К2 банк в списке минфин банковские гарантии. В какой банк можно обратиться для оформления банковской гарантии. Список банков одобренных Минфином

Современная экономическая реальность предлагает множество способов уклонения от выполнения своих договорных обязательств. Поэтому в наиболее важных сферах, таких, как государственные закупки, регламентируемой 44-ФЗ, законодатель предлагает рынку использовать дополнительные способы обеспечения исполнения обязательств. Среди них – банковская гарантия, обеспечивающая выполнение обязательства по заключению тендерного контракта, возврата авансового платежа в случае отказа от выполнения контракта, и аналогичные обязательства.

Банковские гарантии должны быть действующими и реально выданными банками. Это значит, что они должны быть подписанными уполномоченными банковскими менеджерами и должны отражаться на балансе. Кроме того, кредитные учреждения должны резервировать средства, составляющие часть от номинала гарантии, за счет которых будет произведено погашение обязательства.

При этом банки должны отвечать ряду специальных требований, установленных статьей 74.1 Налогового Кодекса. Банки, которые имеют право выдавать такой вид обеспечения обязательств в сфере госзакупок, вносятся в специализированный список, который ведет Министерство финансов. Есть свои нормы, регламентирующие и учет гарантий. Кроме того, что их наличие можно проверить по банковской отчетности, они должны быть внесены в специальный .

Для того, чтобы попасть в список Минфина, банк должен отвечать требованиям, установленным Налоговым кодексом. Эти требования распространяются на банки, которые имеют право давать гарантии по налоговым обязательствам юридических лиц. Они же допущены к выдаче обеспечений, имеющих силу в системе госзакупок. Заказчик откажется принять обеспечение, если выдавший его банк отсутствует в списке. При этом следует учитывать, что даже в случае, если закупка регулируется законом №223-ФЗ, в качестве дополнительного требования заказчик может установить обязательное нахождение эмитента в перечне.

Перечень банков обновляется ежемесячно.

Ознакомиться с ним можно на сайте Минфина. Политика Центрального банка по контролю за кредитными учреждениями приводит к тому, что этот список резко сократился за последние годы и сейчас в него входит менее трехсот организаций. Если ЦБР выявил какие-либо обстоятельства, препятствующие нахождению банка в списке, например, размер его собственных средств опустился ниже установленного предела, то в течение 5 дней с момента выявления этих обстоятельств он направляет информацию о необходимости корректировки перечня в Минфин. То, в свою очередь, исключает банк из реестра.

Клиенты банков в этом случае оказываются в сложной ситуации, при том, что их обеспечение еще действует, формально оно не соответствует требованиям, предъявляемым 44-ФЗ. Заказчик может потребовать его замены или аннулирования контракта. Но поставщикам не следует серьезно опасаться этой ситуации. Даже в случае отзыва лицензии у банка, арбитражный суд встанет на их сторону и подтвердит отсутствие необходимости замены обеспечения. Сформировалась обширная судебная практика, посвященная этому вопросу. В любом случае, поставщик должен проявлять должную меру ответственности и предусмотрительности и при выборе своего контрагента и обращать внимание на финансовые показатели банка и его репутацию еще до заключения договора.

Критерии, предъявляемые к банкам

Требования, которым должно соответствовать кредитное учреждение для того, чтобы попасть в список Минфина, достаточно строги. Требования сформировались на основании мониторинга текущей ситуации в финансо-кредитной сфере и являются объективными, должным образом обеспечивающими интересы заказчика.

Банки, предоставляющие банковскую гарантию в соответствии с 44-ФЗ, должны:

  • иметь собственный капитал в размере не менее миллиарда рублей;
  • иметь действующую лицензию, полученную не позднее, чем за пять лет до включения в список;
  • не попасть под действие мер, применяемых ЦБ РФ для финансового оздоровления кредитного учреждения.

В списке выдающих этот вид обеспечения учреждений можно найти и , и региональный Кошелев-Банк. Не обязательно находится в первой сотне рейтинга, на практике в списке есть небольшие, но финансово устойчивые банки.

Выпасть из списка кредитное учреждение может в случае, если оно находится в состоянии, близком к банкротному. Как считает Минфин, реестр банков по выдачи банковских гарантий позволяет контролировать финансовое положение кредитных учреждений. Информация в реестре обновляется ежемесячно. Следует принять во внимание, что наличие организации в списке не означает автоматически то, что она оказывает услуги по выдаче тендерных гарантий. Есть банки, которые рассматривают это направление бизнеса как профильное для себя, а есть кредитные учреждения, которые выдают обеспечение на разовой основе и только постоянным клиентам. Конечно, постоянным клиентам со стабильными оборотами по расчетным счетам, обеспечение будет предоставлено быстрее и с меньшей комиссией, чем юридическому лицу, которое впервые обратилось в конкретную кредитную организацию.

Работая с реестром и выбирая контрагента нужно обращать внимание и на размер комиссии за предоставление этой услуги. Он зависит от специализации на этой конкретной теме, срока действия обеспечения, суммы, условия о безакцептном списании и наличия дополнительного залога, предоставляемого принципалов гаранту.

Зеркала списка Минфина, в случае его недоступности из-за каких-либо профилактических работ на сервере министерства можно найти на страницах кредитных брокеров, работающих в сфере госзакупок. Плюсом таких дополнительных списков будет то, что брокеры отметят банки, выбывшие из списка, и если клиенты уже начали работу с ними по получению гарантии, они смогут своевременно остановить ее и выбрать другой банк.

Кто и как ведет реестр гарантий?

Интересы заказчика в сфере госзакупок обеспечивает не только список банков, но и реестр выданных ими обеспечений. За ведение списка гарантий отвечает Федеральное казначейство.

Оно же выдает эмитетнам гарантий электронные сертификаты, которые позволяют вносить информацию в реестр. Попадают в него только гарантии, выданные в соответствие с законом №44-ФЗ.

Если же она выдается исходя из требований законов №223-ФЗ (закупки компаниями с госучастием). 214-ФЗ (долевое строительство) и других аналогичных, необходимости учитывать ее в реестре не установлено. А это значит, что достоверность документа можно проверить только направлением запроса в банк или проверкой изменения оборотов в отчетности по соответствующей строке. Случаи так называемых «серых» гарантий бывают и риска отказа в приеме обеспечения по этой причине следует избегать.

Как внести гарантию в реестр?

После того, как банковская гарантия выдана, оформлена в виде бумажного электронного документа, ее эмитент не позднее следующего рабочего дня после выдачи обязан внести информацию о ней в реестр. Информация предоставляется в электроном виде и подписывается усиленной электронной подписью. На основании занесения информации формируется выписка, которая предоставляется бенефициару. Точно также в кратчайшие сроки вносится в реестр и информация о внесении любых изменений в условия гарантии. Все банковские гарантии, банки, их выдавшие и государственные контракты также учитываются в системе учета данных по государственным закупкам. Эта информация доступна только непосредственным участникам процессов в этой сфере.

Закрытая и открытая информация

Так как среди государственных контрактов некоторые находятся в сфере, связанной с государственной тайной, информация о них засекречена. Точно также засекречена и информация, связанная с перечнем предоставленных банковских гарантий по обеспечению обязательств по таким контрактам.

Как получить выписку из реестра?

Выписка может потребоваться не только для предоставления ее бенефициару вместе с гарантийным письмом. Выдавать ее обязаны по требованию любой из сторон гарантийного обязательства, а также по запросу определенных государственных органов. Если информация находится в засекреченной части списка, то на запрос и ответ ставится гриф «секретно» и выдается она в особом порядке с соблюдением всех требований по защите государственной тайны. В ином случае она будет предоставлена по запросу заявителя и подтвердит наличие его обеспечения в списке.

Следует учитывать, что отсутствие банка в перечне и отсутствие гарантии в реестре может привести к отказу заказчика принять обеспечение. В худшем случае, поставщик тут может оказаться в перечне недобросовестных, в лучшем – ему придется оформлять новое гарантийное письмо. Следует избегать этих ситуаций и оформлять документы согласно требованиям закона, сотрудничая только с кредитными учреждениями, чья стабильность подтверждена Минфином.

Для того чтобы принять участие в тендере, компании необходимо обеспечить свои обязательства. Сделать это можно, например, при помощи банковской гарантии. Но как получить такой документ и в любое ли кредитное учреждение можно обратиться для его оформления? Разбираемся в данной статье.

Требования к банкам, имеющим право выдавать банковскую гарантию

Первоначально необходимо определиться с тем, что представляет собой банковская гарантия. Законодательством предусмотрено два способа обеспечения финансовых обязательств участниками тендеров: залог и банковская гарантия. Второй вариант удобнее, поскольку позволяет поставщикам не выводить крупные суммы из оборота во время участия в торгах. Банковская гарантия представляет собой письменное обязательство одного участника сделки (гаранта), взятое им по просьбе другого участника (принципала), уплатить денежную сумму третьей стороне (бенефициару) при наступлении особых условий по договору при предъявлении требования об уплате бенефициаром. Проще говоря, банковская гарантия - это обязательство финансовой организации погасить материальный ущерб (выплатить денежную сумму) указанной в договоре стороне при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником условий заключенного с данной стороной договора.

Все банковские гарантии можно разделить на пять видов в зависимости от сферы их применения:

  • гарантия на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на обеспечение заявки;
  • таможенная гарантия;
  • гарантия возврата авансового платежа;
  • гарантия в пользу налоговых органов.

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Гарантия на исполнение обязательств по контракту . Предоставляется победителем торгов заказчику и является законодательно необходимым условием при заключении госконтракта. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения условий контракта исполнителем банк выплачивает кредитору гарантийную сумму.

Банковская гарантия на обеспечение заявки . Ее предоставляют участники конкурсов или аукционов при подаче заявки на участие. Документ является гарантией исполнения победителем своих обязательств по подписанию контракта с заказчиком.

Таможенная гарантия. Это обязательство кредитной организации, гарантирующее оплату исполнителем таможенных платежей. Такая гарантия дает отсрочку таможенных платежей, предоставить ее необходимо таможенным органам.

Гарантия возврата авансового платежа . Иногда условиями контракта предусматривается получение аванса исполнителем. Прежде чем получить денежную сумму, поставщик обязан предоставить заказчику гарантию возврата авансового платежа. Документ призван обезопасить заказчика от нецелевого расходования аванса.

Гарантия в пользу налоговых органов. Предоставляется налоговым органам для обеспечения уплаты налоговых платежей. К примеру, гарантия возврата возмещенного НДС дает право получить налоговый вычет по НДС без проведения камеральной налоговой проверки и в сжатые сроки.

Чтобы получить банковскую гарантию, нужно обратиться в банк, который выдает данные документы. Однако не все кредитные организации имеют такие полномочия.

Требования к банкам, которые выдают банковские гарантии, определяются целями получения документа. К примеру, гарантия по статье 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее - 44-ФЗ) или гарантия в пользу налоговых органов в обязательном порядке должна быть выдана банком, удовлетворяющим условиям статьи 74.1 НК РФ. Так, предоставить такую гарантию имеют право только те финансовые организации, которые включены в специальный перечень банков. С ним можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Для того чтобы кредитная организация попала в данный перечень, на текущий момент она должна соответствовать следующим требованиям, то есть иметь:

  • лицензию на осуществление банковских операций, выданную Центральным банком РФ;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб.;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный Банком России на дату направления информации;
  • отсутствие задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Требования к банкам, выдающим гарантию для участия в тендере по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее - 223-ФЗ), не прописаны. На практике же заказчики выдвигают довольно жесткие условия. Так, кредитное учреждение хоть и не должно в обязательном порядке быть внесено в перечень банков Министерства финансов, но ему необходимо, например, находиться в ТОП-50 лучших банков или даже в ТОП-10 по реестру Минфина России.

Перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий

Как уже говорилось ранее, перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и которые соответствуют требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 44-ФЗ, публикуется на сайте Министерства финансов РФ. Данный реестр ведется и обновляется на основе данных, которые предоставляет Центральный банк РФ.

44-ФЗ выдвигает жесткие требования к кредитным организациям, которые имеют право выдавать банковские гарантии. Список банков сокращается: если еще совсем недавно он насчитывал более 300 кредитных организаций, то сегодня в перечень Минфина входит 203 банка. Реестр обновляется довольно часто - на протяжении месяца выкладывается до пяти обновленных списков. За этой информацией потенциальным участникам тендеров необходимо регулярно следить, поскольку одни банки могут появляться в перечне, а другие - исчезать из него.

Большая часть фигурантов реестра Минфина - крупнейшие российские банки. Обязательно присутствуют и региональные кредитные организации.

Выбирать банк для получения банковской гарантии только на основании списка Минфина не стоит. Во-первых, у всех банков разные условия и требования к принципалу; во-вторых, не все банки занимаются выдачей гарантий для обеспечения в сфере госзакупок: то есть, право выдавать такие документы они имеют, но этим правом не пользуются. Таким образом, потенциальный участник тендера должен выбирать банк заранее, поскольку отбор и выяснение условий могут занять значительное количество времени.

Как выбрать банк, предоставляющий банковские гарантии по ФЗ-44

Выбор банка только по реестру Минфина, как уже отмечалось ранее, - не совсем верный подход. Наличие финансового учреждения в данном перечне - далеко не единственный критерий отбора. Необходимо обратить внимание и на некоторые другие факторы, по которым можно выделить наиболее выгодные условия получения банковской гарантии. К таким факторам относятся:

  • условия предоставления банковской гарантии;
  • сумма и срок банковской гарантии;
  • процентная ставка;
  • срок возмещения платежа;
  • обеспечение при выдаче банковской гарантии.

Условия предоставления банковской гарантии . Как правило, сюда включается размер вознаграждения банка за выдачу документа. Гарантия предоставляется не бесплатно, комиссия составляет фиксированный процент, который зависит от гарантийной суммы, сроков предоставления документа и внутренних регламентов финансового учреждения. Средний размер вознаграждения варьируется и также зависит от наличия либо отсутствия залога.

Сумма банковской гарантии. Большинство банков при определении суммы документа ориентируются на финансовую устойчивость потенциального участника торгов. В каждом конкретном случае такая сумма определятся индивидуально. Нельзя забывать и о том, что у любой кредитной организации есть свой «потолок» по общему размеру всех выданных банковских гарантий. По закону он составляет 25% от суммы собственного капитала.

Процентная ставка . Очень важный момент, поскольку ни одна компания не застрахована от неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту. Если исполнитель все же не смог выполнить условия договора, то банк, выступивший гарантом, возвращает бенефициару гарантийную сумму. Ставка в этом случае у каждой финансовой организации разная, она может варьироваться в пределах 10–30%.

Срок возмещения платежа. Когда сумма по гарантии уже выплачена, компания, владеющая гарантией, должна возместить банку деньги с процентами. Обычно срок возмещения составляет не более одного года.

Обеспечение при выдаче банковской гарантии. Это всем известный залог. Сегодня банки весьма придирчиво относятся к разновидностям залога при предоставлении своих гарантийных обязательств. Большинство кредитных учреждений предпочитают в качестве залога недвижимое имущество, но в некоторых случаях можно получить банковскую гарантию под комбинированный залог.

Итак, для оформления банковской гарантии вам важно правильно выбрать кредитное учреждение. Однако самостоятельно искать банк среди более чем 200 финансовых учреждений слишком долго, тем более непрофессионалу бывает сложно разобраться во всех нюансах сделки, включая оформление гарантии. Ускорить процесс поможет обращение в брокерскую компанию.

Источники:

  • 1 https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/

С 01.07.18 для участия в торгах по 44-ФЗ требуется замена электронной подписи на квалифицированную!

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • В каком банке открывать спецсчет? СПИСОК УТВЕРЖДЕННЫХ БАНКОВ

В каком банке открывать спецсчет?

Минфин регулярно обновляет перечень банков, которые с 1 июня вправе выдавать гарантии для обеспечения заявки или исполнения контракта. В актуальном списке от 22.10.2018 уже 200 финансовых организаций.

Смотреть обновляемые списки банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ можно на сайте Минфина (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/# ).

Уточненные данные на 01.11.2018.

Общие сведения об использовании спецсчетов

С 1 июля 2018 года начнут работать , согласно которым при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, должны будут вноситься участниками закупок на специальные счета , открытые ими в банках, перечень которых будет установлен Правительством Российской Федерации.

Другими словами, порядок внесения обеспечения заявок в электронных торгах на счета электронных торговых площадок - упраздняется.

Первоначально предполагалось, что у каждого поставщика будет только один спецсчет. Однако, это вызвало массу возражений со стороны участников рынка госзакупок и ФАС, которые опасаются приостановки закупок в связи с необходимостью открытия сотен тысяч счетов. В свою очередь электронные торговые площадки утверждают, что требование «один поставщик, один счет» может лишить их клиентов, с банками которых площадки не работают. За один спецсчет выступили только две ЭТП - Агентство по госзаказу Татарстана и Сбербанк-АСТ, ссылаясь на сложности с поисками ответственного за выполнение операций по обеспечению заявки при наличии у поставщика нескольких счетов, а также на то, что проверка нескольких счетов технически неисполнима - на блокировку счета отводится один час.

27 апреля 2018 года Минфин разместил на своем официальном сайте , обозначив следующие моменты:

  • Поддержано предложение о снятии ограничения на одновременное наличие у участника закупки только одного специального счета с введением возможности одновременного открытия нескольких спецсчетов в различных банках. Соответствующие поправки готовятся;
  • Спецсчета будут открываться в банках, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям (аналогичным требованиям, предъявляемым к банкам, в которых могут размещаться на депозиты средства федерального бюджета);
  • Спецсчет не может использоваться для проведения расчетов при исполнении контрактов;
  • Допускается многократное использования спецсчета при участии в закупке, проводимой на любой электронной площадке;
  • На остатки денежных средств на спецсчетах участникам закупок будут начисляться проценты;
  • Операторы электронных площадок, отобранных в соответствии с установленными Правительством РФ критериями, будут обязаны заключить соглашения с банками, ведущими спецсчета, для обеспечения обмена информацией.

В конце мая 2018 года Правительство РФ выпустило Постановление N 626 от 30.05.2018 , в котором обозначены следующие моменты:

  • Требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве спецсчета;
  • Требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭТП с банком;
  • Правила взаимодействия участника закупки, оператора ЭТП и заказчика в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в электронных закупочных процедурах.

Таким образом, вышеуказанное постановление разрешает использовать в качестве спецсчета существующие банковские счета участников закупок. Для этого необходимо заключить с банком дополнительное соглашение, в соответствие с требованиями постановления.

До 1 января 2019 года стать владельцем спецсчета смогут поставщики, аккредитованные на одной из ЭТП, вновь отобранных по требованиям 44-ФЗ. После указанной даты участник закупок должен состоять в едином реестре участников закупок, ведение которого будет осуществляться на ЕИС.

Вывод - для старта работы и процесса открытия спецсчета ожидаем трех следующих событий:

  • публикацию перечня банков для работы со спецсчетами;
  • публикацию перечня ЭТП, готовых к реализации всех новшеств 44-ФЗ;
  • заключения доверенных банков соглашений к отобранными ЭТП.

Почему вводится новая схема со спецсчетами? Победитель закупки оплачивает торги

Основную цель, которую преследует Правительство РФ вводя использование счецсчетов, это повышение "прозрачности" госзакупок. Однако, этот механизм лишает электронные площадки возможности получать доход от размещения денежных средств участников на банковских счетах.

В целях "компенсации" потери доходов электронных торговых площадок Правительство РФ подписало Постановление № 564 от 10.05.2018 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении её предельных размеров". Согласно данному документу:

  • плата взимается с победителя электронной процедуры в замере 1% от НМЦК, но не более чем 5000 рублей;
  • если закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то предельная сумма, которая будет взиматься с победителя не должна превышать 1% от НМЦК и 2000 рублей;
  • в случае уклонения победителя от заключения контракта, возможно заключение контракта со "вторым" местом, плата с которого не взимается.

Взимание платы с победителя будет осуществляться двумя способами:

  • путем перечисления денежных средств на банковский счет оператора электронной площадки, оператора специализированной площадки;
  • путем списания денежных средств в размере платы со спецсчета победителя закупки.

В ряде случаев для заключения контрактов и участия в тендерах от поставщиков товаров и услуг требуется предоставление банковской гарантии.

Этот документ выдается банками, имеющими соответствующие разрешения согласно закону №44-ФЗ. Только те банковские организации, которые внесены в реестр Минфина и отвечают требованиям указанного закона, могут предоставлять гарантии на исполнение государственных контрактов.

Банковская гарантия является своего рода страховкой.

Если исполнителем работ (поставщиком товаров, услуг), не выполняются взятые на себя обязательства, образовавшиеся издержки компенсируются банком, который выдал гарантию.

Иногда, кроме прямых убытков, банками компенсируется нанесенный моральный ущерб (это происходит только в тех случаях, если соответствующий пункт включен в договор).

Кроме банковской гарантии, участники тендеров могут обеспечивать выполнение обязательств денежным залогом. Однако данный способ не всегда удобен, поскольку исполнители госконтрактов могут не иметь необходимых свободных сумм, особенно, если речь идет о миллионных договорах. В отличие от залога, банковские гарантии не требуют внесения оплаты – исполнитель оплачивает лишь услугу по выдаче документа. Как правило, это 3-4% от суммы обеспечения.

Если банк, выдавший гарантию, отказывается компенсировать нанесенный ущерб, пострадавшая организация может подать на него в суд. Как правило, после таких прецедентов банки исключаются из реестра Минфина.

Что касается реестра кредитно-финансовых организаций, имеющих право на выдачу банковских гарантий, он постоянно меняется и дополняется новыми учреждениями. Именно поэтому перед оформлением гарантии в выбранном банке необходимо проверять информацию о том, входит ли он в утвержденный список. Как это сделать – расскажем далее.

Требования к банкам

Для того чтобы банковская организация была включена в реестр Минфина, она должна отвечать требованиям.

Требования таковы:

  • у банковской организации должна быть в наличии действующая лицензия на выполнение банковских операций, которая выдана Банком России;
  • деятельности организации должна проводиться не меньше пяти лет;
  • банковский капитал должен быть не менее миллиарда рублей;
  • организация должна соблюдать все нормативы, прописанные в законе №86-ФЗ («О Центральном банке РФ»), на все отчетные даты на протяжении последнего полугодия;
  • банк не должен нуждаться в реализации программы финансового оздоровления согласно требованиям ЦБ РФ.

С первого января 2018 года указанные требования были расширены.

Теперь в число обязательных требований входит:

  • наличие у банка кредитного рейтинга от Аналитического кредитного рейтингового агентства (не меньше «ВВВ-(RU)»);
  • от рейтингового агентства «Эксперт РА» (не меньше «ruВВВ-»).

Специалисты отмечают, что данные нововведения могут привести к сокращению количества банков в общем перечне Минфина. Кроме того, не исключается, что на время переходного периода рейтинговые агентства немного ослабят требования к банковским организациям.

Действующий реестр Минфина

На данный момент в реестр Минфина входят 272 банковские организации, которые имеют право на предоставление банковских гарантий.

Обновление перечня банков производится на основе сведений, которые предоставляются Центральным банком РФ. Участникам тендерных процедур необходимо внимательно следить за изменениями в реестре, поскольку банки, в которых они ранее оформляли гарантии, могут быть из него исключены.

Большая часть банков в реестре – это крупнейшие российские кредитные учреждения и финансовые организации столицы. Кроме того, в реестр включены некоторые региональные банковские организации.

Важно знать о том, что перечень Минфина формируется не по рейтингу банковских организаций. Иными словами, банки, занимающие первые позиции в рейтинге, не обязательно являются самыми надежными финансовыми организациями.

Порядковый номер в перечне зависит от регистрационного номера банковской организации, присвоенного ей Центральным банком РФ. Таким образом, позиция банка в реестре не отражает рейтинг и качество работы финансовой структуры.

Как выбрать подходящий банк

Выбор банка для получения банковской гарантии – ответственный момент. Каждый банк может предъявлять свои требования к получателям. Кроме того, не все банки выдают гарантии для обеспечения обязательств в сфере государственных закупок (то есть такое право у них есть, но они его не используют).

При выборе банка необходимо обращать внимание на следующие нюансы:

  • условия выдачи гарантии (оплата за выдачу документа);
  • сумма гарантии (большинство банковских организаций при определении суммы учитывают финансовую устойчивость участника торгов);
  • процентная ставка (в разных банках она составляет 10-30%, эти проценты выплачиваются банку получателем гарантии, не выполнившим свои обязательства, поверх основной суммы гарантии)

  • период возмещения платежа (срок, в течение которого компания, не выполнившая обязательства, должна вернуть банку деньги и проценты; как правило, этот срок не превышает один год);
  • обеспечение при выдаче гарантии (большинство банков не требуют предоставлять залог для выдачи гарантии, но есть и такие организации, которые могут выдавать документы только при условии предоставления залогового имущества или поручительства).

Кроме того, необходимо обращать внимание на срок, в течение которого банки рассматривают заявки на выдачу банковских гарантий. В некоторых организациях рассмотрение заявок занимает достаточно длительное время, поэтому участникам госзакупок необходимо заранее заниматься вопросом оформления документа.