Дачный особняк гаусвальд. Что происходит с историческими дачами на каменном острове. От ст. метро "Петроградская"

На Каменном острове Петербурга много необычных особняков. В конце 19 века это место стало популярным дачным районом. Прогуливаясь по тихому Каменному острову создается впечатление, что вы оказались в эпохе модерн на рубеже веков. По подсказке френдов goldfond и vince_spb я нашла интересные домики. Буду постепенно рассказывать о них.


Дача Гаусвальд Я решила тоже подписывать свои фото, дело муторное и от сетьевого воровства не спасает, но придает солидности

Дача Гаусвальд создает впечатление типичного английского дома с привидениями. Здесь снимался особняк Ирен Адлер в фильме "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".

Дача была построена в 1898 году для жены булочника Евгении Гаусвальд. Архитекторы - Чагин В.И. и Шене В.И. После революции в доме была детская колония. После 1923 года в доме расположился санаторий для партийных лиц.

Сейчас здание выкупили частные предприниматели, но обещанная реставрация так и не сделана. В 2008 году предпринимались попытки вообще снести дачу, но активисты города не позволили такому вандализму свершиться. Трудности реставрации вызывают деревянные детали здания, которые поражены грибком и могут рассыпаться при работах.

Наверняка, в таком здании появляется призрак хозяйки, которая печально обходит свои владения, позвякивая ключами. Возможно, благодаря ее стараниям, дача до сих пор не разрушена. Это доброе привидение, которое снисходительно относится к непрошеным гостям, если они не намерены вредить ее имуществу.


Дача в конце 19 века


Кадры из фильма "Шерлок Холмс", особняк Ирен Адлер


Для любителей архитектурных деталей - план дома

Продолжение о домиках Каменного острова следует

Обновления блога в моем

Адрес: Большая аллея, 14, о. Каменный, Санкт-Петербург, Россия, 197376

Координаты: 59.977794, 30.283589

Как добраться

От ст. метро "Петроградская"

Автобусы: 1, 46. Троллейбус 34. Маршрутные такси: 76, 127, 252, 298, 346. До остановки "Каменный остров".

От ст. метро "Черная речка"

При выходе из метро двигайтесь пешком направо в сторону набережной. Далее через мост на Каменный остров. И направо по наб. Большой Невки до Большой алл. Затем налево к дому №14. Пешком примерно 17 мин.

Описание

Дача Гаусвальд - памятник деревянного зодчества в стиле модерн конца XIX в. Находится в Санкт-Петербурге на Каменном острове.

Здание построено в 1898 г. по проекту архитекторов: Владимира Ивановича Чагина, Василия Ивановича Шене. Для супруги владельца булочного производства Евгении Карловны Гаусвальд.

Считается, что этот дом был первым в Санкт-Петербурге представителем модерна (среди деревянных строений), что делает его в своем роде уникальным. В плане это двухэтажный дом, с верандой, террасой и круглой башней, которая является особой его отличительной чертой.

После революции 1917 г. здесь сначала размещалась колония для несовершеннолетних, позже - санаторий.

Из-за своей оригинальной архитектурной формы, дом часто становился местом съемок фильмов. В частности именно здесь снимали эпизоды картин: "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры" реж. Игоря Масленникова (дом Ирэн Адлер), "Летучая мышь" реж. Яна Фрида, "Дон Сезар де Базан" реж. Яна Фрида.

В настоящее время дом находится в аварийном состоянии. Охраняется государством.

Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами Чагиным и Шёне. Владимир Иванович Чагин получил образование в Академии художеств и к моменту начала работы над дачей Гаусвальд уже участвовал в нескольких крупных проектах, а после Октябрьской революции занимался реконструкцией и восстановлением многих памятников архитектуры. Именно он одним из первых стал строить в Петербурге здания в стиле модерн, большинство из которых создавал совместно с Василием Ивановичем Шёне.

Каменный остров уже в те годы был привилегированным районом Санкт-Петербурга, где жили многие известные и состоятельные люди: купец Елисеев, крупный промышленник Путилов, выдающиеся учёные.

Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. Центральная двухэтажная часть постройки деревянная, к ней прилегает одноэтажное строение, имеющее полукруглый портал. Цокольная часть облицована бутовой плитой, использовавшейся при строительстве большинства коттеджей на Каменном острове. На первом этаже были расположены жилые хозяйские комнаты, а на втором - кабинет и апартаменты для гостей. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что очень многое при создании дачи Гаусвальд было взято из классической английской коттеджной архитектуры, а другие утверждают, что в чертах здания прослеживается «баварский» стиль.

В первые годы после Октябрьской революции Каменный остров, к тому моменту переименованный в остров Трудящихся, стал пустовать, и в его элитных домах поселились беспризорники, которых со временем становилось всё больше. Тогда по решению властей в даче Гаусвальд разместилась детская колония. Беспризорные дети проживали здесь до 1923 года и растаскивали всё, до чего могли добраться: цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек и прочие надобности.

В середине 1920-х годов в даче Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров Трудящихся стал местом сосредоточения дач крупных чиновников. На протяжении советской эпохи внешний вид дачи Гаусвальд привлекал внимание создателей многих известных кинофильмов. В этом доме Ян Фрид снимал свои «Дон Сезар де Базан» и «Летучую мышь», а в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова дача Гаусвальд превратилась в особняк Ирэн Адлер.

После распада Советского Союза для дачи наступили тяжёлые дни. Это здание было приобретено частной фирмой, которая на протяжении двадцати лет никак его не использовала, и дом пришёл в полное запустение. После проведения исследования выяснилось, что более 80% деревянных построек практически разрушено плесенью. Ознакомившись с заключением специалистов, власти решили снести все пострадавшие деревянные конструкции. Впрочем, этого так и не произошло. Ещё через несколько лет была новая проверка аварийности, в результате которой окончательно было принято решение разобрать все деревянные части, а впоследствии на их месте установить постройку, созданную по проекту архитектора Рафаэля Даянова.

Сейчас идёт реставрация, зданию обещают вернуть исторический облик к концу 2019 года.

Хлебных дел мастер Гаусвальд решил порадовать свою жену и подарить ей дачу, но как настоящий булочник решил дачу не просто построить, а "испечь"! Место было выбрано тоже удачно, сверхэлитный дачный поселок на Каменном острове в котором только начали раздавать земли с барской руки императорского двора Николая II. Здесь вовремя подсуетились и уже успели отстроиться купцы Елисеевы, профессор Бехтерев, промышленник Путилов и даже основатель китайского города Харбина господин Свирягин.

Чтобы дача выглядела как праздничный торт на юбилее заморского князя, как пряничный домик в императорском саду или как предмет чаепития из сказки Кэрролла, Гаусвальд позвал молодых архитекторов, которые смогли воплотить самые смелые кулинарные решения в архитектуре этого особняка. Не удивлюсь, если в кладке стен и правда использовался настоящий бисквит.

С задачей Чагин и Шёне, а именно они и были архитекторами, блестяще справились. Я даже уверен, что новый дом как свежеиспеченный торт хотелось откусить, при этом обязательно запачкав нос в воздушном креме. Кстати, в азбуке Александра Бенуа есть картинка про заколдованный дом сморщенной старушки-сказочницы, сложенный из пастилы и шоколада, может именно им восхищался Гаусвальд и архитекторы?

3.

фото из гугл документов

Остров трудящихся

Спустя 15 лет дорвавшаяся до руля новая социалистическая власть не очень жаловала "элитные" слои населения, в которые входили и обитатели местных дач. Чтобы не гневить это правительство, те спешно испарились из страны и материализовались в Европейских поселениях, оставив все свое добро на благо трудящихся. Правда в первые годы революции эти дома никому не были нужны, только их внутренности. В стране же решались другие вопросы, остров опустел, чем и воспользовались беспризорники, обосновавшись на дачах по всему острову.

4.

Новая власть быстро опомнилась и решила разом национализировать все особняки, передав их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Легким движением руки дача Гаусвальд стала домом для третьей детской колонии имени Луначарского. В таких условиях особняку приходилось особенно тяжело, если даже цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек.

5.

Остров острых заборов

Продлилась эта радость от пятизвездочного размещения для беспризорников недолго, выгодное стратегическое расположение острова и дач оценили и новые рулевые страны. Какие беспризорники? Тут наша "элита" жить будет, зря чтоли за равноправие воевали? Ну и превратили по сути весь комплекс на Каменном острове в список номенклатурных дач, за что тот получил в народе звание "Остров острых заборов". В особняке Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров стал довольно далек не только от социальных потрясений, но и от нужд трудящихся. С чем боролись, на то и напоролись.

6.

Дом Ирэн Адлер

С развитием советского кино особняк благодаря своим прекрасным формам и природной красоте превратился в знаменитость. Дача Гаусвальд начала принимать активное участие в съемках и была готовой декорацией для многих фильмов. Главной лентой принесшей ей известность стала картина "Шерлок Холмс: Сокровище Агры", где она сыграла роль дома Ирэн Адлер.

Пускай в стенах этого дома играли такие актеры как Ливанов, Соломины, Караченцов, Боярский, Самохина, Дмитриев, Богатырев, Удовиченко и многие другие, но именно эта роль настолько запала людям в душу, что с тех пор все забыли про булочника, а здание теперь называют исключительно домом Ирэн Адлер.

7.

Белый гриб

Самым сложным и губительным периодом дачи стало время "перестройки". В начале 90-х с молотка одного аукциона карамельный домик отправили в руки частных владельцев. То ли хозяин погиб в бандитской разборке, то ли бежал за границу, то ли отправился в места не столь отдаленные, но известно точно одно, про дом он забыл и за ним никто больше не следил.

8.

Вспомнили о бисквитном домике только в 2008 году на заседании совета по сохранению культурного наследия. Именно там был поднят вопрос, который сам по себе и отпал по результатам проведенной экспертизы, 85% деревянных перекрытий уничтожены белым грибком. Каков приговор? Дача должна быть снесена.

9.

Естественно такой расклад жителей не устроил, и нашли новое компромиссное решение. В администрации города сказали, что будут разобраны, а после воссозданы все деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. Как вы видите, особняк по-прежнему в аварийном состоянии, внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно, а реставрационные работы так и не начались. Судя по вяло текущим процессам и сообщениям прессы, в администрации города все же собираются исполнить изначальный приговор.

Оригинальное по решению здание красивого силуэта. К деревянной двухэтажной центральной части здания примыкает одноэтажная часть с поукруглым порталом. Круглая башня с полуциркульными окнами расположена с севера. С южной стороны находятся две таррасы, оформленные 4-мя каменными столбами. Цокольный этаж выполнен из бутовой плиты.

План дома включал выделение функциональных зон - юго-западной - для служебных целей, и северо-восточной - для жизни семьи. Кухня, буфетная и комнаты прислуги имели отдельный вход. Жилые комнаты находились на первом этаже, на втором - кабинет и комнаты для гостей.

На участке размещались многочисленные служебные постройки - одно- и двухэтажные прямоугольные здания.

Дача Е. К. Гаусвальд

Дача г-жи Е. К. Гаусвальд в С.-Петербурге, внутри парка Каменного острова - проектирована и построена архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене. Стиль дачи - новый, с преобладанием мотивов американских деревянных построек. Дача предназначена для малой семьи, причем не требовалось мужского кабинета и зала, но на первом плане должна была быть выдвинута столовая, и в одно с ней - бильярдная. Во втором этаже находятся две комнаты для гостей. Здание покрыто черепицею, а башня и шпиль около входа - шифером. При даче имеются: конюшня на 4 лошади, сарай и служебный флигель, состоящий из прачешной с катком, двух комнат для кучера и конюха и таких же помещений для дворников. В даче проведен водопровод, для чего на чердаке помещен бак на 250 ведер воды.

Вся стоимость дачи составила 44 795 руб. 22 коп., причем по стоимости отдельных работ эти суммы распределены следующим образом: Земляные работы. . . . . . . . . . . . . 275 р. 24 к. Каменные работы. . . . . . . . . . . . . 9383 р. 01 к. Плотничьи и столярные. . . . . . . . . . 15168 р. 36 к. Приборы для окон и дверей. . . . . . . . 537 р. 44 к. Конопатные работы. . . . . . . . . . . . 426 р. 15 к. Кровельные работы (черепицей и шифером) . . 1618 р. 45 к. » » (железом) . . . . . . . 453 р. 50 к. Печные работы. . . . . . . . . . . . . . 1942 р. 90 к. Штукат. работы. . . . . . . . . . . . . . 2987 р. 10 к. Паркетные работы. . . . . . . . . . . . . 357 р. 50 к. Водопроводные работы. . . . . . . . . . 926 р. - Малярные работы (вкючая обои) 2633 р. 37 к. Стекольные работы. . . . . . . . . . . . 1190 р. 31 к. Леса, подмостки и непредвиденные расходы 5% (около) . . . . . . . . . . . . . . . 2024 р. 95 к. Составление чертежей, детальные рисунки, жалование чертежникам и десятнику и разъезды. . . . . . . . . . . . . . . . 20157р. 68 к. Решетка вокруг здания и художественные кузнечные работы. . . . . . . . . . . . . 2467 р. 85 к. Страховка здания во время постройки. . . . 145 р. 21 к. Всего 44795 р. 22 к. Насыпь и садовые работы в эту сумму не входят, равно как линолеум, которым покрыты все полы, за исключением паркетных; на все это израсходовано, сверх приведенной общей суммы, около 4500 руб. Арх. В. Шене.