Индустриализация на урале 20 30 годы. Урок истории "Советская модель модернизации. Индустриализация. Индустриализация на Южном Урале". Великая и страшная эпоха индустриализации Урала – на уникальной выставке в Челябинске

Развитие промышленности на Урале в годы первых пятилеток.

Новый толчок в развитии промышленности Урала начался в XX веке, а затем в годы первых пятилеток.

В начале 20-30 годов была поставлена цель ускорить индустриальное развитие, методом создания социалистической промышленности. Свое применение такая политика нашла в пятилетках с развитием народного хозяйства.

Центральный Комитет партии и Советское правительство при активной поддержке партийных организаций и трудящихся масс Урала решительно отвергли все ошибочные и враждебные взгляды на роль и значение края. Ленинская точка зрения на Урал как на район, роль которого в хозяйственной жизни страны должна быть значительно повышена, была закреплена в первом пятилетием плане.

Основные задания уральской пятилетки были определены IX об­ластной партийной конференцией и VII областным съездом Советов, состоявшимися в апреле - мае 1929 г. Планировалось построить 148 промышленных предприятий. Сумма капитальных вложений в народное хозяйство области составила более 3 млрд. руб., или 13% капитальных вложений по стране. Более 70% этих средств направ­лялось на подъем тяжелой индустрии.

Черная металлургия полностью сохраняла значение наиболее крупной и преобладающей отрасли. В нее и в химическую промыш­ленность вкладывалось 1,5 млрд. руб. Производство черного метал­ла увеличивалось более чем в 3 раза, продуктов химии - в 11 раз, добыча каменнного угля - в 2,8 раза. Намечалось широкое разви­тие металлообработки (в 3 раза) и машиностроения (в 6 раз), в частности сельскохозяйственного машиностроения. Общий выпуск валовой продукции промышленностью Уральской области увеличи­вался с 529 млн. руб. до 4421 млн. руб

Грандиозные задачи пятилетки воодушевили уральцев, вызва­ли рост их творческой инициативы и самодеятельности. Развернув­шееся социалистическое соревнование и ударничество способствовали успешному выполнению заданий пятилетки. За первый ее год валовая продукция крупной промышленности Урала возросла на 21%, производительность труда - на 10%.

Первые успехи пятилетки наглядно свидетельствовали о пра­вильности генеральной линии партии и реальности взятых ею тем­пов индустриализации страны. Уже в 1929-1930 гг. стало возмож­ным поставить вопрос о выполнении пятилетки в четыре года. К этому времени на Западном Урале была открыта нефть, разреше­на проблема коксования некоторых кизеловских углей в смеси с сибирскими. Все это выдвинуло в порядок дня как одну из важней­ших проблем социалистического строительства в стране проблему Большого Урала.

В соответствии с Директивами XVI съезда партии был пере­смотрен первый пятилетний плам развития народного хозяйства Ура­ла и определены новые повышенные задания, получившие название плана Большого Урала. Этот план значительно превосходил пер­воначальный, он предусматривал более ускоренное развитие тяже­лого машиностроения как главного звена социалистической инду­стриализации. Капиталовложения в промышленность определялись в 5873 млн. руб. вместо 1962 млн. руб., предусмотренных первона­чальным вариантом плана.

После XVII партийной конференции, одобрившей директивы к со­ставлению второго пятилетнего плана, Академия наук СССР в ию­не 1932 г. провела в Свердловске сессию по проблемам Урало-Кузнецкого комбината, в работе которой участвовало 72 ученых, в том числе президент Академии наук А. П. Карпинский, академики Г. М. Кржижановский, И. М. Губкин, Н. Д. Зелинский, С. И. Вави­лов, С. Р. Струмилин, Д. Н. Прянишников и др. Для более интен­сивного изучения и использования природных богатств Урала в Свердловске был открыт филиал Академии наук СССР во главе с академиком И. П. Бардиным.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) продолжал важней­шие направления развития народного хозяйства страны, определив­шиеся в годы первой пятилетки. Особое внимание в нем уделялось созданию новых опорных баз индустриализации на Урале, в Запад­ной и Восточной Сибири, в Башкирии, на Дальнем Востоке, в Ка­захстане и Средней Азии. Важнейшее место среди этих промыш­ленных районов занимала вторая угольно-металлургическая база нашей страны - Урало-Кузнецкий комбинат, - на завершение ко­торого направлялось во втором пятилетии около четверти капита­ловложений в народное хозяйство СССР и более одной трети всех капиталовложений в тяжелую промышленность. Необходимо было завершить строительство Магнитогорского, Ново-Тагильского, Пер­воуральского и Синарского металлургических заводов, закончить реконструкцию старых предприятий.

Успех индустриализации во многом зависел от развития тяже­лого машиностроения. По первоначальному варианту плана наме­чалось построить на Урале за годы первых двух пятилеток 46 ма­шиностроительных заводов, но затем в связи с рассмотрением проб­лемы Большого Урала было решено построить 60 предприятий, в том числе: тяжелого машиностроения-15, общего машинострое­ния - 24, станко-инструментальных -10 и котлотурбодизеле- строительных- 11. Завершалось сооружение Уралмаша, Челябин­ского тракторного завода, развертывалось строительство Уралхиммаша, «Урал электроаппарата», Уралвагонзавода, Челябинского завода тяжелого станкостроения. Капиталовложения в машино­строение Урала составили около 1 млрд. руб.

Ускоренное развитие тяжелой индустрии Урала, как и всей стра­ны, было немыслимо без увеличения производства электроэнергии. Урал располагал крупными энергетическими ресурсами в виде угля, торфа, гидроэнергии рек Камы и Чусовой.

Первый год второй пятилетки был ознаменован и рождением еще одного гиганта тяжелого машиностроения Урала - Челябин­ского тракторного завода, который по своей мощности превосходил Сталинградский и Харьковский тракторные заводы вместе взятые.

В завершающем году второй пятилетки коллектив успешно справился с новой задачей: освоил массовый выпуск тракторов с ди­зельным мотором. Сборка их началась 20 июля 1937 г. За полгода ЧТЗ дал стране 1,5 тыс. дизельных тракторов, тогда как крупней­шая американская фирма «Катерпиллер» за пять лет выпустила 10 тыс. тракторов.

За годы первой и второй пятилеток в машиностроительную про­мышленность Урала было вложено более 2 млрд. руб. В 1937 г. по выпуску продукции машиностроения Урал занял четвертое место среди экономических районов страны - после Московского, Ленин­градского и Украинского. Доля Урала в общей продукции увеличи­лась с 4,5% в 1932 г. до 8,5%.

Фактически заново создавалась на Урале химическая промыш­ленность. Уже к концу первой пятилетки он занял по ее производ­ству первое место в Советском Союзе.

В годы первой пятилетки на Урале возникла совершенно новая отрасль промышленности - нефтяная. В апреле 1929 г. в Верхне­чусовских Городках при разведке на калийные соли профессор Пермского университета П. И. Преображенский со своими сотруд­никами открыл нефть.

Развитие индустрии Урала привело к дальнейшему росту рабо­чего класса, изменению его количественного и качественного соста­ва, повышению производственной квалификации, трудовой и поли­тической активности.

В годы первой пятилетки развернулась массовая подготовка квалифицированных кадров. Основной формой ее стали школы фаб­рично-заводского ученичества при крупных предприятиях. Созда­вались и другие профессионально-технические учебные заведения. Число их на Урале выросло с 96 в 1927/28 г. до 227 в 1931/32 г., а количество учащихся в них - с 8,7 тыс. до 63,3 тыс., то есть в 8 раз.

Коренные социально-экономические преобразования, проис­шедшие в стране, формирование социалистических производствен­ных отношений, повышение политического и культурно-техниче­ского уровня трудящихся и улучшение их материального благосо­стояния явились основой для возникновения высшего этапа соци­алистического соревнования - стахановского движения.

Большую роль в создании могучего индустриального Урала сыграли кадры партийных и хозяйственных руководителей, воспи­танных Коммунистической партией. Огромное внимание уральской промышленности уделял Г. К. Орджоникидзе, который, начиная с 1930 г. и до конца своей жизни, руководил социалистической ин­дустрией нашей страны.

В годы первых пятилеток на Урале выросли заме­чательные кадры партийных, профсоюзных, комсомольских, хозяй­ственных работников, специалистов, инженеров, техников способ­ных выполнять самые сложные и ответственные задания партии и правительства во имя торжества дела социализма.

Слайд 2

Административно-территориальноеделение.

Май 1918г. на Урале создана Уральская область с центром в Екатеринбурге. Осенью 1919г. На территории Урала было образовано 5 губерний и две национальные республики. 1923г. По решению ВЦИК и СНК на территории Урала создавалось 15 округов, входящих в Уральскую область с центром в Екатеринбурге. 17 января 1934г Президиум ВЦИК принял решение о разделении Уральской области. На карте страны появилась Челябинская область в составе 64 районов. 22января 1934г на первой областной партийной конференции первым секретарем Челябинского обкома партии стал Кузьма Васильевич Рындин.

Слайд 3

Голод 1921 – 1922 гг. на Урале.

В 1921-1922гг. На долю многих россиян выпало тяжелое испытание. Около 40% всей территории страны охватил страшный голод. Он свирепствовал и на Урале. Одной из главных причин его была политика продразверстки, проводимая советской властью в деревне. Засуха 1921года обострила ситуацию. Начался голод. В Челябинской губернии в пищу стали употреблять суррогаты, т.е. все, что могло заменить продукты (озерная тина, мох, кожу и кости, липовое лыко, муку из камыша, лебеду). Особенно обострилась ситуация зимой, когда растительная пища стала недоступна. Это привело в появлению трупоедства и каннибализма. Только в Верхнеуральском уезде в 1921г. Было зарегистрировано 99 случаев. «Помоги!», 1922г. Художник Д.Моор.

Слайд 4

Комиссия по борьбе с голодом.1922г. Борьба с голодом была взята под контроль государственных органов и органов местного управления. 25 июня 1921г была создана Челябинская губернская комиссия помощи голодающим. Она собирала пожертвования, распределяет полученные из центра продукты питания, занимается изъятием церковных ценностей, средства от продажи которых используется для поддержки голодающих.

Слайд 5

Не осталось безучастным к трагедии на Южном Урале и мировое сообщество. В Челябинске в 1922г. «Американская администрация помощи» (АРА) открыла 7 столовых на 5 тыс. человек, а молодежная рабочая организация «Межрабпом» кормила в городе 9107 детей. Регулярно прибывала помощь с продовольствием из Китая, Чехословакии и других стран. В сентябре 1922г. Комиссия по борьбе с голодом была преобразована в Комиссию по борьбе с последствиями голода. Несмотря на принятые меры, население только Челябинского уезда с осени 1921-го по август 1922-го гг. сократилось на 17%. От голода умерли 35 630 человек. Эвакуация детей в плодородные губернии, г.Челябинск, 1922г.

Слайд 6

Южный Урал в годы НЭПа.

Продпятерка в Челябинске, 1921г. Осенью 1922г. Стали ощущаться первые результаты изменения аграрной политики большевиков. К 1925 г. сельское хозяйство приблизилось к довоенному уровню производства. НЭП внесла изменения в социальную структуру населения уральской деревни. К 1925г. Две трети сельских жителей относились к середнякам, дававшим основную массу товарной продукции. В годы НЭПа на Южном Урале создаются первые сельскохозяйственные объединения для совместной обработки земли – коммуны – с полным обобществлением всего имущества. Объединяли они, как правило, бедноту, и количество их было незначительно.

Слайд 7

Предприятия Челябинска в 1921- 1922гг были небольшими. Предприниматели и кооперативы открывали частные заведения, торговые и промышленные предприятия с наемными рабочими. 9 сентября 1921г. Было принято решение о возврате мелких и кустарных предприятий их бывшим владельцам, не уличенным в выступлениях против советской власти. Разрешалась и аренда предприятий. С 1 мая 1922г. Вся промышленность переводилась на хозрасчет. Предприятия сняли с государственного снабжения. Началось сокращение рабочих на предприятиях, что привело к безработице и открытию биржи труда. 1922 год для Челябинска стал переломным. Уже к концу его наметился подъем промышленного производства. Расширялась государственная и кооперативная торговля. Постепенно налаживалась городская жизнь Челябинска.

Слайд 8

В 1921 г. открылись педагогическое училище и драматический театр, в 1923 г. – краеведческий музей. В начале 20-х гг на помощь малочисленным извозчикам пришел…паровой трамвай. Первым видом городского общественного транспорта в Челябинске стал автобус. 13 сентября 1925 г. началось движение по маршруту «Каменный мост (через Миасс) – вокзал». В городе в 1922г. появились первые пионеры. На 1 января 1925г. было 42 пионерских отряда. Комсомольская организация насчитывала 1344 комсомольца. Уездный город превращался в промышленный и культурный центр Южного Урала.

Слайд 9

Индустриализация на Южном Урале

В декабре 1925 года был принят курс на социалистическую индустриализацию. Урал превращался в опорный край державы. Первенцем плана ГОЭЛРО на Южном Урале стала Челябинская государственная районная электростанция (ЧГРЕС)., давшая электростанцию для будущих строек и заводов. Вокруг поселка Челябинские копи (с 1933 года – г.Копейск) развернулось строительство 20 шахт. За годы 2-й и 3-й пятилеток в районе п. Коркино и Еманжелинска заложено 16шахт. Объем добычи угля в Челябинском бассейне Увеличился с 485тыс.т.(1928г.) до 5631тыс.т. (1940г.). Одним за другим сооружались электрометал- лургический комбинат- производитель первых советских ферросплавов (июль 1931г), электролитный цинковый и др. Шахтеры Челябинских копей.

Слайд 10

В 1930-е гг. Челябинск стал родиной мощ- ных гусеничных тракторов. Осенью 1929г. к востоку от города были забиты первые колышки на месте будущего завода –ЧТЗ. 10 августа 1930 года стало «большим днем Большого Урала» - торжественно прошла закладка первых фундаментов литей- ного и кузнечного цехов. После митинга 5 тыс. рабочих остались на субботник. Одновременно с заводом поднимался один из первых в стране социалистических городков: 32 четырехэтажных жилых дома и клуб с первым на Урале звуковым кинотеатром. 1 июня 1933 года с конвейера завода сошли первые 13 тракторов. Первый трактор с маркой ЧТЗ Митинг, посвященный пуску ЧТЗ. 1 июня 1933г.

Слайд 11

Еще одна великая стройка началась в январе 1929 года у горы Магнитной. Гигант отечественной металлургии создавался ударными темпами. Так, 26 июня 1931 года бригада строителей Хабибуллы Галлиуллина на бетонных работах установила мировой рекорд: вместо 200 замесов бетона по норме сделано 1196. Этот трудовой подвиг лег в основу романа – хроники «Время, вперед!», написанного известным писателем В.П. Катаевым. Первый чугун Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) выдал 1 февраля 1932 года. Через год мартеновские печи, самые крупные в СССР, дали первые тонны стали. Делегаты международного геоло- гического конгресса, посетившие ММК в 1937 году, назвали предприя- тие «русским чудом». Магнитогорский металлургический комбинат. 1930 –е гг.

Слайд 12

Крупнейшие предприятия Челябинского Урала (1920-1940гг.)

Энергетика. Челябинская государственная районная электростанция. (1930г.) Горнорудная и угольная промышленность. Новые шахты в Копейске, п. Коркино и Еманжелинка. Возобновление добычи антрацита в Полтавско-Брединских угольных копях (1927-1928гг). Металлургия. Челябинский электрометаллургический комбинат (1931); Магнитогорский металлургический комбинат (1933); Челябинский абразивный завод (1933); Челябинский электролитный цинковый завод (1935); Модернизация медеплавильных производств в Карабаше и Кыштыме, золотодобычи в Кочкаре. Машиностроение. Челябинский тракторный завод (1933); Челябинский завод крупного станкостроения (1935). Транспорт. Проложен второй путь на участке Челябинск-Курган (1930), новые Ж/Д Карталы-Магнитогорск, Карталы-Орск (1929-1930), Карталы-Акмолинск (1939-1943), Челябинск-Каменск-Уральский (1940) Сельское хозяйство. 1928-1931гг. Организация овцесовхозов в Брединском и Кизильском районах, мясосовхоза «Варненский», маслосовхоза «Миасский», зерносовхозов «Магнитный», «Уйский», «Петропавловский», «Песчанный», «Подовинный», «Еманжелинский».

Слайд 13

Задания по теме «Южный Урал в 1920-е – 1930-е гг».

1. 3 ноября 1923 г. ЦИК СССР принял постановление об образовании Уральской области, в состав которой вошли _____ округов. Административным центром Уральской области стал город __________(с 1924г.-____________). Назовите причины голода в Челябинской области в 1921-1922гг.Какие страны оказали помощь в борьбе с голодом? Соотнесите события и даты. Пуск ферросплавного завода в Челябинске. 1925г. Образование Челябинской области. 1июня 1933г. Выпуск первых тракторов на ЧТЗ 1 февраля 1933г Выплавка первого чугуна на ММК 26 июня 1931г. Ввод в строй ЧГРЭС июль 1931г. Мировой рекорд Галлиуллина. 17 января 1934г. Курс на соц.индустриализацию. 1930г.

Посмотреть все слайды

https://www.сайт/2016-12-16/velikaya_i_strashnaya_epoha_industrializacii_urala_na_unikalnoy_vystavke_v_chelyabinske

«Ударным темпом, полным ходом»

Великая и страшная эпоха индустриализации Урала – на уникальной выставке в Челябинске

В Картинной галерее музея изобразительных искусств Челябинска открылась выставка живописных работ, пожалуй, самых важных для понимания истории областного центра. Экспозиция «Ударным темпом, полным ходом!» посвящена великой и страшной эпохе индустриализации края. Картины, написанные столичными художниками, несут живое дыхание того времени.

«Урало-Кузбасс» или «Урало-Кузбасский комбинат» - масштабный проект соединения сибирского угля и уральской стали в единую производственную цепь. Задуманный ещё в царское время, он не был реализован из-за наступившей 1-й мировой войны. Придя к власти, большевики взялись за его реанимацию со всей мощью военно-мобилизационного режима... И, увы, со всем его равнодушием к обычным людям.

Советская власть понимала, что зафиксировать эти события чрезвычайно важно, но ещё более важно - сделать их частью большого советского мифа, вложить туда некий дидактический посыл. В этой связи на Южный Урал был откомандирован большой коллектив московских и ленинградских художников, имевших за плечами хорошую школу живописи. Их работы и стали основой для выставки «Урало-Кузбасс в живописи», отразив невероятный индустриальный прорыв и сопутствующие ему социальные изменения.

В этом году выставке «Урало-Кузбасс в живописи» исполняется 80 лет. Впервые она была показана 30 марта - 1 апреля 1936 года, - рассказывает куратор выставки Наталья Козлова. - Эта экспозиция - наша родословная. Сейчас модно копаться в архивах, строить генеалогические деревья, искать корни. С этой выставки начинался наш музей в 1936 году. Правда, тогда она была огромной - выставлялось около ста художников и около четырёхсот произведений. Сейчас осталось порядка 47-ми работ и около 18-ти художников. Это произошло не по нашей вине.

Выставка простимулировала создание музея, и он торжественно открылся в здании Александро-Невской церкви на Алом поле в 1940 году. Однако в военные годы музей был временно ликвидирован. Безо всяких описей вещи просто раздали по театрам, школам, госпиталям. Часть вещей осела в Краеведческом музее, которым руководил Иван Горохов. И, несмотря на то, что он как раз таки старался сохранить коллекцию, позднее ему ставили в вину растрату ценностей. К счастью, в 1947 году его оставили в покое и было принято решение о восстановлении музея искусств. Тогда же под его нужды было выделено нынешнее здание Картинной галереи на улице Труда, и уже в 1952 году музей открылся во второй раз.

Когда коллекцию стали собирать заново, многие вещи так и не были найдены, а многие поступали реально «копчёными». От наслоений гари и копоти иногда было трудно различить исходное изображение. Экспонаты доставали из котельных, кочегарок, самых неожиданных и странных мест. С тех пор они и хранились в музейных фондах.

Отдельным картинам, вроде «Ударников» Василия Костяницына, повезло больше остальных: они выставлялись на партийных съездах и поэтому выглядят более ухоженными. Часть же картин в 60-е годы вообще намеревались списать как утратившие художественную ценность. Соцреализм окончательно выродился, изменились общественно-культурные установки. Но списывать его со счетов было бы ошибкой.

Чтобы научиться читать, надо сначала выучить алфавит. Представленные работы - важный этап в истории отечественного искусства и в истории языка искусства, - объясняет Наталья Козлова значение представленных работ. - Здесь чувствуется живая энергия. Чувственное [начало] художника. Это не рациональная живопись более позднего или современного периода, где много концептуализма, где надо включить контексты. Это просто эмоциональное отношение художника к тому, что он видит. Здесь ещё нет соцреалистического шаблона, хотя уже видны подступы. Это и красота, и историческое значение работ.

В судьбе каждого из представленных художников отражена вся сложность того исторического периода, который переживала страна. Наталья Александровна помнит множество биографий, а знание личной истории живописцев придаёт их работам новое измерение:

Художник Соколов дружил с Есениным. Они встретились в начале двадцатых в Сочи, осталась их переписка, переполненная нежностью. Если знать это, то понимаешь, почему пейзажи Соколова, изображающие рудные работы, кажутся такими странными. Люди там словно лишние на фоне ярких геометрических форм отработанной породы. Соколов - поэт по своей природе, и это отражено в его работах. Художница Колесова, чьё творчество представлено на выставке наивным полотном «Ударник», работала во МХАТе и была знакомы с Булгаковым. По своему типажу она походила на Марлен Дитрих, утончённая блондинка, и Михаил Афанасьевич, возможно, вывел именно её в своём «Театральном романе» в образе художницы Госье.

Тени Маяковского, Булгакова, Есенина, вплетённые в судьбы живописцев и фоном встающие за написанными ими полотнами, прославляющими индустриализацию, накладываются на историю Южного Урала, вплетая ее в общий исторический контекст страны.

Иногда биография художника так богата, что может послужить основой для романа или киносценария. Например, Александр Соловьёв был мужчиной внушительных габаритов, изучал французскую (вольную) борьбу и бокс. В казанской юности участвовал в стеночных боях. После поражения Белого движения по подложным документам перебрался в Советскую Россию, работал вышибалой в трактирах, рисовал портреты прохожих на улице. Новую власть он так и не принял, относился к ней с искусно подавляемой ненавистью, но приходилось выживать, и Александр Михайлович тоже принял участие в «художественном десанте» на Урал. Большевики щедро платили за создание эстетического мифа нарождающейся «новой исторической общности - советского человека».

На выставке представлена панорама Карабашского завода, написанная Соловьёвым. В этой панораме весь цинизм художника по отношению к деятельности Советов заметен искушённому глазу довольно сильно. Мы приучены читать слева направо, и если «прочесть» картину, то вместо гимна о величии большевистской индустриализации она прошепчет зрителю историю низвержения в ад. Слева - пасторальный пейзаж с лазоревым озером и аккуратной горой, вполне себе итальянский на вид. Далее взгляд движется сквозь заводские дымы и упирается в правую часть диптиха - зримую метафору геенны огненной с потоками лавы, низвергающимися в бездну.

Особый колорит времени панораме придаёт материал: картина представляет собой две фанеры, поверх который лежит красочный слой. Причём это не какая-то особенная, а та самая фанерка, на которой мы в детстве с горки ледяной съезжали.

А что вы хотите? - смеётся Станислав Ткаченко, директор музея искусств. - Такое было время. Художники писали на том, что могли найти. Если удавалось отыскать холст, хорошо. Но чаще всего в ход шла фанера, мешковина, ещё какие-то материалы.

Подтексты, проявляющиеся при внимательном ознакомлении с полотнами, очень интересны. Художник Павел Соколов, в будущем один из создателей эталонного соцреализма и дважды лауреат Сталинской премии, окончил Вхутемас, и в юности ему пришлось прятаться от тягот Гражданской войны в нашем южноуральском Троицке. Чтобы выжить, ему пришлось объявить себя сербом и взять к фамилии приставку Скаля. На картине «Ночной разговор» подпись художника даже выведена латиницей - Scala.

Несмотря на то, что картина изображает совещание в ставке Василия Чапаева, в ней скрыт идеологический подвох: если приглядеться, можно увидеть, что все герои, кроме мечтательного Фурманова, спят. Даже внешняя бодрость Чапая, подчёркнутая залихватскими усами, не обманет внимательного зрителя - циркуль выпал из руки комдива.

Отдельная часть экспозиции посвящена портретам рабочих челябинских предприятий. С одной стороны, это - заказ на парадный портрет. С другой - выполненные в мрачноватых коричнево-зелёных тонах, они выводят конкретного человека на грань архетипа, художественного образа, узнаваемого с детства. Их пустоватые глаза без особенных эмоций, постав головы, позы, бесконечные кепки-восьмиклинки - всё это таится примерно в тех же душевных закромах, где оливье, мандарины и Новый год.

Жёсткость нравов в заводских слободках отражена в этих лицах в полной мере. Легко всплывают воспоминания советского времени, когда в день получки среди женщин было не принято возвращаться домой в одиночку. Шли либо в компании товарок по цеху, либо в сопровождении мужчины. Это, разумеется, не самая приятная часть большой легенды о Челябинске, его великих заводах, стремительной индустриализации и прочем, но она есть и отмахнуться от неё невозможно. Это неотъемлемая часть челябинского менталитета. Стесняться её глупо.

Несколько полотен посвящено Сатке. Художник Серафима Рянгина, ещё при старом режиме получившая образование в Санкт-Петербурге и Москве, написала несколько картин о работе предприятия «Магнезит». Её женщины-заводчанки - с мощными спинами, мужскими запястьями, грубоватые и открытые - отражают тренд тогдашнего времени - женщина перестала быть утончённой деталью домашнего интерьера, превратившись в соратника, в человека труда. Она не утратила пол - позы работниц не лишены внутреннего изящества, - но встала вровень с мужчиной.

К сожалению, работы, посвящённые Сатке, несут на себе шрамы, оставленные временем. Полотна довольно сильно повреждены и нуждаются в реставрации, как и значительная часть коллекции. Тем не менее это делает их более подлинными, раскрывает дух истории края.

Интересен цикл небольших панорам мастера интерьерной живописи Василия Кучумова. Он поехал на Урал уже сложившимся мастером, когда ему было за сорок. Любовь Кучумова к деталям весьма заметна в его цикле, посвящённом промышленному строительству, и она же привела к анекдотической ситуации. Когда один из крупных партийно-хозяйственных руководителей увидел эти панорамы, то воскликнул: «Если бы у нас действительно было столько людей, сколько он нарисовал, мы бы работали вдвое быстрее!». Но для Кучумова крохотные мазки, изображающие людей, столь ничтожных перед огромной махиной индустриализации, всего лишь художественная деталь.

Представленные произведения очень разнятся. Портреты ударников кисти иконописца Костяницына похожи на парадные фото, хоть сейчас сгодятся на обложку журнала Time. А есть работы совершенно наивные, почти по-детски глядящие на чудо масштабной стройки. Но все эти полотна - это живая жизнь, живая история, в которой судьба и мировоззрение художника переплелись с судьбой Южного Урала.

Видеть эти картины, читать их очень важно для всякого, кому хочется ощутить свои исторические корни, прикоснуться к прошлому не через логику или пересказ, а через живую эмоциональную связь, пульсирующую сквозь время. Они (картины) откроются не сразу, но тем сильнее получаемый эффект.

Выставка продлится до конца марта в Картинной галерее по адресу: улица Труда, 92а. Режим работы: с 10.00 до 18.00, по четвергам - с 12.00 до 20.00, понедельник - выходной день.

Н.П. Шмакова , кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и методики преподавания истории ЧГПУ (г. Челябинск)

30-е годы XX в. стали временем глубоких социально-экономических и политических преобразований в нашей стране, вошедшие в историю первыми пятилетними планами, коллективизацией сельского хозяйства, изменениями в области культуры, созданием индустриальной базы. В народнохозяйственных планах предвоенных пятилеток большое внимание уделялось экономическому развитию Уральского региона. Уже первым пятилетним планом развития народного хозяйства предусматривалось перемещение промышленности на Восток и превращение Урала в «срединную индустриальную базу Союза» . Основные показатели развития уральской промышленности, которые рассматривались на IX областной партийной конференции и VII областном съезде Советов в апреле-мае 1929 г., почти без изменений вошли в этот Государственный план .

Успешное выполнение программы первого года пятилетки и выявление новых возможностей для расширения объема строительных работ позволили поставить перед уральской партийной организацией проблему «Большого Урала», которая представляла собой широкую программу создания развитой тяжелой индустрии ускоренными темпами. Впервые план «Большого Урала» обсуждался на заседании бюро Уралобкома в сентябре 1929 г., а затем был утвержден пленумом обкома в апреле 1930 г. и нашел наиболее полное воплощение в постановлении ЦК партии от 15 мая 1930 г. «О работе Уралмета» и в решениях XVI съезда ВКП(б). «Индустриализация страны, — отмечалось в постановлении, — не может опираться в дальнейшем только на одну южную металлургическую базу. Жизненно необходимым условием быстрой индустриализации страны является создание на Востоке второго основного угольно-металлургического центра СССР путем использования богатейших угольных и рудных месторождений Урала и Сибири» .

По плану «Большого Урала» намечалось резкое увеличение промышленного производства к 1933 г. В связи с этим потребность в капитальных затратах определялась в 8,5 млрд. р. вместо 2,7 млрд.р. по заданиям первой пятилетки . В результате Урал выдвигался на второе место среди экономических районов, а по вложениям в новое строительство – на первое. Намечались и более высокие темпы развития уральской промышленности, чем в целом по стране. По мнению исследователей А.Э. Беделя, С.В. Воробьева, С.П. Постникова, волевое, не подкрепленное научными расчетами решение вождя не учитывало реальных возможностей страны и региона при утверждении оптимального варианта первого пятилетнего плана, в том числе и «Большого Урала» .

Ведущим звеном второй угольно-металлургической базы становился Южный Урал. Первой крупной ударной стройкой стала Челябинская ГРЭС, первенец плана ГОЭЛРО в крае. 15 сентября 1930 г. состоялся ее торжественный пуск, что позволило обеспечить электроэнергией заводы и стройки огромного промышленного района. В 1929 г. развернулось строительство Челябинского электротермического комбината (ЧЭМК) в составе ферросплавного, электродного и абразивного заводов. 7 ноября 1930 г., ровно через год после начала строительства, первая электропечь дала металл. Этот день стал днем рождения отечественной ферросплавной промышленности. «Знаменем страны», по образному выражению Г.К. Орджоникидзе, стало строительство Магнитогорского металлургического комбината – ведущего предприятия в системе Урало-Кузбасса. 17 января 1929 г. СНК СССР и СТО приняли решение о его сооружении, а 1 февраля 1932 г. в дни работы XVII конференции ВКП(б) выдала первый чугун самая мощная в Европе домна № 1 ММК. 1 июня 1933 г. вступил в строй первенец гусеничного тракторостроения – ЧТЗ.

Промышленному строительству на Южном Урале уделяли постоянное внимание ЦК партии и Советское правительство. 25 января 1931г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «О строительстве Магнитогорского металлургического завода», 30 апреля – «О ходе строительства Челябинского тракторного завода». ВСНХ СССР выделил крупнейшие новостройки края в ударную группу.

При создании новых отраслей промышленности был использован мировой опыт, хотя отношения с иностранными фирмами складывались непросто: сказывалось влияние не только политических факторов, но и экономических, в частности, учитывалась и будущая конкуренция на мировом рынке. Так руководители фирмы «Катерпиллер» не отказывались помочь в проектировании ЧТЗ, но выдвинули тяжелые условия. Фирма потребовала в качестве вознаграждения за проект 3500 тыс. долларов и согласилась представить его только на английском языке и только в американских, а не в принятых на европейском континенте метрических мерах. По условиям фирмы наша страна не имела права экспортировать в течение 20 лет тракторы типа «Катерпиллер». Кроме того, компания отказалась предоставлять техническую информацию о новейших усовершенствованиях в машинах, которые будут сделаны после сдачи проекта , то есть руководители фирмы не желали развивать нас технически, опасаясь будущей конкуренции.

Тогда в Детройте, центре автотракторной промышленности США, нашими представителями было организовано специальное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», куда вошли 40 советских и 12 американских специалистов. Учитывая последние достижения в области тракторостроения, бюро внесло значительные изменения в эскизный проект ЧТЗ.

По предложению фирмы «Альберт Кан» в эскизный проект ЧТЗ были внесены изменения: решили сооружать 3 отдельных корпуса: механический, литейный и кузнечный, вместо 20 цехов, намеченных первоначально. Они же рекомендовали заменить железобетонные опорные колонны цельнометаллическими. Это давало не только широкие пролеты, но и возможность менять объекты производства. Сложность состояла в том, что металл нужно было закупать за границей. Начальник ЧТС К.П. Ловин добился на это согласия С. Орджоникидзе. «Много горя хлебнули мы впоследствии с этим делом, — вспоминал инженер-механик Г.И. Самоль, — Ловину грозили привлечением к суду» . Переход на выпуск танков в начале Великой Отечественной войны подтвердил правильность принятых решений.

При строительстве Челябинского ферросплавного завода специалисты немецкой фирмы «Альтебауг» обязались осуществлять общее руководство сооружением главного корпуса, однако, фирма приступила к работам только через 2 месяца, вела их крайне медленно и некачественно. От ее услуг пришлось отказаться. Проект завода был составлен в расчете на американское оборудование, но после длительных переговоров американская сторона отказалась его продать. Все это, безусловно, влияло на реализацию плановых заданий первой пятилетки.

Промышленная модернизация Южного Урала, как и всей страны, встретилась с большими трудностями: ручной труд, нехватка средств и техники, преувеличенные задания, срывы в снабжении продовольствием, обострение жилищной проблемы, текучесть рабочей силы — приводили к срыву сроков строительства. Так первоначально намечалось ввести ЧТЗ в строй действующих предприятий к 1 мая 1932 года, затем решением ЦК ВКП(б) от 30 апреля срок передвинулся на 1 ноября 1932 г., а 1 декабря 1932 правительство определило новую дату – не позднее 15 мая 1933 г. Торжественный пуск ЧТЗ состоялся 1 июня 1933 года.

Большую роль в ликвидации прорывов и в обеспечении выполнения пятилетки в четыре года сыграл подлинный энтузиазм народных масс, выразившийся в различных формах соцсоревнования: ударные бригады, встречный промфинплан, батальоны энтузиастов социалистической промышленности, социалистические штурмы на Челябкопиях, «бетонные вечера» на ЧТС и др. Именно здесь, на Магнитострое, был поставлен мировой рекорд в бетонировании бригадой Хабибуллы Галиулина, которая дала за смену 1196 замесов.

Несмотря на все сложности, итоги первой пятилетки на Южном Урале были впечатляющими. Здесь было построено 13 предприятий союзного и республиканского значения, производственные фонды промышленности в связи с большим капитальным строительством и реконструкцией предприятий возросли в 4,5 раза, что было выше средних показателей по Уралу и по стране. Валовая продукция крупной промышленности края увеличилась более, чем вдвое, а удельный вес продукции группы «А» составил 72,2% . Однако программа «Большого Урала», как и многие задания пятилетнего плана, не были выполнены. Так объем капиталовложений составил 3,7 млрд. руб. – а по цифрам «Большого Урала» 8,5 млрд.руб.; выплавка чугуна увеличилась в 1,8, а продукция машиностроения в 3,5 раза вместо запланированных соответственно – в 3,5 и 7 раз . Так реалии 30-х годов, внутренние и внешние факторы, влияющие на ход промышленной модернизации, вносили свои коррективы в выполнение плановых заданий партии и правительства.

В годы второй пятилетки продолжалось дальнейшее строительство и шло освоение новых производств. В июле 1933 г. магнитогорские металлурги получили первую плавку стали и с вводом в строй прокатного стана «500»в августе 1934 г. ММК стал предприятием с законченным металлургическим циклом. 1 декабря 1935 г. завод отказался от государственных дотаций, давал самый дешевый металл в стране и накануне войны прочно занял место флагмана черной металлургии.

В 1934 г. коллектив ЧТЗ освоил проектную мощность первой очереди, что позволило Советскому Союзу не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на первое место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. В приказе Главного управления автотракторной промышленности по годовому отчету ЧТЗ отмечалось: «Столь интенсивного освоения производства заводы автомобильно-тракторной промышленности еще не знали». 29 декабря 1936 г. челябинские тракторостроители на год раньше срока завершили свой пятилетний план. При этом за время, прошедшее со дня пуска завода, себестоимость трактора была снижена в три раза. В 1937 г. на Международной выставке в Париже «Искусство и техника современной жизни» трактор с маркой «ЧТЗ» получил высшую награду – диплом «Гран При».

В декабре 1933 г. построенный ударными темпами Уфалейский завод, первенец никелевой промышленности в СССР, начал выпускать свою продукцию, которая не уступала по качеству зарубежной. 1 мая 1937 г. здесь был получен и первый отечественный кобальт. До 1939 г. весь электролитический никель в СССР производился в Верхнем Уфалее. В этом же году были пущены Челябинский абразивный завод, один из самых крупных в мире, который обеспечивал своей продукцией не только уральское, но и все союзное машиностроение, и Ашинский лесохимический, который по размерам производства являлся крупнейшим в Европе.

В апреле 1935 г. состоялся пуск Челябинского цинкового завода, где впервые металл был получен гидроэлектролитическим способом. Это был большой успех в развитии отечественной цветной металлургии, так как до начала 30-х гг. 90% потребности в цинке покрывались импортом . 16 мая 1935 г. был издан приказ Наркомата тяжелой промышленности о вводе в строй первых цехов Челябинского завода крупного станкостроения, первого такого предприятия на Урале и др. В целом число крупных заводов на Южном Урале во второй пятилетке возросло с 618 до 911.

Процесс освоения новых производств и новых технологий не был гладким и безоблачным. Стахановские рекорды сочетались с привлечением принудительного труда, а административно-командная система использовала для преодоления трудностей введение чрезвычайных и репрессивных мер. В Челябинске были объявлены врагами народа первый секретарь обкома партии К.В. Рындин, председатель облисполкома М.А. Советников, а также ряд руководителей городов, районов и крупнейших предприятий. В числе репрессированных оказались и руководители ЧТС-ЧТЗ – К.П. Ловин, А.Д. Брускин, И.Я. Нестеровский и др.

Следует отметить, что эти факторы характерны для мобилизационного типа развития общества, который, по мнению историков, «выступает одним из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям быстроменяющегося мира и заключается в систематическом обращении к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей, таких, как ликвидация отставания, выход на заданные рубежи, обретение лидерства в определенной области, устранение внешней угрозы и т.д.» .

В годы второй пятилетки успешно шла и реконструкция действующих предприятий. На Златоустовском заводе были построены новые цехи; металлурги освоили до 30 марок высококачественных сталей. Они впервые в мире изготовили нержавеющую сталь, которая по своим качествам не уступала знаменитому булату Аносова. Освоил выпуск новой продукции Златоустовский инструментальный завод, шла реконструкция Усть-Катавского вагоностроительного завода, медеплавильного завода в Карабаше и др. Второе рождение переживала каменноугольная промышленность. В 30-е гг. вступили в строй 20 новых угольных шахт, начал работать знаменитый Коркинский разрез, где добыча велась открытым способом. По добыче каменного угля Челябинская область занимала ведущее место на Урале.

Таким образом, несмотря на все противоречия действительности 30-х годов, на Южном Урале сложился многоотраслевой промышленный комплекс. В 1940 г. Челябинская область давала 11,5 % всесоюзной выплавки чугуна, 11,2% — стали и 12% — проката, это около 60% выпуска данной продукции на Урале . Продукция крупной промышленности выросла за это время в 12 раз. Область занимала первое место в Союзе по производству тракторов, магнезита и никеля; второе – по добыче железной руды и выпуску ферросплавов; третье – по выплавке чугуна и стали. В результате промышленной модернизации в Челябинской области, как и в целом на Урале, была создана мощная индустриальная база, которая позволила превратить этот регион в опорный край державы.

Примечания


Ленинская поступь пятилеток: Из истории развития промышленности и рабочего класса Челябинской области. Сб. док. и материалов. Челябинск. 1986. Т. 1: 1929-1950 гг. С. 16-20.

Историческая наука на пороге третьего тысячелетия. Опыт российских модернизаций XVIII – XX вв. М. 2000. С. 168.