Российский суверенный долг. Анализ структуры государственного внешнего долга россии. Объем общего долга страны снижается


Вопросы для самоконтроля:

6.1. Что является источниками покрытия дефицита бюджета?

6.2. Охарактеризуйте структуру государственного внутреннего долга РФ и методы управления.

6.3. Охарактеризуйте структуру государственного внешнего долга РФ и методы управления.

6.4. Приведите примеры государственных ценных бумаг.

6.5. При каких условиях предоставляются государственные гарантии?

Тесты для проверки остаточных знаний обучающихся

1. Бюджетные средства, предоставленные юридическим лицам или
другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной
основах, - это:

1) трансферты;

2) бюджетный кредит;

3) бюджетные ассигнования.

2. Привлечение средств на возвратной и возмездной основах для
закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств,
иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора - это:

1) бюджетные кредиты;

3) связанные кредиты иностранных государств и юридических лиц.


3. Привлечение средств на возвратной и возмездной основах для
закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в
целях осуществления инвестиционных проектов или проектов
структурных реформ при участии и за счет средств международных
финансовых организаций - это:

1) целевой иностранный кредит;

2) нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

3) связанные кредиты правительств иностранных государств, банков.

4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) кредиты, полученные РФ;

2) доходы от продажи земли;

3) доходы от продажи недвижимого имущества.

5. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать:

1) 15% объема доходов бюджета;

2) 20% объема доходов бюджета;

3) размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

6. Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут
превышать:

7. Государственный внутренний долг РФ формируется:

1) из суммы долга по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

2) суммы долга по полученным РФ кредитам от иностранных государств, кредитных организаций;

3) суммы долга по государственным кредитам, предоставленным РФ


иностранным государствам.

8. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые не могут превышать:

9. Если долговые обязательства субъекта РФ не были гарантированы
РФ, то:

1) Российская Федерация не несет ответственности по данным долговым обязательствам;

2) Российская Федерация несет ответственность по данным долговым обязательствам;

3) Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по данным долговым обязательствам.

10. Управление государственным внутренним и внешним долгом
осуществляет:

1) Правительство РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Министерство финансов РФ.

11. Порядок осуществления заимствований Российской Федерации
устанавливает:

1) Правительство РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Министерство финансов РФ.

12. Учет и регистрацию государственных долговых обязательств
Российской Федерации производит:

1) Министерство финансов РФ;

2) Федеральное казначейство и его территориальные отделения;

3) Банк России и его учреждения.


13. Сумма государственных кредитных ресурсов, предоставленных
РФ иностранным кредиторам (заемщикам), отражается:

1) в расходах федерального бюджета;

2) в доходах федерального бюджета;

3) как источники финансирования дефицита федерального бюджета.

14. Основанное на соглашении прекращение долговых обязательств
с заменой их иными долговыми обязательствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения обязательств, - это:

1) предельный объем госдолга;

2) государственные гарантии;

3) реструктуризация долга.

15. Общая сумма предоставленных государственных гарантий
Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте РФ
включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид
долгового обязательства и отражается:

1) в долговой книге;

2) в расходах федерального бюджета;

3) в доходах федерального бюджета.

Практическое задание 1

Условие: администрацией субъекта Федерации получен кредит Сбербанка РФ по погашение временных кассовых разрывов в сумме 10070 млн.р., процентная ставка 14%. В течение финансового года продан госпакет акций на сумму 150 млн. рублей и приобретен более доходный госпакет акции на сумму 320 млн. рублей. Остаток средств регионального бюджета на конец года увеличился на 1 000 млн. рублей.

Задание: заполните таблицу "Источники финансирования дефицита бюджета" и определите сумму дефицита (профицита) регионального бюджета.


Практическое задание 2 Условие: администрацией субъекта Федерации в текущем финансовом году заключен кредитный договор со Сбербанком РФ и получен кредит в сумме 4 800 млн.р., срок действия договора - с 1 февраля по 1 декабря текущего года, процентная ставка - 13 % годовых. В течение финансового года продано акций на сумму 150 млн.р. и приобретено доходных акций на сумму 300 млн.р. Остаток средств регионального бюджета на начало года - 4 500 млн.р., на конец года - 3 900 млн.р.

Задание: заполните таблицу "Источники финансирования дефицита бюджета", определите сумму дефицита (профицита) регионального бюджета и рассчитайте плату за пользование кредитными ресурсами.

Практическое задание 3

1. Определите сумму государственного долга (ГД) субъекта РФ на 1 января текущего года и на 1 января очередного финансового года. Результаты отразите в таблице.

2. Рассчитайте сумму расходов на обслуживание ГД и предельный


объем расходов на обслуживание ГД в текущем финансовом году. Результаты сравните.

Формы долговых обязательств Сумма ГД на начало года Обороты за год Сумма ГД на конец года
Государственные ценные бумаги
Привлечение средств
Погашение основной суммы задолженности
Иные долговые обязательства
Привлечение средств
Погашение основной суммы долга
Предоставление государственных гарантий
Гарантии выданные
Гарантии погашенные
Итого

Условие: основная сумма государственного долга субъекта Федерации по состоянию на 1 января текущего года составляет: по облигационному займу на 3 года на сумму 10 000 млн.р. (купонный доход - 15% годовых); по кредиту, полученному у федерального бюджета, -3 500 млн.р. (беспроцентный, срок погашения 31 декабря текущего финансового года); по кредиту, полученному в Сбербанке РФ, - 10 400 млн.р. (процентная ставка 14% годовых, срок погашения - в очередном финансовом году); по выданным государственным гарантиям - 1 300 млн.р.

В течение финансового года объем долговых обязательств изменялся следующим образом: заключен новый кредитный договор со Сбербанком РФ и получен кредит в сумме 4 000 млн.р. (процентная ставка 14,5% годовых, срок действия договора - с 1 июля текущего года по 1 января очередного финансового года); погашены ранее выданные государственные гарантии на сумму 1 000 млн.р.; предоставлены новые государственные гарантии на сумму 1 500 млн.р.

Региональный бюджет исполнен в текущем году по доходам в сумме


168 000 млн.р., из них безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 33 000 млн.р.

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов.

Российская Федерация относится к категории государств, являющихся одновременно и крупным мировым кредитором, и должником. Хотя до ей еще очень далеко. Разберем, что из себя представляет внешний долг России, каковы его состояние, структура, обслуживание.

Внешний долг России

Бюджетный кодекс РФ, или конкретнее - 6-я статья документа, определяет внешний российский долг как обязательства государства, возникающие в иностранной валюте.

Под внешним принято подразумевать общий внешний долг всех юридических лиц - резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.

В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов федерации;
  • Центрального банка РФ

Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. Отдельную статью о функциях Центробанка смотрите . Актуальные показатели долга, а также предварительная оценка его состояния на определенную дату - например, 12 апреля была дана примерная оценка на 1 апреля - публикуются в разделе «Статистика внешнего сектора» веб-ресурса ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs .


Подробная официальная справочная информация о внешнем российском долге содержится также на сайте российского Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external. В частности, ведомство выкладывает графики погашения внешнего госдолга по видам долговых обязательств РФ.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году - сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы - период тяжелейшего экономического кризиса - Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из :


После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за . Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга - свыше 700 млрд. USD - был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014-2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу - более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Сравнение внешнего и внутреннего долга РФ

Вот так выглядит динамика внешнего долга РФ по сравнению с государственный внутренним долгом:



Актуальное состояние внутреннего долга РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal. Поскольку внутренний долг на сайте Минфина измеряется в национальной валюте (рублях), то сравнение с внешним долгом в долларах при плавающем валютном курсе лучше делать на конец каждого года. На конец 2017 года внешний долг больше внутреннего в 3.75 раза.

Разница в графиках очевидна — поскольку на внутренний долг санкций быть не может, то по нему в последние 10 лет наблюдался заметный рост — за период 2007-2017 годов внутренний долг РФ вырос в 8 раз. Внешний долг — менее чем вдвое. Наиболее устойчивый период в обоих случаях был в 2000-2005 годы, когда нефтяные доходы покрывали все государственные нужды без необходимости внутренних и внешних займов. Актуальный объем долга РФ, млрд. рублей (внешний + внутренний, поквартально):

Актуальный внешний долг России

По состоянию на 1 января 2018 внешний долг России составил $529,1 млрд. Согласно данным Центробанка показатель 2017 года превышен на 2,9%. В Банке России увеличение внешней задолженности объяснили двумя факторами:

1. ростом интереса заграничных инвесторов к российским государственным ценным бумагам, которые им позволено покупать;

2. привлечением долгового финансирования находящимися за рубежом структурами российских компаний

По данным финансового мегарегулятора, внешняя задолженность российских банковских организаций, наоборот, снизилась до низшего уровня за всё последнее десятилетие.

Ранее в Минфине заявили, что на случай удара новых западных санкций по государственным облигациям РФ у правительства найдутся другие источники финансирования федерального бюджета.

Структура российского внешнего долга

Внешний долг России включает:

  • собственно государственный долг РФ - обязательства федеральных властей;
  • внешний долг ЦБ РФ;
  • долг банковского сектора (коммерческих банков - частной и государственной собственности);
  • долг «прочих секторов» - российских компаний, организаций, предприятий.

Федеральные органы власти за истекший год увеличили российский долг с $39,178 до нового показателя $55,629 млрд, или на 42%:

  • обязательства в иностранной валюте выросли на 27%, с $11,662 до нового значения $14,882 млрд;
  • бумаги в рублях – на 54%, с 25,032 до нового числа 38,708 млрд USD (эквивалент).

Внешний долг ЦБ увеличился – с 12,334 до нового показателя 14,974 млрд. USD, или на 21%.

Долг банковского сектора уменьшился со 119,395 до новой цифры 104,518 млрд. в американской валюте, на 12%.

Корпоративный долг российских компаний вырос с $343,225 до нового значения 353,963 млрд. долл., на 3%, оставшись самым крупным среди обязательств всех секторов.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

· Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

· Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

· Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· Государственным гарантиям Российской Федерации;

Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Рис. 3.

По состоянию на 1 января 2010 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 74,3 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 11,02 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,07 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.

Таблица 2 Динамика структуры государственного внешнего долга России в 2000 г. и 2010 г. (на начало года, млрд. долларов США)

наименование задолженности

долг на начало года

долг на начало года

удельный вес в общем объеме долга (%)

Задолженность по кредитам правительств иностранных государств

задолженность странам - участницам Парижского клуба

задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

задолженность бывшим странам СЭВ

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

задолженность кредиторам Лондонского клуба

коммерческая задолженность

Задолженность по кредитам международных финансовых организаций

Государственные ценные бумаги

еврооблигационные займы

задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

Задолженность по кредитам Центрального банка Российской Федерации

Государственный внешний долг Российской Федерации - всего:

В структуре ГВД РФ, задолженность по основной сумме государственного долга России, оформленного в государственные ценные бумаги, на 1 января 2010 года составляет 28,01 млрд. долларов США или 74,3 % от общей суммы ГВД РФ. По сравнению с 2000 годом удельный вес в общем объеме долга увеличился более чем в 2,5 раза.

В состав государственных ценных бумаг включены еврооблигационные займы и задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). ОВГВЗ выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является министерство финансов Российской Федерации. На 1 января 2010 года, задолженность по ОВГВЗ составляет 1,77 млрд. долларов США или 4,7 % от общей суммы ГВД РФ.

Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие среднесрочное или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств, в структуре государственного внешнего долга России, составил на 1 января 2010 года 26,2 млрд. долларов США или 69,6 % от общей суммы ГВД РФ.

Долг по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, на 1 января 2010 года составил 4,15 млрд. долларов США или 11,01 % от общей суммы ГВД РФ. В общем объеме долговых обязательств по этим кредитам, основной объем долга составляют обязательства перед странами, не вошедшими в Парижский клуб, на 1 января 2010 года долг составил 1,82 млрд. долларов США или 4,83 % от общей суммы ГВД РФ. Объем задолженности перед странами - бывшим членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по состоянию на 1 января 2010 года составил 1,33 млрд. долларов США, по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года объем долга сократился более чем в 10 раз.

Задолженность перед странами - членами Парижского клуба, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Российская Федерация, на 1 января 2010 года составила 999,8 млн. долларов США или 2,66 % от общей суммы ГВД РФ. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительствами страховыми организациями. Двойственное положение Российской Федерации в Парижском клубе заключается в том, что Россия выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других. По сравнению с состоянием на 1 января 2000 года удельный вес в общем объеме долга уменьшился более чем в 10 раз.

Существенное снижение задолженности пред странами членами Парижского клуба наблюдалось в период с 1 января 2005 года по 1 января 2007 года. В течение этого периода объем выплат составил 44,4 млрд. долларов США. (В 2005 году объем выплат составил 22,3 млрд. долларов США. В 2006 году объем выплат составил 22,1 млрд. долларов США).

Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций, включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

· Международный валютный фонд (МВФ);

· Международный банк реструктуризации и развития (МБРР);

· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1994 году. Российская Федерация вступила в МВФ и Всемирный банк в 1992 году.

Задолженность по кредитам международных финансовых организаций на 1 января 2010 года оставила 3,8 млрд. долларов США или 10,07 % от общей суммы ГВД РФ. Значительное снижение объема долга перед международными финансовыми организациями наблюдалось в период с 1 января 2004 по 1 января 2006 года, тогда долг сократился с 12,1 млрд. долларов США в 2004 году и до 5,7 млрд. долларов США в 2006 году.

Задолженность по кредитам Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года составила 881,4 млн. долларов США или 2,3 % от общей суммы ГВД РФ. Наибольшее снижение было зафиксировано в 2005 году, тогда объем долга снизился на 5,6 млрд. долларов США.

На 1 января 2010 года наименьший удельный вес в структуре ГВД занимает задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм. Она включает в себя коммерческую задолженность и до 2001 года включала обязательства перед Лондонским клубом кредиторов. На 1 января 2010 года объем долга по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составил 830,5 млн. долларов США или 2,2 % от общей суммы государственного внешнего долга Российской Федерации. Значительное снижение объема долга было в 2000 году, на 29,1 млрд. долларов США. Это произошло в связи с досрочным погашением обязательств перед Лондонским клубом.

К сожалению, в Российской Федерации до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, развитием экономики и с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

В Российской Федерации внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, так как в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом, ситуация изменилась в пользу еврооблигаций.

В целом можно выделить и положительные моменты в вопросе государственного внешнего долга: снижается общий объем долга; повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ); снижается долговая нагрузка на экономику.

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.

Жилякова А.И. Структура внешнего долга Российской Федерации: соотношение государственного и корпоративного долга, его динамика // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 89-94.

СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СООТН О ШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО ДОЛГА , ЕГО ДИНАМИКА

А.И. Жилякова , студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федер а ции

(Россия, г. Москва)

Аннотация . Статья посвящена изучению структуры внешней задолженности Росси й ской Федерац ии и выявлению направлений динамики двух ее основных частей: долга госуда р ственного сектора, а также долга банков и корпораций . Статья состоит из двух частей: в первой приводится текущая структура внешнего долга Российской Федерации по состо я нию на 1 января 2016 года, во второй анализируется динамика изменения внешнего долга с 2006 г о да . Статья может быть полезной для экономистов, заинтер есованных в изучении современной внешней задолженности Российской Федерац ии и ее динамики, а также соо т ношения внешнего государственного долга и корпоративной задолженности .

Ключевые слова: внешний долг, динамика внешнего долга, внешняя корпоративная з а долженность РФ , внешний государственный долг, квазисуверенная задолженность .

Внешний долг является важной соста в ляющей экономики любой страны. Истор и чески многие экономически развитые и ра з вивающиеся стран ы прибегали к внешним заимствованиям в качестве источника д о полнительных финансовых ресурсов. Для анализа состо я ния внешней задолженности страны актуально рассматривать как дин а мику совокупной внешней задолженности страны, так и ее структурных частей. Так, в контексте экономики Российской Федер а ции , актуальн а проблема неравномерно го распределения государственной и корпор а тивной задолженности в структуре сов о купного внешнего долга. С татистика п о следних лет показывает значительное пр е вышение уровня внешнего корпоративный долга над государственной задолженн о стью.

Таким образом, целью данной работы я в ляется проанализировать текущую структ у ру внешнего долга Российской Федерации с выделением основных направ лений и те н денцией ее динамики.

По данным Банка России, внешний долг Российской Федерации на 1 января 2016 г о да составил 515,85 млрд долл. США . При этом на органы государственного управления приходится 5,9%, на задолже н ность Центрального банка – 2,1%, банко в ская задолженность составляет 25,5%, а з а долженность прочих секторов – 66,4% (р ис. 1) . Таким образом, можно сделать в ы вод о том, что 8,1% от внешнего долга пр и ходится на государственный долг, пре д ставленный задолженностью органов гос у дарственного управления и долгом субъе к тов Российской Федерации, а 91,9% на корпоративный долг, включающий задо л женность ба н ков, а также других секторов.

При этом интересен тот факт, что до 2015 года статистика внешнего долга предста в ляла сь по другой структуре и включала д е ление на внешний долг государственного сектора в расширенном определении, охв а тывающий внешний долг органов госуда р ственного управл е ния, органов денежно-кредитного регулирования и упомянутую в предыдущих пунктах з а долженность банков и небанковских корпораций, в которых о р ганы государственного управления и д е нежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более пр о центами участия в капитале или контрол и руют их иным способом , а также вне ш ний долг частного сектора, включающий задолженность банков и прочих секторов, не являющийся квазисуверенным . Таким образом, до 2016 года квазисуверенный долг учитывался в статистике в рамках г о сударственного, начиная с 2016 года он п о падает в суммарный долг банков и других секторов и не выделяется отдельно. Тем не менее, в 2015 год размер внешней квазис у веренной задолженности составлял 43,7% .

Что касается валютной структуры вне ш него долга Российской Федерации, то по последним данным, представленными Ба н ком России, а именно по состоянию на 1 октября 2015 года 67% от его совокупной величины представлено в долларах США, 17% в российских рублях, 12% в евро, а также 4% в прочих валютах .

Если рассматривать динамику изменения внешнего долга Российской Федерации (р ис . 2 ), то видно, что до 2014 года объем совокупной внешней задолженности растет, начиная с 2014 года , наблюдается падение его уровня . Самый п иковый рост наблюда л ся в 2007- 2008 годах, когда объем внешнего долга вырос на 22 и 48%, а также в 2013 и 2014 годах, когда рост с о ставил 18 и 15% соответственно (р ис. 3 ) .


Рис. 2. Динамика внешней задолженности РФ (2006-2016 гг.),
млн долл. США

Источник данных: Составлено автором по данным Банка России URL : http :// www . cbr . ru / statistics / credit _ statistics / debt / debt _ new . xlsx

В 2014 году значение внешнего долга Российской Федерации достигло пикового уровня в 728,9 млрд долл. США. За ра с сматриваемый период , падени е уровня с о вокупного внешнего долга наблюдалось только в 2010 году, когда произошло с о кращение объёмов счетов и депозитов нер е зидентов в российских банках, и после 2014 года – на 1 января 2015 года падение сост а вило 16%, на 1 января 2016 года – 13%. До 2010 года характерной спецификой динам и ки внешней задолженности РФ являлось п а дение внешней государственной задолже н ности при росте внешней задолженности банков и корпораций. В 2010 году произ о шел рост в уровне еврооблигаций Росси й ской Федерации, что значительно повлияло на совокупный рост внешней задолженн о сти РФ.

Что касается соотношения государстве н ного и корпоративного долга в структуре внешней задолженности, то за весь ра с смотренный период его превалирующая часть всегда приходилась на внешнюю з а долженность российс ких банков и корпор а ций (т абл. 1) . В 2006 году произошло знач и тельное снижение уровн я внешнего гос у дарственного долга: в большей мере это произошло из-за реструктуризации долга бывшего СССР, который вс е гда считался своеобразным тормозом развития эконом и ки Российской Федерации . Заметное и з менение наблюдалось с 2006 по 2007 год: долг бывшего СССР, включая долг перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества, коммерческую задолже н ность бывшего СССР, долг западным кр е диторам и странам Восточной Европы, уменьшился с 41,8% от общего госдолга до 19,3% (с 34 до 9 млрд долл. США – в 3,5 раза) . Немалую роль сыграло досрочное погашение задолженности перед Пари ж ским клубом в 2005 и 2006 годах. Считае т ся, что это помогло сэкономить Российской Федерации 12 млн долл. , что составляет сумму процентных платежей по этому до л гу. Произошло досрочное погашение всего остатка задолженности, реструктуризир о ванной в рамках Парижского клуба кред и торов д о 2020 года, который составил 21,3 млрд долл. США . В чи с ло стран-кредиторов входило 17 стран: Канада, А в стралия, Германия, США, Нидерланды, А в стрия, Италия, Бельгия, Великобритания, Швейцария, Дания, Япония, Испания, Н и дерланды, Норвегия, Норвегия, Швеция. Общая сумма, выплаченная РФ, составила 22,5 млрд долл. и включает в себя сумму задолженн о сти, а также плату за досрочное погашение. Такие выплаты привели к тому, что на тот момент Россия стала меньше з а висеть от внешних факторов, таких как о т ношения с кредиторами и цен на наши эк с портные товары. Что касается задолженн о сти банков и корп о раций, то начиная с 2008 года ее доля была не менее 89% с пиковым значением в 93% в 2009 году.

Таблица 1. Соотношение внешнего государственного и корпоративного долга Росси й ской Федерации

1/1/ 06

1/1/ 07

1/1/ 08

1/1/ 09

1/1/ 10

1/1/1 1

1/1/12

1/1/13

1/1/14

1/1/15

1/1/16

Внешний государс т венный долг

31,9%

15,5%

8,5%

6,7%

9,9%

9,5%

8,6%

11,0%

10,7%

8,7%

8,1%

Внешний корпор а тивный долг

68,1%

84,5%

91,5%

93,3%

90,1%

90,5%

91,4%

89,0%

89,3%

91,3%

91,9%

Источник данных: составлено автором по данным Банка России URL : дата обращения: 13.04.2016)

О бъем корпоративного долга значител ь но увеличивается с 2005 года, когда он с о ставлял 108, 1 млрд долл. США . В год начала кризиса (2008 год) можно наблюдать снижение темпов роста долга, особенно в банковской сфере, в 2009 году его размер вообще сокращается, у предприятий и орг а низаций долг же продолжает расти. За 2011-2012 гг. корпоративный долг увеличился еще на 122 млрд . Тенденция роста н а блюдалась до 2014 года.

Своеобразный перелом в динамике пр о изошел в 201 4 году. За этот год Россия с о кратила внешнюю задолженность на 18% (р ис. 3) . Причина падения вполне объекти в на – в услов и ях закрытия доступа к рынкам внешнего финансирования , в связи с введ е нием в 2014 году западных санкций , ро с сийская сторона была вынуждена снижать объемы внешних заимствований. В частн о сти, государственная внешняя задолже н ность уменьшилась на 33,6% за год, задо л женность Центрального банка – на 37,5%, долг банков – на 20%, задолженность пр о чих секторов экономики – на 14,3% . В то же время произошло снижение суверенного рейтинга РФ: так, международное рейти н говое агентство Standard & Poor ’ s понизило рейтинг России с инвестиционного « BBB -» до «спекулятивного» « BB +», прогноз «нег а тивный». Что касается суверенных креди т ных рейтингов России по обязательствам в иностранной валюте, то они были пониж е ны с «BBB-/A-3» до «BB+/B», по обязател ь ствам в национальной валюте – с «BBB/A-2» до «BBB-/A-3». В январе 2015 года также агентство Fitch снизило суверенный рейтинг РФ до уровня «BBB-» и агентство Moody’s рейтинг государственных российских обл и гаций до уровня «Baa3», тем самым оба агентства поместили рейтинги Российской Федерации на нижний уровень инвестиц и онной категории . Все эти явления пр и водили к объективному па дению уровня внешнего долга Российской Федерации за последние два г о да .

Таким образом, изучив структуру вне ш ней задолженности Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

распределение в структуре внешнего долга между государственным долгом и долгом частного сектора однозначно нера в номерно, причем за последние четыре года это соотнош е ние только увеличивалось в сторону внешней корпоративной задолже н ности – на текущий момент 91,9% внешней задолженности – это долг российских ба н ков и корпораций (включая квазисувере н ную задолженность) ;

за последние два года динамика изм е нения внешнего долга Российской Федер а ции и з менилась: если до этого наблюдался ее перманентный рост, то анализ данных последних двух л ет показывает тренд пад е ния внешнего долга страны на 18% в 2015 году и 14% на н а чало 2016 года;

— также , изменилась тенденция прошлых лет, проявляющаяся в сокращении внешн е го государственного долга и увеличение внешнего корпоративного долга: начиная с 2010 года и до 2014 года , рос объем не только внешнего корпоративного долга, но и государственного долга РФ.

Таким образом, в рамках существующе й структур ы внешней задолженности Росси й ской Федерации, серьезной проблемой я в ляется размер внешней корпоративной з а долженности страны, а в качестве дальне й ших направлений исследований можно в ы делить поиск потенциальных путей реш е ния проблем внешней задолженности ро с сийских банков и ко р пораций.

Библиографический список

1. Внешний долг Российской Федерации (млн долл. США)//Банк России [Электронный р е сурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/debt_new.xlsx

2. Внешний долг Российской Федерации в национальной и иностранной валютах (детал и зированное аналитическое представление) //Банк России [Электронный ресурс]. URL:http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt_det_an_cur.xlsx (дата обращения: 12.04.2016)

3. Валютная структура внешнего долга Российской Федерации// Банк России [Электро н ный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt_currency-compos.xls (дата обращения: 13.04.2016)

4. Сахаров Е.В. Внешний долг бывшего СССР/Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2005. №12. С. 287.

5 . Гриценко А.Н. Влияние внешнего долга на положение населения России / Ученые з а писки Российского государственного социального университета . – 2008. – №4. – С.82.

6. ПРЕСС-РЕЛИЗ Подписан Многосторонний протокол о досрочном погашении задо л женности Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба / Пресс-служба Минфина России // Минфин России 30.06.2006 [ Электронный р е сурс].URL: http://www.minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id_4=2818 (дата обращения: 15.04.2016 )

7. Аганбекян А.Г. Возрастающий корпоративный долг перед иностранными инвест о рами – «петля на шее» национальной экономики / Деньги и кредит. – 2013. – №3. – С. 3.

8. S&P понизило суверенный рейтинг России до «спекулятивного» [Электронный р е сурс]. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=7607460 (дата обращения: 13.04.2016)

THE RUSSIAN FEDERATION EXTERNAL DEBT STRUCTURE: PUBLIC AND CORPORATE DEBT PROPORTION, ITS DYNAMIC

A.I. Zhilyakova , student

Finance university under the government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

Abstract. The article deals with the Russian Federation external debt structure and dynamic of its two main parts: public sector debt and the debt of banks and corporations. It consists of two parts: first part is devoted to current external debt structure of the Russian Federation as of 1 Ja n uary 2016, second part implies the analysis of external debt and its parts’ dynamic from 2006 to present. The article may be useful for economists who are interested in the analysis of current e x ternal debt of the Russian Federation and its dynamic, as well as proportion of external public debt and external debt of Russian banks and corporations.

Keywords: external debt, external debt dynamic, external corporate debt of the Russian Feder a tion, the Russian Federation public debt, quasi-sovereign debt.