Органы денежно-кредитной системы государства. Создание полевых учреждений госбанка ссср. Создание полевых учреждений

Создание полевых учреждений

В предвоенные годы важнейшим направлением совершенствования финансово-кредитного обеспечения войск стало переподчинение полевых касс от Наркомата финансов Государственному банку СССР. Госбанк СССР стал отвечать за формирование новых учреждений, которые получили название “полевые учреждения Госбанка СССР” и впервые были развернуты в 1939 году.

Опыт работы полевых учреждений в 1939--1940 гг. был использован в годы Великой Отечественной войны 23 июня 1941 г. на территории страны функционировали полевые конторы: № 132 Юго-Западного фронта, № 133 Западного фронта и № 131 Ленинградского фронта.. С первых дней Великой Отечественной войны началось массовое формирование полевых учреждений Госбанка СССР. В период с 23 июня по декабрь 1941 г. были открыты 598 полевых учреждений Госбанка, в том числе 14 полевых контор, а также 12 полевых отделений. За годы войны была сформирована широкая сеть этих учреждений.

Уже с первых дней Великой Отечественной войны проявилась острая необходимость в координации и регулировании деятельности полевых учреждений из единого центра В этих целях 22 августа 1941 г. было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1998-901 “Об организации Управления полевых учреждений Госбанка СССР”. Одновременно утверждено “Положение об Управлении полевыми учреждениями Госбанка СССР”.. Первым начальником Управления полевых учреждений Госбанка СССР был назначен бывший заместитель председателя Правления Госбанка СССР Перов Георгий Васильевич.

На Управление возлагалось руководство кассовым и расчетным обслуживанием соединений, воинских частей и учреждений Красной Армии. Управление занималось формированием полевых учреждений Госбанка СССР, подбором по согласованию с военным командованием их начальствующего состава, разработкой сводных месячных и квартальных кассовых планов, руководством кассовыми операциями и осуществлением контроля за ними.

Кроме того, Управление занималось: организацией кассового хозяйства полевых учреждений Госбанка СССР, образованием денежных фондов при них и контролем за их сохранностью; своевременным обеспечением полевых банков денежной наличностью; кассовым исполнением государственного бюджета по смете НКО. В число важнейших функций УПУ Госбанка СССР входили: организация учетно-операционной работы в полевых банках, взаимных расчетов между полевыми и стационарными учреждениями банка; организация кредитно-расчетного обслуживания военторгов в действующей армии; организация перевозки денег и других ценностей; инспектирование и ревизия полевых банков; решение вопросов по перемещению и ликвидации полевых банков.

Организационная система полевых учреждений Госбанка строилась применительно к структуре войск действующей армии. При фронтах создавались полевые конторы Госбанка, при армиях -- полевые отделения Госбанка, при дивизиях -- полевые кассы Госбанка. В военно-административном отношении они подчинялись командующим (командирам) формирований, при которых создавались, а по вопросам банковской деятельности -- начальникам вышестоящих полевых учреждений Госбанка.

Таким образом, в начале войны была создана новая система управления банковским обслуживанием войск. На начальном этапе войны порядок банковского обслуживания войск регулировался Инструкцией по операциям, счетоводству и отчетности ПУГ СССР, утвержденной в 1940 году. С началом войны Правлением Госбанка СССР были изданы отдельные циркуляры и директивные письма, которые регламентировали различные стороны деятельности полевых банков.

Одними из главных направлений сокращения потерь денежных средств, правильной организации денежного обращения в прифронтовой зоне являлись всемерное развитие безналичных расчетов и широкое привлечение средств военнослужащих во вклады. Создавать на фронтах громоздкую систему сберегательных касс было нецелесообразно.

Существенные изменения в работе полевых учреждений произошли в связи с выходом наших войск на территорию других государств. Обеспечение войск денежной наличностью приобрело более важное значение, чем раньше. С переходом на финансирование армии в иностранной валюте усложнились операции в полевых учреждениях. Передвижение войсковых соединений с территории одного государства на территорию другого и переход отдельных соединений и частей из одного подчинения в другое требовали от полевых учреждений постоянного ведения операций по обмену остатков ранее выплаченной валюты на новую.

На иностранной территории значительное распространение получили операции полевых банков с трофейными ценностями. На полевые банки возлагались прием, хранение и отправка сдаваемой воинскими частями иностранной валюты, советских денег и драгоценных металлов, изъятых из организованных оккупантами кредитных учреждений на территории, временно занятой врагом.

Организационные и технические навыки, приобретенные личным составом в начальный период войны, нашли свое применение и в новых условиях. Именно благодаря этим навыкам полевые учреждения успешно справились со своими задачами на заключительном этапе войны.

Деятельность полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны показала, что они стали наиболее эффективной формой своевременного и полного обеспечения войск всем комплексом банковских операций. Наличие в составе тыловых органов мобильных полевых банков существенно ускоряло процесс расчетов, поскольку отпадала необходимость доставки расчетных документов в стационарные банки, находящиеся в глубоком тылу.

Полевые учреждения, максимально развивая безналичные расчеты и проводя большую работу по зачислению денежных средств военнослужащих во вклады, значительно способствовали экономии наличных денег, а также относительной устойчивости денежного обращения. Благодаря ведению и развитию вкладных операций через полевые учреждения не только сдерживался выпуск денег в обращение, обеспечивалась их сохранность, но появилась возможность временно свободные сбережения направить на финансирование фронта.

Проводимые в 20-30-е годы мероприятия по совершенствованию управления Вооруженными Силами включали в себя реорганизацию системы финансово-кредитного обеспечения войск. Важнейшим направлением совершенствования финансово-кредитного обеспечения войск стало переподчинение полевых касс от Наркомата финансов к Государственному банку СССР. Госбанк СССР стал отвечать за формирование новых учреждений, которые получили название «полевые учреждения Госбанка СССР» и впервые были развернуты в 1939 г. В связи с обострением международной обстановки был проведен ряд мероприятий по реорганизации Вооруженных Сил. В

частности, важнейшим элементом денежного обеспечения войск стали полевые учреждения Госбанка СССР. В 1939-1940 гг. полевые учреждения Госбанка СССР действовали на трех направлениях:

1. Освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии (1939-1940 гг.) - 132 и 133 полевые конторы Госбанка.

2. Военные действия с Финляндией (1939-1940 гг.) - 131 полевая контора Госбанка.

3. Функционирование полевых учреждений Госбанка СССР в Прибалтике (декабрь 1939 г.-декабрь 1940 г.)-8,12,18 полевые конторы Госбанка.

Всего Государственным банком СССР с сентября 1938 г. по январь 1940 г. были созданы 3 полевые конторы и 19 полевых. отделений (не считая Прибалтики) с общей численностью 480 человек. В Прибалтийских странах были развернуты 3 полевые конторы и 9 полевых касс, в которых трудились 54 сотрудника.

Положение о полевых отделениях и полевых конторах Государственного банка СССР стало разрабатываться в конце 30-х годов и было утверждено СНК Союза ССР 2 октября 1939 г. Циркуляром Правления Госбанка СССР от 3 октября 1939 г. № 2318. Данное Положение, подписанное начальником Генерального штаба РККА командармом 1 ранга Б.М. Шапошниковым и заместителем Председателя Правления Госбанка СССР Н.Г. Соколовым, было доведено до всех контор Госбанка СССР. В соответствии с Положением финансовое обслуживание в кассовом отношении воинских частей и учреждений на фронтах предусматривалось осуществлять полевыми учреждениями Государственного банка СССР (ПУГ), которые формировались, комплектовались личным составом и снабжались Госбанком СССР по плану мобразвертывания. Формирование во время войны дополнительных полевых учреждений Госбанка СССР предусматривалось производить в следующем порядке:

а) полевые отделения Госбанка СССР на театре военных действий формируются полевыми конторами по заданиям соответствующего командования;

б) полевые конторы и полевые отделения Госбанка СССР вне театра военных действий формируются Правлением Госбанка СССР по заданиям Генерального штаба РККА.

Военная обстановка предопределяла особенности деятельности полевых банков. Во время похода Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию полевые конторы и отделения Госбанка СССР находились при штабах объединений и обеспечивались всеми видами положенного имущества. В то же время полевые кассы, участвовавшие в боевых действиях с Финляндией и находившиеся во 2-м эшелоне войск, часто располагались в палатках и землянках.

Полевые отделения Госбанка СССР производили следующие операции;

а) размен и обмен денежных знаков;

б) прием денег на текущие счета и выдачу сумм с этих счетов;

в) выплату сумм по счетам государственного бюджета и прием сумм на восстановление кредитов;

г) прием и выплату средств местного бюджета;

д) прием и выдачу сумм почтовым полевым учреждениям по их переводным операциям;

е) прием и выдачу сумм по операциям приписных сберкасс.

Начальники полевых отделений и весь аппарат полевого отделения Госбанка СССР подчинялись полевой конторе Госбанка СССР (далее - полевая контора). Они осуществляли свою оперативную деятельность на основе Инструкции по операциям, счетоводству и отчетности полевых отделений Госбанка СССР, директив Правления Госбанка СССР и распоряжений полевой конторы.

В соответствии с главой III Положения 1939 года полевая контора подразделялась на три группы:

а) инспекторско-инструкторскую;

б) счетно-бухгалтерскую;

в) по операциям сберкасс.

На полевую контору возлагалось ведение учета денежных фондов и подкрепление денежной наличностью полевых отделений, а при необходимости - выдача разрешений на перечисление сумм из запасного и резервного фондов в оборотную кассу и регулирование фондов между полевыми отделениями. Также производился учет открытых кредитов по госбюджету и разассигнование их по полевым отделениям. В полевых конторах производились учет администратирно-управленческих расходов, проверка и рекламация получаемой от полевых отделений отчетности, составление сводного отчета и представление его в Правление Государственного банка СССР.

Разрабатывались меры по охране полевых учреждений и пересылке ценностей, осуществлялись учет, перемещение и назначение личного состава. Начальник полевой конторы нес ответственность за своевременность операций и представление отчетности, за наличие запасного и разменного фондов, за общее состояние дел полевой конторы и исправное состояние всего имущества.

Он руководил деятельностью конторы и отделений, следил за своевременным подкреплением полевых отделений денежной наличностью, назначал, перемещал и увольнял подчиненных работников. Начальник полевой конторы по требованию Правления Государственного банка СССР представлял смету административно-хозяйственных расходов, ревизовал лично и через командируемых лиц полевые отделения. При обнаружении упущений в работе давались указания и принимались меры к их устранению.

По произведенным ревизиям составлялись акты, об их результатах информировались соответствующее военное командование и Правление Госбанка СССР. Ревизия самой полевой конторы должна была производиться представителями Правления Госбанка СССР. Статья 26 Положения 1939 г. предусматривала, что в случае отсутствия начальника полевой конторы его замещает начальник полевого отделения, состоящего при полевой конторе. Обязанностями главного бухгалтера полевой конторы было руководство счетной и отчетной работой полевой конторы, организация и осуществление контроля, правильное и своевременное ведение учета фондов.

Главный бухгалтер нес ответственность за постановку оперативной техники учета и отчетности в полевых отделениях, правильность и срочность представления сводно-бухгалтерской и статистической отчетности в Правление Госбанка СССР. В 1939 г. предусматривалось, что все воинские части и учреждения, находящиеся при командовании, должно обслуживать полевое отделение при полевой конторе. Оно хранило запасный и разменный фонды полевой конторы и рассылало полевым отделениям, по распоряжению начальника полевой конторы, подкрепления денежных фондов.

Кропотливая работа сотрудников Госбанка СССР и Мобуправления Красной Армии позволила к середине 1940 г. полностью отрегулировать вопрос о формировании полевых банков в соответствии с инструкцией от 11 июня 1938 г. К июню 1940 г. к формированию полевых учреждений Госбанка СССР были привлечены 62 областные, краевые и республиканские конторы Госбанка СССР. Для обеспечения деятельности полевых учреждений требовалось: среднего начсостава - 1043 чел.; рядового состава - 5 чел.; младшего начсостава - 26 чел. (всего 1074 чел.).

Проведенные мероприятия стали основой для создания системы банковского обслуживания войск, которая эффективно функционировала в 1939-1940 гг. во время военного похода в Западную Украину и Западную Белоруссию, на театре военных действий с Финляндией, а также в Прибалтике. Была создана новая система банковского обеспечения войск.

Реорганизация системы денежного обеспечения войск, . переход к формированию вместо полевых касс, подчиненных Наркомату финансов, полевых учреждений Госбанка СССР позволили создать эффективную систему финансирования и кассово-расчетного обслуживания частей и соединений Красной Армии. Данная система полностью оправдала себя на театрах военных действий в 1939-1940 гг., а также в годы Великой Отечественной войны.

Органы денежно-кредитной системы государства

Органы денежно-кредитной системы государства регулируют денежное обращение на территории страны, осуществляют расчеты и кредитование предприятий, учреждений и организаций различных отраслей экономики, в том числе Вооруженных Сил.

о полевых учреждениях Банка России. Развитие и становление системы кассового и расчетно-кредитного обслуживания Вооруженных Сил происходило одновременно с совершенствованием денежно-кредитной системы страны и развитием Вооруженных Сил. В условиях мирного времени обслуживание воинских частей осуществлялось стационарными учреждениями банка по месту их дислокации, в условиях ведения боевых действий такой порядок банковского обслуживания войск исключался. Возникла необходимость иметь подвижные, постоянно действующие в составе войск учреждения банка, которые смогли бы в любое время и при любых обстоятельствах обеспечивать воинские части и организации наличными деньгами и осуществлять по их поручению расчетные операции.

Актуальность темы обусловлена значимостью и ролью полевых учреждений Государственного банка СССР в период Великой отечественной войны для проведения мобилизации денежных средств, упорядочению денежного обращения и укреплению рубля в стране.

Цель данной работы – это проанализировать деятельность полевых учреждений Госбанка во время Великой Отечественной войны.

История полевых учреждений Государственного банка началась в 1939-1940 гг..

В период войны с белофиннами стало очевидным, что в военных условиях расчетно-кассовое обслуживание войск при помощи стационарных учреждений Госбанка невозможно: для этих целей необходимо иметь подвижные, работающие в составе действующей армии учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществить необходимые расчетные операции.

Трудности военного времени, особенно первых трех лет войны, отрицательно сказались на состоянии денежного обращения. Ввиду огромных военных расходов и неотложных затрат для перестройки мирной экономики на военный лад, эвакуации промышленности и населения в годы войны потребовалась дополнительная эмиссия денег, которая в 1941-1943 гг. покрывала дефицит государственного бюджета. За время войны денежная масса в обращении возросла в 4 раза. Однако, несмотря на это, важнейшей особенностью военной экономики СССР было сохранение относительно устойчивого денежного обращения.

Для решения этой задачи были созданы полевые учреждения Госбанка СССР. При фронтах создавались фронтовые конторы Госбанка, при армиях - полевые отделения Госбанка, при дивизиях - полевые кассы Госбанка. В военно-административном отношении они подчинялись командующим (командирам) формирований, при которых создавались, а вопросы банковской деятельности решались начальниками вышестоящих полевых учреждений Госбанка СССР.

На Управление Полевых учреждений возлагалось руководство кассовым и расчетным обслуживанием соединений, воинских частей и учреждений Красной Армии. Управление занималось формированием полевых учреждений Госбанка СССР, подбором по согласованию с военным командованием их начальствующего состава, разработкой сводных месячных и квартальных кассовых планов, руководством кассовыми операциями и осуществлением контроля за ними.

кадры, обеспечивали полевые учреждения необходимыми бланками, банковской документацией, имуществом. По состоянию на 26 декабря 1941 г. функционировало 14 полевых контор, а также 12 полевых отделений, подчиненных УПУ. Общее руководство полевыми учреждениями осуществляло Правление Госбанка СССР.

В невероятно трудных условиях первого периода войны полевые учреждения вели напряженную работу. Наряду с организационной работой шло обучение личного состава, призванного из запаса. Преодолевая огромные трудности, полевые учреждения банка выполняли свои функции по обслуживанию действующей армии, приобретая опыт работы в боевой обстановке. Нередко офицерам полевых учреждений приходилось действовать под огнем противника.

Пример: войск, различной военной техники и имущества, находившихся под постоянным обстрелом авиации противника. Переправа была уже разрушена, и не было возможности ее восстановить из-за непрерывного обстрела с земли и с воздуха. Штаб и части начали переправляться вплавь. Враг приближался. Сохранность вверенных государственных ценностей являлась первейшей обязанностью каждого банковского работника на фронте. Ночью ценности и документы учета были переправлены на другой берег Днепра. С наступлением рассвета противник подверг обстрелу и ту территорию, где были укрыты ценности. Вновь создалось угрожающее положение. С большими трудностями солдату Новосельцеву удалось найти брошенную автомашину с государственными ценностями. На ней и было эвакуировано имущество полевого банка. Погрузка на машину происходила под непрерывным обстрелом противника. 10 августа 1941 г. ценности и документы полевого отделения Госбанка были доставлены без потерь в район Красного Холма Смоленской области. Личный состав вскоре вышел из окружения. Так были спасены около 8 млн. руб. и документы полевого отделения Госбанка.

Деятельность полевых учреждений Госбанка характеризовалась большой подвижностью, связанной с их перемещением вместе с войсками, выполнением своих функций во фронтовой полосе, нередко в зоне боевых действий и вне населенных пунктов.

упорядочению денежного обращения в действующей армии и укреплению советского рубля. В соответствии с распоряжением правительства Госбанк предоставлял кредиты на восстановление народного хозяйства, в первую очередь для восстановления промышленности в освобожденных районах. В соответствии с Указанием начальника Управления полевых учреждений Госбанка СССР от 30 декабря 1943 г. офицеры полевых банков осуществляли выход в войска. Выход работников полевых банков в воинские части был необходим для проведения на местах работы по привлечению вкладов, проверке (по согласованию с начальником финансового отделения соединения) работы начальников финансовых органов по обслуживанию вкладчиков и оказанию им практической помощи в организации этой работы, для выяснения у вкладчиков причин прекращения взносов, для приема и выплаты вкладов непосредственно в воинских частях и госпиталях.

Выходы в воинские части производились начальниками касс и только в отдельных случаях, по их поручению, - бухгалтерами или кассирами (как правило, в дни выплаты денежного содержания военнослужащим). Все выходы проводились строго по плану, согласованному с начальником финансового отделения соединения. Отдельные выходы рекомендовалось проводить совместно с работниками финансовых отделов. В Указании предписывалось ежемесячно посещать не менее трех воинских частей, каждую часть соединения - не менее одного раза в квартал.

При ревизии или инспектировании полевых учреждений Госбанка обязательно посещались войсковые части и их политорганы для проверки состояния работы в войсковых частях и оказания практической помощи в улучшении кассового обслуживания частей и соединений, в привлечении вкладов и расширении безналичных расчетов.

Опыт работы полевой сети Госбанка за три года войны показал, что в условиях наступления советских войск потребности военнослужащих в денежной наличности резко снизились, а, следовательно, возросли потребности в организации их сбережений. Делом чести работников полевых учреждений стало обеспечение сохранности свободных средств военнослужащих, участвующих в наступлении Красной Армии.

Полевая сеть Госбанка приняла на себя и обеспечила также расчетно-кассовое обслуживание частей Военно-Морского Флота и отдельных советских гражданских организаций, работающих на иностранной территории, освобожденной от противника.

В то же время для полевых учреждений, обслуживающих части действующей армии, перешедшие государственную границу, привлечение средств во вклады и “экономия эмиссии” потеряли свое значение. Успешность работы этих учреждений зависела в первую очередь от того, насколько своевременно было обеспечено обслуживание войсковых частей, учреждений и отдельных вкладчиков полевым учреждением.

Вопросам своевременного получения и завоза валюты Управление полевых учреждений и полевые конторы Госбанка СССР уделяли большое внимание. Снабжение полевой сети Госбанка денежной наличностью осуществлялось в 12 валютах (включая советские рубли). Получались они в 1944-1945 гг. из следующих источников.

Военные шиллинги были изготовлены в Англии, доставлены в Архангельский порт, где приняты и перевезены в специальное хранилище Управления полевых учреждений Госбанка в Москве.

Польские злотые, чехословацкие кроны изготовлялись в Москве Гознаком НКФ СССР по заказам иностранных правительств и принимались специальным хранилищем УПУ на фабрике.

Финские марки Советское правительство первоначально покупало, а впоследствии они поступали в основном от финского правительства по соглашению о передаче местной валюты на содержание Союзной (Советской) контрольной комиссии в Финляндии.

Кроме того, в Венгрии использовалась местная валюта из трофейных запасов.

на эти трудности, полевые учреждения Госбанка с задачей бесперебойного снабжения действующей армии и флота денежной наличностью справились успешно.

В достижении высоких результатов во время войны большую роль сыграли постоянная помощь и внимание военных советов фронтов и армий, командования и политорганов соединений и частей, которые оказывали помощь полевым учреждениям Госбанка. Самоотверженный труд личного состава полевых учреждений Госбанка и всех патриотов нашей Родины, переходивший порой в настоящий героизм, способствовал разгрому фашизма в Великой Отечественной войне.

Библиографический список

Информационный материал с официального сайта Банка России [Электронный ресурс]. - http://www.cbr.ru

Образовательное учреждение

Орловская банковская школа (колледж)

Доклад

по дисциплине

«Финансы. Денежное обращение. Кредит »

по теме

«Роль полевых учреждений Государственного банка СССР в годы Великой Отечественной войны»

Подготовила

студентка 202 группы

Преподаватель

Николаева О. Д.

Полевые учреждения Госбанка СССР

в годы Великой Отечественной войны

Прошло почти 70 лет с тех пор, как наш народ и его Вооруженные Силы одержали историческую победу над германским фашизмом. Массовый героизм советских людей, ставших на защиту своего Отечества, проявлялся как на фронте в жестоких схватках с врагом, так и в тылу, где ковалось оружие Победы.

Среди экономических рычагов, с помощью которых государство осуществляло мобилизацию ресурсов страны, важную роль играла финансово-кредитная система, в том числе полевые учреждения Госбанка.

История полевых учреждений Государственного банка началась в 1939-1940 гг. В период войны с белофиннами стало очевидным, что в военных условиях расчетно-кассовое обслуживание войск при помощи стационарных учреждений Госбанка невозможно: для этих целей необходимо иметь подвижные, работающие в составе действующей армии учреждения банка, которые смогли бы в условиях ведения боевых действий обеспечить воинские части наличными деньгами и осуществить необходимые расчетные операции.

Первый период Великой Отечественной войны – самый тяжелый для страны и наших Вооруженных Сил. За это время враг предпринял два стратегических наступления с целью быстро разгромить Советский Союз и победоносно закончить войну. Однако советские войска смогли выстоять под мощным натиском огромной военной машины, а зимой 1941-1942 гг. в битве под Москвой вырвали стратегическую инициативу.

Большую роль при этом сыграли и работники Государственного банка СССР. Внутри страны действовала отлаженная финансово-кредитная система, обеспечившая устойчивое денежное обращение . Войска действующей армии обеспечивались всеми видами банковского обслуживания через полевые учреждения Госбанка СССР.

Всего за годы войны в фонды обороны и Красной Армии в совокупности поступило свыше 16 млрд. рублей наличными деньгами, 13 кг платины, 131 кг золота, на 1,7 млрд. рублей других драгоценных металлов , свыше, чем на 4,5 млрд. рублей – облигации государственных займов. После поступления в конце 1941 г. положения о вкладных операциях и вкладных книжек нового образца значительно улучшилась работа по привлечению вкладов. Остатки вкладов в полевых учреждениях Госбанка за первые месяцы 1942 г. быстро возросли, составив на первое января - 80,9 млн. рублей, на первое февраля - 101,5 млн. рублей, на первое марта - 233,7 млн. рублей, на первое апреля - 361,9 млн. рублей.

Деятельность полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны показала, что они явились наиболее удобной, целесообразной и эффективной формой банковского обслуживания войск в условиях ведения боевых действий. Полевые банки бесперебойно обеспечивали воинские части денежной наличностью, своевременным расчетно-кассовым обслуживанием, осуществляли безналичные расчеты по вкладам и почтовым переводам, кредитным операциям, выплачивали войскам иностранную валюту на территориях освобожденных стран, выполняли большой объем операций с трофейной валютой и ценностями.

В достижении высоких результатов большую роль сыграли постоянная помощь и внимание военных советов фронтов и армий, командования и политорганов соединений и частей, которые оказывали помощь полевым учреждениям Госбанка. Самоотверженный труд личного состава полевых учреждений Госбанка и всех патриотов нашей Родины, переходивший порой в настоящий героизм, способствовал разгрому фашизма в Великой Отечественной войне.

по материалам источника http//: vep. ru/Банковская библиотека/Банковская история России / Из истории Банка России. , начальник департамента полевых учреждений Банка России.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Воробьев Дмитрий Анатольевич. Роль и место полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации в банковской системе: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10: СПб., 2000 137 c. РГБ ОД, 61:01-8/2245-9

Введение

ГЛАВА 1. ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ 10

1.1 История развития и становления полевых учреждений Банка России 10

1.2 Банковское обслуживание войск за рубежом 21

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПОЛЕВЫМИ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ 35

2.1 Деятельность полевых учреждений Банка России на современном этапе 35

2.2 Анализ расчетно-кассового обслуживания силовых структур полевыми учреждениями Центрального банка Российской Федерации 47

2.3 Банковское обслуживание Армии США и возможность его применения в деятельности полевых учреждений Банка России 65

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВО- КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК 74

3.1. Особенности функционирования полевых учреждений ЦБ РФ в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета 74

3.2 Основные направления совершенствования системы банковского обеспечения Вооруженных Сил 84

3.3 Разграничение финансовой ответственности полевых учреждений Банка России и обслуживаемых клиентов 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы. В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации основная задача состоит в повышении эффективности процесса оснащения войск материальными средствами и оказания им определенных услуг для обеспечения боевой готовности на высоком уровне, адаптации армии и флота в новых экономических условиях. Наряду с командными, финансовыми и другими органами Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ), в решении данных задач принимают участие созданные для расчетно-кассового и кредитного обслуживания Вооруженных Сил, других органов и сил обеспечения безопасности полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации (ПУ ЦБ РФ).

Осуществление безналичных расчетов, а также обеспечение войсковых частей наличными денежными средствами, позволяет содержать в надлежащем состоянии материально-техническую базу: вооружение, технику, здания, сооружения, полигоны, учебные классы, тренажеры и т.д., в первую очередь удовлетворяя личный состав положенными видами денежного довольствия и заработной платы.

Исходя из того, что важная роль в банковском обслуживании отведена полевым учреждениям ЦБ РФ, возникает необходимость исследования их деятельности в современных условиях, в условиях перехода к казначейской форме исполнения бюджета, что вызывает потребность изучения функционирования отношений в экономике Вооруженных Сил. Это влечет за собой ряд отдельных нерешенных проблем, связанных с банковским обслуживанием.

Актуальность теоретических и практических проблем функционирования отношений в экономике Вооруженных Сил РФ определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление тенденций и разработка предложений по улучшению обслуживания органов и сил обеспечения безопасности, расположенных на территории Российской Федерации, полевыми учреждениями Центрального банка РФ в современных условиях на основе анализа теоретических проблем, а также практики функционирования Департамента полевых учреждений, полевых управлений, отделов и отделений Центрального банка Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи, определившие внутреннюю структуру диссертационного исследования:

Анализ существующей системы полевых учреждений Банка России и основных направлений банковского обслуживания войск;

исследование расчетно-кассового обслуживания подразделений Министерства обороны и выработка предложений по взаимодействию полевых банков и обслуживаемых ими клиентов;

Определение особенностей функционирования полевых учреждений в условиях рыночных отношений;

Изучение банковского обслуживания армии США с целью его применения в деятельности полевых учреждений ЦБ РФ;

Роль и место полевых учреждений при переходе на казначейскую форму исполнения бюджета.

Объектом исследования является деятельность полевых учреждений Банка России и подразделений Вооруженных Сил, расположенных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в процессе банковского обслуживания.

Предметом исследования являются экономические отношения полевых учреждений по банковскому обслуживанию Вооруженных Сил, дислоцированных на территории Российской Федерации.

Методологической основой исследования явились труды отечественных ученых и практиков в области банковской деятельности, а также законодательные и нормативные акты, методические и проектные материалы, материалы научных конференций и семинаров.

Инструментами диссертационного исследования послужили общенаучные методы исследования: анализ и синтез, диалектический, логический, системный и комплексные подходы, а также такие конкретно-научные методы экономического анализа, как структурный, динамический и др.

Информационная база исследования представлена законодательными и нормативными документами, регулирующими деятельность банковских учреждений. В процессе работы над диссертацией автором использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности полевых учреждений, экономическая литература, статистическая информация.

Научная новизна исследования и наиболее существенные результаты состоят в следующем:

1) на основе исторического пути создания и развития полевых учреждений, системы полевых учреждений выделены этапы развития, особенности функционирования полевых учреждений на каждом этапе развития, сделан вывод, что наиболее подходящей и действенной формой расчетно-кассового обслуживания войск являются полевые банки, раскрыты особенности полевых учреждений;

2) предложен подход по более четкому разграничению мероприятий, осуществляемых работниками полевых банков, командованием, финансовыми органами, Банком России в процессе банковского обслуживания войск;

3) на основе анализа функционирования полевых учреждений в современных условиях определена их специфика деятельности по сравнению с деятельностью кредитных учреждений гражданского сектора экономики;

4) в работе обоснованы основные вопросы, подлежащие отражению в договоре расчетно-кассового обслуживания счета, а также обоснованы предложения по совершенствованию порядка применения очередности списания средств с банковских счетов и использования форм расчетных документов.

В целях улучшения взаимодействия полевых учреждений Банка России с клиентами в процессе банковского обслуживания в исследовании автором предложена и обоснована типовая форма договора расчетно-кассового обслуживания счета;

5) на основе анализа банковского обслуживания армейских гарнизонов США определены положения, применение которых возможно в деятельности полевых учреждений Банка России для повышения качества обслуживания силовых структур;

6) обозначены случаи и размеры привлечения к ответственности полевых учреждений Банка России клиентами при осуществлении банковских операций;

7) при переходе на казначейское исполнение бюджета определена значимость полевых учреждений Банка России и их место в финансово-кредитном механизме обеспечения силовых структур, в условиях новой системы финансово-кредитного обеспечения войск, включающей в себя кроме полевых банков и органы федерального казначейства;

8) определены приоритетные направления по совершенствованию системы банковского обслуживания Вооруженных Сил, совершенствование форм и методов финансово-кредитного обеспечения войск.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее выводы и материалы обеспечивают необходимую базу для дальнейшего развития и совершенствования основных направлений банковского обеспечения силовых структур полевыми учреждениями (включение полевых учреждений в систему электронных платежей, расчеты в режиме реального времени, создание системы обслуживания полевыми учреждениями военнослужащих с помощью пластиковых карточек), создают основу взаимоотношений полевого учреждения Банка России и обслуживаемого клиента в условиях рыночных отношений, разграничивают финансовую ответственность взаимоотношений полевых учреждений Банка России и обслуживаемых клиентов.

Апробация результатов исследования. Диссертация представляет собой исследование системы полевых учреждений Центрального банка Российской Федерации, охватывающее весь период обслуживания войск кредитными учреждениями.

Предложенная в исследовании типовая, унифицированная форма договора расчетно-кассового обслуживания счета, а также перечень случаев бесспорного и безакцептного списания средств с банковского счета клиента, применяется в деятельности полевого учреждения ЦБ РФ № 10551.

Результаты исследования нашли отражение в учебном процессе преподавания, при чтении лекций по теории денег и кредита.

Публикации по теме диссертации.

1. Воробьев Д.А. Переход армии на казначейскую форму обслуживания / Финансовый рынок России: проблемы формирования и функционирования. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 0,2 п.л.

2. Воробьев Д.А. Денежные отношения в Вооруженных Силах РФ / Финансовый рынок России: проблемы формирования и функционирования. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 0,2 п.л.

3. Воробьев Д.А. Проблемы, возникающие при открытии счетов клиентов в полевых учреждениях ЦБ РФ и пути их решения / Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 года. Факультет финансово-кредитных и международных экономических отношений. Март-апрель 2000 года: Сборник докладов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 0,1 п.л.

4. Воробьев Д.А. Особенности деятельности полевых банков в условиях рыночной экономики / Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд.

экон. наук, доц. Л.П. Давиденко, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: ЦОТПБСП, 2000. - 0,2 п.л.

5. Воробьев Д.А. Введение системы пластиковых карт в полевых учреждениях ЦБ РФ / Финансовый рынок и кредитно-банковская система России. Сборник научных трудов / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Колесникова, канд. экон. наук, доц. Л.П. Давиденко, канд. экон. наук, доц. И.П. Леонтьевой. - СПб.: ЦОТПБСП, 2000.-0,1 п.л.

Структура и содержание диссертационной работы. Цель и задачи работы определили последовательность ее изложения, структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе исследуется история создания и развития, становление системы полевых учреждений, функционирование полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Обслуживание войск за рубежом. Особенности деятельности полевых учреждений Банка России в современных условиях.

Во второй главе анализируется деятельность полевых банков в современных условиях. Исследуется организация и планирование функционирования полевых учреждений по банковскому обслуживанию силовых структур, определяется цель деятельности полевых банков. Аргументируются данные о необходимости установления основной цели деятельности полевых учреждений ЦБ РФ на удовлетворение потребностей военнослужащих и гражданского персонала в банковских услугах. Исходя из современных условий функционирования полевых учреждений анализируется система экономических взаимоотношений силовых структур и полевых учреждений и делается вывод о целесообразности повышения уровня качественного удовлетворения потребностей клиентов.

Исследование банковского обслуживания определяет основные вопросы, подлежащие отражению в договоре расчетно-кассового обслуживания счета, а также проблемы, возникающие в процессе взаимодействия полевых учреждений и обслуживаемых клиентов, на основании чего делается вывод о необходимости обозначения случаев и размера привлечения к ответственности полевого учреждения Центрального банка РФ за нарушения банком порядка осуществления расчетных операций.

В связи с переходом в начале 90-х годов на рыночные условия и изменением характера деятельности полевых учреждений Банка России на примере армии США анализируется опыт обслуживания Вооруженных Сил стран с развитой рыночной экономикой учреждениями банков и определяются возможности его применения при обслуживании полевыми учреждениями Банка России силовых структур.

В третьей главе анализируются особенности деятельности полевых учреждений Банка России в связи с переходом с 1 января 2000 года на казначейское исполнение бюджета, а также определяются основные направления совершенствования системы банковского обеспечения сил и органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. На основе проведенного исследования, с учетом деятельности законодательства и разработанных рекомендаций, предлагается типовая, унифицированная форма договора расчетно-кассового обслуживания счета, заключаемого полевыми учреждениями Банка России с подразделениями силовых структур в процессе банковского обслуживания.

В заключении сформированы основные выводы и предложения по результатам диссертационного исследования.

История развития и становления полевых учреждений Банка России

Современные военные финансы представляют собой систему экономических денежных отношений, посредством которых на основе распределения доходов происходит использование финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения потребностей Вооруженных Сил России.

Они выполняют две важнейшие функции: распределительную и контрольную. Образование, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств осуществляется на основе использования бюджетных ресурсов и внебюджетных средств. Важнейшими структурными элементами финансово-кредитной системы Вооруженных Сил являются финансовые органы и полевые банки.

Обслуживание войск специальными денежно-кредитными учреждениями началось в России во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эти учреждения назывались полевыми казначействами и были в составе действующей армии. Приказом по военному ведомству № 333 от 8 ноября 1876 года было определено «Временное положение о казначейской части при армии в военное время», которым утверждалась структура, функции и основные обязанности должностных лиц полевых казначейств. Создавалась сеть: при «главной квартире» - главное полевое казначейство; при каждом корпусе -корпусное; при каждом отряде - отрядное казначейство1. Основной и единственной задачей казначейств являлось удовлетворение потребностей армии в наличных деньгах. Операции сводились к производству платежей войскам в счет открываемых по сметам Военного министерства кредитов. Полевые казначейства ещё назывались «военно-походными кассами».

Коречков Ю.В. Полевые банки России. -Ярославль, 1996. - с. 8. Двадцать четвертого апреля 1895 года приказом по военному ведомству № 94 было утверждено «Положение о деятельности полевых казначейств», явившееся приложением № 7 к изданному в 1890 году «Положению о полевом управлении войск в военное время». После реорганизации в ноябре 1904 года Маньчжурской армии на три армии при каждой из них были созданы главные полевые казначейства. Кроме них функционировало еще 25 казначейств, в том числе 17 корпусных1. Полевые казначейства по вопросам военной организации подчинялись командованию русских войск, а по вопросам деятельности -Государственному банку и Департаменту Государственного казначейства. Основной задачей казначейств было удовлетворение войск в деньгах. Большое распространение получили «позаимствования из наличности казначейств». Они осуществлялись, когда расходы разрешалось производить при отсутствии кредитов (в случае экстренной потребности войск при условии письменного требования командования). Новизной в деятельности казначейств стало введение банковских операций: перевод денежных сумм из армии, операции сберегательных касс, операции по текущим счетам войсковых частей, реализация облигаций второго пятипроцентного внутреннего госзайма 1905 года и т.д.

Значительно расширился круг операций в годы первой мировой войны. Задачами полевых казначейств были: прием, хранение и отпуск сумм Государственного казначейства, специальных средств и депозитов, продажа гербовых марок, переводные операции, выдача денег, прием денежных вкладов на счета и производство операций сберегательных касс, ведение счетоводства и предоставление отчетности, прием подписки на внутренние займы и продажа билетов благотворительной лотереи 1914 года. Бывшее главное казначейство стали представлять два отдельных органа: главная бухгалтерия полевых и крепостных казначейств фронта и казначейство при полевом управлении фронта. Сеть русских полевых казначейств разворачивалась также при корпусах и отрядах, при штабах армий, при управлениях, подчиненных

С лета 1918 года полевые казначейства успешно функционировали в составе Красной Армии. В целях упорядочения финансирования войск и обеспечения их денежной наличностью приказом РВСР от 24 октября 1918 года № 146 было утверждено новое «Временное положение о полевых казначействах», а приказом РВСР от 25 декабря 1919 года № 2271 -«Инструкция полевым казначействам действующей армии». Этими документами регламентировалась деятельность полевых казначейств Красной Армии и определялась их структура: при фронтах - главные полевые казначейства, при армиях и дивизиях - армейские и дивизионные полевые казначейства, при отдельных отрядах фронтового подчинения - отрядные полевые казначейства2.

class2 АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПОЛЕВЫМИ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ class2

Деятельность полевых учреждений Банка России на современном этапе

Вхождение России в рынок влияет на деятельность любого экономического субъекта, в том числе и на полевые учреждения Центрального банка РФ. Поскольку рынок представляет собой достаточно сложное экономическое явление, в рамках данного исследования целесообразно остановиться лишь на особенностях рыночных отношений, влияющих на функционирование полевых учреждений.

В рамках командно-административной системы отношения между полевыми банками и клиентами строились на основе разграничения государством административных полномочий, определялись банковскими правилами, которые предполагали контроль отдельных сторон деятельности клиентов (соблюдение сроков исполнения договорных обязательств, соответствие применяемых форм безналичных расчетов условиям договоров и т.д.) со стороны полевых учреждений. Поэтому можно сказать, что полевые учреждения занимали доминирующее положение над обслуживаемыми клиентами.

В условиях рыночной экономики полевые учреждения и клиент выступают равноправными партнерами, и регулирование взаимоотношений между ними производится на договорной основе. Полевые банки не контролируют соблюдение сроков исполнения договорных обязательств, не проверяют соответствие применяемых форм безналичных расчетов условиям договоров. Поэтому можно сделать вывод о том, что область вопросов контролируемых полевыми учреждениями в деятельности клиентов в современных условиях уменьшена по сравнению с условиями командно-административной системы. В тоже время, полевые банки обязаны контролировать соблюдение установленных лимитов хранения наличных денежных средств войсковыми учреждениями, а также порядок ведения кассовых операций государственными унитарными предприятиями. Войсковые части, предприятия, организации и учреждения МО РФ, в соответствии с указами Президента России должны обслуживаться только в полевых учреждениях Центрального банка РФ, а где такой возможности нет - в расчетно-кассовых центрах или в учреждениях Сбербанка. Данные требования ограничивают отношения между полевыми банками и обслуживаемыми клиентами.

В связи с рассмотренными особенностями деятельности войсковых частей и полевых учреждений Банка России в современных условиях можно сделать вывод об ограниченном партнерстве полевых учреждений и обслуживаемых клиентов, что является первой отличительной чертой деятельности полевых учреждений в условиях рынка.

В условиях рыночных отношений Министерство обороны и Банк России заинтересованы в том, чтобы в деятельности каждого из этих органов затраты по подготовке кадров, формированию, содержанию и расформированию полевых банков были менее тех преимуществ, которые дает деятельность полевых учреждений. Поэтому можно определить, что вторым отличительным признаком функционирования полевых банков в условиях рынка является рационализм взаимоотношений Банка России и Министерства обороны.

В условиях командно-административной системы финансовая ответственность банков и обслуживаемых клиентов была четко определена. Так как между полевыми учреждениями и клиентами не планировалось наличия отношений партнерства, то и других случаев ответственности не предусматривалось. В связи с тем, что отношения между полевыми учреждениями и обслуживаемыми клиентами в современных условиях основаны на партнерстве, носят договорной характер и типичным признаком сторон является рационализм взаимоотношений, то можно утверждать, что третьим отличительным признаком является финансовая ответственность полевых учреждений и клиентов, случаи наступления которой предусмотрены законами или заключенными договорами.

В современных условиях предоставлена определенная самостоятельность воинским частям, государственным унитарным предприятиям и организациям МО РФ. Это способствует расширению их хозяйственной деятельности и увеличению потребностей в банковских услугах. Воинские части становятся участниками рынка ценных бумаг, рынка пластиковых карточек, компьютеризируют процессы обмена информацией, более широко используют формы безналичных расчетов. Отсюда следует, что увеличение потребностей войсковых частей в банковских услугах является четвертой характерной чертой деятельности полевых учреждений в условиях рыночных отношений.

На основе выявленных особенностей деятельности полевых учреждений Банка России, целесообразно рассмотреть цель деятельности полевых банков, средства, которыми располагают полевые учреждения для достижения этой цели, и сам процесс реализации поставленных целей с использованием имеющихся средств.

Цель деятельности полевых учреждений состоит в банковском обслуживании, т.е. удовлетворении необходимых потребностей воинских частей, учреждений и организаций, а также военнослужащих и гражданского персонала МО РФ в банковских услугах. В связи с этим в качестве первоочередной цели функционирования полевых банков следует установить удовлетворение потребностей военнослужащих и гражданского персонала в банковских услугах.

Анализ деятельности полевых учреждений Банка России показывает, что личностный фактор банковской деятельности включает: укомплектование штата учреждения высококвалифицированными работниками; оптимальное распределение между ними функциональных обязанностей, исходя из содержания и характера совершаемых полевым учреждением операций, обеспечение воинской и трудовой дисциплины на высоком уровне; проведение мероприятий по повышению профессиональной квалификации работников. Наиболее важное значение в проведении данных мероприятий занимает укомплектование полевого учреждения банковскими работниками. В настоящее время укомплектованность полевых учреждений достаточно высока. Так, например, в полевом учреждении ЦБ РФ № 10551 укомплектованность работниками по состоянию на 1 января 1998, 1999, 2000 годов составляла 100%. Высокая укомплектованность полевых учреждений позволяет качественно и своевременно осуществлять банковское обслуживание Вооруженных Сил.

Материальный фактор деятельности полевых учреждений ЦБ РФ включает: обеспечение полевого банка современными средствами труда (помещениями, кассовой и вычислительной техникой, автомобильным транспортом, телекоммуникациями, специальным банковским оборудованием) и предметами труда (наличными денежными средствами, бланками банковских документов, канцелярскими принадлежностями); обеспечение программными продуктами и руководящими документами; проведение мероприятий по повышению эффективности использования средств труда, обеспечению их содержания и ремонта, а также рациональному использованию средств и предметов труда.

Особенности функционирования полевых учреждений ЦБ РФ в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета

В последнее время в банковских, финансовых и научных кругах часто обсуждается вопрос о переводе полевых учреждений Банка России в систему федерального казначейства. Это связано с переходом органов и сил, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации на систему расчётов через федеральное казначейство.

Необходимо учитывать потребности Вооруженных Сил в эффективной системе банковского обслуживания, что наиболее полно обеспечивается системой полевых учреждений Центрального банка РФ. Переход на казначейскую систему исполнения бюджета вовсе не означает, что органы федерального казначейства (ОФК) будут осуществлять расчеты самостоятельно. Согласно законодательству все виды безналичных расчётов в России осуществляются через банковскую систему, а при расчётах бюджетными средствами - через систему Центрального банка Российской Федерации. К тому же, принимая во внимание, что обслуживание счетов органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, возложено Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на полевые учреждения Банка России, то органы федерального казначейства должны открывать счета именно в полевых учреждениях, а там, где они отсутствуют, - в расчетно-кассовых центрах ЦБ РФ или в учреждениях Сберегательного банка РФ.

Органы федерального казначейства осуществляют свои функции через банковские учреждения. Например обслуживание органом Федерального казначейства Пермского военного института внутренних войск МВД РФ (ПВИ). Выдача наличных денег с лицевого счета Пермскому военному институту осуществляется учреждением Сбербанка РФ на основании договора, заключенного между ОФК и банком 6 сентября 1997 года1. Деньги выдаются учреждением банка с бюджетного счета ОФК, открытого на балансовом счете второго порядка 40105, по именным денежным чекам ПВИ. При этом чеки на получение наличных денег акцептуются должностными лицами ОФК, в котором открыт Пермскому военному институту данный лицевой счет.

Пермский военный институт представляет кассовые заявки в орган Федерального казначейства на текущий квартал и заявления на выдачу чековых книжек. Отдел платежей ОФК производит сверку поступивших заявок с назначениями, предусмотренными в утвержденных сметах расходов. Поступившие заявки суммируются и включаются в сводную кассовую заявку ОФК, которая представляется в банк.

При возникновении потребности в наличных денежных средствах ПВИ за день до представления чека (до 12 часов дня) представляет в отдел платежей ОФК письменную заявку, в которой указывает цели расходования наличных денежных средств, номер своего лицевого счета и сумму денежных средств к получению. Отдел платежей при приеме заявки проверяет наличие денежных средств на лицевом счете, а также соответствие назначения платежа утвержденной смете расходов. Если сумма заявки превышает 200 тыс. рублей, то она установленным порядком представляется в отдел платежей за два дня до представления чека. На общую сумму акцептованных чеков ОФК представляет чек, на основании которого учреждение Сберегательного банка производит списание денежных средств с бюджетного счета ОФК.

Из данного примера видно, что получение наличных денежных средств происходит лишь на 3-4 день после возникновения в них потребности со стороны бюджетополучателей. Это непосредственно влияет на снижение боеготовности подразделений силовых структур.