Как обучить детей верному обращению с деньгами

Британское правительственное агентство Money Advice Service провело исследование и выяснило, что все человеческие привычки, связанные с обращением с деньгами, формируются до семи лет. А значит, если до этого возраста вы не научились копить, тратить, ставить приоритеты и денежные цели, то все пропало. Для вас — может быть, но не для ваших детей. Вот чему нужно научить их, пока не поздно:

1. Зарабатывать

Нет ничего плохого в том, что вы даете ребенку деньги на сладости или иногда, под впечатлением от неожиданной пятерки по физике, покупаете ему дорогую компьютерную игру. Вы его родители — если вы не будете его баловать, то кто же будет? Но все же всю эту неожиданную прибыль, будь она заслуженная или незаслуженная, ребенок должен воспринимать так же, как вы воспринимаете бонусы на работе — приятно, но бюджет из этих денег не построишь.

Создайте ситуацию, при которой ребенок может заработать себе карманные деньги. Неважно, за что именно вы ему платите, — но дело это должно быть регулярное.

Пропылесосил, загрузил стиральную машину, посидел с младшим братом или выучил стихотворение — что угодно. Важно, что это можно делать регулярно, а значит, регулярно можно зарабатывать. Многие из вас сейчас думают, что все это ребенок обязан делать бесплатно — вы же в детстве делали. Ну и что из вас выросло?

Конечно, здесь важно не впадать в крайности. Глупо думать, что теперь вы должны платить ребенку за все, что он делает. Но ведь наверняка есть какое-то дело, которое он очень не любит делать.

И, что важнее (это может остаться между нами), — есть же какое-то дело, которое очень не любите делать вы. Вот ровно это дело и можно отдать на аутсорсинг собственному ребенку.

Так, вы больше никогда не моете посуду, а он выстраивает связь между работой и заработком. И, главное, начинает понимать, что заработать деньги намного приятнее, чем просто получить их ни за что.

2. Копить

Теперь, когда деньги заработаны, нужно научиться правильно ими распоряжаться. Пятилетнему малышу, не говоря уже о тех, кто постарше, можно спокойно объяснить принцип двух копилок.

Предложите ребенку делить деньги на две кучки — поменьше и побольше. Первую кучку можно тратить на что угодно — конфеты, стикеры, блестки и все остальное, мимо чего очень сложно пройти, когда ты маленький.

Очень важно вообще не регулировать, на что ребенок тратит эти деньги. Привыкайте к диалогу. Траты можно обсуждать, но права вето у вас нет.

Если недовольны, посоветуйте сделать иначе, поделитесь своими опасениями, но не запрещайте. Нужно, чтобы ребенок уловил связь: деньгами, которые ты заработал, ты волен распоряжаться как тебе угодно.

А вот вторую кучку нужно обязательно отложить. И не просто так, а с какой-то целью. Цель эта, особенно в первый раз, должна быть понятная и осуществимая. Не мучайтесь, не придумывайте, ваш ребенок наверняка уже и сам знает, что он хочет купить.

Теперь, когда цель поставлена (велосипед, игровая приставка), помогите ему накопить. Здесь стоит проявить твердость и ни в коем случае не покупать ребенку предмет, на который он копит. А с другой стороны, ни за что нельзя сердиться, если ребенок залез в деньги, которые откладывал, и накупил на них мороженого. Это тоже важный урок — чем больше тратишь, тем дольше копишь. Объясните ребенку эту закономерность и терпеливо ждите.

Если хотите помочь, придумайте ему как можно больше способов подзаработать. А когда нужная сумма будет накоплена, устройте из похода в магазин настоящий праздник. Ваш ребенок не выпросил дорогую вещь. Он на нее заработал. Есть чем гордиться.

3. Не поддаваться рекламе

Детские телеканалы особенно беспощадны к вашему ребенку, но не только они. Реклама всяких желанных товаров сыплется на него со всех сторон, в том числе и в школе. Как только у одного ребенка появился айпад, весь класс хочет айпад.

Объясните своему ребенку, как работает реклама. Что реклама как раз и построена так, чтобы ты немедленно захотел эту вещь и чтобы тебе казалось, что если ее у тебя не будет, ты больше никогда не будешь счастлив.

Чем раньше ребенок научится контролировать свою внутреннюю истерику, тем лучше. И не нужно сердиться, когда у него это не получается. Себе-то вы разрешаете смотреть на эти еще не купленные сапоги и ноутбук, каждый раз когда проходите мимо витрины.

В данном случае самая эффективная техника — отложенная покупка. Даже если у ребенка есть необходимая сумма на то, чтобы купить вещь, которую он недавно увидел в рекламе и страшно хочет, научите его откладывать такие решения.

Обсудите, что еще можно было бы купить на эти деньги. Так ли эта новая вещь приоритетна? И если да, то является ли она лучшей или просто новейшей? Может быть, есть другие модели? Он хочет новый телефон? А почему именно этот?

Помогите ему исследовать рынок, сравнить, принять взвешенное решение. Может быть, есть что-то лучше, хоть и дороже.

Тогда покупку можно отложить, пока не накопится нужная сумма. А может наоборот, настолько дорогая вещь ему не нужна, и можно купить дешевле, а оставшиеся деньги потратить на что-то еще. Давайте ребенку возможность делать ошибки — вы предупредили, но решение он принимает сам. Ваша главная задача — сделать так, чтобы он никогда в жизни не совершал импульсивных покупок. Не то, что вы.

4. Спокойно относиться к деньгам

А теперь самое главное, и научить этому ребенка практически невозможно, если сами вы так не думаете. Но все же постарайтесь, вы же хотите, чтобы он был счастлив.

Ребенок должен понимать, что деньги — да, делают жизнь проще, приятнее, комфортнее, и зарабатывать много намного лучше, чем зарабатывать мало, но деньги — всего лишь часть жизни, и совсем не главная часть.

Научите его тому, что счастье, и даже проще, настроение человека не должно зависеть от того, есть у него деньги или нет. Это невозможный урок, особенно учитывая, что, по статистике, 70% всех семейных ссор бывают связаны с деньгами. И тем не менее. Не позволяйте себе быть несчастным. Не позволяйте себе быть грустным просто потому, что у вас нет денег.

Не передавайте этот страшный порок своему ребенку. Покажите ему, что приятные ощущения бывают не только от денег. Они еще бывают от любви и от клубничного мороженого.

Ребенок и деньги – что общего? У детей довольно рано появляется естественный интерес к деньгам. Этот интерес возникает из того, что они видят – за них можно приобрести желанную для ребенка вещь или сладость. Основываясь на этом интересе, очень важно научить ребенка разумному отношению к деньгам, научить противостоять соблазнам в виде захватывающих реклам для детской аудитории, которые разжигают желание приобрести деньги и потратить их.

Чему должен научить родитель своего ребенка, чтобы он с раннего детства ценил деньги, правильно управлял ими и научился откладывать.

1. Вы сами – образец поведения для своих детей.

Не секрет, что дети делают не то что вы говорите, а то, что вы делаете. Задумайтесь, каково ваше отношение к деньгам? Умеете ли вы сами их экономить? Собираете ли вы финансы на дорогую покупку или просто берете кредит и приобретаете то, что хотите? Как вы совершаете покупки в магазине: берете сразу то, что вам понравилось или прицениваетесь, ищите подешевле, предпочитаете дождаться распродаж?

Проанализируйте свое обращение с деньгами и станьте для своего ребенка хорошим примером.

2. Сначала необходимое, а потом излишнее.

Надо объяснить детям, что, к сожалению, деньги имеют свойство быстро заканчиваться, поэтому в первую очередь их надо тратить на самое необходимое – еду, одежду, лекарства, дорогу. И только потом, если останется, можно приобрести модную одежду или новую игру.

Если ребенок настаивает на их приобретении, то можно предложить ему отложить денег с зарплаты этого и следующего месяца. Объясните, что тогда это будет не слишком накладно и не придется отказывать себе в необходимом.

3. Рекламная информация. Как с ней бороться?

Практически невозможно уберечь детей от рекламы, которая соблазняет везде и всюду: телевизор, интернет, огромные красочные рекламные щиты на улицах. Обратите внимание ребенка на то, какие хитрости используют рекламщики, для того, чтобы продать свой товар. А почему они так стараются? Может их товар никто не берет?

И дело ведь не в качестве, так как вы же пробовали и тот и другой продукт, а в том, чтобы расплатиться за рекламу они вынуждены накрутить на него двойную цену. А зачем платить больше, когда можно приобрести то же самое за более разумную цену.

4. Богат не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто умеет сберегать.

Подарите ребенку копилку, желательно такую, из которой не вытащить монеты, кроме как разбив ее. Научите его терпению и постоянству в накапливании: пусть он кладет в нее копейки каждый день, хоть и немного. Когда копилка наполнится, обязательно на накопленные средства купите то, что он пожелает, например, сотовый телефон, планшет и т.д. Эта вещь будет ему очень ценна, так как он трудился прежде чем ее заиметь.

Откройте ребенку депозит, и пусть он сам будет свидетелем ежемесячного вложения и видит какой доход приносят вложенные деньги.

Это научит ребенка откладывать часть заработанных средств в будущем. Не забывайте ребенка стимулировать. На полученные проценты с депозита купите ребенку то, что он хочет – он должен быть вознагражден за терпение и понимание.

Следуйте этим нехитрым правилам и во взрослой жизни ваши дети сумеют не только заработать, но и накопить и приумножить свои капиталы.

Любой родитель считает, что ребенка нужно учить обращаться с деньгами, но далеко не каждый знает, как именно это делать правильно. И сложностей тут много. Во-первых, не всегда родитель сам смог получить подобные знания в детстве. Во-вторых, в обществе развит культ потребления, и денежный вопрос становится слишком значимым, особенно при нестабильной экономике. И, в-третьих, потому что подходов к обучению обращению с деньгами существует великое множество, и все они, с точки зрения их авторов, - самые правильные. Что же делать родителям? Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Нужно учитывать, что никакие теоретические знания и специально созданные игровые ситуации не принесут пользы, если ребенок не будет видеть правильного отношения к деньгам на конкретных примерах, которые будут постоянно демонстрировать родители в магазине, в банке или при планировании расходов дома.

Чему учить ребенка, пока он еще мал?

В возрасте 4-6 лет ребенок еще не в состоянии понять абстрактный смысл денег. Можно учить его каким-то конкретным и простым действиям, связанным с деньгами, например, различать монетки, передать деньги кассиру при совершении покупки. Полезно объяснить малышу, что родители ходят на работу, получают за свою работу деньги и покупают на них разные вещи. Полезным навыком будет рассматривание вместе с малышом рекламного буклета магазина - с объяснениями, что, покупая товары, на которые предлагается скидка, можно потратить меньше денег.

Ребенка в 6-8 лет следует учить, что если деньги потрачены, их больше не будет, и просто так им взяться неоткуда. Наглядно это видно в магазине, когда деньги за покупки отдаются кассиру. Менее нагляден урок, если на кассе расплачиваются с помощью карты. Малыш часто воспринимает карту как способ исполнить любое желание.

Еще один обязательный урок для малыша в магазине: разделение трат на обязательные и необязательные. Следует научить ребенка пользоваться заранее составленным списком покупок, правильно выбирать нужные продукты. Чуть позже к этим умениям нужно добавить способность ориентироваться в ценах.

Если ребенок просит купить ему еще одну игрушку или конфету, нужно объяснить, что делать это нецелесообразно: она окажется лишней. Имеет смысл объяснить ребенку, как именно стоит потратить имеющуюся сумму, чтобы были приобретены все необходимые запланированные вещи. Западные психологи при этом не рекомендуют употреблять выражения «нам это не по карману, мы не можем этого купить». У ребенка в этом возрасте такая фраза вызовет беспокойство и страх.

К моменту поступления в школу ребенок должен знать, откуда берутся деньги и куда они затем тратятся: деньгами оплачиваются счета, продукты, спортивные секции для него и родителей, поездки и тому подобное.

Родители маленького Ильюши пожаловались, что их сын устраивает истерики в магазине, если ему что-то не купили. Психолог, к которому они попали на прием, выяснил, что в семье есть бабушка, которая всегда идет на поводу у внука и покупает ему то, что он хочет: с бабушкой пришлось провести беседу. В семье должны быть единые представления о том, что ребенку можно, а что нельзя. Со временем ребенок перестал капризничать.

Карманные деньги

Когда малыш научится хорошо считать и ориентироваться в достоинствах купюр (а происходит это, как правило, в возрасте 7-9 лет), можно начинать выделять ему карманные деньги. Конкретная сумма при этом определяется благосостоянием семьи, но, в любом случае, она не должна оказаться слишком значимой для семейного бюджета. Чем младше ребенок, тем чаще должна быть периодичность выдачи карманных денег. Например, семилетке можно выдавать сумму на неделю, в 10 лет - на две недели, а подростку целесообразно выдавать всю запланированную сумму раз в месяц, чтобы он учился рассчитывать свои средства в течение всего этого периода.

Карманные деньги ребенок должен тратить сам и решать, на что именно, тоже сам. Осуждая малыша за якобы нерациональные траты, мы искажаем сам смысл выдачи карманных денег. Это не значит, что с ним не стоит обсуждать предстоящие траты: стоит, и советовать, безусловно, нужно, а вот осуждать и запрещать - нет. Однако если ребенку денег не хватило, и он просит дополнительную сумму, не стоит сразу спешить ему на помощь: ответственность за траты ребенок должен нести сам.

Выдавая ребенку деньги на карманные расходы, имеет смысл придерживаться следующих правил:

  1. Сумма не должна зависеть от того, как ребенок себя вел или учился в школе, если, конечно, вы заранее не договорились о каких-то «премиях».
  2. Ребенок должен чувствовать определенность, поэтому деньги должны выдаваться регулярно.
  3. Теперь больше не стоит покупать ребенку всякие мелочи, пусть он это делает из собственных средств, и таким образом учится рассчитывать свои траты.

Не все родители считают, что ребенку следует давать карманные деньги. Объяснений и причин здесь сразу несколько. Иногда маме или папе кажется, что, имея деньги в кармане, дети будут слишком свободны: могут уехать на другой конец города, гулять по магазинам без конкретной цели, покупать ненужные мелочи. Родителей, которым такое поведение кажется недопустимым, можно понять, но их дети при этом часто чувствуют себя обделенными, ведь у их приятелей таких проблем нет. Нередко родители отказом в карманных деньгах пытаются сохранить полный контроль над ребенком и влияние на него: им психологически комфортнее купить все, что он захочет, но только после конкретной просьбы.

Родители 12-летней Ани обратились к психологу после того, что выяснилось: девочка не тратит выдаваемые деньги сама, а дает их в кредит под проценты одноклассницам. В результате этих кредитов одноклассницы возненавидели Аню. Психологу пришлось разъяснять Ане, что иногда можно помогать друзьям деньгами, но зарабатывать этим в детском возрасте нельзя. Родители взяли с Ани слово, что в ближайшие полгода она будет отчитываться о том, куда тратит карманные деньги.

Научились тратить - учимся копить

Ребенок уже научился самостоятельно тратить карманные деньги, но постепенно стал понимать, что их постоянно не хватает? Самое время поговорить о накоплении денег.

Рекомендуется такое простое упражнение: выкладывать башенку из монеток одного достоинства и спрашивать малыша, много ли в башенке денег. Сначала ребенок будет отвечать «нет», но потом башенка станет больше, и ответ будет «да». Очень наглядное упражнение, показывающее, что если не тратить все сразу, а копить, можно купить что-то большое и ценное.

Кстати, упражнение можно продолжить, выстраивая башенку до тех пор, пока она не упадет. Ведь копить до бесконечности действительно не имеет смысла, не правда ли? Теперь ребенку можно подарить кошелек или красивую копилочку, чтобы он мог копить деньги.

Школьник и деньги

В западных странах ребенку, которому исполнилось 10 лет, открывают собственный счет в банке и доверяют управлять им самостоятельно. Иногда такая практика может оказаться полезной и в нашей стране. Но, в любом случае, посещение школьником банка, разумеется, вместе с родителями, будет полезно в плане его общего развития. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть информация о способах обращения с деньгами. Младшему школьнику вполне доступны знания об ипотеке, зарплатных картах, банковских депозитах и кредитах. Полезно показывать школьнику свои записи о доходах и расходах. Для этого можно нарисовать денежные поступления и траты на бумаге или воспользоваться специальными компьютерными программами.

Одно из наиболее важных умений, которое научит ребенка обращаться с деньгами, и которое обязательно следует объяснить школьнику - это формировать финансовые цели. Ребенок должен уметь четко сформулировать, что именно хочет приобрести, а затем посчитать, сколько на это потребуется денег и в какой срок возможно на эту цель их накопить.

Школьника следует научить заполнять квитанции, следить за балансом. Удобно использовать для обучения электронный кошелек. Заинтересовать ребенка накоплением можно рассказом о процентных ставках и накопительных счетах. Обучая школьника обращению с деньгами, нужно не забывать, что человек, у которого недостаточно такого опыта, с трудом сможет определить соотношение цены покупки и ее качества, поэтому его приобретения часто будут оказываться невыгодными.

Родители 14-летнего Коли рассказали психологу историю о том, как мальчик не оправдал их доверие. Они просили его ходить в Сбербанк и платить за коммунальные платежи. Вместо этого Коля брал деньги себе, а родителям говорил, что квитанцию оплатил. Через несколько месяцев выяснилось, что Коля обманывал родителей и накопился большой долг. С Колей пришлось провести беседу: как копить деньги, никого не обманывая.

Как относиться к рекламе

Особый и очень важный вопрос, напрямую касающийся финансовой грамотности - отношение детей к рекламе, которая требует покупать все больше и больше.

Защитить детей от потока рекламы мы не можем, но можем научить относиться к ней с некоей дозой скептицизма. Можно периодически обсуждать с ребенком те хитрости и недомолвки, которые используют авторы рекламы. Может быть, в ней не упомянуты отрицательные качества товара? Может быть, цена, которую хотят за этот товар, не слишком разумна? А может быть, существуют товары с лучшими качествами и по более приемлемой цене? Полезно объяснять ребенку, что реклама для того и создается, чтобы человек при ее просмотре захотел купить рекламируемую вещь, и чтобы ему показалось, что как раз без нее-то ему не обойтись.

Подросток и финансовая грамотность

В среднем и старшем школьном возрасте ребенок должен хорошо представлять себе, что такое налоги и необходимость их выплаты. Кроме того, он должен иметь представление об осторожности при хранении финансовой информации, например пин-кодах, паспортных данных. Подростку стоит объяснить, что не следует выбрасывать финансовые документы в мусорные корзины: они могут привлечь внимание не слишком добропорядочных людей.

Не стоит спорить, что можно сэкономить немалую сумму, если приучить себя не совершать импульсивных покупок. Прежде чем купить что-то, следует ответить себе на несколько простых вопросов:

  • на самом ли деле мне нужна эта вещь?
  • может быть, я смогу ее купить дешевле?
  • достаточно ли у меня денег, чтобы покупка не пробила брешь в бюджете?
  • а, может быть, на эти деньги можно купить что-то другое?

Если честно отвечать на них, от многих покупок удается безболезненно отказаться.

Эффективная техника - отложенная покупка. Что это значит? Если у подростка есть нужная сумма на приобретение понравившейся вещи, порекомендуйте ему повременить с покупкой. Если желание не попадет через 1-2 дня, значит, вещь действительно стоит того, чтобы ее купили.

Еще одно совсем маленькое дополнение. Деньги - вещь очень важная, делающая жизнь намного комфортнее. Когда человек зарабатывает много, это намного лучше, чем небольшая зарплата. Все так, и все же, деньги - это только часть жизни, а не самое главное в ней: это ребенку придется как-то объяснить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дети всему учатся у родителей. В том числе и обращению с деньгами. От того, как они их называют, как тратят и как в целом относятся, зависит и будущее обращение детей с денежными средствами. Как же сформировать правильное отношение ребенка к деньгам, научить его тратить с умом, копить и преумножать их?

Основные этапы финансового воспитания

Чтобы у ребенка не возникло одностороннего отношения к деньгам, как к источнику зла, или, наоборот, только удовольствия, нужно обучение вести сразу по нескольким направлениям.

  • Объясните их важность. Как только дети немного подрастут, можно рассказать им, насколько важно иметь деньги: для оплаты счетов, продуктов, покупки вещей, игрушек. Ребенок должен понять, что наличие средств - гарантия стабильного будущего.
  • Покажите, как они зарабатываются. Если родители работают по найму, можно иногда брать ребенка с собой на службу. Так он поймет, что средства достаются непросто.
  • Дайте попробовать заработать на практике. Если у родителей свое дело, можно дать ребенку возможность выполнить какое-то простое дело, чтобы на себе почувствовать, что деньги не даются просто так. Объясните основы обращения с финансами. Поговорите о смысле зарабатывания и использования денег. О том, как правильно ими распоряжаться и экономить, чтобы хватило на все: на расходы, накопление и преумножение.
  • Покажите, как сохранять финансы. Можно выдавать ребенку для поощрения за работу или достижения в учебе карманные деньги. Потом стоит объяснить ему, как их лучше потратить. Но часть оставить на будущее.
  • Научите преумножать деньги. Предложите ребенку добавлять к сохраненной сумме еще немного каждый месяц. Так он наглядно увидит, как не только сохранить, но и увеличить свои сбережения.

    Дайте понять, что средства нужно заслужить и заработать. Ребенок должен понимать, что деньги - не самое главное в жизни. И нельзя стремиться заработать их любым способом. Например, используя обман или мошенничество. Средства должны быть заработаны честно. Это приносит стабильность и душевное спокойствие.

  • Научите наслаждаться ими. Покажите полезность накопления. Например, если раньше карманных денег хватало только на один билет на аттракцион «Рыбалка», накопив, можно купить специальный набор домой. А потом играть в любое время, приглашая друзей и родственников.

К будущему готовы

При таком подходе ребенок вырастет подготовленным к управлению своим заработком. Он с легкостью сможет правильно планировать, сохранять и увеличивать количество своих денег.

Нашли нарушение?

Думаю, вы со мной согласитесь, что каждый родитель хочет вырастить ребёнка щедрым, но не расточительным, экономным, но не жадным.

Правильное отношение к финансам не сложится само – фундамент денежной грамоты закладываются именно в детстве.

Современные дети часто говорят о деньгах. Но не потому, что они на них зациклены, а потому что часто слышат подобные разговоры от взрослых: зарплата, кредит, ипотека, премия, финансирование. И поэтому от родителей зависит, как их ребёнок будет относиться к заработанным деньгам.

Карманные деньги нужны ребёнку не для «баловства». Они являются инструментом обучения, при помощи которого ребёнок может осваивать те умения и навыки, которые потребуются ему в самостоятельной взрослой жизни.

Дайте ребёнку деньги, чтобы он понял, что они его. При этом ребёнка надо научить пользоваться капиталом разумно и с умом.

Кто может научить? Только тот, кто сам разумно и с умом распоряжается своими деньгами. Поэтому очень важно, чтобы родители повышали свою финансовую грамотность.

Давайте рассмотрим несколько правил, которые помогут нашему ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Универсальных правил нет, но есть несколько действенных.

Правило 1: Деньги ценны не сами по себе. Деньги не цель, а средство.

Объясняйте ребёнку, для чего нужны деньги: покупать еду, одежду, лекарства и другие необходимые вещи.

Деньги не являются целью, деньги являются средством для достижения цели, для решения конкретных задач, для исполнения желаний. Ребёнок должен понимать, что деньги - лишь промежуточная ступенька, и вы должны показать ему это на собственном примере.

Правило 2: Деньги любят счёт.

Заведите тетрадь для учёта карманных денег.

Как пример: разделите тетрадь на 2 части. В одной части ребёнок зелёным цветом будет вносить доходы, а красным - расходы. Ведение такого финансового дневника станет его привычкой, тогда он сможет легче проконтролировать приход и уход карманных денег. Можете скачать ему приложение для смартфона – так даже удобнее.

Ребёнку необходимо объяснить, что нужно всегда понимать, какой суммой ты располагаешь, планировать, сколько можешь потратить на ту или иную покупку, как рассчитать дневной бюджет и т.д. Ведение такого учёта позволит ребёнку сохранить деньги от ненужных трат.

Семейный бюджет планируйте вместе с ребёнком. Покажите, как можно экономить, всего лишь выключая за собой свет или отключая воду, когда чистишь зубы. Можно заинтересовать ребёнка, объявив, что сэкономленные на коммунальных услугах средства в следующем месяце могут пойти в его личный бюджет. Попутно отметьте, что экономия не должна быть бездумной и приносить вред себе или окружающим.

Правило 3: Бережливость.

Это то, что сохранит деньги от потерь. Всё начинается с мелочи, «копейка рубль бережёт».

Нужно формировать бережное отношение к деньгам: не бросать мелочь на тумбочку в коридоре, а убирать её в кошелёк или в копилку, не распихивать купюры по карманам. Объясните, как вы экономите, сравнивая цены в разных магазинах. Попросите ребёнка найти наиболее выгодные, на его взгляд, предложения.

Когда ребёнок подрастет, можно познакомить его со специальными программами, которые помогут контролировать расходы и доходы, чтобы ребёнок мог наглядно видеть, на что и сколько денег он тратит в месяц. Эта информация обычно бывает не только интересной, но и полезной. Например, если ребёнок копит на новую игрушку, и увидит, что он много тратит на лишние шоколадки в школьной столовой, он сможет сделать выводы и с вашей помощью оптимизировать расходы на следующий месяц.

Правило 4: По доходу и расход.

Привлекайте ребёнка к планированию семейного бюджета. Пускай ваш ребёнок видит, что надо платить за коммунальные услуги, нужны деньги на продукты и одежду. Сколько денег остаётся на удовольствия и развлечения. Пусть он подумает о том, какие его желания для него важны сегодня, а какие можно отложить.

Помогите ему спланировать его расходы, обсудите с ребёнком, как он может распределить свои карманные деньги.

Например, на подаренную бабушкой тысячу можно купить игрушку, а можно потратить её на шоколадки. Пусть ребёнок сам выбирает, на что потратить их: на сувениры, развлечения, а может быть подарки для кого-то.

Расскажите, как тратите деньги вы, и что взрослым тоже приходится выбирать. Объясните, что, если отказаться от ненужных мелочей, можно накопить денег на что-то полезное.

Правило 4: Определите желания и цели.

Научите ребенка устанавливать контроль за собственными желаниями и побуждениями. Научите его разбираться в своих желаниях, делать выбор самостоятельно. Ребёнок постепенно научится осознавать свои желания и понимать, какие из них важны для него, а какие являются просто каким-то капризом. В дальнейшем ребёнок научится уже чётко формулировать свои цели. А это очень важный навык – ставить перед собой цели.

И как следствие – это сохранит личные, карманные деньги от потерь и ненужных трат.

Правило 5: Деньги – это ответственность.

Ответственное отношение к деньгам также позволит ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Ребёнок должен знать о работе взрослых. О том, что за работу они получают деньги, что деньги не берутся из ниоткуда. А пройдёт ещё немного времени, и ребёнок начнёт задумываться о том, каким образом сам будет зарабатывать деньги, когда подрастёт.

Дайте ребёнку почувствовать ответственность за свои карманные деньги, ведь они не являются зарплатой, не являются способом наказания и поощрения.

Правило 6: Заведите копилку.

Купите малышу копилку и объясните, что собирать деньги можно не только на новую игрушку, о которой он давно мечтает, но и на подарок бабушке ко дню рождения.

Ребёнку необходимо мягко передать идею накопления — например, подарить на день рождения не игрушку, а небольшую денежную сумму. А если так сделали не только вы, родители, но и родственники или друзья, тогда у малыша появляется выбор: сложить все подаренные деньги вместе и купить себе что-то ценное. Или потратить порознь на что-то более обыденное.

Используйте накопления как стимул. То, что ребёнок накопил, нужно тратить только на то, что он хочет сам.
Такой навык сбережения сохранит карманные деньги.

Правило 7: Выдаём карманные деньги на неделю на конкретных условиях.

Например: все деньги, которые ребёнок сэкономил до конца недели, будут удваиваться. Таким образом, у ребёнка будет выбор – потратить на мелочи или накопить и приумножить свои средства. При этом, если ребёнок не может экономить, мы не ругаем его, а объясняем, что исполнение его желания отодвигается на неопределенный срок. И ребёнок сам решает, как ему поступать.

Каждый раз, прежде чем выдать деньги, обсуждайте с ребёнком, чему он научился и собирается ли в этот раз потратить деньги как-нибудь по-другому. Именно разумный подход к деньгам позволит избежать их потери.

Правило 8: Поход в магазин со списком покупок.

Когда отправляетесь с ребёнком за покупками, ставьте его перед выбором: игрушка или сладости, новая куртка или велосипед? Желательно рассказать ему, из чего состоит ваш семейный бюджет, и привлекать его к обсуждениям по сокращению расходов и увеличению доходов. Таким образом, ребёнок узнает, почему ему не купили новый телефон, а также научится правильно расходовать свои деньги и строить свой собственный бюджетный план.

Правило 9: Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам).

Деньги - это не только возможность покупать нужные вещи, а ещё некоторая опасность. Ребёнок должен чётко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Банальная опасность просто потерять деньги всегда имеет место. Поэтому при себе нужно иметь только необходимую сумму.

Правило 10: Подавайте хороший личный пример.

Маленькие умы учатся подражая. Дети всегда будут копировать ваше поведение, является ли оно хорошим или плохим. Если они видят, что вы относитесь к деньгам небрежно и легко тратите их направо и налево, очевидно, что они будут поступать таким же образом.

Вам будет очень трудно научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами, если вы сами будете давать деньги просто так. Ребёнок не будет их ценить.

Найдите литературу о финансовом планировании, желательно для подростков, и читайте её вместе. Так вы и сами подтяните свой уровень финансовой грамотности, и научите ребёнка обращаться с деньгами, поясняя неизвестные термины.

Подробнее тему карманных денег раскрывают и известные писатели. Из относительно современной литературы можно прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Из классики — «Самый богатый человек в Вавилоне» – ей уже почти 90 лет, но советы Джорджа Клэйсона актуальны по сей день.

Автор статьи: Елизавета Ракова, эксперт проекта «Финансовое здоровье» , консультант-методист Проекта Министерства финансов Российской Федерации.