Статьей 105.3 настоящего кодекса

Согласно ст. 105.3 НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение налогов налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года,включающего налоговый период по налога, суммы которых подлежат корректировке. В соответствии с разъяснениями к ст.105.3 НК РФ в письме №ЕД-4-13/3833@ от 11.03.2015г. размер налоговой базы дополнительно исчисленной на основании п.6 ст.105.3 НК РФ должен быть указан в приложении №1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, также раздел 3 формы налоговой декларации по НДС должен быть дополнен строками 105-109 в которых отражается корректировка реализации товаров (работ,услуг) по соответствующим ставкам налога, сумма налога рассчитывается путем умножения суммы налоговой базы на 10 или 18%.Если взаимозависимому лицу были проданы услуги ниже рыночной стоимости как корректировку налоговой базы отразить в бухгалтерском учете? Если это сделать через счет 90.01, то у взаимозависимого лица зависнет задолженность, которая никогда не погасится.Нужно ли делать корректировку налоговой базы если по налогу на прибыль получен убыток, а по НДС результат возмещение из бюджета. Просим Вас отразить операцию корректировки налоговой базы и начисления налогов на примере с проводками.

На бухгалтерский учет такие корректировки никак не виляют.

Корректировка показателей баз, а не операций предусмотрена только для целей налогового учета.

Налоговой базой для целей главы 25 Налогового кодекса РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ, подлежащей налогообложению.

Для целей применения главы 21 необходимо применять нормы статьи 153 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в п. 4 ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, в том числе налога на прибыль организаций, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной самостоятельной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

В пункте 6.2 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ сказано, что в Приложении № 1 к листу 02 налоговой декларации по строке 107 указывается сумма, полученная в результате самостоятельной корректировки цены в сделке, а также сумма корректировки прибыли вследствие применения методов, предусмотренных статьями 105.12 и 105.13 Кодекса, осуществленной на основании пункта 6 статьи 105.3 Кодекса.

Сумма выручки корректируется и в декларации по НДС в разделе 3 (Письмо ФНС России от 11.03.2015 № ЕД-4-13/3833@).

В статье 81 Налогового кодекса РФ сказано, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

В письме ФНС России от 21.11.2012 № АС-4-2/19576 «О некоторых вопросах, связанных с учетом уточненных налоговых деклараций при принятии решения по результатам налоговой проверки». сказано, «НК РФ не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом…

предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указываемое в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации, так как налоговые декларации не относятся к документам налогового учета, а представляют собой заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (пункт 1 статьи 80 Кодекса). Следовательно, указанное предложение налогоплательщику не должно формулироваться как предложение представить уточненные налоговые декларации (расчеты).

Вместе с тем, Кодекс не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Данному праву налогоплательщика на предоставление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку. При этом уточненная налоговая декларация может быть представлена после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый (отчетный) период.

Таким образом, даже при наличии возмещения НДС из бюджета и суммы убытка по декларации по налогу на прибыль общество обязано подать уточненные декларации.

На бухгалтерские операции такая корректировка операций (задолженности) влиять не должна.

Обоснование данной позиции приведено ниже в документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip –версия

1. статья 105.3 Налогового кодекса РФ

6. В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов* по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

При этом указанные в настоящем пункте корректировки могут производиться:

организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, - в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;

физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с настоящим пунктом корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

2. Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»

По строке 107 указывается сумма, полученная в результате самостоятельной корректировки цены в сделке, а также сумма корректировки прибыли вследствие применения методов, предусмотренных статьями 105.12 и 105.13 Кодекса, осуществленной на основании пункта 6 статьи 105.3 Кодекса.

1. В случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с настоящим пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса. Положения настоящего абзаца не применяются в случаях, если налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с разделом V.1 настоящего Кодекса.

Для целей настоящего Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

2. Определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее в настоящем разделе - цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

4. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций;

2) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса;

3) налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

5. В случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 настоящей статьи налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз.

6. В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 настоящей статьи, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к указанной в настоящем пункте уточненной налоговой декларации.

При этом указанные в настоящем пункте корректировки могут производиться:

организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, - в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;

физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с настоящим пунктом корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

7. Для целей исчисления налогов (авансовых платежей) по итогам налоговых периодов (отчетных периодов), заканчивающихся в течение календарного года, налогоплательщик вправе использовать цены в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, фактически примененные в таких сделках.

8. В случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.4 настоящего Кодекса для сделок, в которых применяются регулируемые цены.

9. В случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, такая цена признается рыночной для целей налогообложения.

10. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения.

Налоговая служба письмом от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615 направила нижестоящим налоговым органам для сведения и использования в работе письмо Минфина, в котором финансовое ведомство разъяснило порядок применения статьи 105.3 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля, в том числе в ходе камеральных и выездных налоговых проверок.

В каких случаях применяется статья 105.3

Статья 105.3 НК РФ содержит общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом нормы указанной статьи применяются:

1. Для определения в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) по сделкам между взаимозависимыми лицами, которые не получены ими в силу особых коммерческих или финансовых условий сделок.

Как пишет Минфин в своем письме, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться «принципом вытянутой руки». Иными словами, если в указанных сделках установлены цены ниже рыночных, то налогоплательщики при исчислении налоговой базы по отдельным налогам (НДС, налог на прибыль, НДФЛ предпринимателей, НДПИ) должны исходить из рыночных цен. При этом рыночными признаются цены в сделках между лицами, которые не признаются взаимозависимыми.

2. В отдельных случаях, прямо установленных в части 2 НК РФ, налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 105.3 НК РФ, когда применение рыночной цены для целей налогообложения не связано с условиями конкретной сделки. В таблице 1 приведены такие нормы Налогового кодекса.

При этом, как отмечает финансовое ведомство, если главами части 2 НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, установлены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются именно эти правила.

Две группы сделок между взаимозависимыми лицами

В письме Минфина выделены две группы сделок между взаимозависимыми лицами с точки зрения порядка осуществления налогового контроля:

1. Сделки, признаваемые контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 «Контролируемые сделки». Порядок осуществления контроля над такими сделками зависит от исполнения (неисполнения) налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом.

1.1. В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность:

а) по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок (ст. 105.16)

б) представлению соответствующей документации в целях налогового контроля (ст. 105.15).

При этом проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами на основании полученных уведомлений и документов проводится Центральным аппаратомФНС России (далее - ЦА ФНС). Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

1.2. Территориальным налоговым органом в ходе контрольной работы могут быть выявлены следующие факты:

а) совершена сделки, которая по условиям подпадает под контролируемую сделку, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения;

б) по условиям договоров сделка не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемой.

В таких случаях территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ЦА ФНС, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов.

Указанная информация может служить основанием для повторной налоговой выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, которые не подпадают под критерии контролируемых сделок, установленные в ст. 105.14 НК РФ, но в которых исчисление налоговой базы осуществляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (см. таблицу 1).

Контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок . При этом, по мнению Минфина, в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, могут быть применены методы, установленные главой 14.3 НК РФ. К такимметодам относятся:

Метод сопоставимых рыночных цен (ст. 105.9);

Метод цены последующей реализации (ст. 105.10);

Затратный метод (ст. 105.11);

Метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12);

Метод распределения прибыли (ст. 105.13).

Другие виды сделок, подлежащие проверке

1. Сделки, в которых налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой. В этом случае территориальному налоговому органу предписано устанавливать фактическую взаимозависимость лиц в судебном порядке:

а) на основании п. 7 ст. 105.1 НК РФ если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц;

б) на основании п. 10 ст. 105.14 НК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

2. Сделки, заключаемыес целью манипулирования ценами для уклонения от налогообложения. В отношении таких сделок территориальному налоговому органу необходимо в рамках выездных и камеральных проверок доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Справка «НВ»

Принцип (правило) вытянутой руки

Принцип вытянутой руки (arm"s length principle ) сформулирован в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов (Transfer pricing Guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

В английском языке имеется выражение at arm"s length , которое означает - держать на расстоянии, не допускать фамильярности (буквально - не подпускать ближе чем вытянутая рука). Выражение содержится в Американском словаре "American Heritage Dictionary of Idioms" Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992, где указано, что оно применяется в таком виде с 1600-х годов.

"Принцип вытянутой руки" - совокупность правил, применяемых законодательством некоторых стран, а также некоторыми международными договорами к налогообложению связанных между собой компаний. Связанные компании могут устанавливать в коммерческих отношениях между собой контрактные цены или величину иных выплат (например, роялти или проценты) в сумме, отличной от рыночной с целью снижения общей суммы налоговых выплат. Согласно «принципу вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) пересчитывается обратно к рыночным значениям, как если бы компании были независимы (находились "на расстоянии вытянутой руки").

Пример

Себестоимость произведенной продукции составляет 200 руб. за единицу, а ее рыночная стоимость на зарубежных рынках- 400 руб. Прибыль от продажи единицы продукции составляет 200 руб.

Если производитель сначала продаст товар в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 201 руб., и уже та организация продаст его покупателю за 400 руб., то в России налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль, составит 1 рубль. С прибыли подконтрольной компании (199 руб.) будет уплачен минимальный налог в оффшоре.

Во избежание такой манипуляции ценами применяется «правило вытянутой руки» . Если в указанном примере применить принцип вытянутой руки , то в России для налогообложения будет принята цена продажи в 400 руб., несмотря на то, что по договору она составила 201 руб.

ОЭСР

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт (фр. Château de la Muette) в Париже. Организация экономического сотрудничества и развития является авторитетной международной организацией, содействующей обсуждению и поиску эффективных решений проблем социально-экономического развития. На сегодняшний день ОЭСР объединяет 34 страны с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. 70 стран, в том числе Россия, имеют статус партнеров ОЭСР, принимая участие во многих сферах ее деятельности.

Таблица 1

Применение рыночных цен для определения налоговой базы

Норма НК РФ

Содержание

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»

п. 1

ст. 154

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3

п. 2

ст. 154

Налоговая база для целей исчисления НДС определяется в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, в следующих случаях:

При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям;

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

При передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства;

При передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.

п. 3

ст. 154

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

п. 4

ст. 154

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню , утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383, за исключением подакцизных товаров, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

п. 6

ст. 154

При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене); финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

п. 1

ст. 159

При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

п. 4

ст. 161

При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пунктом 4.1 ст. 161 НК РФ), бесхозяйных ценностей , кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству , налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Глава 22 «Акцизы»

ст. 250

При получении налогоплательщиком имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ.

п. 4

ст. 274

Доходы, полученные в натуральной форме, в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные операции), учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ

п. 5

ст. 274

Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

п. 6

ст. 274

Для целей статьи 274 «Налоговая база» рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения в них налога на добавленную стоимость, акциза).

п. 6

ст. 301

При проведении налогоплательщиками - участниками срочных сделок операций в рамках форвардных контрактов, предполагающих поставку базисного актива иностранной организации в таможенном режиме экспорта, налоговая база определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»

п. 2

ст. 340

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (пп.1 п. 1 ст. 340), то:

выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

п. 3

ст. 340

Если налогоплательщик производит оценку стоимости полезных ископаемых

исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации (пп.2 п. 1 ст. 340), то:

оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства – участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Глава 26.1 . "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)"

п. 3

ст. 346.6

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цен договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ.

1. В случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с настоящим пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса. Положения настоящего абзаца не применяются в случаях, если налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с разделом V.1 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных соглашением о ценообразовании для целей налогообложения, заключенным в соответствии с пунктом 2 или абзацем первым пункта 3 статьи 105.20 настоящего Кодекса.

Для целей настоящего Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

2. Определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее в настоящем разделе — цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

4. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций, за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний;

2) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса;

3) налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость);

5) налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

5. В случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 настоящей статьи налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз.

6. В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 настоящей статьи, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к указанной в настоящем пункте уточненной налоговой декларации.

При этом указанные в настоящем пункте корректировки могут производиться:

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

В случае применения налогоплательщиком по договору, указанному в пункте 11 статьи 261 настоящего Кодекса, цен (процентных ставок), не соответствующих рыночным ценам (процентным ставкам), если указанное несоответствие повлекло занижение суммы налога на прибыль организаций или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) по истечении календарного года, в котором доходы по такой сделке признаны в составе доходов в соответствии с абзацами пятым — шестнадцатым пункта 6 статьи 271 настоящего Кодекса.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с настоящим пунктом корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

7. Для целей исчисления налогов (авансовых платежей) по итогам налоговых периодов (отчетных периодов), заканчивающихся в течение календарного года, налогоплательщик вправе использовать цены в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, фактически примененные в таких сделках.

8. В случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.4 настоящего Кодекса для сделок, в которых применяются регулируемые цены.

9. В случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, такая цена признается рыночной для целей налогообложения.

10. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения.

11. В случае, если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 14.6 настоящего Кодекса, указанная цена признается рыночной для целей налогообложения.

11.1. Цена, примененная в сделке по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», признается рыночной для целей налогообложения.

12. В случае, если главами части второй настоящего Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй настоящего Кодекса.

13. Правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 105.3 НК РФ

Исполнение гражданско-правового договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. п. 1, 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства рыночной признается цена, установленная соглашением сторон, по которой оплачивается сделка, совершаемая между этими сторонами.

А в налоговом законодательстве признание цены рыночной зависит от того, будет или нет сделка отнесена к контролируемой. Какие сделки признаются контролируемыми, указано в ст. 105.14 НК РФ. Если сделка совершена между лицами, которые не признаются взаимозависимыми, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3, п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Если совершена контролируемая сделка, то договорная цена признается рыночной (если налоговым органом не доказано иное). Иными словами, п. 3 ст. 105.3 НК РФ устанавливает принцип презумпции рыночной цены, так как цена, примененная сторонами сделки, признается рыночной, пока федеральный орган, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не докажет обратное.

Таким образом, цена по сделкам, которые подпадают под действие ст. 105.3 НК РФ, определяется как цена, предусмотренная сторонами сделки, пока ФНС России не будет доказано обратное или если организация самостоятельно не проведет соответствующую корректировку (абз. 3 п. 1, п. п. 3, 6 ст. 105.3, ст. ст. 105.14, 105.17 НК РФ).

Однако из вышеуказанного правила есть исключение. Так, договорная цена, примененная в сделке, которая была признана контролируемой, по умолчанию будет признана рыночной в случае, если она:

соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом положений, установленных в ст. 105.4 НК РФ);

заключена по результатам биржевых торгов;

соответствует цене, которая определена независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);

установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;

установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов. Так, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со ст. 280 НК РФ (п. 12 ст. 105.3 НК РФ, Письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. N 03-03-06/1/436).

Указанное следует из положений п. п. 8 — 11 ст. 105.3 НК РФ, которыми установлены особые условия для признания цен рыночными в сделках между взаимозависимыми лицами, а именно:

п. 8 ст. 105.3 НК РФ, которым предусмотрено, что в случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.4 НК РФ для сделок, в которых применяются регулируемые цены;

п. 9 ст. 105.3 НК РФ, которым предусмотрено, что в случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, такая цена признается рыночной для целей налогообложения;

п. 10 ст. 105.3 НК РФ, которым предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения;

п. 11 ст. 105.3 НК РФ, которым предусмотрено, что в случае, если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с гл. 14.6 НК РФ, указанная цена признается рыночной для целей налогообложения.

Иных оснований для признания цен рыночными в сделках между взаимозависимыми лицами Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

При этом Минфин России отмечает, что особые условия, установленные ст. 105.3 НК РФ, не распространяются на цены в сделках между взаимозависимыми лицами, установленные по результатам торгов, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Письмо Минфина России от 11 февраля 2013 г. N 03-01-18/3233).

Статьей 105.3 НК РФ установлены общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. Положения данной статьи должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях (товарообменные операции, реализация на безвозмездной основе) налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ. При этом если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй НК РФ.

Минфин России дает следующие разъяснения о порядке применения данной статьи. Согласно им нормы п. 1 ст. 105.3 НК РФ предусматривают применение в сделках между взаимозависимыми лицами общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» при определении цен в сделках для целей налогообложения, а именно: в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

При этом цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными (Письмо ФНС России от 2 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/18615 «О применении отдельных положений статьи 105.3 НК Российской Федерации»).

Таким образом, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться принципом «вытянутой руки» (Письмо Минфина России от 26 октября 2012 г. N 03-01-18/8-149).

Взаимозависимые компании могут применять цены, отличные от рыночных. Они искусственно перераспределяют доходы, манипулируя ценами в контрактах в основном для минимизации налогов. Принцип вытянутой руки означает, что компании устраняют двойное налогообложение и уменьшают налоговую нагрузку таким образом, как если бы компании были независимы — находились на расстоянии «вытянутой руки».

По мнению Минфина России (см. например, Письмо Минфина России от 26 октября 2012 г. N 03-01-18/8-149), исходя из совокупности норм НК РФ сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений ст. 105.14 НК РФ, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.

В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, в целях определения фактической цены сделки со стороны налоговых органов возможно применение методов, установленных гл. 14.3 НК РФ.

Если налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды, со стороны налоговых органов возможно установление фактической взаимозависимости лиц, в том числе в соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ, или признание сделки контролируемой на основании положений п. 10 ст. 105.14 НК РФ, а также доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных гл. 14.3 НК РФ (Письмо Минфина России от 14 ноября 2012 г. N 03-01-18/9-170).

В иных случаях установления налоговым органом фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках возможно доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок.

Пунктом 4 ст. 105.3 НК РФ установлено, что в рамках новых правил о контроле за применением рыночных цен проверяется полнота исчисления и уплаты только четырех налогов:

налога на прибыль;

НДФЛ (по доходам от предпринимательской деятельности);

НДС (по сделкам, где одной из сторон является организация (предприниматель) — неплательщик НДС);

НДПИ (если предметом сделки является добытое полезное ископаемое, облагаемое НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах).

Поэтому если организация применяет любой из спецрежимов, например УСН, ЕНВД, ЕСХН, к ней новые правила не применяются. Но только к той части деятельности, которая переведена на спецрежим.

В ст. 105.3 НК РФ установлен также порядок проведения налогоплательщиком самостоятельной корректировки налоговой базы в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в п. 4 ст. 105.3 НК РФ, а именно:

1) налога на прибыль организаций. ФНС России в Письме от 11 февраля 2013 г. N ЕД-4-3/2113 дала разъяснения о порядке отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль сумм самостоятельно произведенной налогоплательщиком корректировки налоговой базы в связи с применением в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам. Она указала, что до внесения соответствующих дополнений в форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/174@, начиная с составления налоговой декларации за налоговый период 2012 г. необходимо учитывать следующее.

Сумма корректировки налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (включая корректировку при применении методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, предусмотренных ст. ст. 105.12 и 105.13 НК РФ) указывается по строке 107 Приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации.

Одновременно с представлением налоговой декларации налогоплательщикам рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку. В пояснительной записке целесообразно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя), и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.

2) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в . Подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Вместе с тем в соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Соответственно, лицами, указанными в ст. 227 НК РФ, налоговая декларация согласно п. 1 ст. 229 НК РФ представляется один раз в год не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Что касается авансовых платежей, то их исчисление производится налоговым органом, а не налогоплательщиком. При этом расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом не на основании сведений, относящихся к деятельности налогоплательщика в текущем налоговом периоде, а на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации (если налогоплательщик вновь начинает деятельность), или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период.

Уплата авансовых платежей производится налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговым органом.

Таким образом, в настоящее время в течение налогового периода у налогоплательщика — физического лица обязанностей по определению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не имеется. Соответственно, отсутствует объект корректировки, предусмотренной п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

С учетом вышеизложенного у налогоплательщика в течение календарного года (до окончания налогового периода) не может возникать недоимки по налогу на доходы физических лиц, связанной с корректировкой налоговой базы в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ.

Рыночные цены, определяемые в соответствии с гл. 14.2 НК РФ при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, учитываются физическими лицами, перечисленными в ст. 227 НК РФ, при указании ими сумм доходов в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц при ее представлении по истечении календарного года (налогового периода по налогу на доходы физических лиц) в налоговый орган (Письмо Минфина России от 21 января 2013 г. N 03-04-07/4-8).

При этом соответствующие скорректированные суммы ФНС России до разработки новой формы налоговой декларации по НДФЛ и Порядка ее заполнения, учитывающих указанные положения НК РФ, рекомендовал отражать по строкам листа В налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ), утвержденной в настоящее время Приказом ФНС России от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/760@.

Кроме того, одновременно с представлением декларации она рекомендовала направлять в налоговый орган пояснительную записку с указанием в ней сведений о контролируемых сделках, по которым суммы доходов и расходов для целей налогообложения исчислены налогоплательщиком с применением положений п. 6 ст. 105.3 НК РФ (номер и дату договора, цену сделки, указанную в договоре, цену сделки для целей налогообложения, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя) и иной значимой, по мнению налогоплательщика, информации.

Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и ее территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиком и налоговым органом (Письмо ФНС России от 15 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/6824@);

3) налога на добычу полезных ископаемых (в случае если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах). Как указала ФНС России в Письме от 14 марта 2013 г. N ЕД-4-3/4303, до внесения (принятия законопроекта, стимулирующего разработку трудноизвлекаемых запасов нефти, законопроекта о разработке морского шельфа и т.п.) соответствующих дополнений в форму налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом ФНС России от 16 декабря 2011 г. N ММВ-7-3/928@, начиная с составления налоговой декларации за налоговые периоды 2012 г. необходимо учитывать следующее.

Сумма корректировки налоговой базы по НДПИ и соответствующей ей суммы налога отражается по строкам 040, 070 — 080, 090 разд. 2 и всем строкам разд. 3 налоговой декларации.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщикам рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку. В пояснительной записке целесообразно указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы НДПИ (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации и индивидуального предпринимателя), и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.

Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами;

4) налога на добавленную стоимость (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость). Корректировки по налогу на добавленную стоимость отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

Указанные корректировки отражаются налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в уточненных налоговых декларациях по НДС, представляемых за каждый истекший налоговый период, начиная с I квартала 2012 г., в котором произошло отклонение цен, повлекших занижение сумм НДС, одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

Сумма недоимки по НДС, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, на основании п. 6 ст. 105.3 НК РФ должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

В этой связи до внесения соответствующих дополнений в форму налоговой декларации по НДС и Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, необходимо учитывать следующее.

Сумма корректировки налоговой базы по НДС и соответствующей ей суммы налога по контролируемым сделкам, осуществляемой в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ, отражается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость по строкам 010 — 040 разд. 3 уточненной налоговой декларации по НДС, представляемой за истекшие налоговые периоды, начиная с налогового периода за I квартал 2012 г. При этом запись в дополнительном листе книги продаж за соответствующий налоговый период производится на основании документа (например, бухгалтерской справки-расчета), свидетельствующего о сумме корректировки налоговой базы по НДС и соответствующей сумме исчисленного налога в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), отгруженных (переданных) в соответствующем налоговом периоде.

Одновременно с представлением уточненной налоговой декларации по НДС налогоплательщику рекомендуется направлять в налоговый орган пояснительную записку. В пояснительной записке целесообразно сообщить информацию о том, что представление уточненной налоговой декларации по НДС связано с осуществлением корректировки в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ, а также указать сведения о контролируемых сделках, в отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы НДС (в частности, номер и дату договора, стоимость предмета сделки, указанную в договоре, сумму произведенной корректировки, сведения об участниках сделки, а именно: ИНН, наименование организации или индивидуального предпринимателя, не являющихся налогоплательщиками НДС или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика этого налога), и иную значимую, по мнению налогоплательщика, информацию.

Информация, отражаемая в пояснительной записке, необходима для разграничения предмета контроля между ФНС России и территориальными налоговыми органами, а также позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами. Это следует из Письма ФНС России от 3 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/5938@.

В вышеуказанных случаях налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

При этом указанные корректировки могут производиться:

организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, — в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;

физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 105.3 НК РФ

Статья 105.3 НК РФ. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами (действующая редакция)

1. В случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с настоящим разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с настоящим пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса. Положения настоящего абзаца не применяются в случаях, если налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с настоящим разделом, в случаях, предусмотренных соглашением о ценообразовании для целей налогообложения, заключенным в соответствии с пунктом 2 или абзацем первым пункта 3 статьи 105.20 настоящего Кодекса, или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Для целей настоящего Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

2. Определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения (далее в настоящем разделе - цена, примененная в сделке), указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене.

4. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций, за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний;

2) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса;

3) налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость);

5) налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

5. В случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 настоящей статьи налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз.

6. В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в пункте 4 настоящей статьи, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к указанной в настоящем пункте уточненной налоговой декларации.

При этом указанные в настоящем пункте корректировки могут производиться:

организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, - в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;

физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).

В случае применения налогоплательщиком по договору, указанному в пункте 11 статьи 261 настоящего Кодекса, цен (процентных ставок), не соответствующих рыночным ценам (процентным ставкам), если указанное несоответствие повлекло занижение суммы налога на прибыль организаций или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) по истечении календарного года, в котором доходы по такой сделке признаны в составе доходов в соответствии с абзацами пятым - шестнадцатым пункта 6 статьи 271 настоящего Кодекса.

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с настоящим пунктом корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

7. Для целей исчисления налогов (авансовых платежей) по итогам налоговых периодов (отчетных периодов), заканчивающихся в течение календарного года, налогоплательщик вправе использовать цены в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, фактически примененные в таких сделках.

8. В случае, если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, эти цены для целей налогообложения признаются рыночными ценами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.4 настоящего Кодекса для сделок, в которых применяются регулируемые цены.

9. В случае, если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, такая цена признается рыночной для целей налогообложения.

10. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения.

11. В случае, если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным в соответствии с главой 14.6 настоящего Кодекса, указанная цена признается рыночной для целей налогообложения.

11.1. Цена, примененная в сделке по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признается рыночной для целей налогообложения.

12. В случае, если главами части второй настоящего Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй настоящего Кодекса.

13. Правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 105.3 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает порядок и условия налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами. Условием ее применения является такая правовая ситуация, при которой в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с комментируемым разделом сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В этом случае любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения этого лица. Для целей налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными. При этом учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку).

Положения комментируемой статьи должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях (товарообменные операции, реализация на безвозмездной основе) налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному в ней. При этом если частью второй комментируемого Кодекса в отношении исчисления и уплаты отдельных налогов определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй в качестве специальных норм.

Целью включения в законодательство о налогах и сборах норм, закрепленных в комментируемой главе, является недопущение злоупотребления со стороны налогоплательщиков схемами минимизации налогового бремени, прежде всего связанными с варьированием договорной цены по отношению к ее рыночным значениям в сделках между взаимозависимыми лицами, например перераспределение финансовых ресурсов в рамках интегрированных бизнес-структур (холдингов, финансово-промышленных групп и т.п.) в соответствии с их потребностями в целом, когда одна из организаций, входящих в состав такой структуры, пользуется налоговыми преференциями (налоговыми льготами, специальными налоговыми режимами и т.п.) и общее налоговое бремя на интегрированную бизнес-структуру в целом снижается. В этом случае осуществляется перевод налоговой базы на лицо, находящееся в более благоприятных условиях налогообложения. Широко распространено использование в таких "бизнес-схемах" офшорных компаний, зарегистрированных в так называемых налоговых оазисах, либо организаций, образованных на территории российских особых экономических зон. Кроме того, могут использоваться организации, которым предоставлены "налоговые каникулы", к которым применимы льготные налоговые ставки и специальные налоговые режимы, либо пользующиеся иными налоговыми преференциями. В сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в аналогичных сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Тогда любые доходы, которые одно из этих лиц могло бы получить, но не получило из-за указанного отличия, учитываются в составе его доходов для целей налогообложения. В международной налоговой практике этот принцип обозначен как "правило вытянутой руки", согласно которому налоговая база может быть пересчитана к уровню, который имел бы место, если бы эта компания была независима от своей группы. Таким образом, избегая необоснованной налоговой выгоды, взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой для целей налогообложения, должны руководствоваться указанным принципом.

Положения комментируемой статьи стали предметом многочисленных разъяснений со стороны Минфина России, о чем свидетельствуют его письма от 19 сентября 2012 года N 03-01-18/7-130, 4 октября 2012 года N 03-07-11/402, 26 октября 2012 года N 03-01-18/8-149, 2 ноября 2012 года N 03-01-18/8-159, 8 ноября 2012 года N 03-01-18/8-162, 14 ноября 2012 года N 03-01-18/9-170, 15 января 2013 года N 03-04-06/4-10 и др. Резюмируя их содержание, следует указать на следующие обстоятельства.

Как отмечалось выше, для целей налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными. При этом в рамках налоговых проверок установления правильности ценообразования в качестве рыночных признаются цены, рекомендованные предписаниями антимонопольного органа. Доначисления налогов в этом случае не производятся. Такой подход к ценообразованию для целей налогообложения требует обеспечения согласованности позиций в этой сфере между налоговыми и антимонопольными органами, для чего в соответствии с совместным Приказом ФНС России и ФАС России от 27 июня 2012 года N ММВ-7-13/424@/428 образована межведомственная рабочая группа.

При совершении между взаимозависимыми лицами неконтролируемых сделок, в которых исчисление налоговой базы осуществляется исходя из цен, определяемых в соответствии с комментируемой статьей, в целях определения фактической цены сделки со стороны налоговых органов возможно применение методов, установленных гл. 14.3 НК РФ.

Судебная практика по статье 105.3 НК РФ:

  • По смыслу пункта 3 статьи 105.3 НК РФ при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если не доказано обратное...

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ15-1383, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (статьи 105"-10525). Исходя из положений статей 1053 , 10517 Налогового кодекса Российской Федерации проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения...

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС16-17994, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Управление Росимущества как организатор торгов исполнило обязанность по удержанию НДС из продажной цены реализуемого имущества. Окружной суд, посчитав, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а именно статьи 105.3 , 146, 161, 164, 168 НК РФ и разъяснения...

+Еще...