Налоги в венгрии для юридических лиц. Налогообложение в венгрии. Ставки НДС в Венгрии

страны.

Подоходный налог

Налог с корпораций

Взимание корпоративного налога (на прибыль) осуществляется с компаний-резидентов Венгрии, в том числе – АО, ООО, адвокатских бюро, общественных фондов и вузов, а также компаний-нерезидентов, имеющих долю прибыли в бизнес-ассоциациях, владеющих недвижимостью на территории страны в размере 75 % от балансовой стоимости ее активов.

При оценке базы налогообложения, согласно Закону LXXXI 1996, учитываются, в частности, убытки, ассигнования, амортизация, нематериальные активы, дивиденды, роялти, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, инвестиции в развитие спорта, спонсорство в области киноиндустрии и театрального искусства, а также штрафы. Ставка корпоративного налога составляет 10 % с базы налогообложения до 500 млн HUF плюс 19 % с остальной части базы налогообложения (с суммы превышения этого порога).

Налоговые льготы предоставляются для компаний:

  • инвестирующих от 1 млрд HUF в проекты, создающиеся или работающие в юрисдикции местных органов самоуправления;
  • обеспечивающих широкий спектр интернет-услуг;
  • вкладывающих 100 млн HUF и выше в выпуск кино- и видеопродукции;
  • создающих новые рабочие места;
  • поддерживающих следующие виды спорта: футбол, гандбол, баскетбол, водное поло и хоккей.

Налоги на малый бизнес (KIVA)

Компании, среднестатистическая численность персонала которых не превышает 25 человек, с оборотом до 500 млн HUF и общим балансом не более 500 млн HUF 500, облагаются налогом по ставке 16 %.

Минимальная база налогообложения не может быть меньше суммы выплат персоналу. Данный налог уплачивается ежемесячно, если его сумма, уплаченная в предыдущем году, превысила 1 млн HUF, или ежеквартально – в противном случае.

Упрощенная система (EVA)

Данная система налогообложения целесообразна для предприятий, ожидаемый годовой оборот которых не превышает 30 млн HUF, а годовой валовый доход – 30 млн HUF, при этом налогоплательщик не должен владеть акциями других юрлиц. Ставка налога составляет 37 % и он, как правило, заменяет НДС, корпоративный, подоходный и на дивиденды.

Подоходный налог (НДФЛ)

Все доходы налогоплательщиков-резидентов подлежат обложению данным видом налога. Что касается нерезидентов, то налогом облагаются только те их доходы, что были получены на территории Венгрии, а также облагаемые на основе международных соглашений. Здесь следует пояснить, что резидентом считается:

  • любой гражданин Венгрии, кроме лиц с двойным гражданством, без места жительства или места пребывания в Венгрии;
  • граждане государств – членов ЕЭС, проживающих в Венгрии более 183 дней в году;
  • граждане третьих стран с видом на жительство;
  • лица, имеющие место жительства только в Венгрии.

База налогообложения слагается из совокупности доходов от самостоятельной и других видов деятельности, а также от продажи недвижимости, процентов, дивидендов, долгосрочных инвестиций и других доходов. Исчисляется она либо путем ведения учета расходов, либо применением коэффициента расходов 10 %. Ставка НДФЛ составляет 16 %.

Для семей, имеющих ребенка, применяется налоговый кредит, составляющий 62500 HUF на каждого ребенка, и 206250 HUF - если детей трое и более. Эти средства не учитываются при взимании НДФЛ, а также могут вычитаться из суммы медицинской страховки или пенсионного вклада. Иностранное физлицо-резидент может воспользоваться таким кредитом, если не имеет права на такой же или аналогичный кредит в другом месте в тот же период, а также если 75 % его общего дохода подлежит налогообложению в Венгрии.

Частные предприниматели обязаны платить подоходный налог и налог на дивиденды. Налоговой базой является разница между общей суммой доходов и расходов. Подоходный налог предпринимателя составляет 10 % от базы налогообложения до 500 млн и 19 % от оставшейся части базы налогообложения. Предприниматель также обязан платить 16 % налога на дивиденды.

Налог на зарплату

Налог на валовую заработную плату уплачивается работодателем (социальное обеспечение – 27 %; профессиональные отчисления – 1,5 %) и работником (НДФЛ – 16 %; пенсионные взносы – 10 %; социальное страхование – 7 %; на занятость – 1,5 %).

НДС (VAT)

Плательщиками НДС являются юридические лица или организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от расположения, назначения или результата. Если налогоплательщик не прописан в Венгрии и осуществляет деятельность, облагаемую НДС в этой стране, он должен зарегистрироваться и получить налоговый номер.

Общая налоговая ставка составляет 27 %. В дополнение к ней Закон CXXVII от 2007 г. устанавливает две нижние ставки:

  • 5 % – на медицинские услуги и медоборудование, книги (в том числе – электронные), журналы, и некоторые услуги;
  • 18 % – на молоко и молокопродукцию, кукурузу, муку и некоторые коммерческие услуги.

Не облагаются НДС некоторые виды товаров и услуг, в том числе – легковые автомобили и их обслуживание, двигатели внутреннего сгорания, жилая недвижимость, продукты питания.

Как правило, налогоплательщики обязаны подавать налоговую декларацию каждый квартал, за исключением некоторых оговоренных особо случаев (ежемесячно или ежегодно).

Если плательщик НДС зарегистрирован в другом государстве – члене ЕС и поставляет товары венгерской компании или физлицу на сумму свыше EUR 35000 в год, то такая поставка облагается налогом, причем сумма конвертируется по курсу Нацбанка Венгрии, который действовал на момент присоединения Венгрии к ЕС (то есть EUR 35000 эквивалентны 8826650.4 HUF).

Местный и строительный налоги

Местный налог взимается со всех предпринимателей, чьи офисы и филиалы зарегистрированы в пределах юрисдикции того или иного муниципалитета, и его максимальная ставка составляет 2 %. Налоговая база исчисляется путем вычета из чистого дохода от продаж.

Максимальная ставка строительного налога за год – 1100 HUF за 1 м 2

Временная деловая активность (например, строительно-монтажные работы), которую предприниматель, не имеющий зарегистрированного офиса, осуществляет в течение от 30 до 181 дня, облагается местным налогом, максимальный размер которого составляет 5000 HUF в день.

Строительный налог уплачивается собственником здания независимо от использования его в жилых целях. Максимальная ставка налога за год – 1100 HUF за 1 м 2 или максимум 3,6 % от рыночной стоимости недвижимого имущества. Уплачивается он 15 марта и 15 сентября.

Налоги на автомобиль (транспортные)

Налогов, связанных с автотранспортными средствами, несколько.

Компании уплачивают налог на служебные легковые автомобили (если их владельцы - не частные лица), независимо от использования их в личных целях. В зависимости от мощности и экологического класса авто ежемесячная сумма налога составляет от 7700 до 44000 HUF.

Автомобильный налог уплачивается владельцами транспортных средств с венгерскими номерами, и его сумма зависит от года выпуска, массы и мощности машины. Налог составляет от 140 до 345 HUF за 1 киловатт мощности для легковых автомобилей.

Регистрационный налог начисляется на автотранспортные средства, зарегистрированные в Венгрии. Он уплачивается при импорте, покупке в странах ЕС и модификации транспортного средства. Сумма налога для легковых автомобилей колеблется от 0 до 4,8 млн HUF в зависимости от года выпуска, экологического класса и технических характеристик (исключение составляют гибридные и электрические транспортные средства, для которых стандартный регистрационный налог - 76000 HUF).

Недвижимость

Доход от продажи недвижимого имущества облагается налогом по ставке 16 %. Сумма определяется частным лицом в его годовой налоговой декларации и уплачивается к сроку, указанному для ее подачи.

Жилой фонд

Если физическое лицо продает жилой дом или квартиру, то в зависимости от времени владения ею (с момента приобретения до момента продажи), налогооблагаемый доход уменьшается следующим образом: налог начисляется в нулевой (год приобретения) и первый год – на 100 % суммы дохода; во второй год – 90 % от дохода; в третий – 60 %, в четвертый – 30 % и в пятый – 0 % от дохода.

Например, если физическое лицо продает в 2014 году жилой дом, приобретенный в 2009 г. или ранее, налог не начисляется.

Нежилой фонд

Дома отдыха, офисные помещения, гаражи и другие объекты недвижимости нежилого фонда имеют иные, нежели у жилой недвижимости, параметры снижения налогооблагаемой базы - в зависимости от времени владения ею лицом, совершающим продажу. Так, если объект перепродается в течение первых пяти лет (2010-2015), то налогом облагается полностью вся сумма дохода от продажи, затем каждый год она снижается на 10 % и к пятнадцатому году налогообложению не подлежит. Например, если частное лицо продает в 2014 году дом отдыха, приобретенный в 1999 году, налог не взимается.

Другой пример: в 2014 году частное лицо продает за 20 млн HUF дом отдыха, приобретенный в 2000 году за 12 млн HUF. За 6 месяцев до продажи в доме отдыха был сделан ремонт на 2,4 млн HUF, что превышает 5 % от выручки и поэтому может рассматриваться в качестве инвестиций, следовательно, это уменьшает базу налогообложения. Общие расходы, связанные с передачей объекта недвижимости и оплатой по счетам, составили 0,6 млн HUF. Таким образом, с учетом расходов, сумма уменьшается и составляет в млн HUF: 20 – 12 – 2,4 – 0,6 = 15. Кроме того, 90 % могут быть вычтены из расчетного количества с учетом периода владения: 5 – 4,5 = 0,5. Таким образом, налогооблагаемая прибыль составляет «всего» 500 тысяч, а налог – 80 тысяч HUF.

Все численные значения и рассчетные данные соответствуют налоговому законодательству Венгрии на конец 2014 – начало 2015 года согласно информации сайта Национальной налоговой и таможенной администрации Венгрии (National Tax and Customs Administration of Hungary) nav.gov.hu. Пожалуйста, уточняйте актуальную информацию, используя первоисточник, поскольку законодательная база обновляется.

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, задайте их в комментариях. Выражайте ваше мнение и делитесь интересными фактами с читателями нашего блога!

На наш блог можно подписаться!

Оформив подписку на нашу рассылку , вы будете первыми получать полезные и интересные статьи о жизни и работе в Венгрии!

В последнее время Венгрия пользуется все большей популярностью при проведении налогового планирования. Неудивительно, ведь эта сочетает в себе европейскую, не испачканную “черными списками” репутацию и гибкое корпоративное , сопоставимое с кипрским. Перед предпринимателями, открывшими бизнес в этой стране, открываются идеальные возможности для выстраивания схем с дивидендами, займами и лицензионными платежами. Помимо стандартных ставок налогов, в Венгрии также применяются пониженные ставки НДС для некоторых категорий компаний и упрощенный предпринимательский налог.

Налог на прибыль компании (Corporate tax)

Ставка налога на прибыль компании с 1 января 2017 года снижена и составляет 9%. В Венгрии компании обязаны платить корпоративный подоходный налог с доходов, полученных от хозяйственной деятельности, осуществляемой для получения прибыли:

  • доход компаний-резидентов, полученный по всему миру;
  • доход с венгерских источников компаний-нерезидентов, не имеющих постоянного представительства в Венгрии;
  • доход, полученный от передачи или отчуждения долевого участия компании, владеющей недвижимостью (компания считается владеющей недвижимостью, если стоимость недвижимого имущества, расположенного в Венгрии, составляет более 75 % балансовой стоимости активов на отчетную дату, указанных в финансовой отчетности налогоплательщика самостоятельно либо вместе с его аффилированными лицами в Венгрии или филиалами).

При соблюдении определенных условий 50% дохода, признанного роялти, и прямых расходов на исследования и разработки, вычитаются из налоговой базы. Относить исследования и разработки на прямые затраты могут даже связанные стороны, снижая налоговую базу других компаний. Прибыль, признанная дивидендами, полученная в целевом году, уменьшает налоговую базу при условии, что она не была получена от контролируемой иностранной компании.

Налог на доходы у источника выплаты (Withholding tax)

Дивиденды

В Венгрии не взимается налог на доходы у источника выплаты на дивиденды, проценты или роялти, если платеж произведен в адрес компании. Если же оплата производится частному лицу, налоги взимаются в соответствии с положениями применимых договоров об избежании двойного налогообложения.

Упрощенный предпринимательский налог (EVA)

EVA предоставляет возможность компаниям, ежегодные продажи которых не превышают 30 млн. форинтов (при условии, что за два предыдущих года у компании был доход), уменьшить как административное, так и налоговое бремя. EVA заменяет следующие виды налогов: НДС, личный подоходный налог предпринимателей, налог на дивидендную базу предпринимателя, налог на прибыль организаций и подоходный налог с населения по дивидендам. Ставка EVA составляет 37%. Если общая сумма выручки и всех статей, увеличивающих доход, превышает 30 млн. форинтов, ставка EVA будет составлять 50 % от части налоговой базы, превышающей эту сумму.

НДС

Стандартная ставка составляет 27%. Пониженная ставка в размере 18% применяется к товарам/услугам следующих категорий:

  • молоко и молочные продукты (кроме материнского молока и продуктов, облагаемых по ставке 5%);
  • продукты, произведенные с использованием кукурузы, муки, крахмала или молока;
  • товары коммерческого размещения;
  • нерегулярные мероприятия под открытым небом;
  • интернет-услуги;
  • питание в ресторанах.

Пониженная ставка в размере 5% применяется к таким товарам/услугам:

  • медицинские услуги;
  • медицинская техника;
  • книги;
  • электронные книги;
  • журналы;
  • свиньи, крупный рогатый скот, овцы и козы;
  • птица, яйца птиц;
  • молоко (кроме материнского молока, а также молока, обработанного сверхвысокой температурой или с увеличенным сроком годности);
  • услуги централизованного теплоснабжения;
  • услуги инструментальной живой музыки артистов в закрытых помещениях.

Не облагаются НДС финансовые и инвестиционные услуги.

Муниципальные налоги

Муниципалитеты могут взимать муниципальные и местные налоги внутри своей юрисдикции. Местные налоги включают местный налог с предприятий, налог на строительство, земельный налог, коммунальный налог физических лиц и туристический налог.

Местный налог с предприятий является наиболее распространенным. Облагается им любая постоянная или временная предпринимательская деятельность, осуществляемая в юрисдикции данного муниципалитета.

Максимальная ставка налога составляет 2% от налоговой базы. Муниципалитеты могут уменьшать ставку налога или даже не взимать налог с местного бизнеса. В случае временной предпринимательской деятельности ставка налога составляет 5 000 форинтов за календарный день. Налоговой базой является чистый доход от продаж, за вычетом стоимости проданных товаров и услуг, оплаты деятельности субподрядчиков, прямых затрат на исследования и экспериментальные разработки, а также материальных затрат.

Налог на строительство (недвижимость) применяется к собственникам как жилых, так и нежилых помещений независимо от их предполагаемых назначения и использования. Ставки налога: максимум 1 852,1 форинтов / м2, или 3,6% от скорректированной рыночной стоимости.

Земельный налог взимается с зарегистрированных собственников земельных участков по состоянию на 1 января. Максимальная ставка налога 336,7 форинтов/ м2 или 3% от скорректированной рыночной стоимости.

Взносы работодателя

Обязательные платежи работодателя составляют социальный взнос, профессиональный взнос и взнос на реабилитацию. Базой выплаты социального взноса является базовая зарплата, указанная в трудовом договоре, или, в случае подписания договора на услуги, определенный им размер вознаграждения. Если работа выполняется в соответствии с трудовым договором, регулируемым иностранным законодательством, налоговой базой является сумма ежемесячного вознаграждения. Ставка налога – 22%. Налоговые льготы предусмотрены для содействия занятости работающих в неблагоприятных условиях или создания рабочих мест в бедных кварталах, а также для трудоустройства трудящихся, которые создают высокую добавленную стоимость. Кроме того, дополнительные налоговые льготы предусмотрены для неквалифицированных рабочих и работников, находящихся в неблагоприятном положении, а также лиц, имеющих право на получение социальных пособий на воспитание детей и исследователей. Налоговая база профессионального взноса такая же, как и социального. Ставка составляет 1,5% от налоговой базы.

Обязательство по профессиональному взносу может быть выполнено путем организации практического обучения или посредством выплаты суммы взноса. В первом случае зарплата до вычетов может быть уменьшена в соответствии с основными нормами, установленными в госбюджете (в 2017 году это 453 тыс. форинтов / чел. в год). Работодатель обязан выплачивать взносы на реабилитацию для содействия занятости безработных работников, находящихся в затруднительном положении. Такое обязательство у работодателя возникает в случае, когда численность персонала в компании превышает 25 человек, а количество занятых на предприятии лиц, находящихся в неблагоприятном положении, не достигает 5 процентов от общей численности персонала. Сумма взноса на реабилитацию в девять раз превышает минимальную базовую заработную плату, выплачиваемую работникам, занятым полный рабочий день, на первый день текущего года (чел. в год). Эта сумма составляет 1 147 500 форинтов / чел. в год и должна умножаться на численность персонала, недостающего до пяти процентов обязательного уровня занятости, определяемого из среднестатистического состава организации, округленного до первого десятичного знака, для получения ежегодного взноса на реабилитацию.

Венгерское налоговое право в настоящий момент является одним из самых современных в Европе, что было достигнуто в результате проведения реформ в конце XX - начале XXI века, представляющих определенный этап на пути трансформации политической и экономической системы страны. В относительно короткий срок Венгрия отошла от политической системы, которую нередко характеризуют как "антитезис верховенства права", так как правящая партия, фактически, контролировала законодательную, исполнительную и судебную власть.

Для переходной экономики, установившейся в бывших социалистических странах центрально-европейского региона, характерна необходимость приведения состояния внутренней экономики в соответствие с требованиями "сети глобализированных рынков". В таких условиях одной из важнейших задач государства является создание совершенно новой системы поступлений в бюджет, однако, не путем установления новых видов налогов, а путем закрепления правовых принципов налогообложения и обеспечения поддержки населения, осуществляемой за счет отведения важной роли косвенным налогам.

До конца 1980-х налоговая система развивалась под диктатом центральной плановой экономики. Два главных элемента плановой экономики - центральный бюджет и государственные предприятия.

Важнейшим же элементом реформ были косвенные налоги (они составляли основную часть дохода государства от налогов), тогда как прямые налоги были ниже, чем в остальных странах Евросоюза. Такой метод должен был осуществлять функцию поддержки населения при необходимости больших поступлений в бюджет. Наибольшей эффективностью обладал, например, налог на добавленную стоимость в ходе процесса приватизации, то есть в наличие определенной автономии у предприятий. В ином случае, при налогообложении связанных с государством предприятий, оно уплачивает косвенные налоги, по сути, само.

До начала налоговых реформ в отсутствие свободы собственников и предприятий конфликт интересов налогоплательщиков и налоговых органов не обозначался, принцип верховенства права не имел значения и, соответственно, о правах налогоплательщиков и об ограничении дискреции налоговых администраций не могло идти и речи. Ориентирами реформ стали охрана собственника и в то же время развитие эффективной рыночной экономики. На начальном этапе был введен НДС, налог на доходы физических лиц и на прибыль предприятий. Закон "О налогообложении" был сделан на примере немецкого. Он включает налоговое процессуальное право и принципы материального права. В отличие от немецкого закона, в нем не содержится исчерпывающих дефиниций. Напротив, он выходит за пределы области налоговой администрации, устанавливая следующие принципы: связь права с его социальным значением; деятельность налогового органа строго в целях, в которых ему предоставлена дискреция; обеспечение налогоплательщика необходимой информацией; сотрудничество налогоплательщиков и налоговых органов; защита налогоплательщика; принципы добросовестности и запрета дискриминации.

Основу налогового законодательства Венгрии составляют: Свод Правил Налогообложения (2003 г.), Закон о Корпоративном налоге и налоге на дивиденды (1996 г.), Закон о едином налоге с оборота (2007 г.), Закон о подоходном налоге с физических лиц. Компания является налоговым резидентом Венгрии, если она зарегистрирована на территории Венгрии. Резидентные компании подлежат налогообложению по всему своему мировому доходу, нерезидентные компании облагаются только налогом на доход, полученный от источника в Венгрии. Филиалы облагаются так же, как и дочерние компании. Вся прибыль, включая прибыль от торговли, прибыль иностранного происхождения и др., полученная компанией, облагается корпоративным налогом (налогом на прибыль). Также корпоративный налог применяется к пассивным доходам и к доходам с капитала. Расходы, связанные с полученными доходами, подлежат вычету из налоговой базы. Финансовый год главным образом приравнивается к календарному году, но он может варьироваться, если это указано в Учредительном договоре компании. Финансовый год обычно состоит из 12 месяцев, но он может быть увеличен или уменьшен в первый год регистрации компании.

Единый налог с оборота - это форма самообложения: одновременно с представлением налоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога. Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушений могут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.

Единый налог с оборота (ЕНО, соответствует российскому НДС), которым облагаются все производимые в стране товары и многие услуги, имеет три налоговые ставки: 0, 15 и 27%. Самая высокая, 27% -ная ставка является основной и распространяется на наибольшее число товаров.15% -ная ставка представляет собой льготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулевая ставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако если при производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которых содержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию. Нулевая ставка распространяется на основные продукты питания, на лекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалы облагаются 27% -ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергией населения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведения соответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиеся дотации.

На импортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что и на аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежит налогообложению, то есть на нее распространяется нулевая ставка налога. Таким образом, эти товары и услуги вывозятся по цене, в которую не входит налог с оборота. Эго соответствует международной практике и обеспечивает венгерским производителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из других стран условия.

Введенные в 1998 г. акцизы представляют фиксированный, в зависимости от вида продукции, сбор из расчета на единицу продукции. К акцизным товарам относятся топливо, технические масла, спиртные напитки, алкоголь, табак.

Потребительским налогом облагаются, помимо акцизных товаров, также личные автомобили, золото, кофе (в зависимости от вида - 10-35%).

Корпоративный налог (налог на прибыль) платит каждое юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Ставка этого налога установлена на уровне 19% (это почти в 2 раза ниже средних по ЕС показателей). По мнению экспертов, установление такой низкой ставки способствует притоку иностранных капиталов и борьбе с "теневой" экономикой. При этом, однако, Венгрия не относится к числу стран с репутацией "налогового рая", поскольку требования к другим элементам налоговой системы (например, в отношении отчислений в фонды социального страхования, местных налогов и т.п.) остаются достаточно жесткими. Базой для налогообложения служит полученная в налоговом году прибыль. Законодательно определен ряд условий, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу: сфера деятельности предприятия, юридическая форма, происхождение средств производства, направления использования прибыли.

При выплате корпоративного налога предусмотрен ряд льгот, напрямую связанных с инвестиционной политикой предприятия. Один из принципов льготного налогообложения состоит в том, что величина налоговой суммы уменьшается на 50%, если предприятие, ежегодно увеличивая сумму инвестиций не менее чем на 5%, за 5 лет сможет довести их объем до 1 млрд форинтов (2,8 млн. евро). Полное освобождение от уплаты корпоративного налога применяется, если инвестор вкладывает 10 млрд форинтов (28 млн. евро) при условии ежегодного роста объема продаж на 5% и обеспечении прироста занятых на предприятии не менее чем на 500 человек.

Другой принцип основан на полном освобождении от уплаты налога в течение 10 лет тех предприятий, которые участвуют в государственной программе поддержки наименее развитых регионов страны, осуществляют там инвестиции в объеме не менее 3 млрд форинтов (8,7 млн. евро). Аналогичным образом действуют льготы в случае капиталовложений в районах, в которых уровень безработицы на протяжении двух предшествовавших инвестициям лет превышал 15%.

В случае реинвестирования всей полученной прибыли предприятие освобождается от уплаты 20% налога на дивиденды.

При определении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечить несколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следует обеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другой стороны, налоговые ставки не должны снижать заинтересованность в достижении высоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились на конструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основная часть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан, годовой доход которых не превышает 120 тысяч форинтов. Их доля составляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя граница доходов, в пределах которой они не облагаются налогом, составляет 48 тысяч форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего по найму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог не уплачивают.

В соответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат все виды доходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода, независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. В соответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерах облагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварного сельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, от научной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимости или сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.

Подоходный налог составляет 16% . Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Чтобы упрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, что подоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местного совета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мере зависит от фактической уплаты подоходного налога населением.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство). Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Наиболее прогрессивным представляется принцип сотрудничества налогоплательщика с налоговыми органами. В условиях рыночной экономики интересы обоих субъектов совпадают, в связи с чем законодательно была предпринята попытка закрепить данный принцип и определенным образом уравнять субъектов правоотношений во взаимных правах и обязанностях (налоговые органы обязаны обеспечивать налогоплательщиков необходимой информацией; налогоплательщик может в судебном порядке добиться выплаты компенсации за предоставление неверной информации налоговым органом).

Примерами вышеуказанного информационного обеспечения выступают публичные и частные решения налоговых администраций, направленные на разъяснение налогоплательщикам вопросов по интерпретации закона применительно к конкретным случаям. Практика в Венгрии в отношении этих видов информирования отличается от систем, используемых в других странах. Министерство налоговой политики разделяет с налоговыми администрациями ответственность за вынесение публичных решений, осуществляющих информационную функцию (в них содержатся сведения о том, как интерпретируется и применяется закон); налоговые администрации же несут исключительную ответственность за вынесение частных решений.

Принцип защиты прав налогоплательщика проявляется в предоставленном данным законом налоговому органу праве сокращать или смягчать требования в случае умышленной неуплаты налогов. Согласно данному положению, если семья налогоплательщика может быть поставлена в затруднительное положение (в случае физических лиц) или же уплата налогов делает юридическое лицо неспособным продолжать деятельность, то налоговый орган может отсрочить или сократить налог. Данная дискреция, предоставленная законом, подразумевает самостоятельную оценку органами характеристики налогоплательщика и обстоятельств дела.

В качестве еще одного принципа налогового права Венгрии стоило бы обозначить принцип ограничении дискреции. Исполнительной власти (или налоговой администрации) предоставлена прямая дискреция с целью воздействия на налоговые обязательства, а также косвенная дискреция в виде широкой свободы интерпретации закона. Тем не менее, если налоговым администрациям предоставлены полномочия по осуществлению правового регулирования, то содержание такого регулирования строго ограничено и четко регламентировано правовыми нормами. Исключением может быть только возможность усмотрения смягчать или отменять налоговые обязательства в особых случаях, обозначенная выше.

Ввиду того, что законодатель постсоциалистических стран нередко имеет ограниченное представление о современных налоговых правоотношениях и институтах, четкие и недвусмысленные формулировки норм права могут отсутствовать, что образует пробел в налоговом праве. В Венгрии такая проблема решается не только с помощью прецедента, но и с помощью наделения органов правом руководствоваться концепциями и дефинициями других отраслей. В свою очередь, данный способ ограничивает возможность применения прямых или косвенных дискреций. В то же время, значение других отраслей права и делегирование полномочий другим министерствам рассеивает налоговый контроль от Министерства налоговой политики.

В доходах бюджета Венгрии основное место в налоговых поступлениях в бюджет занимает единый налог с оборота (аналог российского НДС), доля которого составляет 39%. За ним следуют подоходный налог (24% поступлений), потребительский налог и акцизы (19%), налог на предпринимательскую прибыль (корпоративный налог) - 10%. Как результат проведенной реформы, в текущей системе налогов Венгрии значительную долю налоговых поступлений составляет налог на добавленную стоимость, который по общему правилу составляет 27 процентов, при наличии налоговых льгот его ставка снижена до 18 и 5 процентов. Прямые налоги - налог на прибыль корпораций, на доход физических лиц, местные налоги и иные налоги - менее весомы, их ставка не превышает 19 процентов.

Налог на доходы физических лиц составляет 16%. Облагаются любые поступления - доход от трудовой деятельности, процентный доход, дивидендные поступления.

Налог на дарение и наследование - до 40% (близкие родственники освобождены от налога на наследство).

Налог на приобретение объектов недвижимости: при сумме покупки до 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) ставка составляет 4%, при сумме покупки свыше 1 млрд. форинтов (приблизительно 3,4 млн. евро) - 2%.

Налог на прибыль компаний составляет 19%, есть льготная ставка 10%.

венгрия законодательство налоговая система

Налоги на социальное обеспечение уплачивает как работодатель (28,5% от ФОТ), так и сам работник путем удержаний из его заработной платы (ставка повышена до 18,5% с предыдущей 17,5%).

Могут применяться дополнительные отраслевые и местные налоги на бизнес.

Налог у источника при выплате дивидендов, процентов и роялти (в отдельных случаях только иностранному) юридическому лицу не взимается.

Органы местного самоуправления имеют право для пополнения своего бюджета вводить местные налоги.85% всех поступлений в бюджеты районных, городских и областных администраций составляет промысловый налог. Остальная часть приходится на налог на строения, коммунальный, туристический налог и прочие сборы. Верхний предел ставок местных налогов устанавливается централизованно, а местные администрации сами решают, какие из налогов вводить и с какими ставками.

Таким образом, на основе рассмотренного примера налоговой реформы в Венгрии можно выделить следующие положения, способствовавшие успешному ее проведению: отведение главной роли косвенным налогам, обеспечение поддержки населения за счет важнейших принципов защиты налогоплательщика и кооперации между налоговыми органами и налогоплательщиками. В настоящее время многие из бывших социалистических стран еще не перешли в полной мере к рыночной экономике, следовательно, данный позитивный опыт мог бы стать для некоторых из них ориентиром.

В этой стране удивительным образом сочетается кочевое цыганское прошлое и европейское будущее. Именно ради него разгораются страсти на политической арене, евро постепенно вытесняет национальную валюту, а инвесторов созывают привлекательными налоговыми ставками.

Скромность украшает

Для большинства из нас Европа – это в первую очередь тандем из наиболее влиятельных стран ЕС, обладателей популярных туристических маршрутов, будь то родина Эйфелевой башни, страна «гордых и предубежденных» англичан, или лидеры финансовых и экономических гонок. И только Венгрия, несмотря на ее расположение в сердце европейских широт, необъяснимо отличается от общих черт и характеристик своих соседей. Здесь даже гурманы позволяют себе разбавлять вино содовой, а цыгане – одна из политических сил страны. Именно Венгрия особенно славится уникальными архитектурными памятниками и природными красотами, охраняемыми ЮНЕСКО, а в 70-х годах XX века силами и фантазией местного скульптора изобретен увлекательный кубик Рубика. Бродя по улицам Будапешта, гости столицы будут приятно удивлены вполне привычным для венгров расположением фешенебельных ресторанов рядом с традиционными корчмами. А проводимое раз в год мероприятие, названное «Прожорливым четвергом», лишний раз доказывает, что национальная кухня – это один из главных предметов гордости. Салями, паприка, штрудель, гуляш, гусиная печень – вот далеко не полный перечень излюбленных продуктов и блюд. Обидно признавать, что красоту и уникальность этой страны первыми оценили немцы, австрийцы и итальянцы, которые, в отличие от русских путешественников, давно облюбовали красоты берегов Дуная и термальные источники. Не проезжают мимо этой страны и люди искусства: когда-то Мадонна пробовала здесь себя в роли актрисы, а Спилберг и того больше – снял на берегах Дуная один из своих киношедевров.

Экономические реалии

Если отойти от безусловно заслуживающей внимания внешней красоты и романтичности Венгрии, то останется, пожалуй, не самая впечатляющая экономическая и социальная государственная картина. Венгрия, как истинный «европеец», трудится не покладая рук, но почему-то работают в стране не столько сами венгры, сколько украинцы и даже китайцы. Некоторые местные издания публикуют устрашающие новости о том, что бо льшая доля «черного» рабочего рынка – это сами венгры. Между тем в последние месяцы уровень безработицы ползет вверх, а беспринципные работодатели пользуются создавшейся ситуацией. Рабочий класс жалуется не незаконное нарушение их прав и трудового законодательства, так как руководство компаний прибегает к одностороннему перекраиванию договоров, в котором понятие «гибкий график» превращается в увеличенный рабочий день без оплаты за сверхурочные часы. Увольняться венгры не спешат, так как устроиться на лучшее место, да и вообще найти новую работу, сейчас проблематично.

Среди нерешенных социальных проблем, как это ни странно, до сих пор стоит вопрос о статусе и правах цыган. Венгерские исследовательские агентства пришли к выводу, что коэффициент терпимости к цыганской общине среди населения меняется в зависимости от уровня образования граждан. Что удивительно, обладатели наиболее качественного образования не поддерживают лояльного отношения к цыганам так же, как и те, кто в меньшей степени обременен интеллектом.

Гражданская активность и заинтересованность судьбой своей страны в эти дни подпитывается бушующими предвыборными кампаниями. Ознакомившись с обещаниями кандидатов, несложно понять, что больше всего беспокоит венгерский народ безработица, охрана и поддержка исторических и природных комплексов и высокие налоги. Парадокс, но если для жителей Венгрии налоговое бремя с каждым годом становится все более непосильным, то для инвесторов из других стран местный налоговый климат вполне приемлем.

Налоговое планирование по-венгерски

Когда с 2006 года оффшорный режим налогообложения в Венгрии был отменен, налоговые консультанты сомневались, что в Венгрию вернутся инвесторы. Тем не менее некоторые черты налогового законодательства позволили Венгрии не сойти со сцены международного налогового планирования.

Система налогообложения Венгрии полностью соответствует требованиям Евросоюза и ведущих международных организаций в этой области (ОЭСР). Между тем страна по-прежнему привлекает инвесторов своей довольно лояльной налоговой политикой. В отличие от нашего государства, Венгрия привлекает бизнес своей поистине европейской надежностью и принадлежностью к Шенгенской зоне. Отрегулированная сфера предоставления услуг позволяет инвесторам рассматривать Венгрию как отправной пункт для начала экспансии в другие страны региона.

К одним из основных преимуществ налоговой системы относится освобождение компаний от уплаты налога на полученные дивиденды. Если принять во внимание данный факт, то становится вполне очевидным, что венгерская компания может распределять свой дивидендный доход в оффшорной компании без каких-либо обязательств по налогам.

Исключение составляют налогоплательщики – контролируемые иностранные компании (CFC). Доход в виде полученных от них дивидендов является налогооблагаемым для налогоплательщика – юридического лица. Режим «исключения из доли» (то есть освобождения от налога квалифицированного участника) в этом случае не применяется.

Неблагоприятный налоговый эффект для контролируемой иностранной компании состоит в том, что суммы уплачиваемого вознаграждения считаются расходом, возникшим не в процессе продвижения коммерческой деятельности компании (если не будет доказано обратное).

Несмотря на все перечисленные выше привилегии для бизнеса, государственная казна все же исправно пополняется налоговыми платежами. А происходит это посредством более высоких ставок подоходного налога и налога на заработную плату. Налог на доходы предприятия тоже занимает не последнюю строку расходов, хотя ставка по нему довольно щадящая. Хозяйствующие субъекты Венгрии также обязаны платить в пользу городских муниципалитетов налог на предпринимательскую деятельность. И, наконец, венгерское налоговое законодательство сходно с российским по количеству и частоте вносимых изменений, что создает проблемы как для налогоплательщиков, так и для налоговых консультантов.

Доход не повод для налога

Компании, зарегистрированные в Венгрии (резиденты), уплачивают налог на прибыль в размере 19 процентов от всего мирового дохода. Нерезиденты должны быть обеспокоены налогообложением доходов, полученных только на территории страны. Если прибыль компании не превышает 50 миллионов венгерских форинтов, а это примерно 185 000 евро, при соблюдении определенных требований ставка может быть снижена с 19 до 10 процентов. Как и в России, налогооблагаемая прибыль рассчитывается с учетом позиций, уменьшающих или увеличивающих налогооблагаемую базу. Если венгерская компания получила убыток, он может быть перенесен в счет будущих доходов без каких-либо ограничений при условии, что подобные финансовые результаты не являются следствием нарушения правовых норм.

С 1 января 2010 года вступили в силу новые правила налогообложения процентного дохода из иностранных источников, которые дают возможность использовать Венгрию эффективным, с налоговой точки зрения, образом в схемах предоставления займов. Согласно положениям Закона о налоге на прибыль, процентный доход из иностранных источников не облагается в Венгрии налогом на прибыль. Закон определяет процентный доход как 75 процентов, полученных налогоплательщиком, за вычетом расходов, которые могут быть напрямую отнесены к образованию процентов. Это в конечном итоге означает, что только 25 всех процентов, полученных от иностранного источника, будут облагаться в Венгрии налогом на прибыль в размере 19 процентов. В отношении общего процентного дохода это освобождение приводит к эффективной налоговой ставке (4,75 процента) на проценты, полученные венгерской компанией из иностранного источника. Это может быть очень привлекательным моментом для российских компаний, принимая во внимание тот факт, что в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения между Россией и Венгрией, проценты, выплачиваемые из России в Венгрию, не облагаются налогом у источника финансирования.

Правила «освобождения участия»

Известно, что, если компания выпускает в продажу свои акции, возникает определенный прирост капитала. Согласно венгерскому законодательству в этом случае в силу вступают так называемые правила «освобождения участия». Основной их принцип – приравнивание прироста капитала к доходу от торговой деятельности и, как следствие, налогообложение этих сумм по ставке 19 процентов. Использовать данную норму могут лишь те налогоплательщики, которые владели, по меньшей мере, 30 процентами капитала присоединенного предприятия в течение не менее одного года до момента продажи акций. Доход от прироста капитала, полученный от продажи акций компаний, ведущих операции с недвижимостью, также облагается налогом по общей ставке. Но для иностранных акционеров наличие налогового соглашения об избежании двойного налогообложения между Венгрией и страной регистрации акционера может означать отсутствие необходимости уплачивать налог.

Уведомление о приобретении ценных бумаг должно быть направлено налоговым органам в течение 30 дней.

Дивиденды и роялти

В Венгрии не взимается налог у источника с дивидендов, выплачиваемых нерезидентным компаниям. Если же дивиденды выплачиваются акционерам – физическим лицам, суммы облагаются налогом по ставке 25 процентов. Проценты и плата за услуги, перечисляемые в пользу иностранных физических и юридических лиц, не подлежат налогообложению у источника, если получатели являются резидентами страны, подписавшей соглашение об избежании двойного налогообложения с Венгрией. При отсутствии такого документа у получателей возникнет обязанность оставить часть средств в венгерском государстве в качестве налога у источника по довольно внушительной ставке – 30 процентов.

Правила, касающиеся корректировки налоговой базы по налогу на прибыль, предоставляют определенные льготы и в отношении получаемого венгерскими компаниями дохода в виде роялти.

В качестве специальной статьи, уменьшающей налоговую базу, разрешается принять к вычету из прибыли до уплаты налога 50 процентов полученного налогоплательщиком дохода в виде роялти, если такой вычет не превышает 50 процентов от общей прибыли компании до налогообложения. По соответствующим соглашениям об избежании двойного налогообложения роялти могут выплачиваться в Венгрию из большого числа юрисдикций с налогом, равным 0 процентов у источника. Список стран включает Францию, Швейцарию, Израиль и Россию. В случае с компаниями, которые дополнительно имеют иные источники дохода, помимо роялти, и несут расходы, связанные с данной деятельностью, возможность принять к вычету из налоговой базы 50 процентов дохода в виде роялти может привести к довольно привлекательной эффективной ставке налога на прибыль.

Можно в е вро?

С 2010 года венгерским компаниям разрешено вести и подготавливать бухгалтерскую и финансовую отчетность в евро. Решение об использовании этих денежных знаков в качестве функциональной валюты компании должно быть отражено в уставных документах или в учетной политике компании. Причем после указания на данный факт евро войдет в оборот организации как минимум на пять лет. Другая валюта может быть использована только в том случае, если она является функциональной, то есть когда 25 процентов всех доходов, расходов, затрат и обязательств компании осуществляются в этой валюте. Как и в большинстве государств, в Венгрии налоговый год для компаний в общем случае составляет 12 месяцев и соответствует календарному году. Но интересно, что у местных бухгалтеров на подготовку годовой отчетности отведено времени на два месяца больше, чем у российских коллег – подаются итоговые результаты до 31 мая года, следующего за отчетным. Подготовка сводных отчетов не допускается.

Платить «поместно»

В зависимости от того, в каком округе Венгрии зарегистрирована компания или ее постоянное представительство, возникнет обязанность уплачивать определенную сумму местного налога на предпринимательскую деятельность. Решение об обложении налогом и о его ставке принимается местными органами управления. Максимальная ставка достигает 2 процентов, и большинство местных органов управления взимают налог именно по максимальной ставке.

Данный платеж уплачивается с чистой выручки за вычетом стоимости реализованных товаров, стоимости сырья и услуг по перепродаже. Неприятная для предпринимателей особенность местного налогообложения состоит в том, что износ основных фондов, расходы по заработной плате и расходы на общее техническое обеспечение вычету из базы не подлежат.

Недвижимость – под налоговым игом

Как только организация решит осуществить передачу имущества или приобрести не менее 75 процентов доли в уставном капитале компании, владеющей недвижимостью в Венгрии, возникнет повод для расчета налога на покупку недвижимости. Важно отметить, что правила его уплаты применяются не только к недвижимости, приобретаемой с целью инвестиций, но и к тому имуществу, которое переходит в собственность компании ввиду производственной необходимости. Общая ставка налога составляет 4 процента.

В том, что касается приобретения доли в компании, владеющей недвижимостью, налог по заявленной ставке взимается, если рыночная стоимость соответствующего недвижимого имущества составляет менее 1 миллиарда венгерских форинтов (примерно 3 700 000 евро). В случае, если рыночная стоимость недвижимости превышает эту сумму, ставка снизится до 2 процентов. В любом случае венгерский налогоплательщик заплатит не более 200 миллионов венгерских форинтов (примерно 740 000 евро) за одну единицу недвижимой собственности.

Более щадящие расценки применяются к жилой недвижимости. Например, 2 процента – на объект недвижимости с рыночной стоимостью 4 миллиона форинтов (примерно 14 800 евро) и 4 процента –на объекты с большей стоимостью.

Вездесущий НДС

Система исчисления налога на добавленную стоимость в Венгрии приведена в полное соответствие с законодательными требованиями Евросоюза. НДС взимается с поставляемых товаров и услуг, в том числе с импортируемых товаров.

Базовая ставка НДС покажется российскому бухгалтеру высокой – 25 процентов. Основные продукты питания облагаются под 18 процентов, медицинские товары и услуги, а также книги и отопление для местного населения – под 5 процентов. На некоторые товары и услуги НДС не начисляется вовсе.

Периодичность формирования документов по НДС зависит от суммы налога, подлежащей уплате. Отталкиваясь от этого критерия, отчетность подается как ежемесячно, так и ежеквартально или ежегодно. Допускается консолидированный порядок уплаты НДС.

«Подоходным» – по частным доходам

В Венгрии работа по найму предполагает уплату подоходного налога, взносов в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования, а также профессиональных взносов.

Порядок расчета подоходного налога напоминает недавно прекративший свое существование в России ЕСН: ставка равна 17 процентам для налогооблагаемой базы, которая рассчитывается по ставке 127 процентов от совокупного дохода сотрудника. Такой порядок применим для дохода, не превышающего 5 миллионов форинтов (примерно 18 500 евро). При налогооблагаемой базе свыше заявленной суммы, уплачивается 850 000 форинтов и 32 процента от суммы дохода сверх 5 миллионов форинтов.

Интересно, что обязанность уплачивать взносы в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования лежит на работнике. Ставки по взносам составляют соответственно 9,5 процента и 7,5 процента. Работодатель же уплачивает 27 процентов от совокупного дохода работника в фонд социального страхования, и 1,5 процента от вознаграждения, уплачиваемого сотруднику, в качестве профессионального взноса.

Доходы от прироста капитала и в виде дивидендов от владения долей компании, полученные частными лицами, облагаются по ставке 25 процентов. На эти суммы также уплачивается взнос в размере 14 процентов в фонд медицинского страхования. Максимальные выплаты в ФМС составляют 450 000 форинтов в год. Налог на доход, полученный гражданином Венгрии в результате биржевой деятельности, составляет 20 процентов.

Сегодня огромной популярностью пользуется бизнес-иммиграция в Венгрию – здесь созданы идеальные условия для работы, хороший климат и высокий уровень жизни. Разумеется, деловых людей, прежде всего, интересуют налоговые последствия – специально для них мы подготовили подробный обзор налоговых статусов Венгрии.

Итак, кто платит налоги в Венгрии?

Обязанность выплачивать установленные законом налоги лежит на всех налоговых резидентах Венгрии. В число таковых входят:

  • граждане Венгрии (эта категория выплачивает налоги со всех своих доходов, независимо от того, где они были получены);
  • иностранные граждане, проживающие на территории Венгрии более 183 дней в году;
  • граждане, которые постоянно проживают в Венгрии;
  • физические лица, имеющие центр жизненных интересов в Венгрии.

Обратите внимание: Вы платите налоги только при условии проживания в Венгрии и получения здесь дохода.

Налог на недвижимость в Венгрии

По венгерскому законодательству, в стране нет налога на недвижимость. Исключение составляют только курортные зоны, например, Балатон или Хевиз. В данном случае налоговая система Венгрии предполагает начисление суммы налога в зависимости от степени удаленности дома или квартиры от курорта. По состоянию на лето 2014 года, в Хевизе налог за 1 кв. метр в год составлял около 2 евро, или 600 венгерских форинтов. Например, за объект недвижимости площадью 200 м² необходимо будет платить налог 400 евро в год. В Будапеште и других городах Венгрии налога на недвижимость нет.

Что же касается налогов на покупку недвижимости в Венгрии, то здесь он составляет 2–10% в зависимости от типа (первичное или вторичное) и стоимости объекта недвижимости. При этом есть нюансы:

  • если Вы, например, планируете купить квартиру в новостройке и не выходите за рамки 15 млн форинтов, налог на приобретение Вы не платите;
  • если Вы приобретаете квартиру стоимостью более 15 млн форинтов, часть суммы, превышающая барьер в 15 млн форинтов, облагается налогом (4%);
  • если Вы приобретаете недвижимость стоимостью более 30 млн форинтов, налогом в 4% облагается вся сумма.

Как начисляется в Венгрии налог на прибыль от продажи недвижимости?

Согласно венгерскому законодательству, данный тип налога составляет 25% разницы стоимости продажи и покупки объекта. Однако здесь очень важно ориентироваться в сроках владения недвижимостью:

  • Вы будете освобождены от данного налога, если объект недвижимости пребывал в Вашей собственности более 5 лет;
  • если Вы владели объектом недвижимости сроком от 4 до 5 лет, налог на прибыль составит половину полученного дохода, от 3 до 4 лет – 70%;
  • если же Вы владели недвижимостью от 2 до 3 лет, придется заплатить налог в 90%;
  • если недвижимость является Вашей собственностью менее 2 лет, налогом будет облагаться вся сумма дохода.

Подоходный налог в Венгрии

Налоги на дивиденды и корпоративные налоги выплачивают все хозяйственные общества, госпредприятия и кооперативы. При этом иностранные субъекты налогообложения (например, филиалы) должны выплачивать лишь налоги на доходы, полученные в Венгрии. Именно по этой причине Венгрию часто выбирают для размещения материнских компаний предприятия.

Из суммы прибыли до налогообложения могут быть вычтены такие категории расходов:

  • до 20% затрат на научные исследования и разработки;
  • до 6000 форинтов в месяц при условии предоставления рабочих мест студентам ПТУ;
  • сумма соцстрахования при приеме на работу безработного также вычитается из окончательной суммы прибыли.

Подоходные налоги составляют 10% (на сумму прибыли до 500 млн форинтов) или 19% (на сумму более 500 млн форинтов).

И еще несколько фактов о подоходных и других налогах Венгрии:

  • прирост капитала, как правило, облагается по ставке 16%;
  • в Венгрии нет налога на капитал;
  • налог на добавленную стоимость в среднем составляет 27%, возможно понижение ставок на 5 и 18%;
  • транспортный налог в Венгрии уплачивается при приобретении моторных транспортных средств (водных и наземных);
  • налоговые декларации в Венгрии сдаются до 20 мая следующего налогового года. Данный срок может быть продлен максимум до 20 ноября. В случае недоплаты налогов или просроченном платеже на налоговых резидентов налагается штраф (до 50%) и пеня (составляет двойную ставку интереса венгерского Нацбанка);
  • строительный налог, а также налог на землю налагается по решению муниципалитетов;
  • ставка налога на наследование составляет 18%. Гражданин освобождается от уплаты данного налога в том случае, если речь идет о наследовании супругой (-ом) или близкими родственниками.