Экономика испании. Экономика Испании: промышленность, сельское хозяйство, торговля

Экономика Испании в глазах широких масс общественности подвержена стереотипам, связанным с испанским побережьем, удобными лежаками на нем, теплым морем и лояльным консульством, выдающим визы страждущим туристам. И еще Гауди… Чудесная туристическая страна на юге Европы, что бы они без нас делали…

А вот и не так. Без туристов Испания проживет. Дело в ее мощной промышленной экономике с серьезными технологиями, диверсифицированным сельским хозяйством, надежной банковской системой и другими неожиданными вещами, о которых многие даже не подозревают. Туристическая индустрия, конечно, тоже важна. Но рулит общим благосостоянием все-таки не она…

Главные проблемы современной экономики Испании можно перечислить быстро и по пальцам, их всего три: безработица, инфляция и высоченный государственный долг, во много раз превышающий годовой ВВП, об этом ниже.

Как все начиналось?

История испанской экономики необычная, неровная и чрезвычайно интересная. Если сказать коротко, то это история о быстром и эффективном «переобувании» экономики целой страны в ответ на политические изменения. Возьмем период, начиная с конца Второй мировой войны - политического и экономического рубежа для практически всех европейских стран. Испания тогда оказалась в числе настоящих изгоев - она была в экономической изоляции. Учитывая тот факт, что Испания входила в «страны оси» - гитлеровскую коалицию, она не получила никакой материальной или технологической поддержки в отличие от своих европейских соседок, получивших в рамках плана Маршала значительные субсидии.

Испания - гордая страна с гордым правительством - вместе они решили идти своим непроторенным путем. Особенностями экономики Испании того времени были повсеместные случаи вмешательства правительственных чиновников в частный бизнес - это была чрезвычайно высокая степень государственного контроля практически во всех секторах экономики. Поняв в итоге, что такая политика в экономике до добра не доведет, Испания решила в 60-х годах провести экономические реформы. В результате этого на свет появилось первое детище новой рыночной экономики Испании - «Испанское чудо». Так они сами назвали свой знаменитый стабилизационный план. Над названием сначала многие смеялись: «Какая экономика в Испании, такое и чудо». Потом смеяться перестали: на глазах у изумленной публики Испания обогнала все страны мира по росту экономических показателей. Такая скорость роста держалась вплоть до 1974 года, когда по всем странам ударил тяжелейший энергетический кризис. Не обошел он и Испанию с ее глубокой зависимостью от импортных энергоносителей.

Испания кризис преодолела быстрее других в Европе, но с этого момента начали проявляться две проблемы экономики Испании - во всей красе развернулась безработица и ее верная спутница инфляция. В общем-то, никаких сюрпризов не было - у всех такие проблемы. Но эта парочка больше не отстанет от страны: экономика Испании будет жить с ней бок о бок. В других странах тоже есть и инфляция, и безработица, но не в таких масштабах, и не так долго. 22-процентный уровень безработных ввел бы любую другую страну в шок. Но не Испанию, которая живет с такими цифрами давно и долго. Возможно, это олимпийское спокойствие объясняется значительным теневым сектором экономики, но снизить инфляцию не помогает даже это. «Сладкую парочку» испанских экономических проблем закольцевал присоединившийся к ней громадный государственный долг. Долг, удивительный по своей величине и во много раз превышающий годовой ВВП страны (самый большой долг у США, это всем известно, но он равен годовому ВВП страны, что говорит о высокой платежеспособности США). В испанском исполнении долг просто космический, и неизвестно, что испанцы собираются с ним делать дальше.

Несмотря на свою «вечную» проблемную тройку, Испании удалось стать одной из самых высокоразвитых стран Европы с развитой промышленностью в комбинации с мощным туристическим сектором. Развитие экономики в Испании было нестандартным. Интересно, что Испания занимает высокие рейтинги как производитель станков и промышленного оборудования, продуктов металлообработки, органической и неорганической химии, обуви, автомобильных аксессуаров - по всем перечисленным категориям у нее высокие места в первых десятках стран мира. А вот в области IT Испания находится намного ниже - она лишь в третьей десятке стран. Назовем этот факт еще одной характеристикой экономики Испании.

Апельсиновый чемпион Европы

Абсолютные хиты сегодняшнего испанского сельского хозяйства - это оливки и оливковое масло, цитрусовые, виноград и, само собой, виноградное вино очень неплохого качества.

Если все вышеперечисленное - общеизвестные статьи испанских сельскохозяйственных доходов, то о мощном и развитом рыбном хозяйстве знают не все. А между тем Испания находится в первой «рыболовной» мировой десятке. Если фруктов, овощей и рыбы хватает с излишком, и они с успехом экспортируются, то зерно и животноводческую продукцию приходится закупать. Налицо полное «переобувание» целой отрасли за короткий промежуток времени. Такую быструю и эффективную перезагрузку также можно отнести к особенностям экономики Испании. Судите сами, сельское хозяйство было изначально профильным сектором испанского народного хозяйства. Вплоть до 50-х годов двадцатого века Испания была чисто сельскохозяйственной страной, половина ее населения была занята в этой отрасли. Главными продуктами были ячмень и пшеница. На сегодняшний день сельское хозяйство не только резко сократило свою долю в общем испанском экономическом «пирожке», но и кардинально поменяла специализацию - еще одна иллюстрация развития экономики в Испании.

Фруктовая специализация по регионам четко разделена, в результате чего в разных районах проживают крупные и очень узкие «фруктовые» специалисты: апельсины и другие цитрусовые выращиваются в Андалузии и Валенсии. Валенсия с прилегающими предместьями специализируется также на миндале и гранатах. Груши и яблоки - удел северных территорий, ну а знаменитые испанские помидоры производятся в Аликанте и Мурсии. Канарские острова выращивают в огромных объемах манго, бананы и авокадо.

Что касается винной индустрии, то виноградники располагаются по все Испании, кроме северных регионов, что вполне понятно. Главные и самые ценные сорта винограда произрастают в Андалузии, Кастилии и Ла-Риохе. Испания - крупнейший производитель вина, третий в мире. Среднегодовой объем вина огромный для такой небольшой по площади страны - около четырех гектолитров. С качеством испанского вина тоже все в порядке.

А теперь «рисовые» новости: рис в Испании не просто выращивается, а имеет одну из самых высоких урожайностей в мире. При таком продуктовом местном изобилии Испания все равно не смогла бы прожить в автономном режиме (как в подводной лодке). Она ввозит пшеницу, часть рыбы, животноводческую продукцию. Оно и верно: при отличной сельскохозяйственной интеграции в странах ЕС можно заниматься производством того, что лучше всего растет или ловится. Налицо позитивное воздействие европейской интеграции на развитие экономики Испании. Оживленный импортно-экспортный процесс с примерно равными объемами продукции в ту и другую стороны - идеальная картина современной экономической интеграции.

Промышленность в экономике Испании

Мы уже знаем про стабилизационный план под названием «испанское чудо», благодаря которому Испания по-настоящему встала на промышленные ноги и превратилась из европейской сельскохозяйственной провинции в мощное индустриальное государство с солидным местом Испании в мировой экономике. В это же время на испанское побережье начали приезжать люди с целью отдохнуть и полежать на пляже, и к экономическим реформам добавилась стабильная и доходная туристическая отрасль.

Горная промышленность - пожалуй, единственный сектор экономики Испании, в котором мало что поменялось. Это понятно: полезные ископаемые на то и полезные ископаемые. Они никуда не делись и сейчас дают право Испании называться мировым лидером, например, в добыче ртути или пиритов. Урановая руда, серебро, кварц, золото и еще много чего… Одно плохо - этого «много чего» на самом деле очень мало - по крайней мере, для того, чтобы стать системообразующей отраслью экономики Испании как страны с хорошо развитым индустриальным сектором. В Испании есть даже своя нефть, но ее так мало, что она покрывает всего 10% потребностей в ней - около 30 млн тонн ежегодно. Если по металлосодержащим рудам Испания прочно держит первое место в Европе и девятое в мире, то по энергоносителям - всего лишь обидное сороковое место в мире.

Экономика Испании характеризуется также широким присутствием иностранного капитала. Компаниям из Франции, Великобритании, Швейцарии, Германии, включая, конечно, американские корпорации (куда без них?), принадлежит почти половина металлургических и машиностроительных предприятий. Местный олигархат тоже представлен неплохо - это восемь крупных финансовых групп, которые занимаются и промышленностью, и банковской деятельностью.

Заметную часть в экономике занимает портовое хозяйство: в Бильбао и Барселоне, специальные нефтяные порты в Таррагоне, Альхесирасе и Санта-Крус-де-Тенерифе, специальный угольный порт в Хихоне.

Транспортная автодорожная сеть объединяет целый десяток великолепных шоссейных дорог нового поколения, которые соединяют практически все регионы и города Испании. Специальные скоростные дороги проложены вдоль двух морских побережий - и со стороны Атлантического океана, и со стороны Средиземного моря.

Железнодорожная история этой страны богата событиями и достижениями. Испанским железным дорогам 170 лет, это одна из самых «заслуженных» дорог в Европе.

Этот факт не мешает Испании иметь великолепные современные электрифицированные железнодорожные пути с высокой пропускной способностью и приемом скоростных поездов. Испания не только запускает новые поезда, она их еще и строит. Знаменитые поезда "Тальго" можно встретить в любых уголках мира.

Испанская индустрия: тяжелая и легкая

Машиностроение в Испании по-настоящему серьезное. Это, прежде всего. судостроение (многовековая морская держава - это вам не шуточки) с огромными старыми верфями на севере страны в Бильбао, Хихоне и Сантандере.

Есть и новые верфи, построенные на северо-западе в Виго, Эль-Ферроле и на востоке в Барселоне, Валенсии и Картахене. Юг Испании никогда не был индустриальным регионом, но и там появились новые кораблестроительные верфи - в Севилье и Кадисе. Такие отрасли экономики Испании, как судостроение, являются предметом особого внимания правительства, какие бы политические силы не стояли у руля. Традиции есть традиции.

Автомобилестроение в стране имеет специфические черты. Индустриальная автомобильная экономика Испании характеризуется множеством центров по производству автомобилей, которые базируются в разных городах по всей стране - от Барселоны до Севильи. Но все они принадлежат иностранным компаниям и брендам, таким, например, как концерн "Фольксваген". Всего в стране 17 сборочных заводов, которые приносят стране весьма неплохой доход и генерируют около 6% от ВВП. Испания делает все: автобусы, автомобили всех типов, включая автофургоны и внедорожники, тягачи, тяжелые и легкие грузовики и даже колесные тракторы. Самые большие объемы выполняют заводы компаний "Рено", "Форд", "Опель", "Пежо". Есть и собственная национальная марка Seat.

Экспорт произведенных автомобилей - чрезвычайно важная статья общего национального экспорта, он составляет 16% его годового объема. Профильные «автомобильные» города с большими заводами следующие: Мадрид, Виго, Памплона, Барселона. У испанского правительства большие планы насчет строительства электромобилей. Но с этим нужно подождать и понаблюдать - не получилось бы, как с солнечной энергетикой…

Испания сильна в производстве станков и промышленного оборудования для легкой и пищевой промышленности. Строительные материалы, равно как оборудование для производства строительных материалов, также относится к стратегическим отраслям испанской промышленности.

Легкая промышленность в Испании имеет «хорошую наследственность». Здесь проживают потомки больших мастеров по производству обуви и тканей, что и вылилось в развитую текстильную промышленность с высочайшим качеством продукции. Про испанскую обувь говорить не нужно - у нее один из самых высоких «обувных» рейтингов в мире, и в мировом экспорте обуви Испания держит долю в четыре процента.

Свободные экономические зоны

Всего таких зон четыре, они функционируют с налоговыми, таможенными и разного рода экономическими льготами. Все они расположены в крупных морских портовых городах: Барселоне, Кадисе и Виго, на знаменитых Канарских островах. Самая известная и крупная из них - СЭЗ Барселона со своей разветвленной структурой:

  • промышленный полигон;
  • «свободный» склад;
  • зона свободной торговли.

Промышленный полигон Барселоны расположен вблизи от морского порта и аэропорта. Он является мощным коммуникационным узлом между автострадами Испании и Европы, имеет в своем составе специальную товарную станцию с железнодорожным контейнерным терминалом.

В Кадисе зона свободной торговли функционирует давно - с 1929 года. Ее назначение, равно как и все функциональные возможности, направлены на одно - экспорт. Атлантическое побережье - это морские связи со всеми странами мира. В СЭЗ Кадиса входят:

  • торговый центр международного значения;
  • офисный центр;
  • складские площадки;
  • промышленная и портовая зоны;
  • терминал для контейнеров - холодильников;
  • складские помещения с мощными промышленными холодильниками.

СЭЗ в Кадисе выполняет роль таможенной территории Европейского Союза, которая предоставляет таможенные и налоговые льготы для товаров третьих стран в виде освобождения от:

  • импортных пошлин на время нахождения товара в зоне;
  • специальных налогов на ввоз в зону;
  • НДС с его возвратом при ввозе в зону товаров и производстве услуг по обработке этих товаров;
  • освобождение от правил торговой политики ЕС;
  • легальный ввоз любого товара с неограниченным сроком его нахождения в зоне.

И многочисленность, и отличное техническое оснащение свободных экономических зон объясняется разнообразной структурой экономики Испании и ее высокой интеграцией в мировой экономический процесс.

Испанская энергетика

Как уже было замечено выше, экономические показатели Испании зависят от цен на нефть. Причина тому - бич большинства европейских стран - бедность с точки зрения полезных ископаемых. В Испании кое-что есть, но этого так мало, что объем запасов не играет практически никакой роли в развитии экономики страны. Налицо полная зависимость Испании в мировой экономике от иностранного экспорта энергетических носителей.

«Нет худа без добра» - вот уж точнейшая иллюстрация энергетической зависимости страны, которая вылилась в великолепную и перспективную отрасль промышленности с использованием высоких технологий. «Много солнца» + «мало угля» = развитие альтернативной энергетики и, в частности, солнечных батарей и станций. У испанской солнечной энергетики интересная и показательная история.

То, что в Испании очень жарко и много солнца, знают все. Понятно, что при таком климате сам бог велел заняться альтернативной энергетикой в виде солнечных станций. Что испанцы и сделали еще в 90-е годы. В этой инициативе принял горячее участие Европейский Союз - он был очень заинтересован в развитии такой энергетики по тем же причинам, что и сама Испания. Первые станции работали по принципу «фотовольтаики» - переработки солнечной энергии в электричество с помощью фотоэлементов. Все шло отлично, станции начали расти как грибы после дождя - на гигантских территориях, с батареями или зеркальными уловителями энергии солнца. В Андалусии появилась первая в мире круглосуточная солнечная станция.

Испанские социалисты и горячее испанское солнце

К сожалению, здесь не обошлось без политики: к солнечной индустрии приложили руку правящие тогда социалисты. Они позиционировали себя как ярые защитники окружающей среды и «для спасения природы» раздавали направо и налево щедрые денежные стимулы владельцам частных солнечных станций. В итоге эти владельцы начали получать государственные дотации в виде премий в дополнение к доходам после продажи электроэнергии потребителям. В течение нескольких лет они имели до 20% дополнительного чистого дохода - просто так, «за красивые глазки». Понятно, что в отрасль потянулись желающие быстро и легко заработать. В страну мощным потоком начал поступать и иностранный капитал. Возможно, все могло бы так и идти дальше, но в 2012 году случился очередной энергетический кризис, на фоне которого быстро закончились государственные премиальные. Власти были вынуждены пойти на весьма непопулярные и жесткие шаги: они установили очень низкий потолок на доходы солнечных компаний: не выше 7,5% в год. Такие цифры с другими жесткими ограничениями были введены в рамках энергетической реформы Испании.

Даже при этом вегетарианском режиме «солнечные» доходы покрываются государством: энергетика нового поколения пока слишком дорога и не по карману большинству жителей. Так что испанцы поторопились, даже их жаркое солнце не помогает новой энергетике быть рентабельной. Вдогонку социалисты подбавили проблем в энергетику в виде запрета строительства и использования атомных электростанций. Так что в ходу снова дорогое иностранное топливо. Вообще экономика и политика Испании постоянно идут бок о бок, и влияние политических режимов или реформ на экономику нельзя отнести к позитивным явлениям.

Банки

Банковской системой Испания может гордиться - она одна из самых стабильных в Европе и в мире. Главный регулятор - Центральный банк, в деятельности которого ничего «революционного» нет. Преимущество испанских банков заключается в нескольких особенностях:

  • большие валютные запасы;
  • высокая концентрация банковского капитала в целом;
  • небольшое число кредитных контор;
  • хорошо развития сеть государственных (наследие Франко);
  • хорошо разветвленные филиалы частных банков.

Лидируют на финансовых рынках национальные банки с чисто испанскими капиталами. Первая из них - финансовая группа «Банко Сантандер Сентраль Испано», ей всего 18 лет: юный возраст лидирующих испанских компаний - также одна из характерных черт этой экономики.

В Испании действует необычный финансовый институт - Sareb. Им интересуются многие иностранцы, потому что именно через Sareb предлагается большинство сделок по покупке испанской недвижимости. Дело в том, что это не банк, а компания, которой банки передали все токсичные активы в виде зависших квартир, домов и других видов недвижимости во время кризиса. Sareb должен распродать эту недвижимость вплоть до 2027 года, что и делает - продает оптом по сниженной цене инвестиционным фондам и частным лицам - уже не по оптовым ценам. Такой подход многие ругают, но экономика и политика в Испании продолжают быть в тесной связке - решения правительства никто отменить не может.

Прогнозы и перспективы

В 2018 году у экономики Испании очень неплохие перспективы. Агентство Fitch Ratings прогнозирует дальнейший рост, который составит +3,1%. Цифровой коридор на 2019 - 2020 годы определен на +2,5% и +2,2%. Прогнозируемые темпы роста могут быть выше, чем во Франции, Германии и Италии.

Испания будет выглядеть на мировом уровне более чем прилично, средний уровень ее показателей развития идет вровень со средними мировыми показателями. Порядок ожидается и с главным показателем - ВВП Испании, предполагается, что он вырастет на два пункта выше среднего.

Без рисков не обойтись: высокие цены на нефть и снижение роста занятости могут привести к падению доходов. Но в целом позитивные прогнозы значительно преобладают над негативными.

Факты и цифры

  • Еще семь лет назад трудовое законодательство Испании было кошмаром для владельцев бизнеса и потенциальных инвесторов. Испанских сотрудников практически невозможно было уволить, обязательными были высокие выходные пособия, которые не зависели от качества работы сотрудника и причин его увольнения из компании. Одинаковые заработные платы устанавливались сверху, наем новичков тоже был жестко лимитирован: владельцев бизнеса обязывали брать на работу не тех, кто был нужен, а тех, кто стоял в социальных очередях. Профсоюзы зверствовали и категорически сопротивлялись любым попыткам снизить государственные расходы. К счастью, парламент утвердил реформу рынка труда, что сразу же положительно сказалось на инвестиционном климате и общей динамике экономики Испании.
  • Соотношение импорта и экспорта в Испании идеальное - сколько продают за границу, ровно столько и покупают.
  • По количеству туристов, приезжающих в страну, Испания уступает только Франции.
  • В Испании насчитывается семнадцать регионов. Пятнадцать из них - на материке, два остальных - это две группы островов: Балеарские и Канарские.
  • По площади Испания занимает третье место в Европе после Украины и Франции. Ну а в мире - всего лишь 52-я…
  • очень отличаются друг от друга и музыкой, и кухней, и обычаями, и даже языком в некоторых случаях. Это наследие Испанской империи и «морского профиля» страны со множеством портовых городов: кто здесь только не жил…
  • Общая протяженность испанских пляжей больше 8000 км.
  • Испания - европейский банановый монополист, это единственная европейская страна, где выращивают бананы.
  • Ибица приносит Испании каждое лето около 1500 миллионов евро.

Современная территориальная структура хозяйства (ТСХ) Испании обладает рядом общих особенностей. Во-первых, это ярко выраженная территориальная концентрация производительных, сил в отдельных районах и центрах страны. В отличие от большинства экономически развитых стран, подавляющая часть промышленного потенциала Испании сконцентрирована на относительно небольшой площади, что до известной степени сходно с характером территориальной структуры хозяйства развивающихся стран и отражает трудности индустриализации страны, трансформации ее социально-экономического пространства. Восемь промышленно наиболее развитых провинций из 50 дают 46,3% суммарной добавленной стоимости . Большинство из них выделяется относительно более богатыми природными ресурсами и их выгодными территориальными сочетаниями.

Вторая особенность ТСХ страны - тяготение экономической активности к побережьям, наблюдавшееся и в прежние исторические периоды. Но если раньше это было связано с длительной ориентацией экономики страны на колонии, то в последние десятилетия решающую роль сыграли энергетический кризис, туристический «бум» и пр. Семь из восьми хозяйственно наиболее освоенных провинций - приморские. В 1990-х гг. приморские провинции в сумме давали около 2/3 ВВП страны .

Плотность населения в приморских провинциях примерно в два раза выше средней по стране. Здесь находится и большинство крупных городов (15 из 25 с населением более 100 тыс. жителей). Все возрастающую роль в развитии приморских провинций играет непроизводственная сфера. В перспективе рекреационные функции прибрежных провинций усилятся. В целом приморские регионы -- наиболее динамичные элементы ТСХ страны.

Северо-Западный Приморский регион. Этот регион охватывает большую часть «влажной» Испании от Галисийского побережья Атлантики до Пиренеев и является экономически наиболее освоенным. Горы способствовали длительной исторической изоляции этой территории от других частей страны. Крупные месторождения угля и железа стали базой для возникновения и развития главного индустриального пояса, включающего Астурию, Кантабрию и Страну Басков. Здесь производится около 68% испанской стали. Приморское положение значительно облегчило переориентацию промышленности на импортное сырье в последние десятилетия. Бывшая окраинная Галисия в настоящее время - один из наиболее динамично промышленно развивающихся регионов страны, прежде всего на базе местных электроэнергетических и топливных ресурсов. Наличие множества рек и удобных бухт издавна способствовало развитию рыболовства, а в последние десятилетия - формированию крупных портовых комплексов на побережье Бискайского залива (Бильбао, Хихон, Сантандер).

В Басконии недалеко от границы с Францией находится Сан-Себастьян - один из самых красивых городов-курортов Северной Испании (у басков - Доностия), место проведения престижного кинофестиваля.

Прибискайские провинции - юна высокопродуктивного животноводства, специализирующегося прежде всего на разведении крупного рогатого скота, мясомолочного и молочного направлений, Значительную часть кормов для небольших ферм дают богатые естественные высокотравные пастбища. В горах распространены преимущественно широколиственные леса из дуба, бука и каштана, здесь же находятся предприятия по лесозаготовке и деревообработке.

Климатические условия в значительной степени определили размещение населения по территории региона. Преобладают многочисленные хуторы (caserios), мелкие деревушки по склонам гор и небольшие городки вдоль коротких, но полноводных рек .

Средиземноморский регион. Средиземноморье включает в себя нижнее течение реки Эбро, отделенное от среднего и верхнего течений невысокими Каталонскими горами, часть Иберийских гор, обрамляющих Месету с востока, и большую часть массивной системы Кордильеры Бетики. Здесь выделяются природно-гетерогенный комплекс Каталонии и Валенсии, простирающийся от Восточных Пиренеев на юг до северовосточной оконечности Сьерры Бетики, естественным продолжением которой являются Балеарские острова.

Средиземноморский регион занимает 2-е место по общему уровню хозяйственного развития, освоенности территории . На Средиземноморском побережье сформировалось два крупных ППК - Барселонский и Валенсийский, с разнообразной перерабатывающей индустрией, значительным развитием высокоточных производств. Здесь выпускается более половины испанских легковых автомобилей, большая часть продукции электронной промышленности. Каталония -- крупнейший центр текстильной промышленности страны. Вдоль побережья разбросано Множество более мелких городов с высокой экономической активностью, которая во многом связана с индустрией туризма. Благодаря уникальной природе испанское Средиземноморье - обширная зона рекреации международного значения с высокоразвитым сервисом. Для Балеарских островов это главная отрасль хозяйства.

На узкой, но очень плодородной прибрежной полосе расположена зона высокопродуктивного, и разнообразного субтропического растениеводства. Кроме олив здесь выращиваются миндаль, рожковое дерево, а на орошаемых землях - апельсины и другие цитрусовые. Разнообразие агроклиматических ресурсов и возможности морской торговли стали предпосылками формирования средиземноморской поликультуры, продукция которой является важной статьей испанского экспорта, прежде всего в страны ЕС умеренного пояса.

Плотность населения в Средиземноморском регионе - самая высокая в стране (158,3 чел./кмІ) . Южнее климат становится все более жарким и сухим и в Альмерии, Аликанте и Мурсии достигает максимума аридности не только для Испании, но и для всей Европы (количество осадков менее 300 мм/год). Это обусловило концентрацию населения вокруг оросительных систем, а также длительную миграцию населения из этих провинций,

Юго-Западный Приморский регион. Три провинции Андалусии - Кадис, Севилья и Уэльва - со времен Великих географических открытий занимают исключительно выгодное стратегическое положение - отсюда начинаются кратчайшие морские пути из Европы в Новый Свет. Провинции расположены на расширении Андалусской низменности по обоим берегам Гвадалквивира в его нижнем течении. Эта территория с плодородными почвами и мягким океаническим климатом благоприятна для выращивания фруктов и винограда.

Исторический центр региона - Севилья. Великолепный по красоте город - памятник былого величия. Сегодня он значительно уступает по своему промышленному потенциалу многим городам Испании. Гордость современной Севильи - огромный выставочный центр, построенный для всемирной выставки 1992 г. В провинции Севилья сформировалась одна из важнейших в стране зон по переработке сельскохозяйственной продукции.

Важная отрасль специализации хозяйства региона - рыболовство (добыча сардины, анчоусов, морских моллюсков) и рыбоконсервное производство. Гидрологические особенности Атлантики (менее резкие, чем в Средиземном море, годовые амплитуды температуры, меньшая соленость) благоприятствуют развитию планктона - основы рыбного богатства. Продуктивность рыбной ловли здесь более чем в 10 раз выше, чем в Средиземном море. Главные рыболовные порты - Альгесирас и Уэльва .

Наиболее индустриально развита провинция Кадис, прежде всего благодаря близости Гибралтара и главного нефтяного пути в Европу. Центр провинции - крупный промышленный порт Кадис, занимающий ключевое положение в морских связях Испании с Америкой и Африкой. Грузооборот порта превышает 1 млн. т/год . Здесь расположены крупные судоверфи, военно-морская база. В Уэльве, до последнего времени экономически значительно отстававшей от двух других провинций региона, быстро развивается химическая промышленность на базе импортной нефти и местных пиритов. Плотность населения здесь в полтора раза ниже средней по стране, а в провинции Кадис в два раза превышает ее (44,4 и 148,2 чел./кмІ, соответственно ).

Мадрид (5 млн. жителей ) занимает особое место в территориальной структуре хозяйства Испании. Перенесение Филиппом II столицы государства в Мадрид привело к формированию крупного центра - не только экономического, но и политико-административного, культурного, научного и учебного. Мадридская промышленно-городская агломерация, резко контрастирующая с окружающими территориями, имеет диаметр более 100 км, здесь размещена большая часть промышленных предприятий региона. По уровню получаемой суммарной добавленной стоимости мадридский административный регион - лидер страны (более 50 млрд. долл. в год в начале 1990-х гг.) .

Мадридская промышленно-городская агломерация до настоящего времени в значительной степени остается оторванной от побережий, в том числе в системе внутриотраслевого разделения труда. Это наложило отпечаток на особенности формирования инфраструктуры страны, порайонную дифференциацию развития экономического потенциала и на ТСХ в целом. «Анклавное» положение столичного региона - одна из самых ярких черт территориальной структуры испанского хозяйства. Для преодоления инерционных последствий экономико-географического положения столичного региона, тормозящего прогрессивное развитие страны, стимулируется формирование четырех инфраструктурных линий: Мадрид - Сарагоса - Барселона, Мадрид - Бургос - Бильбао, Мадрид - Валенсия и Мадрид - Севилья. Эти инфраструктурные жгуты (термин И.М. Маергойза) могут стать «опорным каркасом» меняющейся географии обрабатывающей промышленности страны.

В Испании, отгороженной от Западной Европы Пиренеями, наблюдается тяготение экономической активности к выходам в центральную часть общеевропейского экономического пространства, прежде всего к западной и восточной оконечностям Пиренейских гор (Прибискайская и Каталонская промышленные зоны). Полоса Мадрид - Сарагоса - Барселона представляет собой важную и наиболее динамичную экономическую ось страны. Она формируется по типу полимагистральных коридоров и обеспечена железнодорожным сообщением, нефте- и газопроводами, линией электропередач. Ее значение возрастет с вводом в действие скоростной железнодорожной магистрали Париж - Барселона с европейской колеей (в Испании, как и в России, - более широкая колея). Вторая быстроразвивающаяся полоса - от Мадрида в сторону Прибискайской экономической зоны вдоль инфраструктурной линии Мадрид - Бильбао. Она также представлена полимагистралью -- электрифицированной железной дорогой, нефте- и газопроводами, серией мощных ЛЭП.

По решению и при финансовой поддержке ЕС построена новая скоростная автомагистраль Андай - Мадрид, а также мощный газопровод Лак - Серрабло для получения газа из Европы. В целом примыкающий к югу Франции треугольник Мадрид - Барселона - Бильбао в настоящее время является хозяйственно наиболее освоенной зоной испанской территории. В перспективе возможно его примыкание к формирующемуся межгосударственному экономическому макрорегиону «Солнечный треугольник» (Мюнхен - Милан - Барселона) .

Одна из серьезнейших проблем испанского хозяйства - наличие обширных внутренних экономически депрессивных зон, где индекс общего хозяйственного развития не превышает 7,9 . К ним относится большинство провинций Старой и Новой Кастилии, занимающих почти половину территории страны. Несмотря на то, что Месета стала ядром единого Испанского государства, в течение веков она была самой экономически отсталой частью страны. В отличие от индустриализированной периферии, этот регион - преимущественно сельскохозяйственный. Однако из-за изоляции от океанических ветров и общей приподнятости территории здесь часты резкие понижения температуры зимой, в силу чего Месета относится к зоне рискованного земледелия. Поэтому доля более стойких зерновых культур в сельскохозяйственных площадях здесь значительно выше, чем посадок олив и винограда, особенно в провинциях Северной Месеты.

Регион Северной Месеты. Северная Месета - главная житница страны . Равнины, покрытые до середины XIX в. склерофильными климаксовыми дубравами, в настоящее время заняты в основном полями пшеницы (80% сельскохозяйственных земель), которые дают четверть урожая зерна страны. Холодная и длительная для Средиземноморья зима на позволяет выращивать маслины, посадки которых занимают всего 0,3% сельскохозяйственных земель, сильно ограничивает виноградарство (5%). Только в восточных долинах верховий Дуэро и частично на юге с более мягкой зимой есть небольшие оливковые рощи и виноградники, в основном на относительно крутых склонах, непригодных для возделывания зерновых.

Несмотря на наличие разветвленной речной сети геологические условия территории, представляющей собой древнее антиклинальное поднятие, пронизанное гранитами, сильно затрудняют широкое использование орошения. На его развитие здесь требуется в несколько раз больше капитальных вложений, чем на востоке или юге страны. Орошаемые земли занимают только 5% сельскохозяйственных земель. Они заняты в основном сахарной свеклой, картофелем, а также разнообразными овощами. Главные заводы по переработке сахара размещены в провинции Вальядолид.

Индустрия в провинциях Северной Месеты развита слабо. Локальные индустриальные очаги созданы в Вальядолиде, Бургосе, Валенсии, Саморе, а также в Саламанке -- старейшем университетском центре Испании. Среди факторов, благоприятных для ее развития (положение между северной индустриальной зоной и столичным регионом, избыток дешевой рабочей силы, развитая транспортная сеть), - хорошая энергообеспеченностъ региона. На реке Дуэро построено шесть ГЭС общей мощностью более 400 тыс. кВт.

В целом Северная Месета - один из наименее экономически развитых регионов . Его 11 провинций сообща дают суммарной добавленной стоимости чуть больше, чем три провинции Юго-Западного Приморского региона. Уровень урбанизации регион имеет низкий: только 23,6% жителей живет в городах с населением более 10 тыс., человек. Почти половина работающих занята в коммерции. Сельское население размещено в хуторах и небольших городах, расположенных вокруг средневековых замков.

Регион Южной Месеты. Обширная Южная Месета занимает почти треть территории полуостровной Испании (128,8 тыс. кмІ, или 31% территории). В среднем она находится примерно на 100 м выше, чем Северная, и имеет более пересеченный рельеф. Две крупные реки - Тахо и Гвадиана отличаются меньшими, чем Дуэро, сезонными и годовыми амплитудами колебаний уровня воды, более спокойным течением, что связано с особенностями режима питания. Климат близок к Северной Месете, однако зима более короткая и мягкая, а лето жаркое и длинное. Осадков выпадает в среднем 300 - 400 мм/г. с максимумом в марте и ноябре. Некогда северная и западная части Южной Месеты, как и Северная, были заняты коренными дубравами, более аридная восточная и южная - степями. И те, и другие в настоящее время практически полностью превращены в сельскохозяйственные угодья.

Так же как и Северная, Южная Месета представляет собой преимущественно аграрный регион . Благодаря более благоприятному климату Южной Месеты в средиземноморской триаде доля маслин и винограда значительно выше, чем пшеницы. На орошаемых землях наряду с сахарной свеклой выращивают табак, хлопок и рис, а также кукурузу и другие культуры, ставшие кормовой базой крупных высокопродуктивных животноводческих хозяйств. Значительные площади заняты зимними пастбищами для овец. Провинция Бадахос занимает 1-е место в стране по поголовью овец (более 1,5 млн. голов в 1990-х гг.) . Это главная зона тонкорунного овцеводства страны.

К значимым индустриальным центрам Южной Месеты можно отнести провинцию Сьюдад Реаль, где развивается промышленный комплекс на базе каменноугольного месторождения Пуэртольяно в предгорьях Сьерры Морены, а также до недавнего времени разрабатывалось крупнейшее месторождение ртути в Альмадене. В размещении населения наблюдается четкое увеличение числа жителей в крупных населенных пунктах с севера на юг Месеты. На юге преобладают крупные поселки и города с населением около 10 тыс., жителей и выше.

Несколько более высокий уровень хозяйственного развития имеют регионы «Долина Эбро» и «Долина Гвадалквивира». Провинции, расположенные в долинах рек Эбро и Гвадалквивир, обладают рядом общих природных особенностей: здесь многочисленные межгорные долины спускаются к общей долине реки, литология, климатические условия, высотная поясность исключительно разнообразны, в поймах и на надпойменных террасах распространены плодородные почвы.

Регион «Долина Эбро». Провинции, расположенные между высокими Пиренеями и Иберийскими горами, образуют географическое единство, издревле известное в Испании под названием «Valle del Ebro». Вдоль р. Эбро проходит экономическая ось региона с основным промышленным фокусом в Сарагосе. Развитие индустрии стимулировали имеющиеся здесь крупные энергетические ресурсы (гидроэнергетические ресурсы Пиренеев и лигниты). В настоящее время регион дает пятую часть электроэнергии страны. «Долина Эбро» - традиционно важный сельскохозяйственный регион страны, хотя закрытость долины для североатлантических циклонов и господство в летний период сухих и жарких южных ветров bochonio осложняют сельскохозяйственное использование. Существенное значение для развития сельского хозяйства имеют крупные оросительные системы . В пяти провинциях «Долины Эбро» сосредоточено 20% орошаемых земель страны (360,5 тыс. га). На склонах гор находятся обширные пастбища (здесь сосредоточено 16,5% поголовья овец шерстяного направления).

Очень низкая плотность населения в горах компенсируется очагами высокой плотности в долине. В целом же плотность населения здесь примерно вдвое ниже средней по стране.

Регион «Долина Гвадалквивира». Общее устройство региона, в целом сходное с «Долиной Эбро», имеет ряд особенностей. Жаркий, но благоприятный для сельского хозяйства климат, прежде всего в силу смягчающего действия атлантических ветров со стороны Кадисского залива (осадки -- около 550 мм/год) способствовал развитию высокопродуктивного и разнообразного растениеводства.

В провинциях Кордова и Хаэн размещено около половины площадей посадок маслин. Большие площади заняты хлопчатником и цитрусовыми. На базе крупных месторождений полиметаллических руд в горах Сьерра Морена и Кордильера Бетика формируется Южный индустриальный пояс с крупными индустриальными центрами: Кордова, Хаэн, Дос-Эрманос, Линарес, Мендистар, Однако в целом этот регион пока относится к индустриально слаборазвитым. Одно из серьезных препятствий его развития - дефицит энергоресурсов.

Для региона характерна концентрация населения в городах и крупных сельских поселках. В провинции Кордова более половины жителей размещено в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек, что существенно выше, чем в других провинциях Андалусии. Значительная часть жителей городов занята в сельском хозяйстве, что характерно для субтропических стран и районов с сельскохозяйственной специализацией.

Несмотря на то, что динамическое экономическое развитие этой страны началось лишь в 1960-х гг., сегодня она входит в пятерку государств, лидирующих по масштабам индустриализации. Особенность экономики Испании сегодня - развитие многочисленных отраслей промышленности, среди которых основные позиции занимают ведущие - туризм, сфера услуг и выпуск продуктов личного потребления.

Немного истории

Испания избавилась от жесткой диктатуры государственно-политической бюрократии достаточно поздно. Восстановление демократии и открытая рыночная экономика были закреплены Конституцией лишь в 1978 г. В ХХ веке страна долго бойкотировала международную торговлю, следуя изоляционистскому курсу Франко. В середине 1950-х акценты сместились с сельского хозяйства в сторону промышленности: «полились» иностранные инвестиции, а после отмены прямого государственного контроля в 1959 г. начался рост импорта.

Экономика развивалась очень медленно за счет устаревших аграрных методов, неконкурентоспособности предприятий, а также акцента на малоэффективную тяжелую индустрию. После кризиса 1970-х инфляция и безработица к 1980 г. выросли вдвое. Ситуацию изменила реструктуризация промышленности под началом Испанской социалистической рабочей партии, присоединение к ЕС в 1987 г. (как следствие - приток иностранных инвестиций), а чуть позже - переориентация на сферу услуг.

В последние 30 лет, после вступления в ЕС, наметились такие тенденции:

  • снижение роли сельского хозяйства - особенно это затронуло традиционные виноградники и производство оливок;
  • сокращение значимости нерентабельных отраслей (металлургии, судостроения) практически в два раза;
  • рост автомобильной промышленности: открытие новых заводов преимущественно в Валенсии за счет внешнего капитала - американского, европейского, японского;
  • стремительный взлет сферы обслуживания и новых высокотехнологических отраслей.

Три ключевые особенности экономико-территориальной структуры королевства

1. Ввиду достаточно поздней трансформации социально-экономического пространства и сложностей индустриализации большая часть промышленного потенциала сегодня сосредоточена на относительно малой площади. Половину доходов приносят всего 8 из 50 провинций. Для них характерно обилие природных ресурсов и выгодное географическое расположение.

2. Уже много лет экономика тяготеет к побережьям. Неслучайно взгляды желающих купить дома и виллы в Испании устремляются именно сюда. Но, если раньше интерес к прибрежным зонам был связан с ориентацией на колонии как мощный рынок сбыта, то сейчас на первый план вышел туристический «бум». 7 из 8 развитых провинций находятся на берегу моря, как и большинство городов с населением более 100 тыс. (плотность здесь вдвое выше, чем внутри страны).

3. На территории по-прежнему много внутренних экономически депрессивных зон: большинство таких провинций Новой и Старой Кастилии занимают почти половину площади государства.

В последние десятилетия наметилась еще одна перспективная тенденция: вместо крупномасштабных предприятий доминирующие позиции заняли небольшие компании, выпускающие разнопрофильную продукцию.

Экономические направления Испании по географическому принципу

Северо-Западный Приморский регион . Тут находятся крупные месторождения электроэнергетических и топливных ресурсов. В районе удобных бухт сформировались масштабные портовые комплексы - центры рыболовства, а природные особенности позволили жителям Прибискайских провинций достичь успехов в животноводстве.

Средиземноморский . Здесь выпускается большая часть легковых авто и продукции электронной промышленности. Каталония специализируется на текстиле, но лидирующими отраслями являются, несомненно, туризм и рекреация международного значения.

Провинции Андалусии Кадис, Севилья и Уэльва на Юго-Западе . Процветают рыболовство (добыча сардин, морских моллюсков, анчоусов) и рыбоконсервное производство.

Мадридская агломерация диаметром более 100 км, хоть и является развитым центром, но резко контрастирует с остальной прибрежной территорией.

Северная Месета - житница, дающая четверть урожая зерна, и др.

Утрата в XIX в. американских колоний - обширного рынка сбыта собственной мануфактуры - и нашествие Наполеона привели к тому, что в ХХ век страна вошла со слабой экономикой. За короткое время из государства, славившегося лишь оливковым маслом, маслинами, тканями и вином, она превратилась в развитую территориальную единицу с многоотраслевой структурой. Сегодня она экспортирует оборудование и автомобили, продукты питания и потребительские товары. Но главное, за счет чего живет Испания, - туризм и сфера услуг, подкрепленные удачным географическим положением и климатом.

Промышленность Испании

Испа́ния (исп. España), официально - Короле́вство Испа́ния (исп. и галис. Reino de España, кат. Regne d"Espanya, баск. Espainiako Erresuma, окс. Reialme d"Espanha, астур. Reinu d"España) - государство на юго-западе Европы. Занимает бо́льшую часть Пиренейского полуострова. Название страны происходит от финикийского «и-шпаним» - «берег кроликов».

Граничит с:

Португалией на западе Пиренейского полуострова;

Британским владением Гибралтар на юге Пиренейского полуострова;

Марокко на севере Африки (автономные города Сеута и Мелилья);

Францией и Андоррой на севере.

Испания омывается Атлантическим океаном на западе и севере, а также Средиземным морем на востоке и юге.

Национальный праздник в Испании - 12 октября. Это День испанской нации. Королевство Испания Reino de España

Флаг Испании Герб Испании


Гимн: «Marcha Real»

Основано 1469 год (личная уния) 1515 год (единая монархия)

Официальные языки Испанский

Столица Мадрид

Крупнейшие города Мадрид, Барселона, Валенсия

Форма правления Конституционная монархия Король

Председатель Правительства Хуан Карлос I Хосе Луис Родригес Сапатеро

Территория

% водной поверхн. 50-я в мире 504 782 км² 1,04 Население

Оценка (2009)

Плотность 46 661 950 чел. (29-е) 79,7 чел./км² ВВП

Итого (2008)

На душу населения $1,622 трлн. (9-й) $35 557

Этнохороним испанец, испанка, испанцы

Валюта Евро (?) (EUR, код 978)

Интернет-домен.es

Телефонный код +34

Часовые пояса UTC +1, летом +2

Аранский, баскский, каталанский, галисийский - региональные языки

Международный валютный фонд (апрель 2008)

До 1999 - Испанская песета.

Также.eu, как член Евросоюза.

Химическая и легкая промышленности

В последние годы Испания занимает 5-е место в Западной Европе по объему выпускаемых химических продуктов. Участие указанной отрасли в формировании ВВП оценивается в 4%. Количество занятых составляет порядка 2% от работающего населения.

За последние годы отрасль получила значительное развитие благодаря большим капитальным вложениям, структурным изменениям, государственному содействию, научно-техническим разработкам и внедрению новейших технологий с применением системы субсидирования. Наибольшую поддержку получило производство химических волокон, красителей, пигментов и дубильных веществ, красок и лаковых покрытий, а также фармакология.

В 1997 г. с участием иностранных фирм были созданы новые мощности и осуществлялось строительство предприятий по производству полиэтилена, фенола, полипропилена, промышленного газа и др.

К числу наиболее развитых секторов химической промышленности относится производство удобрений: азотных (800 тыс. тонн), фосфорных в пересчете на Р205 (300 тыс. тонн в год). Имеются предприятия по производству калийных удобрений. Однако они не в состоянии полностью удовлетворить внутренние потребности страны, в связи с этим частичности удобрения завозятся по импорту. Большинство предприятий фирм отрасли контролируются иностранным капиталом.

По группам товаров химическая промышленность занимала 3-е место во внешней торговле Испании после машин и оборудования и продовольственных товаров. В экспорте Испании – это в основном синтетический каучук, химические волокна, изделия из пластмасс, азотные, фосфорные удобрения, каустическая сода, медикаменты; в импорте – мочевина, аммиак, метанол, сульфат аммония, синтетические волокна, хлористые растворители, калийные удобрения, фармацевтические товары, целлюлоза и др.

Большая зависимость от источников сырья для химической, фармацевтической промышленности не позволяет Испании сбалансировать внешнюю торговлю химическими товарами. Объем химимпорта традиционно превышает экспорт почти в 2 раза.

Легкая промышленность

В 1997 г. текстильная и швейная промышленность начала преодолевать период застоя. Несколько увеличился выпуск тканей, готовой одежды и пряжи.

На 3,5% вырос объем продаж этих товаров, достигнув 2,3 трлн. песет. Экспортные поставки увеличились на 16% и составили в размере 640 млрд. песет. Развитию отрасли способствовало усиление внимания капитальному строительству. Объем инвестиций возрос на 25 %, достигнув порядка 70 млрд. песет.

Рынок производителей кожи насчитывает порядка 250 предприятий, среди которых свыше половины имеют численность работающих менее чем 20 чел. Всего в данном секторе занято около 8 тыс. чел. Степень загрузки производственных мощностей оценивается в 75%; + объем производства кож в 1996 г. составил 180 млрд. песет, при экспорте на 84 млрд. песет. Выделанная кожа используется главным образом для изготовления обуви, пошива одежды, пользующейся спросом на внутреннем рынке и за рубежом.

По объему производства обуви Испания занимала 3-е место в Европе, около 70% выпускаемой обуви потреблялось на внутреннем рынке. Свыше 50% реализуемой в стране обуви приходилось на кожаные изделия. В стране имеется только 4 крупных фабрики с численностью рабочих и служащих 200 и более человек. Около 65% всех действующих фабрик находится в провинции Валенсия.

Горнодобывающая промышленность Испании

Недра Испании богаты полезными ископаемыми. Она занимает 9 место в мире и 1 среди стран ЕС по добыче металлосодержащего сырья.

Испания располагает богатыми месторождениями меди, железной руды, олова и пиритов с высоким содержанием меди, свинца и цинка. Испания – один из крупнейших в ЕС производителей свинца и меди, несмотря на то, что объем производства большинства металлов, в том числе меди, свинца, серебра, урана и цинка, с 1985 постепенно сокращается. Вместе с Италией она делит первое - второе место в мире по запасам ртути. Ртутные руды разрабатываются (примерно 1,5 тыс. т в год) в знаменитых месторождениях Альмадена в южной части Месеты.

Железные руды добываются главным образом в провинциях Бискайя (недалеко от Бильбао), Гранада, Леон, Сантандер, Альмерия, Луго и Овьедо. Почти вся добыча вольфрамовой руды сосредоточена в провинции Понтеведра на западе Галисии. Свинцовые и цинковые руды добываются главным образом в провинциях Хаэн, Севилья, Мурсия, Сантандер, Овьедо, Гранада. Добыча калийной соли сосредоточена в провинции Барселона. В Испании добываются также и другие виды полезных ископаемых: сера, битуминозные сланцы, сурьма, слюда и др.

Страна еще полностью зависит от закупок за границей сырья для производства алюминия, асбеста, марганца, никеля, титана, фосфатов и особенно нефтепродуктов.

Угольная промышленность Испании давно превратилась в неэффективную и неприбыльную отрасль.

Пищевая промышленность Испании

В обрабатывающей промышленности Испании важнейшими всегда были отрасли, производящие товары широкого потребления, - текстильная, пищевкусовая, кожевенная, обувная. Одной из важнейших отраслей национального производства остается текстильная промышленность. Основные центры текстильной промышленности размещаются в Каталонии (Барселона, Таррагона, Сабадель, Манреса),Валенсии, Аликанте (Алькой, Ориуэла) и в провинциях Саламанка, Гипускоа, Сарагоса и Севилья.

В начале 80-х годов пищевкусовая промышленность занимала первое место по количеству предприятий, по числу занятых. Она размещена равномерно по всей стране. По своему значению и технической оснащенности выделяются отрасли, работающие в значительной степени на внешние рынки; винодельческая, маслобойная, плодоовощная и рыбоконсервная. Винодельческие заводы размещаются в Каталонии, Арагоне, Ла-Манче и Андалузии.

Маслобойные заводы находятся в основном в районах выращивания олив (в Андалузии и Каталонии), по переработке фруктов и овощей - в Леванте, рыбоконсервные - в портовых городах севера и Галисии. В Испании также имеются сахарные, табачные, мукомольные, кожевенно-обувные, бумажные, деревообрабатывающие и другие предприятия.

Испания – крупный производитель вина (третье место в Европе после Италии и Франции), занимает первое место в мире по производству оливкового масла высшего качества. Испания входит в первую десятку стран мира по переработке рыбы и морских продуктов.

Основные производители вина - Риоха, Валенсия, Кастилия Ла Манча и Канарские о-ва.

Основные предприятия пищепрома находятся в Барселоне, Мадриде, Валенсии.

Основные производители оливкового масла - фирмы «Коосур» (Хаен), «Боргес» (Лерида), «Асейтес Карбонель» (Кордоба), «Койпе» (Гипускоа).

Энергетика Испании

В течение многих десятилетий основой испанской энергетики был уголь, но доля его в производстве первичной энергии постоянно сокращалась (из-за его плохого качества и малой производительности угольных шахт), и одновременно росла доля гидроэнергии и нефти. Испания своей нефти почти не имеет, поэтому чрезвычайно увеличилась зависимость энергетики Испании от крупнейших нефтяных монополий мира, и в 1990-х годах за счет этого источника обеспечивалось 80% энергопотребления. Хотя с начала 1960-х годов в Испании были обнаружены несколько месторождений нефти (в 1964 была найдена нефть в 65 км к северу от Бургоса, а в начале 1970-х годов – близ Ампосты в дельте Эбро), использование отечественных источников энергии не поощряется.

В 1992 в общем балансе производства электроэнергии почти половина приходилась на долю местного угля и импортной нефти, 36% – на долю ядерного топлива и 13% – на долю гидроэнергии. Из-за низкого энергетического потенциала рек Испании роль гидроэнергетики сильно сократилась (в 1977 она давала 40% выработанной электроэнергии). Благодаря наличию больших запасов урана был разработан план развития атомной энергетики. Первая АЭС была запущена в 1969, однако в 1983 по экологическим соображениям был введен запрет на строительство новых АЭС.

Металлургия Испании

Крупный потребитель топлива и энергии и важная отрасль испанской промышленности - черная металлургия, стала развиваться в Испании только в конце XIX в. Почти все металлургические заводы размещены в северной Испании, где удачно сочетаются месторождения, угля Астурии и железной руды Страны Басков, а также имеется удобное сообщение по морю. Чрезмерный экспорт высококачественной испанской руды в прошлом истощил месторождения. и это привело к тому, что черная металлургия начинает испытывать острый дефицит в этом сырье. Страна вынуждена импортировать более 5 млн. т железной руды ежегодно. Общая мощность всех предприятий страны по выплавке стали составила в 1980 г. около 17 млн. т.

Черная металлургия быстро развивалась до 1974 г., но во второй половине 70-х годов подъем в черной металлургии сменился кризисом, основной причиной которого было сокращение спроса на сталь в отраслях, являющихся главными ее потребителями (в судостроении, автостроении, строительстве и др.). В настоящее время структура этой отрасли перестраивается. Главный очаг черной металлургии – Страна Басков с центром в Бильбао. В 1992 году было выплавлено 12,3 млн. т стали, что почти на 400% превысило уровень 1963 года.

Цветная металлургия развита в Испании слабее, чем черная. Заводы по выплавке свинца сосредоточены около источников сырья в городах Сьерра-Мо-рены в провинциях Хаэн, Кордова и в районе Картахены. Цинк выплавляют на заводах, расположенных главным образом на севере страны: в Астурии, Сан-тандере. Гипускоа, а также в Картахене. Медеплавильные заводы размещены в Уэльве, Кордове, Паленсии, Астурии и Бискайе. а выплавка алюминия сосредоточена в городах Вальядолиде, Авилесе, Ла-Корунье, Аликанте и Сабиньяниго (провинция Уэска).

В 1980 г. на предприятиях цветной металлургии было произведено 387 тыс. т алюминия, 152 тыс. т цинка, 144 тыс. т электролитической меди и 90 тыс. т свинца.


География предприятий черной металлургии

Страна Басков - Легаспия, Зуммарага, Базаури, Бильбао, Азпентина, Вергара

Каталония - Риполь, Матаро, Барселона, Виланова, Ла Гельтру

Галисия - Феррон, Вильягарсиа де Ароуса, Вито, Оуренсе

Астурия - Авилес, Хихон, Овьедо

Андалусия - Уэльва, Пеньярройа-Пуэблонуэво, Гранада, Уэркаль-Овера

Аленсия - Сангунто, Эльче

Машиностроение Испании

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность, хотя и занимают в Испании первое место по стоимости промышленной продукции развиты слабо и неравномерно. Для этого сектора характерно сравнительно небольшое число предприятий, сильная зависимость от иностранных фирм и слабая конкурентоспособность.

Наиболее развиты отрасли транспортного машиностроения, а слабее всего - станкостроение. Транспортное машиностроение - важнейший сектор испанской промышленности. Лучше всего развито автомобилестроение и судостроение, слабее - локомотивостроение и авиастроение. . Больших успехов испанцы добились в автомобилестроении. В 1992 было произведено 1,8 млн. легковых, 382 тыс. грузовых автомашин.

Автомобильные заводы, в основном филиалы иностранных фирм (ФИАТ, «Рено», «Фольксваген верк», «Ситроен», «Крайслер» и др.), построены в Мадриде, Барселоне, Вальядолиде, Виго.

По развитию судостроительной промышленности Испания входит в число ведущих стран капиталистического мира, на внешних рынках испанские суда успешно конкурируют с продукцией судостроения экономически развитых капиталистических стран. В 1980 г. Испания занимала третье место в мире (после Японии и ФРГ) по объему заказов на строительство судов. В стране действует более 30 судостроительных компаний, которые располагают почти 40 верфями. Наибольшее число судоверфей расположено в северных портах (Бильбао, Сантандер, Хихон), в Галисии (в Эль-Ферроль, Виго), меньше - на восточном побережье (Барселона, Валенсия, Картахена, Балс-арские острова) и в Андалузии (Уэльва и Кадис). В настоящее время крупнейший центр судостроения - порт Кадис.

География предприятий машиностроения

Каталония - Барселона, Таррагона, Терраса, Гирапольес

Страна Басков - Бильбао

Валенсия - Валенсия, Аликанте

Андалусия - Кордоба, Линарес, Севилья, Кадис, Малага

Галисия - Корунья, Вивейро

Астурия - Ла Фелгера, Мьерес

Регион Наварра - Памплона

Арагон - Уэска, Сарагоса

Крупнейшие машиностроительные предприятия

Город, провинция «Мондрагон Корпорасьон Кооператива» - Мондрагон (Страна Басков)

- «Финанзауто» - Мадрид

- «ГрупоДуроФельгера» - Овьедо (Астурия)

- «Она» - Сан-Себастьян (Страна Басков)

- «Жек Альстом» - Барселона (Каталония)

- «Тальго» - Витория (Страна Басков)

- «КАФ» - Бильбао (Страна Басков)

- «Фибоса» - Жирона (Каталония)

Автопром

- «Рено» - Вальядолид (Кастилия-Леон)

- «Ситроен» - Вито (Галисия)

- «Сеат» - Барселона (Каталония)

- «Форд» - Валенсия (Валенсия)

- «Пежо, Пегас» - Провинция Мадрид

- «Опель» - Сарагоса (Арагон)

Лесопромышленный комплекс Испании

В стране обрабатывается только 40% земель. Леса и редколесье занимают 31% всех площадей (против 25% в 1950-е годы). Поскольку на протяжении столетий во многих местностях страны леса нещадно вырубались, правительство реализовало широкомасштабную программу лесовосстановительных работ. Среди лесных культур очень ценится пробковый дуб; в настоящее время Испания занимает второе место в мире (после Португалии) по производству коры пробкового дерева. Приморская сосна широко используется для получения смолы и скипидара.

В ЕС насчитывается 200 фабрик по производству целлюлозы и свыше 1тыс. предприятий по производству бумаги и картона с возможностью производить до 37 млн.т. целлюлозы и 83 млн.т. бумаги и картона в год. Испания является крупнейшим европейским производителем, на ее территории расположено 15 предприятий по производству целлюлозы и 121 по производству бумаги. В отрасли, в непосредственном производстве, заняты 18 тыс.чел. и в смежных производствах - до 90 тыс. работающих. Производство бумаги и картона достигло в 1999г. 4,62 млн. тонн.


Элек­троэнергетических мощностей страны (в т.ч. 41,8% всех мощностей ТЭС и АЭС и 23,1% мощностей ГЭС), 50,4% выплавки чугуна, 39,1% выплавки стали, 25,6% производства проката, 32,8% произво­димых в Испании нефтепродуктов, 31,3% общеиспанского производства легковых и 27,7% грузовых автомашин и т. д. Суммарные прямые иностранные инвестиции в Испании за 1959-70 оценивались в 750 - 800 млн. долл., ...

И в долине реки Эбро возделываются перец, лук, томаты, баклажаны, бахчевые. Виноградники по размерам площади занимают 2-е место в зарубежной Европе (после Франции); они распространены по всей стране, особенно в Ла-Манче (около 1/3 площади виноградников сконцентрировано в Новой Кастилии), Каталонии, в бассейнах рек Эбро и Дуэро (район Тьерра-дель-Вино – «Земля вина»), в Андалусии и Леванте. ...

Достиг 58 млрд. евро. Отмечается, что Испания имеет самый высокий дефицит торгового баланса среди стран зоны евро - 12,9 млрд. евро. 3.2. Факторы, влияющие на развитие экономики Испании. Факторы, оказывающие влияние на экономику Испании: невысокие темпы роста в странах ЕС, куда идет основная часть испанского экспорта, и экономические трудности, переживаемые Латинской Америкой, рынки...

Когда в ходе реконкисты (обратное отвоевание земель у арабов) произошло объединение двух феодальных королевств – Кастилии и Арагона. Арабская эпоха благоприятно сказалась на развитии сельского хозяйства: были введены культуры риса, винограда, сахарного тростника.(8,106)2. В 16 в. Испания достигла наивысшего расцвета. Испанцы сыграли исключительную роль в эпоху Великих географических открытий. ...

В этой статье мне бы хотелось дать краткие сведения о промышленности Испании, уровне ее экономического развития, а также описать некоторые наиболее развитые отрасли промышленности в цифрах. Данные взяты из официальных источников, и, в свое время, были саккумулированы мной в маркетинговом отчете о рынке Испании.

В настоящее время экономика Испании находится в стадии рецессии, начиная с 2008 года, последствия кризиса – высокий уровень безработицы, около 20% населения, стагнация производства и дефицит госбюджета. ВВП Испании (Валовый внутренний продукт) в 2012 году (прогноз) составит 1058 млрд. евро. Численность населения Испании по итогам 2011 года составила 46,125 млн. человек. Трудовая занятость населения Испании составила 18,105 млн. человек. Если рассмотреть структуру ВВП Испании, то можно выделить основную долю, около 65% на сектор услуг, при этом доля промышленности составляет 32%, а сельское хозяйство-всего 3%.

Основными торговыми партнерами Испании являются Франция и Германия, за которыми следуют страны Латинской и Северной Америки. На мировом рынке Испания занимает 16 место по экспорту продукции и 13 место по импорту.

Текущее состояние торгово-экономических отношений между Россией и Испанией

Торгово-экономические отношения между Россией и Испанией с каждым годом становятся все лучше и лучше, двусторонний товарооборот имеет положительную тенденцию.

Около 80 % всего экспорта России в Испанию приходится на топливно-энергетические товары, экспорт черных металлов более 10%, экспорт машин и оборудования, в т.ч. аппаратура различного назначения и транспортные средства- менее 1%.

Среди товаров, ввозимых на территорию РФ из Испании, преобладают транспортные средства - более 25 %, продовольственные товары около 17%, машины и оборудование более 11%, котлы и котельное оборудование около 11%, изделия из пластмассы – 3,5 %, керамические изделия – 2,7 %, мебель – 1,2 %.

Испания – 19-й по объему товарооборота торговый партнер России (по данным за 2012 год). Среди российского экспорта преобладают сырьевые товары (топливо минеральное, нефть и нефтепродукты). Среди импортных товаров преобладают транспортные средства, продовольственные товары, машины и оборудование, котлы и котельное оборудование.

Автомобильная промышленность Испании

Годовой объем производства автомобильной отрасли превышает 39,8 млрд. евро, что составляет 5,7 % от ВВП страны. В среднем, производство автотранспорта в Испании в месяц составляет:

190 тыс. легковых автомобилей,

3 тыс внедорожников,

30тыс. легковых авто для грузоперевозок,

10 тыс. автофургонов,

около 1 тысячи тяжелых грузовиков,

4 тыс. легких грузовиков и машин промышленного назначения,

500 колесных тягачей и тракторов,

около 100 автобусов.

По объему выпуска автомобилей в мире Испания занимает 8 место, 3 место в Европе, по объему выпуска коммерческого автотранспорта 1 место в Европе.

Также в Испании функционируют автомобильные полигоны и лаборатории, дизайн-центры и специализированные институты. В можно посетить международный автосалон, который проводится 1 раз в 2 года.

Станкостроение Испании

По производству станков Испания занимает третье место в Евросоюзе, и девятое место в мире, она является одним из крупнейших мировых экспортеров в отрасли станкостроения. Испания поставляет станки более, чем в 120 стран мира, основные потребители-Германия, Мексика, Франция, Китай и Италия.

Большинство предприятий отрасли станкостроения Испании расположены в , там расположено около 60% компаний, на которые приходится более 80% экспорта и 75% общего объема производства станков. На втором месте по производству станков-Каталония, в которой находится около 20% предприятий.

Черная и цветная металлургия

Отрасль черной металлургии стала развиваться в Испании в конце 19 века. Почти все металлургические заводы размещены в северной части страны, где удачно сочетаются месторождения угля и железной руды, а также имеется удобное сообщение по морю.

Центр цветной металлургии расположен в Северной промышенной зоне-Авилес, развившийся на базе свинцо­вых и цинковых руд Кантабрии. Наличие удобного порта и обеспеченность электроэнергией дало толчок развитию алюминиевой промышленности.

Горнодобывающая и угольная промышленность

Испания занимает второе место в мире после Японии по добыче пиритов, которые добываются в основном в провинциях Уэльва и Севилья, а также первое место по добыче ртути, около 1/3 мировой добычи.

Испания также имеет богатые месторождения меди, железной руды, олова и пирита с высоким содержанием меди, свинца и цинка и является одной из основных производителей свинца и меди в Евросоюзе.

Нациальная энергетика Испании и черная металлургия в свое время была сформирована угольной промышленностью. Рядом с угольными шахтами в Астурии были построены крупные ТЭС и ТЭЦ. На базе местных каменных углей и привозной руды из провин­ций Бискайа, Леон, Луго была создана Астурийская черная металлур­гия.

Энергетика

Отрасль энергетики весьма зависима от импорта. Собственная обеспеченность Испании нефтью составляет всего 5-7%.

Структура ТЭК:

65% — нефть и газ

35% — ГЭС, альтернативные виды, АЭС.

Самым популярным и быстроразвивающимся направлением возобновляемой энергетики в мире стала ветроэнергетика . Темпы роста рынка ветрогенераторов в мире за последние несколько лет составляют 25-30%. Доля ветряной электроэнергии в Испании составляет 9%. Согласно прогнозу EER (Emerging Energy Research), Испания останется наиболее быстро растущим рынком до 2015 г. В среднем в Испании будет ежегодно строиться 2200 МВт новых ветряных электростанций.

Другие отрасли Испании

Испания занимает первое место в Европе по выпуску цемента .

Строительная отрасль Испании в последние годы динамично развивалась: в ВВП страны доля строительства достигла почти 11 % (10,9 % в 2006 г.), а темпы роста объемов строительных работ являлись максимальными среди других отраслей экономики.