • - комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:

  • - учета налогоплательщиков;
  • - оперативно-бухгалтерского учета в области налогообложения;
  • - камеральных проверок налоговых расчетов;
  • - ведения налоговой статистики и отчетности;
  • - учета и контроля банковских счетов;
  • - учета контрольно-кассовых машин;
  • - обработки информации по внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков по данным Государственного таможенного комитета РФ.

Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» позволяет решить:

  • - составление, анализ и корректировку графиков проведения документальных проверок и их типов;
  • - сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;
  • - сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;
  • - хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистрации, проверок и правонарушений;
  • - получение и передачу в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок - сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;
  • - модификацию входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов;
  • - учет административных мер, наложенных на налогоплательщиков - физических лиц.

В АИС «Налог» реализовано межуровневое (местный - региональный - федеральный) информационное взаимодействие на основе создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из ФНС по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработки к нему.

Для полноценного использования в повседневной деятельности органов ФНС средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информационной среде налоговых органов. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационные связи с ними.

Автоматизированная информационная система «Налог» располагает следующими основными базами данных.

  • - государственный реестр налогоплательщиков - интегрированная многоуровневая база данных, включающая идентификационные, статистические, учетные и другие характеристики;
  • - интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков, содержащая сведения о различных типах банковских счетов, о банках, в которых открыты счета;
  • - комплексная база данных лицевых счетов каждого налогоплательщика - информация о составе уплачиваемых налогов, о налоговых льготах, о начисленных и уплаченных суммах налогов, штрафов, пени, об имеющихся недоимках, переплатах, возвратах из бюджета, предоставленных отсрочках налоговых сумм;
  • - база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим;
  • - база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков, содержащая информацию о графиках проведения документальных проверок, актах по их итогам, предложениях к актам, налоговых нарушениях, протоколах, постановлениях, исках в судебные органы;
  • - нормативная база данных, содержащая нормативно-справочную информацию - общероссийские классификаторы и справочники, нормативные акты по налогообложению;
  • - база данных с дополнительными сведениями о налогоплательщиках.

Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

  • - регистрация предприятий;
  • - камеральная проверка;
  • - ведение лицевых карточек предприятий;
  • - анализ состояния предприятия;
  • - документальная проверка;
  • - ведение нормативно-правовой документации;
  • - внутриведомственные задачи;
  • - обработка документов физических лиц.

Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам как юридическим, так и физическим лицам.

При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например, в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.

Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок.

Подсистема имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предприятий, документальная проверка и т.д.

Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расчетам, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д. Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, т.к. анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке.

В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате. На основании этого формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.

Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, т.к. обеспечивает выполнение не только функций, которые свойственны другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнительные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функциональными подсистемами АИС «Налог».

Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Государственной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.

Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.

Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, т.к. она должна осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Она включает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридическим лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления подоходного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

Рассмотрим порядок реализации задач основных подсистем функциональной части АИС «Налог».

Обработка информации начинается с учета и регистрации налогоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. Эта служба принимает от налогоплательщика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику уникальный регистрационный номер. Создается «электронная папка» на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями налоговой инспекции.

Прежде всего, потребителем этой информации является подсистема «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков.

Так, основными документами являются баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, приложения к балансу, расчеты по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество предприятий и другие налоговые расчеты.

Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, вводятся в компьютер и происходит пополнение «электронной папки» налогоплательщика новой информацией, позволяющей отслеживать основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды.

Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных, сформированных в подсистеме «Регистрация предприятий», но и нормативно-справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведение нормативноправовой документации».

Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, выявлять нарушения этого законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для документальной проверки.

В конечном итоге информация, сформированная в этой подсистеме, служит основой для решения задач остальных функциональных подсистем, связанных с обработкой данных по налогоплательщикам - юридическим лицам. В первую очередь это касается документальных проверок. Документальные проверки проводятся службами налоговых инспекций по предписаниям. Целью документальной проверки является выявление правильности и достоверности организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, своевременности и полноты уплаты налогов и других платежей в бюджет, а также правильности применения существующих льгот.

Проверка проводится по месту нахождения предприятий- налогоплателыциков. Она предусматривает просмотр всей необходимой документации предприятия, для того чтобы достичь целей документальной проверки. Использование компьютерной технологии для решения задач документальной проверки позволяет составить акт проверки, в котором излагаются все нарушения налогового законодательства и порядка организации и ведения бухгалтерского учета на проверяемом предприятии, в случае если они имеют место, и произвести начисление штрафов и пеней в соответствии с квалификацией нарушений. Для этого должна быть предоставлена возможность обращения к базам данных таких подсистем, как «Регистрация предприятий», «Камеральная проверка», «Ведение нормативно-правовой документации». Информация, сформированная в подсистеме «Документальная проверка», используется подсистемой «Ведение лицевых карточек предприятий» для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям.

С помощью компьютера в подсистеме «Ведение лицевых карточек предприятий» выявляется сальдо расчетов предприятия с бюджетом по каждому налогу. Данные по каждому пред- приятию-налогоплателыцику о начисленных суммах налогов поступают из подсистем камеральной и документальной проверок. Из банков поступают сведения об уплаченных налогах и зачислении денег на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм по конкретным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов. В результате определяются суммы недоимки или переплаты по всем налогам и налоговым платежам в бюджет.

Общие понятия о налогах и налоговых системах

Очень важным условием функционирования государства является наличие налоговой системы и эффективного налогообложения. налоги появились одновременно с началом возникновения институтов власти и государственности.

Определение 1

Государство – это система организации власти в обществе, управления экономической и общественной жизнью населения на определенной территории.

Обязательными элементами власти выступают органы власти и законодательные акты. К органам власти относят весь аппарат чиновников, проводящих государственную политику, судебную систему, армию, силы правопорядка. Для обеспечения деятельности всех этих структур требуются средства. Поэтому обязательно вводятся принудительные сборы средств в пользу государства. Часть из них носят название налогов.

Определение 2

Налогами называются безусловные и безвозмездные платежи, которые осуществляются физическими и юридическими лицами, в фонд государства для обеспечения деятельности государства и всех его структурных подразделений любого уровня.

Каждое государство в праве вводить любые налоги. Поэтому в мировой практике их большое количество. Но объединить их можно в несколько основных групп:

  • прямые налоги;
  • косвенные налоги;
  • аккордные налоги;
  • подоходные налоги.

[Определение] Прямые налоги – это те налоги, которые взимаются с субъектов хозяйственной деятельности за доходы, получаемые от факторов производства.

Прямые налоги - это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п.

Определение 3

Косвенные налоги - это налоги в виде платежей за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Определение 5

Подоходный налог – это налог, размер ставки которого представляет собой определенный процент от дохода.

Различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.

Налоги выполняют в государстве несколько важных функций:

  • фискальную (обеспечение наполнения бюджета);
  • распределительная (перенаправление собранных средств на другие статьи бюджета и в другие регионы);
  • регуляторная (государственное управление развитием экономики посредством налоговой политики);
  • функция контроля (контроль финансового состояния государства. регионов, субъектов хозяйствования).

Порядок установления и взыскания налогов, их перечень устанавливается действующим в стране законодательством (налоговым кодексом).

Определение 6

Вся совокупность налогов в государстве, принципы их формирования, взимания и отмены, законодательная налоговая база, органы, проводящие налогообложение, взыскание налогов и контролирующие данные процессы образуют государственную налоговую систему.

Понятие об информационных системах и их разновидности

Как известно, любая система – это совокупность отдельных компонентов, связанных в единое целое определенными условиями или взаимовлиянием. Существует несколько близких по смыслу определений этого понятия. Главным условием системы является объединение компонентов в единое целое – целостность. Существует великое множество и разнообразие систем: технические, политические, биологические, государственные, общественные, научные и пр.

Все системы имеют ряд общих качеств. Каждый элемент системы выполняет определенную специфическую функцию (задачу). Все элементы взаимодополняют друг друга. Действия элементов согласованы и упорядочены. Эта особенность определяется структурой системы. Она же определяет и ее свойства.

Определение 7

Информационной системой называется упорядоченная и организационно отобранная совокупность документов и информационных технологий, средств вычислительной техники и связи, которая реализует информационные процессы.

Информационные системы позволяют собирать, хранить информацию, обрабатывать и предоставлять ее в соответствии с определенными задачами. Поэтому они могут иметь несколько разновидностей: экономическая информационная система (ЭИС), автоматизированная информационная система (АИС), геоинформационная система (ГИС) и др. . Поэтому их делят на две большие группы – материальные и абстрактные. Первые представляют собой совокупность материальных объектов. А вторые являются результатом человеческого мышления (идеи, теории, гипотезы). Для нас представляет интерес экономическая информационная система.

Определение 8

Экономической информационной системой называется совокупность потоков информации (внешних и внутренних) об экономическом объекте, его взаимосвязи и взаимодействии с другими объектами, методов, средств и персонала, занимающегося обработкой информации и принятием управленческих решений.

В сфере управления экономикой очень важным является автоматизация многих процессов, в том числе и получения и обработки информации.

Определение 9

Автоматизированной информационной системой называется система вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения, обслуживающий персонал (программисты, операторы и др.), обеспечивающая автоматизированный поиск и переработку информации.

Особенности информационных систем в налогообложении

В системе налогообложения информационные системы играют очень важную роль. Особенно это касается автоматизированной информационной системы. Она позволяет управлять органами налоговой службы (налоговой полиции), собирать и классифицировать информацию о налогоплательщиках. Кроме того применение АИС позволяет своевременно перерабатывать предоставленную в налоговые службы информацию для своевременного начисления правильной налоговой ставки.

Кроме того, автоматизированная информационная система существенно расширяет область решаемых налоговой службой задач. Она позволяет повысить уровень анализа (аналитичность) перерабатываемой информации и обоснованность принятых решений. Кроме того использование современной компьютерной техники существенно снижает трудоемкость деятельности налоговых служб, повышает рациональность их работы.

Внедрение в налоговую сферу автоматизированных информационных систем позволяет решать следующие вопросы:

  • повысить эффективность деятельности налоговой системы путем повышения качества и оперативности принимаемых решений;
  • повысить производительность труда сотрудников налоговой службы;
  • улучшить информационное обеспечение налоговых служб всех уровней;
  • повысить достоверность и объективность учета по взиманию налогов и их размерам, сделать этот процесс «прозрачным»;
  • улучшить качество бухгалтерского учета;
  • избежать коррупции в налоговой системе и в государственном аппарате;
  • существенно сократить бумажное делопроизводство.

Автоматизация системы налоговой службы России обусловлена необходимостью формализованного представления налоговых процедур. Формализация рабочих процессов в налоговых структурах имеет определенную сложность, так как экономическая и статистическая информация, циркулирующая как внутри ведомства, так и вне его, организационная структура инспекций слабо ориентирована на электронную обработку Международный опыт использования ЭВМ предполагает внедрение достижений информатики и компьютерной технологии только на предварительно подготовленных к этому объектах, о чем указывается в Концепции модернизации налоговой службы РФ. В этой Концепции обозначено как обязательное условие соблюдение действующего общегосударственного и налогового законодательства.

В настоящее время в системе налогообложения России построена и функционирует специализированная АИС «Налог». Это основа информатизации налоговой системы России. Компоненты АИС «Налог» применяются в налоговых инспекциях в широком спектре их деятельности — от делопроизводства до принятия стратегических решений на основе анализа экономических и статистических данных, имеющихся во многих государственных организациях и ведомствах. Через инспекции проходит основной поток самых разнообразных документов — отчетных, платежных, справочных, нормативных, методических и др.

Основное назначение АИС «Налог» состоит в следующем :

Рационализация системы управления налоговой службой РФ;

Повышение уровня культуры в области для решения задач, стоящих перед системой налоговой службы РФ;

Экономия ресурсов в деятельности органов налоговой службы РФ.

В базовом звене налоговой системы в налоговых инспекциях с использованием информационных технологий выполняются следующие функции :

Ввод, обработка и хранение всех налоговых документов, поступающих в инспекцию на бумажных или электронных носителях;

Обеспечение автоматизированного обмена с внешними ИС;

Общесистемная (на уровне ОС или системы управления БД) и специальная (на уровне прикладных функций) защита данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;

Архивация данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;

Ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;

Генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных БД пользователей;

Накопление и обработка статистической информации о работе пользователей, об интенсивности анализа различных частей информационной базы и активности входа в различные подсистемы АИС «Налог» и др.

Программные комплексы АИС «Налог». Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов. Деятельность налоговых органов проходит в условиях изменения, обновления, корректировки законодательства и нормативных документов по налогообложению. Поэтому возрастает значение таких качеств прикладных программных комплексов, как мобильность и переносимость. В системе накоплен полезный опыт работы с прикладными программными комплексами. Эти комплексы состоят из двух основных блоков — блока системных программ и блока прикладных программ.

Выбор вышеуказанных средств обусловлен необходимостью обеспечить перспективность и надежность; достижение сравнительно низкой себестоимости разработки, внедрения и сопровождения прикладных подсистем; получение значительных скидок на ПО у мирового лидера программных продуктов фирмы.

Подобное решение по выбору системных средств не исключает возможности использования существующих в налоговых органах вычислительных сетей на базе других средств. Блок прикладных программ призван обеспечить полноценное решение функциональных задач системы налогообложения. Этот блок состоит из двух комплектов программ — «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» и «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс программ «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для проведения :

Учета налогоплательщиков и банковских счетов;

Получение и передача в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пеней;

Модификация входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов;

Учет административных мер, наложенных на физических лиц.

Прикладные программные комплексы АИС «Налог» несколько различаются по уровням управления Госналогслужбы, но общая структура функциональных задач у них схожая. Рассмотрим для примера комплексы автоматизированной обработки информации АИС «Налог» федерального уровня.

Они имеют нижеследующую структуру :

1) налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам :

Налогообложение доходов (прибыли) юридических лиц;

Налогообложение агропромышленного комплекса, природных ресурсов и ;

Налогообложение физических лиц;

Учет доходов от внешнеэкономической деятельности;

Ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков;

Учет, налоговая статистика и информация;

2) анализ и прогнозирование данных по налогообложению :

Анализ и прогнозирование налогов с прибыли (доходов) юридических лиц;

Анализ и прогнозирование налогообложения предприятий агропромышленного комплекса;

Анализ и прогнозирование данных по налогообложению физических лиц;

Анализ и прогнозирование поступлений от местных налогов и сборов;

Анализ и прогнозирование косвенных налогов;

Анализ и прогнозирование внешнеэкономического и международного налогообложения;

Анализ и прогнозирование налоговых поступлений в государственные фонды и доходов от ;

3) обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства:

Взаимодействие с органами статистики по контролю налогообложения;

Контроль соблюдения налогового законодательства, проводимый управлением налогообложения физических лиц;

Взаимодействие с таможенными органами по контролю налогообложения;

Материально-техническое обеспечение;

. документы из внешних источников :

Сведения о прожиточном минимуме в данном регионе (органы ФСГС);

Данные о приобретении налогоплательщиком лицензий, об уплачиваемых им местных налогах и сборах (органы администрации города, района);

Данные о транспортных средствах налогоплательщика (органы МВД (ГИБДЦ);

Сведения о размере вкладов на счетах юридических и физических лиц, при условии обязательности представления данных в соответствии с законодательством (банковские и кредитные учреждения);

Данные о суммах, уплаченных при приватизации предприятий, приобретении ценных бумаг (органы Госкомимущества); » данные об отводах земельных участков (органы землеустройства).

Затем по результатам сопоставления формируется список налогоплательщиков, скрывающих доходы. Из этого списка проводится первая выборка наиболее крупных неплательщиков. Экспертная группа проводит анализ этого списка и соответствующих данных. По результатам работы экспертной группы составляется график проведения документальных проверок.

Второе направление методики содержит алгоритм обнаружения юридических и физических лиц, которые занимаются хозяйственно-финансовой деятельностью, но не состоят на учете в налоговом органе. В налоговой инспекции проводится анализ сведений, поступающих из внешних источников — органов государственного и хозяйственного управления, а также коммерческих организаций. Кроме того, привлекаются данные, имеющиеся в самих налоговых инспекциях. В случае ведения хозяйственно-финансовых операций субъект вынужден в той или иной мере вступать в отношения с вышеуказанными учреждениями. Эти связи и взаимодействия регистрируются в их делопроизводстве. Поэтому один из главных путей решения этой задачи — эффективное информационное и организационное взаимодействие налоговых органов с системой органов государственного, хозяйственного управления, а также с коммерческими структурами.

(10 оценок, среднее: 4,90 из 5)


Программа АИС Налог-3 постоянно изменяется, и в нее добавляют новые функции. Совсем скоро налоговая служба нормализует свою работу и будет намного проще проводить проверки, а также и обосновывать причины проверок. Такая система скоро станет единой базой по всем налогоплательщика страны. Также в такую базу будут включены не только налоги, но и данные с банковских организаций и правоохранительных органов.

К таким изменениям начали подготавливаться уже много лет назад. Этому свидетельствует письмо ФНС от 20.10.2016 No ЗН-18-1/1103@. Планируется в 2019-ом году запустить всю систему в действие без единых технических ошибок. Все моменты бизнеса теперь будут отражаться у налоговых инспекторов. Если фирма или гражданин недобросовестно относится к своей деятельности, то программное обеспечение автоматически оповестит об этом налоговый орган.

На данный момент система запущена в тестовом режиме, тем не менее работоспособность ее очень серьезная. В режиме онлайн инспектора могут узнать всю информацию по компаниям и ИП, даже если они зарегистрированы в другом регионе.

Налоговый орган теперь может отслеживать информацию:
О каждом директоре фирмы.
О всех учредителях организации.
О подразделениях компании, которые обособленны.
О физических лицах, которые имеют отношение к налогам.
Все документации о регистрациях.
Наличие банковских счетов.
Остаток денежных средств на счетах в банковских организациях.
Об операциях, которые были произведены со счетами в банках.
Об отчетах бухгалтерии.
О налоговых отчетах.
Книги покупок и продаж не только компании, но и всех ее поставщиков и контрагентов.
О начисление налоговых выплат.
О вычетах по налогам.
Наличие рискованных ситуаций, которые уже подтверждены налоговой службой.

Сбои в системе бывают редко. Поэтому вероятнее всего ошибок в ней не будет. К примеру, может быть такое, что программа запутается в множествах ИНН либо выдаст неверный список объектов по налогу у физических лиц. Бывало уже такое, что система отреагировала на компанию, которая якобы имела риски из-за допроса директора, он отказался связываться с одной из фирм. Но при этом выяснилось, что налоговая инспекция просто допросила тезку руководителя.

Дело в том, что директора, либо его отказ связаться с фирмой может стать самым первым риском по получению налоговых требований и претензий. Методы присваивания рисков с помощью программы налоговый орган рассказывать отказывается. Потому, что ФНС не хочет сталкиваться в будущем с новыми схемами бизнесменов по обману такой программы.

Известно одно, что программа АСК НДС-2 отображает все риски с помощью индикатора. Таким образом инспектора могут отслеживать, если компания загорается красным цветом, значит стоит углубиться в проверку документаций. Если же зеленым, то скорее всего фирма не имеет никаких рисков. Так прописывается в письме ФНС от 03.06.2016 No ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР».