Спецстрой структура. Спецстрой россии. Флаг и эмблема агентства

Федеральное агентство специального строительства является организацией военно-строительного комплекса России. Принимает активное участие в реализации выполнения президентских, правительственных и региональных программ, направленных на развитие экономики государства. Кроме прочего, решает задачи по возведению, эксплуатации и развитию объектов космической и сотовой связи, возводит федеральные автомобильные дороги и прокладывает магистральные газопроводы.

Разветвленная структура Спецстроя России включает в себя 19 управлений, 8 из которых находятся на территории Москвы и области, а остальные 11 расположены в различных регионах страны (от Новороссийска до Хабаровска).

2016

Упразднение Федерального агентства специального строительства

В конце 20156 года Президент России Владимир Путин распорядился об упразднении Федерального агентства специального строительства и передаче его функций Министерству обороны, сообщается на сайте Кремля.

В тексте постановления отмечается, что данное решение было принято с целью совершенствования функционирования системы государственного управления. В указе также оговаривается, что организационно-штатные мероприятия, связанные с реализацией данного решения, должны быть окончены к 1 июля 2017 года.

Причины упразднения

Федеральное агентство специального строительства ликвидируют из-за коррупции, говорят в декабре 2016 года собеседники РБК . Источник в Министерстве обороны утверждает, что всех сотрудников Спецстроя трудоустроят Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой), о ликвидации которого заявил в четверг, 22 декабря, министр обороны Сергей Шойгу , оказалось замешано в ряде коррупционных скандалов, что и привело к упразднению организации, считают опрошенные РБК эксперты. Сказалось и стремление оптимизировать работу агентства .

Вместо Спецстроя будет создано восемь ФГУПов, которые войдут в состав вооруженных сил и будут заниматься строительством военных объектов. Агентство выполняло весь спектр строительных работ в интересах Министерства обороны и органов исполнительной власти, касающихся обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, Спецстрой занимался жилищным и инфраструктурным строительством для вооруженных сил.

Спецстрой сопровождала череда коррупционных скандалов, в том числе связанных со строительством космодрома Восточный . Так, в марте 2016 года стало известно, что Газпромбанк и «Роскосмос » пытались взыскать 5,1 млрд руб. с «Дальспецстроя», ко​торый входит в структуру федерального агентства. Тогда же Басманный суд арестовал учредителей компании «РусАльянс Строй», выступавшей субподрядчиком при строительстве военных объектов на мысе Шмидта в Заполярье. В том же месяце по подозрению в получении взятки в Петербурге были задержаны трое сотрудников Главного управления специального строительства (ГУССТ) №3 при Спецстрое России. Вместе с ними был задержан и один бывший сотрудник этого предприятия. В конце апреля стало известно об аресте экс-начальника ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое Владимира Шамаилова и предпринимателя Рената Сямиуллина. Обоих заподозрили в коммерческом подкупе. По данным следствия, Сямиуллин выступал посредником в коммерческом подкупе и получил с субподрядчика ЗАО «ТМК» для Шамаилова несколько миллионов рублей. Подрядчик по договору должен был строить для космодрома Восточный жилье, коммуникации, социальные объекты и заниматься благоустройством.

Замминистра обороны Тимур Иванов назвал основные причины упразднения Спецстроя России. Одна из главных - в излишнем количестве посредников, работающих на стройках агентства. Военное ведомство захотело взаимодействовать с конечными исполнителями напрямую.

В Минобороны выступили с инициативой ликвидировать Спецстрой России из-за большого количества посредников, работающих по госконтрактам агентства. Об этом рассказал заместитель главы ведомства Сергея Шойгу Тимур Иванов. Его интервью публикует «Коммерсант ».

«Система, которая была выстроена в Спецстрое, подразумевала большое количество посреднических и подрядных организаций: «Спецстройинжиниринг» заключал там контракты с Главным управлением специального строительства №3, а то, в свою очередь, заключало контракт с Главным управлением инженерных работ №2 и так далее. И такая цепочка достигала трех-четырех предприятий. Это сегодня недопустимо», - пояснил Иванов. В результате реформы численность административного персонала в бывших структурах Спецстроя получится сократить в два раза, добавил замминистра.

Второй причиной Иванов назвал «создание единого военно-строительного комплекса». Проще говоря, принято решение переподчинить предприятия Спецстроя, занимающиеся армейскими стройками, непосредственно оборонному ведомству. Это будет касаться, в частности, контроля финансово-хозяйственной деятельности и назначения директоров. Напомним, таких предприятий у ликвидируемого агентства было восемь. Они все перейдут в структуру Минобороны до 1 июля этого года.

Реформа особенно актуальна в связи с огромным объемом строек военного ведомства. Как пояснил Иванов, они сопоставимы с аналогичным показателем в СССР после войны. «Одновременно строится более 2 тыс. объектов как специального, так и социального назначения. Это радиолокационные станции, гидротехнические сооружения, аэродромы, медицинские объекты, жилые дома, школы и детские сады, кадетские училища, военные городки, полигоны, причалы. Работа ведется от Калининграда до Курил. Только в 2016 году построено свыше 2,5 тыс. зданий и сооружений общей площадью 2,7 млн кв. м», - рассказал заместитель Сергея Шойгу.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве специального строительства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 . Этим же Указом утверждены структура и состав Спецстроя России. Руководство деятельностью Спецстроя России возложено на Президента РФ. Агентство находится в ведении Минобороны России.

Спецстрой России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его состав воинские формирования. В центральном аппарате Спецстроя России созданы Центральное производственно-распорядительное управление, штаб, управления, самостоятельные отделы и службы. В состав Агентства входят: 1) инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования, которые вправе иметь в своем составе федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения 12821; 2) Военно-технический университет; 3) Медицинский центр.

Спецстрой России может образовывать экономический, научно-технический и экспертный советы для осуществления единой экономической и инженерно-технической политики при решении вопросов, отнесенных к его компетенции.

Сфера деятельности Спецстроя России - область специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Агентстве. В интересах обороны и безопасности государства Спецстрой России осуществляет функции по организации работ в установленной сфере деятельности, т.е. в области специального строительства, дорожного строительства и связи.

Основными задачами Спецстроя России являются: 1) строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ; 2) строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов; 3) техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования па территории РФ; 4) строительство и капитальный ремонт в мирное и военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика; 5) прикрытие, повышение живучести, эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи РФ для обеспечения обороны и безопасности государства; 6) участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий; 7) строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории РФ в целях обороны; 8) обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований; 9) организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований для решения задач специального и дорожного строительства, эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи РФ.

Спецстрой России наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере |279. П. 7].

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка). Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Указе Президента РФ "Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" . Руководство деятельностью Рособоронпоставки возложено на Президента РФ. Агентство находится в ведении Минобороны России.

Рособоронпоставка осуществляет деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Сфера деятельности Рособоронпоставки включает поставки вооружений, военной и специальной техники, материальных средств.

Рособоронпоставка осуществляет в установленной сфере деятельности функции государственного заказчика: а) размещения заказов; б) заключения, оплаты, контроля и учета выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждают руководители федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками государственного оборонного заказа); в) обеспечения реализации государственной политики и управлению государственным имуществом.

Рособоронпоставка наделена полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере 1278. П. 8]. Она подготавливает в установленном порядке предложения по совершенствованию федерального законодательства по вопросам установленной сферы деятельности и участвует в реализации государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

Рособоронпоставка в качестве государственного заказчика в установленной сфере осуществляет следующие виды деятельности: 1) принимает в установленном порядке решения о способах размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд в соответствии с государственным оборонным заказом; 2) разрабатывает и утверждает конкурсную документацию и документацию об аукционе на основании определяемых федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками предмета, начальной цены и других существенных условий контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд в соответствии с государственным оборонным заказом; 3) организует и проводит с участием представителей федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков конкурсы и аукционы, а также осуществляет запросы котировок цен на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд в соответствии с государственным оборонным заказом; 4) заключает по заявкам федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд в соответствии с государственным оборонным заказом; 5) осуществляет в установленном порядке за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам на финансирование государственного оборонного заказа, авансирование заключенных государственных контрактов по государственному оборонному заказу и последующую их оплату; 6) осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками в рамках заключенных государственных контрактов по государственному оборонному заказу контроль и учет их выполнения.

История Федерального агентства специального строительства ведет свое начало с 31 марта 1951 года, когда постановлением Совета министров СССР было создано Управление строительства в составе МВД СССР, его правопреемником стало Главное управление специального строительства (Спецстрой), образованное 13 июля 1953 года .

16 июля 1997 года указом президента РФ была образована Федеральная служба специального строительства России (Росспецстрой), объединившая Федеральное управление специального строительства при правительстве РФ, Федеральное специализированное управление по строительству в восточных районах РФ при Государственном комитете РФ по жилищной и строительной политике, Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Государственного комитета РФ по связи и информатизации и Центральное управление военно-строительных частей при министерстве РФ по атомной энергии.

6 октября 1997 года указом президента РФ Федеральной службе специального строительства Российской Федерации было передано Федеральное дорожно-строительное управление при министерстве обороны (ФДСУ).

9 марта 2004 года указом президента РФ Федеральная служба специального строительства РФ (Спецстрой России) переименована в Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).

Спецстрой России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

Минобороны России осуществляло координацию и контроль деятельности Спецстроя.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Болотниковская ул., д. 4 «В»
55°39′28″ с. ш. 37°36′53″ в. д.  /  55.65778° с. ш. 37.61472° в. д.  / 55.65778; 37.61472 (G) (Я)

Директор Ключевые документы

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» .
Положение о Федеральном агентстве специального строительства (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 .

Сайт

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) - федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства , дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.

Спецстрой находится в ведении Минобороны России . Руководство деятельностью Спецстроя осуществляет Президент Российской Федерации .

Задачи

Основными задачами Спецстроя России являются:

  • строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск , жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС России), других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • строительство и реконструкция предприятий и организаций ядерного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения , а также других критически важных для государства объектов;
  • техническое прикрытие и восстановление автомобильных и железных дорог оборонного значения, а также автомобильных и железных дорог общего пользования на территории Российской Федерации;
  • строительство и капитальный ремонт в мирное и в военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;
  • прикрытие, повышение живучести, эксплуатация и восстановление единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения обороны и безопасности государства;
  • участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны (далее - специальные объекты);
  • обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований;
  • организация подготовки военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований для решения задач специального и дорожного строительства, эксплуатации и восстановления единой сети электросвязи Российской Федерации.

Руководители

Директора Спецстроя России:

Флаг и эмблема агентства

Ведомственные медали

История

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

Реформа

См. также

Напишите отзыв о статье "Федеральное агентство специального строительства"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Федеральное агентство специального строительства

– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
– Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
– К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.
– Кто тут ходит за больными? – спросил он фельдшера. В это время из соседней комнаты вышел фурштадский солдат, больничный служитель, и отбивая шаг вытянулся перед Ростовым.