Как поощрять ребенка за хорошие оценки? Какое поощрение ребенка в семье стоит применять

Говоря о поощрении, у любого человека возникают ассоциации с чем-то особенно хорошим. Однако не все точно знают, как правильно организовать поощрение и стоит ли вообще это делать. Психологи единогласно утверждают, что данный метод очень эффективен и находит отклик среди детей, равнодушных к другим способам воспитания. Главное – научиться правильно и своевременно использовать поощрения.

Поощрение ребенка в семье: виды, поводы

Дети радуют вас своими успехами в школе и хорошим поведением? Это несомненно подходящий повод для похвалы. Делать это не обязательно только после достижения конечного результата. Хорошо, если родители поддерживают свое чадо на протяжении всего пути к успеху, мотивируя его и подчеркивая трудолюбие, целеустремленность и желание сделать что-то хорошее.

Поощрение ребенка дома требуется не только особо успешным детям . Если ребенку приходится сделать немало ошибок, чтобы чего-то достичь, ему тоже нужна своевременная похвала. Но зачастую родители почему-то чаще ругают их, чем поддерживают. Поощрения можно разделить на две категории: словесные похвалы и подарки.

СПРАВКА! Есть универсальная награда, которая обязательно понравится малышу. Это время, проведенное вместе с родителями. Можно объяснить, что, если он будет слушаться в данный момент, у родителей останется больше времени, которое они с радостью с ним проведут.

В каждой семье есть виды поощрений, которые наиболее действенны. Среди них обычно встречаются:

  • совместная прогулка;
  • чаепитие;
  • подвижные игры;
  • поход в парк, цирк, театр и т.д.;
  • чтение книги, совместное рисование, лепка и пр.;
  • семейный просмотр телевизора.

Последний пункт лучше использовать именно в качестве совместного времяпровождения . Многие родители используют мультфильмы и видеоигры для поощрения, но это в корне неверно. Такой метод формирует у ребенка понимание, что просмотр телевизора и игры на планшете или компьютере – нечто очень хорошее, способное даже быть наградой. Психологи советуют формировать в семье мнение, что телевизор и гаджеты – вещи обыденные.

То же можно сказать о десертах и других вредных вкусностях. Используя их в качестве поощрения, дети начинают ассоциировать сладкую еду с чем-то благоприятным. Отсюда проблемы со здоровьем (в том числе, лишний вес) в будущем. В стрессовых ситуациях человек начинает «заедать» свое состояние.

Популярна система меток . К примеру, можно повесить на стену чистый бумажный лист и рисовать на нем солнышко или улыбающийся смайлик каждый раз, когда нужно похвалить ребенка. Объясните малышу, что он может обменять, к примеру, 20 смайликов на желанную машинку. Или, как только накопится 15 солнышек, вы вместе пойдете в гости. Родители перешагнувших трехлетний рубеж малышей в восторге от этого метода, ведь он позволяет мирно договориться со взбунтовавшимся капризулей. Однако, именно трех лет ждать не стоит. Лучше как можно раньше начать внедрение системы меток в привычный порядок дня.

По мере взросления дети становятся более упрямы, и система наказаний быстро перестает действовать. Ребенок адаптируется к любой обстановке, и даже под угрозой возмездия может продолжать проказничать. Поощрения же позволяют сделать воспитательный процесс приятными как для маленьких сорванцов, так и для взрослых. Малыши воспринимают эту систему как увлекательную игру, и поэтому с радостью сотрудничают с родителями.

ВНИМАНИЕ! Случается, что взрослые впадают в крайности и начинают захваливать ребенка по всяким пустякам . К примеру, съел ведь завтрак – молодец, умылся – умничка. Такое поведение ни к чему хорошему не приведет. Ведь хвалить следует за достижения, а не за обычные каждодневные дела.

Если поощрений слишком много, ребенок перестает стремиться их получить. Пропадает «азарт» сделать что-то хорошее. Поэтому, взаимодействие с детьми должно быть внимательным, не без грамотных замечаний. К примеру, перед тем, как похвалить сына или дочь, попросите его рассказать, как он выполнил то или иное дело. Перехваленные дети остро воспринимают замечания посторонних людей, ведь дома они не привыкли выслушивать критику. Внешний мир гораздо более бесцеремонен и жесток, малышу будет сложно адаптироваться в нем после беспрерывной атмосферы мягкой доброжелательности. Даже самое невинное замечание со стороны воспитателя в детском саду может быть воспринято ребенком как трагедия.

Также существует материальное поощрение ребенка . Все о том, нужно ли поощрять чадо таким образом, расскажет видео:

Поощрение ребенка учителем за хорошую учебу

Работникам образовательных организаций тоже можно использовать метод поощрения. Это мотивирует учеников, стимулирует их относиться к учебе более ответственно.

Есть несколько вещей, заслуживающих поощрения учителем.

  1. Хорошие оценки.
  2. Призовые места в различных предметных олимпиадах.
  3. Успехи в спорте.
  4. Достижения в любой сфере, связанной со школой.

Для поощрения, помимо стандартных слов «Умница», «Молодец», «Правильно», «Верно» и «Супер» педагоги активно используют несколько методов.

  1. Вручение благодарственного письма ученику или родителям.
  2. Вручение почетной грамоты.
  3. Подарок.
  4. Золотая или серебряная медаль.

Сейчас почти каждое учебное заведение имеет свой сайт. Некоторые педагоги для поощрения размещают на таких порталах информацию о достижениях своих учеников. Впрочем, не только учителя могут выделять успехи подопечных. Директор и члены педсовета тоже могут поощрять особо старательных школьников.

Одно из главных правил – осуществлять поощрение систематически . Учителю следует объяснить, за что он хвалит ученика. При этом, педагог не должен иметь личной заинтересованности в успехах конкретного ребенка. Учащийся должен понимать, что его достижения – результат его же упорных стараний (а не действий учителя) и получать эмоциональное удовлетворение от своих побед. Поощрения не должны отвлекать от работы. Их предназначение – стимулировать детей на более продуктивную деятельность.

Поощрение ребенка за хорошее поведение: полезное видео

Советы психолога о том, как правильно поощрять ребенка:

Перед тысячами родителей встает множество задач, связанных с успешным обучением ребенка. Многие школьники могут успешно учиться только при условии постоянных дополнительных занятий. Неудивительно, что мамы и папы ищут варианты грамотного мотивирования ребенка к учебе.

Стоит ли платить за оценки: мнение экспертов

Часто родители самостоятельно формируют своеобразную «платежную систему» за хорошие оценки. Но что об этом говорят сами педагоги и психологи? Специалисты с профессиональным педагогическим образованием выступают категорически против оплаты мамами и папами хороших отметок. Но почему? Ведь часто родители, которые «за» материальное стимулирование, говорят, что для школьников учеба является по сути той же работой. Именно поэтому они призывают оплачивать сей достойный труд.

Однако такая позиция в корне неверна и ведет к краху. Каждый ученик должен отчетливо осознавать, что хорошие и крепкие знания (а не оценки, полученные за ответы у доски, тесты, диктанты и контрольные работы!) жизненно необходимы ему самому. Не нужно проводить аналогии с работой взрослого человека в данной ситуации. За такой труд работникам платит наниматель, который получает определенную выгоду от проделанной своими подчиненными работы. Школьник учится в первую очередь для себя самого. Да, в определенной степени он работает, но делает это исключительно ради своего же блага и будущего.

Разрабатываем собственную систему стимулирования

Получается, от системы поощрений стоит отказаться вовсе? Нет, психологи и учителя на этом не настаивают и в один голос твердят, что поощрение не должно быть денежным.

решено премировать чадо за достижения в учебе, то не стоит это делать бессистемно. Следует придумать и разработать четкий механизм, который будет учитывать вид стимулирования, его объем, регулярность (за каждую оценку, за общую успеваемость, по итогам четверти).

На заметку: можно ввести систему поощрений, которая будет основываться на стимулировании за получение хороших отметок только по предметам, которые являются наиболее сложными для ребенка.

Не менее важно продумать вопросы контроля за успеваемостью и необходимости введения штрафов. Эти вопросы крайне важны и не стоит их игнорировать, поскольку современные детки весьма сообразительны и изобретательны. Чтобы получить свой «приз», многие из них готовы отыскать лазейки или пойти на откровенный обман.

Каким может быть поощрение?

Если педагоги и психологи настоятельно рекомендуют отказаться от денежного эквивалента, то что же можно придумать? Это могут быть маленькие приятные и неожиданные презенты: новые фломастер и альбом для рисования, предметы одежды или аксессуаров, оригинальные школьные принадлежности и т. д.

Сейчас большой популярностью у детей пользуются «тролластики». Это ластики в виде персонажей мультфильма «Тролли». Основная их функция – помогать детям в учебе, развлекая их при этом. Такие ластики обладают множеством положительных характеристик:

  1. яркая расцветка, поэтому их сложно потерять в школьном рюкзаке;
  2. они необычные и куда интереснее привычных стирательных резинок;
  3. «тролластики» сделаны в виде насадок на карандаши, что облегчает и ускоряет процесс решения задачек по математике и помогает на уроках рисования;
  4. их можно использовать в настольных играх в качестве фигурок.

Ну и плюсом также является то, что их можно получить в подарок буквально в любой «Пятёрочке».

Для справки: фигурки маленьких троллей бесплатно выдают в «Пятёрочке» за каждые 555 рублей в чеке. Также их можно получить за покупку товаров, участвующих в акции, или просто купить на кассе за 49 рублей.

Есть и еще один замечательный вариант стимулирования в учебе. Он подходит семьям, где двое школьников и более. На стене в гостиной или в детской комнате стоит создать специальный стенд. На нем пишутся имена деток. В ходе учебной недели напротив имени каждого ребенка кнопками или магнитами фиксируются вырезанные из бумаги пятерки и четверки. Здоровая конкуренция, азарт, дух соревнования подстегивает деток и заставляет их проявлять больше усердия на занятиях в школе.

Как видно, далеко не всегда стимулирование неотрывно взаимосвязано с финансовым вопросом. Каждый родитель может придумывать свои варианты подарков, исходя из предпочтений ребенка, его вкусов, увлечений и бюджета. Некоторые мамы и папы и вовсе в качестве стимулирования выбирают презенты-эмоции. Это может быть поход в аквапарк, посещение любимого кафе, просмотр нового мультика или детского фильма в кинотеатре. Многие школьники с восторгом воспринимают поощрения в формате похода в зоопарк, творческую мастерскую, дельфинарий или парк аттракционов.

Как и чем поощрять ребенка за хорошие оценки? И поощрять ли вообще?

Самые распространённые виды поощрений – деньги и подарки. Рассмотрим каждый в отдельности.

Деньги

Если ребёнку давать деньги за каждую «5» или за хорошие оценки по окончании учебной четверти, то ребёнок превратится в своеобразного «бизнесмена». Вроде и неплохо, когда дети понимают, что хорошие оценки — их непосредственный вид заработка. Больше «4» и «5» — больше денег.

Но у этого поощрения есть большой недостаток. Вначале действует система «оценка – деньги», то потом она превращается в систему «деньги – оценка». Притом новую систему навязываете не вы, а ваш ребёнок. Да если еще во время «переходного возраста», т.е. когда ваши отношения и так натянуты до предела. Да если это случится, то получится «кошмар» семейного размера.

Поощрение ребёнка деньгами развивает его умение обращаться с деньгами (покупки, экономия и.т.д.), но это нужно делать до 4 – 5 класса. Но ни в коем случае за каждую «3» или «2» не вычитать деньги обратно.

Нужно помнить, что поощрение – это приз, премия и.т.д. В денежном поощрении слишком много острых моментов, которые невозможно все предусмотреть, но которые могут привести к серьезным последствиям. Деньги лучше, чем подарки, стимулируют ребёнка к хорошей учёбе, но нужно быть очень осторожным!

Подарок

Подарок делать за каждую хорошую оценку накладно и хлопотно. Лучше если подарок будет после учебной четверти или после окончания учебного года. Не забываем и сладкие новогодние подарки — а как без них?

Подарок должен быть подарком, т.е. ребенок не должен знать, что это будет. Если ребенок просит определённую вещь, желательно постараться не брать на себя обязательства на покупку этой вещи. Если у вас не получится купить, что обещали, то у него появится обида и злость.

Нужно сделать так, чтобы ребенок ждал сюрприз. А вот что именно купить, для этого нужно знать интересы и стремления своего ребёнка. Подарок должен быть полезен ребёнку, но подарок должен быть полезен и вам. Не в том смысле, что вы будете использовать этот подарок, а в том, что ребёнок может сделать вам полезное с помощью этой вещи.

Рассмотрим два примера:

Ребенок получает удовольствие от подарка, а вы — небольшую пользу. А если есть польза вам, то ребёнок начинает понимать, что это именно тот подарок, который ему и был нужен. А значит, он будет учиться на «4» и «5».

Во всех поощрениях есть одно «НО». Ребёнок без вашего участия не сможет учиться отлично, если ему не уделять внимания и контроля. И не какие деньги и подарки ему не помогут, если не будет вашей помощи!

Вопрос о том, как именно поощрить ребенка в семье, в школе за хорошие отметки или поведение для родителей является важным. Многие родители готовы за любую хорошую отметку радовать ребенка и купить все, что он попросит. А другие родители, наоборот, считают, что учеба — это обязанность ребенка и хорошие отметки не являются основанием для дополнительного поощрения. Другие родители применяют к детям другие методы воспитания связанные с наказанием, чтобы добиться послушания или более хорошей успеваемости в школе. И поощрения, и наказания нужны дома и в школе. Грамотное поощрение может способствовать правильному воспитанию и развитию ребенка, которое впоследствии принесет положительные результаты. Психологи дают множество советов родителям как правильно хвалить и стимулировать ребенка. Но в основном все сходятся на том, что ребенку необходимо внимание, понимание и общение. Развитие личности в младшем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости, оценки являются своеобразным индикатором успешности в школьной жизни.

Эффективное поощрение подразумевает под собой

  1. Осуществляется регулярно.
  2. Сопровождается пояснением: что конкретно достойно поощрения.
  3. Проявляет заинтересованность в успехах ученика.
  4. Дает ребенку сведения о значимости достигнутых результатов.
  5. Ориентирует ученика на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.
  6. Сопровождается сравнением прошлых и настоящих достижений ученика, отмечается любой успех.
  7. Поощрение соразмерно усилиям, которые затратил ребенок.
  8. Связывает успехи со стараниями ребенка.
  9. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что успех в работе зависит от его собственных усилий.

Школьная среда подразумевает меры дисциплинарного взыскания по отношению к обучающимся и меры поощрения. Рассмотрим, какие меры поощрения можно применить к ученикам в образовательной организации. Система мер поощрения в школе необходима обеспечения благоприятной обстановки в школе, повышения уровня мотивации, ответственного отношения к своим ученическим обязанностям.

Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет за обучающимися право на поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой деятельности. В каждой школе должен быть локальный акт, который конкретизирует положения о мерах поощрения и наказания обучающихся.

В каких случаях учащихся могут поощрить?

Учащиеся школы могут поощряться за:

  • успехи в учебе;
  • участие и победу в учебных, творческих конкурсах, спортивных состязаниях;
  • общественно-полезную деятельность;
  • за образцовое выполнение своих обязанностей;
  • повышение качества обученности, безупречную учебу;
  • достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах;
  • за другие достижения в учебной и внеучебной деятельности.

Возможные виды поощрений в школе:

  • объявление благодарности;
  • награждение почетной грамотой или благодарственным письмом;
  • награждение благодарственным письмом родителей;
  • награждение ценным подарком;
  • выплата стипендии;
  • представление к награждению золотой или серебряной медалью;
  • размещение информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»;
  • передача информации о достижениях обучающихся в СМИ.

Поощрения могут применяться директором по представлению педагогического совета, классного руководителя, а также в соответствии с положениями о проводимых в школах конкурсах, предметных олимпиадах и соревнованиях и объявляются в приказе по школе. Поощрения применяются в обстановке широкой гласности, доводятся до сведения учащихся, родителей, работников школы, публикуются в школьной печати, на сайте школы.

Объявление благодарности учащемуся, объявление благодарности законным представителям учащегося, направление благодарственного письма по месту работы законных представителей учащегося могут применять все педагогические работники школы при проявлении учащимися активности с положительным результатом.

Награждение почетной грамотой (дипломом) может осуществляться администрацией школы по представлению классного руководителя и (или) учителя-предметника за особые успехи, достигнутые учащимся по отдельным предметам учебного плана и (или) во внеурочной деятельности на уровне школы и (или) муниципального образования, на территории которого находится школа.

Награждение ценным подарком осуществляется за счет дополнительных финансовых средств по представлению заместителей директора на основании приказа директора школы за особые успехи, достигнутые на уровне муниципального образования, субъекта Российской Федерации.

Выплата стипендии может осуществляться за счет дополнительных финансовых средств учащимся 5-11-х классов за отличную успеваемость по всем предметам в триместре (полугодии) на основании приказа директора школы. Выплата стипендии осуществляется в течение учебного триместра (полугодия), следующего за тем, который учащийся закончил с отличием. Во время летних каникул стипендия не выплачивается.

Награждение золотой или серебряной медалью осуществляется решением педагогического совета на основании результатов государственной итоговой аттестации учащихся в соответствии с Положением о награждении золотой или серебряной медалью в школе, а также на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 685 «Об утверждении Порядка выдачи медали «За особые успехи в учении».

Порядок выдачи медали «За особые успехи в учении»

Медаль вручается лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования (далее — выпускники), успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в которых они проходили государственную итоговую аттестацию.

Медаль вручается выпускникам в торжественной обстановке одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании с отличием.

О выдаче медали делается соответствующая запись в книге регистрации выданных медалей, которая ведется в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Медаль выдается выпускнику лично или другому лицу при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником, или по заявлению выпускника направляется в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Доверенность и (или) заявление, по которым была выдана (направлена) медаль, хранятся в личном деле выпускника.

При утрате медали дубликат не выдается.

Родителям и педагогам стоит помнить о том, что для детей очень важны и грамоты, и дипломы, и благодарственные письма . В соответствии с ФГОС НОО для учащихся начальной школы портфолио является инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования. Портфолио представляет собой рабочую файловую папку, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства , портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. Портфолио ученика начальных классов — обязательный компонент определения итоговой оценки в рамках освоения основной образовательной программы начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО. Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования — формирование универсальных учебных действий. Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

  • Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
  • Дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
  • Является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение, портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.