Новое повышение цен на бензин. Неизбежное сбудется: когда и как подорожает бензин. На сколько вырастут цены на бензин

О возможности резкого роста цен на бензин в 2019 году администрацию президента предупредил Евгений Аркуша – представитель владельцев независимых АЗС, занимающий должность президента РТС (российского топливного союза), направив 16 августа письмо Кириллу Молодцову.

Причины роста цен

Уже в начале 2019 г. может повториться весенний бензиновый коллапс, который вынудил в 2018 г. правительство предпринимать экстренные меры по «ручному» регулированию рынка.

Принятые решения и искусственное сдерживание цен правительством привели к ситуации, когда поставлять топливо на экспорт стало выгоднее, чем на внутренний рынок.

Резкий скачок экспортного паритета, а также падение курса национальной валюты стало причиной того, что розничные цены на бензин стали на порядок выше оптовых.

Справка! Экспортный паритет – это разница между конечной экспортной стоимостью топлива и надбавками: экспортной пошлиной, затратами на транспортировку.

На фоне такого дисбаланса и искусственного удерживания стоимости владельцы заправок понесли существенные убытки. Только за май, по данным Независимого топливного союза, в который входят трейдеры и собственники АЗС, убытки составили 12 млрд руб.

Тенденция роста экспортного паритета, несмотря на предпринятые правительством налоговые маневры, сохраняется. Предпосылками для его увеличения в 2019 г. являются:

  • увеличение налоговой нагрузки, которая ляжет на субъекты топливного рынка;
  • рост цен на нефть в мире;
  • ослабление российского рубля, вероятность чего увеличивается на фоне введения .

Также на бензиновом рынке может отразиться остановка ряда НПЗ осенью для проведения плановых ремонтных работ и ослабление или полное прекращение административного «искусственного» регулирования стоимости бензина, что связывают с окончанием выборной компании.

Но одномоментный скачек цен на бензин в начале 2019 г. может произойти прежде всего на фоне увеличения налоговой нагрузки:

  1. Увеличения акцизов с 1 января 2019 г.

Примечание! На бензин 5-го класса акциз будет увеличен до 12 314 руб. за тонну, то есть рост составит 4 101 руб.

Какие меры предприняты

О несовершенстве параметров налогового маневра, предпринятого для урегулирования цен на топливо на внутреннем рынке, также сообщает Дмитрий Махонин, занимающий должность начальника управления регулирования ТЭК ФАС. Однако работы по регулированию не прекращаются.

Так, за первые 5 месяцев 2018 г. рост составил 7,7%, только в июне стоимость бензина выросла на 2–3 руб., что вынудило правительство предпринимать экстренные меры.

Рост цен на топливо на порядок выше фактической инфляции вынудил правительство предпринимать экстренные меры:

  1. С 1 июня было отменено плановое повышение акцизов.
  2. Удержать розничные цены согласились и крупнейшие поставщики для стабилизации оптового рынка, что было подтверждено на совещании 30 мая у Дмитрия Козака – вице-премьера.

Кстати, повышение акцизов на бензин в начале 2018 г. спровоцировало волну слухов об , что в итоге оказалось фейком.

Также президентом РФ Путиным В.В. было принято решение о повышении вывозных тарифов. 19 июля было подписано постановление, на основании которого разрешается повышать стоимость нефтепродуктов, которые отправляются на экспорт, до 90%.

Отрегулированы параметры налогового маневра, касающегося нефтяной отрасли, в котором предусмотрено:

  1. Обнуление на протяжении 6 лет пошлин на нефтепродукты и нефть.
  2. Повышение до 2024 г. пропорционально налогу на добычу полезных ископаемых.

В результате нефтеперерабатывающие предприятия лишатся бюджетной дотации, которая образуется искусственно за счет разницы пошлины на экспорт нефтепродуктов и нефти.

Для поддержки нефтеперерабатывающих компаний предусмотрено введение с 1 января 2019 г. надбавок и обратного акциза, которые будут получать прежде всего НПЗ. Так, запланировано в 2019 г. покрыть 60% экспортной премии, в дальнейшем дотация составит ее половину.

На сколько вырастут цены на бензин

Однако, по мнению экспертов, «ручное» регулирование рынка не спасет от бензинового коллапса.

Как показывают статистические данные, на протяжении всего лета наблюдалось снижение цен на бензин. Но на фоне нестабильности рубля, что связано с , только за неделю с 10 по 17 августа стоимость бензина взлетела на 7%. На скачке также сказался повышенный спрос, связанный с предстоящими ремонтами НПЗ, а также рост экспортного паритета. После стабилизации рынка стоимость бензина начала незначительно снижаться с 20 августа.

Но предпосылки для увеличения цен сохранились. Только рост акцизов и НДС может привести к резкому скачку стоимости на топливо на 10%, то есть цены на бензин в начале года могут вырасти на 4,4 руб. за литр в рознице.

Но если не будут предприняты дополнительные меры по балансировке внутреннего и экспортного рынка, увеличение стоимости может начаться еще раньше – осенью 2018 г. По худшим прогнозам, цены вырастут уже к концу года, а общее повышение может достигнуть в среднем 7 руб.

Для предотвращения бензинового коллапса необходимо вмешательство на правительственном уровне. Спасение Евгений Аркушин видит в:

  • балансировке внешнего и внутреннего рынка.
  • увеличении объемов продаж нефтепродуктов;
  • либерализации цен на бензин;
  • снижении налоговой нагрузки, в том числе акцизов.

Но будут ли предприняты меры по урегулированию цен на бензиновом внутреннем рынке, неизвестно – запрос РБК по поводу обращения Аркушина к Молодцову, по состоянию на 22 августа 2018 г., остался без ответа и комментариев.

Из чего складывается цена бензина?

Д ля начала стоит разобраться, из каких слагаемых складывается текущая цена бензина, которую мы видим на заправках. Как ни странно, цена собственно нефти в ней занимает совсем небольшую долю – около 10%, и еще примерно столько же стоит заложить на ее переработку. Примерно 15-20% цены бензин набирает «по пути в бак» – это транспортировка, а также расходы и наценки оптовых и розничных продавцов. А вот оставшиеся 60-65% можно поделить между налоговыми сборами, взимаемыми на разных этапах.

Первый – НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, который с 2017 года установлен в размере 919 рублей за тонну. Второй – НДС, который пока составляет 18%, но уже скоро может увеличиться до 20%. Ну а третий – это акциз на моторное топливо, доля которого в итоговой цене составляет около 30%. Рост цен с начала года оказался таким резким, что правительство даже отказалось от его запланированного повышения на 600-700 рублей за тонну, и даже наоборот, инициировало введение временной «льготы», снизив акциз на бензин и дизель на 3 000 и 2 000 рублей соответственно. В результате акциз на тонну бензина стал равен 8 213 рублям, а дизельного топлива – 5 665 рублям.

Почему бензин не подешевел после снижения акцизов?

Однако ожидаемого эффекта от «аварийного» снижения акцизов добиться не удалось. Вводя льготные ставки, в правительстве предполагали, что не просто затормозят рост цен, но и снизят отпускную розничную цену: на бензин – на 2,2 рубля, а на дизель – на 1,7 рубля.

В реальности же столь ощутимого удешевления автовладельцы так и не увидели – и это, очевидно, объясняется тем, что оптовые цены на моторное топливо выросли с начала года куда сильнее, чем розничные. По оценкам поставщиков, прирост составил около 30%, в то время как ценник на АЗС, как мы помним, прибавил «всего» 10%. Таким образом, получив послабление, участники рынка резко снизили темпы роста розничных цен, но не опустили их, тем самым компенсировав недополученную прибыль.

Однако даже в таких условиях независимые АЗС продолжают подавать сигналы SOS, причем уже не первый год – о том, что прибыль упала практически до нуля, они говорили и в 2017.

Причина проста: независимые компании, не производящие топливо, а занимающиеся его оптовыми закупками для розничной перепродажи, напрямую зависят от отпускных цен. В свою очередь, крупные «вертикально интегрированные» компании, имеющие собственное производство, немного более свободны в своих действиях, и в результате ценник на их АЗС с учетом клиентских бонусных карт и программ лояльности оказывается на рубль-два ниже, чем у независимых перепродавцов. Но с учетом того, что вторые обеспечивают около 60% имеющегося предложения на рынке, их роль недооценивать нельзя – и именно независимые предприниматели находятся в числе тех, кто обещает нам «монополизацию и бензин по 100» в случае своей рыночной кончины.

Но негативный сценарий с катастрофическим ростом цен звучит из уст не только владельцев частных АЗС, но и от крупных игроков нефтяного рынка. В чем же дело, и насколько вероятен такой сценарий?

Почему нам обещают рост цен?

Если в недавнем прошлом рост стоимости бензина можно было объяснить банальным повышением акцизов (за последние пять лет акциз на солярку вырос на 74%, а на бензин – более чем вдвое) вкупе с колебаниями курса рубля и цены на нефть, то в обозримом будущем изменятся принципиальные механизмы ценообразования для моторного топлива. Речь идет о так называемом налоговом маневре, который должен увеличить «прозрачность» финансово-нефтяных потоков для государства, при этом позволяя гибко регулировать распределение сырья между внутренним рынком и экспортом.

Как работает система сейчас?

Чтобы объяснить суть налогового маневра, стоит сначала вкратце описать действующую схему. Сейчас нефтедобывающие компании платят налог дважды: сначала по фиксированной ставке за каждую тонну в виде НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), а потом в виде экспортной пошлины, которая в случае с нефтью составляет 30%.

Внутренний же рынок при этом получает «столько, сколько надо, чтобы держаться на плаву»: экспорт остается более выгодным. Причем экспорт не только нефти, но и готового моторного топлива: его экспортная цена за тонну на 5-9 тысяч рублей превышает стоимость для внутреннего рынка, что, разумеется, тоже не идет на пользу последнему. Так, ФАС неоднократно отмечала, что цены на российских АЗС росли из-за снижения поставок топлива – нефтяники же от этих обвинений ожидаемо открещивались.

Что такое налоговый маневр?

Суть налогового маневра состоит в том, чтобы в период с 2019 по 2024 годы ступенчато отменить экспортные пошлины на нефть, параллельно повышая НДПИ. Это позволит государству получать единый налог со всей добываемой нефти, а не только с экспортируемой, а также «управлять потоками», субсидируя нефтяникам то, что отправляется на внутренний рынок. Сама эта идея, в общем-то, не нова: экспортные пошлины снизили еще в 2015 году, вместе с соответствующим увеличением НДПИ. Однако в ближайшие 5 лет процесс должен достигнуть своего логического финала.

Инструментом управления распределением потоков бензина в новых условиях должен будет стать «плавающий акциз». Он призван компенсировать нефтяникам разницу между стоимостью топлива при продаже на внутреннем рынке и на экспорт: сейчас экспортные цены значительно (примерно на 8 тысяч рублей на тонну) превышают внутренние. Однако пока предложенный Министерством финансов вариант учитывает максимальную разницу между ними на уровне в 3 тысячи рублей, предлагая компенсировать при этом до половины разницы в стоимости – то есть, не более 1,5 тысяч рублей. И в случае, если текущая дельта между внешним и внутренним ценниками сохранится на столь же высоком уровне, стимула оставлять бензин в стране у нефтедобывающих компаний не появится.

А что будет с акцизами?

Еще один "повышающий" фактор, который стоит учитывать – это акцизы на моторное топливо, которые, в отличие от экспортных пошлин, никуда не исчезнут. Более того, стоит помнить, что упомянутые выше «льготы» в виде снижения акцизов были введены в качестве экстренного «тормоза» для роста розничных цен, но только на полгода, до конца 2018-го. Окончательного решения, по сообщениям издания «Коммерсант», в Минфине еще не приняли, но предварительный план предполагает дальнейший рост акцизов – причем не относительно нынешней «льготной» ставки, а относительно той, что была до снижения.


При этом сценарии в 2019 году акциз на бензин составит 12,3 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо – 8,5 тысяч, и учитывая, что акцизы фактически напрямую включены в стоимость бензина, простое сравнение этих показателей с нынешними, составляющими 8,2 и 5,3 тысячи соответственно, не сулит ничего кроме очередного повышения отпускной цены на АЗС, причем сразу на пару-тройку рублей. В правительстве, впрочем, считают иначе, планируя принудить нефтяников сохранить цены практически неизменными и грозя повышением экспортных пошлин до 90% в случае неповиновения. Да, тех самых пошлин, которые к 2024 году уже решено обнулить. Таким образом, в условиях подобных «качелей», когда свои доходы должны будут урезать либо нефтяные компании, либо государство, задача «консервации» розничных цен на моторное топливо видится практически нерешаемой.

Что говорят о новой схеме нефтяники?

Нерешаемой без снижения акцизов задачу по сдерживанию розничных ценников считают и нефтяники – в частности, руководство «Газпром нефти». Генеральный директор компании Александр Дюков возлагает задачу сдерживания цен на государство, считая, что никакого дефицита топлива на внутреннем рынке нет, а цены на него нужно снижать, уменьшая акцизные сборы – еще ниже той «льготной» отметки, что установлена сейчас.

С ним согласны и владельцы независимых АЗС, которые в стремлении выжить озвучивают необходимость в крайних мерах: полной либерализации цен на бензин или отмены акцизов на топливо. По их мнению, только это позволит им сохранить прибыльность и тем самым избежать ситуации из их любимой «страшилки» – монополизации рынка крупными игроками с последующим безальтернативным ростом цен.

Ну а еще один прогноз, озвученный Александром Дюковым – выравнивание цен на топливо на российском и «экспортном» рынке в случае, если государство сохранит курс на завершение налогового маневра с отменой экспортных пошлин и соответствующим повышением НДПИ. По его мнению, в таких условиях «защитить» внутренний рынок не получится никак, поскольку цена нефти «для своих» и «для других» уравняется, а следом за ней поползут вверх и цены на моторное топливо, которые вырастут как минимум в полтора раза, а то и уравняются с европейскими.

Есть ли идеи, как удержать цены?

Одна из последних инициатив, с которой, к слову, выступили сами нефтяники, перекликается с тем, за что сейчас борется государство в лице ФАС - с насыщением внутреннего рынка топливом. Суть предложения в том, чтобы установить для нефтяных компаний определенный процент от общего объема произведенного топлива, который они должны направить на внутренний рынок. Это должно решить две задачи: исключить дефицит топлива, а вместе с этим и сдержать рост цен на него. Правда, эта мера сама по себе не решает вопроса с потенциальным подорожанием топлива из-за роста НДПИ и выравнивания экспортных и “внутренних” цен на нефть.

Так чего же все-таки ждать?

Если опираться на более-менее определенные факты о ближайшем будущем, нам определенно стоит ожидать дальнейшего роста цен на бензин и дизтопливо. О ста рублях за литр, и даже о полуторакратном подорожании говорить явно преждевременно, но в случае сохранения планов по повышению государственных акцизов и начала внедрения налогового маневра по текущей «математически невыгодной» схеме, пару-тройку, а то и пяток рублей бензин наберет легко и быстро. А вот дальнейший рост, очевидно, будет ограничен двумя факторами: стремлением государства сохранить приемлемые цены, не вызывающие волнений среди населения (что подтверждается экстренным снижением акцизов в этом году) и борьбой между нефтедобывающими компаниями и государством за сохранение максимально возможной для себя прибыльности этого сегмента. И если ими не будет найден абсолютный компромисс, мы, вполне вероятно, вновь увидим медленные, но неприятные числовые рекорды на автозаправках.

Каков ваш прогноз по цене бензина на 2019 год?

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой. Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает. Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке. И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива. Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран. Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась".

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию. Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета. Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров".

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки. Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара. Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина".

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей. Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась. Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин".

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются. И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен. 75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет".

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

По мнению большинства экспертов, рост цен на бензин продолжиться, но уже не будет таким резким. Снижения цен ожидать не стоит, так как для отечественного рынка явление невозможное. Но и ненужно ждать, когда упадут цены на бензин.

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

Владельцы АЗС вспомнили об акцизах

На топливном рынке случился маленький «пожар». После того как в Санкт-Петербурге на товарно-сырьевой бирже оптовые цены на бензин достигли исторического максимума, трейдеры заговорили о резком, на 5 руб. за 1 литр, подорожании цен на АЗС. Чтобы пресечь панику, ФАС перешла на язык ультиматумов. Насколько это поможет?

Предвыборный фактор

До окончания президентской гонки мало кто беспокоился за ценники на автозаправках. Все было стабильно и предсказуемо. «До выборов президента сделано все, чтобы цены на топливо не увеличивались», - отметил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Хотя налоги (на добычу полезных ископаемых, НДС, на прибыль, акцизы) - главный фактор ценообразования - выросли. Так, с 1 января 2018 года ставка акциза на бензин класса 5 увеличилась на 10,7%, на дизтопливо - на 8,4%. В пересчете на литр топлива ценники должны были подняться в среднем сразу на 50 копеек. Но цены на АЗС «замерзли».

Как сообщил Росстат, средние потребительские цены на бензин в России не меняются 11 недель подряд, а с начала года бензин подорожал на 0,4%. Цены на дизельное топливо не менялись 8 недель подряд. С начала года они поднялись на 1,2%. Заметнее всего прибавил в цене бензин на Северном Кавказе и в Сибири. В конце марта, по данным Thomson Reuters Kortes, 1 литр бензина марок Аи-92 и Аи-95 в рознице стоил 38,25 руб. и 41,06 руб. соответственно.

Такая «заморозка» выглядит немного странно. Ведь из-за налогового маневра правительства доходы нефтяников в рознице и нефтепереработке неуклонно сокращаются. По оценке Vygon Consulting, среднеотраслевая маржа НПЗ в России в 2015 году была $3,5 за баррель, а в 2016-м снизилась до $1,7 за баррель. Сейчас нефтяным компаниям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты за рубеж за твердую валюту, чем наращивать мощности по нефтепереработке и развивать розничную сеть.

Сигнал тревоги

В течение двух последних недель, сразу после выборов, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин стабильно дорожал. Так, с 13 по 19 марта средняя цена на Аи-92 выросла на 962 рубля - до 42 тыс. 541 рубля за тонну, на Аи-95 - на 673 рубля, до 44 тыс. 405 рублей за тонну. Топливо продолжило дорожать и в конце марта, пока не достигло исторического максимума.

Нефтяные компании наперегонки продавали нефть и нефтепродукты за рубеж. ФАС вынуждена была демонстративно показать «желтую карточку» «Сургутнефтегазу» за рост экспорта бензина на фоне неудовлетворенного внутреннего спроса на этот товар. «Сейчас в России присутствует превышение спроса над предложением. Отчасти эта проблема связана с тем, что не все нефтяники завершили модернизацию оборудования для увеличения глубины переработки топлива. Отчасти же предложение на внутреннем рынке недостаточное из-за того, что многие компании предпочитают продавать топливо за рубеж, где оно заметно дороже», - считает Алексей Коренев.

Но настоящий гром грянул 29 марта, когда Илья Мороз, предправления совета по товарным рынкам, объединяющего независимых трейдеров, обратился от имени организации к ФАС, заявив, что политика крупных игроков по созданию искусственного дефицита на рынке может привести к росту цен до 5 руб. за литр уже этим летом. «Если такая динамика продолжится, то независимые АЗС просто прекратят торговать топливом», - предупредил Мороз.

Глава антимонопольной службы Игорь Артемьев оперативно осадил эксперта: «У нас нет дефицита бензина... если цена пойдет наверх, мы оштрафуем всех». Его поддержал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, курирующий в правительстве вопросы переработки углеводородов, исключивший возможность значительного роста цен на бензин: «Нет никаких поводов для резкого увеличения цен, небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, конечно, это постепенно перекладывается».

Все выше и выше

Однако с аргументами чиновников не согласны независимые эксперты. «Накануне выборов Президента РФ нефтяники, следуя негласной установке контролирующих органов, взяли дополнительную нагрузку на себя. Но экономические законы неумолимы - недополученная прибыль будет все равно компенсирована за счет потребителей», - подметил заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич. На его взгляд, в апреле и мае, в период роста сезонного спроса, ценники будут плавно подниматься.

Напомним, второе повышение акцизов в текущем году предусмотрено с 1 июля: бензин класса 5 подорожает на 6,0%, дизельное топливо - на 7,7%. «Акциз по своей экономической природе есть налог на потребление, который напрямую закладывается в стоимость топлива. Как только у нас меняются акцизы, следует ожидать, что и ценники со временем подрастут соответственно», - добавил Станкевич. Так что с середины лета 1 литр топлива, скорее всего, подорожает еще на 50 коп.

«Рост цен на бензин и дизельное топливо в 2018 году будет заметно обгонять темпы инфляции. Что бы нам ни обещали с высоких трибун, иного способа - получить дополнительные и гарантированные доходы - у государства просто нет. Вероятнее всего, к концу текущего года стоит ожидать, что стоимость бензина Аи-92 поднимется до уровня примерно в 42–45 руб., а Аи-95 - до 44–46 руб. Где-то на этом же уровне, 44–47 руб., будет стоить дизельное топливо», - уверен Алексей Коренев.

С подобным прогнозом в целом согласен и директор Центра тарифного регулирования в сфере энергетики ВШТР РЭУ Иван Капитонов: «Цены на 92-й бензин в этом году превысят психологическую отметку 40 руб. и достигнут 44 руб. за литр к концу года по Москве».

В соответствии с планами правительства рост акцизов запланирован не только на текущий год, но и на последующие годы. Как считает Алексей Коренев, скорей всего, и размеры, и сроки изменения акцизов будут пересматриваться если не в текущем, то в следующих годах почти наверняка.

Отметим, что влияние других факторов, например цены барреля нефти, будет ограничено. Очень часто у водителей возникает вопрос: «Почему ценники на АЗС растут, когда снижается стоимость нефти на мировом рынке?» «65% в цене топлива составляют налоги, которые изымает государство. Эта цифра приведена в официальном разъяснении ФАС. Остальные 35% приходятся на нефтепереработку, транспортировку, операционные затраты, связанные с реализацией нефтепродуктов, и себестоимость нефти. Доля последней в процентном отношении очень незначительна, так что колебания на мировых биржах практически не влияют на розничные цены», - разъяснил Юрий Станкевич.

10% контрафакта

Помимо повышения цен на топливо многих водителей также беспокоит «паленый» бензин. На сегодняшний день на территории России находится около 15 тыс. автозаправок. Из них только 40% принадлежит ВИНК (вертикально интегрированные нефтекомпании: добыча, переработка, розница). Остальная доля розничного рынка принадлежит независимым компаниям. Но по «показателю пролива» (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная: ВИНК продают больше - их доля в продажах около 60%.

При этом ВИНК находятся в зоне постоянного внимания надзорных ведомств и общественности, что побуждает их к развитию внутренних систем контроля качества топлива на АЗС. «Риск нарваться на контрафакт на заправках независимых компаний значительно выше. Минимальная рентабельность розницы (до 5% при наилучшем сценарии) вкупе с перманентным ростом налоговой нагрузки зажигает зеленый сигнал светофора на магистрали «серого» (зачастую - подчеркиваю - вынужденного становиться «серым») бизнеса», - говорит Станкевич.

Миллионы тонн контрафактной продукции - это вам не Василии Алибабаевичи, заправляющие по ночам украдкой автомобиль нерадивого водителя-любителя. Это десятки и сотни мини-НПЗ и нефтебаз, снабжающих напрямую, минуя брендированные АЗС, муниципальные предприятия общественного транспорта, сельхозпроизводителей. Это огромный товарно-денежный поток, о котором подробно осведомлены региональные власти, территориальные правоохранительные и надзирающие структуры.

По экспертным оценкам, которые неоднократно подтверждались данными Минэнерго и Росстандарта, ежегодный оборот некачественного топлива в нашей стране может достигать 7–10 млн тонн, что соответствует примерно 10% от общего объема внутреннего потребления. Это колоссальные деньги - 300–350 млрд рублей.

«По данным РСПП, сформированным на основе опроса владельцев, менеджеров ВИНК и независимых участников рынка, наибольший объем контрафакта реализуется в Приволжском и Южном федеральных округах», - сообщил Юрий Станкевич. По его мнению, в Москве ситуация лучше в силу высокой конкуренции в борьбе за потребителя, а также многолетней системы экологического контроля, созданной еще при мэре Лужкове.

В Росстандарте отмечают изменение ситуации на рынке в лучшую сторону: число выявленных нарушителей было сокращено более чем в 2 раза - с 42,5% в 2015-м до 18% в 2016 году. В этом году чистого бензина на АЗС станет еще больше. С января этого года вступили в силу поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за реализацию суррогатов, вплоть до оборотных штрафов и приостановления деятельности АЗС. Кроме того, расширен перечень подакцизных товаров и увеличены ставки на средние дистилляты (основу, используемую при выпуске суррогатов топлива). Органы власти и компании рассчитывают, что данные решения приведут к сокращению контрафакта на рынке.