Почему детей надо учить обращаться с деньгами

Вооружившись учебниками, тетрадями и коробками с ланчем, дети ходят в школу за новыми знаниями по математике, языкам, географии. Пожалуй, единственный урок, который они не получат в школе, но который тем не менее важен для их будущего: как с умом и ответственностью обращаться с деньгами. Этот урок остается на совести родителей, у которых пока нет ни методики, ни плана занятий.

«Родители прекрасно справляются с тем, чтобы научить ребенка хорошим манерам, правилам безопасности, они могут показать, как застилать постель, — говорит Мэри Хант, эксперт по личным финансам и автор недавно изданной книги «Воспитывая финансово уверенных детей». — Однако часто они пренебрегают самой важной вещью — воспитанием в детях финансовой дальновидности».

Как говорить о деньгах

Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами? «Начинайте с того момента, когда принесли ребенка из роддома», — говорит Хант. Дети больше склонны делать то, что вы делаете , чем то, что вы говорите . Поэтому с самого начала важно демонстрировать детям здоровое финансовое поведение и говорить о деньгах часто и спокойно. 

Первый урок, который дети должны уяснить - деньги имеют ценность и, если их потратишь, они исчезают. Когда вы ходите за покупками с маленькими детьми, Хант советует всегда использовать наличные, а не кредитные или дебетовые карты. «Наличность визуальна, конкретна, и понятна, — утверждает она. — А кредит посылает ребенку неверную идею». У него могут возникнуть трудности с пониманием концепции трат и вера в волшебную карточку, которая даст тебе все, что ты пожелаешь.

Кроме того, очень важно донести до ребенка разницу между потребностями — необходимыми тратами и расходами забавы ради. Хант считает, что родители должны с помощью слов и действий укреплять идею, как важно не потратить денег больше, чем у тебя есть. Один из хороших способов — держать траты на забавы под контролем, для чего нужно не поддаваться на каждую просьбу ребенка о покупке и самому держать себя в руках. Тем не менее Хант выступает против выражения «мы не можем себе этого позволить». Для ребенка это означает «мы бедны» и становится поводом для беспокойства. Вместо этого Хант предлагает говорить: «Мы лучше не будем тратить деньги таким образом».

Главные правила карманных денег

Давать ли деньги на карманные расходы? Хант считает, что это один из лучших способов научить детей самостоятельно обращаться с деньгами. Она предлагает начинать давать карманные деньги с шести лет — по $6 в неделю и постепенно увеличивать сумму: каждый год на $1 в неделю. Таким образом, к 15 годам ребенок должен получать $15 в неделю. Менять нужно и периодичность, с которой подростку выдаются деньги. Сначала надо их давать каждую неделю, затем — раз в две недели. Подросткам деньги должны выдаваться только раз в месяц. Такой график поступлений научит ребенка планировать траты и растягивать сумму на больший срок.

Родители должны ясно дать понять ребенку, за что они отвечают. Объяснить, что они платят за дом, машину, еду и коммунальные услуги и что ребенок должен принимать во внимание, откуда берутся деньги на его карманные расходы. Также необходимо объяснить, что вы ожидаете от него разумной траты денег. Детей постарше можно знакомить уже с банковскими счетами, которые отражают издержки.

Когда у детей есть собственные деньги, важно, чтобы они сами делали выбор и отвечали за последствия. Это их деньги, с которыми они делают, что хотят. Если они потратят месячные карманные деньги за первую неделю, что ж, очень плохо. Не давайте им взаймы. Весь смысл карманных средств в том, чтобы научить детей откладывать на то, что хочется купить. Переживая негативные последствия на личном опыте, они научатся делать правильный выбор.

Лучшие возможности для обучения

Рутинные повседневные задачи могут стать прекрасным способом показать детям, как нужно обращаться с деньгами. Хант рекомендует брать детей в продуктовый магазин, чтобы научить их понимать планирование, экономию и поиск лучшей стоимости. Дайте им подержать список продуктов, продемонстрируйте концепцию целенаправленного приобретения. Укажите на разницу в ценовых структурах и брендах. Спросите, что лучше: 30 г за $4 или 60 г за $6? Они узнают ценность и заодно смогут поупражняться в математике. Тем не менее Хант предостерегает родителей от слишком частых походов по магазинам, что может развить консюмеризм и склонность к незапланированным покупкам.

Еще одним хорошим уроком может стать банк. Несмотря на то что большинство банковских операций сегодня происходит онлайн, Хант говорит о важности посещений реальных отделений банков, чтобы продемонстрировать ребенку, как они работают. Покажите ему, как вы открываете депозит, посидите с клерком, пусть ребенок задаст ему вопросы. Хант утверждает, что 10-летний возраст — лучшее время, чтобы помочь ребенку открыть сберегательный счет, научить концепции процентных начислений и позволить управлять своими сбережениями. Когда он станет достаточно взрослыми, чтобы работать, ему понадобится текущий счет и дебетовая карточка.

Множество других возможностей для обучения возникнут сами по себе. Чтобы научить ребенка механизму кредита, откройте брошюру с кредитным предложением банка и продемонстрируйте, что значит откладывать выплаты, иметь задолженность или выплачивать проценты. Используйте первую зарплату, чтобы объяснить идею налогов, и поиск дома или квартиры, чтобы разъяснить концепцию ипотеки. «Учите детей новым и более сложным концептам по мере их взросления. Они поймут, — говорит Хант. — Наша работа как родителей дать им корни и крылья, чтобы они могли выжить и процветать в реальном мире».


Как долго родители должны материально поддерживать своих финансово безответственных взрослых детей? Затруднительное материальное положение - это по сути не финансовая проблема. Вопрос гораздо глубже и является результатом сформировавшейся модели поведения, которая не была откорректирована четверть века назад. Более того, попытка навязать принципы или привить привычки детям спустя третье или четвертое десятилетие окажется бесполезным занятием.

Чем раньше вы начинаете разговаривать со своими детьми о деньгах, тем лучше.

Фактически, вы можете начинать вести с ними подобные разговоры, как только они начнут просить вас о какой-то покупке. Чем раньше дети начнут узнавать о деньгах, тем лучше. Если они будут применять “здоровые” финансовые привычки, такие как регулярные сбережения в раннем возрасте, вероятность того, что они будут поддерживать такое поведение на протяжении всей своей жизни, значительно увеличивается.

Будьте хорошей моделью для подражания в обращении с деньгами

Верите ли вы или нет, но дети действительно обращают внимание на то, что вы говорите и делаете. Родитель это - модель поведения, на которой ребенок фиксируется. Даже до установления вербального общения родительская деятельность дает установки, которым потомство стремится инстинктивно подражать, и в последствии становится для него укоренившимся образцом.

Таким образом, если ваши слова и поступки - противоречивы, они будут восприниматься детьми как нечеткие сигналы.

Если, например, родители заявляют о важности жизни в рамках своих финансовых средств, одновременно имея задолженность по покупкам, которые они не могут себе позволить, такие моменты не останутся незамеченными детьми и не пробудят в них привычки к бережливости.

Другой пример: ребенок требует в магазине купить ему игрушку. Говорить «нет» ребенку в общественном месте может быть сложно, но сопротивление родительскому желанию сдаться и купить то, что хочет ребенок, важно для обучения детей управлению деньгами.

Совместные покупки

Родители должны брать своих детей в магазин, но не для того, чтобы они выбрали себе игрушку, но чтобы они могли понять важность сравнения цен и экономии. Весь процесс покупки может быть поучительным: проводить мониторинг цен в Интернете, пролистывать циркуляры, просматривать и сравнивать цены в магазине, использовать скидочные купоны.

Объясните ребенку, что важно - ограничивать импульсные незапланированные покупки. Но не просто скажите, что вы собираетесь сэкономить, чтобы купить новую сумку; придумайте и включите его в план, который поможет вам достичь этой цели. Объясните, что вы каждый месяц откладываете небольшую сумму от своей зарплаты и ожидаете, что достигнете своей цели в определенный день. Когда необходимая сумма будет накоплена и придет время отправляться в магазин, ребенок почувствует себя полноценным участником процесса.

Однако не останавливайтесь на небольших покупках. Научите своих детей осознавать важность сохранения долгосрочных целей, включив их в планирование вашего следующего отпуска.

Когда вы рассказываете о расходах на проезд, жилье, веселье и рестораны, вы поможете своим детям понять, что большие поездки, хотя и забавные, - недешевы.

Наличные деньги

Мы становимся безналичным обществом - зарплаты напрямую переводят на карту, а счета оплачиваются программами автоматической оплаты. Дети, которые видят, что их родители расплачиваются картой, могут подумать, что банк денег бесконечен.

Дети должны видеть, как их родители управляют денежными потоками. Объясните, что вы делаете - и как это работает.. : «Я должен положить деньги на свой счет, чтобы у нас была возможность оплатить покупки в магазине на следующей неделе» или «Я вкладываю деньги в сбережения, чтобы мы могли поехать в отпуск».

Не поощряйте недостижимые цели

Жизнь - непредсказуема и, если этот факт не принимать во внимание, результаты могут быть плачевны.

Часто родительские устремления не рассчитаны на перспективу. Благонамеренные родители, которые призывают своих детей стремиться к звездам, игнорируя реальность, оказывают детям “медвежью” услугу. Одним из типичных примеров является ориентирование ребенка на обучение в престижном ВУЗе, когда семейный фонд для этого недостаточен.

Реалистичные и достижимые цели должны быть основой, на которой базируются родительские заветы. Несмотря на преобладающую позицию в современном обществе - каждый может достичь любых высот, мудрый родитель признает реальность и будет стремиться к тому, чтобы давать ребенку соответствующие наставления.

Как научить детей экономить

Копилка

Кроме того, вы можете научить детей основам сбережений, создав семейную копилку. Задайте цель для своей семьи, например, сэкономить достаточно денег в течении недели, чтобы в выходные купить мороженое. Каждый день кладите из карманов или кошелька оставшиеся монеты в копилку. Если у ребенка есть свои деньги, попросите его внести свою часть в копилку.

Это упражнение иллюстрирует, как семья может работать вместе, чтобы сэкономить на что-нибудь интересное.

Читайте вместе о деньгах

Ищите книги и другие материалы, которые учат детей обращению с финансами. На сегодняшний день существует богатое разнообразие детских книг, экономических настольных игр и, если вы позволяете, компьютерных игр, знакомящих детей с ценностью труда, расходами и экономии. Подача материала в такой увлекательной игровой форме облегчит задачу - научить ребенка обращаться с деньгами.

Создание целей

Развитие хороших сберегательных привычек трудно для детей, потому что они воспринимают его как потерю, что-то , что они могли бы иметь, но не получили. Даже некоторые взрослые стремятся получить мгновенное удовлетворение, а не долгосрочные преимущества.

Важно создать для ребенка цель накопления. Один из способов мотивировать ребенка копить на желаемую вещь - вырезать фотографию того, что они хотят купить. Приклейте фото на конверт с деньгами. Фотография позволяет им визуализировать предмет и облегчит экономию.

Позволять ребенку тратить свои деньги

Каждый совершает денежные ошибки. Но получение такого опыта в раннем возрасте с несколькими сотнями рублей, может позволить ребенку избежать совершения более дорогостоящих ошибок позже в жизни.

Чтобы поощрять детей к накоплениям, дайте ребенку свободу потратить часть своих денег на то, что он сам выберет, независимо от вашего отношения к данной покупке.

Принуждение ребенка к сохранению всех его денег может привести к возмущению или импульсивным расходам.

Будьте тверды

Усвоить, что деньгам есть предел - это ценный урок для детей

Родители не должны быть банкоматом. Установите определенный размер денежного пособия для ребенка и строго придерживайтесь его. Если ребенок потратил в первый же день все свои деньги на конфеты, не торопитесь компенсировать ему денежные потери. Усвоить, что деньгам есть предел - это ценный урок для детей.

Способы экономии

Расскажите ребенку о конкретных способах сэкономить. Например:

  • Когда ваши дети устали играть с определенными игрушками, почему бы им не обменять их на игрушки своих друзей? Таким образом, они похожи на новые, но на самом деле их не нужно покупать и тратить на них деньги;
  • Новые книги не обязательно покупать - их можно брать в ближайшей библиотеке;
  • Чтобы весело и интересно провести время, не обязательно покупать билеты в кино или платить за вход в развлекательный центр. Очень часто книжные магазины, магазины материалов для творчества или кафе-кондитерские проводят для детей бесплатные мастер-классы .

Разговоры о деньгах

Часто тема денег является табу вокруг обеденного стола, но это - необязательно. Если у ребенка есть копилка, время от времени открывайте ее и используйте возможность поговорить - а не проповедовать - об управлении деньгами:

  • Поговорите с ребенком о его желаниях или целях, таких как новый велосипед, летний лагерь или новое электронное устройство.
  • Поощряйте обсуждение и / или принятие решений, чтобы определить приоритет сбережений, который является наиболее важным для ребенка.
  • Исследуйте с ребенком возможные способы достижения цели.
  • Уделите время на совместную проверку затрат и вычисление необходимой экономии. Например, помогите ребенку разделить свои запланированные сбережения на покупную стоимость, чтобы вычислить количество недель, которое потребуется для достижения своей цели и совершения покупки.
  • Отмечайте, когда цель достигнута, но также уделите внимание установлению новой цели.

Дайте им соответствующие возрасту задачи

Уроки в обращении с деньгами должны соответствовать возрасту детей. Например, дети в возрасте от 2 до 4 лет должны начинать с определения номинала монеты и их значений. Как только они познакомятся с валютой, расскажите о методе экономии, таком как копилка, где они могут хранить подаренные деньги.

Как только ребенку исполнится 7 лет, он уже достаточно взрослый, чтобы начать получать денежное вознаграждение за выполненную порученную вами домашнюю или другую работу. Четкость ваших ожиданий имеет решающее значение. Ребенок должен получать полную сумму только, если задачи были выполнены по вашим стандартам, это научит ребенка, что деньги - это что-то заработанное собственным трудом, а не просто причитающиеся.

  • 10 % для будущих инвестиций,
  • 10 % для благотворительности,
  • 10 % для себя (краткосрочная экономия)
  • 70 % для расходования средств.

Ожидания состоят в том, что со временем сбережения и пожертвования станут второй натурой для ребенка.

В возрасте от 11 до 14 лет расскажите подростку о депозитной карте и оформите ему собственный банковский счет. Когда он открывает свою учетную запись, и отслеживает свои ежемесячные пополнения счета или даже просто просматривает свой банковский счет онлайн, ребенок убеждается, что его деньги в надежном месте и его сбережения приносят прибыль.

Самое главное, чему мы должны научить детей - экономия может быть не очень интересной, но вознаграждение это - действительно здорово!

Плолезные статьи

Всем большой привет! Воспитание детей подразумевает, что родители подготовят их к самостоятельной жизни. Старшему поколению приходится быть примером, в том числе в вопросах планирования бюджета. Потребуется и доступно объяснить, что деньги нужно зарабатывать, а хорошие вещи можно купить только благодаря разумному подходу. Но достаточно ли этого, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами правильно?

Первое знакомство

Согласно исследованиям британского агентства Money Advise Service, привычки, связанные с финансами, формируются до 7 лет. Специалисты советуют начинать уроки с 4 лет, но задачи должны быть доступными:

  • Учите чадо терпению.

Угощая сынишку или дочь печеньем, пообещайте дать 1 лакомство сейчас или 2 позже. Предоставьте решить самостоятельно, но мягко подтолкните к варианту с ожиданием - вы познакомите чадо с принципами долгосрочного планирования.

  • Сопровождайте отказы объяснениями.

Оказавшись в магазине, отпрыск умоляет подарить новую игрушку: у приятеля на детской площадке есть такая же! Объясните, что на все , поэтому сейчас вы выберете самое нужное. сложно, но необходимо: малыш узнает, что для получения желаемого приходится подождать.

Даже в возрасте 4 лет кроха усвоит, что такое деньги и по какому принципу их можно обменять на игрушки или сладости. Не упускайте времени, ведь вы облегчите дальнейшие задачи.

5-6 лет: пора планировать бюджет

Когда малышу исполняется 5-6 лет, переходите на новый уровень уроков «экономики». Чтобы добиться результата, прибегните к следующим мерам:

  • Учите зарабатывать.

Конечно, вы будете баловать малыша подарками, сделанными без повода. Но подобные сюрпризы похожи на премии: хотя они , для формирования бюджета нужна стабильная прибыль. Выберите дело, за которое ребенок получит карманные деньги, и предоставьте ему возможность зарабатывать!

Нет причин платить за любую помощь по дому, но в обилии домашних хлопот родители найдут занятие, которое им не по душе: если вы не любите мыть посуду или подметать пол, отпрыск возьмет работу на себя. Пусть кроха справляется неидеально - вы исправите промахи, зато ребенок научится понимать связь между трудом и заработком.

  • Помогайте планировать и копить.

Малышу важно понять, что он распоряжается деньгами по своему усмотрению. Хотя покупку сладостей или вредных чипсов надо обсуждать с мамой, он волен порадовать себя новыми стикерами, альбомами, игрушками. Но после первых трат начинаются мечты о крупных приобретениях: велосипеде или приставке. На этом этапе важно объяснить, что деньги нужно не тратить сразу, а сберегать.

Вместе заведите 2 копилки, причем средства из первой пойдут на текущие расходы - покупку наклеек или раскрасок. Зато во 2-й будут храниться финансы, нужные для приобретения желанной вещи. Задача же родителей состоит в том, чтобы убедиться в реальности поставленной и напоминать о ней, когда отпрыск поддается искушениям.

  • Пользуйтесь наличными.

Если вы расплачиваетесь на кассе купюрами, то процесс будет понятен для чада. Зато использование кредитных или дебетовых карт поставит в тупик: родители показывают волшебную вещицу, с помощью которой получают все! Объяснить принцип малышу не всегда удается, поскольку он не воспринимает абстрактных идей.

Руководствуйтесь этими правилами, и база для разумного обращения с деньгами будет заложена.

5 шагов по методу Трента Хамма

Трент Хамм, владелец сайта финансовых советов The Simple Dollar, поделился методами, которые использовал для обучения 6-летней дочери. Возможно, способ пригодится и вам!

  1. Планирование бюджета.

Трент усовершенствовал вариант с 2-мя копилками, используя 3 банки: кроме денег на текущие расходы и накоплений, он советует откладывать на . Ребенок учится делиться с теми, кто нуждается в помощи, и строить долгосрочные планы.

  1. Установление понятной системы.

Хамм советует выдавать карманные деньги еженедельно, причем система должна быть понятной. Он руководствуется принципом «1 $ за 1 год», следовательно, девочка получает 6 $ в неделю. Деньги даются мелочью, чтобы их было проще разложить по копилкам. Благодаря системе малышке удается представить, сколько нужно собирать на крупную покупку, но по необходимости старшие помогают произвести подсчеты.

  1. Свобода трат.

Отправляясь в магазин, Хамм разрешает дочери взять любую сумму из банки с надписью «На текущие расходы». Потом девочка выбирает вещь, которую хочет купить, и подсчитывает, достаточно ли у нее средств. Поскольку дети присматривают дорогие игрушки, денег обычно не хватает. Трент не советует добавлять: отпрыск сам накопит на приглянувшуюся вещицу.

  1. Осознанное принятие решений.

Если девочка видит игрушку, которая оказывается по карману, Трент напоминает о желании собрать сумму для покупки конструктора «Лего» или дорогой куклы. Но окончательное решение остается за малышкой, поэтому она учится нести ответственность.

  1. Хороший пример.

Трент в доступной форме объясняет, что папе и маме нужно работать, обеспечивая семью продуктами, одеждой и жильем. Он утверждает, что дети в этом возрасте понимают больше, чем думают родители: если старшее поколение склонно к спонтанным покупкам, то и малыши не будут разумно распоряжаться своими скромными средствами.

Благодаря подобному подходу Трент не сталкивается с капризами дочери. Ведь вы наверняка видели, как маленькие дети разражаются слезами в магазине, требуя купить игрушку! Возможно, и ваши чада устраивали сцены, но непослушание не связано с дурным нравом: они не видят другого способа получить желанную вещь. Объясните, что на игрушку можно накопить, и походы в супермаркет не будут сопровождаться огорчениями.

Как научить ребенка обращаться с деньгами в подростковом возрасте

Когда чаду исполняется 12 лет, оно готово к новому уровню ответственности. В этот период отпрыски ведут себя следующим образом:

  • проявляют большую тягу к самостоятельности;
  • выражают недовольство материальным положением;
  • могут просить взаймы у друзей без ведома старших;
  • проявляют способность оперировать абстрактными понятиями и понимать чужую точку зрения;
  • лучше осознают последствия своих решений.

Иметь дело с 12-летками бывает сложнее, чем с детьми младшего школьного возраста. Увы, перемены не всегда оказываются приятными, но они остаются частью жизни. Ваша задача - сделать поправку на возрастные особенности и помочь освоиться в новой ситуации.

Позвольте принять участие в формировании бюджета

Дети должны знать, что ресурсы семьи не бесконечны. Включайте их в разговоры о планировании бюджета: обсуждайте, что приобрести в первую очередь, а с чем подождать. Стоит ли немедленно покупать новые ролики? Нет ли более важных потребностей? Позволяйте младшему поколению высказываться, чтобы оно чувствовало ответственность.

Готовьтесь, что подросток со вздохом заметит: «А родители Пети подарили ему новую игровую приставку…» Дабы не слышать упреков, держите сына или дочь в курсе финансовой ситуации. Объясните, что траты распределяются в зависимости от дохода и важных потребностей, поэтому ориентироваться на образ жизни других не стоит.

Проводите семейные советы в спокойной обстановке, чтобы дети были уверены: к их мнению прислушаются. Возможно, стоит выделить дочери недостающую сумму, чтобы она посетила концерт с подругами? Но в следующем месяце ее траты придется уменьшить. Может, сын, копящий на новый телефон, просит занять немного денег? Вы вольны сделать уступку или продемонстрировать, что не каждое желание выполняется незамедлительно: мальчик получит гаджет, но позже. Главное, не забывайте, что разговариваете с детьми, а не с банковскими клерками, поэтому им необходимы одобрение и разумный совет.

Следите за своим поведением

Когда дело касается умения распоряжаться финансами, подростки подражают старшим. Если вы умеете копить и инвестировать средства, то младшее поколение охотно последует примеру. Но не думайте, будто отпрыски не замечают привычки без необходимости брать кредиты: с большой вероятностью они научатся жить в долг.

Чтобы привить основы правильного обращения с деньгами, берите детей в магазин и рассказывайте, как сделать выгодные покупки. Не забудьте позвать их, когда откроете на ноутбуке таблицу для планирования ежемесячных расходов или начнете делать подсчеты в блокноте. А в заключение дайте сыну или дочери список и отправьте в ближайший супермаркет, вручив ограниченную сумму: правда, вы рискуете получить много конфет и чипсов!

Помогите понять последствия жизни в долг

Родители допускают ошибку, нарушая финансовую дисциплину. Допустим, сын копит на модный гаджет, но до достижения цели остается пара месяцев. Он обещает сократить будущие расходы, поэтому вы решаете дать деньги в . Мальчик делает покупку, но в следующем месяце ему не хватает на привычные развлечения. Родительское сердце не выдерживает, вы открываете кошелек… Но какой вывод сделает сын?

Демонстрируя, что просто прощаются, вы совершаете ошибку. Прежде всего не давайте взаймы сумм, которые подросток не сможет вернуть, ведь сами спровоцируете нарушения договора. Затем расскажите о собственном опыте долгов и кредитов: объясните, что иногда без них не обойтись, но подход должен быть разумным. Убедитесь, что отпрыск строит обдуманные планы, и только затем давайте нужную сумму.

Как поступить, если подросток неразумно тратит деньги

Когда вы имеете дело с 10- или 12-летним чадом, решить проблему проще: вы вольны сказать, что приобретение огромной коробки конфет - не лучший способ потратить средства, полученные на день рождения. Хотя вы почувствуете себя домашним тираном, вопрос решится. Когда же речь идет о 15-летнем подростке, ставки оказываются выше: во-первых, он тратит больше, во-вторых, мнение друзей теперь важнее родительского.

Можно заявить, что в вашем доме придется жить по установленным правилам, но желательно действовать тактичнее. Если вам не нравится, как подросток тратит деньги, помогите ему найти работу: в 15 лет можно посидеть с соседскими детьми, раздать флаеры, расклеить объявления. Хотя первая зарплата будет потрачена на развлечения, вскоре отпрыск начнет ценить результаты своего труда.

Если чадо подрабатывает, попросите его помочь с расходами. Конечно, подростку не придется оплачивать счета за электричество или покупать продукты! Но вместо того чтобы просить денег на посиделки с друзьями в кафе, сын или дочь выделит часть собственной зарплаты. Это поможет осознать цену деньгам, и проблема решится.

В некоторых случаях важно придержать недовольство: пусть вам не нравится, что отпрыск потратился на посещение концерта или эксклюзивный комикс, но подросткам важно почувствовать собственную независимость. Дайте распорядиться заработанным согласно желанию, иначе стимул стараться пропадет.

Теперь вы знаете, как научить ребенка обращаться с деньгами. Главное проявите терпение и благоразумие. Будьте последовательны, подкрепляйте наставления примером, и результат не вызовет нареканий. До новых встреч!

Любой родитель считает, что ребенка нужно учить обращаться с деньгами, но далеко не каждый знает, как именно это делать правильно. И сложностей тут много. Во-первых, не всегда родитель сам смог получить подобные знания в детстве. Во-вторых, в обществе развит культ потребления, и денежный вопрос становится слишком значимым, особенно при нестабильной экономике. И, в-третьих, потому что подходов к обучению обращению с деньгами существует великое множество, и все они, с точки зрения их авторов, - самые правильные. Что же делать родителям? Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Нужно учитывать, что никакие теоретические знания и специально созданные игровые ситуации не принесут пользы, если ребенок не будет видеть правильного отношения к деньгам на конкретных примерах, которые будут постоянно демонстрировать родители в магазине, в банке или при планировании расходов дома.

Чему учить ребенка, пока он еще мал?

В возрасте 4-6 лет ребенок еще не в состоянии понять абстрактный смысл денег. Можно учить его каким-то конкретным и простым действиям, связанным с деньгами, например, различать монетки, передать деньги кассиру при совершении покупки. Полезно объяснить малышу, что родители ходят на работу, получают за свою работу деньги и покупают на них разные вещи. Полезным навыком будет рассматривание вместе с малышом рекламного буклета магазина - с объяснениями, что, покупая товары, на которые предлагается скидка, можно потратить меньше денег.

Ребенка в 6-8 лет следует учить, что если деньги потрачены, их больше не будет, и просто так им взяться неоткуда. Наглядно это видно в магазине, когда деньги за покупки отдаются кассиру. Менее нагляден урок, если на кассе расплачиваются с помощью карты. Малыш часто воспринимает карту как способ исполнить любое желание.

Еще один обязательный урок для малыша в магазине: разделение трат на обязательные и необязательные. Следует научить ребенка пользоваться заранее составленным списком покупок, правильно выбирать нужные продукты. Чуть позже к этим умениям нужно добавить способность ориентироваться в ценах.

Если ребенок просит купить ему еще одну игрушку или конфету, нужно объяснить, что делать это нецелесообразно: она окажется лишней. Имеет смысл объяснить ребенку, как именно стоит потратить имеющуюся сумму, чтобы были приобретены все необходимые запланированные вещи. Западные психологи при этом не рекомендуют употреблять выражения «нам это не по карману, мы не можем этого купить». У ребенка в этом возрасте такая фраза вызовет беспокойство и страх.

К моменту поступления в школу ребенок должен знать, откуда берутся деньги и куда они затем тратятся: деньгами оплачиваются счета, продукты, спортивные секции для него и родителей, поездки и тому подобное.

Родители маленького Ильюши пожаловались, что их сын устраивает истерики в магазине, если ему что-то не купили. Психолог, к которому они попали на прием, выяснил, что в семье есть бабушка, которая всегда идет на поводу у внука и покупает ему то, что он хочет: с бабушкой пришлось провести беседу. В семье должны быть единые представления о том, что ребенку можно, а что нельзя. Со временем ребенок перестал капризничать.

Карманные деньги

Когда малыш научится хорошо считать и ориентироваться в достоинствах купюр (а происходит это, как правило, в возрасте 7-9 лет), можно начинать выделять ему карманные деньги. Конкретная сумма при этом определяется благосостоянием семьи, но, в любом случае, она не должна оказаться слишком значимой для семейного бюджета. Чем младше ребенок, тем чаще должна быть периодичность выдачи карманных денег. Например, семилетке можно выдавать сумму на неделю, в 10 лет - на две недели, а подростку целесообразно выдавать всю запланированную сумму раз в месяц, чтобы он учился рассчитывать свои средства в течение всего этого периода.

Карманные деньги ребенок должен тратить сам и решать, на что именно, тоже сам. Осуждая малыша за якобы нерациональные траты, мы искажаем сам смысл выдачи карманных денег. Это не значит, что с ним не стоит обсуждать предстоящие траты: стоит, и советовать, безусловно, нужно, а вот осуждать и запрещать - нет. Однако если ребенку денег не хватило, и он просит дополнительную сумму, не стоит сразу спешить ему на помощь: ответственность за траты ребенок должен нести сам.

Выдавая ребенку деньги на карманные расходы, имеет смысл придерживаться следующих правил:

  1. Сумма не должна зависеть от того, как ребенок себя вел или учился в школе, если, конечно, вы заранее не договорились о каких-то «премиях».
  2. Ребенок должен чувствовать определенность, поэтому деньги должны выдаваться регулярно.
  3. Теперь больше не стоит покупать ребенку всякие мелочи, пусть он это делает из собственных средств, и таким образом учится рассчитывать свои траты.

Не все родители считают, что ребенку следует давать карманные деньги. Объяснений и причин здесь сразу несколько. Иногда маме или папе кажется, что, имея деньги в кармане, дети будут слишком свободны: могут уехать на другой конец города, гулять по магазинам без конкретной цели, покупать ненужные мелочи. Родителей, которым такое поведение кажется недопустимым, можно понять, но их дети при этом часто чувствуют себя обделенными, ведь у их приятелей таких проблем нет. Нередко родители отказом в карманных деньгах пытаются сохранить полный контроль над ребенком и влияние на него: им психологически комфортнее купить все, что он захочет, но только после конкретной просьбы.

Родители 12-летней Ани обратились к психологу после того, что выяснилось: девочка не тратит выдаваемые деньги сама, а дает их в кредит под проценты одноклассницам. В результате этих кредитов одноклассницы возненавидели Аню. Психологу пришлось разъяснять Ане, что иногда можно помогать друзьям деньгами, но зарабатывать этим в детском возрасте нельзя. Родители взяли с Ани слово, что в ближайшие полгода она будет отчитываться о том, куда тратит карманные деньги.

Научились тратить - учимся копить

Ребенок уже научился самостоятельно тратить карманные деньги, но постепенно стал понимать, что их постоянно не хватает? Самое время поговорить о накоплении денег.

Рекомендуется такое простое упражнение: выкладывать башенку из монеток одного достоинства и спрашивать малыша, много ли в башенке денег. Сначала ребенок будет отвечать «нет», но потом башенка станет больше, и ответ будет «да». Очень наглядное упражнение, показывающее, что если не тратить все сразу, а копить, можно купить что-то большое и ценное.

Кстати, упражнение можно продолжить, выстраивая башенку до тех пор, пока она не упадет. Ведь копить до бесконечности действительно не имеет смысла, не правда ли? Теперь ребенку можно подарить кошелек или красивую копилочку, чтобы он мог копить деньги.

Школьник и деньги

В западных странах ребенку, которому исполнилось 10 лет, открывают собственный счет в банке и доверяют управлять им самостоятельно. Иногда такая практика может оказаться полезной и в нашей стране. Но, в любом случае, посещение школьником банка, разумеется, вместе с родителями, будет полезно в плане его общего развития. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть информация о способах обращения с деньгами. Младшему школьнику вполне доступны знания об ипотеке, зарплатных картах, банковских депозитах и кредитах. Полезно показывать школьнику свои записи о доходах и расходах. Для этого можно нарисовать денежные поступления и траты на бумаге или воспользоваться специальными компьютерными программами.

Одно из наиболее важных умений, которое научит ребенка обращаться с деньгами, и которое обязательно следует объяснить школьнику - это формировать финансовые цели. Ребенок должен уметь четко сформулировать, что именно хочет приобрести, а затем посчитать, сколько на это потребуется денег и в какой срок возможно на эту цель их накопить.

Школьника следует научить заполнять квитанции, следить за балансом. Удобно использовать для обучения электронный кошелек. Заинтересовать ребенка накоплением можно рассказом о процентных ставках и накопительных счетах. Обучая школьника обращению с деньгами, нужно не забывать, что человек, у которого недостаточно такого опыта, с трудом сможет определить соотношение цены покупки и ее качества, поэтому его приобретения часто будут оказываться невыгодными.

Родители 14-летнего Коли рассказали психологу историю о том, как мальчик не оправдал их доверие. Они просили его ходить в Сбербанк и платить за коммунальные платежи. Вместо этого Коля брал деньги себе, а родителям говорил, что квитанцию оплатил. Через несколько месяцев выяснилось, что Коля обманывал родителей и накопился большой долг. С Колей пришлось провести беседу: как копить деньги, никого не обманывая.

Как относиться к рекламе

Особый и очень важный вопрос, напрямую касающийся финансовой грамотности - отношение детей к рекламе, которая требует покупать все больше и больше.

Защитить детей от потока рекламы мы не можем, но можем научить относиться к ней с некоей дозой скептицизма. Можно периодически обсуждать с ребенком те хитрости и недомолвки, которые используют авторы рекламы. Может быть, в ней не упомянуты отрицательные качества товара? Может быть, цена, которую хотят за этот товар, не слишком разумна? А может быть, существуют товары с лучшими качествами и по более приемлемой цене? Полезно объяснять ребенку, что реклама для того и создается, чтобы человек при ее просмотре захотел купить рекламируемую вещь, и чтобы ему показалось, что как раз без нее-то ему не обойтись.

Подросток и финансовая грамотность

В среднем и старшем школьном возрасте ребенок должен хорошо представлять себе, что такое налоги и необходимость их выплаты. Кроме того, он должен иметь представление об осторожности при хранении финансовой информации, например пин-кодах, паспортных данных. Подростку стоит объяснить, что не следует выбрасывать финансовые документы в мусорные корзины: они могут привлечь внимание не слишком добропорядочных людей.

Не стоит спорить, что можно сэкономить немалую сумму, если приучить себя не совершать импульсивных покупок. Прежде чем купить что-то, следует ответить себе на несколько простых вопросов:

  • на самом ли деле мне нужна эта вещь?
  • может быть, я смогу ее купить дешевле?
  • достаточно ли у меня денег, чтобы покупка не пробила брешь в бюджете?
  • а, может быть, на эти деньги можно купить что-то другое?

Если честно отвечать на них, от многих покупок удается безболезненно отказаться.

Эффективная техника - отложенная покупка. Что это значит? Если у подростка есть нужная сумма на приобретение понравившейся вещи, порекомендуйте ему повременить с покупкой. Если желание не попадет через 1-2 дня, значит, вещь действительно стоит того, чтобы ее купили.

Еще одно совсем маленькое дополнение. Деньги - вещь очень важная, делающая жизнь намного комфортнее. Когда человек зарабатывает много, это намного лучше, чем небольшая зарплата. Все так, и все же, деньги - это только часть жизни, а не самое главное в ней: это ребенку придется как-то объяснить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В семье у нас было пятеро детей, поэтому деньги на карманные расходы для меня значили очень много. Мама сама покупала все, что нам было нужно, и только небольшое денежное пособие позволяло купить то, чего хотела именно я.

Выполняя домашнюю работу, чтобы заработать свое «пособие», я только иногда получала небольшие наставления, как ответственно нужно распоряжаться деньгами. Поэтому большая часть моих сбережений ушла в близлежащие магазины, где я без малейшего сомнения транжирила деньги на компакт-диски или одежки. И только с годами мой финансовый опыт научил ответственно относиться к деньгам.

Обучение детей обращению с деньгами

Так как в нашей семье денежная тема была под жестким табу, в детстве я не имела и малейшего понятия, сколько зарабатывает отец или сколько стоят те или иные вещи. Сегодняшнее общество намного прозрачнее, и лучше открыто говорить с детьми о деньгах и о том, как их можно зарабатывать. Хотя в моей душе нет ни капли обиды из-за отсутствия финансового образования в детстве, мне хочется дать собственным детям более существенное понимание, что такое финансы, сбережения и расходование средств.

Сейчас моим малышам семь и четыре, и вот уже несколько месяцев, как мы ввели в семье практику небольшого вознаграждения за выполнение домашней работы. Хотя местами было трудновато, но мы с мужем все-таки освоили этот инструмент. Вот несколько практических советов для тех, кто не знает, как максимально эффективно использовать денежное вознаграждение, чтобы научить детей обращаться с финансами.

1. Не предлагайте “Бесплатных обедов”

Исследуя отношение к вознаграждению детского труда, я обнаружила, что все люди делятся на две категории. Одни «платят» своим детям за домашнюю работу, другие просто требуют, чтобы дети выполняли всю необходимую работу только потому, что они являются частью семьи.

Соглашаясь с тем, что дети должны впрягаться в общую упряжку, поскольку они часть семьи, я ищу некую золотую середину. Ведь оплата домашних дел – это эффективный инструмент, позволяющий научить основам этики труда. Но для этого нужно, чтобы детям выделяли средства только тогда, когда деньги действительно заработаны.

  • Определение понятия «заработка». Поговорите с детьми, в чем отличие между ежедневной рутиной, которую им необходимо выполнять обязательно, и дополнительным трудом, благодаря которому можно зарабатывать.

Можно нарисовать простую схему, чтобы легче было объяснить разницу. Например, убирать постель, готовить уроки и следить за чистотой в комнате относится к «обязанностям ». А в «заработки » можно включить мытье посуды, раскладывание одежды после стирки или подстригание газона.

  • Ожидаемый результат. Работа, за которую можно получить вознаграждение, должна выполняться качественно. Объясните детям, что если их просят загрузить посудомоечную машину, а они сделают это лишь бы как (неровно поставят тарелки и даже не очистят их от остатков еды), то вы вправе потребовать переделать работу или удержать вознаграждение.

В мире взрослых денежные потоки напрямую связаны с выполнением работы и ее качеством, значит, чем раньше вы научите детей ответственному отношению к труду, тем легче им будет адаптироваться к взрослой жизни.

2. Предложите помощь в управлении расходами

Ребенком я не получала помощи в расходовании средств. У меня была полная свобода потратить их на все, чего бы я ни захотела, поэтому, даже повзрослев, я долго оставалась заядлой транжирой. Проанализировав полученный опыт, я поняла, что бережному отношению к деньгам лучше учить с детства.

  • Разделение средств на категории . Купите ребенку не простую свинью-копилку, а мини-банк с несколькими секциями, или сделайте перегородки вручную. И пусть у каждой секции будет свое назначение: «тратить », «копить » и «жертвовать ». Объясните детям, в чем разница между каждой группой, и почему в жизни важно и немного откладывать, и направлять средства на благотворительность.
  • Разговоры о разнице расходов . Поговорите о разнице между инвестированием во что-то, что прослужит долго (например, кожаный футбольный мяч), и покупкой чего-то для кратковременного удовольствия (например, сладостей). Дети должны понять, что деньги и покупки имеют собственную ценность, поэтому долгосрочные перспективы покупок и сбережений более важны, чем моментальный результат.

3. Создайте простой бюджет

Недавно моя дочурка загорелась идеей купить красивого медвежонка из магазина плюшевых игрушек, но цена была слишком высокой, чтобы сразу позволить себе эту покупку. Поэтому я предоставила ей возможность заработать необходимые средства, выполняя дополнительную домашнюю работу.

Для большего вдохновения мы зашли на интернет-страницу магазина и сделали распечатку мишки с ценой. Просто поразительно, как сильно моя малышка стремилась сделать все возможное, чтобы заработать на игрушку. В результате понадобилось три месяца бережного бюджетирования, чтобы собрать необходимую сумму.

В дополнение к тому, что дочка испытала большое удовольствие, сумев заработать на свою мечту, она более отчетливо осознала ее стоимость. И я заметила, что к этой игрушке она относится намного бережнее и внимательнее, чем ко всем остальным.

  • Доступные цели . Учитывайте, что все дети по природе недальновидны. Маленькому сознанию трудно понять концепцию отдаленного будущего, когда их больше беспокоит, что будет завтра на обед. Помогите им установить доступные цели, которые реально воплотить в сравнительно короткий промежуток времени.
  • Не усложняйте . Финансовые цели должны стимулировать детей для достижения специфической награды –например, дорогой игрушки или поездки в парк аттракционов. Если у детей будет к чему стремиться, они станут намного внимательнее относиться к домашней работе, а также несколько раз подумают, прежде чем потратиться на что-нибудь дешевое.

Небольшая таблица, в которой отображаются поступления и расходы, должна не запутывать, а только показывать изменения бюджета. Этого будет достаточно, чтобы обучить ваших детей основам финансового планирования. И полученные навыки окажутся очень полезными во взрослой жизни, когда будет необходимо распоряжаться собственными финансами.

4. Учим искусству договариваться

Противники оплаты домашних дел часто ссылаются на то, что повзрослевшие дети существенно увеличат запросы за выполнение той же работы. С этим нельзя не согласиться, но разве это так плохо? Например, денежные запросы 10-летнего ребенка вполне согласовываются с получением $5 за стрижку газона. Но когда ему будет 16 лет и он начнет думать о покупке подержанного автомобиля, эта сумма уже не будет достаточной мотивацией. Поэтому лучше предоставить возможность согласования уровня оплаты путем переговоров.

  • Поощряйте переговоры . Нужно предоставить ребенку шанс обсудить уровень его нынешнего вознаграждения. За столом переговоров он научится находить действительные и существенные доводы и отстаивать свои потребности.

Например, можете предложить своему сыну или дочери провести исследование, сколько платят за стрижку газонов соседи в округе, а также какой уровень минимальной оплаты труда подрабатывающих студентов. Если выполнение домашней работы занимает у них достаточно много времени, они вправе требовать увеличения оплаты своего труда. В ходе переговоров они получат еще один важный урок, учась не только планировать и распределять семейные финансы, но и договариваться.

  • Находите компромиссы .Если ваш ребенок требует повышения оплаты за подстрижку газона, не ограничивайтесь только этим заданием. Предложите дополнительные $10 в неделю, если он будет присматривать и за садом. Это вдвойне выигрышное решение – каждый получает то, что нужно, и ребенок при этом учится навыкам, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

5. Оказывайте психологическую поддержку

Похвала – замечательное средство, помогающее обучить тонкостям финансовых вопросов. Правильное отношение к домашнему труду и расходованию средств заслуживает ободрения. И во многих случаях ваша похвала гораздо важнее, чем отложенные деньги и дорогостоящая покупка.

  • Предлагайте, не принуждая . Вносите мягкие, позитивные предложения относительно сбережений и расходования средств. Никогда не забывайте, что дети заработали не только деньги, но и право свободно ими распоряжаться.

Ваши советы должны быть максимально прозрачными. Например, можно сказать: «Итак, вот твой заработок. Насколько ты приблизился к цели в этот раз?» Такое простое напоминание укрепит ребенка в необходимости бережно относиться к сбережениям без всяких принуждений.

  • Дополнительная благодарность . Всегда можно сказать «Ты настоящий друг! Я так устала на работе, а теперь могу отдохнуть. Благодаря твоему усердию мне не нужно наматывать километры по квартире с пылесосом. Я действительно это ценю!» Искренняя и теплая похвала станет дополнительным стимулом для ребенка, укрепив его уверенность в правильности своих действий.

Иногда (но не всегда) можно сделать денежное пожертвование в копилку, если ребенок очень старается. Такая премия также очень действенно утверждает бережное расходование.