Изменения по ндс с 1 января. Сокращение сроков камералки по НДС

В 2017 году законодателями были внесены изменения по налогу на добавленную стоимость, которые будут действовать и в 2018 году. О том, кого коснутся корректировки по части НДС и что необходимо знать налогоплательщикам, каков новый порядок уплаты НДС в 2018 году - читайте в этой статье.

Кого еще признали налоговыми агентами по НДС в 2018 году?

Законом №355-ФЗ от 27 ноября 2017 года внесены корректировки, которые вступают в силу с 01.01.2018 года. Поправки касаются покупателей товаров, которые, начиная с вышеуказанной даты должны выполнять обязанности налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость.

В частности, изменения по НДС введены относительно:

  • лома металлов;
  • отходов металлов (цветных и черных);
  • вторичного алюминия (в том числе - его сплавов);
  • шкур животных (сырых).

Продажа этих товаров в РФ теперь облагается НДС, что означает появление у покупателя обязанности по исчислению налога на добавленную стоимость. Не платить НДС могут физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Налоговые агенты, применяющие ОСНО, могут наряду с начислением НДС заявить о получении вычета.

Кто не признается налоговым агентом по НДС в 2018 году?

В соответствии с поправками в законодательстве РФ, которые актуальны в 2018 году, некоторые категории посредников не являются налоговыми агентами по НДС.

Пункт 10, статьи 174.2 НК РФ (в редакции № 335-ФЗ) определяет, какие именно посредники не признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость:

  • субъекты общероссийской платежной системы;
  • операторы связи, которые перечислены в ФЗ «О национальной платежной системе» (Закон№161 от 27 июня 2011 года).
Кто утратил право на вычет входного НДС в 2018 году?

Изменения, внесенные законодателями, которые действуют в 2018 году, коснулись и тех, кто получает инвестиции, а также субсидии из государственного бюджета.

В новом пункте 2.1 статьи 170 Налогового кодекса указано, что плательщики налога на добавленную стоимость не вправе принимать к вычету входной НДС (по услугам, работам, товарам), которые были куплены за государственный счет. То же самое касается и ситуации, когда государственное субсидирование поступает в уставный капитал организации.

В правило «5 процентов» по НДС внесли уточнения в 2018 году

В 2018 году уточнены правила «5 процентов» по НДС (внесены №335-ФЗ), позволяющему принимать входной НДС к вычету полностью. Корректировки касаются организаций, ведущих операции, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. Изменения сводятся к следующему:

  • необходимо вести раздельный учет для принятия входного НДС к вычету в полном объеме;
  • правило не действует, если организация ведет операции, которые НДС не облагаются.

Напомним, как выглядит формула расчета по правилу 5%:

Расходы, которые связаны с реализацией, не облагаемой НДС (за квартал) / Общий размер расходов, которые связаны с реализацией (за квартал) X 100% ≤ 5%.

Указывать НДС на чеке стало обязательным

В пункт 6 статьи 168 российского Налогового кодекса внесены изменения (№ 349-ФЗ от 27 ноября 2017 года), в соответствии с которыми с 1 января 2018 года, при розничной торговле услугами, товарами или работами нужно в обязательном порядке указывать НДС.

На товарных ценниках, а также ярлыках этого можно, как это было ранее, не делать.

В каких ситуациях НДС полностью отсутствует?

1. В случае выпуска из Государственного резерва материальных ценностей, начиная с 1 января 2018 года (на основании № 316-ФЗ от 14 ноября 2017 года).

Таким образом, заемщики и ответственные хранители могут выпускать материальные ценности из Госрезерва для их заимствования, освоения или замены. НДС при этом удерживаться не должен. Помимо этого установлены особые правила для расчета налоговой базы, а также порядок определения процентной ставки по налогу на добавленную стоимость при продаже материальных ценностей заемщиками и лицами, ответственными за их хранение.

2. В случае передачи целевого имущества в ОЭЗ.

С 1 января 2018 года, при передаче имущества властям в регионах (и в муниципалитетах), которое создано для претворения в жизнь договоров о создании особых экономических зон (статьи 146 и 170 НК) на безвозмездной основе НДС отсутствует (на основании № 351-ФЗ от 27.11.2017 года).

Помимо этого Управляющие компании ОЭЗ и Акционерные общества с 2018 года не обязаны в 2018 году восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, которые раньше были приняты к вычету по вышеупомянутому имуществу.

НДС 0% при реэкспорте продукции в 2018 году

Изменения также коснулись ставки по НДС по отношению к операциям по реализации реэкспортируемых товаров. С 2018 года ставка по НДС изменена на 0% на основании №350-ФЗ от 27 ноября 2017 года. Но есть определенные условия для нулевой ставки.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ перечислены таможенные процедуры, которые должны пройти такие товары (в том числе - отходы, остатки, продукты переработки):

  • переработку на таможенной территории;
  • свободную таможенную зону и свободный склад.

В соответствии с действующим российским законодательством, с целью подтверждения НДС 0% при реэкспорте, обязательно предоставление следующих документов в налоговую инспекцию:

  • Таможенная декларация (копия или оригинал).
  • Внешнеторговый контракт (копия или оригинал).
  • Товаросопроводительные справки и транспортные справки (копии).
  • НДС 0% и отказ от нулевой ставки при экспорте продукции в 2018 году

    В 2018 году расширен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по отношению к экспортным товарам. Напомним, что ранее владельцы налогоплательщики НДС, поставляющие подвижные железнодорожные составы, а также контейнеры с целью перевозки продукции на экспорт имели право применять нулевую ставку только в двух случаях, если составы и контейнеры:

    • арендованы;
    • в собственности.

    С 2018 года это ограничение снято.

    В новой редакции статьи 164 НК РФ, в которую внесены поправки № 350-ФЗ, говорится о том, что с 2018 года вводится возможность отказаться от ставки 0% по НДС при экспорте (в том числе - и по смежным услугам).

    Теперь экспортеры продукции смогут отказаться от нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость:

    • при перевозке экспортируемых товаров;
    • при их экспорте.

    Вернуться к нулевой ставке экспортеры смогут не раньше, чем через год после отказа от ее применения.

    Чтобы отказаться от ставки 0%, нужно подать заявление в ИФНС до 1 числа квартала, начиная с которого предприятие будет отчислять НДС по ставкам:

    Обратите внимание, что в этом случае использовать различные ставки к продукции (даже если его покупают разные лица) запрещено. Кроме того, недопустимо отказываться от ставки 0% по НДС в отношении какой-либо определенной сделки.

    Если организация отправляет товары по почте, то в 2018 году она должна подтверждать ставку 0% по НДС, в соответствии с изменениями, при помощи таких документов (оригиналов и копий):

    • платежные поручения;
    • декларация (форма CN 23).

    Напомним, что до этого перечень подтверждающих документов при отправке посылок заграницу не был четко регламентирован Налоговым кодексом.

    С актуальным бланком декларации по форме CN 23 можно ознакомиться тут:

    Стоит учитывать, что при отправке в другие государства посылок по почте, для подтверждения нулевой ставки по НДС, в соответствии с №350-ФЗ организациям не потребуется внешнеторговый контракт.

    НДС 0% для услуг аэропортов в 2018 году

    В 2018 году список услуг, освобожденных от НДС, которые предоставляют аэропорты, определяется документом, изданным российским правительством. Это следует из закона № 305-ФЗ (от 30 октября 2017 года), который вносит изменения в НК (подпункт 22 пункта 2 статьи 149).

    Новым подпунктом 4.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ на основании № 353-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года вводится НДС 0% по Калининградской области в отношении внутренних воздушных перевозок пассажиров (включая багаж).

    Введение taxfree с 1 января 2018 года

    Taxfree - это право на возврат НДС с покупок, которые иностранные граждане (за исключением ЕАЭС), совершили в России. Система вводится № 341-ФЗ от 27 ноября 2017 года с 01.01.2018 года. При этом taxfree действует не на все товары (к примеру, за подакцизные товары НДС нельзя вернуть).

    Новая статья Налогового кодекса РФ, 169.1, регулирует порядок возврата НДС для иностранцев, совершавших покупки в России.

    Для возврата иностранцу необходимо соблюдать такие условия:

  • Купить товаров с учетом налога на добавленную стоимость на сумму от 10 000 рублей в течение календарного дня (с 00 часов до 24 часов).
  • Показать паспорт.
  • Попросить чек у продавца товара (он необходим как подтверждение для компенсации налога)
  • Не позднее чем через три месяца после совершения покупок вывезти их через пункты пропуска.
  • В течение года со дня совершения покупки обратиться за компенсацией.
  • Немаловажно и то, что продавцы, принимающие участие в taxfree, получают право принимать НДС к вычету, который они вернули иностранным гражданам.

    Продавец, в свою очередь, должен соответствовать ряду требований, а именно:

    • заниматься розничной торговлей (не только сама организация, но и ее обособленные подразделения);
    • входить в специальный реестр Министерства промышленности и торговли РФ;
    • быть плательщиком НДС;
    • находиться в определенном Правительством РФ месте (определяется отдельным постановлением).

    Продавцу будет необходимо оформить чек о возврате НДС иностранцу в одном экземпляре на основании чека, предоставленного иностранным физическим лицом. Особой формы такого чека нет, но обязательные реквизиты к его оформлению есть. Таким образом, продавцу на основании чека taxfree(с отметкой таможни о вывозе товара) вернут НДС, если НДС был возвращен иностранцу.

    Научитесь правильно рассчитывать НДС в различных практических ситуациях на онлайн — курсе « ».

    Основные изменения, касающиеся НДС

    С 1 января 2018 года вступили в силу положения некоторых Федеральных законов, принятых в ноябре 2017 года, которые внесли множество поправок в НК РФ. В данной статье рассмотрены основные изменения, касающиеся исчисления и уплаты НДС, которые необходимо учитывать, начиная уже с 2018 года. Для удобства наиболее значимые изменения сведены в таблицу.

    Отмена льготы по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных п. 8 ст. 161 НК РФ
    Запрет вычета НДС по товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным за счет полученных субсидий или бюджетных средств п. 2.1 ст. 170 НК РФ
    Право на отказ от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров и некоторых видов услуг, связанных с экспортированием товаров п. 7 ст. 164 НК РФ
    Нулевая ставка НДС для реэкспорта пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ
    Нулевая ставка НДС при предоставлении железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от вида права владения ими п. 1 ст. 164 НК РФ
    Уточнение «Правила 5 процентов» п. 4 ст. 170 НК РФ
    НДС в чеке при розничной торговле товарами (работами, услугами) п. 6 ст. 168 НК РФ
    Отмена льготы по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов

    С 1 января 2018 года утратил силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, который ранее предоставлял продавцам льготу по НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных. Одновременно, введен новый п. 8 в ст. 161 НК РФ, в соответствии с которым, обязанность по исчислению и уплате НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов, сырых шкур животных, возлагается на покупателей, являющихся, в данной ситуации, налоговыми агентами по НДС.

    Покупателями, которые признаются налоговыми агентами по , являются все юридические лица и ИП (за исключением физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП), в том числе, применяющие специальные налоговые режимы или освобожденные от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ или ст. 145.1 НК РФ. При этом, обязанности налогового агента по НДС возникают у покупателей только в том случае, если они приобретают лом и отходы черных и цветных металлов, вторичный алюминий и его сплавы, а также сырые шкуры животных, у плательщиков НДС. Чтобы покупатели понимали, что приобретают указанный товар у неплательщиков НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном документе на реализацию «Без налога (НДС)».

    НДС у продавцов:

    1. Если указанные товары реализуются продавцом-плательщиком НДС физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП, то НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, который выписывает счет-фактуру в обычном порядке, с указанием ставки НДС 18% и соответствующей суммой налога.

    2. Если указанные товары реализуются продавцом-плательщиком НДС юридическим лицам или ИП, независимо от применяемой покупателями системы налогообложения, то НДС продавцом не исчисляется и не предъявляется покупателю (п. 4 ст. 173 НК РФ). В этом случае, продавец должен выставить счета-фактуры, в том числе, корректировочные и авансовые, с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (п. 5 ст. 168 НК РФ). Продавец выписывает покупателю счет-фактуру по общеустановленной форме, в которой заполняется графа 5 «Стоимость товара без налога, всего». В графе 7 «Налоговая ставка» указывается ставка НДС 18%, в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» отражается договорная стоимость товара с учетом НДС.

    3. Если указанные товары реализуются продавцом, не являющимся плательщиком НДС, юридическим лицам или ИП, независимо от применяемой покупателями системы налогообложения, то указанные продавцы в документах на реализацию проставляют отметку «Без налога (НДС)».

    НДС у покупателей-налоговых агентов:

    1. Если указанные товары приобретаются у физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, то НДС покупателями, являющимися налоговыми агентами, не исчисляется и в бюджет не уплачивается, так как физические лица не являются плательщиками НДС.

    2. Если указанные товары приобретаются у юридических лиц или ИП, являющихся плательщиками НДС, то покупатели — налоговые агенты, определяют налоговую базу по НДС, исходя из договорной стоимости товаров, включающей сумму НДС, по ставке НДС 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

    В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС у налоговых агентов, является наиболее ранняя из дат:

    • день отгрузки товаров
    • день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров

    Можно сделать вывод, что продавец получает оплату за товары без сумм НДС, который напрямую уплачивается покупателем в бюджет, в момент перечисления денежных средств продавцу.

    3. Если указанные товары приобретаются у юридических лиц или ИП, не являющихся плательщиками , то покупатели — налоговые агенты, уплачивают продавцу стоимость товара, но НДС не исчисляют и в бюджет не перечисляют.

    В Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Запрет вычета НДС по товарам, приобретенным за счет субсидий или бюджетных средств

    С 1 января 2018 года вводится новый п. 2.1 в ст. 170 НК РФ. Теперь в случае приобретения товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, за счет полученных субсидий или бюджетных средств, НДС, предъявленный поставщиками, вычету не подлежит, а учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль, при условии ведения раздельного учета НДС.

    Если товары (работы, услуги), основные средства, нематериальные активы и имущественные права, сначала приобретаются за счет собственных ресурсов, а затем получена субсидия или бюджетные средства на возмещение понесенных затрат, то ранее принятый к вычету НДС, восстанавливается в периоде получения указанной субсидии или бюджетных средств (п. 3 ст. 170 НК РФ).

    В случае частичного возмещения затрат за счет субсидий или бюджетных средств, необходимо рассчитать долю НДС, подлежащую восстановлению, пропорционально стоимости товаров (работ, услуг), без учета налога, приобретенных за счет субсидий или бюджетных средств, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), без учета налога.

    Право на отказ от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров

    С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ вводится новый п. 7 в ст. 164 НК РФ. Теперь организации при экспорте товаров, а также, при оказании некоторых видов услуг и выполнении работ, в отношении экспортируемых товаров, вправе отказаться от применения нулевой ставки НДС.

    Для получения права на неприменение нулевой ставки НДС, необходимо представить заявление в налоговый орган по месту своего учета, не позднее 1-го числа налогового периода (квартала), с которого планируется не применять нулевую ставку НДС.

    Указанное право предоставляется на срок не менее 12 месяцев в отношении всех экспортных операций, по которым такой отказ предусмотрен. То есть, выборочно отказываться от нулевой ставки НДС по конкретным сделкам, нельзя.

    Нулевая ставка НДС для реэкспорта

    С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ изменена редакция пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которой, нулевая ставка НДС применяется при реэкспорте товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры:

    • переработки на таможенной территории, и (или) товаров (продуктов переработки, отходов и (или) остатков), полученных (образовавшихся) в результате переработки таких товаров
    • свободной таможенной зоны, свободного склада, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада

    Для подтверждения нулевой ставки НДС при реэкспорте в налоговую инспекцию по месту своего учета, помимо прочих, нужно представить следующие документы:

    • оригинал или копию внешнеторгового контракта,
    • оригинал или копию таможенных деклараций,
    • копии транспортных и товаросопроводительных документов.
    Нулевая ставка НДС при предоставлении железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от вида права владения ими

    С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ изменена редакция п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которой, нулевая ставка НДС применяется при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, независимо от того, на каком праве они принадлежат налогоплательщику.

    До 2018 года нулевая ставка НДС применялась, только если железнодорожный подвижной состав и (или) контейнеры принадлежали налогоплательщику на праве собственности или аренды.

    Уточнение «Правила 5 процентов»

    С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменена редакция п. 4 ст. 170 НК РФ. Налогоплательщики, осуществляющие облагаемые и необлагаемые НДС операции, обязаны вести раздельный учет входного НДС, даже в случае соблюдения условия, установленного «Правилом 5 процентов».

    Если «Правило 5 процентов» выполняется, то право принимать входной НДС к вычету по товарам (работам, услугам), относящимся как к облагаемым НДС, так и не облагаемым операциям, сохраняется в полном объеме.

    Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются только в необлагаемых НДС операциях, включается в стоимость таких товаров (работ, услуг). Принять, в этом случае, входной НДС к вычету нельзя, даже если расходы на необлагаемые НДС операции не превышают 5%.

    НДС в чеке при розничной торговле товарами (работами, услугами)

    С 1 января 2018 года, Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ внесена поправка в п. 6 ст. 168 НК РФ: теперь при реализации розничным потребителям, необходимо выдавать чек или иной документ с выделенной суммой НДС.

    ФНС сделала дайджест новинок, с которыми бухгалтерам работать со следующего года.

    Президент подписал несколько законов, изменяющих НДС с 2018 и 2019 годов.

    Налоговые агенты по НДС С 1 января 2018 года на покупателей отдельных видов товаров возлагается обязанность налоговых агентов по НДС.

    Закон устанавливает, что при реализации на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не будут освобождаться от НДС), а также сырых шкур животных, алюминия вторичного и его сплавов сумма НДС исчисляется налоговыми агентами - покупателями этих товаров.

    Исключение составляют физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

    Налоговые агенты, применяющие общую систему налогообложения, одновременно с исчислением налога вправе заявить соответствующий вычет, то есть фактическое перечисление денежных средств в бюджет не производится.

    Электронные услуги В настоящий момент при оказании электронных услуг иностранные организации исчисляют НДС только в том случае, если покупателем услуг выступает физическое лицо.

    Если контрагентом выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, они выступают налоговым агентом и при перечислении платы по договору иностранному лицу удерживают НДС.

    С 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

    Национальная платежная система Кроме того, закон не признает налоговыми агентами посредников, являющихся субъектами национальной платежной системы, а также операторов связи, указанных в Федеральном законе «О национальной платежной системе».Субсидии С 1 января 2018 года налогоплательщики не вправе принимать к вычету суммы предъявленного НДС на товары, работы или услуги, приобретенные за счет полученных субсидий и бюджетных инвестиций.

    Данное ограничение также применяется, если субсидия увеличивает уставный капитал.

    Кроме того, уточнен порядок восстановления НДС в том случае, если субсидия частично компенсирует стоимость покупки.

    Нулевая ставка НДС Применение нулевой ставки по НДС с 1 января 2018 года распространено на операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта.

    При этом нулевая ставка по НДС применяется только в случае, если ранее товары проходили таможенные процедуры - переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада.

    Ранее налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению ж/д подвижного состава и контейнеров для перевозки экспортируемых товаров, могли применять нулевую ставку по НДС только в том случае, если подвижной состав и контейнеры находились у них в собственности или в аренде. С 2018 года данное условие отменено.

    Таким образом, расширился круг лиц, имеющих право на применение нулевой ставки НДС по данному основанию.

    Новый порядок исчисления ндс при реализации лома, сырых шкур и алюминия вторичного НДС уплачивает покупатель

    С 1 января 2018 г. реализация лома облагается НДС, т. е. пп. 25 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающий освобождение от налога утрачивает силу (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

    Но уплачивать НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а так же сырых шкур животных будут покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся ИП). Новый пункт 8 статьи 161 НК РФ возлагает на них обязанности налогового агента по НДС (п.8 ст.161 НК РФ введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

    В целях НК РФ (п.8 ст.161 НК РФ): сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке; алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

    Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика НДС. Т. е., организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

    Но, обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий или шкуры у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

    Т. е., например, если пункт приема вторсырья приобретает лом у физических лиц, НДС такой организации платить не придется. Обязанности налогового агента по НДС у нее не возникают. Или завод, приобретает лом у неплательщиков НДС, например, у организаций или ИП, применяющих УСН или освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 и 145.1 НК РФ. НДС по такой операции завод не уплачивает.

    Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

    Четыре исключения из правил, когда НДС придется исчислить продавцу

    Если поставщик обманет покупателя, т. е. будет установлено, что продавец безосновательно проставил отметку в договоре и первичном документе об отсутствии НДС, то именно продавцу, а не покупателю придется уплатить в бюджет НДС (абз. 7 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)).рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

    Также продавцу придется самостоятельно исчислить НДС, если при реализации лома он был освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС или применял спецрежим (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН), но потерял на это право «задним числом». Т. е., такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации лома, начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов (абз.8 п.8 ст.161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ с 01.01.2018 г.). рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

    Например, организация на УСН продала лом 12.04.2018 года (с отметкой «Без налога (НДС)). Но во 2-м квартале доходы с начала года превысили максимальную величину для применения УСН, например, это произошло 20.06.2018 г. и она потеряла право на применение этого спецрежима с 01.04.2018 г. (п.4 ст.346.13 НК РФ). С 20.06.2018 г. организация стала выставлять своим покупателям счета-фактуры с НДС и внесла соответствующие изменения в ранее выставленные договоры. Соответственно она должна исчислить НДС по лому, отгруженному во 2-м квартале 2018 г. за период с 01.04.2018 г. до 20.06.2018 г., в нашем примере, по лому, отгруженному 12.04.2018 г. рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

    Кроме того, НДС должен быть исчислен и предъявлен покупателю продавцом, если лом приобретает физическое лицо, не являющееся ИП (такие ситуации, по мнению автора редкость) (п. 3.1 ст. 166, п.1 ст.168 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.)рт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

    При реализации лома на экспорт продавец выставляет покупателю счет-фактуру с нулевой ставкой НДС, которую продавцу необходимо

    Как оформляет реализацию лома продавец?

    Несмотря на то, что при приобретении лома у плательщиков НДС покупатели должны исполнять обязанности налогового агента по НДС, нормы НК РФ не освобождают продавцов от выставления счетов-фактур. Но в тех случаях, когда НДС должен уплатить налоговый агент, продавец обязан при реализации налогоплательщиками лома, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров выставить счета-фактуры, в т. ч. корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом, в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст.168 НК РФ). НДС по таким операциям продавец не исчисляет (п.4 ст.173 НК РФ).

    По общему правилу, в расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Однако учитывая, что данный налог продавец не предъявляет покупателю и даже не должен его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ с 01.01.2018 г.) по мнению автора, в первичных документах, которыми сопровождается передача лома покупателю, следует сделать такую же отметку, что и в счете-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

    Как такие счета-фактуры будет регистрировать продавец и покупатель, являющийся налоговым агентом по НДС пока неясно. В Правила ведения книги продаж и книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 по всей видимости будут внесены изменения.

    Порядок исчисления НДС покупателем-налоговым агентом

    Налоговый агент, приобретающий лом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ (т. е., исходя из договорной стоимости), с учетом налога (п.8 ст.161 НК РФ). Ставка НДС 18/118 применяется к налоговой базе, включающей сумму НДС (п.4 ст. 164 НК РФ). Т. е., если в договоре указана стоимость лома 118 руб., в т. ч. НДС, налоговая база будет равна 118 руб. Если же в договоре указана стоимость лома без НДС, например, 100 руб. без учета НДС (НДС уплачивается налоговым агентом), то налоговая база будет равна также 118 руб. (100 руб. + НДС (18 руб.)).

    Учитывая, что налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из денежных средств, перечисляемых налогоплательщику (пп.1 п.3 ст.24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета НДС, можно сказать, что в любом случае продавец должен получить оплату за лом (в т. ч. предоплату) без НДС.

    Момент определения налоговой базы у налоговых агентов, приобретающих лом у плательщиков НДС, определяется в порядке, установленном п. 1 ст.167 НК РФ (п.15 ст.167 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.), т. е. налог исчисляется на одну из наиболее ранних дат:

    • на день отгрузки;
    • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

    Полагаем, что в случае перечисления предоплаты, порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ. Такие налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ. Т. е. в случае, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

    Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г., в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

    Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  • При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  • При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.
  • Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ), т. е. именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику (т. е. фактически НДС будет удержан у поставщика (не будет перечислен поставщику) при перечислении ему оплаты (поставщику перечисляют оплату без НДС)).

    Также нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

    Новым пунктом 4.1 ст.173 НК РФ установлен порядок определения суммы НДС, которую налоговый агент, указанный в п. 8 ст. 161 НК РФ должен уплатить в бюджет по итогам квартала. Налоговый агент определяет сумму налога, исчисленную на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивает ее на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст.170 НК РФ и уменьшает на сумму вычетов предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычетов НДС при экспорте товаров.

    НДС, исчисленный налоговым агентом при приобретении лома, может быть принят им к вычету, если налоговый агент является плательщиком НДС и лом приобретен для облагаемых НДС операций (п.3 ст.171 НК РФ). Кроме того, если налоговый агент является плательщиком НДС, он может принять к вычету НДС, исчисленный им при перечислении аванса в счет поставки лома (как НДС, предъявленный покупателю при перечислении аванса) (п.12 ст.171 НК РФ), правда в этом случае так же как и при принятии к вычету НДС по «обычному» авансу, перечисленному поставщику, налоговому агенту придется восстановить НДС, ранее принятый к вычету при перечислении аванса в периоде возникновении права на вычет НДС по приобретенному лому (пп.3 п.3 ст.170 НК РФ).

    Также налоговый агент имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

    Для наглядности приведем пример, как по мнению автора, в бухгалтерском учете у покупателя-плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

    У покупателя:

    • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
    • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
    • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
    • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
    • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
    • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
    • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
    • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

    У Продавца:

    • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
    • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

    Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС, как уже говорилось, по мнению автора, могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ). Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. Поэтому, по мнению автора, покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость приобретенного лома (ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость).

    Вычеты НДС, предусмотренные п.3, п.5 и п.12 ст.171 могут применить только налогоплательщики. Это прямо указано в данных нормах.

    Если организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ). Но, если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и в сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

    Также отметим, что для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не предусмотрены (поскольку такие агенты не являясь плательщиками НДС и не вправе принимать к вычету НДС, восстановление которого предусмотрено пп.3 и пп.4 п.3 ст.170 НК РФ. Иными словами, поскольку НДС к вычету не принимался, то и восстанавливать нечего).

    Таким образом, налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению. Они обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п.5 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.). Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ в ред. с 01.01.2018 г.).

    Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

    Хотим предупредить, что нормы НК РФ не дают однозначного ответа на многие вопросы исчисления НДС с 1 января 2018 года. Автор высказал лишь свою точку зрения, к которой следует относится как к экспертной позиции. И, не исключено, что у Минфина РФ и ФНС РФ может быть иное мнение по данным вопросам. Официальные разъяснения пока отсутствуют.

    Учет ндс при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета

    С 1 января 2018 г. вносятся изменения в ст.170 НК РФ, касающиеся учета НДС при получении бюджетных инвестиций и субсидий из бюджета.

    Так, в новом п. 2.1. ст 170 НК РФ будет установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет полученных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) или уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ вычету не подлежит. (п.2.1 ст.170 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).

    Сумма налога учитывается в расходах при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение самих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию). При этом, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. При невыполнении данного требования НДС в расходах учитывать нельзя.

    Это правило применяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

    Если же товары (работы, услуги) сначала приобретаются налогоплательщиком, и только потом он получает субсидию или бюджетные инвестиции на возмещение затрат, то ранее принятый к вычету НДС необходимо восстановить при получении денежных средств (пп.6 п.3 ст.170 НК РФ). Требование о восстановлении НДС при получении субсидий на возмещение затрат содержалось в пп.6 п.3 ст.170 НК РФ и до 01.01.2018 г.. При этом восстанавливать НДС при получении бюджетных инвестиций не требовалось.

    С 1 января 2018 г. также будет уточнено, что НДС необходимо восстановить независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат. Определен порядок восстановления НДС при частичном возмещении затрат за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

    В такой ситуации налогоплательщику необходимо рассчитать долю налога, подлежащего восстановлению. Она определяется, исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

    Новый порядок применения «правила 5%»

    Если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ. НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям - принимается к вычету.

    НДС, относящийся исключительно к НЕоблагаемым операциям (назовем их прямыми расходами) - включается в стоимость приобретений, т. е. учитывается в расходах. А, по тем товарам (работам, услугам) и имущественным правам, которые будут участвовать одновременно и в облагаемой и в освобожденной от НДС деятельности, входной НДС (назовем его «общехозяйственным» НДС) нужно распределить. Часть налога включается в их стоимость (и соответственно учитывается в расходах), а другая часть (относящаяся к облагаемым операциям) принимается к вычету. Для этого рассчитывают соответствующую пропорцию.

    Но в настоящее время п.4 ст.170 содержит, так называемое, «правило 5%», которое формально позволяет налогоплательщику не вести раздельный учет и принять к вычету всю сумму НДС, если доля расходов на необлагаемые операции в общей сумме расходов за квартал не превышает 5%. Однако, с учетом последней судебной практики и разъяснений Минфина РФ «правило 5%» может применяться только в отношении «общехозяйственных» вычетов, т. е. вычетов НДС, которые должны распределяться в пропорции между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

    Вычет НДС по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к необлагаемым операциям не может быть принят к вычету, даже при соблюдении «правила 5%» (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015, п. 12 Письма ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@, Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-07-11/65098).

    С 1 января 2018 года данная позиция будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Т. е. при соблюдении «правила 5%» налогоплательщик сможет принять к вычету всю сумму «общехозяйственного» НДС, а по товарам (работам, услугам), относящимся исключительно к облагаемым или исключительно необлагаемым операциям придется вести раздельный учет входного НДС.

    Как видим, изменений по НДС немало. Причем, некоторые поправки, внесенные в главу 21 НК РФ, влекут за собой необходимость изменения формы декларации по НДС и правил ее заполнения, а это прибавит работы даже тем налогоплательщикам, которых нововведения не касаются. И это еще не все...С 1 января 2018 г. существенные поправки по НДС ждут организации и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Но об этом в следующей статье «Экспортный» НДС. Изменения с 1 января 2018 года».

    Закон не обходит стороной и налог на добавленную стоимость.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Получается, что даже те фирмы, которые сдают нулевую декларацию, должны оформлять ее таким же образом.

    Если организация будет передавать декларацию по НДС на привычном бумажном носителе, то Налоговая инспекция может наложить штраф в размере 200 рублей.

    Это следует знать всем предприятиям. С текущего года отчетность в налоговую передается только при помощи электронного документооборота.

    Изменения по НДС с 1 октября 2019 года:

    Представители Правительства не раз предлагали повысить ставку по НДС. Это связано с тем, что данный налог приносит в федеральный бюджет большую долю доходов.

    Ведь такой платеж перечисляют не только организации, работающие на внутреннем рынке РФ, но и предприятия-импортеры товаров.

    В связи с санкциями, которые приняли в отношении России многие страны, аналитики прогнозируют падание импортируемой продукции, соответственно, снизиться и поступление в бюджет НДС от предприятий, работающих с импортом.

    Однако современные реалии показывают, что от повышения НДС в первую очередь пострадают организации, функционирующие на внутреннем рынке РФ.

    Поэтому активные разговоры о повышении ставки налога на добавленную стоимость пока остаются только разговорами.

    Это вызывает облегчение у крупных, средних и мелких предприятий, обязанных начислять и уплачивать в бюджет данный платеж.

    Рассмотрим подробно, что же происходит с НДС с 01.01.2014 г.. Каких статей коснулись нововведения.

    Уточнение содержания ст. 148

    Реализация услуг, продукции или работ облагается НДС в том случае, если она произведена на территории РФ. С 01 октября в внесены поправки.

    Отныне уточняется место реализации товаров, услуг или работ: берутся данные, указанные в учредительных документах при государственной регистрации предприятия.

    Внесенные изменения касаются филиалов и представительств организации. Если в учредительной документации отмечено, что филиал предприятия расположен заграницей, то реализация работ (товаров, услуг) у этого представительства НДС не облагается.

    Данное правило принято, чтобы организации могли избежать двойного налогообложения, выполняя реализацию не на территории России.

    Изменения по п. 16 ст. 167 Изменения по вычетам (ст. 170 и ст. 172)

    Внесены поправки в «Порядок изменения налоговых вычетов» и в «Порядок отнесения сумм налога по производству и реализации товаров, работ, услуг».

    Данные изменения коснулись тех случаев, когда расчеты межу покупателем и продавцом осуществляются по частичной или полной предоплате.

    Рассмотрим пример. Фирма-продавец получила от покупателя предоплату за продукцию. Организация отгрузила товар, но его стоимость оказалась меньше размера полученной предоплаты.

    В такой ситуации покупатель обязан восстановить НДС в том размере, который отмечен в счете-фактуре. Получается, что сумма восстановления равна сумме налога, указанного компанией-продавцом.

    Нововведения предусматривают и те случаи, когда в договоре между сторонами указано, что предоплата включает расчеты за выполнение отдельных стадий оказания услуг или выполнения работ, а также отдельных партий продукции.

    В таких случаях налог на добавленную стоимость восстанавливается в размере, который приходится на часть предоплаты.

    Согласно действующему законодательству организация-продавец в срок получения от покупателя предоплаты должна рассчитать и перечислить НДС.

    Однако теперь она имеет право принять сумму НДС, которая рассчитана с предоплаты, к вычету после оказания услуг, выполнения работ или отгрузки товара. Это правило отмечено в п. 1 ст. 172 НК РФ.

    Новая редакция

    До принятия ФЗ № 238-ФЗ от 21.07.2014 г. все налогоплательщики, которые совершают разнообразные рабочие сделки, обязаны были выписывать счета-фактуры.

    Видео: бухгалтер LIVE. Изменения по НДС с 1 октября 2019 г. (238-ФЗ)

    Согласно нововведению в законодательство отныне налогоплательщики имеют право не составлять счет-фактуру для тех контрагентов (покупателей услуг, работ, товаров), которые не относятся к плательщикам НДС или освобождены от платы налога на добавленную стоимость.

    Важное замечание. Продавец вправе не составлять счет-фактуру только в том случае, если между ним и покупателем оформлено обоюдное согласие об этом в письменной форме.

    Если согласия нет, то сторонам необходимо действовать в ранее установленном порядке.

    Уточнение по ст. 174

    Так, с начала следующего года налогоплательщики, которые были обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, могут этого не делать.

    Однако это изменение затрагивает не всех. Например, сюда не относятся посредники, даже те, кто не является плательщиками НДС. Такой группе журнал вести придется.

    Последствия перемен:

    У организаций еще долго будут вызывать вопросы, связанные с нововведениями, которые появились благодаря принятому ФЗ № 238-ФЗ от 21.07.2014 г.

    Правительство постаралось учесть все нюансы и слабые стороны действующего ранее законодательства.

    С вступлением в силу нововведений упростилось ведение коммерческой деятельности, как организаций-продавцов, так и предприятий-покупателей.

    Плюсы

    Среди достоинств принятых изменений стоит отметить:

    • упрощение документооборота;
    • уменьшение количества показателей в (нет необходимости отмечать цену без НДС);
    • определение даты реализации недвижимости;
    • снижение образования несогласованности финансовых операций;
    • исключение двойного налогообложения. Это новшество благоприятно отразиться на предприятиях, которые открывают или имеют заграницей представительства или филиалы;
    • частичная отмена ведения журналов по движению счетов-фактур.

    Плюсы принятых изменений достаточно ощутимы для организаций, работающих как на внутреннем рынке России, так и за рубежом. Однако у каждого принимаемого закона есть и свои слабые стороны.

    Недостатки

    Деятельность каждого предприятия очень специфична. Ведь организацию можно назвать живым организмом, который ежедневно меняется.

    Современные компании должны эффективно работать и моментально реагировать на различные внешние и внутренние факторы.

    Власти постоянно принимают и вносят изменения в действующее законодательство. Руководители предприятий обязаны принимать во внимание нововведения, особенно те, которые касаются системы налогообложения.

    Изменения, которые принес принятый летом ФЗ № 238-ФЗ от 21.07.2014 г., должны благоприятно отразиться на деятельности организаций.

    Возможно из-за выполнения каких-либо специфических операций, некоторые компании ощутят недостатки введенных изменений. Покажет время.

    Практические примеры

    Компания продавец, находящаяся на ОСНО (общей системе налогообложения) оказала услуги фирме, использующей УСН (упрощенную систему налогообложения).

    Согласно законодательству, которое действовало до 01.10.2014 г. продавец должен выставить счет-фактуру с выделенным НДС.

    Однако организации заключили . В данном случае продавец имеет право не оформлять счет-фактуру покупателю.

    Следующий пример. Продавец получил аванс от покупателя в размере 118 000 руб. и с этой суммы заплатил в бюджет НДС 18 000 руб.

    Фирма-покупатель эту сумму приняла к вычету. Продавец передал продукции на сумму 94 400 руб. (в том числе НДС 14 400 руб.).

    Согласно заключенного договора в счет оплаты отгрузки идет в зачет только половина авансового платежа, то есть 59 000 руб., где НДС 9 000 руб.

    Благодаря принятым нововведениям продавец, выполнив первую отгрузку, имеет право заявить к вычету, а компания-покупатель должна восстановить налог, который приходится на 59 000 руб., те есть 9 000 руб.

    Сумму оставшегося авансового НДС продавец примет к вычету, а покупатель восстановит, когда произойдет зачет аванса в счет состоявшейся отгрузки.

    Основные выводы

    Подведем итог. Принятые нововведения и поправки можно объединить в несколько пунктов:

  • Юридическое лицо, которое находится на одном из специальных налоговых режимов, имеет право не выставлять счета-фактуры без НДС. Это правило действует только в случаях, если между сторонами заключено письменное взаимное соглашение.
  • Предприятие-продавец (работ, товаров, услуг) контрагентам, которые применяют специальные налоговые режимы и не являются плательщиками НДС, также может не составлять счета-фактуры по письменному взаимному соглашению сторон.
  • Если организация реализует недвижимое имущество, то НДС начисляется по дате передачи недвижимости покупателю по .
  • При выдаче или же получении авансового платежа с НДС компании могут принимать в зависимости от ситуации к зачету или вычету сумму налога, который определен на дату отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.