Тест 21 безработица ее причины и последствия. Тест на тему "безработица". Тест «Безработица, виды и формы безработицы»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: "ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА"

1. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ

1. К особенностям рынка труда не относится

1) продажа на рынке труда рабочей силы

2) постоянное превышение спроса рабочей силы над её предложением

3) регулирование рынка труда

4) изменяемость рынка труда из-за перемен в структуре профессиональной подготовки

2. Предложение труда зависит от

1) доли трудоспособного населения в общей его численности

2) миграционных возможностей населения

3) продолжительности рабочего дня

4) всего перечисленного

3. Наиболее вероятной причиной безработицы является

1) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей появлению новых

2) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий

3) усиление конкурентной борьбы между производителями

4) монополизация отдельных отраслей экономики

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ И ТАБЛИЦ.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: ______________________________

2. Запишите слово, пропущенное в таблице

Виды безработицы

Причины безработицы.

характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

Структурная

невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Фрикционная

невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности

Ответ: _________________ и ___________________________ .

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

Ответ: ___________________________ .

3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ДВУХ МНОЖЕСТВАХ.

1. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения структурной безработицы?

А. Причиной возникновения структурной безработицы является рост спроса на трудовые ресурсы.

Б. Причиной возникновения структурной безработицы является наступление определённого времени года.

2. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке страны.

Б. Безработица обостряет политическую ситуацию в стране.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Установите соответствие между примерами и видами безработицы: к какой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Виды безработицы

А. для определённых профессий существует проблема занятости в определённое время года

1.Временная.

Б.Структурное преобразование отдельных предприятий, сокращение рабочих мест.

2.Сезонная

В.переход от одного места работы на другое или первичный поиск работы.

3.Структурная

Г.Поиск и ожидание выхода на работу

4.Циклическая

Д.Циклическое развитие рынка определяет число рабочих мест

5.Фрикционная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОВ И МНЕНИЙ.

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Безработица относится к макроэкономическим проблемам. (Б) Представляется, что полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. (В) Фрикционная и структурная безработица является, как считают экономисты, совершенно неизбежно. (Г) Уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) отдельные исследователи считают, что ситуация на рынке труда прямо зависит от демографических процессов, происходящих в стране. (Б) За 1993-2000 гг. численность населения России сократилась на 3,5 млн человек. (В) Причём сокращение численности населения сопровождается его старением. (Г) Таким образом, это, видимо, приведёт к увеличению среднего возраста работающих и снижению их трудовой мобильности.

Определите, какие положения текста носят

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу рядом с буквой, обозначающий его характер.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие « трудовой договор». Найдите термин, «выпадающий » из общего ряда, и запишите цифру, под которой он указан.

1) срок 4) административное наказание

2) испытание 5) дисциплина труда

3) время отдыха 6) увольнение

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРЕДЛАГАЕМОМУ КОНТЕКСТУ.

1. В стране Н. о существовании безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников. Какой вид безработицы имеет место в стране Н.?

1) циклическая 3) фрикционная

2) скрытая 4) структурная

2. Ниже приведен ряд характеристик, относящихся к понятию «Рынок труда». Выпишите характеристику, выпадающую из этого ряда.

1)Норма безработицы 3) занятость

2) заработная плата 4) гиперинфляция

5) структурная безработица

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В соответствии с Законом о______________(А) населения в Российской Федерации безработными признаются трудоспособные _____________ (Б), которые не имеют работы и ______________(В), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут _____________(Г) и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты _______________(Д) и сохраняемого среднего заработка гражданам, увольнением в связи с _______________(Е) организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) занятость 5) гражданин

2) выходное пособие 6) ликвидация

3) заработок 7) приватизация

4) работа

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

6. НАХОДИТЬ, ОСОЗНАННО ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮ В ТЕКСТЕ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ.

В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные…

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования… По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности и сопровождавшие её институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти ¼ занятых в частном секторе – лица не наёмного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.

(И. Заславский)

1) Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

2) Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наёмного работника в результате рыночных преобразований.

3) Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве… к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснение этому утверждению.

4) Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.

1. Комментарий : это задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Содержание верного ответа и указания к оцениванию предполагают, что в ответе должны указываться проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества.

2. Комментарий : данное задание направлено на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

3 . Комментарий : это требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

4. Комментарий : задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

7. САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ КЛЮЧЕВЫХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах безработицы, и одно предложение, раскрывающее любую функцию безработицы.

Комментарий . Задание предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Рассмотрим алгоритм выполнения заданий такого типа.
Начиная выполнять задание, необходимо уяснить смысл требований:
при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать; не приводите позиций больше, чем требуется в условии;
необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «безработица»?) предполагает воспроизведение определения понятия «безработицы» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы, второе, раскрывающее любую из функций безработицы (второй и третий элемент ответа). Необходимо подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию, а непросто упоминание этого термина. Главное предложения должны демонстрировать

знание обществоведческого курса.

8. КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИ ИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК, ФОРМИРУЮЩИХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ КУРС.

Приведите два положительных и два отрицательных последствия безработицы, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Отчет по педагогической практике

Выполнила: Байдосова Кристина Александровна

Группа МГМУ-12

Преподаватель: Резер Татьяна Михайловна,

д.п.н., профессор

Екатеринбург 2013


Тема проекта «Безработица»

Педагогическая цель

1)Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;

2) Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;

3) Сформировать отношение к проблемам безработицы;

4) Содействовать развитию познавательной активности, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

Цель для обучающихся развитие экономической культуры

Задачи для педагога

1)Дать определение безработице и проанализировать различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;

2) Дать формулу расчета уровня безработицы;

3) Привести примеры всех видов безработицы;

4) Познакомиться с особенностями безработицы в России

Задачи для обучающихся

Научится рассчитывать уровень безработицы

Уметь анализировать информацию и делать собственные выводы

Оборудование:

Тип урока: комбинированный

Учебник:

Черняк В.З. Экономика. Таблицы и схемы. М., 2009 г.



Определить форму проведения занятия (лекция, семинар, деловая игра, круглый стол и т.д.)

Слова, понятия которых ученики узнают на уроке:

Безработица, виды безработицы: фрикционная, структурная, скрытая, полная занятость, уровень безработицы, экономически активное население, естественный уровень безработицы, экономические и социальные последствия безработицы, безработный, трудоспособные граждане.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости.

Понятие и сущность безработицы.

Работа над формулировкой понятия, запись в тетради: Безработица это такое социально-экономическое состояние, при котором часть экономически активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Причины безработицы.

Работа по тексту пособия, выявление причин безработицы.

· Структурные сдвиги в экономике.

· Экономический спад или депрессия.

· Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда.

· Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

· Изменения в демографической структуре населения.

Беседа по вопросу «Безработица в России, в РФ». Учащиеся работают в группах, формулируя вопросы друг другу.

Выводы беседы: Для России безработица - относительно новый феномен. Средний уровень безработицы в России выходит за рамки порогового значения - 10%, Официальный уровень безработицы в России невелик, но фактические масштабы и уровень значительно выше. На начало 2011 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал более 20%. Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Опережающее задание «Уровень безработицы в Артинском районе».

На 1 октября 2012 года уровень регистрируемой безработицы в Артинском районе составил 0,86 уровень общей безработицы 7,0%. В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в службу занятости населения приходится 3 вакансии, но средняя заработная плата по заявленным вакансиям на 39 % ниже уровня средней заработной по району (10,9 т.р. против 17,9 т.р.) В общем количестве вакансий доля вакансий с оплатой ниже прожиточного минимума составляет 24,7 %. Наиболее востребованы на рынке труда района рабочие строительных профессий, водители, газоэлектросварщики, механизаторы, медицинские работники. Немало важно отметить, что около 10 тыс. человек трудоспособного населения работают за пределами района, в основном в г. Екатеринберге.

Заполнение таблицы «Виды занятости».

Безработица фрикционная - это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения

Безработица структурная - это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости становления новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.

Безработица технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Безработица институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Безработица циклическая - это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных.

Безработица скрытая - характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Безработица добровольная - это безработица, связанная с нежеланием работать в условиях пониженной заработной платы.

Безработица застойная - такой вид безработицы, при котором работники сталкиваются с невозможностью найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом.

Безработица сезонная - возникает регулярно в определенное время года. Особенно она характерна для сельского хозяйства, где после сбора урожая следует перерыв в работе по чисто погодным климатическим условиям.

Задания на закрепление изученного (промежуточный контроль)

Задание для учащихся №1.
Запишите слово, пропущенное в таблице:

Ответ: структурная

Задание для учащихся №2.
Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Выберите из приведенного ниже списка характеристики безработицы в стране И. и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Сезонная 4. Структурная

2. Скрытая 5. Фрикционная

3. Застойная 6. Открытая

Ответ: 3; 4; 6
Подтема: «Измерение уровня безработицы»

Учащиеся слушают объяснение, анализируют график.

Основными показателями, которыми измеряется безработица, являются так называемый уровень безработицы и средняя продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется по формуле:

Таблица: «Рабочая сила:

· Экономически активное население: занятые и безработные

· Экономически неактивное население (добровольно незанятые)

Учащиеся слушают объяснение, делают записи.

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВВП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b% (параметры Оукена, установленные экономическим путем). По расчетам Оукена, в 1960-е гг. в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Закон Оукена гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над её естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %.

Решение задач на закрепление подтемы:

Задание для учащихся №3.
Верны ли следующие суждения об условиях, способных повлиять на снижение уровня безработицы?

А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнеси увеличение пособий по безработице

Б. К условиям, способным повлиять на снижения уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов

1. Верно только Б 3. Верны оба суждения

2. Верно только А 4. Оба суждения неверны

Запись в тетради «Социальные последствие безработицы»:

1) негативные

· Обострение криминогенной ситуации

· Усиление социальной напряженности

· Рост количества физических и душевных заболеваний

· Увеличение социальной дифференциации

· Снижение трудовой активности

2) позитивные

· Повышение социальной ценности рабочего места

· Увеличение личного свободного времени

· Возрастание свободы выбора места работы

· Увеличение социальной значимости и ценности труда

Задание для учащихся №4.

Выделите негативные последствия безработицы. Ответ:

· Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального

· Снижение уровня жизни населения

· Потерявшие работу получают лишь пособия по безработице

· Сокращается потребительский спрос

· Сокращаются доходы работающих по найму

· Потеря профессиональных знаний и навыков

· Психологическая травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности.

Задание для учащихся №5.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: безработные

Задание для учащихся №6.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) 210 мил безработных насчитала в мире Международная организация труда в 2010 году. (Б) Это ни что иное, как проявление экономического кризиса. (В) Число безработных выросло более чем на 30 миллионов. (Г) Многие эксперты считают, что исторический максимум мировой безработицы ещё не пройден.

Задание для учащихся №7

Объясните как вы понимаете эту притчу: «Безработный ангел».

Было два ангела. Один просто сидел без дела, а другой постоянно был в работе - то на Землю спустится, то на Небо поднимется. И вот так в работе постоянно.

Безработный ангел решил спросить другого:

Что же ты постоянно летаешь туда-сюда?

Я ношу Богу послания, которые начинаются со слов «Помоги Господи…», - сказал работающий ангел,- а почему ты ничего не делаешь?

Я должен носить Господу послания, которые начинаются: «Спасибо, Господи…».

III. Итог урока:

Закрепление изученного материала. Вопросы для повторения:
1. Что такое безработица?

2. Каковы основные виды безработицы?

3. Как вы понимаете термин «полная занятость»?

4. Что такое уровень безработицы?

5. Какие экономические и социальные последствия безработицы?

Работа в группах (решение тестов).

1. Верны ли следующие суждения?

А. Безработица ведет к перераспределению доходов.

Б. Если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество трудоспособных имеет работу.

а) верно только А; в) оба суждения верны

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

2 . Верны ли следующие утверждения?

А. Основной причиной фрикционной безработицы выступает несовершенство информации.

Б. Отраслевые сдвиги в экономике могут привести к росту фрикционной безработицы.

а) верно только А; в) оба суждения верны

б) верно только Б; г) оба суждения неверны

3. Под полной занятостью в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица:

а) циклическая; б) фрикционная в) структурная

4. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества:

а) неработающих к числу работающих;

б) неработающих к численности рабочей силы;

в) безработных к численности трудоспособного населения;

г) безработных к численности рабочей силы.

5. Экономически активное население - это:

а) безработные, ищущие работу;

б) пенсионеры;

в) работающие по найму.

6.Фрикционная безработица возникает в случае:

а) низкой мобильности населения ;

б) отсутствия рынка труда;

в) демографического спада;

г) появления одних профессий и исчезновения других.

7. Структурная безработица возникает в случае:

а) экономического спада;

б) диспропорции спроса и предложения на рынке труда;

в) перемены места жительства работников;

8. Циклическая безработица возникает в случае:

а) кризиса на товарных рынках страны;

б) перемены места жительства работников;

в) сезонного характера деятельности;

г) несовершенства трудового законодательства.

Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля учащегося.

Контрольные вопросы

Используемая литература

Дополнительная литература

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Безработица", учебники по курсу:

· Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,

· Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,

· "Российская экономика" , приложение к учебнику "Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,

· Савицкая Е.В. "Уроки экономики в школе" Москва, Вита - Пресс, 2004,

· Ром В.Я., Дронов В.П., География России. Население и хозяйство. 9 класс, Москва, Дрофа, 2008

· Алексеев А.И., Николина В.В., География. Население и хозяйство России. 9 класс, Москва, Просвещение, 200


Заполнить таблицу

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

Показатели Содержание Вид обучения Методы и средства обучения Формы контроля
Тема Безработица Комбинированный урок Беседа, решение проблемных задач групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная. тестирование
Цель педагога Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;
Цель обучающегося
Задачи педагога 1)познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях. 2) Сформировать отношение к проблемам безработицы;
Задачи обучающегося Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;
Форма проекта
Способ реализации
Планируемый результат

Задачи урока:

· Образовательная –

· Развивающая –

· Воспитательная –

· Обучающая: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики - безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.

· Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами.

· Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Цели урока:

Обучающая:

· уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные.

· показать учащимся, что существуют различные формы безработицы;
объяснить, чем они отличаются друг от друга.

· Рассмотреть особенности безработицы в России на современном этапе.

Развивающая:

· Экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и т.д.

· Умение ставить экономические проблемы.

· Способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности.

Воспитывающая:

· Культуру общения, взаимное уважение.

· Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.

· Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.

· Задачи урока:

· 1) Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;

· 2) Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;

· 3) Сформировать отношение к проблемам безработицы;

· 4) Содействовать развитию познавательной активности, формированию информационной и коммуникационной культуры учащихся.

Задачи урока:

· Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.

· Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.

· Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.

· Цели урока:
1) Дать определение безработице и проанализировать различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;

· 2) Дать формулу расчета уровня безработицы;

· 3) Привести примеры всех видов безработицы;

4) Познакомиться с особенностями безработицы в России.

Цель урока: познакомить обучающихся с явлением безработицы.

Форм проведения урока :

· лекция с элементами живого и динамичного диалога с учащимися.

1. Оборудование: схемы, таблицы, диаграммы, пакет документов.

2. Тип урока: комбинированный

3. Учебник: Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М., 2012 г.

4. Черняк В.З. Экономика. Таблицы и схемы. М., 2009 г

План изучения нового материала

I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.

1. План.

1. Понятие безработицы. Признаки безработного.

2. Уровень безработицы, уровень занятости.

3. Причины безработицы.

4. Решение задачи.

5. Виды безработицы:

· Фрикционная безработица.

· Структурная безработица.

· Циклическая безработица.

6. Последствия безработицы.
7. Государственная политика борьбы с безработицей.
8. Выступление поисковых групп.

Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТ-технологий

Методы урока: частично-поисковый, аналитический, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию», тетради, раздаточный материал.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, web-сайты Интернета.

Оборудование: кабинет информатики (ПК по количеству рабочих групп, проектор, экран).

Тест «Безработица, виды и формы безработицы».

1. Безработными считаются:

1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.

3. Потерявшие работу из-за кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.

4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к безработице:

1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.

5. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:

1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.

6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?

1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7. Виды безработицы.

Вид безработицы Причины возникновения

Рабочий лист к уроку

Тест по теме "Безработица"

1 вариант

Задание 1

1. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

  1. работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;
  2. равна сумме занятых и безработных;
  3. равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных;
  4. равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих.

2. Безработные – это:

  1. часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом занятых;
  2. часть экономически активного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;
  3. часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;
  4. трудоспособные физические лица, которые не работают.

3. Какое из приведенных утверждений является правильным?

"Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным". Это утверждение

  1. безусловно, верно;
  2. безусловно, неверно;
  3. верно, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза;
  4. верно, если этот человек активно ищет работу, зарегистрировавшись в районной службе по трудоустройству.

4. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:

  1. фрикционно безработных;
  2. скрыто безработных;
  3. не включается в общую численность рабочей силы;
  4. занятых.

5. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший работу, попадает в категорию:

  1. фрикционно безработных;
  2. скрыто безработных;
  3. структурно безработных;
  4. вне рабочей силы.
  1. Естественной для экономики можно признать безработицу:
  1. Фрикционную
  2. Структурную
  3. Циклическую
  4. Верны А) и В)
  1. При естественной безработице
  1. циклическая безработица равна нулю
  2. реализуется потенциал экономики
  3. достигается полная занятость
  4. все ответы верны
  5. верного ответа нет
  1. Большое пособие по безработице увеличивает
  1. циклическую безработицу
  2. фрикционную безработицу
  3. структурную безработицу
  1. Уровень безработицы измеряется в процентах и определяется как отношение количества безработных к численности
  1. всего населения
  2. рабочей силы
  3. трудоспособного населения
  4. населения пенсионного возраста
  1. Уровень безработицы обычно выше среди
  1. квалифицированной рабочей силы
  2. неквалифицированной рабочей силы
  3. молодежи
  4. верны А) и С)
  5. верны В) и С)

Задание 2

Выполняем задание № 4 Заполни пропуски. Указав направление стрелки о росте или снижении данных процессов .

  1. ….. количество товаров и услуг.
  2. …..налоговые поступления
  3. …..уровень жизни
  4. ….конфликты в семье
  5. ….недовольство правительством
  6. ….рост преступлений

Задание № 3

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица». Составьте два предложения с данным понятием.

Задание № 4

Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 г. составила 73,0 млн.чел., или 49% от общей численности населения страны, а к концу 1996 года – 72,7 млн. чел. (49% от общей численности населения). Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67,0 млн. чел., а на конец 1996 года – 65,9 млн. чел.
А) Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.
В) Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов.

Тест по теме «Безработица»

2 вариант

Задание 1

1. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

А)работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;


Б)равна сумме занятых и безработных;


В)равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных;


Г)равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих

2. Безработные – это:

А)часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом занятых;


Б)часть экономически активного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;


В)часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;


Г)трудоспособные физические лица, которые не работают.

3. "Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным". Это утверждение

А)безусловно, верно;


Б)безусловно, неверно;


В)верно, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза;


Г)верно, если этот человек активно ищет работу, зарегистрировавшись в районной службе по трудоустройству.

4. Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:

А)фрикционно безработных;


Б)скрыто безработных;


В)не включается в общую численность рабочей силы;


Г)занятых.

5. Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший работу, попадает в категорию:


А)фрикционно безработных;


Б)скрыто безработных;


В)структурно безработных;


Г)вне рабочей силы.


6.Естественной для экономики можно признать безработицу:


А)Фрикционную


Б)Структурную


В)Циклическую


Г)Верны А) и Б)

7.При естественной безработице


А)циклическая безработица равна нулю


Б)реализуется потенциал экономики


В)достигается полная занятость


Г)все ответы верны


Д)верного ответа нет


8.Большое пособие по безработице увеличивает


А)циклическую безработицу


Б)фрикционную безработицу


В)структурную безработицу

9.Уровень безработицы измеряется в процентах и определяется как отношение количества безработных к численности


А)всего населения


Б)рабочей силы


В)трудоспособного населения


Г)населения пенсионного возраста


10.Уровень безработицы обычно выше среди


А)квалифицированной рабочей силы


Б)неквалифицированной рабочей силы


В)молодежи


С)верны А) и В)


Д)верны В) и Б)


а) металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать;

б) уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски;

в) текстильщица ивановского комбината, переведенная в режим неполной рабочей недели;

г) программист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не удовлетворяла выплачиваемая там зарплата.

12.Человек, который надеется вскоре вновь получить работу:

а) относится к разряду занятых; в) относится к разряду безработных;

б) не учитывается в составе рабочей силы; г) рассматривается как частично занятый, а частично безработный.

Задание 2

Соотнесите виды и причины безработицы, заполнив таблицу с ответами.

Виды безработицы

Причины безработицы.

1.Временная

А. для определённых профессий существует проблема занятости в определённое время года.

2.Сезонная

Б.Структурное преобразование отдельных предприятий, сокращение рабочих мест.

3.Структурная

В.переход от одного места работы на другое или первичный поиск работы.

4.Циклическая

Г.Поиск и ожидание выхода на работу

5.Фрикционная

Д.Циклическое развитие рынка определяет число рабочих мест

Задание № 3 Ниже приведен ряд характеристик, относящихся к понятию «Рынок труда». Выпишите характеристику, выпадающую из этого ряда.

Норма безработицы, занятость, заработная плата, гиперинфляция, структурная безработица.

Задание № 4 В стране Калифорнии насчитывается 76 млн. чел. в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. чел. не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги). В стране Калифорнии 4 млн. 600 тыс. человек безработных и 1 млн человек – работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день.

Определите уровень безработицы в стране.


Краткое описание

1. Безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг:
а) фрикционная б) добровольная в) скрытая г) циклическая д) вынужденная
2. Безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше:
а) сезонная б) добровольная в) скрытая г) вынужденная д) Структурная

Вложенные файлы: 1 файл

Тест по теме «Безработица»

1. Безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг:

а) фрикционная

б) добровольная

в) скрытая

г) циклическая

д) вынужденная

2. Безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше:

а) сезонная

б) добровольная

в) скрытая

г) вынужденная

д) Структурная

3. Безработица, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости:

а) скрытая

б) зарегистрированная

в) сезонная

г) временная

д) социальная

4. К какой безработице относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними»:

а) косвенная

б) прямая

в) открытая

г) скрытая

д) временная

5. Безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства:

а) фрикционная

б) временная

в) сезонная

г) структурная
д) циклическая

6. Какую проблему представляет собой безработица:

а) макроэкономическую

б) микроэкономическую

в) биологическую
г) обширную

д) косвенную

7. Явление, органически связанное с рынком труда:

а) торговля

б) зависимость

в) незанятость

г) занятость

д) безработица

8. Безработные – это:

а) часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом занятых;

б) трудоспособные физические лица, которые не работают

в) часть экономически активного, но неработающего населения, которая остается за

г) вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;

д) часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;

9. Такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, т.е. наиболее эффективное и рациональное ее использование:

а) косвенный

б) природный
в) натуральный
г) естественный

д) скрытый

10. Психологические и социальные и политические последствия потери работы:

а) макроэкономические последствия безработицы

б) экономические последствия безработицы

в) неэкономические последствия безработицы
г) психологические последствия безработицы

д) нет верного ответа

11. Под уровнем безработицы понимают долю населения страны старше:

12. Следствие недостаточных объемов совокупных расходов населения вызывает:

а) региональную безработицу

б) сезонную безработицу
в) фрикционную безработицу

г) структурную безработицу

д) циклическую безработицу

13. Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%. это закон:

б) Оукена

в) Нобеля

г) Германа

д) Ленина

14. Предложение рабочей силы, как и спрос на труд, зависит от уровня:

а) компаньона

б) сотрудников

в) условий труда

г) заработной платы

д) предприятия

15. Занятость отражает … предложения труда и спроса на рабочую силу:

а) слияние

б) соотношение

в) соответствие
г) ответственность

Тест по теме "Безработица"

ВАРИАНТ 1

1 Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:

1) фрикционных безработных;

2) структурных безработных;

3) циклических безработных;

4) занятых.

2 Работник, потерявший надежду найти работу и прекративший ее поиски:

1) учитывается в величине фрикционной безработицы;

2) учитывается в величине структурной безработицы;

3) учитывается в величине циклической безработицы;

4) более не учитывается в составе рабочей силы;

3 Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший работу, попадает в категорию:

1) фрикционных безработных;

2) структурных безработных;

3) циклических безработных;

4) сезонных безработных.

4 Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию:

1) фрикционных безработных;

2) циклических безработных;

3) структурных безработных;

4) добровольных безработных.

5 Негативный шок предложения приводит к увеличению:

1) фрикционной безработицы;

2) структурной безработицы;

3) добровольной безработицы;

4) циклической безработицы.

6 Фрикционная безработица имеет место во всех перечисленных случаях, за ис­ключением:

1) рабочие ожидают восстановления на работе;

2) рабочие, уволившиеся по собственному желанию;

3) рабочие покидают свои рабочие места, чтобы найти новое место работы;

4) в экономике происходит структурный сдвиг.

7 Фрикционная безработица имеет место в случае, когда:

1) в экономике происходит технологическое изменение;

2) фирмы начинают увольнять рабочих в условиях экономического спада;

3) рабочие покидают свои рабочие места, чтобы найти новое место работы;

4) рабочие покидают свои рабочие места и прекращают поиски работы.

8 Фрикционная безработица включается в:

1) фактический уровень безработицы;

2) естественный уровень безработицы;

3) сезонный уровень безработицы;

4) верны ответы а и б.

9 Какое утверждение неверно:

1) фрикционная безработица имеет менее краткосрочный характер, чем структурная;

2) фрикционная безработица включает временно уволенных, но не в результате тех­нологических сдвигов;

3) фрикционная безработица включает сезонных рабочих;

4) фрикционная безработица не связана с периодическими колебаниями деловой ак­тивности.

10 Какое утверждение неверно - фрикционная безработица:

1) растет при росте размеров пособий по безработице;

2) является желательной для общества;

3) связана с несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест;

4) не включает людей, желающих работать, но прекративших поиск работы;

11 В состав фрикционной безработицы не включается:

1) референт президента, уволившийся по собственному желанию;

2) заболевшая на долгий срок стюардесса;

3) студент, окончивший колледж, но еще не нашедший работу;

4) грузчик, нашедший работу, но еще не приступивший к ней;

Тест по теме "Безработица"

ВАРИАНТ 2

1. Пособия по безработице увеличивают фрикционную безработицу за счет того, что

1) рабочие начинают более интенсивно искать работу;

2) рабочие соглашаются на первое предложение о работе, которое они получают;

3) наниматели начинают неохотно увольнять рабочих;

4) смягчается экономическое бремя безработицы.

2. Отраслевые сдвиги в экономике увеличивают:

1) фрикционную безработицу;

2) структурную безработицу;

3) скрытую безработицу;

4) циклическую безработицу;

3. К структурным безработным относится рабочий, который:

1) более не обладает навыками, требующимися в экономике;

2) находится между работами;

3) не может найти работу из-за рецессии в экономике;

4) решил прекратить поиски работы;

4. Примером структурного безработного является:

1) программист, который увольняется в связи с переездом в другой город;

2) рабочий, теряющий работу из-за рецессии;

3) рабочий автомобильной промышленности, замененный роботом;

4) строитель, всегда являющийся безработным в течение зимних месяцев;

5. В состав структурной безработицы не включается:

1) рабочий автомобильной фирмы, потерявший работу в связи с падением спроса на автомобили;

2) кочегар паровоза, теряющий работу вследствие перевода железнодорожного транспорта на тепловую тягу;

3) медсестра, направленная бюро по трудоустройству на курсы бухгалтеров;

4) сезонный сельскохозяйственный рабочий, потерявший работу в связи с наступле­нием зимы;

6. Безработица, которая считается нормальным явлением для экономики, - это:

1) безработица, обусловленная высокой заработной платой;

2) безработица, обусловленная низкими размерами пособий по безработице;

3) безработица, обусловленная недостаточным совокупным спросом;

4) естественный уровень безработицы.

7. Изменение структуры спроса приводит к увеличению:

1) фрикционной безработицы;

2) структурной безработицы;

3) добровольной безработицы;

4) циклической безработицы.

8. Если экономика находится в состоянии полной занятости, то:

1) уровень безработицы равен нулю;

2) никто не получает государственных пособий по безработице;

3) имеет место фрикционная безработица;

4) государственный бюджет сбалансирован.

9. Человек не считается безработным, если он:

1) ходит в школу;

2) ожидает выхода на новую работу;

3) не работает и ищет работу;

4) временно уволен.

10. При подсчете уровня безработицы к безработным относят:

2) только людей, достигших 18 летнего возраста;

3) домохозяек;

4) людей, получающих пособие по безработице.

11. Если человек болен и временно не может работать, то он относится к категории:

1) занятых;

2) безработных;

3) не включаемых в состав рабочей силы;

4) нетрудоспособных.